Повышения квалификации

Содержание

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 февраля 2014 г. № АК-316/06

Минобрнауки России в целях реализации приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., № 29444) направляет Методические рекомендации по разработке, заполнению, учету и хранению бланков документов о квалификации (далее — Методические рекомендации).

Настоящие Методические рекомендации развивают и уточняют основные положения письма Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. АК-1879/06 «О документах о квалификации» с учетом приказа Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № 1244 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499», который вносит изменения, касающиеся изготовления бланка документа о квалификации, источниках средств, за счет которых осуществляется обучение по дополнительной профессиональной программе, и другие.

Обращаем внимание, что согласно пункту 17 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности.

Использование бланков документов о квалификации, утвержденных и изготовленных в соответствии с нормативными правовыми документами, действовавшими до 1 сентября 2013 г., вид, форма которых, используемая символика на бланке документа не соответствует действующему законодательству об образовании, в частности бланков документов государственного образца, не допускается.

А.А.КЛИМОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ, ЗАПОЛНЕНИЮ, УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ БЛАНКОВ
ДОКУМЕНТОВ О КВАЛИФИКАЦИИ

Введение

В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) установлены виды документов, подлежащих выдаче в Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444) (далее — Порядок) установлены правила организации и осуществления обучения по дополнительным профессиональным программам дополнительного профессионального образования.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее — образовательные организации), вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Приказом Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № 1244 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499» в Порядке исключена норма, определяющая, что документ о квалификации выдается на бланке, являющемся защищенной от подделок полиграфической продукцией.

Таким образом, законодательством не установлена обязательность выдачи образовательной организацией документа о квалификации, являющейся защищенной от подделок полиграфической продукцией.

Вместе с тем, пунктами 2 и 3 части 1 статьи 6 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования, организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях, а также формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

На основании пункта 9 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится вопрос организации предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе при необходимости предъявлять определенные требования к образцам бланков документов о квалификации, выдаваемых подведомственными образовательными организациями, либо образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Использование бланков, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукцией, позволяет: облегчить процесс подтверждения подлинности полученной квалификации конкретным лицом работодателями, кадровыми службами и др., экономить бюджеты образовательных организаций, повысить имидж дополнительного профессионального образования в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования; установить подлинность изготовленного бланка в связи со строгой отчетностью предприятий-изготовителей перед лицензирующим органом, что минимизирует выпуск фальшивых бланков недобросовестными хозяйствующими субъектами.

1. Разработка бланков документов о квалификации

Разработкой бланков документов, являющихся защищенной полиграфической продукцией, в соответствии с требованиями действующего законодательства в Российской Федерации занимаются предприятия-изготовители, лицензиаты ФСТЭК России и ФНС России. Перечень необходимых требований к защищенной полиграфической продукции содержится в приказе Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. № 14н, а также в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 54109-2010 «Защитные технологии. Продукция полиграфическая защищенная. Общие технические требования», введенном в действие приказом Росстандарта Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 803-ст.

Реестр предприятий-изготовителей защищенной полиграфической продукции находится на официальном сайте ФНС России по адресу: www.nalog.ru.

Предприятиями-изготовителями может осуществляться изготовление унифицированных форм бланков документов с дополнительным перечнем отличительных защитных признаков по эскизам, предоставляемым образовательными организациями, соответствующим требованиям законодательства.

Выбор предприятий-изготовителей бланков документов осуществляется образовательными организациями самостоятельно.

Документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке) могут иметь разную форму, размер и цветовое оформление, которые самостоятельно определяются образовательной организацией.

Варианты оформления документов о квалификации приводятся в приложении № 1 к настоящим рекомендациям и могут быть использованы по усмотрению образовательной организации.

С целью организации учета бланков документов о квалификации (удостоверений о повышении квалификации и (или) дипломов о профессиональной переподготовке) рекомендуется при разработке бланка документа предусмотреть наличие серии и номера соответствующего бланка, которые впоследствии будут использоваться для внесения сведений в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», а также позволит эффективно идентифицировать факты выдачи документа о квалификации лицу, завершившему обучение.

2. Заполнение бланков документов о квалификации

Заполнение бланков удостоверений о повышении квалификации и дипломов о профессиональной переподготовке (далее — бланк документа) производится с помощью модуля заполнения и учета в случае выбора образовательной организацией использования бланков документов о квалификации, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукцией (Приложение № 2).

Заполнение бланков документов рукописным способом не рекомендуется.

При заполнении бланка документа необходимо указывать следующие сведения:

официальное название образовательной организации в именительном падеже, согласно уставу данной образовательной организации;

регистрационный номер по книге регистрации документов;

наименование города (населенного пункта), в котором находится образовательная организация;

дата выдачи документа (в формате xx.xx.xxxx.);

фамилия, имя и отчество лица, прошедшего повышение квалификации или профессиональную переподготовку (пишется полностью в именительном падеже в соответствии с записью в паспорте или документе, его заменяющем). Фамилия, имя, отчество иностранного гражданина записываются по данным национального паспорта в русскоязычной транскрипции.

Бланк документа подписывается руководителем образовательной организации, иными лицами на усмотрение образовательной организации. На месте, отведенном для печати — «М.П.», ставится печать образовательной организации.

Бланк приложения (при наличии) заполняется на усмотрение образовательной организации и содержит сведения о наименовании образовательной программы, наименовании присвоенной квалификации (при наличии), сроке обучения, годе поступления на обучение, годе окончания обучения.

Дубликаты выдаются лицам, утратившим документы, при условии наличия в образовательной организации всех необходимых сведений о прохождении данными лицами обучения. Дубликат выдается на фамилию, имя, отчество, идентичные подлиннику документа. Дубликат выдается на бланке, действующем на момент выдачи дубликата. На дубликате документа в заголовок на титуле справа вверху ставится штамп «дубликат».

