Правила благоустройства территории городского округа город Калининград

Проект, подготовленный рабочей группой по поручению губернатора Антона Алиханова, предлагает единый комплексный подход в улучшении экологического состояния и внешнего облика городов и поселков области.

Вопрос применения этих рекомендаций обсуждался накануне на совещании под руководством губернатора.

В мероприятии приняли участие представители правительства области, общества с ограниченной ответственностью «КБ Стрелка», а также строительной отрасли региона, прокуратуры, главы администраций муниципальных образований.

«Правила благоустройства территории – это повод для размышлений и подготовки предложений по созданию нового качества среды, – сказал Антон Алиханов. – Новые подходы уже видны в каждом реализуемом главами проекте по созданию комфортной городской среды. Участие в федеральных конкурсах, программе конкретных дел – это своеобразный вызов сложившимся стереотипам в части градостроительного планирования и благоустройства».

«Качество среды проживания непосредственно влияет на жизнедеятельность людей, их самочувствие и настроение. Высокий уровень благоустройства территорий может и должен обеспечить создание современной, безопасной и комфортной среды проживания», – подчеркнул глава региона.

Как отметила заместитель председателя правительства области Наталья Сибирева, проект может быть рекомендован органам местного самоуправления в качестве исходного документа для подготовки соответствующего правового акта.

При его разработке учтены положения Градостроительного, Земельного, Водного и Жилищного кодексов Российской Федерации, федеральных и региональных законов и иных нормативных актов, а также замечания и предложения специалистов, представителей органов местного самоуправления. По согласованию с Калининградской региональной общественной организацией инвалидов «Ковчег» в проекте детально проработаны требования к доступности городской среды, объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Проект разработан с целью определения требований по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, к внешнему виду фасадов и ограждений. Документом определен перечень работ по благоустройству, включая освещение улиц, озеленение территорий, размещение малых архитектурных форм, детских и спортивных площадок, а также периодичность их выполнения, установлен порядок участия собственников объектов недвижимости и земельных участков в благоустройстве прилегающих территорий.

Также предусмотрено установление единых требований к обеспечению надлежащего содержания городских территорий, зеленых насаждений на территориях муниципальных образований Калининградской области с учетом сезонных климатических особенностей.

«Проект представляет собой объемный документ. В нём есть масса вариантов развития каждого муниципального образования, которые уже сейчас начинают закладывать формирование своего неповторимого облика», – сказал министр строительства и ЖКХ области Сергей Черномаз.

Также в рекомендованный проект включены общие положения о размещении камер видеонаблюдения на объектах благоустройства в жилой среде, на территории дорожного движения, объектах культурно-бытового обслуживания, а также при проектировании зданий и сооружений, иных объектов, предусматривающих массовое посещение людей, с возможностью интеграции с системой «Безопасный город». По мнению губернатора, это позволит повысить уровень безопасности граждан, снизить уровень преступности.

В ряд глав включены положения из объемно-пространственного регламента: правила содержания городских территорий и порядок пользования такими территориями, требования к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений; благоустройство территории, содержание элементов благоустройства; организация озеленения территории муниципального образования, содержания газонов, цветников; размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок, малых архитектурных форм.

Кроме того, в раздел «Размещение, содержание и эксплуатация устройств наружного освещения, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений» проекта включены положения из программы «Чистое небо».

Также устанавливается порядок содержания и эксплуатации детских спортивных и детских игровых площадок на территориях муниципальных образований с учетом требований санитарно-эпидемиологической безопасности населения. В рекомендованном проекте учтены положения о благоустройстве контейнерных площадок, в том числе предусматривающих осуществление раздельного сбора мусора.

В ходе совещания была заслушана информация по развитию системы документов, регулирующих градостроительную деятельность. Главы администраций муниципальных образований получили ответы на возникшие у них вопросы.

Антон Алиханов дал месяц главам администраций на обсуждение рекомендованного проекта и принятие соответствующих решений на заседаниях местных советов.

