Постановление правительства РФ 371 о ЖКХ

22:00, 01 декабря 2010

Ведущий: Спасибо огромное. У микрофона Вячеслав Дегтярников. Продолжается программа «Домоуправ». В студии появилась наш эксперт в области ЖКХ Ольга Аркадьевна Колоколова, депутат Краснокамской городской думы и руководитель одной из крупнейших в регионе управляющих компаний. Так сложилось в этом эфире, благодаря дорожной обстановке, что первая его часть была интерактивной. А сейчас, наверно, время подвести итоги. Вот буквально остается неделя запуска в эфир вот этого постановления правительства, так скажем.

Ольга Колоколова: Добрый день, уважаемые радиослушатели. Прошу прощения за мое такое опоздание. Ну, действительно, нужно, видимо, выезжать уже теперь за два часа из города славного героя Краснокамска. Вы знаете, самое интересное, на что, наверно, не обратили внимание, поскольку первая часть, действительно, была такой очень интерактивной, и выступили несколько даже, я бы сказала, несколько экспертов, которых мы знаем по фамилиям, но они скромно их умолчали. Люди, которые разбираются и участвуют в решении проблем управления многоквартирными домами, разных способов управления. Действительно, вообще-то, это постановление касается только тех домов, которые заключили договор управления многоквартирным домом. Некоторые товарищества собственников жилья действуют по-другому. То есть, даже если они управляются опосредованно управляющей организацией, они не заключают договор управления многоквартирным домом. Они заключают договор на основе гражданского кодекса. То есть, ведение дел, совместная деятельность, еще в каком-либо ключе. То есть, если ваш дом управляется управляющей организацией, то это постановление действует как раз для такого дома. Действительно, та ситуация, о которой, Вячеслав, вы говорили в самом начале, поскольку, стоя в пробке, я очень внимательно вас слушала, вы правильно сказали. Многие радиослушатели в начале наших передач «Управдом», «Домоуправ», говорили о том, что не могут получить даже этот договор, не могут взглянуть на существенные условия этого договора. Это качество услуг, это объем этих услуг, те услуги, которые предоставляются, которые не предоставляются. Вплоть до того, что не могут понять, какой же объем общего имущества включен в этот договор. Так вот это постановление, не смотря на то, что достаточно много, действительно, критики в его адрес, оно вступило в октябре, и в течение двух месяцев, то есть, вот, действительно, срок 9 декабря, когда управляющие организации, которые действуют в соответствии со 162-й статьей жилищного кодекса, должны представить вот эту информацию. Так вот здесь, в этом постановлении есть четыре способа предоставления этой информации. Это сайт, либо свой собственный, либо органа местного самоуправления или субъекта федерации. Это размещение на стендах, как вы правильно сказали. И это печатный орган, официальный печатный орган местного самоуправления и запросы самих собственников. Так вот, самый, действительно, больной вопрос – это какая будет ответственность за непредоставление. Действительно, данное постановление больше относится к защите прав потребителей, потому что, не смотря, вернее сказать, на то, что указано всего один раз слово «потребитель» в этом постановлении, все равно это как раз с точки зрения, то есть, информация с точки зрения защиты потребителя. Поскольку сначала управляющая компания, первое, что должна сделать, предоставить общую информацию. То есть, юридический адрес, место размещения, телефон руководителя. Это то, что, в общем-то, обязательно и раньше было. И, не смотря на то, что не было этого, например, постановления, все равно Роспотребнадзор периодически так же, как все другие субъекты хозяйствования, и ведущие деятельность на территории Пермского края, проверяли. Есть ли вывеска, банально, да. Указаны ли часы работы. Есть ли стенд для информации для потребителя. Здесь же это постановление раскрывает, так скажем, оно же, вернее сказать, к нему прилагается стандарт, так называемый. И вот этот стандарт, он далее говорит о том, что показатели финансово-хозяйственной деятельности, также перечни работ, планы на год. То есть, не меньше, чем на год эта информация должна быть вперед напечатана, что планирует управляющая компания. Потому что, ну, что скрывать, очень многие управляющие компания пользовались тем, что собственники не проводят общих собраний, не устанавливают эти самые планы. И они действовали каким образом. Они определяли сами. То есть, не определило общее собрание, потому что собственники не собрались, управляющая компания тратит эти финансовые средства так, как хочется.

