Положение о структурном подразделении 2018

Задачи и функции управления распределены между участниками управленческого процесса, который осуществляется в рамках определенной структуры управления.

Вообще организационная функция управления обеспечивает регулирование технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности компании. Она конкретизирует и упорядочивает работу менеджера и исполнителей. Управление производственными отношениями должно целенаправленно осуществляться через организаторскую деятельность, т. е. через распределение задач.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие организации как единого целого.

Организационная структура компании зависит от целей и задач, стоящих перед ней, и определяется размещением в пространстве структурных подразделений, которые расположены на одной территории и объединяются в единое целое вследствие подчинения общему руководству. Кроме этого, формирование структуры может обуславливаться выпуском определенного продукта, ориентированностью на конкретного потребителя, использованием тех или иных технологий и т. д.

Иногда структура управления современных компаний зависит от инновационных заказов. В этом случае одни подразделения занимаются налаженным производством, дающим прибыль, а другие — разработкой и освоением новой продукции или услуг, приносящих в первое время убытки.

Структура управления компании, как правило, определяется сразу несколькими принципами и является многомерной. Наряду с территориальными и другими принципами, присутствует и функциональный, в соответствии с которым структура фирмы находится в прямой зависимости от таких видов ее деятельности, как производство, сбыт, финансы и т. д.

В структуре управления выделяют звенья (элементы), уровни (ступени) и связи (горизонтальные и вертикальные).

К звеньям (или элементам) управления относятся структурные подразделения (отделы — в крупных фирмах), а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления или часть их, т. е. менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

Под уровнем управления понимают совокупность его звеньев, занимающих определенную ступень в. системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии, т. е. менеджеры более высокого уровня управления принимают решения, которые доводятся до нижестоящих звеньев. Вертикальное разделение труда указывает на то, что на каждой последующей ступени управления (от низшего звена к высшему управленческому звену) находится меньше людей, чем на предыдущей.

Отношения между отдельными звеньями и уровнями управления поддерживаются благодаря связям, которые делятся на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования.

Вертикальные связи — это связи подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления.

Связи в структуре управления могут быть линейными и функциональными.

Линейные связи отражают движение информации между линейными руководителями (лицами, отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений). Функциональные связи имеются там, где происходит обмен информацией по тем или иным функциям управления.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены функции и задачи управления, а следовательно, права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления рассматривают как отражение разделения и объединения управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. В соответствии с этим построение структуры управления организацией требует:

  • — группировки всех видов работ по функциям, обязанностям или задачам;
  • — формирования соответствующих отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей;
  • — установления полномочий по принятию решений и отношений между отделами, рабочими группами и отдельными работниками по поводу выполнения ими функций, обязанностей и задач;
  • — формирования каналов коммуникаций и механизмов, обеспечивающих координацию и передачу решений по вертикали и но горизонтали.

В связи с этим приведем определение нескольких важных понятий, имеющих непосредственное отношение к структуре управления: «полномочия», «ответственность», «делегирование» и «власть».

Полномочия — это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчиненных на выполнение соответствующих задач. Их определяют так же, как делегированное или принадлежащее данной должности право использовать ресурсы организации.

Ответственность — это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение.

Полномочия и ответственность связаны между собой: полномочия без ответственности создают условия для неограниченной власти и вседозволенности, а ответственность без предоставления необходимых полномочий — это безграмотное и в результате безответственное отношение к собственным обязанностям.

Делегирование — это передача полномочий и задач, принятых к решению, лицу, которое берет на себя ответственность за их выполнение.

Власть — это право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении.

Для поведения работников, наделенных властью и правом принимать решения, должно быть присуще следующее:

  • — понимание целей и стратегии организации;
  • — личная ответственность за результаты труда;
  • — постоянная оценка эффективности своего труда и стремление к поиску путей ее повышения;
  • — забота о привлечении необходимых ресурсов;
  • — инициативная помощь другим работникам в интересах повышения общей эффективности;
  • — изменение роли менеджера, выступающего больше как наставник и помощник, а не администратор.