3. Учет и хранение бланков документов

Для учета выдаваемых бланков документов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке в образовательной организации заводится книга регистрации документов, в которую вносятся следующие данные:

а) наименование документа;

б) номер бланка документа;

в) порядковый регистрационный номер;

г) дата выдачи документа;

д) фамилия, имя, отчество лица, получившего документ;

е) дата и номер протокола аттестационной комиссии;

ж) подпись руководителя (руководителя подразделения) образовательной организации, выдающего документ;

з) подпись лица, получившего документ.

Дополнительно рекомендуется осуществлять учет данных о наименовании образовательной программы, наименовании присвоенной квалификации (при наличии), сроке обучения, годе поступления на обучение, годе окончания обучения (потребуются для внесения в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»),

Книга регистрации документов прошнуровывается, пронумеровывается и хранится у руководителя образовательной организации.

Испорченные при заполнении бланки документов подлежат уничтожению.

Бланки документов хранятся в образовательной организации, как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» утверждены Перечень сведений, вносимых в информационную систему, и Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», определяющие в том числе порядок и сроки внесения в нее сведений о выданных в установленном порядке документах о квалификации после 31 августа 2013 года.

Методические рекомендации по внесению сведений в информационную систему утверждаются оператором информационной системы.

Сведения о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выдаваемых с 1 сентября 2013 г., подлежат внесению в информационную систему в течение 60 дней с даты выдачи указанных документов.

Сведения о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении подлежат внесению в информационную систему:

о документах, выданных с 1 января 2009 г. по 31 августа 2013 г. включительно, — в срок по 31 декабря 2014 г. включительно;

о документах, выданных с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2008 г. включительно, — в срок по 31 декабря 2016 г. включительно;

о документах, выданных с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2003 г. включительно, — в срок по 31 декабря 2018 г. включительно;

о документах, выданных с 1 января 1996 г. по 31 декабря 1999 г. включительно, — в срок по 31 декабря 2020 г. включительно;

о документах, выданных с 10 июля 1992 г. по 31 декабря 1995 г. включительно, — в срок по 31 августа 2023 г. включительно.

Сведения о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных с 10 июля 1992 г. по 1 сентября 2013 г., вносятся организациями, имевшими на момент выдачи документов свидетельство о государственной аккредитации.

Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» включает следующие сведения:

наименование документа;

номер и серия бланка документа;

регистрационный номер и дата выдачи документа;

фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, которому выдан документ;

наименование организации, выдавшей документ об образовании;

наименование образовательной программы, наименование профессии, специальности, направления подготовки (при наличии), наименование присвоенной квалификации (при наличии), срок обучения, год поступления на обучение, год окончания обучения;

сведения, подтверждающие факт утраты документа об образовании (для документа, по которому подтвержден факт утраты);

сведения, подтверждающие факт обмена и уничтожения документа (для документа, по которому подтвержден факт обмена и уничтожения).

Приложение № 1

ПРИМЕРЫ ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКОВ ДОКУМЕНТОВ

┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ │ Настоящее удостоверение │ │ │ свидетельствует о том, что │ │ Государственное бюджетное │ │ │ образовательное учреждение высшего │ ИВАНОВ │ │ профессионального образования │ Иван Константинович │ │ «Ивановская государственная │ │ │ медицинская академия» Министерства │ │ │ здравоохранения Российской │ │ │ Федерации │ │ │ │ прошел(а) повышение квалификации │ │ │ в (на) │ │ │ │ │ УДОСТОВЕРЕНИЕ │ Киржачском филиале ГБОУ ВПО │ │ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ │ ИвГМА Минздрава России │ │ │ │ │ 000000000000 │ │ │ │ по дополнительной профессиональной │ │ Документ о квалификации │ программе │ │ │ │ │ │ «Особенности развития детского │ │ Регистрационный номер │ организма при ежедневных занятиях │ │ 0137240000001 │ спортом» │ │ │ │ │ │ │ │ Город │ в объеме 30 часов │ │ Иваново │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Руководитель Н.П. Усачев │ │ Дата выдачи │М.П. │ │ 18 июня 2013 года │ Секретарь А.З. Петрова │ └────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘

Рис 1. Пример заполнения бланка удостоверения
о повышении квалификации

┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ │ Настоящее удостоверение │ │ │ свидетельствует о том, что │ │ Государственное бюджетное │ │ │ образовательное учреждение высшего │ ИВАНОВ │ │ профессионального образования │ Иван Константинович │ │ «Ивановская государственная │ │ │ медицинская академия» Министерства │ │ │ здравоохранения Российской │ │ │ Федерации │ │ │ │ прошел(а) повышение квалификации │ │ │ в (на) │ │ │ │ │ УДОСТОВЕРЕНИЕ │ Киржачском филиале ГБОУ ВПО │ │ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ │ ИвГМА Минздрава России │ │ │ │ │ 000000000000 │ │ │ │ по дополнительной профессиональной │ │ Документ о квалификации │ программе │ │ │ │ │ │ Лечебная физкультура │ │ Регистрационный номер │ │ │ 0137240000001 │ в объеме 120 часов │ │ │ │ │ │ Итоговая работа на тему: │ │ Город │ │ │ Иваново │ «Особенности развития детского │ │ │ организма при ежедневных занятиях │ │ │ спортом» │ │ │ │ │ │ Руководитель Н.П. Усачев │ │ Дата выдачи │М.П. │ │ 18 июня 2013 года │ Секретарь А.З. Петрова │ └────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘

Рис 2. Пример заполнения бланка удостоверения
о повышении квалификации

┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ │ Настоящее удостоверение │ │ │ свидетельствует о том, что │ │ Государственное бюджетное │ │ │ образовательное учреждение высшего │ ИВАНОВ │ │ профессионального образования │ Иван Константинович │ │ «Ивановская государственная │ │ │ медицинская академия» Министерства │ │ │ здравоохранения Российской │ │ │ Федерации │ │ │ │ прошел(а) повышение квалификации │ │ │ в (на) │ │ │ │ │ │ Киржачском филиале ГБОУ ВПО │ │ УДОСТОВЕРЕНИЕ │ ИвГМА Минздрава России │ │ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ │ │ │ │ за время обучения сдал(а) экзамены │ │ 000000000000 │ и зачеты по основным дисциплинам │ │ │ программы │ │ │ │ │ │┌────────────────────┬─────┬───────┐│ │ ││ Наименование │Объем│Оценка ││ │ │├────────────────────┼─────┼───────┤│ │ Документ о квалификации ││лечебная физкультура│ 20 │отлично││ │ ││ │часов│ ││ │ │├────────────────────┼─────┼───────┤│ │ ││Спортивная медицина │ 30 │ зачет ││ │ ││ │часов│ ││ │ │├────────────────────┼─────┼───────┤│ │ Регистрационный номер ││ │ │ ││ │ 0137240000001 │├────────────────────┼─────┼───────┤│ │ ││ │ │ ││ │ │├────────────────────┼─────┼───────┤│ │ ││ │ │ ││ │ │└────────────────────┴─────┴───────┘│ │ │ │ │ │ Итоговая работа на тему: │ │ Город │ │ │ Иваново │ «Особенности развития детского │ │ │ организма при ежедневных занятиях │ │ │ спортом» │ │ │ │ │ │ Руководитель Н.П. Усачев │ │ Дата выдачи │М.П. │ │ 18 июня 2013 года │ Секретарь А.З. Петрова │ └────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘

Рис 3. Пример заполнения бланка удостоверения
о повышении квалификации

┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ Государственное бюджетное │ Настоящий диплом свидетельствует о │ │ образовательное учреждение высшего │ том, что │ │ профессионального образования │ │ │ «Владимирская государственная │ Иванов │ │ медицинская академия» Министерства │ Александр Михайлович │ │ здравоохранения Российской │ │ │ Федерации │ прошел(а) профессиональную │ │ │ переподготовку в (на) │ │ │ │ │ ДИПЛОМ │ Киржачском филиале ГБОУ ВПО ВвГМА │ │ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ │ Минздрава России │ │ │ │ │ │ Решением от │ │ Документ о квалификации │ 10.07.2013 протокол 257 │ │ │ │ │ │ диплом предоставляет право │ │ │ на ведение профессиональной │ │ Регистрационный номер │ деятельности в сфере │ │ 435325 │ │ │ │ трудовая физкультура │ │ Город │ │ │ Киржач │ Председатель │ │ │ комиссии А.А. Петров │ │ дата выдачи │ │ │ 04.07.2013 │М.П. Руководитель Н.Н. Сергеев│ │ │ │ │ │ Секретарь Е.Е. Удалова│ └────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘

Рис 4. Пример заполнения бланка диплома
о профессиональной переподготовке на право ведения нового
вида профессиональной деятельности

┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ Государственное бюджетное │ Настоящий диплом свидетельствует о │ │ образовательное учреждение высшего │ том, что │ │ профессионального образования │ │ │ «Владимирская государственная │ Иванов │ │ медицинская академия» Министерства │ Александр Михайлович │ │ здравоохранения Российской │ │ │ Федерации │ прошел(а) профессиональную │ │ │ переподготовку в (на) │ │ │ │ │ ДИПЛОМ │ Киржачском филиале ГБОУ ВПО ВвГМА │ │ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ │ Минздрава России │ │ │ │ │ │ Решением от │ │ Документ о квалификации │ 10.07.2013 протокол 255 │ │ │ │ │ │ диплом подтверждает присвоение │ │ │ квалификации │ │ Регистрационный номер │ спортивная медицина │ │ 435325 │ │ │ │ и дает право на ведение │ │ │ профессиональной деятельности │ │ Город │ в сфере │ │ Киржач │ трудовая физкультура │ │ │ │ │ │ Председатель │ │ дата выдачи │ комиссии А.А. Петров │ │ 04.07.2013 │ │ │ │М.П. Руководитель Н.Н. Сергеев│ │ │ │ │ │ Секретарь Е.Е. Удалова│ └────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘

Рис. 5. Пример заполнения бланка диплома о профессиональной
​переподготовке с присвоением квалификации

Приложение № 2

МОДУЛЬ
ПО ЗАПОЛНЕНИЮ И УЧЕТУ БЛАНКОВ ДОКУМЕНТОВ О КВАЛИФИКАЦИИ

Модуль по заполнению и учету бланков документов о квалификации (далее — модуль) представляет собой программное обеспечение, предназначенное для автоматизации учета и заполнения указанных бланков при помощи любых типов принтеров.

Модуль разрабатывается в соответствии с требованиями действующего законодательства в части соблюдения правил по конфиденциальной защите персональной информации и предоставляться образовательным организациям на безвозмездной основе предприятиями-изготовителями бланков защищенной полиграфической продукции.

Программное обеспечение модуля заполнения бланков должно устанавливаться на персональных компьютерах с архитектурой, совместимой с i32, i64 не старше 5 лет с момента выпуска очередной версии программного обеспечения и функционировать под управлением операционных систем семейства Microsoft Windows, распространенных на момент выхода версий программного обеспечения.

