Порядок подачи жалобы военнослужащим

Главная Департамент жилищного обеспечения

Уважаемые военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы,
и члены их семей!

В связи с отменой цифровых пропусков в г. Москве и ослаблением режима самоизоляции Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с 11 июня 2020 г. возобновляет осуществление приема граждан по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 26/40, стр. 4, по выдаче документов на заселение жилых помещений (предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений), а также по приему от граждан дополнительных документов.

Уважаемые военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей!

В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции с 26 марта 2020 г. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации приостанавливает осуществление приема граждан по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 26/40, стр. 4.

Документы предлагается направлять в адрес Департамента почтой по адресу: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19.

В случае изменения графика приема граждан будет сообщено дополнительно.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации уведомляет, что с 1 декабря 2019 г. от АО «Главное управление обустройства войск» в управление эксплуатирующих организаций г. Москвы переданы жилые дома, расположенные по адресам:

ул. Полины Осипенко – в управление государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Жилищник Хорошевского района» (абонентский пункт по адресу: г. Москва, ул. Полины Осипенко, д. 8);
ул. Левобережная – в управление государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Жилищник района Ховрино» (абонентский пункт по адресу: г. Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 3).

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Многоквартирный жилой дом на 495 квартир по адресу: Московская обл., г. Балашиха, мкр-н Гагарина, д. 31 принят в управление управляющей организацией ООО «Комфорт Сервис» (далее – управляющая компания)
с 1 августа 2019 г.

Право собственности Российской Федерации на жилые помещения в указанном жилом доме оформлено в июле 2017 г., приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 8 августа 2017 г. № 2213 данные жилые помещения закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России.

По данным, полученным от ООО «Комфорт Сервис» 5 августа 2019 г.,полностью готовы к заселению 1 и 2 секции.

В связи с этим Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – Департамент) с 5 августа 2019 г. организовано заселение 1 и 2 секции (квартиры с 1 по 128) указанного жилого дома.

В целях обеспечения эксплуатационного обслуживания управляющей организацией организован абонентский пункт по адресу: Московская обл., г. Балашиха, ул. Советская, д. 44А. Контактный телефон специалиста по работе с населением: 8-925-27-27-538 с 9.30 до 17.00.

Дополнительная информация об управляющей компании размещена на сайте организации: komfort.uo@yandex.ru.

По вопросу организации заселения остальных 6 секций указанного многоквартирного жилого дома информация будет доведена Департаментом дополнительно.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Жилой корпус на 470 квартир по адресу: г. Москва, ул. Полины Осипенко, д. 4, корп. 2 принят в управление акционерным обществом «Главное управление обустройства войск» с 5 августа 2019 г.

Право собственности Российской Федерации на квартиры в указанном жилом доме оформлено 4 июля 2019 г., приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации
от 18 июля 2019 г. № 1459 жилой дом закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России.

По данным Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, работа по регистрации права оперативного управления будет завершена в кратчайшие сроки.

В связи с этим Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с 5 августа 2019 г. организовано заселение указанного жилого дома.

В целях обеспечения эксплуатационного обслуживания управляющей компанией АО «ГУОВ» организован абонентский пункт эксплуатационного участка ЭУ № 4 по адресу: г. Москва, ул. Полины Осипенко, д. 8.

Контактный телефон специалиста по работе с населением: 8 (495) 781-21-53 доб. 27-25.

График работы эксплуатационного участка указан на сайте организации: www.guov.ru.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации приступил к выполнению мероприятий по проверке обоснованности предоставления жилых помещений по адресам: г. Москва, ул. Полины Осипенко, д. 2, корп. 2 и ул. Левобережная, д. 4, корп. 13.

С целью ускорения получения ответов из Росреестра о наличии у военнослужащих и членов их семей собственности на территории Российской Федерации военнослужащим, которым предварительно распределены квартиры в домах по указанным адресам (далее – военнослужащие), предлагается представить в Департамент копии документов, удостоверяющих их личности и личности членов их семей (в том числе бывших), а именно: копии паспортов, свидетельств о рождении, удостоверений личности и т.п., а также копии страховых номеров индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

Кроме того, военнослужащим, у которых изменились учетные данные в части касающейся состава семьи и/или права на дополнительную площадь (в связи с заболеванием, получением соответствующего воинского звания или назначения на соответствующие воинские должности) предлагается направить в Департамент документы, подтверждающие указанные изменения.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации организовано заселение жилых помещений по адресу: г. Санкт-Петербург, Петергофское ш., д. 84.

Жилые дома по указанному адресу приняты в управление обществом с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис» (далее – ООО «Жилстройсервис»).

Контактная информация ООО «Жилстройсервис» по вопросам, связанным с управлением многоквартирными домами, указана на сайте организации zhss.ucoz.ru, телефоны 8(812)335-49-23 и 8(812)335-49-24.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на основании сведений, представленных ООО «Жилстройсервис», о принятии в управление и бесперебойном предоставлении коммунальных услуг в жилые дома, расположенные по адресу: г. Санкт-Петербург, Петергофское ш., д. 84 (письмо от 25 сентября 2018 г. № 476/18), организовано заселение жилых помещений по указанному адресу.

Для получения документов на заселение военнослужащим необходимо обращаться в уполномоченный орган жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в установленные часы работы (данная информация размещена на сайте Минобороны России – www.mil.ru в разделе «Жилье военнослужащим»).

