Практика фармацевта в аптеке

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ( ГБОУ ВПО)

«Тверская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра управления и экономики фармации с курсами ботаники, фармакогнозии, фармацевтической технологии, фармацевтической и токсикологической химии

Отчет производственной практики по управлению и экономике фармации

Студентки 5 курса фармацевтического факультета 501 группы

КУПЧИНОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ

Место прохождения практики: OOO «Аптека низких цен!»

Адрес: г. Тверь, ул. Можайского д.71 к.1

Руководитель практики от аптеки: Бикбулатова Р.Ф.

Руководитель практики от академии: Новицкая А.Р.

Тверь 2012

Аптечная организация представляет собой сеть аптек и аптечных пунктов. Данная коммерческая организация представляет собой общество с ограниченной ответственностью. учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставной капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Аптека имеет возможности реализации всех функций розничной организации, аптеки, обслуживающей население. По характеру аптечного ассортимента аптека является универсальной.

Режим работы с 8:00 до 21:00 без перерывов и выходных.

Аптечная организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии № 99-02-011083 от 20.07.06 на фармацевтическую деятельность. Аптека расположена в структуре здания, имеет отдельный вход, вывеску с указанием вида организации «Аптека», указана организационно правовая форма и форма собственности –OOО «Аптека низких цен!» местонахождение, режим работы.

Состав помещений аптеки:

  1. производственные: торговый зал, помещения приемки и распаковки товара, помещения хранения.

  2. административно — хозяйственные: гардеробная, помещения персонала;

  3. санитарно — бытовые: уборная, место хранения уборочного инвентаря.

Все помещения отвечают техническим, санитарным, противопожарным условиям, имеются системы электро- и водоснабжения, отопления, канализации и приточно-вытяжной вентиляции, сигнализации. Производственные помещения оснащены необходимой мебелью и оборудованием.

Оборудование и оснащение торгового зала.

Так как аптечная организация является аптекой прилавочного типа используются стеклянные витрины, в качестве мест временного хранения в аптеке используются прилавок с выдвижными ящиками, имеется холодильник, контрольно- кассовая машина, стеллажи и полки. Витрины оснащены дополнительной подсветкой.

В помещениях торгового зала имеются места для отдыха пожилых посетителей аптеки в виде столика со стульчиками, также имеется автоматический аппарат для измерения давления. На столике расположена рекламная информация в виде буклетов, брошюр о лекарственных средствах безрецептурного отпуска.

Стены аптеки и верхние стеллажи оформлены пространственно-объемными декорациями и плакатами.

Порядок прохождения практики и ее содержание.

Непосредственным руководителем практики является Бикулатова Рамзия Фанисовна.

Цель производственной практики — закрепление, расширение и совершенствование теоретических знаний по организации административной, производственной, торгово-финансовой, маркетинговой и информационной деятельности аптечных организаций; воспитание трудовой дисциплины и профессиональной фармацевтической деонтологии; приобретение практических навыков организаторской и учебно-исследовательской деятельности.

В производственных условиях конкретной аптечной организации изучитьуправление:

  1. деятельностью трудового коллектива аптечной организации, лекарственным обеспечением населения и лечебно-профилактических учреждений;

  2. снабженческо-сбытовой деятельностью аптечной организации;

  3. финансово-хозяйственной деятельностью аптечной организации;

  4. маркетинговой деятельностью аптечной организации;

  5. информационной деятельностью аптечной организации, а также организацию хозяйственного учета в аптеке и исполнение учетной политики аптечной организации.

Разделы практики:

  1. Общее знакомство с аптекой

  2. Работа в рецептурно — производственном отделе и отделе запасов.

  3. Работа в отделе готовых лекарственных средств и безрецептурного отпуска.

  4. Работа на рабочем месте руководителя аптечной организации и его заместителя по работе с кадрами.

  5. Анализ и прогнозирование хозяйственно — финансовой деятельности аптечной организации.

  6. Организация хозяйственного учета и учетная политика аптечной организации.

  7. Организация маркетинговых исследований фармацевтического рынка региона.

  8. Организация информационного обслуживания населения и специалистов здравоохранения.

  9. Рекламирование лекарственных средств, недостатки производственного процесса.

Участие в общественной жизни коллектива.

За время производственной практики был налажен контакт с сотрудниками аптеки. Фармацевты, работающие за первым столом, достаточно часто прибегали к вопросам о деонтологии общения с покупателями. Способствовала этому и помощь персоналу аптеки в отпуске медикаментов и приемке товаров в часы пик, в период повышенного сезонного спроса на антигистаминные препараты. В аптеке проводились занятия по фармацевтической учебе.

Положительные и отрицательные ее стороны, выводы, предложения по ее улучшению.

Положительные стороны.

  1. Закрепление полученных теоретических знаний.

  2. Приобретение специфических навыков в работе и общении, как с персоналом, так и с клиентами аптеки и поставщиками.

  3. Приобретение практических навыков организаторской и научно- исследовательской деятельности.

  4. Получение навыков профессиональной фармацевтической деонтологии.

  5. Совершенствование теоретических знаний всего курса предмета.

Отрицательные стороны.

  1. Недостаточная организация процесса прохождения практики в связи с занятостью сотрудников.

Вывод:

Производственная практика по управлению и экономике фармации является неотъемлемой частью процесса обучения по специальности «Фармация» и необходима для закрепления полученных знаний и умений.

М. Р. Зарипова
Журнал «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8/2015

Работодатели зачастую берут лиц для прохождения практики. Как построить такие взаимоотношения? Обязана ли аптечная сеть заключать со студентом трудовой договор? Нужно ли оплачивать практику? Ответы на эти и другие вопросы читатели найдут в нашей статье.

