Положение о представительстве иностранной компании

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
от 31 декабря 1999 года
О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации

1. Положение разработано во исполнение Федерального закона Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 N 160-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц» от 21 декабря 1999 года N 1419.

2. В целях введения единого порядка аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, возложить аккредитацию и ведение государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, на Управление аккредитации Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации.

3. Государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, включает в себя комплект документов, необходимых для аккредитации филиала иностранного юридического лица и электронную базу данных, содержащую информацию об иностранном юридическом лице и его аккредитованном филиале, сведения об изменениях и дополнениях в документах, касающихся деятельности иностранного юридического лица и его филиала, и сведения о ликвидации.

4. Положение определяет основные понятия, принципы и нормы, регламентирующие проведение аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации.

5. Основные понятия, встречающиеся в Положении:
Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации (Палата) — государственное учреждение, ответственное за аккредитацию и ведение государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории России, осуществляющая контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиалов.
Государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации — систематизированный свод достоверных сведений о филиалах иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации.
Доверенность — письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.
Иностранная рабочая сила — лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно въехавшие на территорию России с целью осуществления трудовой деятельности.
Иностранное юридическое лицо — организация, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена и зарегистрирована.
Филиал иностранного юридического лица — обособленное подразделение иностранного юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все функции или их часть, в том числе функции представительства.

6. Филиалы иностранных юридических лиц создаются в целях осуществления на территории Российской Федерации деятельности, которую осуществляет головная организация за пределами Российской Федерации.

7. Филиал иностранного юридического лица не является юридическим лицом и наделяется имуществом, создавшего его юридического лица, и действует на основании утвержденного положения.
Руководители филиалов иностранных юридических лиц назначаются иностранным юридическим лицом и действуют на основание доверенности.

8. Государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, ведется с целью систематического учета филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, иностранных инвестиций, осуществляемых на территории России, обеспечения полной и достоверной информацией органов государственной власти, юридических и физических лиц, а также для проведения справочной и аналитической работы.

9. Филиал иностранного юридического лица считается аккредитованным на территории Российской Федерации с момента внесения информации в государственный реестр филиалов иностранных лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, и выдачи Свидетельства установленного образца.

10. Внесение в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации означает включение в автоматизированную базу данных сведений об иностранном юридическом лице, присвоение реестрового номера, выдачу Свидетельства установленного образца и проставление отметки о внесении в государственный реестр на положении о филиале.

11. Свидетельство об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, является документом, подтверждающим права на осуществление деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации.

12. В Свидетельстве об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, указываются:
— полное и сокращенное (если необходимо) наименование иностранного юридического лица на русском языке;
— страна регистрации иностранного юридического лица;
— название населенного пункта, где расположен филиал иностранного юридического лица на территории Российской Федерации;
— срок, на который филиал иностранного юридического лица аккредитуется на территории Российской Федерации;
— номер Свидетельства;
— дата выдачи Свидетельства.

13. Свидетельство об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, подписывается Председателем Палаты и заверяется гербовой печатью.

14. Иностранное юридическое лицо, принявшее решение об аккредитации своего филиала на территории Российской Федерации, представляет в Палату следующие документы:
— письменное заявление на фирменном бланке, подписанное руководителем иностранного юридического лица, с указанием:
наименования, организационно-правовой формы, даты регистрации, места нахождения, вида деятельности и информации о деловых связях с российскими партнерами, перспектив развития сотрудничества иностранного юридического лица, цели открытия филиала иностранного юридического лица и места нахождения на территории Российской Федерации. Заявление составляется на русском языке.
— устав иностранного юридического лица;
— свидетельство о регистрации иностранного юридического лица или выписку из торгового реестра;
— решение иностранного юридического лица об открытии филиала в Российской Федерации;
— положение о филиале, где должны быть указаны наименование филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом и другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала;
— рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо и подтверждающее его платежеспособность.
Документы, исполненные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык, нотариальному заверению и легализации консульскими учреждениями Российской Федерации или апостилем (для стран-участниц Гаагской конвенции 1961 года).
По требованию Палаты предоставляется дополнительная информация о деятельности иностранного юридического лица.

15. Филиал иностранного юридического лица аккредитуется на срок до 5-ти лет с возможностью последующего продления аккредитации в случае обращения иностранного юридического лица в Палату. Срок аккредитации продлевается по письменному заявлению руководства иностранного юридического лица с приложением ежегодного отчета о деятельности филиала.