совещание Главам администраций муниципальных образований Калининградской области представлен рекомендованный проект правил благоустройства территории Источник: https://gov39.ru

132

Труды БГТУ, 2019, серия 1, № 2, с. 132-137

УДК 712.4

О. В. Халикова, Р. Р. Исяньюлова

Башкирский государственный аграрный университет

ОРГАНИЗАЦИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА УФА

В статье приводятся результаты анализа организации благоустройства и озеленения территории Уфы. Описывается работа, которая ведется в городе для совершенствования, эстетического вида столицы Республики и создания условий для комфортного проживания граждан. В связи с этим решаются следующие задачи: организация эффективной системы благоустройства, проведение благоустроительных работ и поддержание существующих территорий города в надлежащем виде. Большое внимание уделяется зонам отдыха населения, на которых устанавливается современное оборудование. За последние годы проделана большая работа по устройству тротуаров. Ежегодно создаются новые проекты по благоустройству и озеленению территорий городского округа. Изучаются направления и методы благоустройства, а также методика озеленения. Во время исследования проанализированы документы за последние несколько лет о деятельности муниципальных органов по благоустройству городского округа и его нормативному обеспечению. В результате дана оценка эффективности использования различных приемов озеленения и благоустройства в Уфе, выявлены проблемы, определены перспективы дальнейшей работы, рекомендованы растения для озеленения города.

Ключевые слова: озеленение территории, благоустройство территории, нормативное обеспечение, проблемы благоустройства, перспективы озеленения, экологические особенности, растения для озеленения Уфы.

O. V. Khalikova, R. R. Isyanyulova

Bashkir State Agrarian University

ORGANIZATION OF IMPROVEMENT AND PLANTING OF THE TERRITORY

DISTRICT OF UFA OF THE CITY

Введение. Современная Уфа является средоточием производственных, обслуживающих социальных и многих других объектов. Это крупный населенный пункт, промышленный, торговый, административный и культурный центр. У города сложные экономические связи и многоэлементная структура. Его территориальное единство достигается объединением всех предприятий, природных

ресурсов, инфраструктуры, организаций в единое целое. Совместное использование всех этих ресурсов и территорий города превращает его в самостоятельное образование . Основной целью градостроительной политики является создание благоприятной среды для жизнедеятельности. Благоустройство — это важный аспект для формирования высоких архитектурно-художественных,

О. В. Халикова, Р. Р. Исяньюлова

социально-бытовых, санитарно-гигиенических, функционально-планировочных и экологических качеств городских территорий, а также участков жилой застройки . Жилье человека не может быть комфортным, если близлежащая территория не обустроена должным образом. Можно согласиться с мнением, что благоустройство города — это самый эффективный метод создания полноценной жизнедеятельности. Поэтому для достижения комфортного проживания граждан необходимо совершенствовать организацию деятельности по благоустройству и озеленению территории.

Основная часть. Формы благоустройства. На территории города есть основные зоны: селитебная (жилая зона), ландшафтно-рекреа-ционная и производственная. Каждая зона предъявляет свои требования по формированию благоприятных условий для всех видов деятельности. Благоустройство не является исключением. Основные задачи — это рациональное взаиморасположение данных функциональных зон и их структурная организация. Зеленые насаждения должны включаться в состав абсолютно всех функциональных зон города, равномерное размещение которых по территории является средством формирования всей структуры города в единое целое.

Под благоустройством понимается определенный комплекс работ, направленный на улучшение экологического и эстетического состояния территории города.

При благоустройстве соответствующих зон решаются следующие вопросы:

— селитебные — создание комфортного проживания жителей;

— ландшафтно-рекреационные — реформирование благоприятных условий для массового непродолжительного отдыха населения города и близлежащих районов;

— производственные — повышение средоза-щитной роли и включает в себя такие мероприятия, как инженерная подготовка территории и улучшение микроклимата.

Одним из приоритетных вопросов Уфы является снижение антропогенного воздействия.