Лето – это время года, когда аптечные организации «атакуют» студенты-практиканты. Работодатели зачастую берут лиц для прохождения практики, руководствуясь тем мотивом, что умный и смышленый студент может быть потенциальным кандидатом на вакантную должность при расширении аптечной сети. Кроме того, существует определенная финансовая выгода: аптеке не придется нести расходы, связанные с подбором персонала в будущем. Как построить такие взаимоотношения? Обязана ли аптечная сеть заключать со студентом трудовой договор? Нужно ли оплачивать практику? Ответы на эти и другие вопросы читатели найдут в нашей статье.

Вопросы организации практики

В соответствии с п. 24 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» практика – вид учебной деятельности, направленный на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Вопросы организации прохождения практики учащимися учебных заведений регламентируют:

  • в высших учебных заведениях – Приказ Минобразования РФ от 25.03.2003 № 1154;
  • в средних специальных заведениях – Приказ Минобрнауки РФ от 18.04.2013 № 291.

Оба документа предусматривают прохождение учебной и производственной, в том числе преддипломной, практики. Если учебная практика может проводиться в структурных подразделениях учебного заведения либо на предприятиях, в учреждениях и организациях, то производственная, в том числе преддипломная, – только на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В приведенных приказах закреплено, что производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями. Таким образом, для того чтобы отправить студентов на практику, образовательные учреждения обязаны:

  • заключить договор на проведение практики с аптекой (аптечной сетью);
  • определить объекты практики согласно программе и спланировать предполагаемые результаты работы;
  • осуществлять руководство практикой;
  • контролировать реализацию программы и условия проведения практики в организации;
  • оценивать полученные знания студентов в ходе прохождения практики.

Организует практику и руководит ей руководитель от образовательного учреждения и организации, где проходят практику студенты.

В период прохождения производственной практики обучаю­щиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики. Обратите внимание, что оба вышеприведенных документа преду­сматривают лишь возможность, но не обязательность заключения трудовых договоров со студентами, проходящими в организации производственную практику.

Заметим, что ТК РФ также не предусматривает необходимость заключения трудового договора только в силу прохождения студентом производственной (учебной) практики на предприятии. Законодательство допускает возможность отсутствия трудовых отношений между студентом-практикантом и организацией.

Нюанс допуска студента к фармдеятельности

Если аптека на время летних отпусков основных работников решила оформить трудовые отношения со студентами, то ей необходимо учесть следующее.

В соответствии с п. 5 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ студенты могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности на должностях среднего фармацевтического персонала в соответствии с положением, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.03.2012 № 239н (далее – Положение № 239н).

Для справки:

Лица, освоившие основную образовательную программу высшего фармацевтического образования по специальности «Фармация» в объеме четырех курсов и более, могут быть допущены к работе в должности фармацевта (п. 7 Положения № 239н).

В данном случае допуск работника к занятию фармацевтической деятельностью осуществляется после сдачи им экзамена в высшем медицинском (фармацевтическом) образовательном учебном заведении с положительным результатом. Обращаем внимание читателей, что лицу, сдавшему экзамен, выдается заверенная в установленном порядке выписка из протокола сдачи экзамена. Наличие данного документа у студента является его допуском к работе по занятию должности фармацевта.

Если допуска нет, то работодатель имеет право принять данное лицо только на должности младшего фармацевтического персонала, например, в качестве мойщика аптечной посуды или фасовщика.

Прохождение предварительного медосмотра

Следующим нюансом допуска к работе по отпуску лекарственных средств является наличие пройденного медицинского осмотра. В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Напомним, что Порядок прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (далее – Порядок № 302н).

В силу норм данного документа периодичность осмотра фармацевтических работников, занимающихся изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств, – один раз в год. В осмо­тре принимают участие дерматовенеролог, оториноларинголог, стоматолог, инфекционист. Кроме того, для аптечных работников предусмотрено проведение ряда дополнительных лабораторных исследований, включая некоторые анализы.

По окончании предварительного осмотра оформляется заключение – результат медицинского осмотра, в котором отмечаются выявленные (не выявленные) медицинские противопоказания, на основании которых осуществляется допуск к трудовой деятельности (п. 12, 31 Порядка № 302н). В силу п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки. Аналогичные требования закреплены в п. 33 Порядка № 302н.

В обязанности работодателя входит не допускать к работе или отстранять от работы сотрудника, который не прошел обязательный медосмотр (ст. 76 ТК РФ).

Предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя. Оплата работодателем прохождения медосмотров и оформления медкнижек не признается экономической выгодой (доходом) работников, поскольку это необходимо для обеспечения деятельности организации, к тому же проведение медосмотров обусловлено требованиями Трудового кодекса. Таким образом, суммы оплаты организацией медицинских осмотров работников не облагаются НДФЛ (письма Минфина РФ от 08.09.2014 № 03-03-06/1/44840, от 31.03.2011 № 03-03-06/1/196, от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84). Аналогичные выводы изложены в постановлениях арбитражных судов (см., например, постановления ФАС МО от 21.03.2011 по делу № КА-А40/1449-11, ФАС СЗО от 08.02.2011 по делу № А56-12834/2010).

Такой же подход действует в отношении страховых взносов. В Постановлении ФАС ЗСО от 29.03.2012 по делу № А45-18533/2011, Апелляционном определении Мурманского областного суда от 05.06.2013 № 33-1940-2013 арбитры отметили, что если работник оплатил прохождение медицинского осмотра за счет собственных денежных средств, то в силу ст. 213 ТК РФ работодатель обязан возместить ему эту сумму. Как отмечается судебными инстанциями, поскольку оплата медосмотра возложена на работодателя, возмещение работнику стоимости прохождения медосмотра является компенсацией в целях применения пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Другими словами, данные суммы освобождаются от обложения страховыми взносами.

Касательно исчисления налога на прибыль отметим следующее. На основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, расходы налогоплательщика на проведение мед­осмотров работников, которые согласно законодательству являются обязательными, при их надлежащем документальном оформлении удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ и относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (письма Минфина РФ от 27.05.2015 № 03-03-06/1/30407, от 08.09.2014 № 03-03-06/1/44840).