16. Руководство филиала иностранного юридического лица не позднее, чем за тридцать дней до истечения срока аккредитации филиала иностранного юридического лица, аккредитованного на территории Российской Федерации, имеет право обратиться в Палату с просьбой о продлении срока аккредитации.

17. За аккредитацию филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и продление аккредитации филиала иностранного юридического лица взимается плата, установленная Палатой.
За аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
Тарифы на работы и услуги, оказываемые Палатой, утверждены приказом Государственной регистрационной палаты РФ от 31 декабря 1999 года N 33/об

18. Аккредитация филиала иностранного юридического лица проводится Палатой в срок, не превышающий тридцати дней со дня представления комплекта документов, определенного в пункте 14 настоящего Положения, после чего выдается Свидетельство об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации.

19. Информация об аккредитованных филиалах иностранных юридических лиц публикуется в «Вестнике аккредитованных филиалов иностранных юридических лиц», издаваемом Палатой.

20. Руководство филиала иностранного юридического лица обязано ежегодно предоставлять в Палату отчет о деятельности филиала иностранного юридического лица, а также своевременно информировать Палату об изменениях в штате иностранных сотрудников филиала, изменении места нахождения и почтового адреса. В случае нарушения указанных требований Палата вправе аннулировать запись в государственном реестре и отозвать Свидетельство об аккредитации и внесении в сводный государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц.

21. Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

22. Палата может отказать в аккредитации филиала иностранного юридического лица если:
— не представлены документы, определенные в пункте 14 настоящего Положения;
— сообщена неточная или неверная информация об иностранном юридическом лице;
— деятельность иностранного юридического лица противоречит действующему российскому законодательству.

23. Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации только при получении соответствующего разрешения или подтверждения на право трудовой деятельности от Федеральной миграционной службы России.

24. Деятельность филиала иностранного юридического лица, аккредитованного на территории Российской Федерации прекращается:
— по истечению срока аккредитации, если иностранное юридическое лицо не обратилось в Палату с просьбой о продлении аккредитации;
— в случае ликвидации иностранного юридического лица, имеющего филиал, аккредитованный на территории Российской Федерации;
— по решению иностранного юридического лица, открывшего филиал;
— по решению суда;
— в случае если деятельность филиала иностранного юридического лица противоречит российскому законодательству.

25. Въезд в Российскую Федерацию иностранных сотрудников филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, осуществляется по паспортам или заменяющим их документам при наличии въездной визы, выданной Консульским учреждением Российской Федерации, на основании Приглашения Палаты.

26. По прибытии в Российскую Федерацию иностранные сотрудники филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, а также члены их семей обязаны сообщить в Палату об этом в трехдневный срок (исключая праздничные и выходные дни) с целью регистрации, регламентируемой правилами пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Председатель
Государственной регистрационной
палаты при Министерстве юстиции
Российской Федерации
В.П.Серегин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Публикация

Иностранные инвесторы, заинтересованные в развитии своей деятельности на российском рынке, могут выбирать следующие формы присутствия:

  • участие в уставных капиталах хозяйственных обществ, в том числе создание дочерних и зависимых организаций;
  • создание филиалов иностранных компаний и вложение средств в основные фонды созданных филиалов;
  • создание представительств и
  • создание отделений иностранной компании.

Создавая российские юридические лица, иностранные инвесторы выбирают преимущественно формы хозяйственного общества: общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, так как в соответствии с действующим гражданским законодательством их участники не отвечают по обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью организации, только в пределах стоимости принадлежащих им долей или акций (ст. 87, 96 Гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации).