Построение структуры управления компании зависит от следующих факторов — организационно-правовой формы, в которой зарегистрирована организация в органах юстиции, вида деятельности, размера предприятия, формы собственности и др.

В основу построения структур управления организацией положены такие принципы, как достаточная целесообразность, гибкость, минимальное количество звеньев, минимизация персонала, высокая квалификация персонала, минимизация накладных расходов и др.

Универсальных рекомендаций по построению структур управления для организаций индустрии туризма и сервиса нет. Организационная структура может неоднократно изменяться в зависимости от конкретной ситуации и должна быть всегда адекватна поставленной цели.

Рассмотрим классификацию и типы организационных структур управления.

Теория и практика менеджмента предлагают два типа структур управления: иерархический и органический.

Иерархическая структура характеризуется следующими признаками: четкое разделение труда; иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм при выполнении менеджерами своих задач и обязанностей; формализм, с которым официальные лица исполняют свои обязанности; осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.

Органическая структура управления характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Такая структура мобильна, ее форму легко менять, адаптируя к выполнению сложных или принципиально новых проектов и к новым условиям. В большинстве случаев органические структуры создаются на какой-то период для реализации конкретных проектов, программ или решения определенных проблем.

Иерархический тип структуры управления имеет много разновидностей, но самой распространенной является линейно-функциональная организация управления. В основу линейно-функциональной структуры положены так называемый шахтный принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам компании (маркетинг, производство, финансы, персонал и т. д.).

по

По каждой из них формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю структурную организацию компании сверху донизу.

Опыт использования линейно-функциональных структур показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Недостатками данной структуры управления являются невозможность быстрого реагирования на меняющиеся условия внешней среды, отсутствие гибкости во взаимоотношениях, например, между структурными подразделениями туристской организации из-за применения формальных правил и процедур. В результате все эти негативные моменты сказываются на скорости и своевременности принятия управленческих решений.

Аналогичные характеристики имеет и так называемая линейноштабная структура управления, также предусматривающая функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней.

Другой разновидностью иерархического типа организации управления является дивизиональная структура, которая характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением. В дивизиональной структуре главную роль в управлении компанией играют уже не руководители функциональных подразделений, а руководители отделений, производящих определенный продукт. При такой структуре управления структуризация туристской организации по отделениям производится следующим образом: либо это специализация по производству определенного продукта, либо потребительская, либо региональная, что позволяет обеспечить более тесную связь производителя туристского продукта с потребителем и быстрое реагирование организации на изменения, происходящие во внешней среде.

К структурам органического типа относятся проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления.

Структуры управления, относящиеся к органическому типу, не эффективны там, где не совершенствуется система контроля, планирования, стимулирования, не поддерживается стремление персонала к самовыражению и саморазвитию.

Недостатки современных организационных структур управления свидетельствуют о преобладании в них элементов классического типа и недооценке проблемных элементов. Причины недостатков — нерациональная специализация управленческой деятельности, отсутствие координирующих подразделений, недостаточная квалификация управленческих кадров.

В основе организации работы компании лежит технология ее деятельности. Организационная деятельность строится и осуществляется по правилу управленческого цикла, т. е. включает в себя все его компоненты: прогнозирование, целеполагание, планирование процесса достижения целей, основная деятельность, контроль за исполнением планов, оперативное регулирование. Но основная деятельность — прош цесс производства и продаж продукта — в нашем случае туруслуг — первична. Все остальное вторично.

При этом каждое подразделение и каждый работник должны заниматься делом, за которое отвечают только они. Для этого они должны быть наделены соответствующими полномочиями, т. е. правом распоряжения ресурсами, и осуществлять необходимое взаимодействие с другими подразделениями и работниками.

Итак, структура управления организацией — это совокупность подразделений и должностей с закрепленными за ними работами и полномочиями распоряжаться ресурсами фирмы. Она представляет собой, образно говоря, проект машины по производству продуктов и услуг. Совокупность поставленных целей, корпоративных ценностей, результатов и вознаграждений, как материальных, так и моральных, составляет систему стимулирования труда, основу мотивации персонала.

