Поступление материалов от поставщика проводки

Бухгалтерские проводки, которые делаются в случае учета материалов по учетным ценам

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Поступление материалов по фактической себестоимости

Оприходование материалов на склад по учетным ценам

Закрытие 15 счета в конце месяца (если дебетовый оборот больше кредитового на величину положительного отклонения фактической себестоимости от учетной цены)

Закрытие 15 счета в конце месяца (если дебетовый оборот меньше кредитового на величину отрицательного отклонения фактической себестоимости от учетной цены)

Учет расхода материала в производство по учетным ценам

20, 23, 25, 26

Списание положительного отклонения между фактической стоимостью материала и его учетной ценой пропорционально расходованию материала в производство

20, 23, 25, 26

Сторнирование отрицательного отклонения между фактической стоимостью материала и его учетной ценой пропорционально расходованию материала в производство

(20), (23), (25), (26)

(16)

В зависимости от целевого использования материалов, их себестоимость списывается в дебет того или иного счета.

Таблица 5.4

Типовые бухгалтерские проводки по расходованию материалов

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Отпущены со склада материалы для изготовления продукции

Отпущены со склада смазочные материалы

25, 26

Использованы материалы для строительно-монтажных работ

Отпуск материалов на упаковку готовой продукции

Ликвидация излишних материальных запасов либо их реализация осуществляется с использованием 91 счета «Прочие доходы и расходы», на котором открываются субсчета:

91.1 «Прочие доходы»;

91.2 «Прочие расходы»;

    1. «Сальдо прочих доходов и расходов».

Таблица 5.5

Типовые бухгалтерские проводки по ликвидации и реализации материалов

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Отражение результата реализации (по договорным ценам реализации)

Списание фактической себестоимости материалов при их реализации

10,16

Начислен налог на добавленную стоимость

Записи по счетам 91.1 и 91.2 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91.2 и кредитового оборота по субсчету 91.1 определяется финансовый результат, прибыль или убыток. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91.9 на счет 99 «Прибыли и убытки».

В конце года все субсчета 91 счета закрываются на субсчет 91.9.

В соответствии с принятой учетной политикой, но не менее одного раза в год (по состоянию на 1 октября отчетного года), предприятие обязано проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей. Инвентаризация проводится и во всех других случаях, предусмотренных законодательством (Федеральный закон о бухгалтерском учете, Ст.12).

Инвентаризация осуществляется на основе инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей(форма №ИНВ-3). Выявленные в результате инвентаризации расхождения (излишки или недостачи) оформляются составлением сличительных ведомостей (№ИНВ-19) и оцениваются по фактической себестоимости. По результатам инвентаризации составляется акт типовой формы (№ИНВ-4). В соответствии с требованиями Федерального закона о бухгалтерском учете излишек товарно-материальных запасов приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а недостача и порча товарно-материальных запасов в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета суммы выявленных на предприятии недостач и хищений материальных и денежных средств учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», независимо от того, подлежат они списанию на издержки производства или отнесению на виновных лиц. Исключением являются потери от стихийных бедствий, которые, включая затраты, связанные с ликвидацией их последствий, относятся на счет 99 «Прибыли и убытки» как убытки отчетного года.

Таблица 5.6

Какие виды материалов существуют?

В бухучете материалы, согласно Плану счетов (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н), учитываются на счете 10 «Материалы».

Материалы имеют разнообразную группировку по назначению и характеру использования. В зависимости от этих условий материалы организации группируются по следующим субсчетам.

Обозначение субсчета

Наименование субсчета

Что на нем учитывается

«Сырье и материалы»

Запасы, входящие в состав производимой продукции, которые участвуют в процессе изготовления, переработки

«Комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты»

Материалы, приобретаемые для дальнейшего комплектования выпускаемой продукции

«Топливо»

Движение топлива, в том числе бензина и дизеля, а также смазочных материалов, необходимых в процессе эксплуатации транспортных средств

«Тара и тарные материалы»

Наличие и движение всех видов тары (кроме той, что используется как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта

«Запчасти»

Движение материалов, использующихся как запчасти для транспортных средств и прочего оборудования

«Прочие материалы»

Отходы производства, неисправимый брак, материальные ценности, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье), изношенные шины и др.

«Материалы, переданные в переработку на сторону»

Материалы, переданные для переработки другим компаниям

«Строительные материалы»

Используют фирмы застройщики. На счете учитываются материалы, необходимые для строительных и монтажных работ

«Инвентарь»

Инвентарь и прочие хозяйственные принадлежности

«Специальная оснастка и спецодежда на складе»

Специальное оборудование, обмундирование, спецформа на складе

«Специальная оснастка и спецодежда в использовании»

Специальное оборудование, обмундирование, спецформа, переданные в эксплуатацию сотрудникам

Учет материалов

В целях контролирования наличия и движения МПЗ хозсубъект может использовать как унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 30.07.1997 № 71а, так и разработанные самостоятельно с учетом требований к обязательным реквизитам первичного документа (ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) и закрепленные в учетной политике компании.

