Повышение зарплаты госслужащим в 2019

Ежедневно эксперты Контур.Школы отвечают на вопросы слушателей в сервисе «Вопрос эксперту». В этой статье мы подготовили для вас подборку ответов на вопросы бухгалтеров учреждений госсектора.

Индексация зарплаты госслужащим. Как найти приказ?

Вопрос: с 1 октября 2019 года в Свердловской области индексировали зарплату госслужащим. Не могу найти ни одного приказа о проведении индексации зарплаты сотрудникам ГБУ Свердловской области, хотя на словах пишут об «обязательной ежегодной индексации зарплат бюджетников».

Ответ: за приказами нужно обращаться к учредителю по своей ведомственной принадлежности. Для Свердловской области, например, приняты:

  • Указ Губернатора Свердловской области от 02.09.2019 № 429-УГ «Об увеличении (индексации) размеров окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Свердловской области». Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области.
  • Приказ Департамента информационной политики Свердловской области от 11.09.2019 № 118 «Об увеличении (индексации) размеров должностных окладов руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений Свердловской области, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области».

Порядок индексации зарплаты бюджетников

Обратимся к Трудовому кодексу. В статье 134 установлено: «государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения осуществляют индексацию оплаты труда в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

  • По работникам государственных учреждений субъектов РФ и государственных гражданских служащих субъектов РФ решение об индексации заработной платы или денежного содержания принимают органы власти регионов.
  • По работникам муниципальных учреждений и муниципальных служащих — местные органы власти.

В законодательном акте органа власти должно быть указано, какая часть заработной платы индексируется. Как правило, это оклад.

Вывод: за документом о ежегодной индексации обратитесь к учредителю.

Компенсация за задержку зарплаты. Платить?

Вопрос: обязано ли казенное учреждение в учете показывать начисления компенсации за задержку зарплаты, если отсутствуют лимиты бюджетных обязательств и ассигнования по КОСГУ 296 КВР 853.

Ответ: да, обязано (ст. 236 ТК РФ).

Обязанность выплатить компенсацию не зависит от того, виновен работодатель в задержке зарплаты или нет, есть лимиты или нет. Если работодатель нарушил сроки выплаты заработной платы, отпускных или других сумм, он обязан выплатить их работнику с процентами (денежной компенсацией). Даже если задержал выплату на один день.

Если не выплатить компенсацию, работник может пожаловаться в государственную инспекцию по труду. И тогда грозит внеплановая проверка учреждения.

Вывод: выплачивайте зарплату вовремя, если задержали выплату хотя бы на один день — выплачивайте компенсацию за задержку.

Выплата зарплаты из кассы учреждения. Что оформить?

Вопрос: какой документ необходимо оформить при выплате заработной платы из кассы учреждения одному работнику? РКО или ведомость ОКУД 0301011? Является ли нарушением, если ведомость составлена на одного работника?

Ответ: начисления заработной платы работникам учреждения, а также налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, и иных сумм удержаний отражаются в документах (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н):

  • расчетно-платежной ведомости ф. 0504401;
  • расчетной ведомости ф. 0504402.

Если разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск, при увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производят по платежной ведомости (ф. 0504403), расходному кассовому ордеру.

Можно составить ведомость на одного работника — это не будет нарушением.

Расчетно-платежные ведомости запросили по «электронке». Законно?

Вопрос: мы автономное учреждение — детский сад. Управление образования запросило расчетно-платежные ведомости по сотрудникам, причем запрос был просто письмом на электронную почту. Законно ли это? Обязаны ли мы представить эти документы? Не является ли это нарушением закона 152-ФЗ?

Ответ: работодатель не вправе передавать персональные данные работников без их согласия третьим лицам. В ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» говорится, что персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия, доходы и т.д.

Сведения о заработной плате относятся к сведениям о персональных данных.

