Показатели работы пассажирского транспорта

Показатели работы транспорта

Чтобы оценить работу транспорта пользуются различными показателями. Существует группа показателей единых для всех видов транспорта и показателей специфических, которые используются на каком-то одном виде транспорта и отражают специфику работы этого вида транспорта. Кроме того, показатели можно разделить на три группы: натуральные, эксплуатационно-технические и экономические.

К натуральным показателям относят объем и дальность перевозок, грузооборот, производительность труда, потребность в рабочей силе, топливе, электроэнергии, металле и других материалах и т.д.

Эксплуатационно-техническими показателями являются пропускная и провозная способности, регулярность и безопасность движения, скорость и сроки доставки грузов и пассажиров, уровень сохранности грузов, степень комфорта пассажиров, маневренность транспорта.

Экономическими показателями (или стоимостными) являются: себестоимость перевозок, потребные капитальные вложения, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, тарифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, прибыль, рентабельность, налоги, акцизы, ставки по кредитам, таможенные сборы; фондооснащенность или фондовооруженность, характеризующие использование фондов (выражаются в стоимости основных производственных фондов на 1 км длины транспортной сети), а также фондоотдача (количество транспортной продукции в приведенных тонно-километрах, приходящейся на 1 руб. основных производственных фондов транспорта) и др.

К общим для всех видов транспорта относят такие показатели как:

1. Объем перевозок грузов, т — количество тонн груза, запланированное к перевозке или перевезенное:

где — количество груза (т), отправленного или перевезенного с 1, 2,…, n пункта сети за определённый промежуток времени. Определяется по количеству отправленных тонн груза или по количеству прибывших.

2. Грузооборот, т-км (продукция транспорта) — транспортная работа, планируемая или затраченная на выполнение перевозок:

грузооборот отдельных партий груза при соответствующем расстоянии их перевозки

3. Объем перевозок пассажиров, пасс — количество перевезенных пассажиров, или планируемое к перевозке (обычно за год):

,

где — число отправленных пассажиров.

1. Пассажирооборот, пасс-км — выполненная или планируемая транспортная работа по перевозке пассажиров на определенное расстояние:

,

где — дальность перевозки каждой группы пассажиров.

2. Приведенный грузооборот, прив. ткм — выполненная или планируемая к выполнению продукция транспорта:

,

где — коэффициент перевода пассажиро-километров в тонно-километры (на железнодорожном и водном транспорте = 1).

3. Средняя дальность перевозки 1 тонны груза , 1 пассажира:

4. Скорость доставки (если известны: средняя дальность перевозки, среднее время, затраченное на перевозку):

5. и другие показатели:

a. грузонапряженность.

b. коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава.

c. структура парка.

d. доля груженого и порожнего пробега.

e. коэффициенты, учитывающие расход топлива, электроэнергии и др.

Экономические показатели:

1. Эксплуатационные расходы на перевозку — текущие издержки транспорта, руб. (определяются обычно за год). Структура и учет эксплуатационных расходов на различных видах транспорта различны и включают, например:

a. на железнодорожном транспорте — все текущие расходы, связанные с перевозками;

b. на морском транспорте — расходы на содержание плавсостава и эксплуатацию транспортного флота;

c. на речном транспорте — расходы, связанные с перевозками, за исключением расходов на путевое хозяйство, погрузо-разгрузочные работы и подсобно-вспомогательные хозяйства;

d. на автомобильном транспорте — расходы, связанные с перевозками, за исключением расходов на содержание автомобильных дорог.

2. Себестоимость перевозок — эксплуатационные расходы, приходящиеся на единицу транспортной работы. Себестоимость измеряют в руб/т-км, руб/пасс-км, руб/прив.т-км. Определяют также себестоимость перевозки одной тонны груза или одного пассажира, либо используют измерители транспортных услуг: ваг-час, автомобиле-час. Эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок делят по операциям перевозочного процесса: начально-конечным и движенческим. Расходы на начально-конечные операции (при прочих равных условиях) от изменения дальности перевозок не зависят, а расходы на движенческие операции возрастают прямо пропорционально их росту. Эксплуатационные расходы транспорта:

,

где Энк,дв — эксплуатационные расходы на начально-конечные и движенческие операции; — расстояние перевозки.

