Практика в школе для студентов

Руководителем педагогической практики с 2010 года является опытный педагог, Отличник Российской Федерации, Заслуженный Учитель Дагестана Алиева Зумрият Султаналиевна

Педагогическая практика является и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая соединение теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью. Что позволяет применять полученные знания и умения на практике и служит одним из эффективных средств успешной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Она углубляет и закрепляет теоретические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Педагогическая практика формирует у студентов профессиональные и педагогические умения и навыки самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с учащимися учреждений среднего общего образования. Педагогическая практика позволяет студентам окончательно убедиться в правильности выбора будущей профессии.

Цели и задачи педагогической практики:

Цели:

  • знакомство с конкретными условиями профессиональной педагогической деятельности;
  • закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
  • овладение необходимыми методами, навыками и умениями по избранной специальности.

Задачи:

  • изучение студентами-практикантами методик преподавания и педагогического опыта преподавателей факультетских кафедр;
  • проведение различных типов занятий с использованием разработанных педагогических методов и приемов;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие у студентов-практикантов интереса к научно-исследовательской работе в области методики преподавания учебного предмета.

В педагогической практике основным субъектом является студент. Он перестает быть накопителем знаний (а преподаватель – их транслятором) с нормированными реакциями: представить данные о школе, об учителе, об учащихся, провести и проанализировать столько-то уроков и внеклассных мероприятий. Ключевым становится решение студентом педагогических проблем в школьных условиях, так как главное – сам студент, изменения в его опыте, формирование его профессиональной компетенции.

Практика студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров, проводится в средних учебных заведениях.

В период педагогической практики студенты проводят многоаспектную учебную работу, внеклассные мероприятия, тестирование, готовят наглядные пособия. Многие студенты проходят практику в ведущих школах города Дербента, а также в школах района.

В ходе практики широко апробируются в образовательном процессе нетрадиционные формы проведения уроков. Студенты филологи проводят уроки-сказки, уроки-концерты, путешествия, диспуты и др.

Значительное место в педагогической практике отводится исследовательской работе студентов. Их эксперименты находят отражение в курсовых и творческих работах.

Положение о порядке проведения практики студентов, обучающихся по образовательным программам специалитета

Положение о практике обучающихся

График прохождения практики студентами 2017-2018 учебный год

График прохождения практики студентами 1 полугодие 2017-2018 учебный год

График прохождения практики студентами 2 полугодие 2018-2019 учебный год

Выражаю огромную благодарность своему наставнику, Зедгенидзе Валентине Яковлевне, за оказание помощи в первый год самостоятельной работы в детском саду, передачу профессиональных тонкостей работы педагога-психолога. Стажировка помогла мне грамотно выстроить систему работы с детьми, педагогами и родителями.

Педагог-психолог,

молодой специалист Матвеева Т.Г.

Прохождение стажировки под руководством опытного и доброжелательного наставника позволяет получить опыт работы в сфере дефектологии, психологии детей с аномальным развитием , а также детей , развивающихся в соответствии с «нормой». На базе стажировки я приобрела опыт взаимодействия с детьми с различными особенностями развития (СДВГ, ММД,ЗПР и др.) Кроме этого, я получила опыт организации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками. Наставник (Притыкина И.З.) всегда готова прийти на помощь, ответить на интересующий молодого специалиста профессиональный вопрос, проанализировать сложный случай из практики.

Педагог-психолог,

молодой специалист Костина С.А.

Благодаря стажировке у Овсяниковой А.А. у меня, как у специалиста, сформировалось уверенное поведение в школе, мне удалось найти своё место среди учителей, получить доверие от родителей и детей. Алла Анатольевна помогла мне найти свой личный стиль психологической деятельности , я собрала базу диагностических методик для работы с разными запросами. Алла Анатольевна показывала мастер-классы по разным направлениям работы, присутствовала на консультациях, которые я проводила, мы анализировали самые разные ситуации, мои профессиональные трудности и благодаря этому я стала более уверенной и стала больше себе доверять как специалисту.

Педагог-психолог,

молодой специалист Осипова Е.В.

В результате участия в программе под руководством моего наставника, Зедгенидзе В.Я., мне удалось более четко сформулировать для себя цели и задачи работы психолога в дошкольном учреждении, определить более четко свои профессиональные обязанности. Я научилась адекватно оценивать результаты проделанной мною работы и планировать свою деятельность.