Ведущий: По своему усмотрению.

О.К.: По своему усмотрению. Единственное, понятно, что цель у нее должна быть простая – вкладывать в общее имущество дома. То есть, по-другому никак. Но проконтролировать, каким образом, невозможно. Я думаю, что, может быть, и существенно оно не повлияет на сами управляющие компании. Но все-таки, так скажем, гласность и прозрачность некоторых показателей управляющей компании человеку, который захочет разобраться, можно будет самому проанализировать. То есть, первое, что он сможет увидеть — где находится управляющая компания. Вы помните историю, Вячеслав, когда мы звонили просто на телефон. Неизвестно, где офис.

Ведущий: Да, и там был автоответчик.

О.К.: Да, был автоответчик. То есть в начале отопительного сезона люди не могли получить тепло, потому что они вообще-то не знали, где их управляющая компания. Есть некий автоответчик, и все. Сейчас будет понятно, что идет процесс, например, смены управляющих компаний. Перехода из одного способа управления в другой способ управления. И собственникам нужно принять решение, в какую управляющую компанию перейти. Или создать товарищество собственников жилья. Но, опять же, если они, как правильно вот некоторые здесь говорили, что, если не готовы они управлять, да, сами, нет инициативных людей, или людей, которые бы взяли на себя ответственность, то они заключают договор, например, с управляющей компанией. Они должны посмотреть, что это, кто это. Не по каким-то, знаете, как обычно, бывают у нас при переходе, там, листовкам, или не по каким-то ситуациям, которые, вот там одна женщина сказала, как у нас говорят. А по, хотя бы, первичным признакам — наличие управляющей компании, офиса, руководителя, телефона, хозяйственной деятельности. То есть, видно, сколько домов. Ведь этот стандарт, он позволяет разместить управляющим компаниям перечень домов перечень заключенных договоров, то есть, столько договоров было заключено, и перечень расторгнутых договоров. То есть, на каком основании они расторгнуты. Более того, там написано, в этом постановлении, в этом стандарте о том, что нужно будет публиковать все претензии, например, той же самой инспекции вневедомственного контроля и штрафные санкции. То есть, вот такой-то дом, за такое-то нарушение.

Ведущий: То есть, это будет своеобразная электронная жалобная книга.

Ведущий: То есть, у управляющей компании появится некая истории жизни что ли?

О.К.: Естественно. Может быть, и… Ну, очень много критиков, в том числе, и людей, которые с этим сталкиваются, и законодателей, и практиков. Но на самом деле пусть будет маленький, но все-таки первый шаг к раскрытию информации. Более того, в начале эфира, по-моему, по ICQ, кто-то вам писал, что хорошо бы и все коммунальщики раскрывали. На самом деле такой механизм тоже есть. Но он, как бы, очень сложный. Ведь есть сайты ресурсоснабжающих организаций. Есть их ежегодные отчеты. Есть, в общем-то, их хозяйственная деятельность, которая выложена там. Но проанализировать ее намного сложнее, на самом деле. И вот это, может быть, первый шаг к возможности собственника проанализировать информацию о собственной управляющей компании, и посмотреть на другие варианты. Я думаю, что показательным будет хотя бы наличие этого отчета первоначально, потому что любое постановление правительства, касающееся жилищно-коммунального хозяйства, оно должно пройти какую-то историю. И если в 2010-м году мы начинаем с этого стандарта, то, может быть, к 2015-му мы поймем, нужен он нам или не нужен, сыграл он как-то положительно, отрицательно свою роль.

Ведущий: То есть, Ольга Аркадьевна, вы считаете, что от момента запуска вот этого постановления правительства, скажем, от момента реализации постановления до того момента, когда все заработает, пройдет не меньше 5 лет.