Оформляем срочный трудовой договор

Если студент имеет допуск к занятию фармацевтической деятельностью, аптека имеет право заключить с ним трудовой договор. В нашем случае, поскольку речь идет о незначительном периоде работы студента (как правило, на время отпуска основного персонала), заключается именно срочный трудовой договор.

В соответствии со ст. 59 ТК РФ работодатель имеет право заключить срочный трудовой договор на время выполнения временных (до двух месяцев) работ.

При оформлении срочного трудового договора и кадровых документов надо учесть следующие особенности.

Во-первых, в соответствии со ст. 57 ТК РФ, Письмом Роструда от 30.11.2009 № 3523-6-1 в срочном трудовом договоре обязательно надо указать:

  • срок, на который заключен договор;
  • причину, послужившую основанием для заключения именно срочного договора.

Если в трудовом договоре не указан срок его действия, то этот договор признается бессрочным (ст. 58 ТК РФ).

Во-вторых, возможность установления испытательного срока зависит от срока, на который заключен трудовой договор. Если срок действия договора составляет (ст. 70, 289 ТК РФ, Письмо Роструда от 03.11.2010 № 3266-6-1):

  • менее двух месяцев – испытательный срок установить нельзя;
  • от двух до шести месяцев – испытательный срок не может превышать двух недель;
  • более шести месяцев – испытательный срок не может превышать трех месяцев.

Отметим, что на весь период производственной практики на студентов распространяются правила охраны труда, а также внутренний трудовой распорядок, действующий в аптеке. К ним применяются и утвержденные в организации положения о материальном стимулировании, порядке установления доплат и надбавок.

Оформляем трудовую книжку

При заключении трудового договора на работника-студента оформляется трудовая книжка (ст. 66 ТК РФ). Обращаем внимание читателей, что в силу п. 47 Правил № 225 при выдаче работнику трудовой книжки работодатель взимает с него плату в размере расходов на ее приобретение, за исключением случаев, когда:

  • неправильно первично заполнена трудовая книжка или вкладыш в нее, а также осуществлена их порча не по вине работника (п. 48 Правил № 225);
  • массово утрачены трудовые книжки в результате чрезвычайных ситуаций (экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, массовых беспорядков и других чрезвычайных обстоятельств) (п. 34 Правил № 225).

В перечисленных ситуациях стоимость испорченного бланка уплачивает работодатель.

Является ли взимание платы за бланк трудовой книжки или вкладыша в нее реализацией? Ответ на данный вопрос представлен ФНС в Письме от 23.06.2015 № ГД-4-3/10833@. В нем чиновники налоговой службы ссылаются на разъяснения Минфина, приведенные им ранее по аналогичному вопросу. Финансовое ведомство отмечает, что операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, объектом обложения НДС (Письмо от 16.08.2013 № 03-03-05/33508). Таким образом, при выдаче аптекой своим сотрудникам трудовых книжек и вкладышей в них НДС уплачивается в общеустановленном порядке.

Что касается обложения налогом на прибыль организаций сумм, взимаемых работодателем с работника в оплату бланков трудовых книжек, необходимо учитывать следующее.

При определении базы по налогу на прибыль налогоплательщики учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 249 и 250 НК РФ.

Полученные доходы налогоплательщик уменьшает на произведенные расходы, которыми в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Доходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, определены в ст. 251 НК РФ. Данный перечень является исчерпывающим. При этом такой вид доходов, как суммы, взимаемые работодателем с работника в оплату бланков трудовых книжек, этот перечень не содержит.

В соответствии с положениями ст. 65, 66 ТК РФ при заключении трудового договора впервые трудовая книжка оформляется работодателем. В силу п. 46, 47 Правил № 225 обеспечение бланками трудовых книжек и вкладышами в них работодатели осуществляют на платной основе. При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение.

На основании вышеизложенного плата, взимаемая работодателем при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее, подлежит учету при определении базы по налогу на прибыль организаций.

При этом, поскольку обязанность работодателя приобретать бланки трудовых книжек (вкладыши в них) обусловлена подзаконным актом федерального органа власти, затраты работодателя на приобретение указанных бланков являются обоснованными и подлежат учету при определении базы по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, если доходы в виде сумм платы, взимаемой работодателем с работника в оплату бланков трудовых книжек (вкладышей в них), не превышают расходы на приобретение названных бланков, то у организации налогооблагаемая прибыль не возникает.

Договор о материальной ответственности

Студенты, проходящие производственную практику в аптеке по срочному трудовому договору, имеют доступ к товарным ценностям. В такой ситуации зачастую возникает вопрос: вправе ли работодатель заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности с данными работниками?

В соответствии с требованиями ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет, непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.

Разделом II данного перечня предусмотрено, что договор о полной индивидуальной материальной ответственности может заключаться работодателем при выполнении работниками работ:

Таким образом, с практикантами, исполняющими трудовые функции на основании срочных трудовых договоров и имеющими доступ к товарным ценностям, работодатель вправе заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Рабочее время

Обратим внимание на нормы рабочего времени. В соответствии со ст. 271 ТК РФ при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности трудового дня. Согласно ст. 92 и 94 ТК РФ студенты в возрасте до 16 лет могут работать не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю.

Кроме того, аптека не имеет права привлекать лиц моложе 18 лет:

  • к работе в ночное время (ст. 96, 268 ТК РФ);
  • к сверхурочной работе (ст. 99, 268 ТК РФ);
  • к работе с вредными или опасными условиями труда, подземным работам, а также к работам, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию, работам, связанным с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для несовершеннолетних предельные нормы (ст. 265 ТК РФ);
  • к работе в выходные и праздничные дни (ст. 268 ТК РФ).

Для остальных лиц (старше 18 лет) устанавливается обычная продолжительность рабочего времени.

Оплата труда и временной нетрудоспособности

Заработная плата выплачивается практиканту в порядке и на условиях, определенных для всех работников. Однако производится оплата фактически отработанного времени по установленным окладам (ставкам).

