Последствия преступности

Афанасьева Ольга Романовна

кандидат юридических наук, доцент, докторант ВНИИ МВД России

_(e-mail: Afanasevaor@yandex.ru)

Социальные последствия преступности: понятие, признаки, показатели

В статье осуществлена попытка определения понятия и признаков социальных последствий преступности. Представлен перечень количественных и качественных показателей социальных последствий преступности.

Ключевые слова: преступность, социальные последствия преступности, общественная опасность, показатели социальных последствий преступности.

Social consequences of crime: concept, signs, indicators

Key words: crime, the social consequences of crime, public danger, indicators of social consequences of crime.

Последствия, наступающие в результате совершения преступлений, подвергались многостороннему научному исследованию представителями различных юридических и иных общественных наук, исходя из особенностей предмета, целей и задач той или иной дисциплины. В связи с этим объектом исследования становились различные элементы и характеристики преступного результата. Несмотря на то, что последствия преступности имеют огромное значение для общества, до сих пор в криминологической литературе нет единства мнений о понятии и природе социальных последствий преступности.

Одни специалисты под последствиями преступности понимают вредные и опасные социальные изменения, которые возникают как результат совершения отдельных преступлений, а также существования преступности как массового явления .

Другие трактуют исследуемую категорию более широко и понимают ее как реальный вред, причиняемый преступностью и выражающийся в совокупности причинно связанных с преступными действиями прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных негативных изменений (ущерба, урона, потерь, убытков и т.п.), которым, в конечном счете, подвергаются социальные (экономические, нравственные, правовые и др.) ценности, а также совокупность экономических и иных издержек общества, связанных с организацией борьбы с преступностью и профилактикой преступлений .

В.В. Лунеев определяет последствия преступности как огромный совокупный вред, причиняемый общественным отношениям .

Анализ криминологической литературы позволяет утверждать, что большинство осуществленных криминологами исследований имело своим предметом определение понятия, признаков, количественных и качественных характеристик преступности, ее социальной обусловленности, выявление криминогенных факторов, ее детерминирующих, формирование личности преступника, особенности жертвы преступления, а также теоретические основы общесоциальной и специально-криминологической профилактики преступлений, методы и средства воздействия на нее с целью ее предупреждения, снижения и искоренения. Сущности, дифференциации, механизмам возникновения и методологии исчисления социальных последствий преступности уделено недостаточно внимания.

Формирование определения понятия «социальные последствия преступности» невозможно без характеристики его признаков и свойств.

Приступая к характеристике социальных последствий преступности, следует отметить, что они характеризуются совокупностью специфических признаков, позволяющих отграничить их от иных смежных категорий, в том числе от последствий преступления. В качестве таких признаков можно отметить следующие.

В первую очередь, социальные последствия преступности — это правовое явление, поскольку к их числу относится только та совокупность негативных последствий, которая имеет причинно-следственную связь с совершенным преступлением, т.е. их наступление

прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно связано с совершенным общественно опасным деянием, запрещенным Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. Данный признак в научной литературе понимается как формальный.

Следует учитывать, что именно уголовное право закрепляет в уголовно-правовой норме иерархию последствий (в качестве основных последствий, дополнительных, квалифицирующих или учитывающихся в качестве обстоятельств, отягчающих наказание) с точки зрения их социальной важности.

Соответственно, изменения уголовного законодательства оказывают непосредственное влияние на тот объем вреда, который допустимо считать социальными последствиями преступности. Следовательно, отмена уголовной ответственности за оскорбление Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ влечет автоматический переход вреда, причиняемого такого рода поступками из разряда социальных последствий преступности в разряд социальных последствий иных правонарушений.

Однако в отличие от уголовно-правовых последствий к числу социальных относится вся совокупность вредных изменений как объекта посягательства, так и взаимосвязанных с ним общественных отношений, в том числе не охватываемых сознанием и волей лица, совершившего противоправное деяние, поскольку некоторые из них являются скрытыми для субъекта в силу сложности общественных отношений и их взаимосвязей .

Во-вторых, последствия преступности — это социальное явление, поскольку они имеют социальную природу, предопределяемую: во-первых, их производностью от социальных деяний, каковыми являются все без исключения уголовно наказуемые деяния; во-вторых, содержанием, представляющим собой совокупный вред, заключающийся в негативных изменениях, происходящих в социальной действительности. В связи с этим независимо от формы выражения вред, причиняемый преступностью, уже в силу его генезиса должен рассматриваться как социальный вред.

В-третьих, социальные последствия преступности — это исторически изменчивое явление, что предопределяется изменчивым характером преступности и оценок тяжести преступных последствий. В связи с тем, что признание социальных последствий негативным результатом преступности зависит от криминализации по действующему уголовному законодательству деяния, повлекшего их наступление,

то их перечень, состав и оценка также зависят от действующего законодательства, которое достаточно динамично развивается.