О.К.: Я думаю, что, может быть, заработает все сразу, но выводы можно будет сделать только лет через пять. Потому что, на самом деле, сколько мы с вами ведем передачу, наверно, четвертый год, и каждая следующая передача она иногда повторяет предыдущую, иногда возникают какие-то новые вопросы, которые, вроде бы, казались очень логичными. То есть, сегодня сферу жилищно-коммунального хозяйства проконтролировать стопроцентно не может никто. Да, очень многие говорят, нужно собственникам контролировать. Но, во-первых, это некая самоорганизация, на которую последнее время, так скажем, население не только Пермского края, но и Российской Федерации, не способна. Ну, просто в силу сложившейся ситуации, так скажем. Второе, органы местного самоуправления не могут проконтролировать. В лучшем случае они могут определить, какие близкие ему управляющие компании или даже аффилированные, или далекие ему управляющие компании. Что уж говорить о федерации, субъекте федерации. Иногда очень много говорится с трибун, телевизоров очень громких, может быть, даже правильных слов. Но в итоге-то все заканчивается только разговорами. Повлиять на ситуацию очень сложно. Поэтому, может быть, такой первый шажок к… ну, как всегда у нас в России бывает, может быть, и неверный, да, но все-таки, вот этот шажок, он сделан к раскрытию информации. Хотя бы, чтобы побудить собственника к тому, чтобы он получил эту информацию. Да, сегодня нет штрафных санкций. Но, как правильно вы сказали, все разговоры и в управлении ЖКХ, и в Москве идет о том, что все-таки это обязанность будет Роспотребнадзора. Но следующим шагом должно быть изменение, как вы понимаете, в административный кодекс о том, что должны быть какие-то штрафы за не предоставление либо отдельно конкретно по этой информации, либо внесение каких-то дополнений, изменений.

Ведущий: На этом мы завершаем нашу программу. Если у вас появились вопросы, вы не успели их задать в течение нашего эфира, телефон, по которому Ольга Аркадьевна сможет вам ответить, это 210-10-61. Это приемная Ольги Аркадьевны Колоколовой. А мы на этом с вами прощаемся. Всего доброго.

Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных комитету здравоохранения Волгоградской области

КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 29 апреля 2016 года N 1448
Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных комитету здравоохранения Волгоградской области

(с изменениями на 21 декабря 2018 года)

В соответствии с Законом Волгоградской области от 31.12.2015 N 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области» и во исполнение постановления Администрации Волгоградской области от 21.03.2016 N 115-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Закона Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. N 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области» на 2016 год» приказываю:

1. Утвердить Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных комитету здравоохранения Волгоградской области, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета здравоохранения Волгоградской области В.Е. Троневу.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2016 года и подлежит официальному опубликованию.

Председатель комитета
В.В.ШКАРИН

Приложение. Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных комитету здравоохранения Волгоградской области

Приложение
к приказу
комитета здравоохранения
Волгоградской области
от 29.04.2016 N 1448

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. N 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области» (далее — Социальный кодекс) и определяет механизм предоставления медицинским работникам (в том числе работающим медицинским работникам, вышедшим на пенсию), занятым по основному месту работы в медицинских организациях, подведомственных комитету здравоохранения Волгоградской области (далее — медицинские организации), работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) в Волгоградской области (врачи, провизоры, работники, занимающие должности среднего медицинского и фармацевтического персонала, медицинские психологи, социальные работники, специалисты по социальной работе), мер социальной поддержки по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья (далее — меры социальной поддержки).

(п. 1 в ред. приказа комитета здравоохранения Волгоградской области от 12.05.2017 N 1246)

2. Предоставление мер социальной поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.

3. Понятие «члены семьи» в настоящем Порядке применяется в значении, определенном Социальным кодексом.

4. Возмещение расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья производится на основании письменного заявления медицинского работника на имя руководителя медицинской организации, содержащего сведения о составе семьи медицинского работника, которые подтверждаются подписью медицинского работника с проставлением даты подачи заявления.

(в ред. приказа комитета здравоохранения Волгоградской области от 21.12.2018 N 3999)

К заявлению о возмещении расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья прилагаются следующие документы:

— документ, удостоверяющий личность медицинского работника;

— абзац исключен. — Приказ комитета здравоохранения Волгоградской области от 21.12.2018 N 3999;

— документ, удостоверяющий право пользования жилым помещением или право собственности на жилье (ордер, договор найма жилого помещения, документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение), или справка органа местного самоуправления о проживании медицинского работника в жилом помещении или пользовании жилым помещением;

— в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 37 Социального кодекса, документы, подтверждающие невозможность предоставления жилого помещения в сельском населенном пункте, рабочем поселке (поселке городского типа) по месту нахождения работы;

— документы, удостоверяющие личность членов семьи медицинского работника (не представляются одиноко проживающими медицинскими работниками);