Если учащиеся работают сдельно, то их труд оплачивается по определенным сдельным расценкам. При этом работодатель за счет собственных средств может установить им доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы.

В случае простоя в период производственной практики по вине предприятия оплата производится в общем порядке (ст. 157 ТК РФ).

Далее хотелось бы обратить внимание читателей, что на студентов, зачисленных в штат аптеки, распространяются все определенные законодательством социальные гарантии: социальное и медицинское страхование, оплата отпуска по временной нетрудоспособности, беременности и родам, предоставление основного и дополнительного отпусков. Единственным нюансом при расчете пособий по больничным листам является то, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» размер пособия будет установлен исходя из МРОТ, поскольку страховой стаж такого работника меньше шести месяцев.

Несчастные случаи, произошедшие с учащимися-практикантами, работающими в организации, расследуются и учитываются согласно ст. 227 ТК РФ.

Рассмотрим пример по принятию на работу студента практиканта.

Пример.

Между аптечной сетью «Будем здоровы» и фармацевтической академией заключен договор о предоставлении мест для прохождения производственной практики студентам фармацевтических факультетов.
В июле 2015 года в аптеку № 4, входящую в обозначенную аптечную сеть, на производственную практику пришли два студента для отработки профессиональных навыков. Руководитель аптеки принял решение о зачислении их на временно свободные вакантные места – фармацевтами – с окладом согласно штатному расписанию (10 000 руб.).

Студентами пройден медицинский осмотр, по его результатам в отдел кадров предъявлены санитарная книжка и квитанция о прохождении
медосмотра на сумму 600 руб. (без НДС). После прохождения медосмотра издан приказ о приеме на работу, студентам оформлены трудовые книжки, плата за бланк документа внесена в кассу аптеки в сумме 472 руб. (в том числе НДС 18% – 72 руб.)

Студенты отработали полный рабочий месяц.

Цифры в примере приведены условные.

В бухгалтерском учете аптечной сети были сделаны следующие записи:

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Бубенчикова В.Н. 1 Сухомлинов Ю.А. 1 Кондратова Ю.А. 1 Жуков И.М. 1 1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава РФ Показано значение производственной практики по приемке лекарственного растительного сырья для студентов фармацевтического факультета. Рассмотрена роль профессиональных компетенций, формируемых в процессе производственной практики. Определены личностные и профессиональные качества провизора, которые выделяют работодатели. Это качество образования, опыт практической работы, способность к самообразованию, общая эрудиция, а также адаптивность, умение выстраивать межличностные отношения, умение работать в команде, коммуникативность, лидерские качества. Отмечены основные функции производственной практики в системе профессиональной подготовки студентов: обучающая, развивающая, воспитывающая, диагностическая. В заключении выделены положительные моменты практики для студентов, как осознание значимости и необходимости теоретических знаний, получаемых в университете, возможность трудоустройства в данной компании. 1457 KB фармацевтическое образование производственная практика компетенции аптека лекарственное растительное сырье провизор 1. Александрова З.А. Социально-философские аспекты компетентностного подхода // Философия образования. – 2009. – № 3. – С. 174–181. 2. Бубенчикова В.Н., Сухомлинов Ю.А. Лапчатка прямостоячая: от мифов и легенд до Государственной Фармакопеи. – Курск: КГМУ, 2015. – 140 с. 3. Деревцова С.Н. Интеграция как вектор развития медицинского образования // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 2. – С. 80–82. 4. Деревцова С.Н., Кириллов С.К. Особенности процесса формирования профессиональных умений студентов медицинского вуза на основе межпредметной интеграции // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Совершенствование практической подготовки студентов в медицинском вузе / под ред. В.А. Правдивцева. – Смоленск: Изд-во СГМА, 2009. – С. 17–18. 5. Маркарян А.А. и др. Растения рода «Фиалка» – перспективные источники эффективных лекарственных и оздоровительных средств/ А.А. Маркарян, Р.А. Бубенчиков, Р.Н. Аляутдин, А.В. Бурдейн, Ю.А. Кондратова, И.Ю. Глазкова. – Москва, Курск: Серебряные нити, 2008. – 86 с. 6. Пат. 2402525, Российская Федерация, МПК: С07С 67/32, С07С 67/56, С07С 67/52. Способ получения розмариновой кислоты / В.Н. Бубенчикова, Ю.А. Кондратова; заявитель и патентообладатель В.Н. Бубенчикова, Ю.А. Кондратова. – № 2009103344/04; заявл. 02.02.2009; опубл. 27.10.2010. 7. Пат. 2538213, Российская Федерация, МПК: С07J 53/00, С07J 63/00. Способ получения олеаноловой кислоты / В.Н. Бубенчикова, Ю.А. Старчак, Ю.А. Кондратова; заявитель и патентообладатель Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации – № 2013127484/04; заявл. 17.06.2013; опубл. 10.01.2015. 8. Солонинина А.В. Фармацевтическое образование: тенденции, задачи и перспективы // Фармацевтический вестник. – 2006. – № 3. – С. 17. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 – «Фармация». – М., 2011. – 90 с.

В современных условиях стремительного развития фармацевтической науки и практики значительно изменились требования к подготовке фармацевтических работников. Основным из них является формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих профессионализм выпускника вуза и его конкурентоспособность на современном рынке. Очень важным для будущего специалиста является умение адаптироваться к изменяющимся условиям практической деятельности за счет постоянно увеличивающейся потребности современного здравоохранения в тех специалистах, которые могут освоить инновационные технологии, необходимые для квалифицированной работы.

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 – «Фармация» предусматривается компетентностный подход к подготовке фармацевтических работников .

Профессиональные качества провизора формируются на основе междисциплинарных умений и определяют готовность к практической деятельности. Способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях деятельности провизора, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей в разных аспектах и контекстах многими авторами определяется как профессиональная компетентность провизора .