Следует учитывать и то, что изменение системы норм и ценностей, разделяемой абсолютным большинством членов общества или отдельными социальными группами, отражается на системе принятых в обществе и государстве нравственных и правовых норм. Следовательно, в определенных конкретно-исторических и социальных ситуациях может весьма существенно измениться как преступность, так и реальная общественная опасность того или иного вида последствий, порождаемых ею.

Таким образом, изменчивый характер социальных последствий преступности зависит от смены охраняемых уголовным законодательством общественных отношений, отмирания старых конфликтов и возникновения новых, сопровождающихся изменением нравственных норм и приоритетных ценностей, влекущих за собой изменение преступности и ее последствий.

В-четвертых, социальные последствия — это вред, т.е. нереализованные, ограниченные, стесненные или уничтоженные, нарушенные, измененные социальные возможности, т.е. материализованное воплощение общественно опасных последствий характеризуется ущемленностью социальных возможностей, представляющих собой взаимосвязь участников общественного отношения по поводу социально значимого блага. Данный признак определяет общественную опасность.

Социальные последствия преступности реально выражаются в определенном уменьшении материальных ресурсов общества, утрате здоровья или даже гибели людей, в умалении чести и достоинства, в нарушении прав и интересов граждан и связанных с такого рода действиями отрицательных переживаний, в нарушении нормального функционирования тех или иных социальных институтов и т.д. Однако не все социальные последствия могут быть точно определены, более того, не всякий вред может найти свое выражение в количественной, качественной или иной точно измеряемой форме.

В-пятых, социальные последствия преступности — это общественноопасный вред, поскольку отрицательный социальный эффект воздействия преступности на совокупность отношений, существующих в социуме, и определяет последствия преступности проблемой, привлекающей внимание государства. Признаком общественной опасности характеризуются как совокупность последствий, предусмотренная и охватываемая диспозицией уголовно-правовых норм, так и иные виды социально

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

значимого вреда, причинно связанного с преступными деяниями.

Данный признак характеризует содержание причиняемого вреда.

В-шестых, социальные последствия преступности неоднородны, множественны, многообъектны. Криминологический подход в определении множественности объектов, подвергаемых нарушению в результате совершения преступления, отличается от уголовно-правового. С криминологической точки зрения любое преступление является многообъектным.

При совершении преступления нередко причиняется вред, по крайней мере, нескольким видам смежных объектов, поскольку каждое общественное отношение тесно связано с другими отношениями в той же или в смежных областях жизни. Негативное влияние преступления терпят не только уголовно охраняемые ценности, но и вообще все социально значимые объекты материального и нематериального характера. Нарушаемое общественное отношение влияет на них, порождая, изменяя или прекращая эти отношения, и испытывает с их стороны такое же воздействие.

Вследствие этого к социальным последствиям преступности относится не только непосредственный вред, прямо связанный с преступными деяниями, но и косвенные, опосредованные его формы.

К числу социальных последствий преступности относится ущерб, причиняемый государству, обществу и личности в связи с необходимостью осуществления затрат на предпринимаемые разнообразные меры, направленные на преодоление преступности, ее выявление, пресечение и устранение наступивших негативных последствий.

Таким образом, согласно криминологическому подходу к сущности социальных последствий преступности при совершении преступлений в любом случае совокупность нарушенных криминологически значимых объектов будет больше, чем охраняемых уголовным законодательством общественных отношений, что рассматривается как повышающее степень общественной опасности в той мере, в какой увеличивается количество фактически «затронутых» тем или иным видом преступности объектов. И наоборот, при определенных социальных условиях количество объектов, нарушенных преступными посягательствами, может сокращаться, и это объективно будет снижать степень общественной опасности преступности.

В-седьмых, социальные последствия преступности — это не просто механическая сумма негативных последствий преступления, определяющая размеры и масштабы причиненного и выявленного вреда, но и некое новое качественное единство, характеризующееся само-

стоятельными признаками и показателями относительно массового явления — состоянием, динамикой, структурными особенностями, распространенностью, интенсивностью .

В-восьмых, социальные последствия — это неустранимый вред, так как не всякий причиненный вред может быть возмещен. Даже в случае возмещения причиненного вреда общественное отношение сохраняет деформацию. Верно было отмечено в литературе, что какими бы последовательными и тщательными ни были усилия, направленные на возмещение вреда, восстановление нарушенного объекта, компенсацию утраченного блага и другого невозможно добиться, чтобы все (как правило, многочисленные) разновидности вредных последствий были бы сведены на нет. Следовательно, социальные последствия преступности во всех случаях могут быть возмещены, «погашены» только частично. Размер неустранен-ных социальных последствий преступности определяет степень общественной опасности преступности.

В-девятых, социальные последствия преступности — это также совокупность расходов, издержек, потерь личности, общества и государства, связанных с реализацией мер, направленных на противодействие преступности.