Модуль оптимизирован для распространения через Интернет, иметь совокупный размер установочного комплекта не более 10 МБ и не предусматривать приобретение прав на использование какого-либо дополнительного программного обеспечения, кроме стандартного системного.

Возможности программного обеспечения: учет выданных документов; печать документов.

Общие положения

Наличие хорошо организованной системы подготовки (профессионального образования и обучения), переподготовки и повышения квалификации (дополнительного профессионального образования) работников, отвечающей современным требованиям научно-технического прогресса, является необходимым условием достижения высоких результатов во всех отраслях экономики, стабильности трудовых отношений, удовлетворения потребностей личности в самореализации и развитии творческих способностей, обеспечения конституционного права человека на образование.

Российская Федерация должна выполнять обязательства, возложенные на нее Конвенцией МОТ № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975). В соответствии с ней Россия разрабатывает и совершенствует системы профессионального образования и профессиональной ориентации. Одной из важнейших национальных задач в данной области является обеспечение непрерывности профессиональной подготовки (обучения) на всех уровнях квалификации.

Правовые основы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников заложены Конституцией РФ, ТК, Законом об образовании и др. Их положения конкретизируются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, прежде всего постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства образования и науки РФ.

Принята Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг. (постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. (в ред. от 27 декабря 2012 г.)), определяющая стратегические цели системы образования и меры ее реализации. На ее основе разрабатываются региональные программы, которые отражают национально-культурные, социально-экономические, экологические, демографические и другие особенности субъектов РФ. Финансирование Программы осуществляется за счет бюджетов всех уровней. Мероприятия Федеральной программы касаются и вопросов совершенствования нормативно-правовой базы.

Законы об образовании действуют во многих субъектах РФ. В соответствии с ними целями профессионального образования являются последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней, подготовка специалистов высокой квалификации. Их достижение обеспечивается программами среднего и высшего профессионального образования.

Профессиональная подготовка — это процесс обучения навыкам, необходимым для выполнения определенной работы, группы работ.

Переподготовка работников — это процесс получения новых и дополнительных знаний по основной и смежной профессии, специальности или должности.

В ТК и в Законе об образовании квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность работника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Характеристика необходимой квалификации содержится в профессиональном стандарте.

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 (в ред. от 23 сентября 2014 г.). В соответствии с этими Правилами Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения РТК устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется на основе утвержденных Минтрудом России Методических рекомендаций, макетов профессиональных стандартов и уровней квалификации. Уровни квалификации определяют требования к умениям и знаниям в зависимости от полномочий и ответственности работника.

Профессиональные стандарты разрабатываются объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями, иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.

Координация разработки профессиональных стандартов возложена на Минтруд.

Утвержденные Минтрудом профессиональные стандарты вносятся в реестр профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Повышение квалификации — это процесс углубления профессиональных знаний и навыков, успешное завершение которого дает возможность выполнять более сложные работы в пределах определенной профессии, специальности или должности.

Прямая заинтересованность работодателя в квалифицированных кадрах согласуется с правом работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование, которое он может реализовать и независимо от воли работодателя. В частности, в большинстве случаев работник самостоятельно выбирает вид и форму профессиональной подготовки, учебное заведение, а работодатель обязан создать условия, необходимые для совмещения работы с обучением, т. е. предоставить ему гарантии, установленные ТК, нормативными актами, соглашениями и трудовым договором (дополнительные (учебные) отпуска, свободные от работы дни, сокращение рабочего времени и т. п.)191.

Обучение работников организации проводится на основе перспективных планов ее развития с учетом новых направлений деятельности, создания новых рабочих мест и т.п. Условия профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования работников устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовыми договорами и ученическими договорами.

Перечень профессий и специальностей, по которым проводится профессиональное обучение на производстве, конкретные формы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также виды образовательных учреждений, где она осуществляется, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Профессиональная подготовка

Целью получения профессионального образования является приобретение гражданином определенной квалификации.

Закон об образованиипредусматривает следующие виды образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В соответствии с Законом об образовании первой ступенью профессионального образования является среднее профессиональное образование (СПО). Ее основной целью является подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Среднее профессиональное образование может осуществляться с отрывом или без отрыва от работы в образовательных подразделениях организации (работодателя), в учреждениях среднего профессионального образования. Важно отметить, что оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Наличие такого образования позволяет выполнять определенные трудовые функции, работать с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.

Программы СПО включают теоретическое и производственное обучение, а также производственную практику.

Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта. Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Учебная и производственная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе гражданско-правовых договоров. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.

В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики. В этом случае на них распространяется трудовое законодательство, им выплачивается заработная плата.

По договору с организацией (работодателем) может проводиться ускоренная профессиональная подготовка.

Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях экономики, за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.

Освоение профессиональных образовательных программ может иметь несколько ступеней, число которых зависит от требований заказчика (работодателя). Каждая ступень заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Лицам, успешно прошедшим курс профессиональной подготовки и аттестацию, учреждение профессионального образования присваивает соответствующую квалификацию по профессии (специальности) и выдает документ установленной формы.

Документ государственного образца об уровне образования выдается по результатам аттестации только теми образовательными учреждениями, которые имеют свидетельство о государственной аккредитации.

Работодатель может направить работников на обучение не только по программам среднего профессионального образования, но и по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения.

К освоению программ бакалавриата или специалитета допускаются только лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Повышение квалификации

В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан направлять работников на профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Так, в соответствии со ст. 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях. Согласно ст. 25 Федерального закона от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», работники организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), осуществляющие руководство горными и взрывными работами, проходят повышение квалификации не реже чем один раз в пять лет и при необходимости профессиональную переподготовку в образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию. Указанные примеры можно продолжить.