При выборе структуры управления имеет смысл ориентироваться на стадию развития фирмы. Организационная структура определяется решениями владельцев фирмы и обуславливает:

  • — состав участников (субъектов) корпоративной деятельности — подразделения и сотрудники — с возложенными на них обязанностями — задачами и функциями, вытекающими из миссии корпорации;
  • — взаимоотношения между элементами организационной структуры при управлении корпоративной деятельностью.

Элементы организационной структуры вводятся в действие при назначении и установлении компетенции должностных лиц:

  • — должность — при занятии ее конкретным лицом;
  • — подразделение — при назначении его руководителя.

Классик менеджмента Питер Друкер (2000 г.) писал: «Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен. И, наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше среднего школьного, во всех развитых странах мира проведут всю свою жизнь в качестве управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организаций. Могу добавить, что их учителя относятся к этому числу».

Таким образом, структура управления организации является неотъемлемой составной частью структуры организации и строится в соответствии с целями и стратегией ее развития. Это предопределяет подходы и принципы, которыми следует руководствоваться при проектировании или изменении структуры управления.

О введении в действие положения о фирме

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 1927 года

О введении в действие положения о фирме

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР
постановляют:

1. Утвержденное сего числа положение о фирме ввести в действие по истечении одного месяца со дня его опубликования.

2. Поручить центральным исполнительным комитетам союзных республик к указанному в ст.1 сроку привести законодательство республик в соответствие с положением о фирме и опубликовать перечни законов, утративших силу с введением в действие упомянутого положения.

Председатель ЦИК Союза ССР
М.Калинин
Зам. Председателя СНК Союза ССР
А.Цюрупа
Зам. Секретаря ЦИК Союза ССР
Пахомов
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
ЦИК Союза ССР и
СНК Союза ССР
от 22 июня 1927 года

Положение о фирме

1. Фирма государственного предприятия должна содержать указание предмета его деятельности, того государственного органа, в непосредственном ведении которого предприятие состоит, и вида предприятия (трест, синдикат, торг и т.п.).

2. Фирма предприятия, принадлежащего кооперативной организации, должна содержать указание предмета его деятельности и вида кооперативной организации (потребительской, промысловой, сельско-хозяйственной и т.п.), а если кооперативная организация является союзом кооперативов, то сверх того также указание степени объединения (губернский, областной, районный и т.п. союз).

3. Фирма предприятия, принадлежащего акционерному обществу (паевому товариществу) или товариществу с ограниченной ответственностью, должна содержать указание предмета деятельности предприятия и вида товарищества («акционерное общество», «паевое товарищество», «товарищество с ограниченной ответственностью» или сокращенно «акц. об-во», «т-во с о/о» и т.п.).

4. Фирма предприятия, принадлежащего полному товариществу или товариществу на вере, должна содержать указание предмета деятельности предприятия, вида товарищества («полное товарищество», «товарищество на вере» или сокращенно «п/т», «т-во н/в»), а также фамилии и полностью или в инициалах имена и отчества неограниченно ответственных участников товарищества.
При наличии в полном товариществе более двух участников товарищества, а в товариществе на вере более двух неограниченно ответственных участников товарищества, разрешается указывать в фирме лишь двух неограниченно ответственных участников товарищества, с добавлением слов: «и компания» или сокращенно «и Ко».

5. Фирма предприятия, принадлежащего единоличному владельцу или нескольким лицам, не объединенным в товарищество с правами юридического лица, должна содержать указание предмета деятельности предприятия, а также фамилии владельцев и полностью или в инициалах их имена и отчества.
Если совладельцев больше двух, то в фирме могут быть указаны фамилии двух совладельцев с добавлением слов: «и совладельцы».

6. Фирма указанных в ст.ст. 1-3 предприятий, сверх-упомянутых в этих статьях указаний, должна содержать указания, необходимые для отличения предприятия от других однородных предприятий (специальное наименование, номер и т.п.).

