Порядок налогообложения некоммерческой организации в российской федерации

Содержание

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какие законы регулируют систему налогообложения некоммерческой организации
  • Каковы особенности налогообложения некоммерческой организации
  • Какие финансовые поступления некоммерческой организации облагаются налогом, а какие нет
  • Какие виды налогообложения не подходят для НКО

Область деятельности некоммерческих организаций (НКО) регулируется в первую очередь ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года, прочими законами федерального уровня, установленными для этих объединений. В бюджетной системе доходы от этих учреждений незначительны, что, однако, не лишает их статуса субъектов налогового права. В статье мы подробней рассмотрим вопрос налогообложения некоммерческих организаций.

Нормативно-правовая база, регулирующая налогообложение некоммерческих организаций

В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса РФ доходы НКО подлежат налогообложению. Но 251 статья данного кодекса позволяет не начислять налоги на переданные безвозмездно средства (для ведения деятельности согласно уставу).

Помимо этого, Налоговый кодекс РФ устанавливает особенный расчет налога на прибыль в ситуации, когда НКО получает грант – финансирование целевого назначения.

Чаще всего для ведения своей деятельности некоммерческие организации выбирают общую систему налогообложения (ОСНО). Упрощенная система налогообложения (УСН) также может применяться в НКО.

Необходимым условием перехода на УСН является лимит доходов, составляющий 60 млн руб. В сумму общего дохода не включаются средства, получаемые организациями на целевые программы, в виде грантов.

Актуальность вопросов налогообложения некоммерческих организаций остается значимой в 2019 году: законодательство постоянно меняется, сферы деятельности и формы НКО многочисленны, источники финансовых поступлений также вариативны.

На схеме ниже указаны разъяснения от Минфина и ФНС РФ, акты нормативно-правового регулирования, которые позволят определить, какие действующие разъясняющие материалы и нормативные документы относятся к деятельности некоммерческих организаций.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Бухгалтерское обслуживание компаний: все тонкости и нюансы
  • Что выбрать ООО или ИП: плюсы и минусы разных форм собственности
  • Как открыть расчетный счет для ИП: выбираем лучший банк

Особенности налогообложения некоммерческих организаций

Порядок налогообложения некоммерческих организаций регламентируется Налоговым кодексом РФ. НКО, как и остальные организации, должны предоставлять формы отчетности, включающие рассчитанные налоги и сборы во все уровни бюджетов.

Такое требование касается сведений бухгалтерских отчетов, относящихся к прямому (уставному) виду осуществляемых работ, услуг и коммерческой деятельности. При этом необходимо разделять их учет в бухгалтерии. НКО обязаны передавать проверяющим инстанциям отчетность со сведениями в рамках УСН, декларации по прибыли, НДС даже при отсутствии коммерческой деятельности. Обязательно заполнение специальных разделов в декларациях по УСН и прибыли, относящихся к целевому финансированию. Отсутствие выручки не отменяет необходимость заполнения отчетов.

На практике НКО, не зарегистрировавшись в качестве коммерческих компаний, все равно выполняют работы или оказывают услуги для прочих лиц на возмездной основе. Формируется финансовый поток, и, соответственно, образуется источник выручки для налогообложения.

При отсутствии коммерческой деятельности некоммерческая организация имеет право не предоставлять некоторую документацию. За год отправляется порядка 35 деклараций в фонды ФСС, ПФР, Росстат, Минюст и ИФНС, так называемый минимальный набор. При финансировании из бюджета НКО должна полностью отчитаться за расходование этих поступлений, подтвердив соответствующими документами. Данные отражаются как в отчете о целевом использовании поступивших средств, так и бухучете.

Источник поступления делит некоммерческие объединения на следующие виды:

  • автономные некоммерческие организации (АНКО): источником средств являются добровольные взносы, не являющиеся объектом налогообложения;
  • финансируемые государственным (местным) бюджетом муниципальные (государственные) объединения;
  • общественные (негосударственные) организации, созданные за счет социальных взносов и собственной прибыли.

Важно! Порядок налогообложения некоммерческих организаций напрямую зависит от того, осуществляет ли компании деятельность в предпринимательской сфере.

Налогообложение прибыли некоммерческих организаций регулируется общими правилами, обусловленными спецификой данных объединений:

  • получение прибыли не является их первостепенной задачей;
  • требуются лицензии, патенты для осуществления конкретных типов работ или услуг;
  • НКО имеют различные финансовые источники, в том числе безвозмездно переданные средства, взносы добровольного характера, пожертвования.