Роскомнадзор в Письме от 07.02.2014 № 08КМ-3681 «О передаче работодателем третьим лицам сведений о заработной плате работников» отвечал на подобный вопрос: «…сведения о заработной плате лица являются информацией, содержащей персональные данные субъекта, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Вывод: в законе нет нормы, где установлено право учредителя запросить расчетно-платежные ведомости. Если поступил запрос, можно ответить, что не вправе передавать персональные данные работников без их согласия третьим лицам.

В казенном учреждении ремонт. Как оплатить простой?

Вопрос: как оплачивать время простоя и какой документ нужен для оплаты в казенном учреждении водителю (оклад), автомобиль которого находится на ремонте? Выплатить по среднему заработку или оклад?

Ответ: работодателю нужно исходить из причин, которые вызвали необходимость ремонта (Письмо Минтруда России от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375).

Экспресс-курс в Контур.Школе Расчет и начисление заработной платы в государственном учреждении Узнать подробности

  1. Простой по вине работника не оплачивается (ч. 3 ст. 157 ТК РФ). Например, если автомобиль нужно ремонтировать из-за нарушений водителя.
  2. Простой по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ). Например, если ремонт плановый.
  3. Простой по причинам, не зависящим от сторон, оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки, оклада. Основание — акт о простое, где нужно указать его причину (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). Например, если в организации сложилась аварийная ситуация.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 июня 2019 г. № 820 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти” с 1 октября 2019 года будет увеличено на 4,3 процента денежное довольствие военнослужащих.

Размеры месячных окладов военнослужащих с 01.10.2019 года по воинской должности можно , а по воинскому званию

Мы подготовили онлайн калькулятор денежного довольствия военнослужащих, который позволит самостоятельно рассчитать размер денежного довольствия, каким он будет c 01.10. 2019 года.

Данный калькулятор остается актуальным до 1.10.2020 года

Поскольку указанные оклады учитываются при назначении военных пенсий (по выслуге лет, по инвалидности, по потере кормильца), с 01.10.2019 года также буду увеличены военные пенсии.

Использовать калькулятор «военной пенсии» за выслугу лет на 2019 -2020 годы .

Использовать калькулятор «военной пенсии» за выслугу лет с учетом трудового стажа (смешанной пенсии) на 2019 -2020 годы

Использовать калькулятор пенсии по инвалидности для бывших военнослужащих на 2019-2020 гг.

Использовать калькулятор пенсии по потере кормильца на 2019-2020 гг. для членов семей умерших (погибших) военнослужащих и военных пенсионеров можно

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о повышении денежного вознаграждения занимающих государственные должности лиц. Размер индексации — в 1,03 раза, или 3%. Это соответствует официальному уровню инфляции в 2019 году. Документ опубликован во вторник, 1 сентября, на портале правовой информации.

Реклама

Заработная плата вырастет не только в госсекторе, но и в среднем по России. Правда, темпы ее роста будут примерно вдвое ниже.

По данным ЦБ, обнародованным 31 августа, реальная заработная плата в 2020 году в среднем вырастет на 1,5-2,5%.

Регулятор указывает, что рост зарплат в июне составил 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В мае прирост равнялся 1%. По итогам второго квартала показатель сократился на 0,1%. «Рост показателя поддержали временные меры — стимулирующие выплаты в здравоохранении и госуправлении. Также смягчение ограничений положительно сказалось на динамике зарплаты в частном секторе, а именно — в торговле, строительстве, транспорте», — говорится в экономическом комментарии ЦБ.

Отдельными документами Путин повысил зарплаты генпрокурору и главе Следственного комитета. Их оклады также будут увеличены с 1 октября на 3%.

Предыдущее повышение зарплаты госслужащим было в октябре 2019 года — на 4,3%, что также равнялось уровню инфляции за предыдущий год.

В конце июня премьер-министр Михаил Мишустин в рамках своих полномочий также распорядился повысить с 1 октября оклады военных и силовиков на уровень инфляции прошлого года. Распоряжение затронет контрактников, бойцов Росгвардии, сотрудников Федеральной системы исполнения наказаний, МВД, пожарных, таможенников, сотрудников фельдъегерской связи.