7. В фирму, помимо обозначений, указанных в ст.ст. 1-6, могут быть включены также и другие обозначения, в том числе сокращенное фирменное наименование.
Не дозволяется включать в фирму обозначения, способные ввести в заблуждение.
В случае изменения наименований населенных пунктов, названия которых включены в фирму, последняя автоматически изменяется.

8. Право на фирму состоит в праве исключительного пользования фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, рекламах, на бланках, на счетах, на товарах предприятия, их упаковке и т.п.
Указанное право исключительного пользования распространяется на сокращенное фирменное наименование лишь при условии включения его в полное фирменное наименование (ст.7).

9. Каждое заведение предприятия, открытое для доступа публики (магазин, контора и т.п.), должно иметь на видном месте надпись с обозначением полного фирменного наименования. В остальных случаях допускается пользование как полным, так и сокращенным фирменным наименованием.

10. Право на фирму возникает с момента, когда фактически началось пользование фирмою, при условии соответствия ее требованиям настоящего постановления. Фирменное наименование не подлежит особой регистрации, независимо от регистрации предприятия.

11. Всякий, кто на основании настоящего постановления обладает правом на фирму, может требовать в судебном порядке прекращения пользования тождественной или сходной фирмой со стороны других лиц, а равно возмещения убытков, причиненных таким пользованием, поскольку у него право на фирму возникло раньше других и поскольку вследствие тождества или сходства фирм возникает возможность их смешения.

12. Право на фирму не может быть отчуждено отдельно от предприятия.
В случае перехода предприятия к новому владельцу, таковой может пользоваться прежней фирмой предприятия лишь с согласия прежнего владельца или его правопреемников, и лишь при условии добавления к ней указания на преемственную связь.

13. Право на фирму прекращается с прекращением самого предприятия или с переходом предприятия к новому владельцу, за исключением случаев, предусмотренных во второй части ст.12.

14. Нарушение правил настоящего положения влечет за собой ответственность согласно законодательству союзных республик.

Председатель ЦИК Союза ССР
М.Калинин
Зам. Председателя СНК Союза ССР
А.Цюрупа
Зам. Секретаря ЦИК Союза ССР
Пахомов

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
«СП СССР», N 40, 1927 год.

Документ : Положение о подразделении

Положение о подразделении

В сложное время экономического кризиса как никогда актуален вопрос о максимально четком и точном документировании работы предприятия, его структуры, обязанностей и ответственности каждого подразделения и работника. Четкое «бумажное” распределение обязанностей, структуры подотчетности, технологических процессов — залог четкой работы предприятия как единого механизма. Одним из видов документов, необходимых для «бюрократизации”, являются организационные документы и, в частности, положения о подразделениях.

С целью единообразия составления и оформления организационно-распорядительных документов, управления документационными процессами и введения системы автоматизации документационного обеспечения управления разработан ДСТУ 4423-1:2005. Информация и документация. Управление документационными процессами. Часть 1. Основные положения, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 02.12. 2005 г. № 345 (действует с 01.04.2007).

ДСТУ 4423-2:2005 «Информация и документация.

Управление документационными процессами. Часть 2. Установки, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 30.06.2005 № 156 (действует с 01.01.2007).

Организационными документами субъекта хозяйствования являются решения о его создании или учредительный договор, в случаях, предусмотренных законом, — устав (положение) субъекта хозяйствования, а также инструкции, правила, положения о подразделениях.

Положение — нормативно-правовой акт, который устанавливает структуру и функции какого-либо органа или определяет формы и условия определенной деятельности.

В функции положения входит определение основных правил организации и деятельности государственных органов и их структурных подразделений, учреждений, организаций, предприятий, их филиалов и подразделений.

Положения бывают типовые (разрабатываются для системы учреждений и предприятий) и индивидуальные (на основе типовых — для структурного подразделения, филиала).

Обязательными реквизитами положений являются наименование вида документа, дата документа, заглавие к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.

Текст положений состоит из следующих основных разделов: общая часть, основные задачи, функциональные обязанности, права, ответственность.

Положение об организации (филиале) утверждается распорядительным документом высшего органа управления.

Положение о структурном подразделении составляется его руководителем и утверждается руководителем предприятия путем издания распорядительного документа.