Хозяйственные общества независимо от факта участия в них иностранного инвестора или размера его доли, в настоящее время регистрируются в инспекциях Федеральной налоговой службы (ФНС) по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа создаваемого общества (ст. 51, п. 2 ст. 54 ГК Российской Федерации), указанного в уставе. Определив адрес места нахождения единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, директора и т.п.), учредители регистрируют юридическое лицо в соответствующей инспекции ФНС. В столице все регистрационные действия осуществляет Межрайонная инспекция ФНС № 46 по г. Москве.
При регистрации хозяйственных обществ с иностранным участием инвестор-нерезидент может столкнуться с не установленной законодательными актами практикой.
Если единственным учредителем общества выступает иностранное юридическое лицо, бланки для регистрации данной организации, являющиеся обязательными документами для регистрации в Российской Федерации и подлежащие нотариальному заверению (п. 1.2. ст. 9 Федеральный закон от 08 августа 2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), подписывает непосредственный директор иностранной организации. Когда документы заверяются подписью доверенного лица, налоговая инспекция отказывает в регистрации на основании непредставления соответствующего бланка.
На практике эту проблему устраняют путем введения второго участника в создаваемое хозяйственное общество (возможно даже с долей уставного капитала 0,01%); им может стать любое физическое лицо, которое осуществит все необходимые регистрационные процедуры.
С 1-го января 2006 г. документы на регистрацию принимаются только при личном присутствии заявителя, т.е. лица, подписавшего регистрационные бланки. В соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы могут быть направлены по почте, но их отправят респонденту по адресу места нахождения создаваемого хозяйственного общества, что увеличит срок регистрации на период прохождения почтовой корреспонденции.
Помимо регистрации в инспекции ФНС акционерному обществу также необходимо зарегистрировать первый выпуск акций в Федеральной службе по финансовым рынкам. Документы на регистрацию первого выпуска акций должны быть поданы в течение одного месяца с момента регистрации нового юридического лица с иностранными инвестициями. При этом уплачивается государственная пошлина, составляющая в совокупности 20 тыс. руб. (ст. 333.33 Налогового кодекса (НК) Российской Федерации).
В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом считается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительство создается в случаях, когда иностранная компания впервые выходит на российский рынок или проводит маркетинговые исследования, а также для обеспечения доступности российских клиентов к головной организации, расположенной за рубежом. Филиал может в полной мере осуществлять коммерческую деятельность.
Филиалы и представительства иностранных юридических лиц подлежат аккредитации в соответствующих органах. Для представительств основным аккредитующим органом выступает Государственная регистрационная палата (ГРП) при Министерстве юстиции. Она же ведет сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний. Также можно пройти аккредитацию в Торгово-промышленной палате, однако позже необходимо будет обратиться в ГРП для внесения в соответствующий реестр.
По общему правилу филиалы аккредитуются только в ГРП. Но есть исключения для отдельных организаций, зависящие от специфики их деятельности. Филиалы банков аккредитуются при Центральном Банке Российской Федерации. О создании филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации необходимо уведомлять Министерство юстиции, которое ведет Реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (ст. 13.2 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Такого понятия как «отделение юридического лица» Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает. В Налоговом кодексе РФ под отделением понимается широкий перечень структурных подразделений юридического лица: филиал, представительство, бюро, контора и пр.
Если иностранная организация не уверена, что выходит на российский рынок надолго, хочет только изучить возможность и перспективы работы, не готова нести расходы по аренде помещений и содержанию штата сотрудников, однако имеет желание получить некий правовой статус и уплачивать налоги, то она может встать на налоговый учет как организация-нерезидент, не создавая юридическое лицо, филиал или представительство. Если деятельность компании будет осуществляться более 30 дней в году, то она встает на налоговый учет в специализированной налоговой (в Москве – в МИ ФНС № 47). При этом иностранной организации присваиваются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), появляется обязанность сдавать налоговую отчетность.
Если же иностранная организация заинтересована только в открытии счета в российском банке, планирует осуществлять деятельность в РФ менее 30 дней в году (непрерывно или по совокупности), то она встает на учет в налоговой по месту нахождения соответствующего банка (в Москве – МИ ФНС № 50). Данной организации также присваиваются ИНН и КПП, но при этом организация не должна подавать налоговую отчетность.
Сроки деятельности созданных структур. Основные расходы
При выборе формы присутствия иностранного инвестора немаловажными факторами могут оказаться срок деятельности форм присутствия и расходы, возникающие при создании хозяйственного общества, филиала, представительства или отделения иностранной компании (см. таблицу 1).
Хозяйственные общества создаются без ограничения срока, если иное не установлено их уставом (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 5 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208–ФЗ «Об акционерных обществах»).
Филиалы аккредитуются на срок от одного года до пяти лет, представительства – от одного года до трех лет. По истечении срока компания-нерезидент имеет право продлить срок аккредитации.
При создании отделения иностранное юридическое лицо становится на учет в налоговом органе без ограничения срока деятельности.
Таблица 1. Расходы