Нормативно-правовые документы по благоустройству города. В большинстве своем функции и методы по благоустройству города «лежат на плечах» нашей администрации и входят в их задачи . Основными нормативными документами, которые регулируют деятельность по благоустройству, являются Конституция РФ, Конституция Республики Башкортостан, федеральные законы, указы главы Республики Башкортостан, устав городского округа Уфы, градостроительный кодекс, административные регламенты, различные решения, уставы, програм-

мы, методики, правила, исходно-разрешительные документы администрации городского округа Уфы и пр.

Перспективы благоустройства и озеленения. В нынешних границах Уфа является многофункциональным экономическим, научным и культурным центром Республики Башкортостан. Городской округ Уфы насчитывает 7 административных районов, 5 сельских советов и 28 населенных пунктов. Здесь непрерывно ведутся различные мероприятия по развитию благоустройства и озеленения. Благодаря прекрасному географическому расположению и проведенным работам по облагораживанию Уфа остается одним из самых зеленых мегаполисов России .

К самым большим и красивым зонам можно отнести лесопарк им. Лесоводов Башкортостана, Ботанический сад, парк им. Якутова, парки культуры и отдыха «Первомайский», им. М. Гафури, парк Победы, а также ПКиО. Вопросы сохранения всех зеленых рекреационных зон жестко регулируют нормативные документы городского округа. Все зеленые насаждения в Уфе занимают более 30% всей территории (2530 м2 на одного человека). Многие крупные зарубежные города уступают этому показателю. Помимо внутригородских насаждений функционирует множество лесопарковых зон, длинной 15-20 км. Город защищен «зеленым поясом» с севера. Горожане активно принимают участие в благоустройстве, озеленении территории, а также в субботниках, внося вклад в улучшение экологической обстановки. Благодаря новомодным стилям в ландшафтном дизайне, связанным с озеленением территорий офисов, магазинов и предприятий, на улицах возле заведений стали появляться различные элементы и ландшафтные композиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика состояния проблем. Анализ показал проблемы, которые препятствуют росту комфортной жизнедеятельности граждан. Среди них: низкое качество дорожного покрытия, нехватка проездного транспорта, отсутствие внимания к окружающей среде предпринимателей, неоднородная экологическая ситуация в разных районах города (например, Калининский, Октябрьский и Орджони-кидзевский), проблема загрязнения окружающей среды, низкий уровень ресурсосберегающих технологий. Следовательно, экологическая обстановка в Уфе, как и в любом крупном населенном пункте, оставляет желать лучшего. Город очень быстро «растет».

Перспективы развития по благоустройству территории предлагает муниципальное унитарное предприятие «АПБ» города Уфа. В соответствии с различными требованиями, касаю-

щимися реализации проектов для территорий городского округа Уфы, необходима разработка территорий на стадии «Проект планировки». Решается комплекс сложных задач внутригородского развития, например учет перспектив развития транспортной и инженерной системы городского округа дает возможность организации системы скоростных автомобильных магистралей. На основании проектов по планировке территории ведется разработка межевания и подготовка градостроительных планов земельных участков. Как утверждает Главархитектура города, самым значительным на данный момент в градостроительном отношении является планировка юго-западной части территории.

Огромное значение имеет регулирование качества городской среды. Среди экологических вопросов в городе Уфа наиболее важными являются: загрязнение воды, воздуха, накопление твердых отходов, шум и вибрации, а также нарушение природной рекреационной среды из-за порчи поверхности почвы строительством и неравномерного посещения гостей и отдыхающих.

В комплекс первоочередных задач по охране окружающей среды входят мероприятия:

— охрана окружающей среды от последствий обильного потока транспорта и промышленности;

— улучшение окружающей среды для комфортного проживания населения нынешнего и будущего поколений;

— предотвращение экологического ущерба аварий промышленных источников и пр.