Как показывает практика, профессиональные умения провизора нарабатываются лишь после нескольких лет практической деятельности. Такой феномен обусловлен нарушением связи между теоретическими знаниями и умением их использовать в профессиональной деятельности .

Качество подготовки молодых специалистов в вузе находится в прямой зависимости от глубины полученных студентами знаний в ходе теоретического курса обучения, отработки и закрепления практических навыков в процессе учебной и производственной практики, в том числе в аптечных учреждениях. Аптеки играют одну из главных ролей в подготовке и быстрой адаптации студентов-провизоров.

Работодатели из профессиональных качеств выпускников вузов ценят, прежде всего:

– качество полученного ими образования (фундаментальность образования, уровень профессиональных знаний, умений, навыков);

– наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков;

– способность к восполнению и применению своих знаний, способность к самообразованию;

– общую эрудицию, разносторонность и широту знаний.

Из личностных качеств выпускников они выделяют адаптивность, умение выстраивать межличностные отношения; умение работать в команде; коммуникативность, лидерские качества, целеустремлённость, нацеленность на результат и на успешную карьеру.

В настоящее время при приеме на работу провизоров руководители аптек предпочтение отдают работникам, имеющим опыт работы, нежели новоиспеченным студентам, имеющим усовершенствованные знания, но, к сожалению, не умеющим применять их на практике. Важной формой в подготовке и становлении будущего специалиста-провизора являются учебная и производственная практики, призванные обеспечить формирование практических навыков работы, закрепить полученные в университете теоретические знания.

Для того чтобы пополнить пробелы студентов в области применения теоретических знаний на практике, многие аптечные сети города Курска готовы принимать будущих специалистов на свои предприятия для обучения и обмена опытом.

В ходе прохождения практики в аптеке студент имеет возможность увидеть и ознакомиться с будущим местом работы извне.

Производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:

– обучающую – актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решение конкретных ситуационных задач, формирование навыков, умений;

– развивающую – развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативные и психологические способности;

– воспитывающую – формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии;

– диагностическую – проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности.

Специалист, выходящий из стен вуза, должен быть хорошо подготовлен к производственной, организационно-управленческой и научно-исследовательской работе в области фармации. Он должен быть достаточно компетентный, знающий, умеющий применять на практике полученные знания и способным успешно решать задачи, связанные с фармацевтической деятельностью.

Чтобы обеспечить высокую конкурентоспособность выпускников на рынке труда и их успешную профессиональную деятельность, на кафедре фармакогнозии и ботаники студентам прививают умения и навыки в решении широкого спектра вопросов в сфере будущей профессиональной деятельности, а также способствуют развитию их личностных качеств. Элементы практической подготовки студентов присутствуют на протяжении всего учебного периода: практические занятия, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, выполнение курсовой работы, учебные и производственная практики, которые играют основную роль в практической подготовке студентов.

Выбору базы практики предшествует работа по изучению производственных и кадровых возможностей аптек, пригодности их для проведения практики студентов.

Основные критерии, оценивающие наиболее важные стороны аптечной организации, как базы практики студентов:

– соответствие профиля основной деятельности аптеки специальности обучения студентов;

– обеспечение практиканта квалифицированным руководством со стороны аптеки;

– оснащенность аптеки современным оборудованием и применение прогрессивных технологических процессов;

– наличие условий для приобретения навыков работы по специальности и повышения организаторских способностей, определенного опыта у работников аптечной организации в воспитательной работе в коллективе.

Заключение долгосрочных договоров между вузом и аптечными организациями позволяет осуществить рациональное распределение студентов по аптекам для прохождения производственной практики, при котором достигается гарантия стабильности мест практики.

Формирование профессиональной компетентности будущих провизоров в части приемки лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов в условиях аптеки, а также консультирования посетителей по их применению в домашних условиях проводится во время производственной практики под руководством опытного провизора-наставника. Сотрудниками кафедры разработан учебно-методический комплекс по производственной практике для студентов фармацевтического факультета дневной и заочной формы обучения, включающий рабочую учебную программу, необходимые методические материалы для студентов и преподавателей (кураторов практики от ВУЗа), формы текущего контроля, а также фонд оценочных средств для проведения аттестации. Руководители практики знакомят студентов с научными разработками сотрудников кафедры (нормативными документами, монографиями, публикациями), внедряют их в учебный процесс .

В соответствии с программой во время прохождения практики студент должен:

– ознакомиться с базой практики;

– изучить документы, регламентирующие фармацевтическую деятельность в условиях аптеки;

– ознакомиться с ассортиментом лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного происхождения безрецептурного отпуска и отпускаемых по рецепту врача;

– ознакомиться с упаковкой и маркировкой фасованного лекарственного растительного сырья;

– ознакомиться с производителями и поставщиками лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов;

– принимать участие в проведении контроля качества лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов, реализуемых аптекой;

– изучать инструкции по применению лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов;

– ознакомиться с условиями хранения лекарственного растительного сырья в аптеке.

Изучая ассортимент, условия хранения и особенности применения лекарственного растительного сырья, руководители практики обращают внимание студентов на лекарственные растения, которые изу чены и продолжают изучаться на кафедре фармакогнозии и ботаники Курского государственного медицинского университета. Это фиалка трехцветная и фиалка полевая, лапчатка прямостоячая, ромашка аптечная, шалфей лекарственный, тимьян ползучий .

Для фармацевтического работника не менее важными остаются такие человеческие качества, как доброта, отзывчивость, ответственность, неравнодушие, формирующиеся в процессе обучения в вузе и во время прохождения производственной практики. Перед преподавателями кафедры стоит задача не только научить студента основам фармакогнозии, но и воспитать соответствующее мировоззрение, профессиональную сознательность и ответственность, без наличия которых, невозможно стать настоящим провизором.

Учитывая современные требования к качеству подготовки специалиста, очень важной является оценка освоения профессиональных компетенций, которая складывается из внутреннего оценивания (кто учит, тот и оценивает – преподаватель), самооценивание (оценивает тот, уто учился – сам обучающийся), внешнего оценивания (оценивает тот, кто не учил – работники аптеки во время прохождения производственной практики).