Форма присутствия иностранного инвестора Размер пошлины
Общество
с ограниченной ответственностью
Государственная пошлина — 4 тыс. рублей
Акционерное общество Государственная пошлина — 4 тыс. рублей
Филиал Пошлина зависит от срока аккредитации
Аккредитация сроком
на 1 год – 500 долл. + 120 тыс. руб.
на 2 года — 1000 долл. + 120 тыс. руб.
на 3 года — 1500 долл. + 120 тыс. руб.
на 5 лет — 2500 долл. + 120 тыс. руб.
Пошлина за продление:
на 1 год — 1000 долл.
на 2 года -1500 долл.
на 3 года — 2000 долл.
на 5 лет – 2500 долл.
Представительство Пошлина зависит от срока аккредитации
Аккредитация сроком
на 1 год — 1000 долл.
на 2 года — 2000 долл.
на 3 года- 2500 долл.
Пошлина за продление:
на 1 год – 1000 долл.
на 2 года – 1500 долл.
на 3 года — 2000 долл.
Отделение Государственных пошлин нет

Основные учредительные документы
Основной учредительный документ общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерного общества (АО) — устав. Устав ООО должен содержать полное и сокращенное наименование общества; сведения о месте нахождения общества, сведения о составе и компетенции управляющих органов, вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников, о порядке принятия органами решений данные о размере уставного капитала, права и обязанности участников; информацию о порядке и последствиях выхода участника из общества, если право на выход предусмотрено уставом; сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале другому лицу и иные сведения (ст. 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
В уставе акционерного общества должны быть указаны полное и сокращенное фирменное наименование общества, место нахождения общества, его тип (открытое или закрытое), количество, номинальная стоимость, категории акций и тип привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров, размер уставного капитала, структура и компетенция органов управления, порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, сведения о филиалах и представительствах и иные положения. Состав акционеров не указывается. При отчуждении акций достаточно будет записи о состоявшемся переходе праве собственности на акции в реестре акционеров, внесения изменений в устав акционерного общества не потребуется. Исключение: если акционерное общество состоит из одного акционера либо в результате каких-либо уступок акций в обществе остался один акционер, данные о нем должны, во-первых, быть опубликованы для всеобщего сведения, а во-вторых, содержаться в уставе, что потребует регистрации его новой редакции.
При организации ООО учредители заключают между собой договор об учреждении, а при организации АО — договор о его создании, которые не являются учредительными документами. Первый определяет порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.
Учредители акционерного общества, заключающие между собой договор о создании, определяют в нем порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения.
При смене участников/акционеров договор об учреждении/создании не перезаключается. Сведения о смене участников вносятся в список участников, который общество должно вести с 1 июля 2009 г. Изменения состава акционеров отражаются в реестре акционеров.
Основным документом как филиала, так и представительства, является Положение о филиале (представительстве), где прописываются основные вопросы деятельности данного структурного подразделения. Основным документом филиала и представительства также является доверенность на директора филиала либо главу представительства.
Основной документ отделения иностранной компании — это решение о его создании, принятое головной организацией.
Уставный капитал и иные финансовые вложения
Помимо расходов на создание соответствующей формы присутствия иностранный инвестор также должен учитывать расходы на оплату уставного капитала или на иные финансовые вложения в создаваемые им структурные подразделения компании (см. таблицу 2).
Российским законодательством предусмотрены определенные ограничения участия иностранного инвестора в уставных капиталах российских организаций. Подобные изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены только федеральными законами и только в мере, необходимой для защиты основ конституционного строя.
Таблица 2. Уставный капитал

Форма присутствия иностранного инвестора Уставный капитал или иные финансовые вложения
Общество с ограниченной ответственностью Размер уставного капитала общества должен быть не менее 10 тыс. руб.
На момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину; оставшаяся часть — в течение 1 года с момента государственной регистрации общества
Акционерное общество Минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 1 тыс. МРОТ (100 тыс. руб.) для ОАО и 100 МРОТ (10 тыс. руб.) для ЗАО.
Не менее 50 % акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации, а оставшаяся часть — в течение 1 года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества
Филиал,
представительство
Нет.
Федеральный закон от 09 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации» предусматривает вложение иностранным инвестором капитала в основные фонды филиала
Отделение Нет