Принципы налогообложения НКО изложены в следующих актах:

  • Статья 246 Налогового кодекса РФ регламентирует облагать соответственным налогом всю прибыль, которая получена в результате деятельности НКО.
  • Безвозмездные поступления, направляемые на обеспечение определенной уставом деятельности, не включаются в налогооблагаемую базу (установлено 251 статьей Налогового кодекса РФ). Список, перечисляющий виды исключаемой из расчета налога на прибыль данных объединений, обозначен в приказах Минфина РФ.

Все доходы НКО, являющиеся нецелевыми (из обеих групп доходов), должны облагаться налогом на прибыль.

Ставка по налогу на прибыль, получаемой НКО, равняется аналогичной ставке в коммерческих компаниях и в 2019 г. составляет 20 %. Федеральный бюджет получит 3 %, а бюджет субъектов РФ, куда относится некоммерческая структура, 17 %. Инициативой органов местного самоуправления для НКО данный процент может снижаться.

Налогообложение целевых средств некоммерческой организации

Извлечение прибыли, хоть и не основная задача некоммерческих организаций, тем не менее реализуется в большинстве случаев. Важно, чтобы полученные средства направлялись на цели, определенные уставом, а не наоборот, когда уставная деятельность служит прикрытием для получения налоговых льгот.

Контроль использования выручки, полученной от деятельности некоммерческих структур, устанавливается положениями, содержащимися в ФЗ № 7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», новая его редакция датирована 31.12.2014.

Налог на прибыль НКО, предусмотренный статьей 246 Налогового кодекса РФ, подлежит отражению в бухгалтерском учете и отчетности по общим правилам и уплачивается в бюджет. Согласно положениям Налогового кодекса РФ это обязанность общественных, государственных, негосударственных учреждений и ведомств.

В части 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ указано, что при получении учреждением целевых финансов оно, не учитывая для налогообложения такие средства, обязано раздельно вести учет доходов и расходов. В зависимости от формы НКО данные активы разнятся, и само понятие «целевые поступления» включает:

  • финансовую помощь, оказываемую безвозмездно соответствующим фондам в качестве благотворительности (статья 528 Гражданского кодекса РФ);
  • взносы (не только финансовые, но и имущественные, материальные), получаемые НКО от участников, членов, учредителей;
  • взносы (обязательные или добровольные) от членов общества. Данные средства обычно выступают взносами в коллегиях, союзах, ассоциациях и общественных объединениях;
  • неденежные услуги (в форме трудового взноса), осуществляемые волонтерами;
  • субсидирование из разных уровней госбюджета;
  • гранты от правительства (президентские). Этот вид целевого финансирования отличается от прочих, которые могут облагаться налогами. Чтобы не платить налог с дохода в виде гранта, надо соблюсти условия, установленные в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Мероприятие, на которое выделены средства, должно соответствовать уставной цели, а его реализация должна быть оформлена не как услуга, то есть нельзя составлять акт оказания услуг;
  • взносы, добровольно отчисляемые физическими и юридическими лицами. То есть налогообложение членских взносов некоммерческих организаций законодательством не предусмотрено. Поступление средств в данном случае должно быть связано с развитием и вложением в задачи, для которых создавалась НКО любого вида, включая автономный. Сюда относятся имущественные взносы, также поступившее в организацию и по завещанию.

Перечисленные поступления не облагаются налогами в том случае, если имеют подтверждающие документы, оформленные по предъявляемым к ним требованиям. Те общественные объединения, что не сдают участки, движимое и недвижимое имущество в аренду, не ведут торговлю или покупку ценных бумаг, не продают никаких товаров, не платят налог на доход, так как не осуществляют предпринимательскую деятельность.

Первостепенной задачей учетно-отчетной деятельности НКО является предоставление сведений, относящиеся к использованию поступлений целевого назначения, сделать это требуется своевременно, без ошибок и по установленной форме.

Важный нюанс, заключающийся в различии благотворительной и спонсорской помощи некоммерческой организации: последняя признается доходом и объектом налогообложения и подлежит включению в базу, формирующую последующие сборы и уплаты.

Общая (ОСНО) и упрощенная (УСН) системы налогообложения для некоммерческих организаций

Общая система предусмотрена для всех организационно-правовых форм, включая некоммерческую. Первое место среди отчислений НКО в бюджет занимает налог на прибыль. Ставка установлена в размере 20 % от облагаемой базы. Некоммерческое объединение не преследует цель получения прибыли, и соответствующий налог будет отсутствовать или равняться минимальному значению.

Если НКО оказывает услуги на платной основе, то при общей сумме дохода от этой деятельности не более 2 млн руб. в квартал может претендовать на освобождение от НДС. Данное положение содержится в ст. 145 Налогового кодекса РФ.