Представленный перечень признаков социальных последствий преступности неразделим. И только их единство позволяет уяснить сущность социальных последствий преступности.

Однако познание их сущности и механизма развития невозможно без определения основных характеристик, показателей социальных последствий преступности. Несмотря на сложность их учета, измерения и оценки, осуществление этого необходимо, поскольку без знания, хотя бы примерных, количественных и качественных параметров исследуемого явления невозможно осуществлять эффективное противодействие преступности.

В связи с этим необходимо разработать систему количественных и качественных характеристик социальных последствий преступности. Следует сразу оговориться, что учитывается только исчисляемый и учтенный вред. В качестве количественных показателей можно выделить:

1. Объем социальных последствий преступности — это абсолютный показатель, обозначающий общую стоимость вреда, наступающего от преступности за определенный период времени на определенной территории.

2. Коэффициент социальных последствий преступности, который определяется отношением стоимости вреда, наступившего в результате преступной деятельности, к численности населения, проживающего на опреде-

ленной территории за определенный период времени.

3. Стоимость социальных последствий преступности — это удельный вес денежного выражения вреда, причиненного преступностью, к ВВП государств или иных территориальных единиц за определенный период времени.

4. Динамика социальных последствий преступности — изменение показателей социальных последствий преступности на определенной территории за определенный временной период (1 год, 3 года, 5 лет, 10 лет и т.д.).

К качественным показателям социальных последствий преступности относятся:

1. Структура социальных последствий преступности — это соотношение долей различных видов негативных последствий преступности.

2. Характер социальных последствий преступности, который определяется совокупной оценкой степени тяжести и устранимости причиненного преступностью вреда.

3. Территориальное распределение социальных последствий преступности («география социальных последствий преступности», «масштабы ущерба»), характеризующееся распределением последствий преступности по объему, структуре, динамике, характеру, позволяющее отражать существенную региональную специфику последствий преступности в целях разработки дифференцированного подхода к организации борьбы с преступностью в регионе и корректировки региональной уголовной политики. Позволяет определить не только их особенности, но и оценить результативность деятельности правоохранительных органов, территориальный риск стать жертвой преступления, страх перед преступностью и иные криминологически значимые особенности.

4. Распространенность (интенсивность, масштабность) социальных последствий преступности — количественный показатель, характеризующий частоту возникновения негативного изменения при совершении различных видов преступлений на определенной территории за определенный период времени. Чем более распространен отдельный вид преступности, тем больший объем последствий она способна при прочих равных условиях породить. Статистическим выражением распространенности служат различные виды коэффициентов преступности . Весьма точно подметил В.Н. Кудрявцев, что иногда даже легкие телесные повреждения, если они причинены одновременно ряду лиц, могут рассматриваться как тяжкие последствия .

В целях выполнения поставленной задачи требуется информационная база о социальных последствиях преступности, в связи с чем необходимо, прежде всего, правильно определить источники информации, перечень данных,

содержащихся в этих источниках, продумать группировку данных, обеспечение их сопоставимости. Имеется в виду, во-первых, получение фактических сведений о последствиях преступности; во-вторых, об их толковании и оценке информации, получаемой с их помощью.

Однако анализ вышеназванных показателей не позволит определить реальный объем негативных изменений, наступивших в результате преступности, без учета совокупности обстоятельств, оказывающих влияние на характеристики причиненного вреда. К их числу относятся:

1. Эффективность уголовной политики государства, направленной на создание системы социальной помощи лицам, пострадавшим от преступлений (службы работы с жертвами преступлений, психологической помощи, меры урегулирования конфликтных ситуаций и т.п.); на своевременное возмещение ущерба, компенсацию утраченного, а также на ликвидацию последствий преступления, в целях устранения дефектов общественных отношений или предотвращения наступления более существенного вреда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Социальные качества граждан (волевая устойчивость, умение преодолевать трудности, способность противостоять отрицательным влияниям и т.д.), а также микро- и макросоци-альных групп (нравственно-психологический микроклимат, степень социальной сплоченности, их стабильность и устойчивость), испытывающих на себе воздействие преступности.

3. Характер и степень участия государства и негосударственных организаций в минимизации отрицательных последствий преступности: нормы социального обеспечения, выплаты в порядке социального страхования, добровольного страхования, государственные льготы и другое; порядок и условия помещения детей в интернаты, дошкольные и иные учреждения, когда основания для такого решения связаны с ситуациями, вызванными преступлениями, и т.д.

4. Объем финансирования социальных программ, направленных на повышение уровня жизни, снижение социальной напряженности, т.е. на обеспечение социальной политики государства.

5. Объем финансирования деятельности правоохранительных органов, программ, направленных на противодействие преступности и минимизацию социальных последствий преступности, т.е. на обеспечение уголовной политики на соответствующем этапе развития государства.