Механюк Л.В., педагог-психолог ГОУ д/с № 1883

Светлана Викторовна (Рябцева), наш наставник, не только великолепный детский психолог, но и прекрасный педагог. Она сплотила нашу группу, заинтересовала своей работой – все занятия у нас проходили только на положительном эмоциональном уровне.

Нам искренне жаль по окончании года стажировки расставаться со Светланой Викторовной. Она помогала нам не только своими знаниями и опытом, она всегда поддерживала нас морально, помогала решать многие рабочие проблемы, в том числе и в межличностных взаимоотношениях.

Руководство наших учреждений также высоко оценило нашу подготовку и часто обращается к нам за помощью в разных ситуациях. Наша профессиональная самооценка сильно выросла за этот год.

Спасибо за предоставленную возможность повышать свой профессиональный и личностный уровень!

Приставкина Д.А.

Светлана Викторовна – чуткий, душевный человек, высококлассный специалист и очень обаятельная женщина!

Донскова Н.И.

Огромная благодарность наставнику, Тимофеевой О.А., которая дала нам много практических умений, делилась своим опытом и помогала разобраться в трудных ситуациях, возникающих в нашей работе.

Стажировка дала очень многое. Самое главное – смелость творчески подходить к решению проблемы, продумывать свои методы работы, используемые программы.

(без подписи)

У меня были трудности по ведению документации и часто возникали вопросы, в которых мне необходима была помощь опытного специалиста. Мне очень помогла Тимофеева О.А., мой наставник. От нее я также узнала много коррекционных игр, которые с успехом применяю в своей практике.

(без подписи)

В лице Макаровой О.А. я нашла настоящего наставника и учителя. Каждую неделю я шла к ней на занятия, как на праздник, неся с собой свои проблемы и вопросы. С ее помощью я осваивала практическую сторону психологической деятельности, пробовала свои силы, ее глазами училась видеть свои профессиональные достоинства и недостатки. Уношу с собой после первого года стажировки огромный запас новых знаний, умений и навыков. Огромная Вам благодарность, Ольга Александровна!

Потмальникова Н.А., педагог-психолог ГОУ д/с №1648

В результате прохождения стажировки у психолога-наставника Зедгенидзе В.Я. я более детально и глубоко познакомилась с документацией педагога-психолога ДОУ, научилась реализовывать на практике теоретические знания по психодиагностике и психокоррекции, смогла структурировать свою работу и тем самым показать администрации детского сада важность деятельности педагога-психолога в общем воспитательно-образовательном процессе.

Наркевич В.В., педагог-психолог ГОУ д/с № 899

В связи с малым опытом работы в сфере семейного психологического консультирования и семейной терапии, мною было выбрано направление стажировки «Коррекция психосоциальной дезадаптации дошкольников в контексте детско-родительских отношений»

В ходе прохождения стажировки большое внимание было уделено теоретическому блоку. На занятиях мы рассматривали основные этапы развития личности ребенка в контексте семьи и семейного воспитания, изучали семью с точки зрения системного подхода, ее структуру, систему взаимоотношений.

За год обучения был накоплен богатый практический опыт: я научилась вести первичный прием, устанавливать контакт с ребенком и его родителями, собирать семейный анамнез, проводить диагностику семейного взаимодействия, выдвигать первичную гипотезу, давать семье обратную связь, формулировать рекомендации и планировать дальнейшую коррекционную работу с детско-родительскими отношениями.

Особенно ценной в ходе прохождения стажировки для меня была возможность поработать с генограммой собственной семьи. Использование данного метода позволило мне осознать и лучше понять процессы происходящие в моей собственной семье, изменить к лучшему отношения с детьми и мужем.

Так же хочется отметить, что программа стажировки составлена таким образом, что у молодых специалистов есть возможность попробовать свои силы в паре с опытным наставником Еленой Валерьевной (Гедзь) и получить супервизию, что как мне кажется особенно важно.

В результате стажировки у меня сложилось ясное понимание того, как функционирование семьи связано с процессом воспитания ребенка, почему изучение тех или иных проблем семьи так важно для понимания процесса развития ребенка и формирования его личности. Я получила набор средств, позволяющих мне понять как я могу работать с подобными проблемами в рамках семейного консультирования, будучи педагогом-психологом в детском дошкольном образовательном учреждении, что несомненно повысило уровень моей профессиональной компетентности.

Куприкова А.В.