Практика показывает, что применение общего режима налогообложения является невыгодным с экономической точки зрения. В этом случае рекомендовано пересмотреть систему и перейти к УСН. Такое решение должно приниматься совместно руководителем и бухгалтером, иногда имеет смысл привлечь со стороны для консультации специалиста в сфере некоммерческих структур.

Некоммерческие организации, выбирающие налогообложение по УСН, могут применять одну из двух схем:

  • Налог с прибыли рассчитывается по ставке 6 % с доходов, которыми являются все поступления нецелевого плана, то есть выручкой.
  • Прибыль составляет разницу между доходами и расходами. Полученную сумму умножают на 15 %. При отсутствии разницы нет и прибыли, уплачивать налог в этом случае все равно придется в размере 1 % от суммы доходов.

Важно! Налоговая ставка во многих субъектах Российской Федерации на практике снижена. Для санкт-петербургских плательщиков УСН, к примеру, на системе УСН 15 % организации фактически платят налог в размере 7 %.

Определить, кому и насколько выгоден налоговый режим «упрощенки», просто. Для НКО, чьей деятельностью является выполнение работ и оказание услуг на платной основе, продажа товаров, УСН будет выгодна. Часто УСН выбирают АНО – автономные некоммерческие организации. Перейти на налогообложение по УСН могут объединения, в балансовых активах которых числится любое имущество (недвижимое или движимое), в этом случае имеется экономическая целесообразность применения спецрежима. Воспользоваться УСН могут НКО при соблюдении критериев:

  • Численность сотрудников по среднесписочному показателю не превышает 100 человек.
  • Отсутствие у некоммерческой организации филиалов.
  • НКО не производит подакцизные товары.
  • Основные активы не превышают по остаточной стоимости 150 млн руб.
  • Показатель прибыли за период 9 месяцев меньше 112,5 млн руб.

При намерении смены налогового режима на УСН до 31 декабря объединение уведомляет об этом налоговую инспекцию, за которой оно закреплено. Переход на «упрощенку» осуществляется со следующего года. В числе прочих сведений подается информация относительно полученной за 9 месяцев прибыли (до 1 октября) и остаточной стоимости основных средств. Для вновь созданного некоммерческого объединения начать использование УСН возможно в течение 30 календарных дней со дня регистрации и закрепления за ИФНС.

Другие виды налогообложений для некоммерческих организаций

Расходы

Некоммерческие организации могут учитывать для целей налогообложения следующие виды расходов:

  • оплата труда работников;
  • издержки материального характера;
  • отчисления на амортизацию;
  • прочие расходы.

Затраты носят характер обоснованных с экономической точки зрения, если они соответствуют положениям внутренних актов общества. Кроме того, они должны документально подтверждаться и отражаться в отчетной и первичной документации – платежных поручениях, договорах и т. п. Например, к числу таких затрат можно отнести расходы на ГСМ, суточные или командировочные выплаты и т. д.

Доходом организации признается извлечение конкретной экономической выгоды (ст. 41 Налогового кодекса РФ). Причем не важно, в какой форме она получена – натуральной или денежной. Если выгоды в результате привлечения средств не получено, доход не признается.

Налог на добавленную стоимость

Данное обязательство имеется у организации, если НКО осуществляет реализацию товаров и продуктов, оказывает услуги или выполняет работы. Однако некоторые виды деятельности освобождаются от уплаты НДС в порядке, предусмотренном законодательством. Важно отметить, что вся организация не освобождается от уплаты налога. Допускаются послабления лишь для деятельности конкретных видов. Сюда включаются социально-значимые работы. Например, уход и наблюдение за инвалидами и пенсионерами в государственных учреждениях, органах соцзащиты.

Деятельность некоммерческих организаций, которая освобождается от налогообложения по НДС, помимо социальной значимости, должна удовлетворять еще и нижеуказанным требованиям:

  • Есть разрешение (при условии лицензирования) на осуществление конкретного вида деятельности.
  • Услуги соответствуют потребности учреждений, где они оказываются, в частности по специфике, срокам.

Таможенная пошлина

На установленную для любого из сборов ставку не влияют условия осуществления сделки, организационно-правовая форма организации и прочие факторы. Лишь некоторые товары, перечисленные ниже, могут быть освобождены от уплаты таможенной пошлины.

  • связанные с образованием, культурой, наукой издания на печатной основе;
  • учебно-методические материалы в форме пособий для учреждений медицинской, образовательной, научной сфер.
  • гуманитарная помощь, оказываемая при устранении последствий, связанных с катастрофами, авариями, чрезвычайными ситуациями.