В соответствии с п. 2 ст. 61 Воздушного кодекса разрешено создавать авиационные предприятия с участием иностранного инвестора, размер участия которого не превышает 49%.
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст. 6) также предусматривает определенные ограничения для иностранных инвесторов. Но они возникают на этапе лицензирования. Организация, в уставном капитале которой доля иностранного инвестора превышает 49%, имеет право получить лицензию только в том случае, если не исчерпана квота на участие иностранного инвестора. Данная квота устанавливается ежегодно и зависит от суммарного капитала иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций по отношению к совокупному уставному капиталу страховых организаций.
В соответствии со ст. 19.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» организация, в которой доля иностранного инвестора превышает 50%, не может выступать учредителем теле- и видео- программ, а также учреждать лица, которые будут осуществлять телевещание на территории более чем половины субъектов Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает, что юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных инвесторов превышает 50%, могут владеть землями сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Ст.4. Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» предусматривает условия совершения сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение. Признаки нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, под контролем изложены в ст. 5 данного закона, а в ст. 6 перечислены виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Уставный капитал может быть оплачен деньгами, ценными бумагами (как внутренними, так и внешними), другими вещами, т.е. любым движимым и недвижимым имуществом, не изъятым из оборота и не ограниченным в обороте компании (см. таблицу 3).
Имущественные или иные права, имеющие денежную оценку, также могут бы вкладом в уставный капитал. Действующим российским законодательством не допускается внесение права постоянного, бессрочного пользования земельными участками в уставные капиталы коммерческих организаций.
Таблица 3. Правовые и процедурные особенности оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью нерезидентами РФ

Особенности и условия уплаты уставного капитала Вид вложения в уставный капитал
Вкладом в уставный капитал могут быть -деньги
— ценные бумаги
— другие вещи или имущественные права
— имущественные права, имеющие денежную оценку
Оплата деньгами Нерезидент РФ — физическое лицо
— в наличном порядке путем внесения средств непосредственно на накопительный счет регистрируемого ООО
— в безналичном порядке
Нерезидент РФ – юридическое лицо:
— в безналичном порядке
Оплата иным имуществом Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно;
Если номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 20 000 руб., то обязательно привлечение независимого оценщика;
Номинальная стоимость доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком;
При ввозе имущества на территорию РФ – НДС (за некоторыми исключениями), иногда возможны ввозные таможенные пошлины

Иностранная компания может перечислить деньги в оплату своей доли в уставном капитале только в безналичном порядке. Данное перечисление осуществляется на накопительный (временный расчетный) счет, открываемый учреждаемому обществу, в рублях. Если у инвестора нет возможности сделать рублевый перевод, ему придется открыть валютный счет в российском банке. Счета в рублях и валюте юридическим лицам на территории РФ открываются только при условии представлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. При предъявлении данного свидетельства в банке, иностранной организации открывается счет, на который переводится валюта. Там же открывается рублевый счет, на который конвертируются денежные средства. С этого рублевого счета деньги переводятся на накопительный счет создаваемого общества.
Если иностранный инвестор оплачивает уставный капитал каким-либо имуществом, он должен ввезти это имущество на территорию Российской Федерации. При ввозе в соответствии со ст.160 Налогового кодекса возникает ввозной НДС. От него освобождается технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, аналоги которого не производятся в России и которое ввозится на территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал. Перечень данного имущества утвержден приказом ГТК России от 07.02.2001 № 131 «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации».
Также при ввозе имущества на территорию РФ возникает необходимость оплаты таможенной пошлины. Полное освобождение от ввозных пошлин возможно, если:

  • данный товар не является подакцизным;
  • тносится к основным производственным фондам (Постановление Правительства РФ от 01.01.02 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»);
  • ввозится в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала (Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями»).

Оплата уставного капитала акционерного общество во многом совпадает с процедурой оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, но есть и отличия.
Оплата уставного капитала акционерного общества происходит путем покупки акций, которые являются внутренними ценными бумагами. Законодательство допускает (см. таблицу 2) оплату акций, приобретаемых при учреждении акционерного общества после его государственной регистрации. При создании данной структуры можно избежать этапа постановки иностранной организации – учредителя на налоговый учет в целях перевода денег в оплату уставного капитала. Денежные средства возможно перевести на валютный счет уже созданного акционерного общества.
При оплате уставного капитала акционерного общества иным имуществом обязательно привлечение независимого оценщика. Участники создаваемого общества утверждают его денежную оценку. По соглашению между участниками она может быть меньше, чем оценка, установленная оценщиком, но не может быть выше.
Контроль над инвестициями и руководство акционерным обществом
Возможность отчуждения акций (долей) существует только для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Отчуждение долей в обществе с ограниченной ответственностью возможно только после полной оплаты уставного капитала. Акции могут отчуждаться после полной оплаты и регистрации отчета по итогам выпуска.
Таблица 4. Порядок принятия решений высшим органом управления. Совет директоров. Ревизионная комиссия