Озеленение в городе Уфа. Под озеленением территории можно понимать комплекс мероприятий, направленных на гармоничное устройство различных растительных композиций. Для этого высаживаются древесно-кустарнико-вые растения, создаются различные виды цветников, устраиваются газоны. Более сложную работу выполняют профессионалы.

Основой озеленяемого участка становятся здания, живые изгороди, дорожки. Благодаря растениям на одной и той же территории можно создать неповторимые ландшафтные композиции. Главным критерием для озеленения является правильный подбор растений не только с дизайнерской точки зрения, но и с биологической, экологической. Учитываются почвенные и климатические условия. К примеру, рядом с елью не будет хорошо себя чувствовать роза, так как ей нужна более щелочная почва, а хвойные окисляют ее.

В Уфе многие насаждения достигли своего естественного старения. Они требуют особого ухода или полной замены новыми насаждениями (рисунок).

70 60 50 40 30 20 10

Средний

возраст

насаждений,

Территории Территории Территории общего ограниченного специального пользования пользования назначения

Средний возраст насаждений в Уфе

Почти 80% деревьев старше 60 лет. Это приводит к снижению защитной и эстетической функций. Требуется посадка саженцев и, возможно, проведение выборочных рубок на территории города.

Уфа — это один из крупнейших городов, поэтому необходимость в качественном озеленении и благоустройстве территорий существует всегда.

В 2018 г. в одном только сквере 50-летия Победы было высажено 600 молодых деревьев. В настоящее время рекомендуется проводить больше экологических акций. Для того чтобы улучшить и поддержать состояние насаждений в условиях города, придать им соответствующий декоративный облик, необходимо проводить своевременные работы по ремонту и содержанию зеленого фонда, начинать использовать крупномерный посадочный материал саженцев древесно-кустарниковых растений.

Газон является неотъемлемой частью ландшафта. Каждый тип газона имеет свою красоту и привлекательность. Он бывает разный по составу используемой смеси семян, толщине слоя плодородного грунта, а также способу производства. В Уфе газонные травы, которые применяют для озеленения, различны. Обычно для посева используют более 20 видов злаков. Самыми распространенными являются овсяница луговая (Festuca pratensis Huds.), мятлик луговой (Poa pratensis L.), райграс пастбищный (Lolium perenne L.), полевица побего-носная (Agrostis stolonifera L.). Для декоративных газонов хорошо подходит овсяница красная (F. Rub-ra L.) в связи с тем, что она наиболее жизнестойкая, хорошо растет как на сол-

лет

О. В. Xaëèêoâa, P. P. Иcяньюлoвa

нечных местах, так и на затененных. Овсяница красная устойчива к вытаптыванию, не боится заморозков, начинает расти в апреле. Мятлик луговой (Poa pratensis L.) более требователен к увлажнению, чем овсяница красная, у него не сильно густой травостой, он медленнее развивается и среднеустойчив к вытаптыванию. Мятлик обыкновенный (Р. Trivialis L.) в озеленении хорошо подойдет для затененных участков. Он морозостоек, среднеустойчив к вытаптыванию. Райграс пастбищный (L. Perenne L.) хоть и является распространенной злаковой культурой для создания газонов, но он не морозостоек и не долговечен, за зиму сильно изре-живается. Полевица волосовидная, или тонкая (А. tenis L.), является ценной газонной травой, ее достоинство — это невысокая требовательность к плодородию.

В практике озеленения используют, как правило, не один вид трав, а травосмесь. Травосмеси хорошо подходят для климатических условий Уфы. Состав травосмеси необходимо подбирать согласно типам почв озеленяемой территории, а также согласно типу газона, т. е. назначению (обыкновенный, партерный, мавританский и т. д.).