Отчисления с имущества

Налогообложение некоммерческих организаций на региональном уровне может включать определенные сборы в местный бюджет. В частности, к таковым относится налог с имущественных активов. НКО, включая пользующихся льготами, наряду с прочими компаниями обязаны предоставлять отчетность по указанному налогу.

Размер платежа определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества. Расчет осуществляется на основе остаточной цены имущественных активов. Из начальной стоимости вычитается начисленная за каждый месяц амортизация. Следуя Налоговому кодексу РФ, ставка налога составляет для всех видов организаций 2,2 % (в отдельных регионах значение может быть снижено). Порядок расчетов носит общий характер.

Транспортный платеж

Налогообложение НКО не снимает с данных объединений расчет и уплату сборов за использование транспортных средств, порядок такой же, как и для всех организаций. Установлена обязанность платежей в региональные бюджетные статьи за находящееся на законном основании (в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении) зарегистрированное согласно установленному порядку ТС. Подразумеваются любые средства передвижения – от снегохода до воздушного или водного судна.

Земельные отчисления

Еще один вид налогообложения, регулируемый местной властью. Его обязаны рассчитывать и уплачивать все рассматриваемые объединения, у которых находится земля в собственности, бессрочном пользовании, пожизненном владении.

В случае бессрочного пользования производится передача участков казенным структурам, предприятиям, принадлежащим государству или муниципалитету, территориальным самоуправляемым организациям. Для всех, кроме освобождаемых от уплаты категорий, ставка налога на землю равна 1,5 % от стоимости участка по кадастру. Не платят сбор:

  • осуществляющие уголовно-исполнительную деятельность структуры;
  • объединения, имеющие религиозную основу;
  • организации людей с ограниченными возможностями, при условии, что они являются единственными собственниками участка, а количество людей-инвалидов в организации составляет не менее 80 % от ее списочного состава.

Из льготной категории исключаются бюджетные общества, работающие в сферах здравоохранения, искусства, спорта, культуры, образования, кинематографии. Впрочем, местные органы управления делают им некоторые послабления.

Какие виды налогообложения не применяются по отношению к некоммерческим организациям

Анализируя бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций, следует заметить, что их правом является самостоятельная разработка форм отчетности, основой для которых служат утверждаемые в Минфине образцы. При расчете платежей в бюджет необходимо учитывать сведения об осуществляемой деятельности объединения – как определенной уставом, так и предпринимательской. При отсутствии последней информация о ней в отчеты не вносится. В таком случае объединение не обязано составлять и передавать формы отчетности о движении денежных средств, о корректировке капитала.

Помимо этого, пояснительная записка и приложения к балансу не сдаются. Те организации, у которых имеются источники целевого финансирования из бюджета, отчитываются в обязательном порядке по указанным и утвержденным Минфином формам. Документы предоставляют среди прочих в общей отчетности. В контролирующий орган направляется и письмо, содержащее список передаваемых сведений и форм.

Минфин, кроме отчетных форм, утверждает перечень видов дохода, не включаемых в число объектов налогообложения (при расходовании средств по назначению). В РФ налогообложение некоммерческих организаций, соблюдающим определенные требования, может производиться по таким льготным условиям.

Налогооблагаемая база по налогу на прибыль на законных основаниях может уменьшаться, если соблюдены следующие условия:

  • Раздельное ведение учета в НКО поступлений (нецелевых и целевых). Исключительно в указанном случае целевая прибыль не рассматривается для налогообложения, то есть применяется льгота для некоммерческих обществ. Указанные поступления должны расходоваться только по прямому назначению. Также необходим отчет, подтверждающий обоснованность траты.
  • Доходы, учитываемые в категории «прочие», как правило, могут быть двух видов:
  • реализационные – поступления от выполненных работ, предоставленных услуг (к примеру, продажа пособий, методических указаний в учебных заведениях, брошюр собственного авторства, проведение тренингов, семинаров и т. п.);
  • внереализационные – источником служат средства, поступление которых не напрямую зависит от деятельности НКО. Сюда можно отнести штрафы или пени за несвоевременную оплату взносов за членство, плата за арендованную недвижимость, процент с остатка на счете в банке и т. п.

Условное деление на виды поступлений (целевые или прочие) при их учете предусматривает:

  • доходы реализационные, получаемые НКО в результате выполнения работ и осуществления услуг;
  • доходы внереализационные, включающие поступления, полученные объединением из прочих источников. Сюда относятся средства, поступающие от сдачи имущества внаем, штрафные санкции при неуплате взносов, начисление пени и т. д.