В конце прошлого года Владимир Путин заявлял, что в ближайшие три года на социальное обеспечение военнослужащих направят 113 млрд рублей. Глава государства уточнил, что в госбюджете предусмотрена индексация денежного довольствия военных: в 2020 году — на 3%, а в 2021-22 годах — на 4% ежегодно.

Одновременно увеличатся военные пенсии и продолжится выдача жилищных субсидий нуждающимся в жилье. С 2014 года на эти цели уже выделено более 218 млрд рублей.

Путин при этом отметил, что необходимо и дальше сбалансированно развивать все составляющие системы социальных гарантий госслужащих, в том числе военных, поскольку от этого будет зависеть эффективность их работы.

^^^Плюс 100 тысяч сверху

Тезис о зависимости эффективной работы чиновника от уровня зарплаты эксперты подвергают сомнению.

Не существует даже единого нормативного акта о премировании и других способах стимулирования госслужащих.

К такому выводу пришли эксперты Института экономической политики имени Гайдара и РАНХиГС, проанализировав многочисленные попытки модернизации системы государственной гражданской службы за последние 15 лет.

Эксперты обнаружили также, что не определен ни объем, ни периодичность премирования и начисления стимулирующих выплат. Каждое федеральное ведомство регулирует это самостоятельно.

В большинстве органов власти (за исключением Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы) не существует «жесткой привязки размеров премий к показателям результативности деятельности».

В исследовании ученых говорится, что неэффективная работа чиновника «не является поводом к снижению (или невыплате) премий». Отсутствует и ограничение по размеру премий.

В итоге премирование становится не инструментом мотивации работать лучше, а способом поддержки лояльности к руководству, отмечают эксперты.

Они предлагают исключить эти «ведомственные импровизации», чтобы сделать структуру денежного содержания госслужащих прозрачнее. Гарантированная часть оплаты труда госслужащих может состоять только из должностного оклада либо из должностного оклада и неснижаемой надбавки за стаж, квалификацию и результаты служебной деятельности, считают эксперты.

Необходимо уходить от практики, когда оклады чиновников составляют 10-15 тыс. руб., а заработная плата при этом в центральном аппарате превышает 100 тыс. рублей, заключают эксперты Института Гайдара и РАНХиГС.

Три процента слишком мало

По данным портала «Авито Работа», наиболее высокие зарплаты у госслужащих в Москве и Санкт-Петербурге. Самые скромные — в Саратове и Ульяновске.

Средняя зарплата на госслужбе, по данным портала, составляет 35 тысяч рублей.

Если зарплата чиновников индексируется по уровню официальной инфляции, то такой размер не является стимулирующим фактором, убежден декан факультета оценки и развития управленческих кадров Высшей школы государственного управления РАНХиГС Илья Шебураков. Реальная инфляция, как правило, гораздо выше той, что фиксирует Росстат, и по этой причине прибавка в 3% ничтожна. «Кроме того, в большинстве случаев размер денежного вознаграждения чиновников — как специалистов, так и руководителей — значительно ниже вознаграждения на сопоставимых должностях в бизнесе», — уточнил Шебураков в беседе с «Газетой.Ru».

С управленческой точки зрения, рассуждает эксперт, увеличение зарплаты на 3% не столь значительно, стимулирующую роль имеет рост дохода как минимум от 10%.

Но эффективнее было бы установить связь доходов чиновников со средней зарплатой по стране, а для региональных чиновников — со средней по региону. Так, например, делают в Сингапуре, добавляет эксперт.

«В этой стране, если экономика и доходы населения растут, то повышается и зарплата госслужащих. Если падает — а в Сингапуре за всю историю государства так было дважды — то и зарплата чиновников урезается», — указывает Шебураков.

Такой подход был бы и справедливым, и лишний раз напоминал бы госслужащим о том, на выполнение каких задач они работают, добавляет эксперт.

