Пп РФ 102

Аннотация к документу

Изменения планируются в Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановление дополняется показателем локализации собственного производства медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одновременно с этим планируется признать утратившим силу Постановление Правительства РФ от 14.08.2017 N 967 (с внесенными изменениями), регламентирующее особенности осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «__» ________ г. N ___

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 ФЕВРАЛЯ 2015 Г. N 102

И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 АВГУСТА 2017 Г. N 967

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части ограничений и условий допуска медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Признать утратившим силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 34, ст. 5290, 2018, N 52, ст. 8308);

постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 1589 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 52, ст. 8308)

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от ______ г. N ___

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 ФЕВРАЛЯ 2015 Г. N 102

а) в пунктах 1 — 2 постановления после слов «поливинилхлоридных пластиков» дополнить словами «и иных пластиков, полимеров и материалов»;

б) дополнить пункт 1 постановления абзацем следующего содержания:

«показатель локализации собственного производства медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — показатель локализации собственного производства медицинских изделий).»;

г) дополнить пунктом 2(4) следующего содержания:

«2(4). Установить, что при осуществлении закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:

а) поставщики указанной продукции определяются из числа участников закупок, предложивших к поставке медицинские изделия, произведенные организациями, осуществляющими локализацию собственного производства и реализующими медицинские изделия, включенные в перечень N 2, локализация собственного производства которых соответствует ежегодному достижению показателя локализации собственного производства медицинских изделий;

б) конкурсная (аукционная) комиссия заказчика в обязательном порядке рассматривает все вторые части заявок, поданных на участие в электронном аукционе.»;

д) в абзаце 4 подпункта «б» пункта 2 и в пункте 3(2) постановления вместо слов «указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изложить «указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий»;

е) в пункте 3(2) постановления вместо слов «указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изложить «указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий»;

ж) в наименовании перечня медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением слова «поливинилхлоридных пластиков» дополнить словами «и иных пластиков, полимеров и материалов»;

з) дополнить показателем локализации собственного производства медицинских изделий следующего содержания:

«Утвержден

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 5 февраля 2015 г. N 102

ПОКАЗАТЕЛЬ

ЛОКАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ,

ВКЛЮЧЕННЫХ В ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ОДНОРАЗОВОГО

ПРИМЕНЕНИЯ (ИСПОЛЬЗОВАНИЯ) ИЗ ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНЫХ ПЛАСТИКОВ,

И ИНЫХ ПЛАСТИКОВ, ПОЛИМЕРОВ И МАТЕРИАЛОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ

ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ

УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОПУСКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Для обеспечения безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития отечественной экономики, а также поддержки российских товаропроизводителей Закон № 44‑ФЗ дает право Правительству РФ устанавливать запрет на допуск к закупкам либо ограничение допуска к закупкам товаров, работ, услуг, происходящих из иностранного государства. О том, как работают данные механизмы и как их правильно использовать, читайте в статье.

Анна Валентиновна ЕРМАКОВА, советник директора Института госзакупок, кандидат юридических наук

Алексей Александрович ФЁДОРОВ, старший юрист Института госзакупок

Нормы закона

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44‑ФЗ Правительством РФ устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В свою очередь, согласно части 4 статьи 14 Закона № 44‑ФЗ Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительство РФ установило запрет в соответствии с частью 3 статьи 14.

Механизмы импортозамещения

Процитированные выше нормы закона создают правовую основу для импортозамещения в сфере госзаказа. При этом Закон № 44‑ФЗ предусматривает три возможных механизма поддержки отечественных товаропроизводителей:

  • запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, устанавливаемый Правительством РФ;
  • ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, устанавливаемые Правительством РФ;
  • условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, устанавливаемые Минэкономразвития России только в части товаров, в отношении которых Правительством РФ не установлен запрет допуска.

В Таблице представлены правовые акты, непосредственно реализующие эти механизмы импортозамещения.

Таблица. Механизмы импортозамещения и правовые акты

Запреты на допуск иностранных товаров

Ограничения допуска иностранных товаров

Условия допуска иностранных товаров

Суть механизма: заявки, в которых предложен иностранный товар, отклоняются, кроме случаев, когда в РФ соответствующие товары не производятся

Суть механизма «третий лишний»: заявки, в которых предложен иностранный товар, отклоняются, если параллельно с заявкой, в которой предложен иностранный товар, подано еще не менее двух заявок с российским товаром

Суть механизма:

заявки с иностранным товаром не отклоняются, но если параллельно с ними подана хотя бы одна заявка с российским товаром, то последняя имеет ценовую преференцию 15%

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства»

Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд»

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 656)

Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 102)

Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 1289)

Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 155)

Важно отметить, что в рамках госзаказа поддержка оказывается не только российским производителям, но и производителям стран — членов Евразийского экономического союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Армения, далее — ЕАЭС). Однако это не означает, что они всегда участвуют в закупках наравне с российскими производителями. Например, в рамках Приказа № 155 15-процентная преференция будет предоставлена всем заявкам, в которых будет предложен товар не только из РФ, но и из других стран ЕАЭС. В то же время согласно Постановлению № 102 наряду с российским медицинским оборудованием будет допускаться только оборудование, произведенное в Армении, Белоруссии или Казахстане. А в рамках закупок для нужд обороны и безопасности почти всегда закупается продукция исключительно российского происхождения, в случае закупок продукции машиностроения — происхождения ЕАЭС.