При нарушении хотя бы одного из вышеуказанных требований льготное налогообложение для НКО не предусматривается.

Налогообложение некоммерческих организаций регламентируется различными правилами, в частности, законодательно предусмотрены несколько видов льгот для таких субъектов. В зависимости от того, какими именно налоговыми послаблениями может пользоваться НКО, его относят к одной из трех категорий:

  • Организации, обладающие на неограниченный период безусловным правом пользования льготами: объединения религиозного направления, уголовно-исполнительные объединения, владеющие культурным наследием или исторической ценностью общества и юридические лица, включая государственные научные учреждения.
  • Компании, применяющие условные послабления. Их обязательства по налогам сняты или снижены по причине того, что выполнены некоторые условия и требований. Примером таких объединений является общество инвалидов, где участниками являются не менее 80 % людей с ограниченными возможностями. Налог на имущество такие учреждения не уплачивают. Также льготой пользуются организации, в которых инвалидами являются не менее половины штатного состава.
  • Структуры, не имеющие права на использование льгот. Сюда относятся различные необщественные фонды, ведомства, некоммерческие партнерства, автономные НКО.

Часто возникает практический вопрос – предусматривается ли налогообложение пожертвований некоммерческим организациям? Фактически данные средства представляют собой доход. Но на самом деле они являются целевыми. Следовательно, налогообложение пожертвований некоммерческим организациям не предусматривается. В то же время целевые поступления должны отражаться в учете, как и расходы по этой категории. Важно знать, что для нижеприведенных источников средств не предусматривается налогообложение:

  • гранты;
  • членские взносы НКО;
  • переданные средства от учредителей;
  • целевые субсидии.

Если организацией применяется УСН, лицо, руководящее ею, имеет право на самостоятельное ведение отчетных документов.

Если же выплаты грантов осуществляются не напрямую от грантодателя к грантополучателю, а через третье лицо, которое, как в рассматриваемом случае является работодателем по отношению к последнему, то объект обложения страховыми взносами возникает.

Что такое грант

Грант — это денежная субсидия на развитие научного, медицинского, общественного, образовательного,и художественного проекта. Гранты могут быть как государственными, так и частными. Заметим, что основным видом деятельности грантодателя является вложение денег в развитие определенных сфер общественной деятельности.

Получателем гранта также может быть как частное лицо, так и организация: университет, театр, лаборатория. Грант выделяется в виде определенной денежной суммы.

Не всегда грант поступает напрямую тому, для кого он выделен.

Из запроса следует, что между грантодателем, грантополучателем (научным коллективом в лице руководителя проекта) и организацией заключен трехсторонний договор. По условиям договора грантодатель направляет средства гранта для выполнения работ по проекту на счет организации, которая производит расчеты с грантополучателем — выплачивает (перечисляет) ему денежные средства.

Грантополучателями являются физические лица — руководитель и члены научного коллектива, принимающие грант и выполняющие работы по проекту. Средства же гранта фактически перечисляются на расчетный счет организации, а бухгалтерия организации в дальнейшем выплачивает людям деньги за выполнение работ по проекту.

Выплаты за счет грантов в числе необлагаемых не значатся

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц организациями (или индивидуальными предпринимателями), производящими эти выплаты, если они осуществляются в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Иначе говоря, плательщиком страховых взносов является работодатель, он же страхователь в системе обязательного социального страхования по отношению к физическим лицам, которые состоят с ним в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры. Причем источник финансирования выплат значения не имеет – неважно, что это происходит за счет суммы гранта.

В статье 9 Закона № 212-ФЗ поименованы выплаты, которые не облагаются страховыми взносами. Среди них нет сумм, выплаченных организацией-страхователем работникам за счет полученных грантов. Значит, они должны облагаться страховыми взносами.

А на лиц, производящих выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, прямо возлагается обязанность по начислению и уплате страховых взносов с указанных выплат (ч. 1 ст.5 Закона № 212-ФЗ).

Нет отношений – нет взносов

Позицию Минтруда, выраженную в комментируемом письме № 17-4/В-530, можно встретить и в других разъяснениях. К примеру, Пенсионный фонд РФ тоже говорит о том, что выплаты за счет грантов облагаются страховыми взносами только в случае, когда они осуществляются в пользу лица, которое состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях с организацией, которая производит данные выплаты (письмо ПФР России от 29.07.2014 № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П).

Суды считают, что на выплаты, произведенные за счет грантов, не надо начислять страховые взносы, потому что объектом для исчисления страховых взносов являются не любые доходы работника по месту его работы, а лишь начисленные ему за определенный трудовой результат. В то время как названные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников школы и не включены в систему оплаты труда (постановления АС Поволжского округа от 08.04.2015 № Ф06-22690/2013 и от 14.05.2015 № Ф06-23013/2015).