В течение 2008-2009 уч.года я прошла стажировку в психологическом центре диагностики и консультирования «Коньково».Тема стажировки «Коррекция психосоциальной дезадаптации дошкольников в контексте детско-родительских отношений».

Благодаря этому курсу я научилась проводить диагностику внутрисемейных взаимоотношений и узнала алгоритм проведения коррекционной работы с семьей. Данный курс помог мне осознать, что некоторые проблемы детей нужно исправлять не только индивидуальными коррекционными занятиями психолога с ребенком, но и совместной работой с семьей. Кстати при таком комплексном подходе к работе результат достигается быстрее и без последствий для ребенка.

Мне понравилось, что стажировка проходила в неформальной и доброжелательной обстановке. Будучи стажером, я получила возможность не только посмотреть на работу профессионала, но и поработать сначала в паре с наставником, а затем и самостоятельно под контролем наставника.

Также хочется отметить, что наставник в своей работе использовал не только показ практических приемов, но и давал огромный пласт теоретических основ.

Хочется выразить огромную благодарность Елене Валерьевне Гедзь за ответственное отношение к курсу. Спасибо за интересную и полезную информацию.

Камкова Т.П.

Отзыв о программе второго года обучения «Основы нейропсихологической диагностики и коррекции». Наставник — Глозман Жанна Марковна.

Этот курс заинтересовал меня в самом начале моего обучения в центре, когда мне посчастливилось побывать на аттестации стажеров второго года обучения, где защищались молодые специалисты, обучавшиеся у Жанны Марковны. Эта стажировка оправдала все мои ожидания, для меня этот курс был особенно полезен, т.к. год обучения совпал с первым годом работы в СП «Лекотека» с детьми с различными отклонениями в развитии.

Обучение на данной базе стажировки, нельзя назвать легким. Изучение закономерностей работы мозга – достаточно сложная задача, для того, что бы пользоваться данным методом потребовалось изучить много теоретического материала, иногда казалось, особенно в начале года, что все это никогда не усвоить и никогда не понять.

Хочу поблагодарить наставника – Жанну Марковну Глозман. Жанна Марковна демонстрировала истинный профессионализм в работе с пациентом и его проблемой, была внимательна к стажерам, и в тоже время достаточно требовательна, мы подробно разбирали все вопросы, возникающие в процессе обучения, учится у нее было и полезно и интересно.

В процессе обучения мы имели возможность получить теоретические знания – изучение литературы и обсуждение на занятии, и самое главное наблюдать и использовать эти знания на практике. Такое подробное изучение позволило не только изучить сам метод Луриевской нейропсихологической диагностики и коррекции, но и сформировать более четкое представления о функционировании головного и нервной системы человека в целом, связать эти знания с теми проблемами, которые ежедневно встречаешь на практике.

Спасибо центру и методистам, за возможность пройти этот курс, думаю, что он очень полезен для любого психолога, не зависимо от той конкретной области, где он работает.

Чесалова Анастасия Олеговна

Педагог – психолог СП Лекотека д/с компенсирующего вида № 2555

Отзыв о стажировке 2 года обучения. Наставник: Климакова Ю.В.

Прохождение программы стражировки по программе «Работа психолога в образовательном учреждении с эмоционально неблагополучными детьми», предполагала овладение практическим опытом и теоретическими знаниями. Обучение предполагало прохождение на личном опыте основных этапов следующих программ: «Создание беспредметной живописной композиции», «Выразительная пластика», «Художественная аппликация”.

Разрешение собственных затруднений, возникающих в процессе решения открытой творческой задачи, помогает лучше понять ребенка, который может испытывать такие же трудности, а также найти адекватную помощь и поддержку в ее решении.

Наблюдение за работой ведущего во время сеанса, особенности сопровождения того или иного ребенка, дает возможность получить наглядный опыт ведения занятий.

Так же была возможность попробовать себя в качестве ведущего под наблюдением наставника в работе с детьми, посещающими студию, а также получить супервизию.

Полученные знания и умения я применяю в работе с эмоционально-неблагополучными детьми.

Прохождение программы стажировки позволило мне по-другому посмотреть на привычные вещи, изменить свое отношение к трудностям, и ощутить свободу в творчестве.

Педагог-психолог ГОУ д/c №258 Стародумова И.В.