3. Себестоимость перевозок имеет обратную зависимость;

,

где — себестоимость начально-конечных и движенческих операций.

Влияние дальности перевозок на их себестоимость зависит от условий и технологии выполнения начально-конечных и движенческих операций на каждом виде транспорта.

4. Капитальные вложения — это сумма единовременных затрат при создании новых или реконструкции, расширении, модернизации действующих основных фондов. Другими словами — это средства, затраченные на строительство или реконструкцию транспортного объекта. Различают капитальные вложения в:

a. Постоянные устройства — железные и автомобильные дороги, морские и речные порты, аэропорты, трубопроводы, здания и сооружения транспортных предприятий. Для них характерна медленная оборачиваемость капитала, т.е. возвращение вложенных средств. Но эта недвижимость имеет большой экономический потенциал, так как многие из этих дорогостоящих сооружений служат и приносят прибыль инвесторам на протяжении длительного времени.

b. Подвижной состав, оборудование, строительные работы — локомотивы, вагоны, автомобили, суда, самолеты. Окупаются быстрее постоянных устройств.

Удельные капитальные вложения определяются с учетом мощности потока, дальности перевозок, направления следования, района строительства и др. факторов. При сравнении вариантов обычно удельные капитальные вложения определяются на 1 т на всем расстоянии перевозок. По видам транспорта соотношение потребных капитальных вложений примерно следующее:

Виды транспорта

Капитальные вложения, в %

в постоянные устройства

в подвижной состав

Железнодорожный

60

40

Автомобильный

30

70

Воздушный

20

80

Трубопроводный

90

10

5. Тарифы. Тариф — это оплата транспортных услуг.

где C — издержки транспорта, то есть себестоимость перевозок; П — величина прибыли.

При определении тарифов пользуются расчетной средней величиной себестоимости и средним уровнем рентабельности.

Т =С (),

где — рентабельность %, обычно задается 35 % (отношение прибыли к себестоимости).

Количественные показатели

Для планирования перевозок, контроля и анализа итогов деятельности АТП и их служб, установлена система технико-эксплуатационных показателей, которые подразделяются на количественные и качественные. Анализ работы АТП и отдельных его служб имеет целью выявить причины, сдерживающие развитие перевозок, и наметить мероприятия по улучшению обслуживания пассажиров при минимальных расходах на эксплуатацию. При анализе рассматривают и сопоставляют расчетные показатели работы подвижного состава с фактическими показателями.

Транспортный процесс в пассажирских перевозках – это перемещение пассажиров, включающий в себя продажу билетов, подачу транспортных средств, посадку и высадку пассажиров, возврат автомобилей к месту хранения и другие операции.

— В результате транспортного процесса пассажиры доставляются на определенное расстояние (lср ), при этом совершается транспортная работа (Р ) равная

Р = Q * lср , (пасс-км)

Где: Q – количество перевезенных пассажиров

lср – средняя дальность поездки пассажира

— Объем автобусных перевозок Q (пасс), определяемый общим количеством перевезенных автобусами пассажиров на каждом маршруте

Q = Р: lср, (пасс)

— Сумма валовых доходов Д (руб.), т.е. сумма всех видов оплат, полученных от пассажиров за пользование автобусов

Качественные показатели

Д = Р * Т * К, (руб.)

— Коэффициент технической готовности (т) – характеризует технической готовности парка степень технической готовности парка для работы на линии и определяется

т = Ат : Асп

где: А т – количество технически исправных автобусов

А сп – списочное (инвентарное) число автобусов

Коэффициент технической готовности парка за рабочий день является основным показателем, характеризующим уровень работы технической службы, и зависит: от интенсивности эксплуатации подвижного состава, наличия запасных частей, материально-технической базы АТП и т.д.

— Коэффициент выпуска парка на линию (в ) – характеризует степень использования подвижного состава для работы на линии

в = Аэ : Асп

где: Аэ – количество автобусов в эксплуатации.