Цветники позволяют дизайнерам выразить свой творческий потенциал, создавая их в виде клумбы, рабатки, панно, бордюра или миксбордера. В многоцветии главным критерием является продуманная композиция, чтобы цветочные культуры сильно не пестрили, а гармонично смотрелись и сочетались между собой. Правильно спланированный цветник будет до поздней осени радовать глаз яркими красками. Ровные участки можно разнообразить такими «перепадами высот», как альпийские горки или стенки, красиво смотрится ро-карий, а однолетники образуют шикарные «ковры». Виды цветников различны, они делятся на 2 большие группы — пейзажные и регулярные. К пейзажным цветникам можно отнести миксбордеры, рокарии, альпинарии и цветочные группы. К регулярным — клумбы, партеры, арабески, бордюры, розарии и модульные цветники, т. е. цветники строгих геометрических форм. Вересковые можно выращивать на затененных участках. В местах отдыха населения красиво будет смотреться рабатка (цветник в виде длинной узкой ленты). Для ее создания отлично подойдут такие растения, как бальзамин садовый (Impatiens balsamina L.), бархатцы мелкоцветные (Tagetes erecta L.), календула лекарственная (Calendula officinalis L.), настурция большая (Tropaeolum majus L.), петуния садовая (Petunia integrifolia Juss.). Необычно будет смотреться солитер из пионов (Paeonia L.), дельфиниума гибридного

(Delphinium hibridum L.) или флокса метельчатого (Phlox paniculata L.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Живая изгородь из декоративного кустарника берет на себя роль ограждения вместо строительных материалов. Грамотно подобранная живая изгородь не только визуально разделяет пространство, но и придает более эстетический вид озеленяемому объекту, она выполняет санитарно-гигиенические функции. Красиво и живописно выглядит двухрядная живая изгородь из спиреи иволистной (Spiraéa salicifolia L.) и барбариса оттавского (Berberis х ottawensis C. K. Schneid. ex Rehder). Форма изгороди смягчит неприступность и монотонность забора.

Особенно важно при посадке древесно-кустарниковых насаждений учитывать отношение их к свету, так как тенелюбивые растения на солнечном месте могут не только потерять декоративность, но и «выгореть». Реализацией семян и посадочного материала древесно-кустарниковых растений для озеленения в Уфе занимаются следующие организации: садовый центр при Ботаническом саде, ООО «Ботанический сад», муниципальное унитарное предприятие «Горзеленхоз», садовый центр ООО «Грин Папа», садово-ландшафтные центры «LAND HAUS» и «Клен», «Ваше Плодородие», компании «Ваш Садовник», «Яблоневый сад в Башкирии», питомник «Чишминский «Новый сад» ЛПХ, садово-ландшафтный центр «Аллея Роз»,

интернет-магазин «Мечта садовода» и садовый центр «Цветник».

Вертикальное озеленение в Уфе является оригинальным приемом ландшафтного дизайна. Растения для вертикального озеленения подбираются из тех семейств, которые хорошо себя чувствуют на склонах, так как их рост будет проходить в вертикальном положении и создавать образ живой природы. Наиболее подходящим растением для вертикального озеленения является лиана, она может быть как однолетней, так и многолетней. Вертикальным озеленением в городе Уфа занимаются фирмы «Lafasad УФА», «Аллея роз», «Версаль»,

«ОгеепБесо» и пр. Приемы вертикального озеленения в городе имеют особое значение, они весьма эффективны, так как большинство высаживаемых насаждений гибнут повсеместно из-за отсутствия регулярного полива и недобросовестного отношения граждан к высаживаемым растениям.

Эффективность использования различных приемов озеленения и благоустройства в Уфе. Зеленые насаждения в городе имеют спектр возможностей, которые заложены в них природой. Озеленение в городах позволяет ослабить негативные последствия экологических условий, повысить уровень комфортности среды города и решить некоторые задачи дизайна урбанизированной территории Уфы. Все виды озеленения и благоустройства территорий в нашем городе обогащают ландшафт, увеличивают степень его эстетической привлекательности. Такие малые архитектурные формы, как скамейки, мостики, беседки, скульптуры, фонтаны в парках, скверах, создают привлекательный образ, они украшают данные территории общего пользования и города в целом. Гармоничный союз архитектуры, малых архитектурных форм, новых форм растительности и природного ландшафта — это хорошее технологическое решение по озеленению и благоустройству Уфы. Создание новых озелененных территорий общего, специального и ограниченного пользования являются актуальными и весьма эффективными методами благоустройства нашего города.