Пример. Положение об отделе статистики торговли Харьковского областного управления статистики составлено начальником этого отдела и утверждено начальником Харьковского областного управления статистики путем указания грифа «УТВЕРЖДЕНО” на титульном листе Положения.

Текст положения о структурном подразделении (отделе, секторе) включает следующие разделы:

Общие положения — указывается полное официальное название структурного подразделения, чем руководствуется структурное подразделение в своей деятельности, кому подчиняется, отмечается порядок планирования работы, назначения и освобождения от должности руководителя структурного подразделения;

Основные задачи — отмечается перечень основных задач, регламентирующих деятельность структурного подразделения по организационно-юридическим признакам и по содержанию деятельности;

Функции — перечисляются функции, которые выполняет структурное подразделение (отдел, сектор) (учет, анализ, создание банка данных, участие в разработке проектов, организационно-предписывающих документов, контроль и т.п.) с целью осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности структурного подразделения;

Структура — отмечается структура и штатная численность структурного подразделения (отдела, сектора);

Права и обязанности — перечисляются права, которыми может пользоваться структурное подразделение для осуществления своих полномочий при выполнении возложенных на него задач и обязанностей, предусматриваемых требованиями этих заданий;

Начальник подразделения- указывается, кем назначается и освобождается от должности начальник подразделения, его обязанности, а также фамилия его заместителя;

Ответственность — указываются виды ответственности, которую будут нести работники структурного подразделения в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей;

Взаимодействие — приводится перечень подразделений и организаций, с которыми взаимодействует структурное подразделение, и по каким вопросам.

Обязательными реквизитами положения о структурном подразделении являются наименование вида документа, заглавие к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.

Образец

УТВЕРЖДЕНО
Начальник Харьковского
областного управления статистики
______________________________
«___”________200__р.

Положение
об отделе статистики торговли
Харьковского областного управления статистики

1.Общие положения

1.1. Отдел статистики торговли — структурное подразделение Харьковского областного управления статистики.

1.2. Отдел непосредственно подчинен начальнику управления, а по вопросам экономической, статистической работы и по вопросам показателей отрасли статистики торговли, общественного питания — заместителю управления, согласно распределению функциональных обязанностей.

2.3адачи и функции отдела

2.1. Главными задачами отдела статистики торговли являются: реализация государственной политики в отрасли статистики; сбор, разработка, обобщение и всесторонний анализ статистической информации о процессах, которые происходят в экономической, социальной жизни региона; обеспечение гибкости форм и методов сбора данных в условиях изменений структуры народного хозяйства, органов управления, развития разных форм собственности, рыночных отношений; внедрение статистической методологии, которая базируется на результатах научных исследований, международных стандартах и рекомендациях, обеспечения достоверности, обьективности, стабильности и целостности статистической информации.

3. Права отдела

3.1. Отдел имеет право получать в установленном порядке безвозмездно от всех расположенных на территории региона юридических лиц, лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений данные, а также объяснения, которые прилагаются к отчетности.

4. Взаимодействие с другими подразделениями

5. Ответственность

5.1. Начальник отдела несет персональную ответственность за качество и своевременное выполнение возложенных на отдел задач и функций, указаний и др.

Начальник отдела статистики торговли O.K. Дмитрусенко

Согласовано:

Заместитель начальника управления Д.Г. Кондратюк
Ведущий юрисконсульт Р.Ю. Арнольдов

«Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 9-10 (687-688),
09 марта 2009 г.
Подписной индекс 40783

Положение подразумевает под собой нормативный акт, который позволяет определить порядок формирования, внутреннюю структуру, права, компетенцию, обязанности, а также основные функции компании, её отдельных служб, комиссий (коллегиальных органов).

Положения бывают:

  • типовыми (создаются управляющими органами (отраслевыми/государственными) для компаний, производственных и прочих предприятий, комиссий, которые занимаются однотипной деятельностью (в частности, для хозяйственной службы, бухгалтерского отдела)).
  • индивидуальными (создаются для определённой компании с учётом специфики её функционирования ).
    Отдельно можно также выделить положения о проведении определённых мероприятий (положение УЗ «МКДЦ» о принятии участия в смотре-конкурсе на звание «Лучшего медработника»).