Зарплата сингапурского министра составляет сейчас примерно 1 млн сингапурских долларов в год, что соответствует зарплате топ-менеджеров в реальном секторе экономики. Но для перехода на такие стандарты индексаций стоило бы сначала создать эффективную антикоррупционную систему контроля, констатирует эксперт.

В отличие от госслужащих, частный сектор живет в другой реальности. Здесь не идет речь об автоматической индексации зарплат. Особенно сложная ситуация у тех, кто трудится в малом и среднем бизнесе. Государство, объявив режим пандемии, позаботилось о выдаче бизнесу беспроцентных кредитов на неотложные нужды, в первую очередь, на выплату зарплат.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов пообещал, что для МСП выделят 150 млрд рублей. Многие действительно смогли воспользоваться этой схемой. Но эта форма господдержки — временная. Скоро придется кредит возвращать.

Повышение зарплат чиновников – одна из самых обсуждаемых тем в октябре. Новости об увеличении окладов губернаторов, их замов и обычных госслужащих приходили из Иркутской, Магаданской и Саратовской областей, а также из Приморского края. В последнем регионе, например, губернатор Олег Кожемяко от повышения денежного содержания отказался, но при этом зарплаты его замов могут вырасти сразу на 400 тысяч рублей в месяц. Авторы Telegram-каналов и собеседники «РК» отмечают, что сейчас не лучшее время для подобных решений. По мнению экспертов, было бы логично, если бы заработная плата региональных управленцев зависела от критериев успешности субъекта Федерации: экономического и социального роста. Подробности – в нашем обзоре.

Кто больше?

23 октября депутаты Заксобрания Иркутской области приняли поправки к закону «О государственных должностях в Иркутской области», повысив оклады областных чиновников на 20 %. Как сообщил полномочный представитель губернатора в Заксобрании региона Роман Буянов, кроме того, к окладам членов областного правительства возвращается 10%-ная надбавка, отмененная в 2016 году по инициативе губернатора Сергея Левченко в связи с тяжелой финансовой ситуацией в регионе. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

«Решение продиктовывается тем, что повышение окладов не производилось с 2012 года. А с 2016 года зарплата в бюджетной сфере Иркутской области увеличилась на 60 %», – сказал господин Буянов. В частности, у главы региона должностной оклад вырастет до 27,2 тысячи рублей. Для исполнения закона в 2019 году в бюджете региона дополнительно потребуется предусмотреть 15 млн рублей. Увеличение коснется 83 госдолжностей. Кроме 29 членов областного правительства, это 25 сотрудников избирательной системы, 19 – Заксобрания, шесть – Контрольно-счетной палаты и три омбудсмена. «Одновременно губернатором будет подписан указ о повышении должностных окладов государственных служащих всех органов государственной власти. Численно это почти 5 тысяч человек», – сообщил господин Буянов.

В начале октября глава Иркутской области Сергей Левченко заявлял, что повышает себе зарплату, чтобы увеличить оклады госслужащих, размер которых напрямую зависит от губернаторского оклада. Решение было принято в связи с тем, что за четыре года доходная часть бюджета Иркутской области выросла на 88 %. Левченко также подчеркивал, что большую часть своей зарплаты отдает благотворительным организациям. По итогам 2018 года он задекларировал доход в размере 5,5 млн рублей.

Увеличил себе зарплату и губернатор Саратовской области Валерий Радаев. Согласно закону, который был принят региональным парламентом, размер денежного вознаграждения губернатора и лиц, замещающих государственные должности области, с 1 октября 2019 года увеличивается на 5 %. На столько же повышаются должностные оклады и размеры окладов за классный чин чиновников правительства. Этот закон Валерий Радаев подписал 24 октября, передает «СарИнформ».

Повышение зарплат чиновников на 4,3 % планируется в Магаданской области. Соответствующий законопроект разработан в связи с принятием президентского указа от 19 сентября 2019 года, согласно которому размеры месячных окладов лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, подлежат повышению в 1,043 раза с 1 октября 2019 года, отмечает ИА REGNUM.