Заключение. Город Уфа — сложен и многогранен во всех аспектах, он очень большой и красивый. Мероприятия по озеленению и благоустройству не должны прекращаться, ведь с темпами роста города должно возрастать количество зеленых насаждений на территории и за его пределами. Необходимо внедрение комплексной многолетней системы непрерывного озеленения и рациональной планировки. Возможность создания научно-информационной базы о существующих зеленых насаждениях стала бы одним из перспективных опытов для грамотного решения вопросов озеленения и благоустройства территории города.

Литература

3. Николаевская И. А. Благоустройство территорий. М.: Академия, 2006. 272 с.

4. Бирюков Л. Е. Основы планировки и благоустройства населенных мест и промышленных территорий. М.: Высш. шк., 1978. 232 с.

5. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность. 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2004. 480 с.

О. В. Халикова, Р. Р. Исяньюлова

6. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. М.: Наука, 1996. 470 с.

7. Денисов В. Н., Половцев И. Н., Евдокимов Т. В. Благоустройство жилых территорий. СПб.: МАНЕБ, 2014. 98 с.

3. Nikolayevskaya I. A. Blagoustroystvo territoriy . Moscow, Akademiya Publ., 2006. 272 p.

6. Velihov L. A. Osnovy gorodskogo khozyaystva . Moscow, Nauka Publ., 1996. 470 p.

Информация об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исяньюлова Регина Рафаилевна — кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры лесоводства и ландшафтного дизайна. Башкирский государственный аграрный университет (450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34, Российская Федерация). E-mail: aspirant_bsau@mail.ru

Information about the authors

Участие населения в благоустройстве территории городского округа «Город Белгород» Public participation in the improvement of the territory of the urban district «City Belgorod»

Чичиль Никита Сергеевич

Студент 3 курса Факультет Институт экономики и управления Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, Белгород e-mail: Ainxal@yandex.ru

Chichil Nikita Sergeevich

Student 3 term

Faculty of Institute of economics and management National Research University «Belgorod State University»

Russia, Belgorod e-mail: Ainxal@yandex.ru

Аннотация.

В данной статье изучена нормативно-правовая основа благоустройства территории городского округа «Город Белгород». Произведён анализ существующей практики работы территориального общественного самоуправления (ТОС) в городе Белгород, выделены основные виды их деятельности. Предложены направления совершенствования общественного самоуправления в рамках благоустройства территории. Ключевые слова: анализ, территориальное общественное самоуправление, муниципальное управление, общественное участие.

Ключевые слова: анализ, территориальное общественное самоуправление, муниципальное управление, общественное участие.

Key words: analysis, territorial public self-government, municipal government, public participation.

Складывающиеся реалии капиталистического уклада жизни в России неизбежно приводят к необходимости участия местного сообщества в решении вопросов местного значения. Одним из таких вопросов является благоустройство территории. В данный момент единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, обеспечению доступности городской среды, порядок и механизмы общественного участия в процессе благоустройства территории установлены решением Белгородского городского совета «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа «Город Белгород» .

Участниками деятельности по благоустройству территории могут выступать:

1. Население, сформировавшее запрос на благоустройство и принимающее участие в оценке предложенных решений (представлены общественными организациями и объединениями);

2. Представители администрации города;

3. Хозяйствующие субъекты;

4. Представители профессионального сообщества;

5. Исполнители работ;

6. Иные лица.

Участие граждан может быть прямым или опосредованным через общественные организации и осуществляется посредством инициирования проектов благоустройства, участия в обсуждении проектных решений и реализации принятия решений.