Контактная информация ООО «Жилстройсервис» указана на сайте организации zhss.ucoz.ru, телефон 8 (812) 335-49-24.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – Департамент) завершены мероприятия по распределению жилых помещений для постоянного проживания по адресу: г. Москва, ул. Синявинская, д. 11.

В связи с этим прием заявлений военнослужащих о предоставлении жилых помещений по указанному адресу Департаментом прекращен.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на основании сведений, представленных акционерным обществом «Главное управление обустройства войск» (далее – АО «ГУОВ»), о принятии в эксплуатацию жилого дома (письмо от 28 июня 2018 г.) организовано заселение жилых домов по адресам: г. Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 7; г. Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 16; г. Москва, ул. Полины Осипенко, д. 2, корп. 3.

Для получения документов на заселение военнослужащим необходимо обращаться в уполномоченный орган жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в установленные часы работы (данная информация размещена на сайте Минобороны России – www.mil.ru
в разделе «Жилье военнослужащим»).

В целях обеспечения эксплуатационного обслуживания управляющей компанией АО «ГУОВ» организованы абонентские пункты по адресам:

График работы эксплуатационных участков указан на сайте организации: www.guov.ru.

Предупрежден – значит вооружен!

Уважаемые военнослужащие! Прочитайте это объявление до конца, это поможет Вам не попасться на удочку мошенников и избежать неприятностей, связанных с утратой личных финансовых средств.

В июне 2018 г. сотрудниками территориальных органов жилищного обеспечения неоднократно зафиксированы случаи мошенничества, когда неизвестные лица, ссылаясь на мнимые личные связи, предлагали военнослужащим за деньги ускорить процесс обеспечения жильем.

В связи с этим обращаем Ваше внимание: порядок жилищного обеспечения строго регламентирован действующим законодательством. Срок обеспечения жильем зависит от даты принятия на учет нуждающихся
в жилищном обеспечении, времени исполнения государством бюджетных обязательств, наличия законных оснований, дающих право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Уважаемые военнослужащие, будьте бдительны! Избегайте контактов с мошенниками, решайте свой жилищный вопрос в соответствии с действующим законодательством.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации уведомляет о прекращении приема граждан по адресу: г. Москва, Большой Знаменский пер. д. 8/12.

Начиная с 17 июля 2018 г. прием граждан по вопросам выдачи решений о предоставлении жилых помещений (жилищных субсидий), получения извещений на распределенные жилые помещения, а также прием документов будет осуществляться по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.26/40, стр. 4 (1-й этаж, направо).

Ближайшая станция метро: Маяковская

Обращаем внимание на изменение графика приема граждан:

Прием дополнительных документов учетных дел:

еженедельно вторник, четверг с 10.00 до 12.30

Выдача решений о предоставлении жилых помещений (жилищных субсидий):

еженедельно вторник, четверг с 14.00 до 16.00

Выдача извещений о распределении жилых помещений:

еженедельно вторник, четверг с 14.00 до 16.00

Также по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.26/40, стр. 4 еженедельно по средам с 10.00 до 13.00 будет осуществляться:

  • приём должностных лиц, назначенных приказами командиров воинских частей ответственными за реализацию накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – НИС) в воинских частях, дислоцируемых на территории г. Москва и Московской области по предоставлению соответствующих документов по реализации НИС;
  • проведение консультаций и прием документов от военнослужащих и граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, расположенных на территории г. Москва и Московской области по предварительной записи по вопросам предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

В Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – Департамент) поступают обращения военнослужащих, которым изменена форма обеспечения жилым помещением на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия), в связи с тем, что они в установленный срок не направили в Департамент решение об отказе или согласии с распределенными жилыми помещениями либо отказались от распределенных жилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Синявинская, д. 11, мотивируя свои отказы незаконностью, по их мнению, строительства микрорайона по ул. Синявинской.

Так, например, военнослужащий Р. неоднократно обращался с заявлениями о незаконности строительства микрорайона по ул. Синявинской в Администрацию Президента Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Главную военную прокуратуру, в ответах на которые данными органами государственной власти подтверждена законность строительства.

Департаментом на основании информации, полученной от Акционерного общества «Главное управление обустройства войск», даны ответы на все аналогичные обращения других военнослужащих.

Законность строительства микрорайона по ул. Синявинской, а также действий Департамента об изменении формы обеспечения указанной категории военнослужащих неоднократно подтверждена решениями судов.

Кроме того, из 4573 квартир, построенных в указанном микрорайоне для нужд Минобороны России, в настоящее время 3404 квартиры заселены по договорам социального найма (переданы в собственность бесплатно), 322 квартиры переданы под заселение в качестве служебных.

В целях информирования граждан о законности действия Департамента в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, которые отказались от предложенных жилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Синявинская, д. 11, в части, касающейся изменения им формы обеспечения на жилищную субсидию, доводим апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 21 сентября 2017 г. № 33а-1392, которым решение Московского гарнизонного военного суда от 3 июля 2017 г. по административному делу № 2а-462/2017 по заявлению военнослужащего Р. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Решение суда и аппеляционное определение.

В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право об­ращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправ­ления.

Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жа­лобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Россий­ской Федерации, другими нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации и Дисциплинарным уставом ВС РФ.

