Положение о кураторстве в организации

Индекс материала

Нормативные документы

Методические рекомендации Минобразования

Концепция воспитатльной деятельности

Положение о конкурсе

Положение о кураторстве

Положение о студотряде охраны правопорядки

Положение о Совете по воспитательной работе

Все страницы

Страница 5 из 7

Положение о кураторстве студенческих групп

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В организации педагогического процесса в институте значительное место принадлежит куратору студенческих групп.

Деятельность куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы.

1.1. В своей деятельности куратор студенческих групп руководствуется Законом РФ «Об образовании» (1992г.), Федеральным законом Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Законом «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования».

1.2. Куратор назначается из числа преподавателей на основании решения заседания кафедры и утверждается распоряжением декана факультета в каждую академическую группу 1-3 курса (10-30 человек в одной группе).

1.3. Кураторы подчинены и подотчетны Совету по ВР, декану факультета и заведующему кафедрой. Декан факультета совместно с Советом

факультета руководит деятельностью кураторов и контролирует ее.

1.4. Работа куратора рассматривается в качестве учебной нагрузки преподавателя из расчета до 60 часов в год.

1.5. Куратор о своей работе отчитывается: Совету по ВР, совету факультета по плану работы факультета.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1 Основными целями являются:

— изучение личности студента, его потребностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении;

— формирование социально необходимых знаний и навыков;

— организация и руководство процессом овладения профессиональными знаниями по избранной специальности;

— создание гуманистической атмосферы в студенческом коллективе как условие нравственного развития учащихся;

2.2 Основными задачами являются:

— помощь в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер личности;

— организация индивидуальной работа со студентами;

— организация коллективной деятельности и общения.

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРА

3.1. Индивидуальная воспитательная работа со студентами:

— изучение интересов, межличностных отношений, акцентуации характера, познавательных особенностей, семейных условий и внеучебного общения студента;

— помощь студенту в преодолении учебных трудностей, проблем в учебной работе; в выборе специальных курсов, творческих работ;

— непосредственное общение куратора со студентами;

— выявление лидеров в студенческой группе и формирование актива;

— участие в мероприятиях факультета и института в соответствии с планом по воспитательной работе;

— оказание помощи в профессионально-личностном самоопределении.

3.2. Работа со студенческим коллективом:

— организация совместных дел студентов, основанных на их интересах и личностных особенностях;

— участие студенческой группы в общеинститутских мероприятиях («Посвящение первокурсников», «День туризма», «День рождения ЮИМ», фестиваль «Студенческая весна», спортивные эстафеты и др.)

— развитие студенческого самоуправления на основе системы жизнедеятельности, выбранной совместно со студентами;

— организация развивающих мероприятий, экскурсий, посещения театров, концертов, выставок, музеев

— контроль за текущей и семестровой успеваемостью студентов;

— проведение кураторских часов два раза в месяц;

— помощь в организации конкурса «Лучшая студенческая группа».

4. ФОРМЫ, МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРАТОРА

Для решения учебно-воспитательных задач куратор использует различные методы и формы воспитательной работы, определяемые на основе научных принципов и продиктованных педагогической целесообразностью:

4.1. Чтобы успешно вести работу по созданию сплоченного, организованного коллектива, куратору необходимо постоянно изучать состав группы, используя следующие методы:

— метод изучения документов (личных дел и личных карточек студентов, студенческих научных работ и т.д.)

— метод наблюдения (с наибольшим эффектом этот метод применяется в случае, когда куратор-преподаватель ведет лекционный курс, семинары и другие занятия, т.е. наблюдение осуществляется непосредственно в процессе обучения);

— метод опроса (анкетный опрос, групповое интервью);

— ведение журнала куратора.

4.2. Используются формы воспитательной работы:

— беседы, диспуты;

— встречи с выпускниками факультета, руководителями организаций и предприятий, деятелями науки и искусства;

— привлечение студентов к научным исследованиям кафедр, а так же деятельности общественных студенческих организаций («Турклуб», спортивные секции, «КВН», и др.).

5. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРАТОРА ПО ЭТАПАМ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

5.1. Особенности воспитательного процесса на 1-м курсе:

— детальное ознакомление студентов с историей и деятельностью института и факультета, специализациями факультета и кафедр, перспективами их развития, связями с производственными, научными организациями и учреждениями;

— ознакомление студентов с характером и особенностями их учебы в вузе, с приемами и методами умственного труда и отдыха, организации самостоятельной работы;

— ознакомление студентов со структурой, организацией и деятельностью студенческих органов самоуправления в учебно-воспитательном процессе (Совет факультета, старостат и т.п.);

— работа куратора по быстрейшей адаптации студентов к условиям института (знакомство с традициями, правилами внутреннего распорядка, вовлечение студентов в общественную деятельность института, факультета, курса, группы);

— профессиональная ориентация первокурсников не только в рамках курса «Введение в специальность», но и на протяжении всего первого года обучения. Знакомство с местами проведения практик;

— особое внимание необходимо уделить развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности первокурсника в соответствии с требованиями к будущему специалисту (акцент на воспитании способности первокурсника к нравственной оценке и обсуждению в группе общих и частных вопросов студенческой жизни; формирование и развитие деловых

качеств и трудовой активности во время учебы и создания благоприятных условий жизнедеятельности студенческой группы).

5.2. Особенности воспитательного процесса на 2-м курсе:

— оказание организационно-методической помощи студентам по завершению адаптации студенческой группы к общим условиям вузовской жизни;

— ознакомление второкурсника с конкретным содержанием профессиональной специализации. Целенаправленная теоретическая подготовка к практике, усиление профессиональной активности;

— помощь в развитии самоуправления группы, во включении ее в межколлективные отношения факультета, развертывание групповой активности;

— интенсивное развитие самостоятельных форм индивидуальной работы студента в учебном процессе, организация системы эффективного контроля;

5.3. Особенности воспитательного процесса на 3-м курсе:

— усиление профессионального начала в содержании учебно-воспитательного процесса и вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность в соответствии с их профессиональными интересами;

— особое внимание – теоретической подготовке студента и вовлечение его в научно-исследовательскую работу;

— активизация общественно-полезной деятельности студентов в группе, вузе. Продолжение воспитательных усилий по саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию студентов и студенческой группы.

5.4. Особенности воспитательного процесса на 4-м курсе:

— содействие развитию научной, организаторской и воспитательной активности студентов в профессиональном плане.

— повышение уровня самоорганизации и самовоспитания, ответственности студентов в условиях предоставленных профессиональных выборов.

5.5. Особенности воспитательного процесса на 5-м курсе:

— адаптация и социализация выпускников к практическому содержанию и реальным условиям профессиональной деятельности;

— повышение уровня научно-исследовательской и практической направленности дипломных работ пятикурсников;

— развитие творческой инициативы студенческих коллективов в решении различных вопросов завершающего этапа вузовской подготовки, поддержание групповой активности в гармоничном развитии личности.

— активное формирование индивидуального стиля деятельности, приобретения способности учиться, жизненно необходимой в послевузовском непрерывном образовании;

— оказание помощи выпускникам в нахождении рабочих мест через центр планирования практики и трудоустройства ЮИМ.

6.ДОКУМЕНТАЦИЯ КУРАТОРА

6.1 Журнал куратора.

6.1.1.План работы с курсом, где должны быть отражены: материалы изучения групп, индивидуальная работа со студентами.

6.1.2 Списочный состав группы с указанием: года рождения каждого студента, домашнего адреса, сведений о родителях, материальном положении, общественных поручениях, участия в кружках, где окончена школа.

6.1.3 План-отчёт работы группы, охватывающий учебную, воспитательную, общественно-полезную, культурно-массовую, спортивную работу.