Стоит отметить, что данный нормативный акт содержит в себе обширную понятийную базу, но не исключает моментов, которые нуждаются в дополнительных пояснениях. Например, пункт 1.10.8. говорит, что «ответственность за эстетический внешний вид общественных уборных несут их собственники и иные владельцы». Слово «эстетика» в тех или иных видах используется в данном документе 16 раз, но отсутствует пояснения сути данного понятия в контексте благоустройства территории, ответственности граждан и конкурентных объектов материальной культуры. Остаётся не раскрытым вопрос оценки уровня соответствия элементам благоустройству надлежащему эстетичному виду условия, что не заданы критерии оценки эстетики в данном контексте. Подобные моменты требуют доработки со стороны составителей документальной базы, которая касается благоустройства территории городского округа «Город Белгород».

Общественному участию граждан и контролю в сфере благоустройства посвящён третий раздел, который регулирует порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству и осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории. Осуществив анализ данного раздела можно сделать вывод, что возможности для участия в организации благоустройства существуют достаточно обширные, но не в полной мере представлен порядок и формы контроля за соблюдением правил благоустройства территории, что указывает на необходимость дальнейшего изучения данного вопроса с привлечением специалистов и заинтересованных граждан и организаций.

В данный момент одной из важных ветвей развития является территориальное общественное самоуправление, как одна из основных форм инициативного участия граждан в осуществлении права местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление (далее по тексту ТОС) — это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населённых пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения .

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) призвано стать одним из первичных элементов местного самоуправления, реализовать права и свободы граждан по месту жительства, а также сформировать продуктивные взаимоотношения между местными органами власти и гражданами при разработке и принятии решений. Необходимо отметить, что создание ТОС может происходить исключительно по инициативе местного населения (компетенции определяются самими участниками ТОС).

Необходимо отметить отсутствие предельно достоверной и точной цифры по количеству действующих на территории города ТОС. По данным официального сайта территориального общественного самоуправления, в Белгороде 627 ТОС, но документального подтверждения этой цифры не обнаружено . Однако согласно данным службы государственной статистики по Белгородской области, на всю Белгородскую область на 1 января 2018 года была зарегистрировано 4 ТОС . Данное расхождение является основой для сомнений в достоверности данных и признаком недостаточного уровня развития сотрудничества между органами.

Любая эффективная работа по выбранному направлению затруднительная без соответствующей теоретической и законодательной базы. В решении Совета депутатов городского округа «Город Белгород» Белгородской области «О территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа «Город Белгород» говорится, что к полномочиям органов ТОС относится «представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории», но данный пункт нуждается в уточнении того аспекта, что органы ТОС представляют интересы всех граждан, которые проживают на соответствующей территории или только тех граждан, которые являются членами ТОС? Какой порядок действий в случае расхождения позиции

граждан, которые проживают на соответствующей территории с позицией органов ТОС? Данные аспекты требуют более детального изучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее остаётся вопрос из пункта 3.2 , который даёт право на «внесение в органы местного самоуправления города проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этим органам и должностным лицам местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов». Отсутствует пояснение ряда вопросов:

— форма и сроки официального ответа, который должен (и должен ли) быть предоставлен касательно внесённого проекта;

— в какой форме органы ТОС должны подавать свои проекты муниципальных правовых актов?

Эти и многие другие пункты нуждаются в дополнении и расширении, чтобы избежать недопонимания у граждан, которые занимаются или планируют заниматься организацией работы органов ТОС.

Для организации работы ТОС администрацией города Белгорода были разработаны методические материалы по организации территориального общественного самоуправления в городе Белгороде . Необходимо отметить, что данные методические материалы имеют ряд преимуществ:

1. Присутствует раздел с определением понятий в рамках деятельности органов ТОС, которые доступны для изучения гражданам, которые ранее не имели опыта в данном виде деятельности;

2. Присутствует раздел с определением понятий в рамках деятельности органов ТОС, которые доступны для изучения гражданам, которые ранее не имели опыта в данном виде деятельности;

3. Раскрыты основные направления деятельности ТОС;

4. Предоставлены примерные формы оформления документации, которые могут быть полезными для граждан, не имеющих опыта в работе с документацией.