Добавим, что с 1 октября на 4,3 % увеличено довольствие, которое выплачивается президенту и председателю правительства. Другими указами российский лидер Владимир Путин повысил в таком же размере зарплаты главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина и генпрокурора Юрия Чайки. Как пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, это «плановая индексация».

Между тем в Приморском крае общественность взбудоражила новость о повышении зарплаты губернатора более чем на 200 тысяч рублей (с 370 тысяч до 600 тысяч рублей в месяц). В итоге пресс-служба администрации Приморья объявила, что глава региона Олег Кожемяко отказался от увеличения расходов на губернаторское содержание.

Однако про отказ от увеличения зарплат заместителей губернатора ничего сказано. А их месячная заработная плата, согласно проекту краевого бюджета, вырастет на 400 тысяч рублей.

«На зарплаты вице-губернаторов закладывают почти вдвое больше, чем годом ранее: 104 879 149 рублей против 47 037 757 в 2019-м. В расчете на 11 заместителей главы региона рост зарплат составит 438 193 рублей в месяц (с 356 346 до 794 539)», – приводит цифры РИА Новости.

«Банкет» за чей счет?

Многие Telegram-каналы, комментируя новости из регионов о повышении зарплат губернаторов и их подчиненных, замечают, что для данного решения выбрано неподходящее время.

Канал «Барахло» отмечает, что новость о кратном повышении зарплат себе и своим замам переместила «акции» губернатора Приморья Кожемяко в «мусорную» зону.

«Всего одна статья краевого бюджета утянет на дно в случае одобрения законопроекта и «Единую Россию», и ряд действующих депутатов от других партий. Как только в голову пришло?» – недоумевают блогеры.

«РосСкандал» пишет, что ранее глава Приморья снизил районный коэффициент к зарплате рядовых работников госучреждений.

«Не за счет ли снижения коэффициентов весь этот «банкет» с повышением окладов губернатору и приближенным?
Хотя неважно. Они просто берут из бюджета, сколько им надо, и все», – негодуют блогеры.

В поддержку Олега Кожемяко выступает канал «Рупор Приморья». Авторы заявляют, что в данный момент заработная плата директоров департаментов (в будущем – министров) на руки составляет около 80 000 рублей, что существенно меньше доходов управленцев в коммерческом секторе.

«Доставшийся О. Кожемяко в наследство от предшественников кадровый состав администрации Приморского края сформирован из представителей разных политических эпох, которые давно нашли механизмы извлечения из своих должностей дополнительного дохода. Причем их применение на практике всегда идет вразрез с интересами государственной службы и граничит с преступлениями коррупционной направленности», – пишут блогеры.

По их мнению, перезагрузить административный блок в Приморском крае одними лишь ротациями и выборочной декриминализацией невозможно. «Проблема требует системного решения, одним из элементов которого должны быть и установление конкурентной заработной платы, и повышение престижа государственной службы», – делают вывод авторы.

Канал «Около Байкала» в дополнение к новости о повышении зарплат иркутских чиновников сообщал, что госслужащие, работавшие в зоне наводнения, получат компенсацию за переработку в размере 336 млн рублей. При этом блогеры подчеркивали, что «врачам, которые рисковали жизнью ради спасения людей, в то время как их собственное имущество тонуло, просто сказали «спасибо».

«Это все, что нужно знать об отношении к людям со стороны правительства и губернатора Иркутской области, – возмущались блогеры. – Никто не заикнулся, что медикам тоже нужно компенсировать переработку. Вот такое разное отношение к чиновникам и врачам, которые, казалось бы, работали в одинаковых условиях».

Есть ли успехи?

По­лит­тех­но­лог Але­на Ав­густ констатирует: население очень болезненно воспринимает сообщения о любом повышении зарплат чиновников, поскольку кардинальных улучшений в жизни рядовых граждан не происходит.