Обязанность заказчиков и поставщиков

Информацию о том, что в той или иной закупке будет применен какой-либо механизм импортозамещения, заказчик указывает в следующих документах:

  • в плане-графике закупок, который в структурированном виде ведется всеми заказчиками в единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru (далее — ЕИС);
  • в извещении, размещенном в ЕИС в поле «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» (раздел «Общая информация», подраздел «Информация об объекте закупки»);
  • в документации о закупке (внутренняя структура документации определяется заказчиком самостоятельно).

У поставщиков, претендующих на победу в процедуре закупки товаров, попавших под какой-либо механизм импортозамещения, появляется обязанность предоставлять в составе заявок определенные документы и сведения о предлагаемых ими товарах. Это необходимо, чтобы закупочные комиссии заказчиков могли обоснованно предоставить преференции о­течественным товарам. Как правило, такими документами являются либо декларации о стране происхождения товара (подготавливаются участниками самостоятельно), либо сертификаты СТ-1 , либо акты экспертизы (выдаются торгово-промышленными палатами на платной основе). Какой именно документ участник должен вложить в заявку, определяется соответствующим актом правительства или Минэкономразвития России в зависимости от того, какой товар приобретается. В свою очередь, заказчик обязан указать данный документ в документации о закупке в инструкции по подготовке заявок.

Особые условия допуска импортных товаров в рамках Приказа № 155

Чаще всего заказчики сталкиваются с необходимостью учета требований Приказа № 155, поскольку под его действие попали такие распространенные предметы закупки, как продукты питания, лекарства, мебель и прочее. Этот приказ применяется при проведении конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в случае если среди поданных заявок есть не только предложения о поставке «отечественного» товара (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), но и заявки с предложениями о поставке товара из других стран.

Заявка, в которой предложены одновременно и товары отечественного происхождения, и товары иностранного происхождения, считается «отечественной», если стоимость товаров отечественного происхождения составляет более половины стоимости всех предложенных в заявке товаров

При проведении аукциона Приказ № 155 применяется так: торги проходят в обычном порядке, но если победителем признан участник, предложивший в заявке товар иностранного происхождения, то контракт заключается по цене на 15% ниже его ценового предложения. Например, победил участник, предложивший в ходе аукциона цену 1 миллион рублей, но если в его заявке предложен товар иностранного происхождения, то контракт будет заключен по цене 850 тысяч рублей.

В конкурсе, запросе котировок и запросе предложений Приказ № 155 действует следующим образом. При оценке заявок по критерию «цена контракта» к цене, предложенной в заявках с товарами «отечественного происхождения», применяется понижающий 15-процентный коэффициент. Например, на участие в запросе котировок поданы две заявки. В заявке участника X предложены иностранные товары по цене 430 тысяч рублей, в заявке участника Y — российские товары по цене 500 тысяч рублей, при оценке заявки Y к ценовому предложению будет применен понижающий коэффициент 15%, соответственно, заявка Y будет признана победившей, так как с учетом понижающего коэффициента ценовое предложение Y (500 000 – 15% = 425 000 рублей) лучше ценового предложения X (430 тысяч рублей). Но контракт будет заключен с участником Y по предложенной в заявке цене — 500 тысяч рублей.

Соотношение долей стоимости, приходящихся на конкретные товарные позиции, рекомендуется указать в первой части заявки на участие в электронном аукционе (котировочной заявке, окончательном предложении в запросе предложений). Дополнительно функционал отдельных электронных площадок позволяет участнику закупки при подаче заявки на участие в аукционе поставить отметку о том, что к поставке предлагается одновременно и отечественный, и иностранный товар, при этом доля отечественного товара составляет более 50%.

В случае если участник закупки не продекларировал соотношение долей товаров отечественного и иностранного происхождения, то указанную долю товаров заказчик исчисляет самостоятельно по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной цены контракта. В соответствии с пунктом 13 Приказа № 155 страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Однако сам Приказ № 155 не содержит механизмов проверки заказчиком (комиссией заказчика) соблюдения критериев достаточной переработки при производстве предлагаемого к поставке товара.

Форма указания (декларирования) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений страны происхождения поставляемого товара определяется самим участником.