Отзыв о прохождении стажировки на базе АНО ЦПРП «Перекресток»

Очень важным представляется сопровождение молодых специалистов, потому как недостаточная методическая оснащенность и отсутствие опыта решения сложных практических ситуаций и затруднений приводят к трудностям профессиональной адаптации; постоянно не хватает возможности спросить совета, возможности общения с другими молодыми специалистами, обмена опытом – ведь все это дает представление о том, что многие ситуации типичны, проблемы преодолимы, и никто не застрахован от трудностей в начале своего профессионального пути.

Все это испытали мы, придя работать в государственные школы после окончания университета. В рамках стажировки мы получили возможность обмена опытом с такими же, как мы, молодыми специалистами, консультации и методическую помощь в разборе сложных рабочих ситуаций с опытными практикующими психологами, возможность проанализировать и оценить свою деятельность, рабочий стиль, разобраться в недочетах, увидеть свои сильные стороны, получить подробные, грамотные рекомендации, расширить представления о сфере деятельности и методах работы психолога и психологических служб.

Спасибо!

Стажеры 3 года обучения: Кудрина Анна, Купцова Юлия, Шиманская Ольга

УДК 378.1:371

© Г. Д. Очиров

Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов

Статья посвящена актуальной проблеме педагогики — подготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новых социально-экономических условиях. Конкурентная борьба, характеризующая рынок труда сегодня, определяет высокие требования заказчика, предъявляемые к специалистам, диктует преподавателям новые подходы к качеству образования, а значит, к использованию наиболее эффективных методов проведения занятий, их методическому обеспечению. Одна из задач педагога — активизировать познавательную деятельность студентов, помочь им осмыслить теоретический материал и научить использовать полученные знания в практической деятельности. На примере реального опыта проведения педагогической практики студентов 2-4 курсов направления подготовки «Педагогическое образование (профиль Начальное образование)» Бурятского государственного университета описана система профессиональной подготовки учителя начальных классов. В течение определенного этапа педагогической практики происходит «погружение» студента в профессионально -педагогическую деятельность путем знакомства практиканта с нормативными документами в области образования; разработкой учебно-методической документации (планов-конспектов занятий, методических разработок) и, безусловно, самостоятельного проведения занятий в качестве преподавателя.

Ключевые слова: педагогическая практика, виды педагогических практик, база педагогической практики, аспекты педагогической практики, студенты, профессиональная подготовка, итоговая конференция.

© G. D. Ochirov

Student teaching in system professional preparations of the teacher of initial classes

Специфической особенностью работы учителя начальных классов является многопредметность. В отличие от учителей-однопредметников он должен владеть методикой преподавания русского языка, чтения, математики, изо-

бразительного искусства, музыки, груда, природоведения и других учебных дисциплин. Все это требует более пристального внимания к практической подготовке учителя начальных классов, формированию его индивидуальных творческих возможностей, которые позволили бы ему в дальнейшем успешно осуществлять учебно-воспитательную работу с младшими школьниками в современных образовательных учреждениях различного типа.

В профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов педагогическая практика занимает особое место. Она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущих специалистов, важнейшим условием повышения качества их обучения, так как практика проводится в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности, в ходе которой успешно интенсифицируется процесс формирования педагогических умений и навыков. Также педпрактика, являясь важным звеном системы «педагогический вуз — школа», обладает большими возможностями для их взаимодействия в совершенствовании профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, с одной стороны, и повышения качества учебно-воспитательного процесса в самой школе, с другой.

Система педагогической практики студентов в начальной школе, убедительно показала свою целесообразность, обеспечивая довольно высокий уровень профессио-нально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов. В структуре этой системы выделяются разные виды педагогических практик, решающие свои конкретные цели и задачи и которые определены государственными стандартами высшего профессионального образования Российской Федерации для специальности «Педагогика и методика начального образования», это:

• «Первые дни ребенка в школе»;

• Организация внеклассной воспитательной работы;

• Учебно-педагогическая практика;

• Производственная практика.

Данные виды педагогической практики имеют свои особенности по форме и содержанию и проводятся в соответствии с соблюдением основных принципов организации: связь практики с жизнью, соответствие содержания и организации требованиям, предъявляемым к школе и учителю; систематичность, непрерывность, усложнение ее содержания и методов организации от курса к курсу; связь с теоретическими курсами; комплексный характер, предусматривающий единство учебной и внеклассной воспитательной работы студентов в школе, которые обеспечивают последовательность содержания практики, смену и усложнение видов деятельности студентов, направленных на постепенную выработку у них вначале простейших педагогических приемов и действий, которые в последующем усложняются и объединяются (интегрируются) в более сложные педагогические умения и навыки.

