Постановление 839

Правительство Российской Федерации постановляет:

Установить, что до 1 января 2021 г. включительно государственной регистрации в соответствии с Правилами государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. N 839 «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации», не подлежат:

продукция, предназначенная для производства кормов для животных (соевые бобы и соевый шрот), безопасность которых была подтверждена Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в порядке, установленном Положением о государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2002 г. N 26 «О государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов»;

генно-инженерно-модифицированные организмы, с применением которых получена указанная в абзаце втором настоящего постановления продукция, и (или) генно-инженерно-модифицированные организмы, которые такая продукция содержит.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

С 1 июля этого года вводится обязательная государственная регистрация генно-модифицированных организмов (ГМО), а также продукции, которая их содержит либо получена с их применением. Информация будет вноситься в специальный реестр. Парадокс, но от нововведения не в восторге ни сторонники, ни противники ГМО. Первые считают, что развитие биотехнологий в стране остановится, а отечественные сельхозпроизводители утратят конкурентоспособность, вторые — что госрегистрация фактически узаконит проникновение ГМО в Россию. В ситуации разбиралась «Лента.ру».

Учет и контроль

Постановление правительства об организации контроля обращения генно-инженерно-модифицированных организмов было подписано 13 марта с целью реализации Федерального закона от 3 июля 2016 года №358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности».

Утвержденный кабмином документ устанавливает порядок контроля обращения генно-инженерно-модифицированных организмов. «Это необходимо для выявления и пресечения нарушений, в результате которых может произойти внесение ГМО в окружающую среду», — подчеркивается в пояснительной записке.

Полномочия проводить мониторинг в этой сфере делегированы Роспотребнадзору. Указано, что ведомство будет использовать данные госрегистрации ГМО и ГМО-продукции, результаты исследований, проводимых в рамках санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей, информация будет поступать от органов и организаций государств Евразийского экономического союза, других стран и международных организаций.

Это далеко не первая попытка власти взять под контроль распространение ГМО в России. С 1996 года в стране действует закон о госрегулировании в области генно-инженерной деятельности. Кроме того, в начале 2000-х годов были приняты два правительственных постановления — о госрегистрации генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО) и госрегистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов.

Однако наработанной в прежние годы нормативно-правовой базы в современных условиях показалось уже недостаточно. Летом прошлого года был принят новый закон, а несколько недель назад — постановление правительства, вводящее систему госрегистрации ГМО. Помимо этого, с 1 июля 2017 года вступит в силу статья КоАП, вводящая ответственность за использование ГМО и ГМО-продукции, не прошедших госрегистрацию.

Если зло, то абсолютное

Еще четыре года назад была составлена петиция «Россия, свободная от ГМО». В конце февраля 2017-го сообщалось, что под ней подписались более 100 тысяч человек и документ передан на рассмотрение президенту Владимиру Путину.

Одновременно авторы обрушились с жесткой критикой на создаваемую под патронажем Роспотребнадзора систему контроля и учета генно-модифицированных организмов и ГМО-продуктов. «Генетически модифицированные организмы (ГМО) создаются с помощью вирусов или кольцевой ДНК патогенных бактерий. Госрегистрация ГМО — это примерно то же самое, как предлагать выпускать в природную среду и добавлять в продукты питания вирусы и патогенные бактерии», — убеждены они.

Отмечается, что эту позицию разделяют эксперты по экологическому праву и продовольственной безопасности, Общенациональная Ассоциации генетической безопасности, Альянс СНГ по биобезопасности, Ассоциация заслуженных врачей РФ, АНО Центр реализации социальных и экологических инициатив, представители РАН.

Проигрыш конкурентам

Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут озабочен будущим отечественной науки и сельского хозяйства. Он убежден, что запрет на производство ГМО при действующем разрешении на ввоз такой продукции ошибочен. «Отказ от этого направления развития биотехнологий означает утрату конкурентоспособности нашего АПК», — утверждает Корбут.

По его мнению, сейчас фактически повторяется история с травлей генетики в СССР. Создание ГМО — не что иное, как ускоренная селекция. Это направление развивают во всем мире, за исключением разве что беднейших стран Африки. В России с 1991 года работает центр РАН «Биоинженерия», участвующий в международных проектах, выполняющий конкурсные задания по госконтрактам, программам фундаментальных исследований, в том числе и грантам президента РФ. Корбут недоумевает: что теперь делать российским исследователям? Уезжать за границу?

При этом он считает, что по умолчанию ГМО у нас все равно используются, иначе чем объяснить рекордные урожаи кукурузы и сои. Это происходит бесконтрольно, и в этом опасность.

Вред для здоровья ГМО и ГМО-продуктов, говорит Корбут, не доказан. В Бразилии генно-модифицированные соя и кукуруза на корм птице и скоту выращивают уже четверть века. Россия это мясо ввозит. Сколько «поколений» кур за это время сменилось, и ни у одной третья нога не выросла, привел пример Корбут.

Президент Мясного союза России Мушег Мамиконян придерживается схожего мнения. Но подчеркивает: это не позиция организации, которую он возглавляет, а его личная точка зрения. «Вред ГМО не доказан, зато польза во многих случаях подтверждена», — говорит Мамиконян.

Эксперт обращает внимание еще на одно несоответствие — если можно регистрировать и ввозить ГМО, а производить на территории страны нельзя, то это уже дискриминация отечественных компаний.

«Законы в нашей стране суровые. Их необходимо соблюдать. Но в рамках научных исследованиях над ГМО надо продолжать работать», — подчеркнул эксперт. Открытия в этой сфере в будущем способны открыть новые пути развития, причем не только в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, но и, например, в медицине.

С холодной головой

К взвешенному подходу призывает член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Михаил Щапов. «Если ГМО покажут себя как безопасный и перспективный способ накормить людей, то мы не избежим их использования», — полагает депутат.

Однако Россия пока не исчерпала возможностей развития сельского хозяйства привычными способами, что ставит под сомнение целесообразность ускоренного внедрения ГМО. «У нас нет дефицита посевных площадей. Есть огромный потенциал роста уровня производительности труда», — напомнил Щапов.

В данном случае очень важно, что государство работает на перспективу и модернизирует систему контроля, которая позволит оперативно влиять на рыночные механизмы в случае новых разработок в сфере ГМО, считает заместитель гендиректора «РусГидро» Владимир Маркин.

«Когда речь идет о сферах, где технологии развиваются очень быстро, самое главное с точки зрения эффективности государственного управления — это четкий алгоритм действий», — отмечает он.

По словам Маркина, создание специального реестра для ГМО и ГМО-продуктов — логичный шаг, который поможет защитить рынок и граждан. Эта мера, как и работа экспертного сообщества, безусловно, снижает вероятность появления на рынке некачественных продуктов, уверен менеджер.

Приказ ФСБ РФ от 25.12.2008 N 635 (ред. от 12.04.2010) Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» <*>;

Приказ ГТК РФ от 30.01.2001 N 103 (ред. от 11.01.2010) «О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»

3. Номера пунктов настоящего списка соответствуют номерам пунктов перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 770.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2011 N 3-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 138 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.В. Капорина, И.В. Коршуна и других»

1.2. Граждане С.В. Капорин, И.В. Коршун, С.В. Миронов и Ц.И. Соловьев просят проверить конституционность части третьей статьи 138 УК Российской Федерации, гражданин А.Г. Трубин — конституционность утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 770 Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Приказ МВД России от 05.12.2006 N 992 (ред. от 19.08.2014) «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке подготовки, принятия решений о высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел Российской Федерации, и представления отчетности», «Инструкцией о порядке реализации высвобождаемого движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел Российской Федерации, порядке снятия с реализации этого имущества и его дальнейшего использования»)

Высвобождению и реализации подлежит морально устаревшее, не используемое по назначению, не нашедшее применения, а также снятое с эксплуатации движимое имущество, за исключением технических средств, указанных в Перечне видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» <*>.

Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 N 214 (ред. от 20.03.2018) «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию»

3. Номера пунктов настоящего списка соответствуют номерам пунктов перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 770.

<Письмо> ГТК РФ от 31.01.1997 N 01-15/1778 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.96 N 770»

Для сведения и использования в работе сообщаю, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.96 N 770 утверждено Положение о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно — розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации и перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно — розыскной деятельности.