Итак, вы можете не облагать страховыми взносами выплаты, произведенные за счет гранта лицам, которые не состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях с вашей организацией. Что касается таких выплат в пользу ваших работников – неначисление взносов может вызвать претензии со стороны проверяющих.

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Подключить бератор

Основные положения

Инвестиционные фонды (ИФ) это такие имущественно-материальные комплексы, которые могут быть в собственности у какого-либо публичного акционерного общества (бывшее ОАО), либо в собственности, разделенной на доли среди юридических, частных или физических лиц. Главной задачей таких фондов является извлечение прибыли через инвестиции в различные проекты, ценные бумаги. Среди рассматриваемых ИФ в России действуют акционерные и паевые.

Важно, что популярность акционерных ИФ очень низкая, поэтому на такой тип фонда не применяются специальные налоговые условия и льготы. К акционерным ИФ применяется обычное налогообложение, как и к юридическому лицу. Практика применения налогообложения к акционерным ИФ очень небольшая. В Российской Федерации акционерных ИФ насчитывается не более 15.

Паевые ИФ являются более популярными и больше распространены в России. Практически все инвестиционные фонды, действующие в Российской Федерации, являются паевыми.

Замечание 1

Важной особенность выступает такой факт, что имущество паевого ИФ отдается на доверительное управление специальной организации – управляющей компании.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налогообложение паевых инвестиционных фондов 470 руб.
  • Реферат Налогообложение паевых инвестиционных фондов 250 руб.
  • Контрольная работа Налогообложение паевых инвестиционных фондов 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Поэтому рассмотрим более детально налогообложение данных ИФ

Особенности налогообложения

Так как паевый ИФ законодательно не является лицом юридическим, то фонд не должен выплачивать налог на прибыль. Так в виду организации паевого ИФ оплата налогов остается на учредителях или пайщиках.

При этом точный механизм налогообложения все еще находится в стадии проработки. В этой связи целесообразно рассматривать особенности на трех различных этапах:

  • создание паевого ИФ;
  • особенности налогообложения доходов;
  • оплата налогов при наступлении условий, при которых реализуются или погашаются паи.

Налогообложение при создании паевого ИФ

В момент создания Паевого ИФ, когда денежные средства переводятся в фонд, такие операции не облагаются НДС. Так, если фонд осуществляет операции с денежными знаками и различными ценными бумагами, то сложности с расчетом НДС не возникают. Однако, если планируется передать на доверительное управление фонду ценные бумаги, то с дохода от таких ценных бумаг должен быть уплачен налог на прибыль.

Налогообложение доходов паевого ИФ

Рассмотрим подробнее, если в паевом ИФ в силу законодательства нет четкой установленной системы налогообложения. Согласно со статьей 10 ФЗ «Об инвестиционных фондах» у пайщиков доход может образоваться тогда, когда пай будет погашен, и это не завит от роста имущества и дохода рассматриваемого фонда. В такой ситуации с юридической точки зрения плательщиками налога являются сами же пайщики. Однако, важно, что такая функция по уплате налога перенаправляется управляющей компании данного паевого ИФ. Важно, то для самих пайщиков льготы в НК РФ не предусматриваются, поэтому предполагается уплата налогов в общем порядке.

Такая же ситуация наблюдается и в случае налога на имущество, формально плательщиками которого являются пайщики. Налогообложение операций с паями.

Определение 1

Итак, пай – это особый вид ценной бумаги, особенность которого в том, что паи являются именными. Если собственник примет решение продать пай, то согласно НК РФ, необходимо оплатить налог на прибыль, но такая операция не будет являться объектом для начисления НДС. Так НДС в данном случае не будет начисляться.

Налог на прибыль за полученный доход от реализации ценных бумаг рассчитывается в общем порядке. Обязанность по уплате такого налога ложится на пайщика, но возникают споры в суде в аспекте налогообложения паевых ИФ. НДФЛ пайщик должен уплатить в том случае, если будет продавать пай.

8 июня 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 172-ФЗ о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. В законе установлены преференции по налогу на прибыль для юридических лиц — жертвователей в социально ориентированные некоммерческие организации, а также в те, которые пострадали от распространения COVID-19. Кроме этого, перечисленные НКО освобождены от обязанности по уплате налогов за 2-й квартал 2020 года. Минэкономразвития России сформирован реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки. В него вошли 24 тысячи организаций.