Так, начиная с младших курсов предусматривается формирование таких педагогических умений как умения наблюдать и анализировать поведение и деятельность младших школьников, осуществлять диагностику их воспитанности, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников, умения планировать и осуществлять учебно-воспитательную работу, которые в конечном итоге формируют обобщенную педагогическую способность — умение осуществлять учебно-воспитательную работу с младшими школьниками.

В педагогическом институте сложились давние традиции по формированию у студентов профессионально-педагогических умений и навыков и профессионально значимых качеств личности учителя. Организация и проведение практики в настоящее время творчески развиваются и научно обосновываются.

Особенностью всех видов педагогической практики является то, что студенты вводятся в круг реальных проблем профессионального труда учителя — воспитателя, знакомятся с реальным содержанием и объемом его работы. Таким образом, каждый студент включается во все основные виды деятельности учителя школы. Он проводит, во-первых, учебно-воспитательную работу с другими учащимися по всем направлениям: работа в качестве классного руководителя: (психолого-педагогическое изучение учащихся и коллектива; организация различных видов деятельности с коллективом учащихся; работа с родителями; педагогами, работающими в данном классе; работа в социуме); работа в качестве учителя (проведение уроков и факультативных занятий, внеклассная работа по предмету); проведение методической и исследовательской работы. Итак, практическая деятельность студента в период практики по характеру ее содержания и методике организации соответствует деятельности учителя-профессионала.

Современное развитие научно-методических аспектов профессионально-практической подготовки студентов в Педагогическом институте осуществляется ведущей кафедрой педагогики начального и дошкольного образования на основе учебного плана, требований и положений Федерального государственного образовательного стандарта. Также специальные кафедры ПОМ, ФИМП, ПД разрабатывают конкретные индивидуальные задания по предметам, соответствующие целям и задачам каждого вида практики. На базах практики руководство работой студентов осуществляют учителя начальных классов школы. На период практики назначается староста группы по школам из числа студентов, который обязан помогать групповому руководителю и администрации базового учреждения в организации работы студентов.

Базами практик являются образовательные учреждения разных типов, которые соответствуют необходимым требованиям и условиям для организации и проведения практики. Закрепление баз практики осуществляется администрацией образовательного учреждения на основе договора БГУ с Министерством образования РБ. В Педагогическом институте сложилась определенная система работы с руководителями базовых школ, положения которых закреп-

лены в договорах о сотрудничестве. Распределение студентов на практику в школы проходит задолго до ее начала (за 2-3 месяца) по принципу учета уровня обученности и воспитанности, их местожительства и сформированно-сти межличностных отношений в группе. Таким образом, у студентов есть возможность заранее познакомиться с администрацией школ и самими учащимися начальных классов. В ходе знакомства со школой студенты выясняют тип образовательного учреждения (гимназия, лицей), материальную базу (здание, участок, столовая, бассейн, спортивный и музыкальный залы), знакомятся с учебными программами, основными направлениями учебно-воспитательной работы и педагогическим коллективом школ. Обычно в каждую школу направляется от 6 до 10 студентов и закрепляется за опытными учителями по 1-2 студента на класс в зависимости от вида практик по курсам. Традиционно в первый день практики в Педагогическом институте проводится установочная конференция, на которую приглашаются педагоги, психологи, методисты. Здесь студентов знакомят с целями, задачами и содержанием практики, особенностями ее организации, с требованиями к оформлению документации, критериями оценки за практику.

В основном педагогическая практика проводится после изучения студентами нормативных курсов психолого-педагогического цикла, ведущих общественно-политических и методических дисциплин, что позволяет практикантам осознанно и творчески применять теоретические знания в учебно-методическом процессе школы, в ходе которого закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости их постоянного совершенствования, развивается более устойчивый интерес к профессии. Сроки проведения и продолжительность практики обусловлены графиком учебного процесса педагогического института, и выход студентов на практику оформляется по представлению дирекции приказом ректора БГУ с указанием персонального состава групп, мест ее проведения и сроков. Этим же приказом назначаются преподаватели-руководители практики по всем базовым учреждениям. Все выполненные виды работ и проведенные мероприятия фиксируются студентами в личных тетрадях и специальном дневнике, согласно учебной программе практики, в соответствии с требованиями которой студенты осуществляют всю свою деятельность. Итак, педагогическая практика дает возможность проверить степень готовности к самостоятельной педагогической деятельности, оценить себя, свои способности, профессиональные качества с точки зрения соответствия их требованиям к современному учителю начальных классов. Поэтому в этот период в наибольшей степени активизируется профессиональное самообразование и самовоспитание будущих учителей.