Запрет на иномарки и не только (Постановление № 656)

Запрет на поставку импортных машин распространяется на все способы закупок — на конкурентные и неконкурентные закупки, в том числе закупки у единственного поставщика. Постановление № 656 выделяет три группы товаров:

  • Первая группа — бульдозеры на гусеничных тракторах, троллейбусы, автокраны и прочая схожая техника. Данные машины можно купить, только если место их происхождения — Россия, Белоруссия, Армения или Казахстан. При этом каждый участник, претендующий на победу, обязан предоставить сертификат СТ-1 на предлагаемую им технику.
  • Вторая группа — легковые автомобили, автомобили скорой медицинской помощи и другие автомашины; их можно купить, если они соответствуют особенным требованиям и условиям, указанным непосредственно в Постановлении № 656. Эти условия связаны в основном с тем, что автомобили хотя и могут являться «иномарками», но собраны они в ЕАЭС, и это подтверждено актом экспертизы Торгово-промышленной палаты.
  • Третья группа — автобусы, автосамосвалы с дизельным двигателем, автосамосвалы с бензиновым двигателем и другой транспорт. Их можно приобрести, если они соответствуют требованиям Постановления № 656 и это подтверждено актом экспертизы Торгово-промышленной палаты.

Интересно, что по отдельным позициям продукции машиностроения, перечисленным в Постановлении № 656, содержится добавление слова «новые», например это сделано для легковых автомобилей. Это означает, что запрет на приобретение легковых иномарок распространяется только на случаи приобретения новых автомобилей. Получается, что запрета на приобретение автомобилей иностранного производства с пробегом нет. На взгляд авторов, Постановление № 656 распространяется также на случаи аренды и лизинга автомобилей, хотя на практике при аренде автомобилей заказчики, как правило, его не применяют.

Запрет на приобретение импортного программного обеспечения (Постановление № 1236)

Механизм работы этого постановления на первый взгляд очень прост — по буквальному прочтению постановления заказчикам не разрешается приобретать какое-либо программное обеспечение, кроме того, которое включено в реестр отечественного программного обеспечения. Данный реестр размещен в открытом доступе и ведется Минкомсвязи России. Приобрести импортное программное обеспечение возможно только в случае, если заказчик докажет, что в этом реестре нет программного обеспечения, которое имеет необходимые этому заказчику технические и функциональные характеристики. То есть сначала заказчику надо доказать, что такие характеристики принципиально важны для него, а затем — что в реестре нет позиций с необходимыми характеристиками. Заказчик, готовый выполнить эти действия, должен подготовить обоснование закупки импортного программного обеспечения и разместить его в ЕИС. На момент подготовки настоящей статьи Правительством РФ порядок такого обоснования и порядок размещения его в ЕИС еще не утверждены, поэтому представляется разумным включить такое обоснование непосредственно в текст документации о закупке.

Постановление № 102 начинает работать, только если есть хотя бы две отечественные заявки с сертификатами СТ-1. В остальных случаях иностранные заявки и российские заявки без сертификатов СТ-1 рассматриваются на общих основаниях

Важно подчеркнуть, что запрет распространяется на любые варианты приобретения программного обес­печения, независимо от вида договора (лицензионный договор, договор о передаче прав пользования, договор купли-продажи, продление прав пользования уже используемого программного обеспечения и так далее).

Ограничение допуска иностранных медизделий (Постановление № 102)

Постановление № 102 не устанавливает запрета на закупку медицинских изделий иностранного происхождения. Оно лишь предусматривает обязанность комиссии отклонить заявки, содержащие предложения о поставке иностранных медизделий (по определенному перечню), при условии, что на участие в торгах подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, страной происхождения которых является Россия, Армения, Белоруссия или Казахстан (далее — отечественные медицинские изделия);

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Для подтверждения страны происхождения товара к заявке на участие в закупке должен быть приложен сертификат СТ-1, выданный Торгово-промышленной палатой. Заявки, содержащие предложение о поставке иностранных медицинских изделий, отклоняются только при одновременном соблюдении следующих условий:

помимо заявки с иностранным медицинским изделием подано не менее двух заявок с предложением оте­чественных медицинских изделий;

вышеуказанные заявки с предложением отечественных медицинских изделий полностью соответствуют требованиям документации о закупке;

в заявках с предложением оте­чественных медицинских изделий указаны разные медицинские изделия разных производителей (то есть если помимо заявки с иностранными медицинскими изделиями подано несколько заявок, в которых предложено одно и то же отечественное медицинское изделие, то заявка с иностранными медицинскими изделиями допускается к участию в закупке);

к заявкам с предложением оте­чественных медицинских изделий приложены сертификаты формы СТ-1.

Если не соблюдено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, заявка, содержащая предложение о поставке иностранного медицинского изделия, подлежит допуску на равных условиях с заявками, в которых предложены отечественные медицинские изделия.

Ограничение допуска иностранных лекарственных препаратов (Постановление № 1289)

Импортозамещение в сфере закупок лекарственных препаратов касается только препаратов, вошедших в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов). Постановление № 1289 «включается», только если заказчик осуществляет закупку так называемым монолотом, то есть лотом, в состав которого входит только одно лекарство с одним международным непатентованным наименованием (МНН).