Производственная практика имеет ряд положительных моментов. Это:

– влияние на формирование дополнительной информации о рынке востребованных компетенций и рынке профессий;

– понимание того, в какого типа аптечной организации хотели работать;

– осознание значимости и необходимости теоретических знаний, получаемых в университете;

– возможность трудоустройства в данной компании.

Производственная практика является большим вкладом в подготовку будущих специалистов и очень эффективна в процессе предстоящей адаптации провизоров в аптечных организациях.

Хорошая организация практики является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.

Производственная практика обеспечивает связь теоретических знаний с практическими навыками, дает возможность применять данные знания для решения конкретных задач, развивает профессиональное сознание и профессионально значимые качества.

Библиографическая ссылка

Бубенчикова В.Н., Сухомлинов Ю.А., Кондратова Ю.А., Жуков И.М. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА – ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА-ПРОВИЗОРА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 66-69;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35209 (дата обращения: 26.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Практикант в аптеке – это не стихийное бедствие, а абсолютно нормальная ситуация: студенты проходят практику 2–3 раза в течение года. Более того: в условиях дефицита кадров, который есть в отрасли, воспитание молодых кадров – одна из важнейших задач аптеки. Что следует учесть, принимая практиканта у себя?

Обеспечьте безопасность

Руководство аптечной сети (или директор аптеки) заключает с учебным заведением договор, по которому несет ответственность в том числе и за жизнь и здоровье практиканта. Выходящий на практику студент обязательно проходит инструктаж по технике безопасности и знакомится с уставом аптеки, но это не значит, что можно пустить его практику на самотек: дайте ему возможность действовать, но не оставляйте деятельность без присмотра!

Прочитайте программу

Перед тем как приступить к работе в аптеке, практикант получает от руководителей своей практики программу, в которой четко обозначены тема практики, виды работ, которые необходимо выполнить, и компетенции, которыми он должен овладеть. Ознакомьтесь с ней: если практика посвящена освоению информационных технологий – студент должен поработать за кассой. С другой стороны, не доверяйте практиканту того, чем он заниматься не должен: в программе прописано только то, что он может и имеет право делать. Так, практиканты не могут самостоятельно без руководителя практики от аптеки осуществлять контроль изготовления лекарственных препаратов и работать с наркотическими препаратами.

Дайте попробовать

К сожалению, практикантам часто боятся доверить приемку товара и обслуживание клиентов, несмотря на то что это есть в программе. Не бойтесь: во всех учебных заведениях существуют учебные аптеки-тренажеры, так что ваш практикант представляет себе, как работают в аптеке. Ваша основная задача – не обучить студента от и до, а помочь ему закрепить знания и навыки и «прокачать» его как профессионала: не умеет делать допродажу – покажите, как надо, ведь и вы сами когда-то учились и у опытных коллег, и на своих ошибках.

Требуйте соблюдения норм

Ваша аптека – не тренажер, а ваши клиенты не в курсе, что у вас работает практикант. Так что замечания по поводу неподобающего поведения и внешнего вида вполне уместны – никаких «проспал», если на работе надо быть вовремя, никаких сланцев и грязных халатов! На время практики практиканты – ваши коллеги, и они должны вести себя соответственно – без скидок на возраст и опыт.

Ваша основная задача – не обучить студента от и до, а помочь ему закрепить знания и навыки и «прокачать» его как профессионала

Будьте готовы оценить

В ходе практики работу студента обязательно придут проверить его преподаватели: их задача – понять, насколько эффективно работает студент, и заведующей аптекой нужно быть к этому готовой. Однако работодатель также участвует в оценке работы студента: к программе прилагается аттестационный лист, в котором он по окончании практики отмечает, справился студент со своими заданиями или нет. Также по окончании практики в большинстве учебных заведений проводятся совещания, в ходе которых представители преподавательского состава встречаются с работодателями и выслушивают их замечания и предложения.

Позовите работать

Практикант закончил свою работу в аптеке, но вы хотите, чтобы он вернулся? Пошлите ходатайство в ректорат с просьбой направлять конкретно этого студента на все последующие практики или пригласите молодого специалиста работать помощником фармацевта в свободное от учебы время. Лучше начинать эту работу с третьего курса – то есть с первой практики: так больше вероятность, что, закончив обучение, студент придет работать именно к вам.

Заинтересовала статья? Узнать еще больше Вы можете в разделе Работа в аптеке

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ 5 КУРСА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА!

  1. Производственную практику «Управление и организация фармации» Вы проходите в аптеке – базе практики и на кафедре Управления и экономики фармации с курсом ПО

  2. Период прохождения производственной практики — с 24.02.2015 по 11.04.2015

  3. С 24.02.2015 по 04.04.2015 Вы занимаетесь по Программе производственной практики непосредственно в аптечной организации – базе практики

  4. С 06.04.2015 по 11.04.2015 Вы посещаете аудиторные занятия по дисциплине на кафедре с целью подготовки к ГИА (расписание занятий будет размещено на сайте)

  5. По итогам производственной практики «Управление и организация фармации» в срок до 11.04.2015 Вами должны быть сданы в виде трех отдельно оформленных документов:

  • дневник производственной практики с подписью базового руководителя (приложение 2 ПРОГРАММЫ производственной практики) объемом вместе с копиями прилагаемых документов – не более 75 страниц формата А4; характеристика (приложение 4 ПРОГРАММЫ производственной практики) прикладывается к дневнику;

  • отчет о прохождении производственной практики с подписью базового руководителя (приложение 3 ПРОГРАММЫ производственной практики) объемом – не более 25 страниц формата А4; структура отчета должна четко соответствовать требованиям;

  • курсовая работа (темы курсовых работ будут распределенные между студентами и размещены на сайте);

  1. По производственной практике предусмотрен экзамен (экзаменационные вопросы будут размещены на сайте)

  2. Программу Производственной практики по «Управлению и организации фармации» необходимо получить в библиотеке

Образец оформления дневника находится в приложении 2, но все же приведем пример:

Дата

Содержание выполненной работы

Подпись руководителя

На рабочем месте провизора отдела ГЛФ и безрецептурного отпуска осуществляла прием рецептов и отпуск ГЛФ, а также безрецептурный отпуск ЛС, разрешенных к отпуску без рецепта врача, ИМН и других товаров аптечного ассортимента с применением контрольно- кассовой техники.