Формы организации бизнеса Порядок принятия решений высшим органом управления Совет директоров Ревизионная комиссия
Общество с ограниченной ответственностью Все решения принимаются определенным большинством от общего числа голосов участников Общества.
— единогласно
— квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников Общества
— простым большинством
Возможен Обязательно в обществах, имеющих более 15 участников.
Акционерное общество Кворум при наличии акционеров – владельцев более 50% голосующих акций Общества.
— единогласно – преобразование ЗАО в некоммерческое партнерство.
— квалифицированное большинство в три четверти голосов акционеров, принимавших участие в общем собрании
— простое большинство
Возможен
С числом акционеров 50 и более обязателен
Обязательно
Филиал,
представительство
В соответствии с учредительными документами головной организации Невозможен Контроль осуществляют ревизионные органы головной организации
Отделение В соответствии с учредительными документами головной организации Невозможен Нет

При создании какой-либо организации или структурного подразделения крайне важен контроль над своими инвестициями. Текущее руководство в обществе с ограниченной ответственностью осуществляется единоличным исполнительным органом. Законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по наименованию исполнительного органа. Также наряду с единоличным допускается создание коллегиального исполнительного органа. Компетенция каждого должна быть разграничена. Минимальный предел компетенции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества установлен соответствующими законами. Высшим органом управления ООО является общее собрание участников, компетенция которого уставлена в Федеральном законе от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Текущее руководство в акционерном обществе осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором). Также допустимо создание коллегиального исполнительного органа (правления, дирекция). Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Высшим органом управления в филиале, представительстве и отделении является сама головная организация и ее органы управления. Они принимают все основные решения. Директор филиала либо глава представительства действуют по доверенности. Круг полномочий, который осуществляет глава представительства либо директор филиала, нигде законодательно не установлен. Поэтому вопрос широты их полномочий головная организация решает самостоятельно и отражает в доверенности (см. таблицу 4).

Возможность выхода участников предусмотрена только для ООО, если это отражено в уставе. Выход единственного участника общества из ООО не допускается. Участнику, желающему выйти из состава участников ООО достаточно подать заявление о выходе, и у ООО возникнет обязанность выплатить действительную стоимость его доли. В акционерном обществе, филиале, представительстве, такой выход законодательством не предусмотрен.
Ответственность иностранного инвестора зависит от формы его присутствия. Иностранная компания несет непосредственную имущественную ответственность по всем обязательствам своего филиала, представительства или отделения. Участники, акционеры хозяйственных обществ не отвечают по обязательствам обществ своим имуществом. В отличие от филиала и представительства, они несут риск убытков только в пределах оплаченных ими акций или долей. Возможно возложение на них субсидиарной ответственности, но лишь в случаях, установленных законом.
Список использованной литературы:

  1. Бабкин С.А., Хохлов Е.С. Ограничение иностранных инвестиций в стратегические отрасли: продолжение дискуссии // Вестник гражданского права. 2010. N 5
  2. Гаврилова С. Открытие банковского счета иностранному юридическому лицу // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2011. N 1
  3. Ершов В.А. Оборот долей в уставном капитале ООО. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010
  4. Резниченко А. Вклады в УК: подводные камни // Налоговый учет для бухгалтера. 2009. N 11
  5. Снегирев А.Г. Ввоз имущества в качестве вклада в уставный капитал: льготы по уплате таможенных платежей // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. N 6
  6. Трапезников В.А. Аккредитация представительств и филиалов иностранных инвесторов по законодательству Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Законодательство и экономика. 2009, N 5.

Регистрация представительства или филиала

Регистрация представительства иностранной компании

После процедуры регистрации представительства, филиала иностранной компании осуществляется постановка на учет в налоговом органе и государственных внебюджетных фондах (Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд). После постановки на учет в вышеуказанных органах, Представительство может открывать соответствующие счета в рублях и иной валюте в банковских учреждениях на территории России.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения. Представительство иностранной компании не является юридическим лицом, наделяется имуществом иностранной компанией и действует на основании положения, утвержденного уполномоченным органом иностранного юридического лица. Руководитель представительства назначается иностранной компанией и действует на основании доверенности. Представительство иностранной компании представляет интересы иностранного юридического лица и осуществляет их защиту на территории Российской Федерации.

Для приобретения легального статуса иностранная компания должна аккредитовать свое представительство в уполномоченных государственных органах Российской Федерации, т.е. должна пройти регистрация представительства, филиала иностранной компании.

Представительства иностранных компаний открываются (аккредитуются) на период, необходимый для осуществления целей, поставленных компанией. Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ выдает Представительству разрешение на его открытие. Аккредитация предоставляется на 1, 2 или 3 года и, при необходимости, может быть продлена.