6. Научно-методическое обеспечение деятельности государственных и негосударственных организаций, направленной на преодоление социальных последствий преступности (уровень теоретических разработок проблемы, подготовка надежных и эффективных методик,

внедрение научных достижений по данным вопросам в практику и т.д).

7. Деятельность правозащитных организаций как институтов гражданского общества, оказывающая влияние на формирование уголовной политики путем привлечения внимания к государственному произволу в сфере обеспечения конституционных прав граждан на защиту, обеспечение безопасности, компенсации причиненного вреда.

Таким образом, социальные последствия преступности представляют собой сложное социально-правовое явление, характеризуемое совокупностью количественных и качественных показателей, а также обстоятель-

2. Бабаев М.М., Квашис В.Е. Цена преступности: проблемы методологии и уголовной политики // Современные проблемы и тенденции развития уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Республики Казахстан: материалы международ. науч.-практ. конф.: в 2 т. Караганда, 2009.

3. Лунеев В. В. Социальные последствия, жертвы и цена преступности // Государство и право. 2009. № 1.

4. Землюков С. В. Преступный вред: теория, законодательство, практика: дис. … д-ра юрид. наук. М., 1994.

5. Демидов Ю.А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве: автореф. дис. …д-ра юрид. наук. М., 1977.

6. Остроумов С. С. Советская судебная статистика. М., 1966.

7. Забрянский Г. И. Показатели преступности и их значение // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. 1971. № 1.

8. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 1960.

ствами, направленными на снижение их негативного влияния на общественные отношения.

Исходя из проведенного анализа признаков и характеристик социальных последствий преступности, можно сформулировать следующее их определение, которое послужит теоретической основой в последующем их исследовании.

Социальные последствия преступности -это социально-правовое, исторически изменчивое явление, представляющее собой неустранимый совокупный реальный вред, причиняемый преступностью в связи с совершением преступлений и организацией противодействия преступности личностью, обществом и государством.

3. Luneev V.V. The social consequences of the victims of crime and the price // State and law. 2009. № 1.

4. Zemlyukov S.V. Criminal damage: theory, legislation, practice: dis. Dr…. of Law. M., 1994.

Составные задания с фрагментами оригинальных текстов (вариант С)

Текст №1

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью./…/машина не цель. Самолет –не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

/…/Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу- прокладывали железные дороги, строили заводы, бурлили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям./…/

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека- создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен

был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий/…/. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным- уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитое и гармоничное единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда нечего уже прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития -это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий мало –помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина- пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

1.Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.

2.Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

3.Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4.Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

Текст № 2

Закон РФ «Об образовании» (извлечения)

Статья 14.Общие требования к содержанию образования

1.Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства;

2. Содержание образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3.Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение профессии и соответствующей квалификации.

4.Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной ,этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5.Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6.Образовательные учреждения в соответствии со своими целями и задачами может реализовать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги ( на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

1.Какие ориентиры ставит перед содержанием образования Закон РФ?

2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?

3.Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Назовите их и проиллюстрируйте примерами.

4.Как вы понимаете мысль, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства? В подтверждение своего ответа приведите три примера.

Текст №3

Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной /…/ Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными /…/; здесь развертывается производство идей/…/;здесь в значительной степени происходит и их потребление /…/

Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства — воспроизводство общественного сознания и его целостности.

Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же , как в производстве материальном: продукт должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях в распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства -производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распределения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно-самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент.

1.Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

2.Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.

4. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент».Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.

Текст №4

Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется определенным закономерностям, имеет свои причины…Для понимания природы преступности важно иметь ввиду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности , «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов. Преступность- явление социальное, ибо коренится в недрах общественных отношений, но и еще явление правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом…

Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам в борьбе с преступностью не приводил. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны.

1.Какие две причины, по мнению автора документа ,способствуют развитию преступности?

2.Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан.

3.Опираясь на текст и знания обществознания, приведите три аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни.

4. Опираясь на знания обществознания, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.

Текст №5

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления корпораций, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказания влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни –государством.

Итак «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает…

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествовавшие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство…

Любое господство как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается ,с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, а с другой стороны, — посредством этого подчинения- в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления…

1.Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

2.С опорой на текст и знания обществознания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

3.Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

4.Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

Текст №6

В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идет о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений выступает эволюция. Еще социолог Г.Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления все более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция- это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия : уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии.

В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится все более интеллектуальным, а значит, сложнее поддается количественному учету) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э.Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий- уровень нравственности в обществе. По- видимому, этому критерию предстоит , развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.

(А.Б.Безбородов, В.П.Филатов и др.)

1.Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.

2.Объясните, почему отношение ученых к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.

3.Проиллюстируте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.

4.Опираясь на содержание текста и знания курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.