«Сколь­ко еще гу­бер­на­то­ров риск­нет по­вы­сить себе де­неж­ное до­воль­ствие, непо­нят­но. На са­мом деле сей­час не са­мый под­хо­дя­щий мо­мент, ко­гда это сто­и­ло бы де­лать. Осень – это не са­мое доб­рое вре­мя, до­воль­но де­прес­сив­ная пора, лю­бые нега­тив­ные но­во­сти рас­хо­дят­ся с мол­ние­нос­ной ско­ро­стью, вос­при­ни­ма­ет­ся кри­ти­че­ски. Если бы эти но­во­сти сов­па­да­ли с ка­ким-то стар­том боль­шо­го эко­но­ми­че­ско­го про­ек­та в ре­ги­оне, они бы вос­при­ни­ма­лись несколь­ко ина­че. К со­жа­ле­нию, мож­но ска­зать, что в не са­мых успеш­ных в плане кри­те­ри­ев ре­ги­о­нах гу­бер­на­то­ры по­че­му-то до­воль­но успеш­ны в по­вы­ше­нии зар­плат», – рассуждает Август.

По ее мнению, было бы логично, если бы за­ра­бот­ная пла­та региональных управленцев за­ви­се­ла от кри­те­ри­ев успеш­но­сти субъекта Федерации: эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го ро­ста, была при­вя­за­на к раз­ме­ру ре­ги­о­на, к чис­лен­но­сти про­жи­ва­ю­ще­го в нем на­се­ле­ния.

Ру­ко­во­ди­тель на­прав­ле­ния «Фи­нан­сы и эко­но­ми­ка» Ин­сти­ту­та со­вре­мен­но­го раз­ви­тия Никита Масленников не видит объективных причин для повышения зарплат губернаторов. Он считает, что главы регионов «мо­ти­ви­ро­ван­ны и фи­нан­со­во обес­пе­че­ны до­ста­точ­но непло­хо».

«Ре­ше­ния от­дель­ных гу­бер­на­то­ров, на мой взгляд, не вполне ра­ци­о­наль­ны и с точ­ки зре­ния со­ци­аль­но­го раз­дра­же­ния, и с точ­ки зре­ния мо­ти­ва­ции сво­их же то­ва­ри­щей по ад­ми­ни­стра­тив­но­му ап­па­ра­ту в ре­ги­о­нах по по­вы­ше­нию их от­да­чи. А если зар­пла­ты по­вы­ша­ют­ся у все­го ап­па­ра­та чи­нов­ни­ков, то то­гда, на­вер­ное, у ре­ги­о­нов се­рьез­ные успе­хи в раз­ви­тии. Од­на­ко утвер­ждать это сей­час за­труд­ни­тель­но: слиш­ком мало про­шло вре­ме­ни, что­бы гу­бер­на­то­ры смог­ли от­чи­тать­ся о ка­ких-то ра­ди­каль­ных из­ме­не­ни­ях в со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ском по­ло­же­нии ре­ги­о­на в луч­шую сто­ро­ну. Тем бо­лее что в даль­не­во­сточ­ных субъ­ек­тах да­ле­ко не бла­гост­ное со­сто­я­ние. Не сто­ит сбра­сы­вать со сче­тов и ре­ак­цию на­се­ле­ния, по­то­му что у жи­те­лей пока еще мало что ме­ня­ет­ся в луч­шую сто­ро­ну. На Даль­нем Во­сто­ке от­ри­ца­тель­ная ми­гра­ция на­се­ле­ния – уез­жа­ет боль­ше че­ло­век, чем при­ез­жа­ет. А это зна­чит, что люди не ви­дят для себя пер­спек­тив», – объясняет свою позицию Масленников.

Эксперт считает, что к ре­ги­о­нам, ру­ко­во­ди­те­ли ко­то­рых по­вы­ша­ют свои зар­пла­ты, долж­но быть бо­лее вни­ма­тель­ное от­но­ше­ние со стороны федерального центра, а та­к­же бо­лее взыс­ка­тель­ная ре­ак­ция на ди­на­ми­ку KPI.