Порядок применения Постановления № 1289 и Постановления № 102 схож. Интересно, что, исходя из обоих постановлений, в случаях когда в заявках участников предложены товары из разных государств (часть товара из ЕАЭС, а часть товара импортная), вся заявка признается импортной и отклоняется, если окажется «третьей лишней» — то есть если параллельно с ней будут поданы еще две заявки с товарами из ЕАЭС, к которым будут приложены сертификаты СТ-1.

Таким образом, сейчас можно констатировать, что механизмы импортозамещения в практике госзакупок уже функционируют, они создают дополнительную нагрузку как на заказчиков, так и на поставщиков в вопросах оформления документов, сопровождающих закупки. При этом влияние импортозамещающих мероприятий на экономику России только предстоит оценить.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2015 г. N 102

ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ И УСЛОВИЯХ

ДОПУСКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ

ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2016 N 337)

1. Утвердить прилагаемые:

перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — перечень N 1);

перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — перечень N 2).

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2017 N 968)

2. Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования».

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1590)

2(1). В случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2(1.1). Утратил силу с 1 января 2019 года. — Постановление Правительства РФ от 19.12.2018 N 1590.

2(2). Установить, что:

для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него;

для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 2 и не включенные в него.

(п. 2(2) в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2017 N 968)

2(3). Установить, что для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, документация о закупке должна содержать начальные (максимальные) цены, рассчитанные в соответствии с методикой, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

(п. 2(3) введен Постановлением Правительства РФ от 14.08.2017 N 968)

3. Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств — членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее — Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.

Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом «в» пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства — члена Евразийского экономического союза.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1590)

3(1). При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями заявки (окончательные предложения), которые содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство — член Евразийского экономического союза, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.

(п. 3(1) введен Постановлением Правительства РФ от 22.04.2016 N 337; в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2017 N 968)

3(2). При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство — член Евразийского экономического союза или процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которого больше указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на соответствующий год, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.

(п. 3(2) введен Постановлением Правительства РФ от 19.12.2018 N 1590)

4. Установленные настоящим постановлением ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, не применяются в следующих случаях:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2017 N 968)

размещение извещений об осуществлении закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленные до вступления в силу настоящего постановления;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2017 N 968)

осуществление закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, заказчиками, указанными в части 1 статьи 75 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.04.2016 N 337, от 14.08.2017 N 968)

5. Установить, что положения настоящего постановления не применяются в случае закупки товаров, включенных в перечень N 1 и перечень N 2 в рамках реализации:

программы приграничного сотрудничества «Карелия», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Карелия» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества «Коларктик», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Коларктик» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества «Россия — Юго-Восточная Финляндия», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Россия — Юго-Восточная Финляндия» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества «Россия — Латвия», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Россия — Латвия» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества «Россия — Литва», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Россия — Литва» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2017 г.;

программы приграничного сотрудничества «Россия — Польша», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Россия — Польша» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Варшаве 29 декабря 2017 г.;

программы приграничного сотрудничества «Россия — Эстония», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Россия — Эстония» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря» на период 2014 — 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение), подписанным в г. Брюсселе 30 января 2018 г.

Подтверждением закупки товаров в рамках реализации программ, указанных в абзацах втором — девятом настоящего пункта, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемое в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

(п. 5 введен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2019 N 602)

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утвержден

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 5 февраля 2015 г. N 102

ПЕРЕЧЕНЬ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ

ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ

УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОПУСКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.2019 N 813)

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014

Наименование вида медицинских изделий <*>

Марля медицинская отбеленная хлопчатобумажная

Одежда медицинская

Одежда специальная для поддержания физической формы

Специальные хирургические одноразовые стерильные изделия из нетканых материалов для защиты пациента и медицинского персонала

Изделия санитарно-гигиенические — абсорбирующее белье (подгузники (за исключением размера XS (сверхмалые), пеленки)

Микроисточники с йодом-125

Медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты

Питательные среды селективные и неселективные

Наборы реагентов для неонатального скрининга в сухих пятнах крови

Наборы (комплекты) реагентов для гематологических анализаторов

Наборы биохимических реагентов для определения ферментов

Наборы реагентов для выявления инфекционных агентов методом полимеразной цепной реакции;

наборы реагентов для количественного и качественного определения иммуноглобулинов или антигенов инфекционных агентов методом иммуноферментного анализа;

наборы реагентов для количественного определения гормонов методом иммуноферментного анализа

Наборы биохимических реагентов для определения факторов свертывания крови

Наборы биохимических реагентов для определения субстратов;

наборы реагентов для определения групп крови и резус-фактора;

наборы реагентов для фенотипирования крови человека по групповым системам резус, Келл и Кидд

Материалы клейкие перевязочные, в том числе пропитанные или покрытые лекарственными средствами

Бинты стерильные и нестерильные марлевые

Маски марлевые медицинские стерильные и нестерильные;

отрезы марлевые медицинские стерильные и нестерильные;

пакеты перевязочные медицинские стерильные;