Юрист Благотворительного фонда «КАФ» Константин Воробьёв не мог пропустить это историческое событие и ответил на главные вопросы о том, какими будут налоговые льготы для бизнеса на благотворительность, какие НКО могут получить эту помощь и какие ещё льготы ждут некоммерческий сектор.

Пойдём по порядку. Что изменилось в Налоговом кодексе?

Безвозмездная передача имущества социально ориентированным некоммерческим организациям теперь признаётся внереализационным расходом (ст. 265 НК РФ), то есть плательщики налога на прибыль смогут уменьшить налоговую базу (доход) также на величину переданных пожертвований, но в размере не более 1% от выручки, полученной в результате реализации товаров (услуг, работ).

Главные меры поддержки НКО и предпринимателей во время пандемии

Чем вызвано решение принять эту поправку?

Причина исключительно политическая — срочная помощь некоммерческим организациям в привлечении финансовых ресурсов. Это не закономерная эволюция правил определения расходов по налогу на прибыль, так как положения главы 25 НК РФ, посвящённые регулированию налога, ещё со времени принятия в 2001 году содержат требование об экономической оправданности (п. 1 ст. 252 НК РФ) любых затрат для уменьшения налоговой базы, из чего до настоящего дня логично следовало, что расходы в виде безвозмездной передачи имущества (целевые поступления) и целевого финансирования не учитываются для целей налогообложения в силу прямого указания п.п. 16–17 ст. 270 НК РФ, так как не являются обязательными для предпринимательской деятельности и не связаны с получением прибыли в дальнейшем. Позиция налогового органа последовательно основывалась на том, что указанные расходы не имеют экономического обоснования и поэтому не могут быть приняты к вычету.

Так что можно с уверенностью сделать вывод, что поручение президента о необходимости поддержки социально ориентированных НКО и его реализация в форме изменения статей 265 и 270 НК РФ меняет и сложившийся подход к пониманию расходов при определении объекта налогообложения.

Какие компании смогут воспользоваться такой льготой?

Все юридические лица, которые уплачивают налоги в рамках общей системы налогообложения. К ним относятся главным образом организации, не применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН). То есть речь в первую очередь идёт о крупных и очень крупных компаниях, которым закрыт доступ к упрощённой системе налогообложения — к примеру, для перехода на УСН доходы компании по итогам девяти месяцев не должны превысить 112,5 млн рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Вычет распространяется только на передачу вещей?

Нет, гораздо шире! Категория имущества в соответствии со ст. 128 ГК РФ включает в себя как вещи, так и имущественные права, в том числе безналичные денежные средства, ценные бумаги. Другими словами, всё, что может выступать предметом договора пожертвования, может быть отнесено к вычету.

Кто может получить эту помощь?

Список получателей ограничен, это не все НКО, но получить помощь несложно, для этого будут сформированы два реестра организаций. Учитываются расходы по передаче имущества социально ориентированным организациям, которые отвечают следующим критериям:

  1. получатели грантов Фонда президентских грантов с 2017 года;
  2. получатели субсидий и грантов по программам федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти с 2017 года;
  3. наличие статуса исполнителя общественно полезных услуг, поставщика социальных услуг.

Из соответствующих критериям организаций будет составлен реестр социально ориентированных НКО, пожертвования которым и будут приняты к вычету в качестве внереализационных расходов.

Кроме этого, аналогичные льготы предусмотрены для НКО, в наибольшей степени пострадавших в связи с распространением коронавирусной инфекции. Реестр указанных организаций и критерии включения в него будут впоследствии разработаны под контролем правительства Российской Федерации.

Уже к 1 июля 2020 года уполномоченному на ведение реестров органу поручено предоставить сведения об организациях, включённых в соответствующие реестры. Поэтому долго ждать реализации нововведений не придётся.

Зачем так ограничивать круг благополучателей?

Идея создания реестра социально ориентированных НКО заключается в следующем:

  • с одной стороны — в условиях ограничения по времени и необходимости принятия срочных мер поддержки стимулировать крупный бизнес к участию в благотворительной деятельности;
  • с другой стороны — не допустить злоупотреблений, использования некоммерческого сектора в качестве способа ухода от налогов.

Следуя такой логике, в реестр (по всей видимости, автоматически) будут включены уже проверенные организации: на федеральном уровне — Фондом президентских грантов, правительством РФ и министерствами, а на региональном и местном — органами власти субъектов и местного самоуправления. Таким образом, удастся в короткий срок сформировать максимально широкий круг надёжных и проверенных благополучателей.

Нужно будет подавать заявку на включение в реестр?