Между тем про­фес­сор Са­мар­ско­го на­ци­о­наль­но­го ис­сле­до­ва­тель­ско­го уни­вер­си­те­та име­ни ака­де­ми­ка С. П. Ко­ро­ле­ва, за­ве­ду­ю­щий ка­фед­рой го­су­дар­ствен­но­го и ад­ми­ни­стра­тив­но­го пра­ва Вик­тор По­лян­ский замечает, что чиновники в регионах получают довольно скромную зарплату, которая вряд ли удержит высококлассных специалистов. Профи за копейки работать не будут, говорит собеседник «РК».

«Пред­ста­вим, что чи­нов­ник бу­дет ра­бо­тать до пен­сии и бу­дет по­лу­чать 70 ты­сяч руб­лей. Если он очень спо­соб­ный, от­вет­ствен­ный, что же, он до ста­ро­сти бу­дет ра­бо­тать за та­кую зар­пла­ту, ко­гда он мог, воз­мож­но, по­лу­чать мил­ли­о­ны? Для того что­бы на от­вет­ствен­ных по­стах за­дер­жи­ва­лись спо­соб­ные, зар­пла­та долж­на быть со­от­вет­ству­ю­щей, долж­ны быть со­ци­аль­ные га­ран­тии, так на­зы­ва­е­мый соц­па­кет и все осталь­ное. Это не зна­чит, что нуж­но раз­ду­вать штат чи­нов­ни­ков и «кор­мить» их вы­со­ки­ми зар­пла­та­ми. Надо оп­ти­ми­зи­ро­вать функ­ци­о­нал, пол­но­мо­чия, от­вет­ствен­ность и за­ра­бот­ную пла­ту. Все это нуж­но гар­мо­ни­зи­ро­вать», – заключил Полянский.

24.07.2020 09:34

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Заморозка индексаций коснется только 2021 года, но будет компенсирована, и зарплаты достигнут уровня, запланированного до решения о заморозке.

Минфин не отказался от увеличения зарплат госслужащим в проектировках к бюджету на 2021−2023 годы, заморозка индексации зарплат приходится только на 2021 год, однако недополученные оклады будут частично компенсированы к 2023 году, следует из расчётов министерства, с которыми ознакомились «Открытые медиа». В целом же, согласно расчётам, зарплата чиновников за три года увеличится минимум на 5%. Ранее РБК и другие СМИ со ссылкой на проектные документы Минфина сообщили об отказе от индексации и об изменениях в графике расходов на оплату труда чиновников в 2021—2022 годах.

На сайте Минфина 20 июня появилась проектная документация — методика расчёта предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021−2023 годы (сейчас ссылка недоступна). Согласно разделу «Индексация бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда и денежное довольствие» (приложение 2 в пакете проектной документации), ежегодные отчисления в фонд оплаты труда госслужащих изначально рассчитывались с учётом повышения на 3−4% в зависимости от уровня инфляции, в соответствии с действующим законом о бюджете. Например, как следует из данных подраздела «Государственные должности» со ссылкой на указ президента о вознаграждении руководителей органов власти, фонд оплаты труда по данной статье в Следственном комитете (его руководителя) должен был составить 7,3 млн рублей в 2021 году и уже 7,6 млн рублей в 2022 году — подобные расчёты применялись и к остальным федеральным органам власти.

Исходя из решения о заморозке индексации, Минфин скорректировал отчисления, и вместо повышения выплат до 7,3 млн в следующем году оставил их на текущем уровне — 7,23 млн рублей, а повышение до 7,3 млн перенёс на 2022 год. В 2023-м оплата труда вновь проиндексируется на 5% и увеличится на 364 тысячи рублей, что равно сумме вычетов за 2021 и 2022 годы, и, как и планировалось изначально, достигнет 7,6 млн.

Схожая ситуация и с другими чиновниками. Так, согласно действующему бюджету, фонд оплаты труда госслужащих президентской администрации (включая аппарат Совета безопасности и управделами) должен был увеличиться с 8,24 млрд рублей в 2021 году до 8,62 млрд рублей в 2022 и 2023 годах, но с учётом «заморозки» повышение отложилось до 2023 года: зарплатный фонд в 2021 году составит 8,16 млрд рублей, а в 2022 — 8,3 млрд рублей. Однако к 2023 расходы на него вырастут до 8,62 млрд рублей, итого рост составит 5,5%.