Текст №7

Первый вопрос, на котором я остановлюсь — это вопрос о значении категории деятельности для понимания психики ,сознания человека.

В психологии известны два подхода к этой большой проблеме. Один их них постулирует прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на человека. Главная задача, на которую были направлены усилия исследователей, состояла в том, чтобы установить количественные зависимости ощущений как элементов сознания от раздражителей . воздействующих на органы чувств. Таким образом, исходной для этих исследований служила следующая принципиальная схема : «раздражитель — субъективное переживание».

В бихевиоризме,т.е. применительно к исследованиям поведения, этот подход выразился в знаменитой схеме «стимул-реакция».

Ограниченность подхода, о котором идет речь, состоит в том, что для него существуют, с одной стороны, вещи, объекты, а с другой- пассивный, подвергающийся воздействиям субъект. Иначе говоря, подход этот отвлекается от связи субъекта с предметным миром, -от его деятельности.

Существуют многие попытки преодолеть теоретические трудности рассматриваемого подхода. Так, подчеркивается , например, что эффекты внешних воздействий зависят от их преломления субъектом. Если подразумевается изменение внутренних состояний субъекта, то этим в сущности не вносится ничего нового. На размягченном грунте будут отпечатываться следы, на слежавшемся- нет, голодное животное будет реагировать на пищу, конечно, иначе, чем сытое; а у человека, научившегося читать, полученное им письмо вызовет, конечно, другое поведение, чем у человека неграмотного. Другое дело, если понимаются особенности активных со стороны субъекта процессов.

/…/ эти процессы, осуществляющие реальную жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всем богатстве и многообразии его форм, т.е. его деятельность….

Сейчас для нас важно лишь одно: что деятельность /…/ перед психологией выступает как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека, /…/ а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управляется психическим отражением.

1.О каких двух подходах к пониманию психики, сознания человека пишет автор? Опираясь на текст, приведите по одному предложению, отражающего сущность каждого из них.

2.Для какого из указанных автором подходов характерна принципиальная схема: «раздражитель- субъективное переживание»? Какая психологическая теория основана на этом принципе?

2. Социальные последствия

Криминология давно пытается решить вопрос о социальных последствиях совершенных преступлений, социальных в самом широком плане, поскольку в качестве последствий нужно рассматривать, например, и необратимые негативные изменения здоровья человека в результате преступного посягательства. Такие изменения влекут за собой социальные последствия – материальные, нравственные, психологические.

Общественно опасные последствия преступлений можно рассматривать как одну из основных характеристик преступности в данной стране или в данном месте (городе, регионе и т. д.), а также как показатель состояния профилактической работы, борьбы с преступностью в целом, возможностей общества и государства снизить или нейтрализовать ущерб, наносимый преступными действиями. Очевидно, что своевременно принятые надлежащие меры способны существенно ослабить отрицательные последствия названных действий. Так, непринятие мер по установлению лиц, совершающих в данном районе кражи или разбои, как правило, увеличивает их опасность, поскольку преступники, почувствовав свою безнаказанность, начинают действовать с большим размахом и дерзостью, могут посягать при этом на жизнь и здоровье людей. Вовремя не обнаруженные серийные насильники и серийные сексуальные убийцы, как показывает практика, начинают действовать со все возрастающей жестокостью и частотой. Те же результаты наступают, если обвиняемые (подозреваемые), личность или преступления которых представляют немалую общественную опасность, своевременно не изолируют от общества.

Вот почему неплохие показатели борьбы с преступностью в отрыве от устранения реального вреда, причиненного преступными действиями, однозначно нельзя расценивать в качестве положительного результата правоохранительной деятельности.

Материальный ущерб от совершенных преступлений, даже если судить только по официальной статистике, чрезвычайно велик, но в действительности он еще больше, поскольку финансовый и иной урон очень часто никак и никем не учитывается, тем более, что скрываются сами корыстные преступления.

Очень важно классифицировать социальные последствия преступлений. Классификационные схемы могут включать такие «разделительные» признаки:

1. Содержание наносимого преступлением ущерба. Он может быть материальным, психологическим, психическим (нанесение вреда психическому здоровью, психическая травма), соматическим (нанесение вреда физическому здоровью), он, наконец, может быть лишением жизни. Обязательно нужно иметь в виду нравственный вред, поскольку преступление всегда посягает на нравственные устои общества, правда, с разной интенсивностью. Нравственный вред наиболее масштабен. К нему тесно примыкает ущерб, причиняемый культурным, религиозным, национальным ценностям, политике государства и его отдельных автономных субъектов.

Не все преступления посягают на нравственность и не все, конечно, имеют психотравмирующий, эмоциональный эффект. Чаще всего им обладают насильственные преступления, посягающие на человека и интимные стороны его жизни.

Естественно, одно и то же преступление может одновременно причинить ущерб всех перечисленных видов.