Пока неизвестно, но логично предположить, что в целях экономии времени данные о грантополучателях Фонда президентских грантов, федеральных, региональных и местных конкурсов и субсидий будут объединены с данными реестров поставщиков социальных услуг и исполнителей общественно полезных услуг в один большой реестр социально ориентированных организаций.

Поэтому есть вероятность, что заявку подавать не придётся, процесс будет устроен автоматически.

Получится ли избежать мошенничества, вызванного похожей нормой в 1990-е?

Определённо!

Действовавший до этого Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» содержал условие о возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли за счёт взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды и так далее.

Причём перечень возможных получателей ежегодно расширялся и к 2001 году включал в себя даже общероссийские общественные объединения, специализирующиеся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений — отсутствие как системного регулирования, так и предварительных проверок благонадёжности получателей пожертвований стало причиной массовых мошеннических действий в целях ухода от уплаты налога в полном объёме.

Предложенные законодателем чёткие критерии отбора социально ориентированных некоммерческих организаций, а также участие органов государственной власти разных уровней в проверке их статуса помогут избежать совершённых ошибок и сделать процедуру включения в реестр прозрачной.

Что делать НКО, если она не подпадает под критерии включения в реестр, но очень хочет оказаться в нём?

Многое зависит от ресурсов и эффективности деятельности некоммерческой организации. Но, пожалуй, самый быстрый путь — статус исполнителя общественно полезных услуг. Решение принимает Минюст России и его территориальные подразделения, а сам порядок регулируется Постановлением правительства РФ от 26.01.2017 № 89 (ред. от 10.03.2020) «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг».

Главным образом, организации необходимо получить заключение о соответствии качества оказываемых услуг установленным критериям.

В зависимости от вида общественно полезной услуги определяется орган, который и осуществляет оценку. Так, к примеру, психологическая поддержка безработных граждан — Минтруд России; содействие в предоставлении бесплатной юридической помощи детям, инвалидам и другим категориям граждан — Минюст России; оказание медицинской, социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, — Минздрав России и так далее.

Среди критериев оценки качества — квалификация и опыт работы сотрудников, отсутствие жалоб на действия некоммерческой организации, объём, сроки и качество предоставления услуг, открытость и доступность информации о некоммерческой организации. К заявлению необходимо приложить все обосновывающие соответствие критериям документы (справки, характеристики, экспертные заключения), а также подтверждение отсутствия задолженности по налогам и сборам.

В случае выдачи положительного заключения Минюст России или его территориальные органы дополнительно проверят достоверность представленных сведений и надлежащее оформление документов, после чего примут решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг — что будет также основанием для включения его в реестр социально ориентированных организаций.

В любом случае для крупных фондов не будет проблем с получением субсидии/гранта или с тем, чтобы стать таким исполнителем — это работает в заявительном порядке.

Открыт ли доступ в реестр для иностранных агентов?

Прямых ограничений нет. Необходимо учитывать, что иностранные агенты, к примеру, не могут быть исполнителями общественно полезных услуг, но имеют право участвовать в грантах ФПГ, а также конкурсах и субсидиях исполнительных органов власти — таким образом, иностранные агенты могут рассчитывать на включение в реестр, однако им придётся проявить больше активности.

Когда должно быть совершено пожертвование, чтобы его можно было учесть в качестве расхода?

Норма применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года. Таким образом, все пожертвования, сделанные в 2020 году социально ориентированным НКО, включённым в новый реестр, могут быть приняты к вычету.

Хорошо! Перейдём к уплате налогов — какие здесь нововведения?

Всё просто! Две перечисленные группы некоммерческих организаций (социально ориентированные и пострадавшие от коронавируса) освобождены от обязанности по уплате следующих налогов на период пандемии:

  1. налог на прибыль — в части ежемесячных авансовых платежей во втором квартале 2020 года;
  2. налог в рамках применения УСН — в части авансового платежа за полугодие (уменьшенного на сумму за первый квартал) 2020 года;
  3. налог на имущество организаций — в части налога и авансовых платежей за период владения объектом с 1 апреля по 30 июня 2020 года;
  4. налог на доходы физических лиц, исчисляемый и уплачиваемый в соответствии с п. 1 ст. 227 НК РФ — в части авансового платежа, исчисленного за полугодие 2020 года (уменьшенного на сумму за первый квартал).

А также земельного, транспортного, единого сельскохозяйственного налогов, торгового сбора и других.

Помимо налогов, организации также освободили от уплаты страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май и июнь 2020 года.

О других мерах поддержки НКО и предпринимателей во время пандемии Константин Воробьёв писал в предыдущей статье. Эти меры будут актуальны, пока продолжается пандемия коронавируса.