Военнослужащий, которому стало известно о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба ВС РФ, обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику), а так­же направить письменное обращение (предложение) об устранении этих недостатков или заявление (жалобу) вышестоящему командиру (начальнику).

Письменные обращения, направляемые военнослужащим долж­ностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.

Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других воен­нослужащих, нарушение установленных законами РФ прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредст­венному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжа­лует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявле­ние или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.

На опросе военнослужащих обращение (предложение, заявле­ние или жалоба) может быть заявлено устно или подано в письменном виде непосредственно лицу, проводящему опрос.

Военнослужащие, по какой-либо причине отсутствовавшие на опросе, могут подавать обращение (предложение, заявление или жало­бу) в письменном виде непосредственно на имя командира (начальни­ка), проводившего опрос.

Личный прием военнослужащих в воинских частях проводится командиром воинской части и его заместителями.

Информация о месте приема, а также установленных для приема днях и часах доводится до сведения военнослужащих в установленном порядке.

При личном приеме военнослужащий предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В случае если в обращении (предложении, заявлении или жало­бе) содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица воинской части, военнослужащему дается разъяс­нение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема военнослужащему может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы), если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.

Запрещается подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений (предложений, заявлений или жалоб), подаваемых на опросе военнослужащих), в ка­рауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях.

Запрещается препятствовать подаче обращения (предложе­ния, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же, как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

— представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассмат­ривающим обращение (предложение, заявление или жалобу);

— знакомиться с документами и материалами, касающимися рас­смотрения его обращения (предложения, заявления или жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

— получать письменный ответ по существу поставленных в об­ращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведом­ление о переадресации письменного обращения (предложения, заявле­ния или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетен­цию которых входит решение указанных вопросов;

— обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложе­нию, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жало­бы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обра­щения (предложения, заявления или жалобы).

Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

В военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, ка­сающиеся прав и свобод военнослужащих.

Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих яв­ляются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в резуль­тате которых:

— нарушены права и свободы военнослужащих;

— созданы препятствия к осуществлению военнослужащим его прав и свобод;

— на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязан­ность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Военнослужащий вправе обратиться с жалобой непосредствен­но в военный суд либо в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу.

Жалоба может быть подана как самим военнослужащим, так и по его просьбе надлежаще уполномоченным представителем, в том числе представителем воинского коллектива. Полномочия представи­теля должны быть оформлены в соответствии с Гражданско- процессуальным кодексом РФ. Полномочия представителя воинского коллектива, кроме того, должны быть удостоверены выписками из соответствующего решения общего собрания воинской части.

Жалоба подается военнослужащим в военный суд по месту жи­тельства и службы либо по месту нахождения органа военного управ­ления или воинского должностного лица, действия которых обжалу­ются.

В том случае, если при принятии жалобы военным судом будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный общим су­дам, то военнослужащему, подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.

Жалоба подается в суд:

— в трехмесячный срок со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права;

— в месячный срок со дня получения военнослужащим письмен­ного уведомления об отказе вышестоящего органа военного управле­ния или воинского должностного лица в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военно­служащим не был получен на нее письменный ответ.

Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к вы­воду, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной при­чине, он отказывает в удовлетворении жалобы. В случае пропуска ука­занного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению военнослужащего, подавшего жалобу.

14 Апрель 2020

Как и кому жаловаться в армии

#армия#жалоба#солдат

Жаловаться в армии мне не приходилось ни на кого, поэтому о предложениях, заявлениях и жалобах в армии я знаю только понаслышке и из уставов. Несмотря на это, все равно попробую изложить сколько-нибудь связно и эту часть воинской премудрости.

Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или поручить пожаловаться кому-либо другому о незаконных действиях командиров или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав или о том, что ему чего-то недодают — начиная от еды и кончая обмундированием.

Документ адресуется непосредственному начальнику того военнослужащего, который нарушает армейский закон. Если же вы не знаете, по чьей вине нарушены ваши права, жалоба подается вашему непосредственному начальнику.

Подача жалобы не означает, что вы автоматически освобождаетесь от выполнения приказов и своих служебных обязанностей. Жалуйтесь, скрипите зубами, но лямку тяните до тех пор, пока ваше прошение не удовлетворят.

Ваше заявление может быть изложено как устно, так и подано в письменном виде. В случае письменного изложения ваших трудностей оно должно быть подписано вами с указанием фамилии, имени и отчества и должно содержать данные о месте службы. К сожалению, это обязательные атрибуты — обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Время от времени в вашей части будет устраиваться опрос военнослужащих — на нем вы можете пожаловаться непосредственно военному чину, производящему опрос. В письменной или устной форме.

Если вы отсутствовали по какой-либо причине на. опросе, то можете подать жалобу в письменном виде на имя командира, проводившего опрос.

Жалобу запрещается подавать во время боевого дежурства, при нахождении в строю, в карауле, в суточном наряде и во время занятий.

Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

★ лично изложить свои доводы лицу, проверяющему жалобу;

★ ознакомиться с материалами проверки по жалобе;

★ требовать возмещения ущерба.

По уставу командир должен чутко и внимательно отнестись к вашим предложениям, заявлениям и жалобам и несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Он обязан рассмотреть полученное от вас извещение в трехдневный срок и, если оно будет признано правильным, немедленно удовлетворить вашу просьбу.