Специфической особенностью педагогической практики является также то, что студенты, вливаясь на определенный период педпрактики в педагогический коллектив школы, подчиняются ее распорядку, руководствуются единым планом работы, традициями школы, соблюдают трудовую дисциплину, принимают участие в педагогических советах, предметных методических объединениях, семинарах классных руководителей, конференциях, в изуче-

нии и обобщении опыта лучших учителей. От слаженности действий, заинтересованности всех участников практики зависит не только качество подготовки будущих специалистов, но и их желание в дальнейшем посвятить себя педагогической работе.

Итак, содержание разных видов педпрактики в педагогическом институте предполагает следующие аспекты:

1. Учебная работа (количество и □Ачество данных уроков, количество посещенных уроков учителей, студентов и их анализ; качество выполнения плана-конспекта урока и его психолого-педагогическое обоснование; качество наглядного пособия, использование на уроке; внеклассная работа по предметам гуманитарного, естественно-математического цикла, ИЗО и трудового обучения). Учебную работу оценивают учитель и методисты кафедр ПОИМ, ФИМП, МПГД.

2. Воспитательная работа (качество составления плана воспитательной работы в классе на период практики; качество разработки и оформления зачетных воспитательных дел в классе, в школе; качество воспитательной работы с родителями).

3. Психологическое задание оценивается преподавателем кафедры ПД, при этом учитывается характер ведения дневника наблюдений, умения оперировать психологическими понятиями и методикой психологического использования в конкретных условиях данного социума учащихся и коллектива.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По окончании педагогической практики студенты предоставляют □групповому руководителю, методистам и психологам необходимую документацию. Подведение итогов практики проходит на педагогических советах в каждой школе, а затем на итоговой конференции. В педагогическом институте сложилась такая традиция по подведению итогов педпрактики, иногда она может иметь чисто отчетный характер групповых руководителей, старост и представителей образовательных учреждений или иметь тематическую направленность (особенно на 4 курсе) с выступлениями студентов по различной проблеме, такими как, например, «инновационное развитие школы», » технологии развивающего обучения» и др. И еще конференция может проводиться в творческой, соревновательной форме между группами различных типов образовательных учреждений. По итогам конференции и на основании отчета за практику выставляется комплексная оценка за педагогическую практику институтским руководителем.

Таким образом, при определении содержания вышеназванных видов педагогической практики на факультете за основу было взято положение о единстве теоретической и практической подготовки будущих учителей начальных классов. Овладение психолого-педагогическими знаниями осуществляется на протяжении всего периода обучения в вузе. На практических и лабораторных занятиях по педагогике и частным методикам при использовании активных методов обучения (анализа конкретных педагогических ситуаций, решения педагогических задач, проведения деловых игр и т. д.) происходит формирование у студентов отдельных первоначальных педагогических умений и навыков.

Итак, предлагаемые нами задания по педагогической практике не только отражали содержание теоретической подготовки будущих учителей начальных классов, но и были направлены на ее углубление и расширение, формирование и совершенствование конкретного комплекса педагогических умений. Поэтому по каждому виду педагогической практики определялась система знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть студенты в процессе подготовки к практике и в ходе ее прохождения.

В заключение можно отметить, что система педпрактики в нашем институте обеспечивает последовательность и непрерывность практической подготовки будущих учителей начальных классов. При целенаправленной организации педпрактики у студентов появляется возможность постоянно общаться с младшими школьниками и проводить за ними наблюдения, познакомиться с организацией и проведением учебно- воспитательной работы в различных образовательных учреждениях, адаптироваться в режиме работы учителя начальных классов, наблюдать и анализировать деятельность учителя и самостоятельно подготовить и самим провести уроки, внеурочную и воспитательную работу. Такая система организации и проведения педагогической практики студентов позволяет им познакомиться с научно- методической лабораторией учителя начальных классов и овладеть опытом профессионально-педагогической деятельности.

Литература

1. Жуйкова Т. П. Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 365-368.

2. Шилова М. И., Белых И. Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестн. Томскогогос. Пед. Ун-та. 2010. — Вып. 4. С. 39-45.

Очиров Гомбожап Дугарнимаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Бурятского госуниверситета.