— документы, подтверждающие факт отнесения совместно проживающих граждан к членам семьи медицинского работника (не представляются одиноко проживающими медицинскими работниками);

— справка с места учебы в случае обучения детей до 24 лет в образовательной организации по очной форме обучения (2 раза в год по результатам сессии);

(в ред. приказа комитета здравоохранения Волгоградской области от 18.08.2016 N 2704)

— справка из органов социальной защиты населения о получаемых медицинским работником и членами его семьи мерах социальной поддержки по другим основаниям за счет средств областного и федерального бюджетов в соответствии со статьей 41 Социального кодекса;

— согласие медицинского работника и членов семьи на обработку персональных данных в случаях и по форме, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

Документы представляются в подлинниках или надлежащим образом заверенных копиях.

В случае представления подлинников документов специалист, осуществляющий прием документов, изготавливает и заверяет копии с подлинников документов. Подлинники документов возвращаются заявителю.

5. Медицинская организация рассматривает документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней со дня их представления.

О назначении (об отказе в назначении) мер социальной поддержки медицинский работник уведомляется в течение 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения. В уведомлении об отказе в назначении мер социальной поддержки указываются основания для отказа.

6. Медицинский работник обязан известить медицинскую организацию об изменении сведений, содержащихся в ранее представленных им документах, в десятидневный срок со дня наступления таких изменений.

7. Медицинские организации, осуществляющие предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам, составляют ведомости на основании представленных документов об оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья, начисляют и выплачивают суммы, причитающиеся к возмещению, отражают их в бухгалтерском учете в установленном порядке.

8. Выплата ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилья, ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате электроосвещения и ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате отопления жилья (далее — компенсация) осуществляется не позднее 30 календарных дней со дня представления медицинским работником в медицинскую организацию документов, подтверждающих расходы, связанные с оплатой жилья, и (или) электроосвещения, и (или) отопления жилья.

9. Размеры компенсации определены Социальным кодексом.

10. Основанием для отказа в назначении компенсации является:

— несоответствие категории заявителя требованиям, установленным статьей 36 Социального кодекса;

— непредставление документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, или наличие в представленных документах недостоверных сведений;

— наличие информации о неуплате медицинским работником текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение трех месяцев и отсутствие соглашения о погашении задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

11. Выплата компенсации приостанавливается при наличии информации о неуплате медицинским работником текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и отсутствие соглашения о погашении задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

12. Приостановление выплаты компенсации осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором установлены соответствующие обстоятельства.

Возобновление выплаты компенсации производится за период с месяца приостановления выплаты на основании заявления медицинского работника и документов, подтверждающих погашение задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, или соглашения о погашении задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

13. Возобновление выплаты компенсации производится медицинской организацией в течение 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов.

14. Основанием для прекращения выплаты компенсации является:

— смерть медицинского работника либо признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим;

— прекращение медицинским работником трудовых отношений с медицинской организацией;

— переход медицинского работника или членов его семьи на получение мер социальной поддержки по другим основаниям за счет средств областного и федерального бюджетов в соответствии со статьей 41 Социального кодекса.

15. Медицинский работник несет ответственность за достоверность и полноту представляемых сведений, являющихся основанием для назначения мер социальной поддержки.

09.11.2017 Президент Украины подписал новый Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который вступит в силу с 10.06.2018 (далее – Закон).

Часть нововведений предполагается запустить еще позже: с 1 января 2019 года. Это пункты о том, что:

– потребитель тоже получит право требовать от управляющего и исполнителя коммунальных услуг штраф за некачественно или не в полной мере предоставленную услугу (п. 7 ч. 1 ст. 7);

– льготы и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг выплачиваются потребителю в денежной форме – запуск полной монетизации (ч. 3 ст. 11);

Новый Закон о ЖКУ предполагает целый ряд позитивных изменений:

Вводится ответственность за непредоставленные или предоставленные не в полном объеме в оговоренные сроки услуги – раньше отвечал только потребитель.

Все услуги оказываются только на основании договорных отношений.

Потребитель выбирает, какую услугу и на основании какого договора он хочет получать:

1. Индивидуальный договор.

2. Коллективный договор с управляющим.

3. Договор коллективного потребителя – ОСМД.