Среди унифицированных форм наиболее популярны следующие:

  • требование-накладная;
  • накладная на отпуск материалов на сторону;
  • приходный ордер;
  • лимитно-заборная карта.

Материалы оприходуются по фактической себестоимости, зафиксированной в документации при поступлении. МПЗ в организации учитываются либо по их фактической себестоимости поступления, либо по учетным ценам, что должно быть закреплено в учетной политике. При использовании 2-го варианта следует применять счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» для отражения разницы между учетной и фактической стоимостью.

Пример 1

ООО «Ретро» закрепило в своей учетной политике необходимость принимать материалы по учетным ценам. Поступила партия сырья (сахарный песок) для дальнейшего использования в производстве в количестве 100 кг на сумму 4 000 руб. Принятые учетные (плановые) цены по данной позиции ― 45 руб. за 1 кг. Выполнены следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

4 000

Оприходовано поступление сырья (сахарного песка) от поставщика

Учтен входной НДС

4 500

Принято сырье по учетным ценам

Списано превышение учетной стоимости над фактической

Если учетная цена была бы меньше фактической себестоимости, то последняя проводка имела бы следующий вид:

Дт 16 Кт 15. – списана разница в превышении себестоимости товара над учетными ценами.

Пример 2

ООО «Радуга» при поступлении материалов оприходует их по фактической себестоимости. При покупке канцелярии (20 карандашей на общую сумму 1 000 руб.) для административных нужд были сделаны следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

1 000

Канцтовары закуплены у поставщика

Учтен входной НДС

1 000

Канцтовары переданы по требованию-накладной для нужд управленческого аппарата

После поступления материалы списываются в производство или на иные общехозяйственные нужды одним из существующих способов, который также необходимо отразить в учетной политике:

  1. По средней себестоимости — при списании формируется средняя цена 1 единицы однородного материала.
  2. По себестоимости каждой единицы — подходит для немногочисленных групп МПЗ в тех случаях, когда имеется возможность формировать стоимость каждой единицы.
  3. Методом ФИФО — данный способ позволяет учитывать в расходах себестоимость первых поступивших материалов (п. 16 ПБУ 5/01).

Проводки по поступлению и выбытию материалов

Существует несколько путей поступления МПЗ в организацию: приобретение за плату, принятие в качестве вклада от учредителей, изготовление материалов, безвозмездное получение и пр.

В зависимости от способа поступления в бухучете появляются следующие проводки по материалам.

Дебет

Кредит

60, 76

Поступление по накладной от поставщика; осуществление оптовой поставки товара производится по договору продажи

Приобретение МПЗ подотчетным лицом

Вклад учредителя; оценочная стоимость МПЗ должна быть согласована с лицом, вносящим данное имущество

Отражено безвозмездное поступление; в качестве суммы в данном случае принимается рыночная стоимость материала.

Аналогичная проводка делается при принятии к учету материалов, полученных при демонтаже основных средств

Если при поступлении в стоимости материала есть НДС, то его сумма отражается в отдельной строке.

Пример 3

ООО «Мотив» закупило партию бумаги (100 пачек) для канцелярских нужд по накладной на общую сумму 18 000 руб., в том числе НДС 20% 3 000 руб. Организация сделала следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Покупка ТМЦ с предоплатой

Что бы понять, чем является предоплата — авансом или задатком, можно воспользоватся следующей блок-схемой:

Выданный Аванс

Если по указанной схеме выше полученные денежные средства являются авансом, эта операция отражается следующим образом:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
60.02 51 Сделана предоплата поставщику в виде аванса (40%) с НДС 47200 Платежное поручение
68.02 76.05 НДС к вычету с оплаченного аванса 7200 Платежное поручение
10.01 60.01 Поступление материалов от поставщика 100000 Товарная накладная
19.03 60.01 Отображен НДС по полученным товарам 18000 Товарная накладная и Счет фактура
60.01 60.02 Взаимозачет аванса 47200
60.01 51 Доплата за полученный товар 70800 Платежное поручение
76.05 68.02 Взаимозачет НДС по выплаченному авансу 7200
68.02 19.3 Принятый к возмещению НДС 18000 Счет фактура

Выданный задаток

В случае задатка:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
76.05 51 Сделана предоплата поставщику в виде задатка (40%) с НДС 47200 Платежное поручение
09 Отнесение в обеспеченные обязательства 47200
41.01 60.1 Поступление товара от поставщика 100000 Товарная накладная
19.03 60.01 Отображен НДС по полученным товарам 18000 Товарная накладная и Счет фактура
60.01 76.05 Взаимозачет выданного задатка 47200
09 Списание задатка с обязательств 47200
60.01 51 Доплата за полученный товар 70800 Платежное поручение
68.02 19.03 Принятый к возмещению НДС 18000 Счет фактура