Согласно подразделу «Государственные должности» со ссылкой на указ президента о вознаграждении руководителей органов власти, фонд оплаты труда руководства президентской администрации должен был составить 14,67 млн рублей в 2021 и 15,25 млн рублей в 2022 и 2023 годах (рост 4%), но был скорректирован до 14,52 млн рублей в 2021, 14,67 млн рублей — в 2022 и 15,25 млн рублей — в 2023 году. Выпадающие расходы на сумму 732 тысячи рублей за 2021 и 2022 годы компенсируются индексацией в том же объёме в 2023 году, а общий рост за три года составит 5%.

Расходы по этому направлению соответствуют отдельной бюджетной строке расходов на оплату труда по направлению «Обеспечение деятельности Заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации и государственных служащих Администрации Президента Российской Федерации» в другом разделе проектной документации. При этом исходный или «установленный законом о бюджете» уровень выплат в этом разделе составлял лишь около 7 млн, то есть половину от итоговой суммы в разделе об «индексации», и соответствует зарплате руководителя АП Антона Вайно. Как обратили внимание ОМ, дополнительная сумма соответствует заработной плате Дмитрия Медведева на этой должности.Из методики расчёта базовых бюджетных ассигнований. Первая строчка соответствует суммарной зарплате Вайно и Медведева. Четвёртая строчка — общий фонд оплаты труда служащих администрации президента. Скриншот: «Открытые медиа»В ответ на запрос ОМ в пресс-службе Минфина подтвердили, что в целом увеличение фонда оплаты труда в АП связано именно с увеличением штатной численности госслужащих, как и предполагало издание: помимо Медведева и его секретариата, на работу в администрацию из правительства в начале этого года перешёл бывший вице-премьер Дмитрий Козак. Траты на их аппарат частично отражены в дополнительных ежегодных ассигнованиях на суммы более 300 млн рублей.

«В связи с введением Указами Президента новых должностей в 2020 году произошли изменения в структуре и штатном расписании Администрации Президента РФ, с чем связано увеличение общего фонда оплаты труда», — сообщили в Минфине.

При этом в Минфине уточнили, что дополнительные обязательства по выплатам из-за увеличения штата также подлежат корректировке с учётом приостановки индексации в 2021 году, согласно расчётам, приведённым в разделе индексации выплат. По словам представителя министерства, именно эти расчёты следует воспринимать как итоговые.Из методики расчёта базовых бюджетных ассигнований. Третья строка соответствует суммарному фонду оплаты труда Вайно и Медведева. Скриншот: «Открытые медиа»Таким образом, по аналогии с тем, что произойдёт с зарплатой руководства СК, вместо повышения выплат руководителю АП и зампреду Совбеза до 14,67 млн рублей в следующем году, Минфин оставит их на текущем уровне — 14,52 млн рублей, а повышение до 14,67 млн перенесёт на 2022 год, хотя согласно действующему бюджету (с уточнениями от 2020 года), зарплатный фонд в 2022 и 2023 годах должен был составить 15,2 млн рублей. Однако к 2023 зарплатный фонд проиндексируется на 5% и увеличится на 732 тысячи рублей, достигая — как и планировалось изначально — 15,2 млн рублей.

Как следует из этих примеров, зарплаты чиновников, которые они недополучат в 2021 и 2022 годах из-за предложенной Минфином заморозки индексации, будут возмещены уже в 2023 году — к этому времени их повысят до того уровня, который планировался изначально. В Минфине не уточнили, какой объём средств удастся сэкономить за счёт выпадающих выплат госслужащим в 2021 году, но отметили, что итоговый объём ассигнований по всем статьям расходов будет утверждён в законопроекте о бюджете, который будет подготовлен осенью.