Положение об организации

На основании представленного документа функционируют все государственные компании бюджетного типа. В частности, в нём устанавливается статус предприятия, порядок его формирования, структура, основная компетенция, обязанности, место, занимаемое в системе управления, схема проведения процедуры реорганизации.

Структура рассматриваемого документа зачастую включает часть, где прописываются вопросы, касающиеся проведения контроля, проверки деятельности, ревизии предприятия.

При оформлении компанией положения в обязательном порядке нужно указывать полное название вышестоящей компании, название самого предприятия, вид документации, № регистрации, дату, гриф утверждения.

Если административная практика предприятия подразумевает наличие разветвлённой структуры, применяется несколько другой тип положения. В подобного рода ситуации основное его назначение – определение/разг раничение компетенции, функций отдельных служб.
Положения о структурных подразделениях (службах)

Представленные документы служат для:

  • объяснения сотрудникам предприятия их прав, обязанностей, компетентности;
  • оценки работы персонала, принятия в будущем решения о направлении его на обучение, а также о его перемещении, поощрении либо взыскании;
  • определения действий, которые должны осуществляться персоналом;
  • контроля текущей деятельности предприятия;
  • отбора кандидатов на вышестоящую должность;
  • защиты сотрудников компании, работодателя, предприятия;
  • обеспечения позитивной корпоративной культуры.
    Что касается структуры текста положения, его формуляра, то они являются унифицированными (регламентируютс я УСОРД).

Напомним, что представленный нормативный акт оформляется на фирменном банке компании и содержит такую информацию:

• название подразделения;

• название вида документации;

• дату регистрации;

• гриф утверждения.

Положения о структурных подразделениях подписываются лицом, которое является их разработчиком. Затем бумага визируется юрисконсультом, утверждается руководством компании. Документ приобретает силу с даты, указанной в грифе (заверяется печатью предприятия). Как правило, он содержит ряд разделов, а именно:

«Общие положения»
Здесь прописывается степень подчинённости, уровень самостоятельност и службы, управляющий орган, которому она подчиняется. Здесь же приводятся документы, которыми должно руководствоватьс я подразделение в ходе своей работы.

«Цели и задачи»
В представленном разделе формулируется цель, перечень задач рассматриваемой службы.

«Функции»
Здесь всесторонне характеризуется работа службы, приводится подробный список функций, обеспечивающих урегулирование возникающих вопросов, решение всех поставленных задач.

«Права, обязанности»
Указанный раздела включает перечень прав, которыми наделено подразделение (при этом подчёркивается их соответствие современным законам, нормативной, правовой документации, разработанной правительством, управляющими органами, бумагам, которые регламентируют деятельность предприятия).

«Руководство»
В представленном разделе прописывается название должности руководителя службы, требования, предъявляемые к его уровню образования, стажу непрерывной работы в рассматриваемой области. Вместе с тем здесь же определяются его обязанности, компетенция, права. В частности, руководитель должен координировать работу персонала, заниматься планированием деятельности службы, осуществлять контроль над работой сотрудников, принимать участие в создании методических и прочих материалов. При этом он устанавливает степень ответственности заместителей, утверждает определённые бумаги, издаёт распоряжения по назначению/освоб ождению от должности и пр.

«Взаимоотношения с иными службами»
В представленном разделе прописываются взаимосвязи, возникающие между отдельными подразделениями в ходе управленческой, хозяйственной деятельности, взаимные права, обязанности сторон, периодичность обмена данными.
Общие правила написания положений:

1) Текст положений необходимо писать от третьего лица (в единственном либо множественном числе). При этом он должен включать слова типа «следует», «должен», «требуется», «необходимо», «не допускается», «запрещается».

2) Заголовок положения должен отвечать на вопрос «о чём?».

3) Разделы документа необходимо нумеровать (с помощью римских либо арабских цифр). Пункты могут делиться на подпункты, которые, как правило, имеют буквенную/цифровую нумерацию.