тампоны, сетоны, турунды, шарики марлевые стерильные и нестерильные

Повязки и покрытия раневые, пропитанные или покрытые лекарственными средствами;

салфетки антисептические спиртовые;

салфетки марлевые медицинские стерильные и нестерильные

Матрацы противопролежневые ортопедические с эффектом запоминания формы;

матрацы противопролежневые с гелевыми элементами;

подушки противопролежневые ортопедические с эффектом запоминания формы

Контейнеры для биопроб полимерные

Радиологические информационные системы для получения, обработки, передачи и архивирования цифровых медицинских изображений

Устройства электрофореза белков сыворотки крови на пленках из ацетата целлюлозы

Амплификаторы детектирующие для обеспечения исследований методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени;

анализаторы белка в моче;

анализаторы билирубина;

анализаторы биохимические полуавтоматические;

анализаторы свертывания крови;

гемоглобинометры;

глюкометры индивидуальные

Термостаты суховоздушные

Томографы компьютерные с количеством срезов от 1 до 64

Маммографы;

рентгеновские аппараты передвижные палатные;

рентгенодиагностические комплексы на 2 рабочих места;

рентгенодиагностические комплексы на 3 рабочих места;

рентгенодиагностические комплексы на базе телеуправляемого стола-штатива;

флюорографы

Рентгеновские аппараты передвижные хирургические (С-дуга)

Эндоскопические комплексы

Системы однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (гамма-камеры)

Приборы, аппараты и комплексы гамма-терапевтические контактной лучевой терапии средней и высокой мощности дозы

Электрокардиографы

Оториноскопы

Тонометры измерения внутриглазного давления

Приборы для исследования звуковых колебаний в органах человека

Анализаторы глюкозы;

кардиомониторы прикроватные;

комплексы суточного электрокардиографического мониторирования

Аппараты ультразвукового сканирования

Облучатели фототерапевтические неонатальные

Дефибрилляторы;

обогреватели детские неонатальные;

столы неонатальные с автоматическим поддержанием температуры обогрева новорожденных

Слуховые аппараты неимплантируемые

Операционные и смотровые медицинские светильники

Медицинские морозильники;

холодильники комбинированные лабораторные;

холодильники фармацевтические

Комплекс оборудования для чистых помещений;

оборудование и аппараты для фильтрования, обеззараживания и (или) очистки воздуха

Кресла-коляски

Аппараты электрохирургические

Иглы корневые

Стерилизаторы воздушные;

стерилизаторы паровые

Иглы хирургические;

инструменты колющие;

шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них

Лампы щелевые;

линзы интраокулярные;

микрохирургические инструменты для офтальмологии;

набор пробных очковых линз офтальмологический

Аппараты назальной респираторной поддержки дыхания новорожденных;

боры зубные твердосплавные;

головки стоматологические алмазные, в том числе фасонные;

емкости для взятия, хранения и транспортировки биологических проб для выполнения клинических лабораторных исследований, включая пробирки вакуумные для взятия венозной крови, пробирки для взятия капиллярной крови, емкости для мочи, кала и мокроты;

зеркала гинекологические полимерные по Куско;

зонды урогенитальные;

иглодержатели микрохирургические;

инкубаторы интенсивной терапии для новорожденных;

инструменты вспомогательные;

инструменты зондирующие, бужирующие;

инструменты многоповерхностного воздействия;

инструменты оттесняющие;

инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой;

каналонаполнители;

кольпоскопы;

микромоторы пневматические для наконечников стоматологических;

модули медицинские климатизированные (чистое помещение);

наборы гинекологические смотровые одноразовые стерильные;

наконечники для микромоторов;

наконечники стоматологические турбинные;

ножницы микрохирургические;

пинцеты микрохирургические;

пульпоэкстракторы;

фрезы зуботехнические

Оборудование терапевтическое (ванны и кабины душевые гидромассажные)

Аппараты для ингаляционного наркоза

Аппараты искусственной вентиляции легких

Эндопротезы суставов конечностей

Поручни для ванной и туалета (прямые, угловые, правые, левые)

Аппараты наружной фиксации;

имплантаты для остеосинтеза

Костыли

Кресла-стулья с санитарным оснащением;

опоры (опоры-ходунки шагающие, опоры-ходунки на колесиках);

поручни (перила) для самоподнимания угловые, прямые (линейные) и откидные;

ходунки на колесах;

ходунки шагающие складные, регулируемые по высоте

Обувь ортопедическая детская

Экзопротезы грудных (молочных) желез на основе силиконового геля

Оболочки косметические к активным протезам верхних конечностей;

стопы искусственные пенополиуретановые;

чехол для культи нижних конечностей

Кровати медицинские функциональные

Трости опорные

Консоли подвода медицинских газов и электропитания

<*> При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.