Если командир не имеет достаточных прав для удовлетворения просьбы, то в течение пяти дней ваша жалоба будет направлена в вышестоящие инстанции, где ее рассмотрят и, возможно, отправят еще выше.

Решения по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих принимаются:

★ в воинских частях — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

★ в управлениях округов, групп войск, флотов и в Министерстве обороны Российской Федерации — в срок до 15 дней со дня их поступления.

В тех случаях, когда необходимы проведение специальной проверки, дополнительные материалы и принятие других мер, сроки обработки заявления могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской частично не более чем на 15 дней. При этом военнослужащему, подавшему жалобу, будет сообщено об увеличении срока.

В случаях, когда заявление не содержит необходимых сведений для принятия решения или о том, куда следует направить его для рассмотрения, жалоба немедленно возвращается военнослужащему, подавшему его, с соответствующими разъяснениями.

Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в заявлении, доводится до сведения военнослужащего, подавшего его, со ссылкой на закон или воинские уставы и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения. Это означает, что формально вас вместе с вашими просьбами не имеют права игнорировать, а обязаны объяснить, почему ваша просьба останется без внимания.

Для того чтобы оградить подчиненных от мести их начальников, устав запрещает пересылать заявления и жалобы на рассмотрение тем лицам, действия которых обжалуются. На практике это правило соблюдается не всегда. Наверняка офицер офицеру больший друг, товарищ и брат, чем солдат. Как говорится, «свой своего не съест всего».

Кому бы то ни было запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир привлекается к ответственности в соответствии с законодательством. Впрочем, так же, как и военнослужащий, подавший ложное заявление.

Продвижение жалобы по инстанциям гарантировано самой организацией этой процедуры: Все предложения, заявления и жалобы в день их поступления заносятся в книгу предложений, заявлений и жалоб, которая ведется и хранится в каждой воинской части. В книге кроме самих жалоб содержатся и решения, которые последовали по каждому заявлению.

Книга эта проверяется командиром части ежемесячно и проверяющим начальством время от времени. Проверка жалоб ведется на предмет своевременности и правильности выполнения принятых решений. Для того чтобы ни командир, ни проверяющий не были обмануты, книга пронумерована, прошнурована, скреплена соответствующей печатью и заверена командиром воинской части.

Кроме работы по самой жалобе командир обязан принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих жалобы. То есть бороться не только с самим явлением, но и с причинами его. Опять же это происходит, если цель искоренения нарушений и личные цели офицеров если и не совпадают, то хотя бы находятся достаточно близко.

Теперь перейдем к тому, каким образом оценивается в армии работа командира в деле наведения порядка. Деятельность начальника по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в подразделении, а по точному соблюдению им законов и воинских уставов и выполнению своих обязанностей в целях наведения порядка и своевременного предупреждения нарушений воинской дисциплины.

При этом руководством к действию командиров должно быть то, что ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один, невиновный не должен быть наказан. Хотя на практике такого не бывает, и время от времени мне приходилось сталкиваться с ситуацией, когда в армии (да и не только в ней), наказывались все, кто попался под горячую руку начальства. Но это уже не зависит от писаных правил, которыми должны руководствоваться в армии. Основное требование к командирам — это создание необходимых условий для соблюдения уставного порядка и воинской дисциплины.

Командир, не обеспечивший или не принявший мер для их восстановления, несет за это ответственность. За происшествия, преступления и проступки подчиненных, не являющиеся прямым следствием деятельности командира или непринятия им мер по их предупреждению, он ответственности не несет.

Каждый военнослужащий обязан содействовать командиру в восстановлении порядка и дисциплины. За уклонение от содействия начальнику военнослужащий тоже Несет ответственность.

Для того чтобы вы понимали, что конкретно требуется от командира, приведу выдержку из перечня обязанностей командира по поддержанию дисциплины в подразделении. Итак, командир обязан:

— изучать личные качества подчиненных, поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив, укреплять дружбу между военнослужащими различных национальностей;

— знать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава, добиваться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению воинской дисциплины и повышению морально-психологического состояния личного состава, обучать практике применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий;

— немедленно устранять выявленные нарушения правил несения службы и решительно пресекать всякие действия, которые могут причинить вред боеспособности воинской части (подразделения); организовывать правовую пропаганду и проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков;

— воспитывать подчиненных в духе неуклонного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание воинской чести и воинского долга, создавать в воинской части (подразделении) нетерпимое отношение к нарушениям воинской дисциплины, особенно уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, фактам социальной несправедливости, широко используя при этом гласность;

— систематически анализировать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние подчиненных ему военнослужащих, своевременно и объективно докладывать о них вышестоящему командиру (начальнику), а о преступлениях и происшествиях — немедленно.

Уважение личности, национального достоинства, забота о социальной и правовой защищенности военнослужащих — важнейшая обязанность командира (начальника). Командир (начальник), допустивший сокрытие нарушений воинской дисциплины, преступлений и происшествий, привлекается к ответственности.

Командир (начальник) должен быть близок к подчиненным, знать их нужды и запросы, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, постоянно служить им образцом строгого соблюдения законов, воинских уставов и приказов, быть примером нравственной чистоты, честности, скромности и справедливости.

Каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, чувствовать заботу командира о неприкосновенности его личности, об уважении его чести и достоинства.

