Права тракторист машинист

Содержание

Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Об истории тракторных прав

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Начало

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

Права на трактор в брежневские времена

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста

Ныне установлено 6 категорий плюс 4 подкатегории, чётко разделяющие тракторные права по видам техники.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

С подкатегориями:

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Условия выдачи тракторных прав

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Для чего нужно удостоверение машиниста-тракториста

Инструкция о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверения тракториста-машиниста, утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ № 796 от 12.07.1999 года, устанавливает наличие указанного удостоверения в качестве единственного основания для допуска к управлению самоходными машинами.

Категория водительских прав машиниста-тракториста зависит от вида самоходного транспорта.

  • «А»: авто- и мотовнедорожники для езды вне автомагистралей и дорог.
    • «А1» – мототранспорт, способный развивать скорость не выше 50 километров в час (снегоходы, мотосани, квадроциклы);
    • «А2» – автовнедорожники массой до 3,5 тонн, имеющие не более 8 сидячих мест (вездеходы с шинами низкого давления – например УАЗ Трэкол);
    • «А3» – автовнедорожники массой свыше 3,5 тонн, за исключением пассажирских (вездеходы на пневмошинах – например снегоболотоход «Кержак»);
    • «А4» – пассажирские автовнедорожники с количеством сидячих мест более 8, не считая водительского (аэродромные автобусы и пр.).
  • «В»: колесные или гусеничные агрегаты, мощность двигателя которых не достигает 25,7 киловатт (миниэкскаваторы).
  • «С»: колесные машины с мощностью двигателя от 27,5 до 110,3 киловатт (экскаваторы-погрузчики или тракторы).
  • «D»: колесные машины, мощность двигателя которых свыше 110,4 киловатт (пневмоколесные краны).
  • «Е»: гусеничный транспорт мощнее 27,5 киловатт (бульдозеры, экскаваторы).
  • «F»: самоходные машины сельхозназначения (уборочные комбайны).

Процедура сдачи экзамена

Сдача экзаменов, по итогам которых выдается удостоверение машиниста-тракториста, происходит в несколько этапов:

  1. Теория.

Предполагает проверку знаний Правил дорожного движения и безопасной эксплуатации самоходных машин.

Получение неудовлетворительной оценки по любой из этих дисциплин повлечет пересдачу, которая возможна в течение 7 дней.

Важно: наличие водительского удостоверения освобождает от необходимости сдачи теоретического экзамена по ПДД.

  1. Практика.

На этом этапе предстоит продемонстрировать практические навыки вождения. Подобно сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения, экзамен проходит в 2 стадии: на оборудованной площадке – трактородроме, и на спецмаршруте – то есть в реальных условиях, предназначенных для эксплуатации самоходных машин.

Важно: в случае трехкратного «провала» сдать экзамен можно будет только после прохождения дополнительной подготовки при предъявлении соответствующего документа.

  1. Оказание первой медицинской помощи.

Относительно новое испытание, но от этого не менее важное, чем первые два: необходимо будет в теории и на практике (как правило, для этого используются манекены) подтвердить способность оказать доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.

Права тракториста-машиниста

Любой автомототранспорт, передвигающийся по общественным дорогам, должен управляться человеком, имеющим водительское удостоверение.

Категории прав тракториста-машиниста

На сегодняшний день водительские права тракториста состоят из следующих категорий:

  • АI, AII, AIII, AIV — внедорожные транспортные средства;
  • В, С, D, E, — колесные и гусеничные ТС с различными мощностными характеристиками;
  • F — самоходные машины сельскохозяйственного назначения.

Все категории водительских прав на управление трактором в 2018 году можно получить только в инспекции Гостехнадзора.

Данная организация ответственна за прохождение соискателями прав теоретического курса, производственной практики и сдачу экзамена. Водительское удостоверение тракториста-машиниста должно быть заверено подписью Государственного инженера-инспектора.

Что представляет собой удостоверение нового образца?

Новые бланки водительского удостоверения активно были введены в России ещё в 2014 году в результате внесённых изменений в законодательные и нормативные акты (№ 196-ФЗ).

Необходимость нового формата и содержания бланка удостоверения появилась в связи с требованиями европейских стандартов.