Утвержден

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 14 августа 2017 г. N 968

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ОДНОРАЗОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ

(ИСПОЛЬЗОВАНИЯ) ИЗ ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНЫХ ПЛАСТИКОВ,

ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ

УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОПУСКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

У цій консультації ви ознайомитесь з останніми новаціями в оплаті праці працівників держорганів. Зокрема, дізнаєтесь, як розраховуються нині їхні посадові оклади, за яких умов вони можуть підвищуватись, чи можливе в умовах підвищення окладів збереження доплат, надбавок, премії та інші новації.

Базові норми щодо визначення умов оплати праці

Знаємо, що працівники держорганів поділяються на декілька категорій: держслужбовці; працівники, на яких покладається виконання обслуговуючих функцій; працівники служби патронату; робітники. Більшість із них є держслужбовцями.

Умови оплати праці держслужбовців базуються на нормах Закону від 10.12.15 р. № 889-VІІІ «Про державну службу» (далі – Закон № 889). Згідно зі ст. 50 цього Закону їхній заробіток на сьогодні може складатися з посадового окладу, надбавки за вислугу років, надбавки за ранг, виплат за додаткове навантаження у зв’язку з виконанням обов’язків тимчасово відсутнього держслужбовця в розмірі 50 % посадового окладу тимчасово відсутнього держслужбовця, виплати за додаткове навантаження у зв’язку з виконанням обов’язків за вакантною посадою держслужби за рахунок економії фонду посадового окладу за відповідною посадою, премії.

Крім того, посадовцям виплачується грошова допомога в розмірі середньомісячної зарплати разом із наданням щорічної основної оплачуваної відпустки та за певних умов – матеріальна допомога для вирішення соціально-побутових питань (ст. 54, 57 Закону № 889).

Умови оплати праці працівників держорганів, як зазвичай і для всіх бюджетників, визначаються відповідно до урядового рішення, а саме постанови КМУ від 18.01.17 р. № 15 «Питання оплати праці працівників державних органів» (далі – Постанова № 15).

Робітникам зарплата визначається за наказом Мінпраці від 02.10.96 р. № 77 «Про умови оплати праці робітників, зайнятих обслуговуванням органів виконавчої влади, місцевого самоврядування та їх виконавчих органів, органів прокуратури, судів та інших органів».

Зміни в алгоритмі визначення розмірів посадових окладів

На сьогодні порядок визначення посадових окладів дещо змінено. Згідно з Постановою № 15 (зі змінами та доповненнями, внесеними постановою КМУ від 06.02.19 р. № 102), починаючи з 01.01.19 р. посадові оклади практично всіх працівників держорганів (за винятком робітників) визначаються із застосуванням коефіцієнтів, оскільки схеми посадових окладів передбачають коефіцієнти співвідношень до мінімального розміру посадового окладу, а не розміри посадових окладів, як раніше.

Нагадаємо: згідно зі ст. 51 Закону від 10.12.15 р. № 889-VІІІ «Про державну службу» мінімальний посадовий оклад групи 9 у держорганах, юрисдикція яких поширюється на територію одного або кількох районів, міст обласного значення, не може бути менше ніж 2 ПМ (прожиткових мінімуми) для працездатних осіб, установлених на 1 січня календарного року.

2019 року розрахунковою величиною для визначення посадових окладів працівників держорганів є ПМ, установлений на 01.01.18 р., – 1 762 грн. Таке правило застосовується не лише до держслужбовців, а й до працівників, на яких покладено функції з обслуговування, та працівників патронатної служби. Отже, цьогоріч найнижчий розмір посадового окладу держслужбовця 9-ї групи оплати праці (держорган районного рівня, міста обласного значення) становить 3 524 грн.

Отже, щоб визначити посадовий оклад за конкретною посадою, слід помножити 3 524 грн на коефіцієнт співвідношень, передбачений за цією посадою в держоргані.

Преференції щодо визначення розмірів посадових окладів

Згідно із примітками до Схеми посадових окладів на посадах державної служби за групами оплати праці з урахуванням юрисдикції державних органів 2019 року (у коефіцієнтах), затвердженої Постановою № 15 (далі – Схема), передбачено розраховувати із застосуванням підвищуючих коефіцієнтів посадові оклади держслужбовців:

  • деяких вищих органів влади;
  • які здійснюють підготовку висновків щодо проектів нормативно-правових актів та/або проводять фахову, наукову, юридичну експертизу проектів таких актів;
  • які безпосередньо виконують функції із забезпечення кібербезпеки, кіберзахисту та безпеки інформаційних технологій, роботи щодо розроблення програмного забезпечення, адміністрування баз даних, упровадження та підтримки новітніх інформаційно-комунікаційних технологій (у деяких держорганах).

Не обійшлося без диференціації і в цих питаннях. Так, держслужбовцям окремих владних структур (Апарат ВРУ, Апарат РНБО, Секретаріат КМУ, Секретаріат ЦВК тощо) за виконання таких самих функцій, як і у працівників інших держорганів (наприклад, у держслужбовців міністерств, місцевих держадміністрацій), з якихось причин передбачено підвищення окладів на більш високі коефіцієнти.