4. Статус-кво индивидуальный договор (ч. 7 ст. 14), в котором поставщик отвечает не до ввода инженерных сетей в квартиру потребителя, как в варианте 1, а до входа этих сетей в дом. Такой вариант остается по умолчанию для неактивных граждан, не осознающих еще свои ответственность и возможности.

Важно, что под разные коммунальные услуги сособственники могут выбрать разные виды договоров. При этом ответственность потребителя остается индивидуальной – в случае коллективного договора и задолженности одного перед поставщиком не будут отключать весь дом, а будут разбираться только с конкретным должником.

Рассмотрим отличия трех базовых моделей договорных отношений по предоставлению коммунальных услуг в многоквартирном доме (ст. 14):

1. «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ»

– с каждым отдельным собственником;

– ответственность исполнителя за качество услуги внутридомовых систем многоквартирного дома и инженерно-технических систем помещения потребителя;

– взимается плата за абонобслуживание;

– единственно возможный вариант для газо- и электроснабжения;

– обслуживание, текущий ремонт внутридомовых систем многоквартирного дома – исполнителем на основании договора;

– капитальный ремонт внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих предоставление соответствующей коммунальной услуги, осуществляется сособственниками или привлеченными ими уполномоченными на выполнение таких работ лицами за счет сособственников;

– техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем электро- и газоснабжения осуществляются субъектом, определенным сособственниками многоквартирного дома, за счет сособственников.

2. «КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР С УПРАВЛЯЮЩИМ»

– управляющий заключает договоры с поставщиками от имени сособственников дома на основании подписанного с ним договора;

– ответственность исполнителя до «входа в дом»;

– в стоимость коммунальных услуг НЕ входит плата за абонобслуживание и плата за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома;

– может быть заключен ТОЛЬКО при условии наличия домового узла (узлов) учета, обеспечивающего общий учет потребления коммунальной услуги в доме;

– техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты внутридомовых систем многоквартирного дома осуществляются за счет сособственников;

– уполномоченное лицо открывает текущий счет со специальным режимом использования по каждой коммунальной услуге, при этом сами средства, находящиеся на таком счете, являются собственностью сособственников многоквартирного дома;

– при наличии задолженности за потребленные коммунальные услуги исполнитель обращается с претензией (иском) к соответствующему сособственнику. Кто этот сособственник, сообщает уполномоченное лицо на письменный запрос исполнителя в течение 10 календарных дней. В противном случае исполнитель вправе обратиться с претензией (иском) об уплате фактической задолженности к уполномоченному лицу, а последний уже после уплаты задолженности имеет право обратного требования (регресса) к сособственнику-должнику.

3. «ДОГОВОР КОЛЛЕКТИВНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ – ОСМД»

– заключается с исполнителем соответствующей услуги объединением сособственников многоквартирного дома от собственного имени;

– условия заключения и исполнения такого договора, а также отношения между коллективным потребителем и индивидуальными потребителями регулируются уставом такого объединения и решениями его уполномоченных органов управления.

ГЛАВНОЕ: выбор формы договорных отношений определен Законом для услуги по поставке и распределению природного газа, поставке и распределению электрической энергии – теперь они будут предоставляться исключительно на основании индивидуальных договоров (абз. 2 ч. 2 ст. 14).

Тут следует напомнить, что у многих домов были общие договоры на поставку электроэнергии, что позволяло им влиять на должников путем временного ограничения предоставления им этой услуги. Теперь такой возможности больше не будет.

С газом ситуация действительно постепенно улучшается: кроме обязательных индивидуальных договоров, добавляется обязательство для газовых служб обеспечить всех потребителей узлами учета, осуществляющими индивидуальный учет потребления соответствующей коммунальной услуги в квартирах (помещениях) многоквартирного дома (ч. 2 ст. 17).

Сейчас ГорГазы во многих городах решили сэкономить и установили общедомовые газовые счетчики, которые значительно искажают реальные показания. Общедомовой счетчик газа может быть установлен только с согласия сособственников многоквартирного дома в порядке, определенном статьей 10 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», что дополнительно подтверждается и Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» относительно порядка установления счетчиков потребителям природного газа» от 21.12.2017. Последний запрещает устанавливать общедомовые счетчики газа без согласия сособственников, отключать дома от газоснабжения и четко указывает на установлении именно индивидуальных счетчиков газа.