Коэффициент выпуска парка на линию отличается от коэффициента технической готовности парка на величину, характеризующую простои подвижного состава в исправном состоянии, поэтому тв

И зависит: от дорожных и климатических факторов, от технического состояния подвижного состава, от квалификации водителя и т.д.

— Время в наряде (Тн) определяется с момента выхода подвижного состава из АТП до момента возвращения, без учета времени на перерыв

Тн = t возв – t выезд – t пер, (час)

Тн = Тм + t н = Тм + l н / V т, (час)

Где: t возв – время возвращения подвижного состава в гараж

t выезд – время выезда подвижного состава из гаража

t пер – время перерыва водителя

Тм – время на маршруте

l н – суммарное значение нулевых пробегов подвижного состава

V т – техническая скорость подвижного состава

— Циклом транспортного процесса называется законченный комплекс операций, необходимых для доставки пассажиров. Таким циклом является рейс.

Рейсом называется совокупность операций при движении автобуса от начального до конечного пункта маршрута.

Рис. Время рейса автобуса

t р

Ко1 Ко2

nпр1 nпр 2 nпр 3 nпр 4

t р = t дв + t по * nпр + t ко, (час)

где: t дв – время движения автобуса на маршруте

t по – время простоя автобуса на промежуточных остановках

nпр – количество промежуточных остановок

t ко — время простоя автобуса на конечных остановках

— Время оборотного рейса автобуса

Оборотом называется пробег автобуса по маршруту в обоих направлениях

Тоб = 2 * t р , (час)

— Число рейсов автобуса

n р = Тм : t р, (час)

— Коэффициент использования пробега () – это отношение пробега подвижного состава с пассажирами ( Lпр) к общему его пробегу ( Lобщ) за определенный календарный период времени: = Lпр: Lобщ

— Коэффициент использования вместимости (вм ) – характеризует степень наполнения автобусов пассажирами. Различают коэффициенты статического (вм ст ) и динамического (вм д ) использования вместимости.

Коэффициент (вм ст. ) характеризуется отношением общего числа перевезенных пассажиров за рейс к номинальной вместимости автобуса

вм ст. = q ф : q н

где: q ф – количество пассажиров за рейс

q н – номинальное количество пассажиров, которое автобус может провести за 1 раз.

Поскольку коэффициент статического использования вместимости не отражает зависимости среднего расстояния (lср ) поездки пассажиров, т.е. их сменяемость на маршруте, он мало отражает фактическое использование автобусов и на практике не применяется.

При планировании и анализе работы автобусного парка употребляется (вм д ), который определяется отношением выполненной транспортной работы в пассажиро-километрах к работе, которая могла быть выполнена, если бы на всем протяжении маршрута полностью использовалась номинальная вместимость автобуса.

вм д = ( q ф * l ср):( q н * L м * Р)

где: lср – средняя дальность поездки пассажира

L м – длина маршрута

Р – число рейсов за месяц.

— Скорости движения автобусов

На пассажирских автобусных перевозках различают:

а) максимальную скорость ( Vмах) – скорость, которую позволяет развить конструкция автобуса при полном использовании двигателя

б) допустимую скорость ( Vдоп.) – определяется Правилами дорожного движения, исходя из условий безопасности движения и состояния дорог.

Расчетные скорости:

в) техническая скорость ( Vт) – это отношение пройденного пути к суммарному времени затрат на движение автобуса на маршруте

Vт = L м : t дв, (км/час)

г) скорость сообщения ( Vс) – это скорость автобуса без учета времени простоя на конечной остановке

Vс = L м : ( tр – tко), (км/час)

д) эксплуатационная скорость ( Vэ) – отношение пройденного автобусного пути к сумме времени, затраченному на движение, задержки по причинам уличного движения, стоянки на промежуточных остановочных пунктах

Vэ = L м : ( t дв + t по * nпр + t ко) = L м : tр, (км/час)

Она характеризует состояние и уровень организации автобусных перевозок. При возрастании (Vэ) увеличивается (Vс), сокращаются затраты времени на поездки в автобусах и улучшается культура обслуживания населения автобусным транспортом