На рабочем месте провизора отдела ГЛФ и безрецептурного отпуска производила уборку и оформление торговых витрин с ЛС безрецептурного отпуска, ИМН и другими товарами аптечного ассортимента.

И т.д. и т.п.

Распределение 42 дней производственной практики:

  • на рабочем месте провизора-технолога по приему рецептов и отпуску ЛС РПО и отдела ГЛФ и безрецептурного отпуска – 21 день;

  • на рабочем месте провизора-организатора – заведующего РПО или его заместителя, заведующего или заместителя отделом ГЛФ и безрецептурного отпуска, заведующего или заместителя отделом запасов – 21 день.

Итого 42 дня

Дневник производственной практики и отчет о прохождении производственной практики должны быть представлены в машинописном варианте или с применением печатающих устройств вывода персонального компьютера на одной стороне листа формата А- 4 с полуторным интервалом (шрифт Times New Romen, размер шрифта 12). Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, левое – 30, верхнее и нижнее 20 мм. Абзац требует отступления на 5 знаков.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре в верхней части страницы. Отсчеты страниц начинаются первого (титульного) листа, но нумерация страниц проставляется, начиная с 3 страницы работы (после титульного листа и оглавления).

К дневнику производственной практики «Управление и организация фармации» необходимо приложить копии документов:

  1. лицензии на фармацевтическую деятельность;

  2. свидетельства о государственной регистрации предприятия;

  3. свидетельства о постановке предприятия на налоговый учет;

  4. заключения о соответствии установленным требованиям объекта (помещения), где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (при наличии);

  5. санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемическим правилам и нормативам;

  6. устава предприятия;

  7. приказа об учетной политике;

  8. положения об аптеке;

  9. правил внутреннего трудового распорядка;

  10. штатного расписания;

  11. плана помещений аптеки;

  12. табеля учета рабочего времени сотрудников аптеки;

  13. графика отпусков сотрудников аптеки;

  14. приказа о назначении руководителя аптеки;

  15. диплома и сертификата специалиста руководителя аптеки;

  16. должностной инструкции руководителя аптеки;

  17. инструкции по охране труда и технике безопасности руководителя аптеки;

  18. договора о материальной ответственности сотрудников аптеки;

  19. приказа об инвентаризации товарно-материальных ценностей;

  20. приказа о назначении ответственного за получение, хранение, учет и отпуск СД и ядовитых лекарственных средств (при наличии);

  21. договора поставки товаров аптечного ассортимента;

  22. комплекта товарно-сопроводительных документов;

  23. рецептов на различные с правовых позиций группы ЛС;

  24. плана занятий по повышению профессионального образования сотрудников аптеки по вопросам действующего законодательства в сфере обращения ЛС

  25. протокола занятия по повышению профессионального образования сотрудников аптеки по вопросам действующего законодательства в сфере обращения ЛС;

  26. протокола внутренней проверки на соответствие аптеки требованиям действующего ОСТа;

  27. приказа о принятом в аптеке способе систематизации при хранении ЛС;

  28. приказа о назначении лица, уполномоченного по качеству лекарственных средств, поступающих в аптеку;

  29. приказа о назначении ответственного за соблюдение «Холодовой цепи», ведения учета поступления и расхода МИБП (при наличии);

  30. приказа о назначении ответственного за ежедневную регистрацию показаний термометров и гигрометров в помещениях аптеки;

  31. карты учета температуры и относительной влажности воздуха в помещениях аптеки;

  32. карты регистрации метрологической поверки контролирующих приборов;

  33. договора на уничтожение ЛС с истекшим сроком годности;

  34. плана гигиенического обучения персонала;

  35. журнала учета прохождения персоналом периодического медицинского освидетельствования;

  36. инструкции по приготовлению рабочих растворов применяемого в аптеке дезинфицирующего средства;

  37. программы производственного контроля;

  38. договора на стирку спецодежды;

  39. договора на вывоз твердых бытовых отходов;

  40. инструкции по обращению с медицинскими отходами.

Курсовая работа

Общие требования к курсовой работе:

— соответствие требованиям к уровню знаний студента на данном этапе обучения;

— целевая направленность выполняемой работы;

— четкость построения;

— логическая последовательность изложения материала;

— полнота освещения рассматриваемых вопросов;

— краткость и точность формулировок;

— грамотное оформление.

Курсовая работа – это самостоятельная научно-методическая работа студента, в которой отражено современное состояние фармацевтической науки и практики.

Цель курсовой работы – развитие у студентов навыков самостоятельной творческой и элементов научно-исследовательской работы, закрепление теоретических знаний и практических навыков, расширение, углубление и обобщение знаний по соответствующей дисциплине.

Задачи курсовой работы: показать умение применять теоретические знания при решении практических задач, способность студента самостоятельно анализировать и обобщать материал, делать выводы, вносить свои предложения по рассматриваемой теме и защищать их.

Курсовая работа делится на две основные главы, первая из которых посвящена изложению теоретико-методологических основ изучаемой темы, а вторая представляет собой практическую часть, содержит результаты Вашего собственного исследования аптеки-базы прохождения практики и может быть снабжена графиками, чертежами, таблицами и другим необходимым иллюстративным материалом.

Этапы выполнения курсовой работы:

  • обосно­вание темы,

  • составление плана работы,

  • обзор литературных источ­ников,

  • проведение собственного исследования,

  • формирование выводов,

  • оконча­тельное оформление и защита работы.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

— титульный лист;

— введение;

— основная часть;

— заключение;

— список изученной литературы.