Учредительные документы представительства

Положение о представительстве иностранного юридического лица в Российской Федерации.

Закрытие представительства

По окончании срока аккредитации иностранного представительства необходимо закрыть счета в российских банковских учреждениях, снять иностранную компанию с учета в налоговом органе и государственных внебюджетных фондах, осуществив предварительно все расчеты по налогам и иным платежам.

По решению иностранного юридического лица деятельность его представительства в России может быть прекращена до истечения срока аккредитации.

Иностранное юридическое лицо обязано уведомить Палату о принятом решении. На основании полученного уведомления Палата готовит письма с официальным извещением о прекращении деятельности представительства для предъявления в налоговые, таможенные и миграционные органы Российской Федерации.

При закрытии представительства, выданные ему разрешение на открытие и свидетельство о внесении в (представляется в Палату, если доверенное лицо не является главой представительства) подлежат возвращению в Палату, а печати и штампы — сдаче для уничтожения.

Регистрация филиала иностранной компании

Филиал представляет собой обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе и функции представительства. Филиалы иностранных компаний, в отличие от представительств, должны указывать величину стоимостной оценки капитала, вносимого иностранным юридическим лицом в основные фонды филиала в Положение о филиале.

Аккредитация филиалов представляется на срок до пяти лет и может быть продлена при необходимости.

В остальном, процедура открытия и закрытия филиала иностранного юридического лица аналогична процедуре регистрации представительства иностранного юридического лица.

Наши специалисты помогут Вам зарегистрировать представительство и/или филиал иностранной компании в РФ. С ценами на наши услуги Вы можете ознакомиться на странице прайс-листа.

Как правило в соответствующих договорах об открытии торговых представительств есть такие положения:

Торговый представитель и его заместители, а также административно-технический персонал торгового представительства пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, которые признаются согласно международному праву за соответствующими категориями дипломатического и административно-технического персонала иностранных дипломатических представительств.
Служебные и жилые помещения торгового представительства, его имущество и архивы пользуются иммунитетами и привилегиями, признанными согласно международному праву за служебными и жилыми помещениями, имуществом и архивами дипломатических представительств.
Торговое представительство имеет право пользоваться шифром.

А вас похоже больше налоги интересуют 😉 или я не прав ?
Тогда рекомендую обратить внимание на
Приказ МИД РФ N 6499, Минфина РФ N 41н от 08.05.2007
«Об утверждении Перечня иностранных государств, в отношении представительств которых на условиях взаимности применяется ставка налога на добавленную стоимость 0 процентов при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей»

и

Постановление ФАС Московского округа от 15.11.2007 N КА-А40/11664-07-П по делу N А40-31803/06-126-113

Правовое положение иностранных юридических лиц в России

Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.

Иностранными юридическими лицами (применительно к российской правовой системе) считаются юридические лица, зарегистрированные за пределами территории России, правоспособность (правосубъектность) которых определяется по иностранному праву.

Понятие «иностранные юридические лица» дается в ряде российских законов, содержащих различные критерии отнесения юридических лиц к числу иностранных. Среди них Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г., в котором к иностранным юридическим лицам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства. Как видно из определения, для квалификации юридического лица как иностранного достаточно выполнения одного условия — создание юридического лица по законодательству иностранного государства.

Своего рода родственным понятием, применимым к иностранным юридическим лицам, является термин «нерезиденты», который используется при регулировании валютных правоотношений. Термином «нерезиденты» оперирует Федеральный закон 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». К нерезидентам согласно статье 1 названного Закона относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации. В данном случае для определения национальности юридического лица появляется второй критерий — местонахождение юридического лица.

Таким образом, анализ правовой базы Российской Федерации показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характера правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует.

Впервые в российском законодательстве появилась коллизионная норма, посвященная иностранным организациям, не являющимся юридическими лицами по иностранному праву. Это связано с тем, что участниками гражданских правоотношений вообще и гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, в частности, могут быть не только физические и юридические лица, но и организации, не являющиеся юридическими лицами. В каждом государстве перечень таких организаций определяется по-своему. К примеру, в Российской Федерации к организациям такого рода относятся общественные объединения, религиозные группы. В других странах ими могут быть организации определенных организационно-правовых форм (например, в Великобритании — полные товарищества), которые в Российской Федерации относятся к юридическим лицам. В статье 1203 ГК РФ содержится норма о том, что личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Если применимым будет российское право, то к деятельности такой организации будут применяться нормы гражданского законодательства России, регулирующие деятельность юридических лиц. Вот только законодатель не определил, по каким критериям ту или иную иностранную организацию следует «внедрять» в определенную организационно-правовую форму российских юридических лиц. Это решение будет вырабатываться посредством судебных и арбитражных прецедентов.