  • Водительские права нового образца представляет собой небольшую пластиковую карточку с закруглёнными углами. Таким удостоверением удобно пользоваться, оно не мнётся, не рвётся.
  • На лицевой части в левом углу размещено фото водителя, напечатанное на пластике специальным цифровым оборудованием. В правой части документа находится вся персональная информация о водителе.
  • Обратная сторона содержит сетку с особыми отметками по категориям вождения, а также дополнительную информацию (стаж, группа крови, медицинские ограничения).
  • В штрих-коде зашифрованы все сведения о водителе, касающиеся штрафов, статуса прав, регистрации ТС и пр. Информацию с штрих-кода инспектор считывает портативным сканером.
  • Люминесцентные серия и номер расположены внизу документа на обратной стороне.

Как получить права тракториста-машиниста?

Итак, мы выяснили, что для получения водительского удостоверения на трактор соискатель должен обратиться в органы Гостехнадзора (сравните: обычные права выдаёт Госинспекция).

До ноября 2015 года соискателю разрешалось пройти обучение самостоятельно и прийти только на сдачу экзамена. Однако сегодня получить права на управление самоходным транспортом, в том числе и трактором, можно исключительно после прохождения курса обучения и экзамена в органах Гостехнадзора.

Главное требование, предъявляемое соискателю прав на трактор, – отсутствие ограничений по здоровью.

Для того чтобы получить необходимый допуск на управление самоходной техникой, будущему водителю нужно обзавестись постоянным или временным удостоверением нового образца.

Следует отметить, что до 2015 года требовался ещё один документ, — временное разрешение, однако с ноября 2015 г. его изъяли из Правил дорожного движения.

Чтобы претендовать на получение прав тракториста-машиниста нового образца, соискателю необходимо достичь определённого возраста:

  • 16 лет – для категории AI;
  • 18-лет – для B, C, E, F;
  • 19-лет – АII, АIII;
  • 22-лет – АIV.

Если вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, то будете допущены к сдаче экзамена на получение прав машиниста-тракториста.

Какие документы нужны?

Инспекция Гостехнадзора потребует от соискателя следующие документы:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • медицинскую справку;
  • документ о прохождении обучения;
  • удостоверение на право управления самоходной техникой (при условии, что оно ранее выдавалось);
  • фотографии (в 2018 году – только фото 3×4 см, изготовленные на матовой бумаге, с левым уголком);
  • водительское удостоверение (для получения права категорий А II — А IV).

С 28.11.2015 года в органы Гостехнадзора можно не предоставлять справку об уплате государственной пошлины.

Если соискатель по уважительной причине вынужден отказаться от сдачи экзаменов, внесённые им деньги подлежат возврату.

Какая медицинская справка нужна?

В 2018 году медсправка для водительских прав понадобится в следующих случаях:

  • при первом получении прав;
  • при открытии новой категории;
  • при замене прав в случае окончания срока действия;
  • при возврате после лишения;
  • при наличии особой отметки «медсправка обязательна»;
  • при досрочной замене прав по желанию водителя.

Справка нового образца выдаётся после медицинского осмотра у врачей-специалистов, предусмотренных списком процедуры.

Претенденту на получение или замену прав необходимо пройти через процедуру обследования в наркологическом и психоневрологическом диспансере, расположенном по месту постоянной или временной прописки. Консультация нарколога и психиатра невозможна без наличия регистрации.

Если вы хотите получить справку на несколько категорий, то заявляйте о своём желании с самого начала, поскольку от этого зависит перечень обследований. В ином случае придётся заново обращаться в медучреждение за получением справки.

Срок действия медсправки для водителя любого ТС в 2018 году составляет 1 год.

Не стоит пытаться получить медицинскую справку без осмотра врачей. Если документ выдан незаконно (а это можно пробить по базе Гостехнадзора), то справка, как и само водительское удостоверение будут признаны недействительными.

Теоретический экзамен

С ноября 2011 года теоретический экзамен принимается инспекторами Гостехнадзора по экзаменационным билетам, утверждённым Министерством сельского хозяйства РФ, посредством опроса или с помощью компьютерной техники.

Практический экзамен

Удостоверение машиниста-тракториста выдаётся по результатам практического экзамена. При этом вождение проводится на тракторе той категории, на которую претендует соискатель.