Но данные методические материалы были изданы в 2014 году, а это значит, что они нуждаются в серьёзных дополнениях.

1. Предоставленный для изучения перечень нормативно-правовых документов требует пересмотра и корректировки под современную законодательную базу;

2. Отсутствует пример с чёткой структурой органов ТОС, распределёнными полномочиями и ответственностями;

3. Отсутствует раздел по работе с гражданами, организации работы коллектива.

Последний пункт является не просто проблемой существующего методического материала, но и заслуживает изучения в рамках создания отдельных инструкций и методических материалов.

Большое значение в работах органов ТОС является мотивация граждан, которые привлекаются к участию в данной форме общественного самоуправления. Специфика данного вида деятельности не подразумевает извлечение прибыли и заработные платы для граждан. Отсутствие материального базиса стимулирования граждан создаёт ряд трудностей с организацией деятельности органов ТОС. В сложившихся обстоятельствах считается разумным разработка и внедрение специальных методических материалов по работе с коллективом, его мотивацией, стимулированием, организацией труда.

Анализируя общую документальную базу, которая направлена на развитие деятельности органов ТОС, считаем, что вышеизложенные меры могут внести свой определённый вклад в развитие и более эффективное функционирование местного территориального самоуправления.

Список используемой литературы:

1. Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа «Город Белгород»: Решение Белгородского городского Совета депутатов Белгородской области от 29 января 2019 года № 64 (ред. от 01 марта 2019 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/550347457.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 6 февраля 2019 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».

3. Официальный сайт территориального общественного самоуправления: . URL: http://beltos31.ru.

Новые правила благоустройства Астрахани

После опубликования в «Астраханском вестнике», N 51, 27.12.2018 вступили в силу новые

Правила благоустройства на территории муниципального образования «Город Астрахань»

Установлено, что население муниципального образования формирует запрос на благоустройство территории города и принимает участие в оценке предлагаемых решений.

Ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства назначаются: организации, осуществляющие управление домом, либо собственники помещений — на дворовой территории многоквартирного дома; муниципальные учреждения на основании муниципального задания; юридические и физические лица, в случае заключения договоров на осуществление работ — на территориях общего пользования; собственники, владельцы домовладений — на территориях индивидуальных домовладений.

Правилами благоустройства утверждены требования к фасадам зданий и сооружений.

В частности, к таким требованиям относятся: своевременный ремонт и восстановление конструктивных элементов и отделки фасадов; обеспечение наличия и содержание в исправном состоянии водостоков, водосточных труб и сливов; герметизация, заделка и расшивка швов, трещин и выбоин; восстановление, ремонт и своевременная очистка входных групп, отмосток, приямков цокольных окон и входов в подвалы; поддержание размещенного на фасаде электроосвещения и включение его с наступлением темноты; мытье окон и витрин, вывесок и указателей, очистка от надписей, рисунков, объявлений, плакатов, а также нанесенных граффити.

Здания и сооружения муниципального образования требуют размещения следующих домовых знаков: указателя наименования улицы, площади, проспекта, номеров дома и корпуса, подъезда и квартир; указателя класса энергетической эффективности дома; информационных табличек мест расположения доступных для инвалидов входных узлов; памятных досок; указателя пожарного гидранта и иных предусмотренных законом знаков.

Принят перечень элементов благоустройства на территории бульваров и скверов, а именно: твердые виды покрытия дорожек и площадок, элементы сопряжения поверхностей; озеленение; скамьи, урны или малые контейнеры для мусора; осветительное оборудование и оборудование архитектурно-декоративного освещения.

Закреплен срок восстановления горения отдельных городских светильников: 10 суток с момента обнаружения неисправностей или поступления соответствующего сообщения.

Определены требования к уборке городских территорий.

Уборку необходимо проводить ежедневно до 7 часов утра, при этом патрульная уборка мест массового посещения населения производится в течение всего рабочего дня.

Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 24.12.2018 N 188 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Астрахань»