Для потребителя появляются права:

– на неоплату стоимости коммунальных услуг (кроме поставок тепловой энергии) в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период временного отсутствия в жилом помещении (ином объекте недвижимого имущества) потребителя и других лиц более 30 календарных дней, при условии документального подтверждения (п. 6 ч. 1 ст. 7);

– в установленном законодательством порядке отключиться от систем централизованного теплоснабжения и поставки горячей воды (п. 12 ч. 1 ст. 7).

Также потребитель теперь сможет видеть в своих платежках, сколько исполнитель тратит на обслуживание сетей – из тарифов на коммунальные услуги выделяется плата за абонентское обслуживание – обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем. Раньше эта плата включалась в общий платеж. Теперь эти расходы должны оплачиваться отдельно. Либо исполнителю коммунальной услуги – как плата за абонентское обслуживание, либо управляющему – тогда такие расходы будут заложены в плату за услугу по управлению.

Взносы за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения включаются в плату исполнителю соответствующей коммунальной услуги и в счете отражаются отдельно (абз. 3 ч. 1 ст. 17). Эта норма должна позволить развиваться конкурентному рынку обслуживания инженерных сетей и дать возможность потребителю выбирать другую обслуживающую сети компанию, что должно устранить монополию.

Для исполнителя:

Закон предусматривает право исполнителя коммунальной услуги ограничить (прекратить) ее предоставление конкретному потребителю в многоквартирном доме, причем независимо от выбранной модели организации договорных отношений. Следовательно, даже при коллективном договоре оказание услуги может быть приостановлено только конкретному должнику.

Более того, Закон четко определяет процедуру такого прекращения. В частности, исполнитель должен по меньшей мере за 30 дней предупредить должника о предстоящем отключении и тем самым дать возможность или погасить долг, или оспорить правомерность прекращения предоставления услуги.

Кроме того, Закон позволяет исполнителям коммунальных услуг прекращать их предоставление тем потребителям, которые отказались заключать договоры о предоставлении коммунальных услуг.

Здесь добавить нечего: если отказываешься от договора – значит, не нуждаешься в услуге. Однако тут следует помнить: потребитель не освобождается от оплаты жилищно-коммунальных услуг, полученных им до заключения соответствующего договора (абз. 2 ч. 1 ст. 9; ч. 5 ст. 13).

Для управляющего:

Управляющий – физическое лицо – предприниматель обязан самостоятельно пройти профессиональную аттестацию или иметь в штате по трудовому договору не менее одного наемного работника, прошедшего профессиональную аттестацию на соответствие квалификационным требованиям профессии «менеджер (управляющий) жилого дома (группы домов)» (абз. 1 и 2 ч. 5 ст. 18).

Проблема в том, что порядок осуществления профессиональной аттестации управляющих по профессии «менеджер (управляющий) жилого дома (группы домов)» и перечень критериев, которым должны соответствовать предприятия, учреждения, организации, осуществляющие такую профессиональную аттестацию, устанавливаются Кабинетом Министров Украины, и успеть они должны это сделать до 1 января 2019 года.

Для управляющего основной задачей Закон определяет содержание дома и придомовой территории. Но теперь Закон (п. 5 ч. 3 ст. 8) дает возможность в договоре с управляющим прописать дополнительные функции, как например:

– заключать от имени сособственников многоквартирного дома коллективные договоры о предоставлении определенных коммунальных услуг;

– сдавать по поручению сособственников, предоставлять в аренду, устанавливать сервитут относительно общего имущества многоквартирного дома;

– организовывать и выступать заказчиком работ по капитальному ремонту общего имущества.

Цена за эти услуги устанавливается отдельно в договоре с потребителем.

Для объединений сособственников:

1. Самое главное нововведение для ОСМД, что Закон в ч. 2 ст. 2 говорит: «Не являются предметом регулирования настоящего Закона отношения, возникающие между сособственниками, а также между сособственниками и объединением сособственников многоквартирного дома».

Такая норма еще раз подчеркивает, что ОСМД не является «поставщиком» или исполнителем жилищно-коммунальных услуг, как и не является «субъектом хозяйствования» вообще (ст. 4 Закона Украины «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома»). Так же, как и не взимают ОСМД ни «квартплату», ни «плату за услуги». То есть ОСМД как объединение сособственников не заключает с самими сособственниками никаких договоров на предоставление услуг – эти услуги оказываются поставщиками дому как коллективному потребителю ОСМД.

2. Также полезной для ОСМД будет конкретизация, что дееспособные лица, проживающие и/или зарегистрированные в жилье потребителя, пользуются наравне с потребителем всеми жилищно-коммунальными услугами и несут солидарную ответственность по обязательствам по оплате жилищно-коммунальных услуг (ч. 3 ст. 9). Это означает, что жители неприватизированных квартир платят точно так же, как и собственники квартир в этом доме – никто от оплаты взносов их не освобождал, конечно, если другое решение не будет принято общим собранием и за него не проголосуют более 50 % площади сособственников.

В Законе постарались максимально прописать все условия, но все равно остаются лазейки и сложности с последующим исполнением:

1. Закон предусмотрел обязательство для ГорГазов по обеспечению узлов учета индивидуального потребителя, но не указано, за чей счет эти мероприятия будут проводиться. Говорится о компенсации за установленный своими силами прибор учета, а финансирование для этих мероприятий не выделено – ГорГаз ждет до конца февраля разъяснения со стороны Кабмина и НКРЭКУ.

2. Вводится новое понятие – «предельная норма расходов на управление жильем». Это значит, что и на расходы на управление многоквартирным домом вообще, и на плату за управление в частности распространяются льготы и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, однако в конце января для многих ОСМД это стало проблемой – изменениями от 01.01.2018 в постановление Кабинета Министров Украины от 4 марта 2002 года № 256 обновлен Порядок финансирования расходов местных бюджетов на осуществление мероприятий по выполнению государственных программ социальной защиты населения за счет субвенций из государственного бюджета, которым обязали всех поставщиков услуг, если они хотят получить возмещение за уже предоставленные потребителям льготы и субсидии, открыть текущие счета со специальным режимом использования в органах Казначейства. Это постановление к поставщикам услуг отнесло и ОСМД, которые таковыми не являются. По состоянию на 05.02.2018 проблему частично решили, но обещанной монетизации для жителей по-прежнему еще нет.

3. Предусматривается, что выбрать управляющего люди теперь могут через проведение конкурса ГорСоветом с обязательным составлением протокола о таком решении. Часть 6 Переходных положений Закона устанавливает, что в многоквартирных домах, в которых на день вступления в силу настоящего Закона не создано ОСМД, исполнительный орган местного совета обязан объявить и провести конкурс на определение управляющего в трехмесячный срок со дня получения протокола собрания сособственников многоквартирного дома с просьбой назначить управляющего. Решение по этому вопросу считается принятым собранием сособственников, если за него проголосовали собственники квартир и нежилых помещений, площадь которых вместе превышает 50 процентов общей площади всех квартир и нежилых помещений многоквартирного дома.

Этот случай крайне негативен: это ваша собственность – и не имеет смысла выпускать из собственных рук управление ею. Примеры безответственности мы уже наблюдаем, когда в Одессе и Днепре провели такие конкурсы и управление получили снова те же ЖКСы.

4. Управляющему дали возможность на основании договора с сособственниками (коллективный договор) многоквартирного дома предоставлять в аренду, устанавливать сервитут относительно общего имущества многоквартирного дома (п. 5 ч. 3 ст. 8). В этом случае следует очень внимательно и точно прорабатывать сами условия договора – цена, на чей счет будет поступать оплата, куда использоваться вырученные средства.

5. Для индивидуального потребителя вводятся две новые обязанности:

– допускать в свое жилье (другой объект недвижимого имущества) управляющего, исполнителей коммунальных услуг или их представителей в порядке, определенном законом и договорами о предоставлении соответствующих жилищно-коммунальных услуг, для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показаний (п. 7 ч. 2 ст. 7). Отказ предоставить доступ является основанием для прекращения предоставления потребителю соответствующей коммунальной услуги. После предоставления потребителем такого доступа предоставление услуги возобновляется (ч. 3 ст. 29);

– информировать управляющего, исполнителей коммунальных услуг об изменении собственника жилья (другого объекта недвижимого имущества) и о фактическом количестве лиц, постоянно проживающих в жилье потребителя (п. 11 ч. 2 ст. 7).

Риск тут заключается в том, что непонятно, как и когда эти нормы будут применяться, причем учитывая нормы других НПА, прямо запрещающих ограничивать предоставление услуг как горячего, так и холодного водоснабжения и водоотвода кроме как для устранения аварии (постановление Кабинета Министров Украины от 17 февраля 2010 года № 151 ).