Замена удостоверения тракториста-машиниста

Замена прав старого формата на новый – не обязательная норма, водители вправе делать это по мере необходимости.

В соответствии с Правилами поменять права можно в следующих случаях:

  • утеря документа;
  • кража;
  • прекращение срока действия;
  • внесение каких-либо изменений, касающиеся квалификации водителя или автомобиля;
  • порча;
  • изменение состояния здоровья водителя (подтверждается медсправкой).

Поменять старые права машиниста-тракториста на новые несложно, если соблюдать установленный порядок обмена. Эту процедуру можно провести в организации, обозначенной выше – в органах Гостехнадзора, где, собственно, были получены права ранее.

Если желаете быстро, без особых хлопот, провести процедуру замены прав, то делайте это в течение 6 месяцев после истечения срока их действия. И бумажной волокиты будет меньше, и пакет документов собрать будет проще.

Ключевое требование, без соблюдения которого не состоится обмен удостоверения ни при каких обстоятельствах, – это наличие документа, подтверждающего предыдущую сдачу экзамена по соответствующей категории.

Как проверить удостоверение тракториста машиниста на подлинность?

Удостоверение машиниста-тракториста выдаётся только Гостехнадзором после обучения и сдачи экзаменов. Однако всем известно, что сегодня незаконно продаются многие документы, в том числе и водительские права.

Чтобы проверить подлинность удостоверения тракториста-машиниста, необходимо отправить запрос непосредственно в органы Гостехнадзора, где был выдан документ. Онлайн-сервисов у данной структуры нет, так что ответа на запрос придётся подождать.

Как видите, процедура получения прав тракториста-машиниста схожа с порядком получения любых других прав, однако содержит свои нюансы, о которых нужно знать.

Надеемся, что информация, представленная выше в статье, помогла вам ответить на многие вопросы, касающиеся данной темы.

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Категории и подкатегории прав тракториста-машиниста: расшифровка

Модернизация самоходных машин (СМ) повысила их функциональность и производительность. Сегодня это сложные механизмы, для эффективного управления которыми требуются багаж знаний и отточенные навыки, только при наличии которых водитель допускается за руль. Его квалификация подтверждается наличием прав на трактор соответствующей категории или подкатегории, для обозначения которых приняты латинские буквы и цифры. Необходимая категория прав определяется характеристиками управляемой СМ:

  • Категория А. Сюда относятся ТС, конструктивные особенности которых не позволяют развивать скорость свыше 50 км/ч или предназначенные для передвижения вне автодорог общего назначения.
    • Подкатегория А1. Самоходный мототранспорт с максимальной скоростью, не превышающей 50 км/ч или не предназначенные для движения по автодорогам общего пользования. Типичными представителями таких ТС являются мотосани, болотоходы и другие мотовездеходы.
    • Подкатегория А2. Внедорожные автотранспортные СМ, с количеством посадочных мест до 8 включая водительское, максимальная разрешенная масса которых составляет менее 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены вездеходы.
    • Подкатегория А3. Внедорожные автотранспортные СМ, максимальная разрешенная масса которых превышает 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены карьерные самосвалы и вездеходы спец. назначения.
    • Подкатегория А4. Внедорожные автотранспортные СМ с количеством посадочных мест больше 8, включая водительское. Перронные и вахтовые автобусы являются типичными представителями этой подкатегории.
  • Категория В. СМ, оснащенные двигателем мощностью меньше 27,5 кВт на колесном или гусеничном ходу. Права на трактор категории В дают открывают водителю допуск к работе с коммунально-уборочной техникой и миниэкскаваторами.
  • Категория С. СМ только на колесном ходу, оснащенные моторами с диапазоном мощности 27,5-110,3 кВт. После получения корочки, тракторист-машинист с правами категории С получает возможность работать на тракторах, экскаваторных погрузчиках.
  • Категория D. СМ только на колесном ходу, оснащенные двигателями мощностью, превышающей показатель 110,3 кВт. Сюда отнесены пневмоколесные краны и тракторы указанных характеристик.
  • Категория E. СМ только на гусеничном ходу, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 27,5 кВт.
  • Категория F. Сюда отнесена самоходная сельхозтехника (комбайны, зернопогрузчики и пр.)