В ряде случаев работник вправе требовать прохождения дополнительной профессиональной подготовки за счет средств работодателя. Это происходит при ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда (ст. 219 ТК).

Профессиональная переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации проводятся по дополнительным образовательным программам (например, на курсах, в центрах, факультетах, институтах повышения квалификации и др.).

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Под повышением квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего без повышения образовательного уровня.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден приказом Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. № 499.

Обучение по дополнительной профессиональной программе осуществляется на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение, либо за счет бюджетных ассигнований как федерального, так и бюджетов субъектов РФ.

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программы повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программы профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Кроме того, она направлена на приобретение практических навыков и умений, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержание дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются исходя из целей обучения. Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер, предусматривать следующие виды деятельности:

  • самостоятельную работу с учебной литературой;
  • приобретение профессиональных и организаторских навыков;
  • изучение организации и технологии производства, работ;
  • непосредственное участие в планировании работы организации;
  • работу с технической, нормативной и другой документацией;
  • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
  • участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

При реализации дополнительных профессиональных программ могут использоваться различные образовательные технологии, включая дистанционное и электронное обучение.

Ученический договор

В 90-е годы прошлого века получила распространение практика договорной подготовки работников. ТК называет такие договоры ученическими договорами.

ТК предусматривает два вида ученических договоров:

  • работодателя с работником на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Такой договор является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством;
  • работодателя с лицом, ищущим работу и желающим получить работу в данной организации. В этом случае после успешного завершения обучения между работодателем и указанным лицом заключается трудовой договор. Как правило, в ученическом договоре устанавливается обязанность лица, получившего образование, проработать по трудовому договору с данным работодателем в соответствии с полученной квалификацией в течение определенного срока.

Согласно ст. 198 ТК, ученический договор может заключаться только работодателем — юридическим лицом (организацией). Это означает, что индивидуальные предприниматели таких договоров заключать не могут и должны принимать на работу лиц, уже имеющих необходимую профессию и квалификацию.

Отношения, возникающие в результате заключения ученического договора, непосредственно связаны с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права, регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Ученический договор с работником данной организации и трудовой договор существуют параллельно, если обучение происходит без отрыва от работы. Если работник освобождается от работы на период обучения, то действие трудового договора приостанавливается.

Ученический договор составляется в письменной форме в двух экземплярах.

Обязательными условиями ученического договора, при отсутствии которых он считается недействительным, являются:

  • наименование сторон;
  • профессия, специальность, квалификация, приобретаемая учеником;
  • обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения;
  • обязанность работника пройти обучение и обязанность отработать у работодателя в течение установленного в договоре срока;
  • срок ученичества;
  • размер оплаты в период ученичества.

Другие положения включаются в ученический договор по соглашению сторон и не должны противоречить ТК, коллективному договору и другим локальным актам.

Условие об отработке после обучения может содержаться также в трудовом договоре (ст. 57 ТК) или в соглашении об обучении (ст. 249 ТК). Однако наличие указанного условия не означает автоматического заключения срочного трудового договора.

Соглашаясь на данное условие, работник (лицо, ищущее работу) лишь берет на себя обязательство возместить расходы на обучение путем отработки. Срок отработки должен быть разумным, т. е. не нарушать принципа свободы труда. Обязательство об отработке продолжает действовать и после прекращения срока ученичества.

Срок ученического договора должен быть достаточным для овладения профессией, специальностью, квалификацией. Предписания и рекомендации относительно продолжительности обучения закреплены в отраслевых нормативных правовых актах.

Срок действия ученического договора должен быть продлен в случаях, когда обучающийся не может посещать занятия и выполнять учебный план по уважительным причинам (например, в связи с болезнью, привлечением к выполнению государственных или общественных обязанностей и т. д.).

Ученичество организуется в различных формах: индивидуального, бригадного, курсового обучения и др. Конкретная форма зависит от профессии, специальности, квалификации, содержания учебного плана, возможностей ученика и др.

При индивидуальной подготовке учащийся осваивает теоретический курс самостоятельно, а производственное обучение проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего — инструктора производственного обучения на рабочем месте.

При бригадной форме ученичества ученик либо группа учеников включаются в состав бригады, где обучение осуществляется на рабочем месте под руководством одного или нескольких членов бригады — инструкторов производственного обучения, обладающих высокой квалификацией и имеющих достаточный опыт работы.

При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Производственное обучение рабочих проводится в два этапа. На первом этапе — в учебной группе под руководством мастера (инструктора) производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия, учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта) или технической школы. На втором этапе — на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководством мастера (инструктора) производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего — инструктора производственного обучения. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы допускается в порядке исключения проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия.

Профессиональные умения и навыки обучающиеся должны приобретать и совершенствовать в процессе изготовления продукции или выполнения работ с соблюдением соответствующих требований к их качеству. В этих целях каждому обучаемому с начала производственного обучения выделяется рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами и материалами.

Максимальная продолжительность времени обучения в течение недели не должна превышать нормы рабочего времени для работников соответствующего возраста, профессии, специальности (ст. 91, 92 ТК). Данная гарантия распространяется на всех учеников независимо от вида ученического договора.

По соглашению с работодателем ученики — работники данной организации могут в период обучения полностью освобождаться от работы или работать в режиме неполного рабочего времени, а также проходить обучение в свободное от работы время.

В период обучения учеников запрещено привлекать к сверхурочным работам, направлять в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

В период ученичества выплачивается стипендия, размер который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 204 ТК).

На работников-учеников в полной мере распространяется трудовое законодательство, а также действие коллективного договора и локальных нормативных актов.