Не знаю, насколько вы будете чувствовать заботу командира о себе, но как говорил поэт: «Минуй нас прежде всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Хорошие отношения с командиром, в силу ряда причин, Могут привести к тайной или явной нелюбви к вам сослуживцев, что всегда в условиях замкнутого коллектива к добру не приводит.

См. также: Отправка в армию

Призывнику: прибытие в воинскую часть

Первые дни в армии: что нужно знать?

Обязанности солдата

Звания в армии. Кубики, из которых строится военный организм

7 Июль 2020

Обращения (предложения, заявления или жалобы) военнослужащих

#право#закон#жалоба

Обращение (предложение, заявление или жалоба) считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении (предложении, заявлении или жалобе), доводится до сведения подавшего его военнослужащего со ссылкой на законы Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) общевоинские уставы, с указанием мотивов отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

1. Процедура рассмотрения обращений военнослужащего состоит из стадий, на которых в зависимости от содержания обращения и качества соблюдения формальных требований к нему производятся следующие действия:
1) прием обращения:
— регистрация;
— занесение в карточку личного приема и (или) Книгу учета письменных обращений;
— доклад командиру (начальнику);
— при необходимости направление в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу с уведомлением военнослужащего;
2) рассмотрение обращения и разрешение содержащихся в нем вопросов:
— объективное, всестороннее и своевременное исследование предоставленных материалов;
— истребование необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (п. 2 ч. 1. ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ);
— назначение и проведение разбирательства;
— аргументированный отказ в рассмотрении;
— подготовка и дача письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов;
3) исполнение решения в случае удовлетворения обращения:
— реализация содержащихся в обращении предложений;
— восстановление или защита нарушенных прав, свобод и законных интересов военнослужащего;
— привлечение к ответственности виновных лиц и др.
2. Обращение считается разрешенным в случае:
— если оно удовлетворено;
— если по нему отказано в удовлетворении;
— если по обращению дано разъяснение.
3. Особое внимание следует уделить стадии исполнения решений по жалобе на незаконность привлечения военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности.
Статья 90 ДУ ВС РФ определяет, что дисциплинарное взыскание исполняется, как правило, немедленно, а в исключительных случаях — не позднее истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Решение судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста исполняется немедленно.

При обжаловании в судебном порядке в соответствии с п. 6 ст. 4 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. N 4866-I суд, приняв жалобу к рассмотрению, по просьбе военнослужащего или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
В служебном порядке исполнение дисциплинарного взыскания при подаче жалобы приостанавливается, только если последует приказ вышестоящего командира (начальника) о его отмене, а в случае назначения дисциплинарного ареста — при принятии соответствующего решения вышестоящим судебным органом. Соответственно к моменту принятия решения по жалобе дисциплинарное взыскание, как правило, уже приведено в исполнение.
В соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» обжалование приказа командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. Однако при отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.
В отношении дисциплинарной ответственности подобной нормы не существует. Только в случае принятия решения судебным органом об отмене назначенного дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста следует прекращение его исполнения. Тем не менее, даже в этом случае открытым остается вопрос о восстановлении положения, существовавшего до назначения дисциплинарного взыскания.

Как известно, привлечение лица к ответственности в качестве одной из задач имеет общественное порицание деяния виновного, формирование негативного восприятия совершенного им проступка. Именно эта цель достигается при реализации принципа гласности во всех случаях, не касающихся защиты государственной, военной и иных видов охраняемой законом тайны (примером реализации данного принципа может являться объявление взыскания перед строем). С учетом этого обстоятельства отмена решения о привлечении военнослужащего к ответственности также должна сопровождаться гласным объявлением о признании его невиновным. В противном случае это можно квалифицировать как оскорбление военнослужащего, посягательство на его честь и достоинство, что в соответствии с действующим законодательством должно повлечь юридическую ответственность конкретного должностного лица (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).

Исходя из необходимости защиты чести и достоинства военнослужащего и максимального устранения последствий совершенных в отношении его неправомерных действий, можно предложить следующие формы восстановления ранее существовавшего положения:
— объявление перед строем об отмене ранее наложенного взыскания на основании результатов проведенного разбирательства;
— предоставление внеочередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
— восстановление в воинском звании ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины), в том числе и с восстановлением в воинской должности;
— восстановление в воинской должности;
— восстановление на военной службе (если военнослужащий был направлен для прохождения военной службы по призыву с зачислением двух месяцев военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву, он восстанавливается в предыдущей должности и срок службы засчитывается в соответствии с теми условиями, которые учитывались при его исчислении до применения взыскания);
— восстановление военнослужащего в должности курсанта в военном образовательном учреждении профессионального образования;
— возвращение нагрудного знака отличника (в отношении солдат и матросов исполняется перед строем воинской части; сержантов и старшин — перед строем сержантов и старшин);
— зачисление срока нахождения на военных сборах гражданину, призванному на военные сборы;
— прекращение исполнения дисциплинарного ареста (немедленное освобождение военнослужащего от содержания в условиях изоляции на гарнизонной или войсковой (корабельной) гауптвахте) и зачисление времени отбывания дисциплинарного ареста в срок военной службы.