Особые отметки

В этой графе указываются ограничения и информация, касающиеся управления СМ. Здесь может быть обозначена необходимость использовать средства для коррекции зрения, стаж, группа крови и пр.

Разряды трактористов-машинистов: что важно уметь

Аттестация трактористов-машинистов проводится с учетом того, к какой категории относится трактор, управление которым предстоит. Кроме того, в ходе экзаменов инспектор присваивает разряд, соответствующий навыкам экзаменуемого:

  • 2-й разряд. Дает право на самостоятельный ремонт погрузочных и самозахватывающих механизмов, но управление СМ допускается только под контролем опытного тракториста.
  • 3-й разряд. Дает право на самостоятельное управление грузозахватывающими механизмами, осуществление погрузочных работ, сервис тракторных механизмов.
  • 4-й разряд. Машинисты с этим разрядом имеют право на самостоятельное проведение работ по подъему, перемещению и складированию грузов, при условии, что СМ оснащена двигателем мощностью меньше 100 л. с.
  • 5-й разряд. Открывает доступ к управлению самоходным транспортом, мощность двигателя которого превышает 100 л. с. Также его необходимо получать операторам экскаваторов, скреперов и бульдозеров меньшей мощности.
  • 6-й разряд. Обязателен для управления тракторами-экскаваторами, бульдозерами а также другими СМ с мощностью, превышающей 200 л. с.

Для присвоения высокого разряда следует отлично подготовиться к сдаче экзаменационной программы, состоящей из практической и теоретической части.

Условия выдачи водительских прав на трактора по категориям

Этот документ выдается не в Госавтоинспекции, как стандартное водительское удостоверение, а в Гостехнадзоре. Разрешается подавать документы в подразделения по месту регистрации экзаменуемого. Для проведения аттестации на тракториста-машиниста, вне зависимости от выбранной категории прав, необходимо предоставить в региональное подразделение:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт или дублирующее его удостоверение личности;
  • действительное заключение медицинской комиссии с допуском к получению требуемой категории прав на трактор;
  • сертификат об окончании обучения в аккредитованном учебном центре или выданные ранее права с истекшим сроком действия;
  • водительское удостоверение (при наличии);
  • 2 фото на матовой фотобумаге формата 3Х4, если в подразделении Гостехнадзора не предусмотрено фотографирование;
  • Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины.

Кроме общих положений, существуют отдельные нормы допуска к каждой категории прав тракториста-машиниста:

  • Подкатегория А1 доступна только водителям, достигшим 16 лет.
  • Подкатегория А2 требует 1 года стажа автомобильной категории В и возраста не младше 19 лет.
  • Подкатегория А3 выдается после 1 года стажа автомобильных прав категории С и возраста старше 19 лет.
  • Подкатегория А4 доступна лицам старше 22 лет, имеющим 1 год стажа вождения ТС автомобильной категории D.
  • Категории В, С, Е, F доступны лицам старше 17 лет, даже не имеющим стажа автовождения.
  • Категория D выдается лицам старше 18 лет, без опыта автовождения.

Экономьте на курсах

Претенденты на права подкатегории А1 и категории В не обязаны проходить специализированное обучение. Разрешена самостоятельная подготовка с последующей сдачей экзаменов на общих основаниях.

Порядок аттестации: как успешно сдать экзамены

После подачи пакета документов в региональное подразделение Госинспекции по надзору за техсостоянием СМ, назначается дата проведения экзамена, состоящего из трех последовательных этапов.

Этапы экзаменационного процесса

В зависимости от требуемой категории, претенденту предстоит пройти следующие этапы:

  • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ для аттестующихся на все категории, за исключением F.
  • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ, сельхозтехники и оборудования для претендентов на категорию F.
  • Теоретическая часть по знанию ПДД.
  • Практическая часть с контролем навыков управления, соблюдения ПДД, а также правил и норм безопасности в ходе эксплуатации самоходной техники.

Теоретический этап

Кандидатам предстоит доказать свои знания в следующих сферах:

  • Правила управления и агрегатирования тракторов или другой техники, в зависимости от того, какая категория прав будет открыта.
  • Законодательные нормы, регламентирующие безопасность жизни, здоровья и окружающей среды в ходе эксплуатации СМ, а также предусмотренная законодательством ответственность в случае их несоблюдения.
  • Факторов аварийности и травматизма в работе тракториста-машиниста.
  • Методики оказания первичной медицинской помощи (остановка кровотечений, иммобилизация, противошоковые мероприятия).
  • ПДД, а также законодательная ответственность в случае их несоблюдения.