Лицам, успешно прошедшим итоговые испытания (квалификационный экзамен), при приеме на работу после окончания обучения испытательный срок не устанавливается.

Если ученик без уважительных причин не выполнил своих обязательств по ученическому договору (например, не приступил к работе), то он должен возвратить работодателю стипендию и возместить другие расходы. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат.

Есть ли разница между профессиональной переподготовкой и повышением квалификации?

Дополнительное профессиональное образование – освоение программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). К освоению дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) допускаются:

  1. лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  2. лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Профессиональная переподготовка – это отдельный вид дополнительного профессионального образования, направленный на глубокое комплексное изучение предмета для ведения нового вида деятельности. Она организуется для освоения работниками, уже имеющими профессию, новых профессий и для получения дополнительной квалификации.

Минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки — не менее 250 часов.
Курсы переподготовки оканчиваются получением диплома о профессиональной переподготовке.

Повышение квалификации представляет собой обновление теоретических и практических знаний специалистов в форме формального и неформального обучения, которые необходимы для освоения новых, современных методов решения профессиональных задач в связи с повышением требований к уровню квалификации. Это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков.

Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации — 16 часов.
В результате успешного повышения квалификации выдается удостоверение о повышении квалификации.

Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Здравствуйте! В этой статье расскажем о повышении квалификации персонала.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое квалификация и зачем ее повышать;
  2. Какие методы этого существуют;
  3. Как проходит процедура повышения.

Любая уважающая себя компания, которая занимается любым видом деятельности, среди основных вопросов всегда рассматривает повышение квалификации персонала. Чтобы не терять своих позиций на рынке, компании нужен персонал высокой квалификации.

Именно об этом и пойдет сегодняшний разговор.

Типы обучения сотрудников

  • Повышение квалификации персонала;
  • Переподготовка;
  • Подготовка.

Цели и задачи повышения квалификации персонала

Прежде чем начать свое дело, нужно задать вопрос: для чего? Итак, какие же цели повышения квалификации могут быть?

  • Вооружить сотрудников новыми знаниями и навыками. Это позволит им не просто высказывать свежие идеи, но и справляться с различными сложностями в работе;
  • Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у человека появляется стремление к повышению производительности труда;
  • Снижение уровня текучести персонала. Повышение квалификации считается эффективным способом борьбы с этим явлением. Этот принцип действует даже в том случае, когда не помогает даже премирование.
  • Внедрение новых технологий. Сейчас время компьютеров и высоких скоростей. От этого никуда не денешься, нужно развиваться, модернизировать производство. А с этим справится только команда настоящих профессионалов.
  • Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, чем принимать на работу большое количество людей со стороны.

Кого обучать

Понятно, что одновременно повысить квалификацию всех специалистов нереально. Получается, нужно выделить тех, кто в числе первых должен повысить свой уровень профессионализма.

К тому же существует риск, что время и финансовые средства будут потрачены на обучение тому, что сотрудник и так знает и умеет. А еще хуже, когда работодатель оплачивает обучение сотрудника, а тот через некоторое время уходит на другое место работы.

Именно поэтому руководители предпочитают обучать сотрудников, которые принесут организации или предприятию максимум пользы, или сотрудников, которые занимают важные посты.

Остальных сотрудников обучают за счет средств компании только в двух вариантах:

  • Если обучение – важная составная часть процесса работы (к примеру, в медицинских компаниях);
  • Если нужно создать новое производство либо изменить профиль старого.

Проблема в том, что руководство молодой компании не всегда может определить, каков потенциал сотрудников. В этом случае можно проконсультироваться у специалистов, занимающихся обучением персонала. Также можно провести анкетирование сотрудников, а затем проанализировать полученную информацию.

С помощью анкетирования можно определить не только психологический тип сотрудника, но и насколько он соответствует должности, каков уровень его профессионализма и так далее.

Отличия повышения квалификации от профессиональной подготовки

Часто люди считают, что эти два понятия – одно и то же. Это не так, разница между ними серьезная. В чем она заключается, посмотрим далее.

№ п/п Тип обучения Суть Сроки
1 Повышение квалификации Проводится для того чтобы усовершенствовать знания в профессии, умения и навыки 72 — 100 акад. часов
2 Переподготовка персонала Позволяет приобрести новые навыки либо профессию 500 — 1000 акад. часов

Оба этих процесса направлены на совершенствование и развитие персонала. Но в первом случае специальность остается прежней, только усовершенствуются знания и навыки, а при втором варианте есть возможность получения новой профессии.

Формы повышения квалификации

Повышение квалификации персонала организации происходит путем использования различных форм. Эти формы отличаются друг от друга, по различным критериям: по уровню связи с практической деятельностью, организации процесса, по целевым группам.

Далее рассмотрим формы в соответствии с критериями, которые были указаны:

  • В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании). У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее;
  • С отрывом от рабочего места и без него. Специалисты рекомендуют сочетать 2 этих формы;
  • По степени организованности: самостоятельное повышение квалификации и организованное;
  • В зависимости от целевых групп: повышение квалификации управленческого персонала, общее повышение, а также открытое (которым могут воспользоваться даже члены семей сотрудников).

Методы повышения квалификации персонала

Методика повышения квалификации зависит от того, в какой именно форме будет проводиться обучение. Если в пределах компании, то будут использоваться документы, оборудование и материалы, которые сотрудник обычно использует в своей работе.

Методы обучения на рабочем месте

  • Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте;
  • Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно;
  • Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства;
  • Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
  • Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен;
  • Тьюторство – вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания;
  • Стротеллинг – молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации;
  • Шэдуинг – суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
  • Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений;
  • Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
  • Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
  • Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы;
  • Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения;
  • Кейс-стади – этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
  • Деловая игра – суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся;
  • Баскет — метод – основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса. Если метод будет выбран ошибочно, эффективность обучения просто сведется к нулю.