До яких посадових окладів застосовується коефіцієнт підвищення

Підставою для застосування коефіцієнтів підвищення є, насамперед, положення про відповідний держорган та положення про структурний підрозділ, де працюють держслужбовці. Також обов’язковою умовою здійснення такого підвищення є посадова інструкція кожного конкретного працівника, якому підвищуватиметься посадовий оклад, з урахуванням норм примітки до відповідної Схеми посадових окладів, затвердженої Постановою № 15.

Оформлення підвищення бажано здійснювати стосовно кожного працівника, з яким укладено трудовий договір у держоргані. Наприклад, видати наказ керівника держслужби держоргану, зазначивши в ньому коефіцієнти підвищення посадового окладу згідно з Постановою № 15 та локальним документом з оплати праці працівників цього держоргану.

Крім того, слід передбачити порядок позбавлення зазначеної преференції в оплаті праці (звісно ж, із дотриманням норм трудового законодавства), у разі якщо держслужбовець несумлінно виконує покладені на нього особливі обов’язки і це підтверджується документально. Або ж, якщо, наприклад, припиняється робота з розроблення програмного забезпечення, то зникають і підстави для застосування коефіцієнтів підвищення посадових окладів відповідних працівників. Але попередити їх про це слід щонайменше за 2 місяці до припинення застосування коефіцієнтів.

Зміни в оплаті праці держслужбовців Офісу Президента

Оплата праці держслужбовців Офісу Президента також здійснюється згідно з Постановою № 15.

Нагадаємо: Офіс Президента є допоміжним органом, створеним Президентом відповідно до п. 28 ч. 1 ст. 106 Конституції для здійснення ним своїх повноважень.

З набранням чинності з 16.08.19 р. змін, зокрема, до п. 3 приміток до Схеми (згідно з доповненнями, внесеними постановою КМУ від 14.08.19 р. № 703, далі – Постанова № 703) змінився порядок визначення посадових окладів зазначених держслужбовців. А саме до розрахованих за згаданими вище правилами окладів цих посадовців слід застосовувати коефіцієнт 1,45.

Раніше преференція щодо такого коефіцієнта підвищення поширювалася на деяких держслужбовців Офісу Президента, які готували висновки щодо проектів чи проводили експертизу нормативно-правових актів та які безпосередньо виконували функції із забезпечення кібербезпеки, кіберзахисту тощо.

Наприклад, посадовий оклад головного спеціаліста в цьому допоміжному органі розраховувався так:

3 524 грн х 2,27 = 7 999 грн.

Із застосуванням коефіцієнта 1,25 виходило 9 999 грн (7 999 грн х 1,25). Після внесення змін Постановою № 703 посадовий оклад слід підвищити вже на коефіцієнт 1,45. Отже, отримуємо 11 599 грн (7 999 грн х 1,45).

Крім того, відтепер таке підвищення може застосовуватись до посадових окладів фахівців із питань реформ Офісу Президента (раніше це було заборонено).

На цьому новації щодо визначення посадових окладів держслужбовців не вичерпались.

Структуру Офісу Президента визначено Указом Президента від 20.06.19 р. № 417/2019 «Питання забезпечення діяльності Президента України». У п. 7 Положення про Офіс Президента України, затвердженого Указом Президента від 25.06.19 р. № 436/2019, визначено склад Офісу та передбачено, що до самостійних структурних підрозділів, зокрема, належать директорати та департаменти.

Зауважимо: головні управління у складі директоратів не належать до самостійних структурних підрозділів цього Офісу.

Утім, з унесенням змін до Переліку посад державної служби, що прирівнюються до відповідних груп оплати праці, затвердженого Постановою № 15 (далі – Перелік № 15), відтепер посаду керівника головного управління у складі директорату Офісу Президента прирівняно до 4-ї групи, тобто до посад керівників самостійних структурних підрозділів держорганів. Раніше ця посада належала до 6-ї групи оплати праці, тобто була на 2 позиції нижче.

Отже, оклади цих посадовців мають розраховуватись з вищими коефіцієнтами. Крім того, на них очікує підвищення посадових окладів на 45 % відповідно до оновленого Постановою № 703 п. 3 примітки до Схеми.

До речі, для всіх держорганів, як і раніше, змін не відбулось, і визначення розмірів посадових окладів держслужбовців цих органів здійснюється саме за 6-ю групою.

Водночас із Переліку № 15 вилучено посаду керівника приймальні Президента України (4-та група оплати праці) та його заступника (5-та група оплати праці).

Як визначатимуться посадові оклади інших працівників Офісу?

У додатку 2 до Умов оплати праці працівників патронатних служб у державних органах, затверджених Постановою № 15 (далі – Умови № 15-п), за яким визначаються посадові оклади працівників патронатних служб в Офісі Президента, також є суттєві зміни. Згідно з Постановою № 703 для розрахунку цих посадових окладів має застосовуватись коефіцієнт підвищення 1,45, як це й передбачає примітка в новій редакції урядового рішення.

Покажемо на прикладі розрахунок окладу за посадами помічника та референта.