4. Не все обращения, поступившие в орган военного управления или должностному лицу, должны быть рассмотрены. Исходя из положений ст. 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», если в письменном обращении не указаны фамилия военнослужащего и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается военнослужащему, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, военнослужащему, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Во всех перечисленных и иных установленных законом случаях военнослужащему должно быть в письменной форме отказано в рассмотрении поданного им обращения со ссылкой на нормы права.

5. Делопроизводство по обращениям, как правило, ведется отдельно от других видов делопроизводства в соответствии с требованиями ведомственных правовых актов.
Помимо общих требований, в отношении обращений каждый орган исполнительной власти вправе устанавливать дополнительные. Так, например, в органах безопасности каждому обращению присваивается регистрационный индекс, который состоит из начальной буквы фамилии автора обращения и порядкового номера (например, «Д-19», «С-63»), индекс коллективных и анонимных обращений содержит соответственно буквы «Кл» и «Ан». Обращениям с пометками «Лично» или «Конфиденциально» дополнительно присваивается буквенный индекс «Лп» («Личный пакет»; например, «Лп-В-15»; при отсутствии на конверте данных об авторе — «Лп-15»).
Штамп с регистрационным индексом проставляется на свободном месте первой страницы обращения. Обращения с пометками «Лично» или «Конфиденциально» не вскрываются, штамп с регистрационным индексом проставляется на конверте (п. 13 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 22 января 2007 г. N 21).
В системе МЧС России при регистрации обращения на лицевой стороне первого листа на свободном от текста месте проставляется регистрационный штамп, в котором указываются дата поступления обращения и учетный номер, состоящий из буквенного индекса «Г» и порядкового номера. Например: «Г-25».
В случае если обращение поступило в качестве приложения к сопроводительному письму из организации или от должностного лица, регистрационный штамп проставляется на сопроводительном письме. Коллективные обращения граждан регистрируются в общем порядке, в учетные формы вносятся первые две-три разборчиво указанные фамилии, первой указывается фамилия того автора, в адрес которого просят направить ответ. В учетных формах в графе «Примечание» проставляется отметка «коллективное» и указывается общее количество обратившихся граждан (пп. 2.10, 2.12 Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 31 января 2007 г. N 45).
Письма военнослужащих, как правило, берутся на контроль. В этом случае на предложениях, заявлениях, жалобах может проставляться штамп «контроль» или знак контроля «к». Обращения, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. Только после вынесения соответствующего решения и принятия мер по разрешению обращения контроль завершается. Решение о снятии с контроля могут принимать командиры (начальники) воинских частей (учреждений) и иные должностные лица, ответственные за своевременное и правильное рассмотрение писем.
На всех документах, связанных с рассмотрением обращений, после принятия решения и его исполнения ставится отметка «В дело» с указанием номера дела по номенклатуре дел в воинской части (учреждении) и подпись должностного лица, принявшего это решение.
Обращения после их рассмотрения, а также переписка по ним и другие документы (справки, заключения, копии ответов и т.п.), как правило, возвращаются в секретариаты органов военного управления для приобщения к делу. В случае необходимости документальные материалы по обращениям могут приобщаться к делам других подразделений органов военного управления с соблюдением сроков хранения обращений, установленных в различных федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Документы в деле располагаются в хронологическом порядке. Листы резолюций и конверты (если они подлежат хранению вместе с обращениями) нумеруются и вносятся в опись как листы дела. Каждое обращение и все документы по его рассмотрению составляют в деле самостоятельную группу. В случае получения повторного обращения или появления дополнительных документов они подшиваются к уже имеющимся.
При формировании дел проверяется правильность направления документов в дело, их полнота (комплектность). Обращения, не рассмотренные в установленном порядке, а также неправильно оформленные документы подшивать в дела запрещается.
Для анализа и обобщения формальных аспектов работы с обращениями начальники секретариатов, как правило, по окончании года осуществляют проверку ведения дел, по результатам чего составляется акт проверки. В нем приводятся обобщенные данные о количестве обращений, их тематике, ответственных исполнителях, результатах рассмотрения (исполнено/не исполнено), о категориях обратившихся (военнослужащие, уволенные с военной службы, гражданский персонал и т.п.). После доклада командиру (начальнику) акт подшивается в дело.

Другие новости и статьи

» Военнослужащие Балтийского флота активно приобретают жилье в Калининградской области

Икона и парсуна: между абстрактностью и реальностью «

Запись создана: Вторник, 7 Июль 2020 в 0:01 и находится в рубриках Новости, Современность.