Курсы повышения квалификации персонала

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Организовывают их так, чтобы слушателей ничто не отвлекало от процесса и не мешало восприятию информации.

Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

  • Отзывы тех, кто уже проходил обучение;
  • Состав преподавателей;
  • Насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
  • Стоимость курсов.

Не случайно стоимость оказалась на последнем месте в перечне. Высокая цена прохождения курсов совершенно не гарантирует, что они будут полезны слушателю. Бывают случаи, когда стоят курсы дорого, а практической пользы приносят минимум.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, в составе которых от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия. Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Условно обучение на курсах делится на несколько групп:

  • Комплексное обучение;
  • Самообучение;
  • Комбинированное обучение.

В каждой из этих групп есть свои плюсы и минусы, но важно то, что эти группы не исключают друг друга, а дополняют и совершенствуют.

Когда сотрудники проходят курсы повышения квалификации, выигрывают здесь обе стороны: и сам работник, и работодатель. Работник, пройдя курсы, может рассчитывать на увеличение зарплаты, на карьерный рост и повышение уровня своих знаний. Работодатель же получит компетентных сотрудников, которые могут разобраться во всех тонкостях рабочего процесса, повышать уровень конкурентоспособности своей компании.

Как происходит повышение квалификации: основные ступени процесса

Данный процесс делится на несколько важных ступеней. Проанализируем их подробнее.

Ступень 1. Расчет потребности в повышении квалификации.

Для начала нужно определить, какова потребность в обучении персонала в конкретной компании. Ее определяют на нескольких уровнях.

На уровне всей компании в целом эта потребность будет зависеть от следующих моментов:

  • Планируется ли модернизировать оборудование;
  • Будут ли в производство введены новые технологии;
  • Планируется ли выпуск продукции нового типа;
  • На сколько планируется увеличить количество рабочих мест.

Если говорить об уровне структурных подразделений компании, то проводить повышение квалификации нужно, если:

  • Работники часто нарушают технологию производства;
  • Имеют место производственные травмы;
  • Значительно увеличился объем брака.

Что касается отдельных сотрудников, здесь все зависит также от нескольких факторов:

  • Насколько сам сотрудник готов и хочет повышать свой профессиональный уровень;
  • Каковы результаты аттестации;
  • Насколько человек хочет продвигаться по карьерной лестнице.

Проанализировав все эти нюансы, руководство компании принимает решение о повышении квалификации своих сотрудников.

Следующей ступенью будет выбор методов повышения квалификации.

Ступень 2. Выбор метода.

Когда планируется обучение сотрудников, нужно определить с помощью каких методов оно будет происходить. О самых распространенных методиках мы уже говорили ранее, повторяться не будем. Отметим только, что российские компании все больше внедряют методику наставничества.

Ступень 3. Разработка бюджета.

Как только потребность в повышении квалификации будет проанализирована, составляют бюджет. Он обязательно фиксируется документально.

Статьями расходов в этом случае будут: расходы по оплате обучения, оплата услуг учебного центра и так далее.

Наименее затратным вариантом для компании являются дистанционные курсы.

Ступень 4. Выбор преподавателя.

Прежде чем выбрать тренера, нужно ознакомиться с опытом его работы. Также стоит изучить документы, которые подтвердят его квалификацию и уровень образования.

Кроме этого, не стоит пренебрегать отзывами других людей. Кто расскажет о преподавателе лучше, чем те, кто был его учеником?

Ступень 5. Процесс разработки программы обучения.

Если процесс обучения планируется производить внутри компании, нужно разработать и утвердить программу повышения квалификации. Для этого рекомендуется воспользоваться консультациями специалистов со стороны, так как не всегда нужные профессионалы находятся в самой компании.

Если планируется прибегнуть к услугам Центра по обучению, будут предложены готовые программы, вам останется только выбрать подходящую.

Ступень 6. Процесс реализации выбранной методики.

В зависимости от того, какой метод повышения квалификации был выбран, принимают решение по его реализации.

Способов реализации несколько:

  • Организовать повышение квалификации в самой организации силами своих специалистов;
  • Проводить обучение персонала в учебном центре;
  • Проводить обучение в офисе компании, привлекая тренера со стороны.

Отметим сразу, что сложнее всего реализовать первый вариант. Существенной экономии средств здесь не получится, а вот вложить деньги, а ожидаемого результата не получить – возможность существует. Поэтому прежде чем принять такое решение, нужно взвесить все тщательно.

Ступень 7. Анализ повышения квалификации.

После того как обучение будет окончено, нужно проверить уровень знаний тех сотрудников, которые проходили обучение. Как это правильно сделать поговорим далее.

Нужно создать квалификационную комиссию, назначить дату ее заседания и оповестить заинтересованных лиц. В назначенный день комиссия проверяет знания, полученные сотрудником.

Если он отвечает на вопросы комиссии уверенно, демонстрирует знания, полученные во время прохождения курсов, комиссия принимает решение о признании результатов обучения.

Куда направить сотрудника для повышения квалификации

Образовательными учреждениями, занимающимися повышением квалификации, являются следующие:

  • Институты (региональные, отраслевые и так далее);
  • Академии (кроме тех, где получают высшее образование);
  • Школы и центры повышения квалификации.

Согласно условиям повышения квалификации персонала, все образовательные учреждения должны обладать соответствующей лицензией.

Но это требование не распространяется на:

  • Единоразовые семинары, стажировки и лекции, после посещения которых никакие документы не выдаются;
  • Если сотрудник обучался у специалиста, который обладает необходимой документацией.