В российской правовой системе не закрепляются такие категории, как «допуск», «признание», используемые в отношении иностранных юридических лиц, в отличие, например, от правовой системы Франции, Германии, где предусмотрена специальная процедура признания иностранного юридического лица со стороны государства (в частности, путем издания соответствующего приказа во Франции). Получается, что в целом все иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать различного рода договоры, открывать представительства или учреждать филиалы, совершать сделки, а также участвовать в любых правоотношениях подобно российским юридическим лицам. При этом никакого официального разрешения для деятельности иностранных юридических лиц со стороны Российской Федерации не требуется.

Вместе с тем, в российском законодательстве по ряду вопросов деятельности иностранных юридических лиц предусмотрено специальное регулирование. Это касается, в частности, налогообложения: иностранное юридическое лицо, действующее на территории России без открытия соответствующего филиала или представительства, не освобождается от взимания налога на добавленную стоимость при заключении договора аренды помещения (что предусматривается для иностранного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории России через представительство). Таким образом, российский законодатель «стимулирует» иностранные юридические лица открывать на территории России представительства и филиалы, посредством которых соответствующее иностранное юридическое лицо может осуществлять хозяйственную деятельность. В большинстве случаев так и происходит: иностранные юридические лица занимаются предпринимательством в России через свои представительства и филиалы.

Представительства иностранных юридических лиц открываются на территории России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридического лица. Предусмотрен срок, на который может открываться представительство — не более трех лет. Деятельность представительств иностранных кредитных учреждений регулируется специальным Положением о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных учреждений, утвержденным в 1997 г. Центральным банком России. Разрешение на открытие представительств иностранных кредитных организаций выдается Банком России сроком тоже на три года.

Рассматривая вопрос о представительствах, нельзя обойти вниманием тот факт, что в Федеральном законе 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» отсутствуют нормы, регламентирующие создание и ликвидацию представительств: в данном Законе предусмотрено создание только филиалов иностранного юридического лица. В Законе 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» нормы, посвященные созданию представительств, содержались.

Согласно ст. 2 ГК РФ, иностранные юридические лица уравниваются в отношении их прав и обязанностей с российскими юридическими лицами. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Иностранные юридические лица могут осуществлять на территории России следующую хозяйственную деятельность при условии соблюдения ими правил ведения такой деятельности, установленных внутренним российским законодательством:

• заключать внешнеэкономические сделки без каких-либо специальных разрешений (имеются в виду сделки купли-продажи товаров, бартерные сделки, лизинговые операции, строительный подряд и др.). При этом не требуется, чтобы иностранное юридическое лицо было зарегистрировано в реестре юридических лиц, состояло на учете в налоговых органах, если оно не осуществляет свою деятельность в РФ через постоянное представительство;

• арендовать земельные участки, здания и помещения для офисов, осуществлять производственную деятельность, а также приобретать право собственности на недвижимое имущество (с учетом установленных ограничений);

• совершать связанные со сделками расчеты, кредитнофинансовые, транспортные и иные операции (и частности, в области рекламы товаров и услуг в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» 1999 г.);

• быть учредителями и участниками создаваемых в России обществ и товариществ;

• создавать полностью принадлежащие им предприятия, хозяйственные общества и товарищества или же совместно с российскими лицами в организационно-правовых формах, предусмотренных российским законодательством (в частности, в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью);

• заключать инвестиционные соглашения, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и в иных формах участвовать в разработке недр и природных ресурсов (федеральные законы: «О недрах» 1995 г., «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г.);

• учреждать на территории России свои представительства, филиалы;

• принимать участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий;

• регистрировать товарные знаки и наименования мест происхождения (на началах взаимности);

• быть учредителями и участниками некоммерческих и благотворительных организаций.

Основные ограничения прав иностранных юридических лиц, установленные федеральным законодательством, касаются возможности ограничения права собственности на землю и невозможности иметь такое право на сельскохозяйственные земельные участки (о положениях Земельного кодекса 2001 г. и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. см. в гл. 7), а также ограничения в сфере страхования и банковской деятельности, телевидения (см. гл. 7,8).

− Понятие субъекта международного частного права.
− Дееспособность и правоспособность иностранных граждан
− Личный закон и национальность юридических лиц
− Государство как субъект международного частного права
− Международная межправительственная организация как субъект МЧП