— приложение

На титульном листе указывается наименование учебного заведения, факультета и кафедры:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра управления и экономики фармации с курсом ПО

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: _____________________________________________________________

Тема: __________________________________________________________________

Выполнил:

студент _____ группы фармацевтического факультета (очное отделение)

Ф.И.О._________________ _______________________

Проверил: ____________

«____» _____________ 201 г.

Красноярск, 2015 г.

включает в себя перечень разделов курсовой работы. Их названия и расположение должны точно соответствовать заголовкам текста и отражать их последовательность. В конце каждого раздела оглавления проставляется номер страницы, на которой напечатан данный заголовок в тексте, при этом знак «№» не ставится.

Введение — это первая и вступительная часть курсовой работы. Здесь осуществляется презентация всей работы, описывается научный аппарат, которым пользовался студент при исследовании своей темы.

Введение обязательно следует начать с обоснования актуальности темы, но оно не должно быть чересчур пространным и многословным. Его назначение – определить стратегию и тактику написания работы. Безусловным требованием к тесту курсовой работы является соответствие сформулированной цели и выполнение поставленных задач.

Основная часть занимает в курсовой работе наибольший объем. В основной части студенту необходимо раскрыть содержание темы, используя проблемный принцип изложения материала, а также грамотно описать материал и методы проведенного исследования.

Обзор литературы должен содержать логичное (в хронологическом или другом порядке) рассмотрение различных аспектов темы исследования. В результате изучения литературы должно сформироваться представление о современном состоянии вопроса, выявиться имеющиеся противоречия и нерешенные задачи.

Содержание исследовательской части должно полностью соответствовать поставленной в работе цели и выбранным для ее достижения задачам. Здесь автор проводит непосредственный анализ собственных данных и представляет результаты исследований в текстовой, табличной и графической форме. Причем, представляя материалы собственного исследования, автор постоянно должен приводить в тексте свои рассуждения, тем самым, определяя собственный взгляд на изучаемую проблему.

В заключении автором подводятся итоги всей выполненной работы, формулируются выводы. Здесь же возможны и некоторые рекомендации автора по практическому использованию выводов работы и возможности использования полученных результатов в других научных исследованиях. Здесь необходимо обобщить результаты анализа материала по каждому разделу, выделив наиболее значимые аспекты рассмотренной проблемы.

Выводы являются логическим завершением курсовой работы – концентрацией основных положений работы. Они должны соответствовать цели работы и характеризовать ее результаты. Выводы должны быть краткими, четкими, тезисными. Общее количество выводов должно соответствовать количеству поставленных задач

Список изученной литературы включает только упоминаемые или цитируемые в работе литературные источники.

Рекомендуется использовать литературные источники по изучаемой проблеме за последние 3-5 лет.

Работа может быть дополнена приложениями. Приложение содержит материалы, отражающие образцы анкет, тестов, иллюстрации вспомогательного характера и др. Приложение следует оформлять как продолжение курсовой работы на ее последующих страницах.

Объем курсовой работы 18 – 20 страниц, не включая приложений.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Курсовая работа должна быть представлена в машинописном варианте или с применением печатающих устройств вывода персонального компьютера на одной стороне листа формата А- 4 с полуторным интервалом (шрифт Times New Romen, размер шрифта 12). Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, левое – 30, верхнее и нижнее 20 мм. Абзац требует отступления на 5 знаков.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре в верхней части страницы. Отсчеты страниц начинаются первого (титульного) листа, но нумерация страниц проставляется, начиная с 3 страницы работы (после титульного листа и оглавления).

Заголовки глав следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, переносы слов в заголовках не допускаются.

Иллюстрации (графики, схемы и т.д.) располагаются в работе сразу после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. Все иллюстрации должны быть описаны в тексте. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещают под ней, и порядковый номер, который прописывается арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы.

Каждая таблица должна иметь общий заголовок, номер, четкие обозначения строк и столбцов. Обязательно указываются единицы измерения. В тексте дается разбор таблицы, в котором не повторяются приводимые в таблице показатели, а даются заключения и обобщения из ее материалов. На все таблицы в тексте должны быть ссылки.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумераций в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок должны начинаться с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точка после него не ставится.

В текстовой части работы все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых сокращений, которые не требуют расшифровки в тексте (ВОЗ и др.) Если специальные буквенные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, но в тексте часто повторяются, то при первом упоминании пишется полное название, а в скобках дают буквенную аббревиатуру, которой и пользуются в дальнейшем.

Приложение открывается отдельным листом, со слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (в центре листа), затем даются сами пронумерованные приложения на отдельных листах. Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием в верхнем право углу слово «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами и иметь содержательный заголовок. Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака N), например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Список литературы.

В список использованной литературы включаются обязательно все цитированные работы. Располагаются литературные источники в следующем порядке:

1. постановления правительства, приказы министерства здравоохранения;

2. выступления и работы руководящих деятелей (эти работы приводятся в хронологическом порядке);

3. работы ведущих специалистов по этому направлению;

4. статьи и монографии отечественных авторов;

5. статьи и монографии зарубежных авторов;

6. учебники;

7. учебно-методические пособия

В пунктах 4 и 5 работы перечисляются по алфавиту. Пишутся фамилия, инициалы автора (при числе авторов свыше трех фамилий, остальные не указываются, а пишутся: «и соавт.”), название работы, для учебников и учебно-методических пособий — год и место издания, число страниц; для статей — название журнала, год, номер, страницы (от — до).

Титульный лист курсовой работы оформляется в соответствии с представленным выше образцом.

Каждая часть курсовой работы начинается с новой страницы. Не допускаются сокращения слов.

Курсовая работа подписывается студентом с указанием даты ее выполнения.

С уважением, преподаватели кафедры управления и экономики фармации с курсом ПО КрасГМУ.