Пример повышения квалификации персонала.

Большой учебный центр по повышению квалификации действует в компании «Евросеть». Здесь проводят обучение и переподготовку служащих, для того чтобы повысить объемы продаж, чтобы сотрудники соответствовали меняющимся условиям работы.

Если сотрудник проходит повышение в другом регионе

Если обучение проходит в другой местности, то поездка сотрудника должна оформляться в виде служебной командировки.

В этой ситуации должен быть оформлен следующий ряд документации:

  • Приказ с подписью руководителя о том, что сотрудник направлен в командировку;
  • Служебное задание;
  • Удостоверение о командировке;
  • Бланк отчета о выполнении служебного задания.

Вся документация должна быть оформлена на утвержденных типовых бланках.

Документы, подтверждающие прохождение обучения

Выданные образовательным учреждением документы подтверждают:

  • То, что сотрудник прошел обучение и по его результатам получил определенную квалификацию;
  • То, что сотруднику присвоен определенный разряд, класс или категория.

Основываясь на требованиях законодательства, образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов;
  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре, или прошел краткосрочное обучение;
  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов.

Акт оказания услуг

После окончания процесса обучения, учебное заведение должно предоставить компании-заказчику соответствующий акт. В нем фиксируется длительность периода обучения, название программы и стоимость обучения.

Оформление прохождения обучения работодателем

Прохождение сотрудником повышения квалификации нужно оформить документально. Как это сделать правильно, поговорим сейчас.

Вначале нужно принять от сотрудника заявление о переосвидетельствовании его профессионального уровня на основании полученных им документов.

Как только заявление будет получено, создают квалификационную комиссию и проверяют знания сотрудника. После заключения, вынесенного комиссией, издается приказ о повышении категории конкретного сотрудника. Ознакомившись с приказом, сотрудник ставит свою подпись.

В течение 7 дней сотрудник кадровой службы вносит запись о присвоении разряда или категории в трудовую книжку работника. При этом ссылаются на полученный при прохождении обучения подтверждающий документ.

Также делается ксерокопия свидетельства или удостоверения, заверяется и хранится в личном деле работника.

В следующей части нашего материала стоит упомянуть и переподготовку специалистов. О сходстве и отличиях переподготовки от повышения квалификации мы уже обсуждали, а сейчас рассмотрим аспекты этого процесса подробнее.

Процесс переподготовки: зачем нужен и как происходит

Суть этого процесса такая же, как и у любого другого вида обучения.

Принципы организации процесса действуют следующие:

  • Процесс должен быть организован четко, без сбоев;
  • Сотрудники должны быть нацелены на получение хорошего результата обучения;
  • Обучение должно вестись системно, должна быть соблюдена взаимосвязь теории и практики.

Общая схема организации всего процесса выглядит следующим образом:

  • Определяется цель проведения переподготовки;
  • Прогнозирования результата (например, снизить производственный брак наполовину);
  • Разработка программы переподготовки персонала;
  • Разработка списка преподавателей (если изучаться будут разные дисциплины);
  • Определяем, в какой форме будут контролироваться полученные знания.

Многие работодатели на сегодняшний день придерживаются мнения, что переучить для новой должности уже проверенного сотрудника выгоднее, чем брать на работу нового специалиста. Этот принцип часто действует и в крупных компаниях, которые новые вакансии предлагают прежде всего действующим сотрудникам.

Когда будет пройдена переподготовка, человек вообще в корне может поменять свою деятельность. Например, был преподавателем рисования, а стал психологом. По окончании переподготовки человек получит диплом, равный документу о втором высшем образовании.

Повышение квалификации и переподготовка – это виды обучения персонала. Более популярным является все-таки первый. Тонкости данного процесса мы постарались максимально раскрыть в этой статье.

Также хотелось бы добавить: нужно заниматься своим профессиональным развитием, повышать квалификацию, если есть такая возможность. Это позволяет не просто совершенствоваться в профессии, но и планировать свое будущее.

8 Января 2018

Сегодня государство на постоянной основе осуществляет надзор за повышением квалификации работников строительной отрасли. Законодательно закреплены требования о необходимости владения персоналом профильной организации удостоверениями повышения квалификации, если компания планирует получить или уже имеет в своём распоряжении допуск СРО. Чтобы не возникало устаревания знаний, также проводятся курсы повышения квалификации по инженерной геологии. Их проходят с определенной периодичностью. Причём получить качественные, актуальные знания можно только в лицензированном учебном центре.

Когда специалистам СРО необходимо проходить курсы повышения квалификации?

Чтобы работник мог грамотно реализовать накопленные знания, получить дополнительное образование высокого уровня и умело пользоваться новыми технологиями, которые раздвинут границы его профессиональных способностей, необходимо повышение квалификации для СРО. Проходить обучение на профильном курсе рекомендуется не реже одного раза в пять лет. При этом не менее надёжным и полезным сегодня является образование через интернет. Получать знания дистанционно, без отрыва от основной деятельности — выгодные условия обучения, которыми может воспользоваться каждый заинтересованный заказчик курса.

Выдача удостоверения, зарегистрированного в реестре учебных заведений, является результатом успешного прохождения курса. Поскольку практически ежегодно происходит ужесточение требований относительно уровня профессиональной деятельности строительных организаций, учиться на курсах повышения квалификационного уровня для СРО можно чаще, чем это регламентировано.

Чтобы эффективно конкурировать на рынке ремонтно-строительных услуг, важно регулярно обучать профильный персонал. Как правило, структура программы повышения квалификации формируется с учетом последних изменений в международной, отечественной практике строительства. Своевременное прохождение курсов повышения квалификации для СРО всё чаще становится важным условием успешной профессиональной деятельности.