метки: жалоба, военнослужащий, право

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А. ВОРОНОВ, И. ХОЛОДКОВ
А. Воронов, доцент Военного университета, кандидат юридических наук.
И. Холодков, адъюнкт того же университета.
В условиях резкого обострения социальных противоречий в нашем обществе, вызванного экономическими преобразованиями и несовершенством действующего законодательства, правовая и социальная защищенность военнослужащих и членов их семей находится еще на низком уровне. Судебная практика рассмотрения военными судами жалоб военнослужащих на неправомерные действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц свидетельствует, что роль жалоб военнослужащих как средства защиты установленных и гарантированных государством прав и свобод, а также как средства обеспечения законности и правопорядка имеет тенденцию к усилению.
Однако при рассмотрении военными судами жалоб военнослужащих возникают некоторые вопросы, связанные с применением судами отдельных положений действующего законодательства, от правильного разрешения которых зависит законность и обоснованность принимаемых решений. Поэтому в настоящей статье на основе анализа действующего законодательства будут освещены некоторые актуальные спорные проблемы судебной практики рассмотрения жалоб военнослужащих с тем, чтобы предложить рекомендации по устранению выявленных пробелов в законодательстве.
Порядок предварительного внесудебного разрешения дела. Право военнослужащих как граждан Российской Федерации на обжалование неправомерных действий и решений органов государственного управления и их должностных лиц, нарушающих их права, свободы и законные интересы (общее право жалобы), зафиксировано в ст. ст. 33, 45, 46 Конституции РФ и в п. 1 ст. 21 Закона РФ от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих», где говорится, что «военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Статья 109 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации гласит, что «военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц».
Порядок обращения граждан в суд с жалобами на действия и решения, нарушающие их права и свободы, установлен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 15 ноября 1995 г.). В ч. 5 ст. 4 данного Закона предусматривается, что военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы (специальное право жалобы). До принятия этого Закона военнослужащие могли обжаловать подобные действия только в порядке подчиненности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР, без права обращения в суд. Кроме того, военнослужащий как гражданин РФ в соответствии с данным Законом может подать жалобу, не связанную с прохождением военной службы, в общий суд.
Специальное право жалобы военнослужащих предусмотрено также п. 2 ст. 21 Закона РФ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым «неправомерные решения и действия органов военного управления и командиров (начальников) могут также быть обжалованы в порядке, предусмотренном общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации», т.е. в соответствии с Дисциплинарным уставом ВС РФ (в служебном порядке).
По смыслу приведенных положений законодательства, а также из анализа ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г., устанавливающей возможность обращения граждан с жалобой либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, следует вывод о том, что действующим законодательством установлен альтернативный порядок реализации военнослужащими своего специального права на обжалование неправомерных действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы, т.е. по выбору военнослужащего.
Вместе с тем внесудебное обжалование не лишает военнослужащего его конституционного права на судебную защиту своих прав и свобод. Однако некоторые военные суды отказывают в принятии жалоб военнослужащих, ссылаясь при этом на несоблюдение ими «порядка предварительного внесудебного разрешения спора», т.е. в порядке подчиненности, что является незаконным. Таким образом, обжалование военнослужащим неправомерных действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц в служебном порядке (по подчиненности) не является обязательным порядком предварительного внесудебного разрешения дела при подаче жалобы в военный суд.
Последствия пропуска сроков обращения с жалобой в суд. На основании ст. 5 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. для обращения с жалобой в суд установлены сроки: в 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; в 1 месяц со дня получения письменного уведомления вышестоящего органа, должностного лица об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если на нее не был получен ответ. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 21 декабря 1993 г. N 10, кроме того, разъяснил, что «если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении жалобы».
Вместе с тем Военная коллегия Верховного Суда РФ в своем «Обзоре судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения, нарушающие их права и свободы, за 1995 год» дополняет и уточняет порядок восстановления сроков для обращения в суд с жалобой, в соответствии с которым вопрос о восстановлении этого срока должен рассматриваться в судебном заседании только по заявлению лица, поданному в суд одновременно с жалобой, и суд не вправе отказывать в принятии жалоб к производству лишь на том основании, что пропущен установленный для их подачи срок. Установив при этом в судебном заседании отсутствие уважительных причин пропуска установленных для подачи жалоб сроков, суд должен выяснить у стороны, чьи действия обжалуются, не возражает ли она против восстановления пропущенного срока. Наличие возражений является основанием для отказа в восстановлении срока на обращение в суд.
Несмотря на данные разъяснения, в практике военных судов не сложился единый подход к пониманию и применению правовых последствий пропуска сроков обращения в суд с жалобой. Представляется, что для разрешения данного вопроса необходимо в первую очередь определить, к какому виду сроков относится указанный срок: исковой давности или процессуальным, и в зависимости от этого делать вывод о правовых последствиях его пропуска.
По отношениям, возникающим из жалоб граждан на действия административных органов или должностных лиц (гл. 24 ГПК РСФСР, ст. 268 КоАП РСФСР), также установлен срок для подачи таких жалоб — в течение 10 дней со дня вынесения постановления (ст. 237). При этом Пленум Верховного Суда РФ разъясняет, что в случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению лица (либо причины пропуска срока могут быть указаны в жалобе) в судебном заседании. Если суд установит неуважительность причины пропуска срока, то он оставляет жалобу без удовлетворения (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. N 4 «О некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях», в редакции Постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. N 11).