3 524 грн х 2,55 = 8 986 грн,

де 2,55 – коефіцієнт за цими посадами в додатку 2.

Далі застосовуємо коефіцієнт 1,45:

8 986 грн х 1,45 = 13 030 грн.

За аналогічним алгоритмом розраховуватимуться також посадові оклади «обслуговуючих» працівників Офісу Президента, адже примітки до схеми посадових окладів цих осіб зазнали змін. Ідеться про доповнення приміток до додатка до Умов оплати праці працівників державних органів, які виконують функції з обслуговування, і працівників Управління адміністративних будинків Господарсько-фінансового департаменту Секретаріату Кабінету Міністрів України, Управління адміністративними будинками Державного управління справами, Управління адміністративними будинками Управління справами Апарату Верховної Ради України.

Зауважимо: преференція на сьогодні стосується лише працівників Офісу Президента.

Порівняймо оклади за деякими посадами «обслуговуючих» працівників держорганів, юрисдикція яких поширюється на всю територію України:

(грн)

Найменування посади

Коефіцієнт
співвідношення
до мінімального посадового окладу

Посадовий
оклад
до змін

Посадовий оклад
після змін
(підвищення
на 45 %)

1

2

3

4

Начальник відділу у складі департаменту, самостійного управління, управління

1,99

7 013

10 169

Завідувач сектору у складі департаменту, самостійного управління, самостійного відділу

1,65

5 815

8 432

Провідний: інженер, інженер-програміст, інженер-електронік, інженери інших спеціальностей, консультант, документознавець, інспектор та інші

1,36

4 793

6 950

Завідувач: архіву, протокольної частини, підрозділу з обліку і доставки документів, бібліотеки, експедиції, господарства, складу, копіювально-розмножувального бюро, орденської комори, військово-облікового бюро

1,16

4 088

5 928

Касир, інспектор, статистик, підбирач довідкового та інформаційного матеріалу, діловод, стенографіст І категорії, оператор комп’ютерного набору І категорії, комендант, диспетчер, адміністратор

1,11

3 912

5 672

Нагадаємо: після внесення постановою КМУ від 05.07.19 р. № 581 (набула чинності з 18.07.19 р.) змін до Положення про Національне агентство України з питань державної служби, затвердженого постановою КМУ від 01.10.14 р. № 500, саме цей держорган уповноважений розробляти та вносити в установленому порядку Кабмінові схему посадових окладів на посадах держслужби та положення про застосування стимулюючих виплат держслужбовцям.

Чи змінилися умови виплати працівникам стимулюючих виплат та премії?

Ні, не змінилися. Працівникам усіх категорій, оплата праці яких здійснюється за Постановою № 15, продовжують виплачуватись доплати, надбавки та премії за раніше встановленими правилами. Тож в умовах підвищення посадових окладів працівникам деяких держорганів керівники держслужби та працівники фінансово-економічних підрозділів повинні виважено ставитися до використання бюджетних асигнувань на оплату праці.

Адже надбавки (зокрема, за ранг держслужбовця, за інтенсивність праці, за виконання особливо важливої роботи), виплати за додаткове навантаження та премії (за результатами щорічного оцінювання службової діяльності, місячна або квартальна премія відповідно до особистого внеску держслужбовця в загальний результат роботи держоргану) розраховуватимуться з урахуванням підвищених посадових окладів. Тому здійснювати ці виплати слід у межах видатків, ухвалених у кошторисах держорганів.

Джерело: «Баланс-Бюджет» № 35, який вийшов з друку 09.09.19 р.

⤷ ЗАВАНТАЖИТИ СТАТТЮ ⤶

Правительство РФ внесло изменения в постановление (Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2018 г. N 1590 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102») от 5.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление N 102).

В частности, при закупках указанных изделий, включенных в утвержденный Постановлением N 102 перечень N 2, заказчики будут применять принцип «третий лишний», согласно п. 2 постановления, и отклонять заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медизделий иностранного производства, при условии, что на участие в закупке подано не менее двух заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены ЕАЭС;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медизделия одного производителя;
  • предусматривают поставку изделий, доля использованных материалов иностранного происхождения в цене которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства РФ от 14 августа 2017 г. N 967;
  • содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, производство которых соответствует требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования».

При этом, в соответствии с новой редакцией п. 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения изделий, включенных в перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом государств — членов ЕАЭС. В свою очередь, подтверждением процентной доли стоимости использованных при производстве изделий материалов иностранного происхождения является выданный ТПП РФ акт экспертизы или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС.

Также вводится запрет на замену при исполнении контракта поставляемого медизделия из ПВХ на изделие иностранного производства или изделие, не соответствующее требованиям о локализации производства сырья, из которого оно произведено. Также недопустима замена производителя медизделия. Указанные запреты применяются в случае, если при заключении контракта применялось правило «третий лишний» согласно п. 2 Постановления N102.

Указанные изменения вступили в силу 1 января 2019 года.