2. Объект уголовно-правовой охраны, которому наносится вред, – человек, малая социальная группа (в первую очередь семья), система правосудия, экономика, государственная власть и т. д.

3. Тяжесть наступивших последствий в результате преступного посягательства – от лишения человека жизни до незначительного материального ущерба при краже или переживания, наступившего вследствие нанесенного оскорбления. Далеко не каждый ущерб можно выразить в точном денежном исчислении, особенно если он нравственного, религиозного и другого характера, если преступление посягает на жизнь, здоровье или достоинство человека.

4. Время наступления общественно опасных последствий. Реальный вред может наступить непосредственно за преступным действием или много лет спустя после него. Например, у близкого родственника убитого душевное заболевание может наступить через значительное время после убийства; жестокое обращение с ребенком может привести к весьма отдаленным криминологическим последствиям, когда уже взрослый человек, бывший в детстве жертвой такого обращения, начинает проявлять насилие по отношению к своим детям или своим уже престарелым родителям.

5. Последствия преступления как фактор, порождающий новое нарушение уголовно-правового запрета. В затронутом аспекте насилие особенно опасно тем, что практически всегда влечет за собой новое насилие, во-первых, создавая общую атмосферу вражды, ненависти и недоверия, во-вторых, вызывая ответные агрессивные акты мести. Второе отчетливо видно при анализе убийств из мести, в том числе кровной, а также случаев политического, религиозного и националистического терроризма. Мощным криминогенным фактором могут выступать и корыстные преступления. Например, хищения имущества на предприятии, если для их пресечения не предпринимались необходимые меры, с течением времени приобретают массовый характер. В их совершение оказываются втянутыми и лица, занимающие высокое должностное положение.

6. Сфера жизнедеятельности людей, где имеет место нанесение ущерба. Такой сферой могут быть высшие или низшие уровни государственной власти и государственного управления, производство, финансы, предпринимательство, семья и ее окружение, интимная жизнь человека и т. д. Можно сказать, что сферы, в которых фиксируются социальные последствия преступности, полностью совпадают со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Ими могут быть даже такие, казалось бы, отдаленные от преступности сферы, как искусство и наука. Но, во-первых, и в этих последних могут совершаться преступления, что, впрочем, происходит сравнительно редко; во-вторых, работники искусства и литературы становятся жертвами преступных посягательств; в-третьих, чем больше средств расходует государство на деятельность по борьбе с преступностью, тем меньше их остается для нужд искусства и науки.

Сказанное позволяет четко различать социальные последствия отдельных преступлений, отдельных видов преступности и преступности в целом. Об общественно опасных последствиях, которые являются наиболее существенной частью социальных последствий преступлений, уголовное законодательство упоминает неоднократно (например, ст. 5, 25, 26, 63 УК РФ). В некоторых случаях, не упоминая само слово «последствия», закон говорит о конкретном вреде, причиняемом здоровью, имуществу или другим охраняемым правом ценностям.

Стремясь определить возможные социальные последствия преступлений, в расчет, очевидно, следует принимать такие последствия, которые: а) имеют значение для наличия состава преступления, и результат как бы определяет юридическое содержание данного состава; б) могут выступать в качестве криминогенного фактора, т. е. способны порождать новые преступления; в) могут быть учтены в той или иной форме (в том числе, в области теории), но не обязательно обрести стоимостное выражение; г) могут иметь значение для криминологического прогнозирования.

Отдельные виды преступности могут иметь глобальное влияние на общество и благополучие его граждан, особенно преступность в сфере экономической деятельности и коррупция. Такие преступления относительно редко выявляются, а если и обнаруживаются, то устанавливаются не все факты преступного поведения; к уголовной ответственности привлекаются не все виновные, а в большинстве случаев только исполнители; не менее опасно то, что материальный ущерб практически не возмещается, громадные средства уходят за рубеж. Нет сомнений, что одна из главных причин недостаточного экономического развития России и бедности большинства ее граждан – неэффективная борьба с экономической преступностью и коррупцией.

Материальные затраты государства на борьбу с преступностью значительны. Их надо оценивать с учетом того обстоятельства, что, если бы эти средства не были бы израсходованы на правоохранительную деятельность, их можно было бы использовать на нужды здравоохранения, образования, социальной помощи…

Можно предложить следующее распределение материальных расходов государства, порожденных совершением преступлений:

– на расследование уголовных дел;

– на рассмотрение уголовных дел;

– на исполнение наказания, в том числе в местах лишения свободы;

– на постпенитенциарную опеку и помощь.

Разумеется, никакие расходы государства, связанные с совершенным преступлением, не гарантируют того, что виновный в его совершении впредь воздержится от уголовно-наказуемых действий. Но расходы несет не только государство. Особенно страдают от преступлений отдельные люди: по большей части преступники не могут или не хотят полностью компенсировать нанесенный ими материальный ущерб; потерпевшие тратят немалые средства на лечение, услуги адвокатов, обеспечение собственной безопасности, компенсацию похищенного и т. д.

Не менее, если не более, значим психологический и нравственный ущерб, наносимый людям в результате убийств, причинения вреда здоровью, изнасилований и других сексуальных преступлений, истязаний, побоев. У многих индивидов психологические раны не заживают до конца их дней и становятся причиной психических расстройств, жизненных катастроф, крушения планов, суицидальных действий, потери интереса к жизни. Положение усугубляется тем, что в нашей стране отсутствует реальная система защиты и помощи, в том числе психотерапевтической, потерпевшим; общественное мнение микросреды зачастую готово причислить их едва ли не к соучастникам преступлений; жертвы половых посягательств нередко клеймятся позором, становятся объектом оскорблений и насмешек. Государство не защищает потерпевших от новых преступных посягательств, поэтому многие не обращаются в правоохранительные органы, а обратившиеся из-за угроз преступников иногда резко меняют свои показания.

Социальные последствия преступности выражаются и в том, что отдельные виды преступности способны порождать не только сами себя, но и другие категории правонарушений. Так, преступность несовершеннолетних активно питает рецидивную преступность: выборочными исследованиями установлено, что большая часть рецидивистов начала совершать преступления до достижения совершеннолетия, и чем в более раннем возрасте они допускаются, тем выше вероятность их повторного (и даже многократного) учинения.

Социальные последствия преступности для общества в целом зависят от:

– распространенности всей преступности;

– пораженности ею молодежи;

– доли наиболее опасных преступлений против человека;

– масштабов и безнаказанности действий преступных организаций (мафии);

– коррупции чиновников разных ветвей и уровней государственной власти и управления, органов (учреждений) правосудия, степени сращивания чиновников с гангстерами и экономическими преступниками;

– освещения проблем преступности в средствах массовой информации, в первую очередь от степени общественного осуждения.

Общий уровень общественно опасных последствий преступности – результат негативной динамики отдельных видов преступности. Общая схема влияния преступности на общество может выглядеть так, как показано на рис. 7.

Рис. 7. Схема влияния преступности на общество

Как видим, влияние преступности на общество может носить глобальный непрерывный характер: новые преступления потребуют новых материальных затрат, повлекут дальнейшее ослабление нравственности, ухудшение психологического состояния населения и т. д.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

1. Какие понятия являются предметом криминологии:
а) преступность;
б) причины преступности;
в) индивидуальное преступное поведение;
г) состав преступления.

2. Кто впервые использовал понятие «криминология»?
а) Бентам;
б) Гароффало;
в) Ломброзо.
3. «Закрытой» анкета- это:
а) опрос ограниченного круга лиц;
б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос;
в) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос.
4. Опрос специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств — это:
а) моделирование;
б) тестирование;
в) метод экспертных оценок.

5. Коэффициент преступности — это:
а) криминальная активность населения;
б) изменение преступности во времени;
в) соотношение числа совершенных преступлений и численности населения;
г) пространственная распространенность преступности.
6. Динамика преступности- это:
а) региональные особенности преступности;
б) исторические предпосылки роста преступности;
в) соотношение разных видов преступлений;
г) изменение преступности во времени.
7. Какие из перечисленных видов преступлений в наибольшей степени подвержены сезонному колебанию?
а) грабеж;
б) изнасилование;
в)причинение тяжкого вреда здоровью;
г) мошенничество.
8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это:
а) плотностью преступности;
б) географией преступности;
в) структурой преступности.
9. Структура преступности — это:
а) состав преступления;
б) удельный вес разных видов преступлений в общем их числе;
в) элементы предмета криминологии;
г) соотношение зарегистрированной и латентной преступности.
10.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
а) убийство;
б) кража;
в) мошенничество;
г) хулиганство.
11.Латентная преступность — это:
а) незарегистрированная преступность;
б) нераскрытая преступность;
в) особо тяжкие преступления;
г) преступления, не представляющие большой общественной опасности.

12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
а) убийство;
б) разбой;
в) массовые беспорядки;
г) кражи.
13.Естественная латентность -это:
а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
14.Косвенные последствия преступности – это:
а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
а) возраст;
б) мотив;
в) совершение преступления в группе;
г) прежняя судимость.
16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
а) служащим;
б) рабочим;
в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
а) корыстные;
б) экономические;
в) против порядка управления;
г) насильственные.
18.Криминогенный тип личности — это:
а) лицо, совершившее преступление;
б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
а)условия преступности;
б) причины преступности;
в) проявления преступности;

20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
а) теория опасного состояния;
б) теория социальной дезорганизации общества;
в) теория стигмы.
21.Виктимология -это:
а) наука о жертве преступления;
б) наука о последствиях преступности;
в) наука о личности преступника;
г) наука о мерах борьбы с преступностью.
22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
б) привлекательность преступного поведения;
в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
а) теория дифференциальной ассоциации;
б) виктимология;
в) теория аномии.
24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
а) учителя;
б) работники торговли;
в) сотрудники правоохранительных органов.
25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
а) антропологическая школа криминологии;
б) теория опасного состояния;
в) теория стигмы.
26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
а) предупреждение преступности;
б) профилактика преступности;
в) предотвращение преступности.
27.Общий рецидив преступлений – это:
а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
б) повторное совершение не однородного преступления;
в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
а) кражи;
б) убийства;
в) хулиганств
29. Преступность – это:
а) объект криминологии;
б) предмет криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

30. Криминология и криминалистика:
а) понятия совпадающие;
б) это разные научные дисциплины;
в) криминология – часть криминалистики.

31. Опросы населения:
а) используются в социологии;
б) используются в криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

32. Экономическая преступность изучается:
а) общей частью криминологии;
б) особенной частью криминологии;
в) социологией.

33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
а) практическую цель криминологии;
б) прикладную цель;
в) теоретическую цель криминологии.

34. Криминология делится на:
а) теоретическую криминологию;
б) прикладную криминологию;
в) социологию права.

35. Криминология изучает:
а) экономическую жизнь общества;
б) преступность,
в) психологию людей;
г) уголовное право.

36. Основные функции криминологии:
а) описательная;
б) культурно-просветительная;
в) объяснительная;
г) предсказательная.

37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
а) методология криминологических исследований;
б) методика криминологических исследований;
в) самостоятельная наука – социология.

38. Виктимология входит в:
а) общую часть криминологии;
б) особенную часть криминологии;
в) это самостоятельная наука.

42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
а) Ч. Ломброзо;.
б) К. Маркс;
в) Р. Гарофало.

43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) К. Маркс.

44.Коэффициент преступности измеряет:
а) динамику преступности;
б) распространенность преступности;
в) структуру преступности.

45. Какова латентность кражи?
а) минимальная;
б) средняя;
в) максимальная.

46. Уровень преступности – это:
а) количественно-качественная характеристика преступности;
б) динамика преступности;
в) структура преступности.

47. Предметом криминологии являются:
а) функции репрессивных органов в обществе;
б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
в) сознание преступника.

48. Преступность:
а) социально обусловлена;
б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
в) передается по наследству, врожденное качество.

49. Криминология изучает:
а) политическую жизнь общества;
б) противоправное поведение людей,
в) нравственность;
г) административное право.

50. Структура и характер преступности являются:
а) количественными показателями;
б) качественными показателями;
в) показателями уровня преступности.

51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
а) 14–18 лет;
б) 10–13 лет;
в) 18–21 лет.

52. Основными признаками организованной преступности являются:
а) наличие преступных объединений;
б) незаконный бизнес;
в) коррупция;
г) наличие собственных банков.

54. Для терроризма характерно:
а) насилие;
б) устрашение;
в) спонтанность

55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

56. Материальное положение личности преступника – это:
а) социально-ролевое свойство;
б) социально-демографическое свойство;
в) социально-психологическое свойство личности преступника.

57. Преступник – это:
а) социально-психологическое свойство;
б) социально-ролевое свойство;
в) социально-демографическое свойство;
г) политическое свойство личности.

58. Наличие или отсутствие судимости является:
а) криминологической характеристикой;
б) социальной характеристикой;
в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
а) органической структуре личности;
б) психической структуре личности;
в) социальной структуре личности.
60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
а) «случайный» тип;
б) «ситуационный» тип;
в) «неустойчивый» тип;
г) «злостный» тип личности преступника.

61. Алкоголизм – это:
а) психическая аномалия;
б) биологический фактор преступления;
в) физическая аномалия.

62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
а) уголовно-правовая характеристика;
б) исправительно-трудовая характеристика;
в) криминологическая характеристика личности преступника.

63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
а) сопутствующее;
б) социальное;
в) необходимое.

64. Свойственна ли виктимности латентность?
а) да, свойственна;
б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
в) все зависит от вида преступности.
65. Причинами преступления могут быть:
а) объективные условия;
б) субъективные факторы;
в) мировоззрение индивида.

66. Алкоголизм:
а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
б) является причиной преступления;
в) является сопутствующим фактором.

67. Урбанизация – это:
а) фактор, влияющий на преступность;
б) причина преступности;
в) условие преступности.

68. Материальное благополучие общества:
а) повышает уровень преступности;
б) снижает уровень преступности;
в) никак не влияет на преступность.

69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
а) закономерности развития науки;
б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
в) причины возникновения преступности;
г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
а) личность преступника;
б) антиобщественные проявления;
в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
г) причины и условия преступности;
д) профилактика преступлений.

75. Экономическая преступность изучается:
а) общей частью криминологии;
б) особенной частью криминологии;
в) социологией.