В соответствии со ст. ст. 195, 199 ГК РФ исковая давность — это срок для защиты нарушенного права лица по иску. Причем иск принимается судом независимо от истечения этого срока, а заявление стороной спора требования о применении истечения срока исковой давности, сделанное до вынесения судом решения, является основанием для отказа в иске.
Из сопоставления рассмотренных сроков для подачи жалоб, правовых последствий их пропуска и порядка восстановления со сроками исковой давности очевидно, что они имеют в целом одинаковую юридическую природу и жалобы военнослужащих также направлены на защиту права, нарушенного неправомерными действиями (решениями) органов военного управления и воинских должностных лиц.
Из анализа ст. ст. 99 — 105 ГПК РСФСР следует, что процессуальные сроки — это сроки, устанавливаемые законом или судом для совершения различных процессуальных действий. Является ли предъявление гражданином в суд жалобы на неправомерные действия и решения, нарушающие его права и свободы (или иска), процессуальным действием или же совершение этого действия лежит вне сферы правового регулирования гражданско — процессуального законодательства, а значит, и сроки его совершения не являются процессуальными сроками?
ГПК РСФСР одним из оснований рассмотрения гражданского дела судом называет соответствующее «заявление лица» (ч. 1 ст. 4). Следовательно, принятие жалобы судьей и вынесение соответствующего определения является единственным основанием для возбуждения производства по данному делу, а значит, и основанием для действия (течение, истечение, приостановление, пропуск, продление и восстановление) всех предусмотренных процессуальных сроков. Другими словами, подача (принятие) жалобы является юридическим фактом, с которым закон связывает начало осуществления правосудия, результат которого — судебное решение, разрешающее дело по существу.
Поэтому, с одной стороны, подача жалобы в суд является процессуальным действием, так как оно предусмотрено ГПК РСФСР в качестве основания возбуждения производства по ней, а с другой стороны, срок ее подачи не может рассматриваться в качестве срока процессуального, так как он выходит за пределы гражданско — процессуальных отношений, а является сроком, установленным законом, в течение которого военнослужащий вправе обратиться в суд за защитой своего права, но права не гражданского, а права административного в его широком понимании, в основе которого лежат административно-правовые отношения. А поэтому должны быть и определенные особенности правовых последствий пропуска сроков для подачи жалоб. Но в целом же последние должны в основном соответствовать последствиям истечения срока исковой давности и возможному порядку его восстановления, установленным действующим гражданско — правовым законодательством (ст. 205 ГК РФ).
На основании вышеизложенного представляется, что: жалоба военнослужащего в случае пропуска срока ее подачи подлежит обязательному принятию судом (судьей) независимо от того, было ли им заявлено ходатайство о его восстановлении, так как законом не предусмотрен отказ в приеме жалобы по этому основанию (ст. 129 ГПК РСФСР); заявление о восстановлении пропущенного для подачи жалобы срока может быть подано в любой стадии процесса до разрешения дела по существу в судебном разбирательстве; в отличие от пропуска срока исковой давности суд (судья) должен сам инициировать рассмотрение в суде вопроса о восстановлении пропущенного срока с последующим установлением уважительности причины его пропуска, даже если не было соответствующего заявления; если не было заявлено ходатайства о восстановлении пропущенного срока или суд считает, что он пропущен по неуважительной причине, суд должен отказать в удовлетворении жалобы именно по этому основанию, не вдаваясь в рассмотрение жалобы по существу.
Рассмотрение требования о возмещении вреда, указанного в жалобе. В настоящее время в судебной практике по рассмотрению жалоб военнослужащих появилась тенденция рассматривать в одном судопроизводстве совместно с жалобами требования о возмещении морального вреда, причиненного неправомерными действиями органов военного управления и воинских должностных лиц. Иначе говоря, военнослужащим, как и другим гражданам, предоставлено право в жалобе наряду с требованием о признании обжалуемых действий неправомерными и восстановлении нарушенного права требовать компенсации морального вреда.
Право требовать возмещения причиненного вреда основывается на конституционном положении, гарантирующем каждому гражданину право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов или их должностных лиц (ст. 53). Статья 151 ГК РФ предусматривает возмещение морального вреда, причиненного действиями, нарушающими личные неимущественные права граждан либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, установленных законом. Моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав граждан, в соответствии с ч. 2 ст. 1099 ГК РФ также подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» моральный вред, причиненный действиями (решениями), признанными незаконными, подлежит возмещению в порядке, установленном ГК РФ.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 п. 5 ст. 18 Закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащим гарантируется возмещение морального и материального ущерба, причиненного противоправными действиями органов военного управления и воинских должностных лиц, в частности, в случаях: незаконного понижения в должности или воинском звании; несоблюдения условий контракта; незаконного лишения прав и льгот. Таким образом, возмещению подлежит моральный вред, причиненный нарушением как неимущественных, так и имущественных прав военнослужащих (например, необеспечению положенными видами довольствия). Такую позицию обосновывает и разъясняет военным судам и Военная коллегия ВС РФ.
Однако представляется, что требование возмещения морального вреда является материально — правовым требованием и в связи с этим должно разрешаться в порядке искового производства, т.е. отдельно, а не в производстве по делам, возникающим из административно — правовых отношений, в котором рассматривается сама жалоба военнослужащего. Ведь жалобе не может корреспондировать встречный иск, стороны не могут заключить мировое соглашение, как в исковом производстве, и т.д. Предмет доказывания по жалобе сводится лишь к проверке судом правомерности обжалованных действий. К тому же непонятно, как при этом именовать стороны: истец — ответчик или заявитель — орган (должностное лицо); что необходимо оформлять: жалобу или исковое заявление? Требование судебной защиты по делам, возникающим из административно — правовых отношений, в отличие от искового, основывается не на разрешении правового спора, а на проверке правомерности того или иного действия либо решения. Поэтому и само требование, возникающее из этих отношений, не может быть исковым.
Анализ норм ГПК РСФСР, по нашему мнению, не предусматривает возможность рассмотрения в одном процессе одновременно двух требований, относящихся

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ «