Полномочия военных прокуроров



Вернуться к списку документов

Приказ ГП РФ от 07.05.2008 №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»

В связи с произошедшими структурными изменениями органов прокуратуры Российской Федерации, в целях оптимизации их деятельности, а также разграничения компетенции территориальных, военных и других специализированных прокуратур, обеспечения должного взаимодействия между ними, руководствуясь ст. 11 и 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Возложить на прокуроров субъектов Российской Федерации следующие полномочия:

надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов главными следственными управлениями и следственными управлениями Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениями по административным округам);

надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;

участие в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации;

надзор за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также соответствующими подразделениями Следственного комитета Российской Федерации, в том числе за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при исполнении уголовных наказаний и применении назначенных судом принудительных мер медицинского характера;

рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня, а также жалоб на решения и действия (бездействия) подчиненных прокуроров;

организация и осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства;

участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории субъектов Российской Федерации;

анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на территории субъектов Российской Федерации, участие в формировании государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии законности, работе органов прокуратуры и др.;

руководство деятельностью прокуратур городов, районов и иных территориальных прокуратур;

взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

1.1. Прокурору Амурской области обеспечить надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления и должностными лицами учреждений и организаций Федерального агентства специального строительства, действующих на территории закрытого административно-территориального образования — поселка Углегорска и космодрома «Восточный», в части деятельности, связанной со строительством данного космодрома.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации принимать необходимые меры по руководству и обеспечению деятельности подчиненных прокуроров специализированных прокуратур (на правах районных): по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (за исключением прокуратур ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»), по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, природоохранных прокуратур.

2.1. Прокурорам по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах осуществлять:

надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами в хозяйствующих субъектах оборонно-промышленного комплекса, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1997 N 1655-75 (за исключением объектов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю), в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях и обособленных военных городках Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, на космодроме «Восточный», где проживает или работает гражданское население;

надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям и на особорежимных объектах (за исключением комплекса «Байконур» и ЗАТО г. Межгорье);

надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;

надзор за исполнением законов подразделениями органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на объектах оборонно-промышленного комплекса и в закрытых административно-территориальных образованиях;

надзор за соблюдением законов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных в хозяйствующих субъектах оборонно-промышленного комплекса, в пределах закрытых административно-территориальных образований проживающими либо работающими в них гражданскими лицами.

2.2. Прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществлять:

надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;

надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;

надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;

участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

2.3. Природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществлять:

надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;

надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов природоохранными следственными подразделениями Следственного комитета Российской Федерации;

надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета Российской Федерации по преступлениям указанной категории.

2.4. Иметь в виду, что в пределах установленной компетенции прокурорами специализированных прокуратур обеспечиваются координация деятельности правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, разрешение обращений, формирование статистической отчетности, анализ состояния законности и правопорядка.

2.5. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации специализированной прокуратуры (на правах районной) прокурорам субъектов Российской Федерации, руководствуясь требованиями федерального законодательства и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возлагать соответствующие полномочия по осуществлению надзора на прокуроров городов и районов.

3. Транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществлять:

надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте;

надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах и учреждениях, действующих на транспорте и в таможенной сфере;

надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в речных, морских портах и аэропортах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах и судах водного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса), о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, а также за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия по преступлениям указанной категории органами внутренних дел на транспорте, отделами собственной безопасности «Центр», «Запад», «Юг», «Кавказ», «Урал», «Приволжье», «Сибирь», «Восток» Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России, таможенными органами, подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте;

рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; участие в пределах компетенции в судебном рассмотрении жалоб в порядке уголовного судопроизводства;

обеспечение участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены транспортными прокурорами или их заместителями;

участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере;

анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на транспорте и в таможенной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;

руководство деятельностью районных транспортных прокуратур;

взаимодействие со средствами массовой информации в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

4. Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору (на правах прокурора субъекта Российской Федерации) осуществлять:

надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющими свою деятельность в бассейне реки Волги, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;

надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Волжским межрегиональным природоохранным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации;

участие во взаимодействии с прокурорами субъектов Российской Федерации в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне реки Волги, по вопросам обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в природоохранных территориальных органах федеральных органов исполнительной власти;

надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений об экологических преступлениях, о преступлениях против интересов службы в государственных, коммерческих и иных организациях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета Российской Федерации по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений указанной категории, совершенных в бассейне реки Волги;

участие в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждались Волжским межрегиональным природоохранным прокурором, его заместителями или подчиненными прокурорами;

участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;

рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с экологическими правонарушениями, осуществляемой на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне реки Волги;

анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в названной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;

руководство деятельностью подчиненных природоохранных прокуратур (на правах районных);

взаимодействие со средствами массовой информации в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

Перечень городов и районов субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне реки Волги, на которые распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, определять по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в совместных документах Волжского межрегионального природоохранного прокурора и соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации.

5. Прокурорам ЗАТО Межгорье и комплекса Байконур (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществлять:

надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, действующих на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»;

надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов следственными отделами Следственного комитета Российской Федерации на комплексе «Байконур» и в ЗАТО г. Межгорье;

надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;

надзор за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;

надзор за исполнением законов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур проживающими либо работающими в них гражданскими лицами;

утверждение обвинительных заключений (обвинительных актов) по таким уголовным делам, направление уголовных дел в суды согласно нормам подсудности;

участие в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены прокурором ЗАТО г. Межгорье или прокурором комплекса Байконур и их заместителями;

направление исков и участие в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;

рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов руководителями и должностными лицами органов управления оборонно-промышленного комплекса, органов самоуправления закрытых административных образований, предприятий и организаций, действующих на их территории; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;

координацию деятельности по борьбе с преступностью правоохранительных органов, осуществляемой ими на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;

анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;

взаимодействие со средствами массовой информации в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

Иметь в виду, что участие в судах кассационной и надзорной инстанции по уголовным и гражданским делам, рассмотренным судом первой инстанции с участием либо по инициативе прокурора комплекса Байконур, обеспечивается Главной военной прокуратурой. Участие в арбитражном суде по исковым заявлениям прокурора комплекса «Байконур» обеспечивает прокурор Московской области.

6. Военным прокурорам осуществлять:

надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства специального строительства (за исключением деятельности на территории закрытого административно-территориального образования — поселка Углегорска и космодрома «Восточный», связанной со строительством данного космодрома), внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, подразделений, осуществляющих государственный надзор (контроль) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения безопасности людей на водных объектах, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб МЧС России), Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ России), открытого акционерного общества «Оборонсервис» и управляемых им открытых акционерных обществ, страховых компаниях, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (в части, касающейся этой деятельности), других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;

надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов военными следственными органами Следственного комитета Российской Федерации и входящими в их структуру следственными подразделениями;

надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных воинских частях, органах и учреждениях;

надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;

надзор за исполнением командованием и иными должностными лицами дисциплинарных, других воинских частей, учреждений, организаций и предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, уголовно-исполнительного законодательства в отношении военнослужащих, за исполнением законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание, при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими;

надзор за исполнением законов органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия и органами дознания по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения — до их установления;

уголовное преследование в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 5 п. 6 настоящего Приказа, а также по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены военными прокурорами или их заместителями;

участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе, при рассмотрении военными судами административных дел, а также материалов о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков;

рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, допущенных военнослужащими, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также жалоб на действия и решения подчиненных военных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;

взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

7. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, иным территориальным прокурорам, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур:

7.1. Обеспечить постоянное взаимодействие при осуществлении надзора, принятие согласованных мер по борьбе с преступностью, обмен оперативной, статистической и иной необходимой информацией. Практиковать проведение совместных проверок, оперативных и координационных совещаний.

7.2. При поддержании государственного обвинения, участии в рассмотрении гражданских и арбитражных дел руководствоваться требованиями приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации о взаимозаменяемости и согласованности действий.

7.3. В случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также при отдаленности или отсутствии специализированных прокуратур в районе совершения преступления или чрезвычайного происшествия обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также соответствующими подразделениями Следственного комитета Российской Федерации, в том числе при решении вопроса о передаче по подследственности материалов и уголовных дел в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке.

8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур осуществлять организационно-методическое руководство подчиненными прокуратурами на основе принципа единства системы органов прокуратуры, с учетом требований организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации о взаимодействии и сотрудничестве территориальных и специализированных прокуратур.

9. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 09.09.2002 N 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» признать утратившим силу.

10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.

Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 мая 1994 года N 279 ПОЛОЖЕНИЕ о Военной прокуратуре Кыргызской Республики (В редакции постановлений Правительства КР от 9 октября 1995 года N 418, 19 октября 2001 года N 662,

2 февраля 2010 года №52

) Раздел I Общие положения Статья 1. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов органами военного управления, воинскими частями, соединениями, военно-учебными заведениями, учреждениями и другими воинскими формированиями В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Прокуратуре Кыр- гызской Республики» (далее в тексте — Закон) Военная прокуратура Кыр- гызской Республики (далее — Военная прокуратура), являясь структурным подразделением Прокуратуры Кыргызской Республики, осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов органами военного управления, воинскими частями, соединениями, военно-учебными заведениями, учреждениями и другими воинскими формированиями, дислоци- рующимися на территории республики (в дальнейшем — воинские учрежде- ния). Военная прокуратура осуществляет уголовное преследование и участ- вует в судебном разбирательстве дел в случае и порядке, предусмотренных Законом. Деятельностью Военной прокуратуры руководит Генеральный прокурор Кыргызской Республики через Военного прокурора Кыргызской Республики. Статья 2. Задачи Военной прокуратуры Военная прокуратура в пределах предоставленных Законом полномочий направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и пра- вопорядка в воинских учреждениях и правовую защиту от любых противоп- равных действий, посягающих: — на безопасность Кыргызской Республики, боеспособность и боевую готовность ее воинских учреждений, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы; — на права и свободы военнослужащих, военнообязанных, призванных на сборы, членов их семей, рабочих и служащих воинских учреждений; — на права и законные интересы воинских учреждений. Статья 3. Законодательство о Военной прокуратуре Организация и порядок деятельности Военной прокуратуры определяет- ся Конституцией Кыргызской Республики, Законом «О Прокуратуре Кыргызс- кой Республики», настоящим Положением и другими законодательными актами Кыргызской Республики. Порядок осуществления военными прокурорами и следователями Военной прокуратуры полномочий в судопроизводстве определяется действующим за- конодательством Кыргызской Республики. Раздел II Основные функции Военной прокуратуры Статья 4. Основные направления деятельности Военной прокуратуры Военная прокуратура в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям: — надзор за точным и единообразным исполнением законодательных ак- тов Кыргызской Республики, воинских уставов и других актов военного за- конодательства воинскими учреждениями, их должностными лицами, военнос- лужащими, военнообязанными, призванными на сборы, рабочими и служащими воинских учреждений при выполнении ими обязанностей по службе; — надзор за исполнением законов органами дознания воинских учреж- дений, следователями военных прокуратур; — надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах, в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных и в дисциплинарных частях, а также при исполнении в воинских частях наказаний, назначаемых военными суда- ми; — надзор за соответствием актов, издаваемых воинскими учреждения- ми, законодательным актам Кыргызской Республики. Военная прокуратура в случаях и в порядке, определенном законода- тельством, осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших прес- тупление. Военные прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами. Военная прокуратура участвует в разработке командованием воинских учреждений мер по укреплению законности и правопорядка, предупреждению преступлений и иных правонарушений, в подготовке предложений о совер- шенствовании военного законодательства и правовом воспитании военнослу- жащих. Статья 5. Рассмотрение военными прокурорами сообщений, заявлений и жалоб Военные прокуроры обязаны в установленном Законом порядке рассмат- ривать сообщения и заявления, а также жалобы на нарушения закона орга- нами воинских учреждений, должностными лицами, военнослужащими и иными лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Положения, прини- мать меры к восстановлению их нарушенных прав и защите законных интере- сов. Военные прокуроры проводят личный прием военнослужащих и других граждан.

Статья 6. Участие военных прокуроров в разработке мер
по укреплению законности и правопорядка

Военный прокурор Кыргызской Республики вправе участвовать в заседаниях
коллегии Министерства обороны Кыргызской Республики, в совещаниях
Управления внутренних войск республики при обсуждении вопросов исполнения
законов и воинских уставов, укрепления законности и воинской дисциплины,
предупреждения правонарушений, правового воспитания военнослужащих.
Военные прокуроры гарнизонов участвуют в обсуждении таких вопросов на
соответствующих служебных совещаниях.

Военные прокуроры участвуют в разработке мер по укреплению законности и
правопорядка, предупреждению правонарушений, правовому воспитанию
военнослужащих.

(В редакции постановления Правительства КР
от 2 февраля 2010 года №52)

Раздел III Полномочия Военной прокуратуры Статья 7. Права Военной прокуратуры Военная прокуратура в пределах своей компетенции: — действует на основе точного и неукоснительного соблюдения закон- ности в соответствии с Конституцией и законодательством Кыргызской Рес- публики; — осуществляет надзор за точным и единообразным применением зако- нов несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям; — принимает меры к выявлению и своевременному устранению любых на- рушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, и восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответс- твенности; — взаимодействует с военными командованием, военными судами, об- щественными организациями и воинскими коллективами, опирается на их по- мощь в деле укрепления законности и правопорядка в воинских учреждени- ях. Военная прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от ка- ких бы то ни было местных и военных органов, подчиняясь только Гене- ральному прокурору Кыргызской Республики. Статья 8. Полномочия военных прокуроров Военный прокурор Кыргызской Республики и подчиненные ему военные прокуроры пользуются соответственно всеми полномочиями прокуроров, оп- ределенными Законом Кыргызской Республики «О Прокуратуре Кыргызской Республики», настоящим Положением и другими законодательными актами Кыргызской Республики. Статья 9. Полномочия военного прокурора по осуществлению общего надзора Осуществляя общий надзор, военный прокурор в пределах своей компе- тенции: 1. Истребует приказы, инструкции, положения, наставления, распоря- жения и другие акты, издаваемые органами военного управления, команди- рами (начальниками) и другими должностными лицами воинских учреждений Кыргызской Республики для проверки соответствия их Конституции и зако- нодательным актам Кыргызской Республики, воинским уставам, другим актам военного законодательства, а также постановлениям Правительства Кыр- гызской Республики. 2. Требует от органов военного управления, командиров (начальни- ков) и других должностных лиц воинских учреждений Кыргызской Республики представление необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведение проверок и ревизий деятельности подчиненных им во- инских учреждений, предприятий, организаций, служб и должностных лиц в связи с имеющимися данными о нарушениях закона, выделение специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора вопросов. 3. Проверяет исполнение законов органами воинских учреждений, под- чиненными им предприятиями, организациями и должностными лицами этих учреждений Кыргызской Республики в связи с заявлениями, жалобами и ины- ми сведениями о правонарушениях. 4. Вызывает должностных лиц, военнослужащих и других граждан и требует от них устных или письменных объяснений по поводу нарушений за- кона. 5. Опротестовывает противоречащие закону приказы и другие акты, издаваемые органами воинских учреждений, подчиненными им предприятиями, организациями и должностными лицами этих учреждений, а также незаконные действия командиров (начальников) и других должностных лиц воинских уч- реждений Кыргызской Республики. 6. Привлекает правонарушителей в установленном законом порядке к уголовной ответственности, возбуждает дисциплинарное производство, пе- редает в предусмотренных законом случаях материалы о них соответствую- щему органу для рассмотрения по существу, предостерегает о недопусти- мости нарушения закона. 7. Принимает меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушениями закона. 8. Вносит в органы воинских учреждений, командирам (начальникам), другим должностным лицам и в общественные организации представления об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им усло- вий. 9. Вносит предписания об устранении нарушений закона. 10. Предостерегает правонарушителей о недопустимости нарушений за- кона и разъясняет им ответственность за совершение правонарушений. 11. Обращается в судебные органы с заявлением в защиту прав и за- конных интересов воинских учреждений, военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, членов их семей, рабочих и служащих воинских уч- реждений. Статья 10. Полномочия военного прокурора по надзору за исполнением законодательных актов органами дознания и предварительного следствия Военный прокурор осуществляет надзор за исполнением законов орга- нами дознания и предварительного следствия на основании и в соответс- твии с Законом Кыргызской Республики «О Прокуратуре Кыргызской Респуб- лики» и другими законодательными актами. Статья 11. Участие военного прокурора в рассмотрении дел судами Военный прокурор участвует в рассмотрении судами дел в случаях, предусмотренных Законом. Полномочия военного прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются Законом «О Прокуратуре Кыргызс- кой Республики» и процессуальным законодательством Кыргызской Республи- ки. Статья 12. Полномочия военного прокурора по надзору за соблюдением законов на гауптвахтах и в дисциплинарных частях Осуществляя надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах и в других местах содержания задержанных и арестованных во- еннослужащих, в дисциплинарных частях, а также при исполнении в воинс- ких учреждениях наказаний, назначаемых военными судами, военный проку- рор в пределах своей компетенции: 1. В целях проверки соблюдения законов и воинских уставов посещает систематически и в любое время гауптвахты, другие места содержания за- держанных и арестованных военнослужащих, дисциплинарные части. 2. Знакомиться с документами, на основании которых лица подвергну- ты задержания по подозрению в совершении преступлений, предварительному заключению или аресту в дисциплинарном порядке, а также отбывают нака- зание в дисциплинарной части или на гауптвахте. 3. Немедленно освобождает лицо, которое незаконно содержится на гауптвахте, в другом месте содержания задержанных и арестованных, в дисциплинарной части либо в нарушении закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению под стражу или аресту в дисциплинарном по- рядке. 4. Производит опрос задержанных, арестованных и осужденных. 5. Проверяет соответствие приказов и распоряжений командиров (на- чальников) и других должностных лиц законодательным актам и положениям воинских уставов, регулирующих порядок и условия содержания задержан- ных, арестованных и осужденных, приостанавливает исполнение таких актов и опротестовывает их в случае противоречия законодательным актам или уставам. Постановления и предложения военного прокурора относительно соблю- дения установленных законом и воинскими уставами порядка и условий со- держания задержанных, арестованных и осужденных подлежат обязательному исполнению соответствующими командирами (начальниками) и другими долж- ностными лицами. Статья 13. Полномочия следователя Военной прокуратуры При производстве предварительного следствия следователь Военной прокуратуры пользуется всеми правами, предоставленными следователю уго- ловно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики. Следователь Военной прокуратуры по расследуемым им делам вправе давать любым органам дознания указания и поручения о производстве следственных действий и розыскных мер и требовать от них содействия при выполнении следственных действий. Указания и поручения следователя Военной прокуратуры, данные в по- рядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, для органов дознания обязательны. Следователи Военной прокуратуры вносят органам воинских учрежде- ний, предприятий, организаций, командирам (начальникам) или иным долж- ностным лицам представления по расследуемым ими уголовным делам в по- рядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. Орган воинского учреждения, предприятия, организации, командир (начальник), иное должностное лицо обязаны рассмотреть представление следователя Военной прокуратуры и не позднее чем в месячный срок при- нять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий и о результатах сообщить следователю. Постановления следователя Военной прокуратуры, вынесенные в соот- ветствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми органами воинских учреждений, а также всеми предприятиями, организациями, учреждениями, командирами (началь- никами) и другими должностными лицами, военнослужащими и иными гражда- нами. Статья 14. Подследственность угловых дел следователям Военной прокуратуры Следователи Военной прокуратуры производят предварительное следс- твие по уголовным делам, отнесенным законом к их компетенции, а также по делам, переданным им Генеральным прокурором Кыргызской Республики. Следователи Военной прокуратуры расследуют уголовные дела: 1. О преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призван- ными на сборы военнообязанными; 2. О преступлениях, совершенных солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава орга- нов национальной безопасности; 3. (Исключена) Уголовные дела и материалы направляют в соответствующий орган Во- енной прокуратуры только после установления конкретных виновных лиц, перечисленных в части 2 настоящей статьи. При расследовании дела в отношении одного лица или группы лиц по обвинению в совершении одного или нескольких преступлений, если дело об одном из этих лиц или преступлений подследственно следователю Военной прокуратуры, а о других — следователю иных правоохранительных органов, дело расследуется следователем Военной прокуратуры с соблюдением уста- новленных уголовно-процессуальным законодательством правил соединения и выделения уголовных дел. Раздел IV Система и организация деятельности Военной прокуратуры Статья 15. Организация и структура Военной прокуратуры Военная прокуратура входит в единую и централизованную систему ор- ганов Прокуратуры Кыргызской Республики, возглавляемую Генеральным про- курором Кыргызской Республики, с подчинением нижестоящих военных проку- роров Военному прокурору Кыргызской Республики. Военный прокурор Кыр- гызской Республики подчинен только Генеральному прокурору Кыргызской Республики. Военная прокуратура Кыргызской Республики имеет в своем составе центральный аппарат и военные прокуратуры гарнизонов. Статья 16. Назначение военных прокуроров и следователей военных прокуратур Военный прокурор Кыргызской Республики, подчиненные ему прокуроры и следователи военных прокуратур назначаются и освобождаются в порядке, предусмотренном Законом Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики». Статья 17. Прохождение воинской службы военнослужащими военных прокуратур Офицерский состав, прапорщики, сержанты и солдаты военных прокура- тур состоят на действительной военной службе, на них распространяются воинские уставы и положения, определяющие порядок прохождения воинской службы. Присвоение воинских званий офицерского состава военнослужащим во- енных прокуратур производится в порядке, установленном Законом Кыргызс- кой Республики «О всеобщей воинской обязанности», по представлениям Во- енного прокурора Кыргызской Республики и нижестоящих военных прокуро- ров. Увольнение с действительной службы лиц офицерского состава военных прокуратур производится в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности» по представлению Военного прокурора Кыргызской Республики. Статья 18. Поощрение и ответственность военных прокуроров и следователей Военные прокуроры и следователи Военной прокуратуры поощряются и привлекаются к ответственности в соответствии с Законом Кыргызской Рес- публики «О прокуратуре Кыргызской Республики» и Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры Кыргызской Республики. Статья 19. Установление структуры и штатов военных прокуратур Личный состав военных прокуратур гарнизонов и Военной прокуратуры Кыргызской Республики входит в штатную численность Вооруженных сил Кыр- гызской Республики и обеспечивает всеми видами довольствия наравне с личным составом воинских учреждений Кыргызской Республики. Статья 20. Материально-техническое обеспечение военных прокуратур Охрана служебных помещений военных прокуратур осуществляется во- инскими учреждениями.

Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему органов прокуратуры, является автономной и только в своей верхней части включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура (возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором).

В состав военной прокуратуры входят прокуратуры военных округов, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Фед пограничной службы РФ, Московская гор военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, а также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов. В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют: управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной – помощниками Главного военного прокурора.

полномочия военных прокуроров: участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаний органов военного управления; назначать вневедомственные ревизии и проверки; по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам; проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель),его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором.

35.Понятие, система и функции органов дознания Российской Федерации.

Дознание — это форма предварительного расследования правонарушений, неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Дознание является одной из двух форм предварительного расследования. Его производство основывается на том же зак-дат-ве, что и предварительное следствие. Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, дознаватели органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Гос. противопожарной службы.

Задачами органов дознания являются: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания выполняют следующие уголовно-процессуальные функции: дознание; производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей; оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры: руководитель (начальник органа дознания) и лицо, производящее дознание (дознаватель). Первый вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. Полномочия дознавателя и начальника органа дознания регулируются соответствующими статьями УПК.

Дознаватель — это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел можно считать универсальным органом дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел. Они обязаны принимать заявления о любых правонарушениях. Проверка заявлений и сообщений о преступлениях, которые не требуют проведения оперативно-розыскных мероприятий, и дознание, проводимое в полном объеме, поручаются дознавателям специализированных подразделений дознания, функционирующим в составе милиции. В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура. Прокурор имеет право проверять угол. дела, нах-ся в производстве органа дознания, давать по ним обяз-е для исполнения указания.