В случае неудовлетворительных результатов проверки теоретических знаний, экзамен можно сдать повторно. На качественную подготовку отводится неделя, и до ее истечения вторая попытка не разрешается. На подтверждение своих знаний дается 3 попытки, после чего придется повторно проходить обучение. Экзаменуемые не имеют права перейти к практической части до получения отметки о сдаче теории. Положительный результат теоретического экзамена остается действительным на протяжении ближайших 3 месяцев.

Практический этап

Практическая часть состоит из двух последовательных этапов. Для начала экзаменуемый демонстрирует знания и навыки на закрытой площадки, а затем – на специально спланированном маршруте, имитирующем реальные эксплуатационные условия.

В пределах трактородрома проверяются следующие навыки:

  • умение трогаться с места на рельефе с уклоном;
  • маневр разворота на ограниченной площадке;
  • маневр парковки задним ходом в ангар;
  • для экзаменуемых на категории B, C, D и Е – парковка задним ходом в ангар СМ с прицепом;
  • агрегатирование СМ с прицепом;
  • экзаменуемым на категории B, C, D и Е – СМ с навесной машиной;
  • торможение в различных скоростных режимах.

На проходящем по реальному маршруту этапе проверяется соблюдение ПДД, применение знаний по безопасной эксплуатации самоходных ТС, способность к грамотной оценке дорожной ситуации, правильность и скорость реакции на нее.

Особые отметки в удостоверении тракториста

Многих машинистов интересует вопрос:

«Нужно ли делать отметку в удостоверении тракториста-машиниста на право управления импортной дорожно-строительной техникой в графе особых отметок?»

Некоторые региональные органы Гостехнадзора идут на нарушение «Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999г. № 796», либо осознанно, либо имея пробелы в знании своих полномочий и делают запись в удостоверении о праве эксплуатации импортной техники.

Внимание!!! После окончания обучения и получения свидетельства о прохождении программы переподготовки на импортную технику идти в Гостехнадзор и делать отметку в удостоверении тракториста-машиниста не нужно!

Категория в удостоверении дает право вам управлять (передвигаться) на технике с соответствующими этой категории параметрами (колёсная или гусеничная, мощность двигателя, ёмкость ковша).

Для управления импортной техникой достаточно иметь открытую соответствущую категорию.

Например: для управления экскаватором Комацу РС 400 необходимо иметь открытую категорию «Е» в удостоверении – никаких дополнительных записей в удостоверении тракториста-машиниста делать не нужно. Для эксплуатации же импортной строительной техники (например: бульдозера Катерпиллер) не передвижения, а именно выполнении различных работ, необходимо иметь соответствующее начальное профессиональное образование; пройти переподготовку в образовательном учреждении по соответствующей программе (например: «Машинист бульдозера Катерпиллер) и иметь свидетельство с соответствующей записью.

Приводим разъяснение «Гостехнадзора России»: «В соответствии с пунктом 5 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999г. № 796) в целях обеспечения контроля за соответствием выполняемых работ присвоенной квалификации в графе для особых отметок удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) делается ограничительная или разрешительная запись о наличии квалификации (квалификациях), и далее пункт 7 гласит, что основанием для внесения в удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) ограничительной или разрешительной записи о наличии квалификации (квалификаций) служат документы об образовании, подтверждающие получение соответствующей профессии.

Образовательные учреждения или лица, готовящие рабочих по профессиям, связанным с управлением самоходными машинами должны иметь лицензию и готовить этих рабочих на основе государственных образовательных стандартов и типовых программ, утвержденных Министерством образования Российской Федерации. Такая подготовка должна осуществляться в соответствии с приказом Минобразования РФ от 02 июля 2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (с изм. на 03 февраля 2017 года).

Перечень профессий профессиональной подготовки является нормативным документом для организации профессиональной подготовки рабочих. Перечень разработан на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), введенного в действие 01.01.1996; Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16.01.85 № 17/2-54, дополнений и изменений к ЕТКС, утвержденных постановлениями Минтруда России в 1992 — 2000 гг. и других нормативных правовых актов.