ВЫВОД:

В целом оценить новый Закон можно как прогрессивный и направленный на решение многих накопившихся сложностей, но он остается достаточно гибким, что хорошо и плохо одновременно. То есть с одной стороны – вводится институт пени, конкурентного рынка, взаимная ответственность поставщика и потребителя коммунальной услуги, конкретизируются некоторые договорные отношения, а вот с другой – не устанавливается точная граница ответственности, контроль за исполнением остается на плечах простых жителей, не предоставляются механизмы создания того же конкурентного рынка в виде льгот для бизнеса и т. д. Очень многое сейчас зависит от дополнительных нормативно-правовых документов, которые примет Кабмин.

Право на компенсации по оплате жилья имеют инвалиды, дети-инвалиды, ветераны войны и труда. Частично государство компенсирует плату за жилье военнослужащим, семьям погибших и умерших военных, чернобыльцам, Героям РФ и СССР, Героям Труда, кавалерам Орденов Славы, учителям, врачам, работающим на селе и в рабочих поселках и так далее.

Кроме этих граждан и семей право на льготы в области ЖКХ имеют и необеспеченные слои населения. Последние получают субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 г. Пандемия заставила власть скорректировать порядок оплаты услуг ЖКХ.

Получение субсидии продлили автоматически

Субсидия малоимущим семьям и гражданам при оплате услуг ЖКХ оформляется на 6 месяцев. Однако если выплата субсидии закончится в период с 01 апреля по 01 октября 2020 года, то эта компенсация продлевается автоматически и в том же размере на шесть месяцев (Постановление Правительства № 420 от 02.04.2020 г.). То есть, субсидия не назначается, а именно, что продлевается. В этот промежуток времени лицам, получающим компенсацию на оплату жилища, не надо собирать бумаги, заполнять заявление и обивать пороги уполномоченного органа. Власти все сделают сами.

Но субсидия, рассчитанная в беззаявительном порядке, может оказаться ниже фактически положенной. Например, если среднедушевой доход семьи уменьшился, а документы об этом не предоставляли, потому что субсидию продлили автоматически. В этом случае будет производиться перерасчет с возмещением человеку недостающей суммы.

И наоборот, если у получателя компенсации к моменту истечения срока субсидии ситуация с доходами стала лучше и ему полагаются выплаты в меньшем размере, чем были до продления, то возврат излишне выплаченных сумм за период, на который государство назначило субсидию в беззаявительном порядке, не производится. Эти деньги останутся у граждан, и их не придется возвращать.

Приостановление взыскания штрафов, неустоек и пени

До 01 января 2021 года Правительство лишило ресурсоснабжающие организации (РСО), операторов по работе с ТКО и управляющие компании права требовать с граждан уплаты пени, неустоек и штрафов (Постановление Правительства № 424 от 02.04.2020 г.).

Соответственно, положения договоров о предоставлении коммунальных услуг, содержащие пункты об уплате пени, штрафов и неустоек не применяются до конца этого года. Кроме того, федеральные власти приостановили до 1 января 2021 года взыскание штрафных санкций за несвоевременную или неполную оплату жилья, коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт.

Временная отмена поверки приборов учета

Если до 01 января 2021 года истечет период поверки счетчика, то прибор эксплуатируется без поверки до этой даты. Одновременно Минстрой РФ запретил применять к таким случаям повышающие коэффициенты к нормативам потребления услуг ЖКХ (Письмо Минстроя № 18848-ОЛ/04 от 19.05.2020 г).

Иными словами, Правительство увеличило интервал поверки счетчиков. Поэтому плановая поверка пройдет в начале 2021 года. РСО и УК обязаны принимать показания всех приборов с истекшими сроками поверки. Причем даже тех, сроки которых истекли на день принятия Постановления № 424.

Запрет на отключение от услуг ЖКХ

Опять же до 01 января 2021 года Правительство запретило коммунальщикам, РСО и операторам ТКО приостанавливать оказание коммунальных услуг при неполной оплате собственниками этих услуг. Заметьте, что в этом случае речь идет именно о неполной или частичной неоплате. Получается, что при полной неоплате РСО и ЖКХ по-прежнему вправе не оказывать услугу, несмотря на пандемию.