В соответствии с квалификационной структурой, установленной «Основными положениями государственного образовательного стандарта начального профессионального образования»( ОСТ 9 ПО 01-93), все профессии, включенные в этот перечень, относятся к первой ступени квалификации. В Перечне указаны коды профессий рабочих, их наименования, диапазон тарифных разрядов (групп) по ЕТКС, сроки обучения и присваиваемый квалификационный разряд.

Таким образом, образовательное учреждение не может обучить человека, не имеющего квалификации машиниста экскаватора, работе на экскаваторе фирмы «Komatsu», «Hitachi» и т. п., а в соответствии с перечисленными документами должно изначально провести обучение по профессии машинист экскаватора.

Обучение проводится по программам, которые разрабатываются учебными заведениями на основе типовых программ, утвержденных Министерством образования Российской Федерации и согласованных с Главгостехнадзором России (в настоящее время эти программы согласовываются с Департаментом научно- технологической политики и образования Минсельхоза России). После разработки конкретная программа утверждается по согласованию с инспекцией Гостехнадзора субъекта Российской Федерации органом образования субъекта Российской Федерации, где расположено образовательное учреждение.

После окончания первичного обучения на квалификационный разряд (минимальный из диапазона тарифных разрядов (групп) по ЕТКС), который, как правило, подтверждается квалификационной комиссией предприятия, эта квалификация указывается в свидетельстве установленного образца об окончании образовательного учреждения, а инженер-инспектор Гостехнадзора указывает эту квалификацию в особых отметках при выдаче удостоверения тракториста-машиниста (тракториста). Причем, если обучающийся не имел удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), то проводятся экзамены в соответствии с разделами III и IV Правил допуска по тем категориям, которые в соответствии с программой подготовки входят в квалификацию данной профессии.

Например: для машиниста экскаватора 5-го разряда это могут быть категории «В», «С» и «Е» или, по желанию, только категория «С» или «Е». Практический экзамен в этом случае может проводиться как на экскаваторе, так и на тракторе соответствующей категории. На этом экзамене оценивается не то, как человек работает на экскаваторе, а как он управляет самоходной машиной данной категории как транспортным средством.

Если у обучающегося уже имеется удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) и в нем открыты необходимые в соответствии с квалификацией категории, то экзамен не проводится, а удостоверение меняется на новое с записью в особых отметках о присвоенной квалификации.

Порядок присвоения квалификационных разрядов определен в общих положениях первого выпуска ЕТКС. Вопрос о присвоении или повышении разряда, группы квалификации, класса, категории (далее именуется разрядом), рассматривается квалификационной комиссией предприятия, организации, цеха на основании заявления рабочего, прошедшего обучение и сдавшего квалификационные экзамены, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т. д.) с учетом мнения коллектива производственной бригады.

Право на повышение разряда имеют в первую очередь рабочие, качественно выполняющие работы и установленные нормы труда более высокого разряда, не менее трех месяцев, и добросовестно относящиеся к своим трудовым обязанностям. На небольших предприятиях и в организациях, где нет возможности создать квалификационную комиссию соответствующего профиля по проверке теоретических знаний и сдаче пробы для присвоения или изменения рабочим разрядов и наименований профессий, присвоение разрядов может производиться государственными квалификационными комиссиями, созданными в средних профессионально-технических училищах (образовательных учреждениях).

Присвоение более высокого разряда после повышения квалификации рабочего, если это не связано с открытием другой категории в удостоверении тракториста-машиниста (тракториста), может осуществляться без участия инспектора Гостехнадзора, если он не включен в состав квалификационной комиссии. Тогда после присвоения очередного разряда выписка из решения комиссии направляется в инспекцию Гостехнадзора, которая заменяет рабочему удостоверение и меняет запись в особых отметках.

После этого, по решению руководства предприятия, рабочий, уже имеющий квалификацию, например, машиниста экскаватора 6-го разряда, может быть направлен на специализированные курсы или на дополнительное обучение по изучению экскаваторов фирмы «Komatsu», «Hitachi» и т. п. и получить соответствующее свидетельство, однако внесение дополнительных записей после этого в удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) не допускается.»