Погрузчик это транспортное средство

Содержание

Дата размещения:12/08/2013

Спецтехника — что это такое и где она применяется!

Каждый человек  в своей жизни не один раз встречается со спецтехникой  – продажа, обмен и аренда спецтехники, но не каждый человек знает какие разновидности спецтехники бывают. Сегодня спецтехника применяется в строительстве многоэтажных домов, при прокладке дорог и трасс, в сельском и коммунальных хозяйствах,  но и не сомненно широко используется транспортными компаниями для перевозки грузов и пассажиров.

Что такое спецтехника?

Для начала небольшое определение. К разделу спецтехника относят технику специального назначения.

Группы спецтехники:

Автомобильная спецтехника-  грузовые автомобили и полуприцепы для перевозки грузов (ломовозы, лесовозы, бензовозы, автоцистерны и тому подобное). Многие современные автомобили имеют дополнительные механизмы для погрузки-выгрузки, перемешивания, сдавливания, поднятия и т.д. Например автобетоновоз оснащён бочкой которая постоянно перемешивает бетон не давая ему застыть, делает это даже на ходу. Лесовоз, оснащён краном манипулятором для погрузки и выгрузки брёвен. Также сейчас транспортные компании имеют большое колличество полуприцепов, которые прицепляются к основной кабине для транспортировки  различных грузов в том числе бытовые товары общего применения.

Подъемная спецтехника —  автовышки, гидролифты, гидроборта, гидроманипуляторы, краны-манипуляторы и погрузчики различных типов. Такая спецтехника предназначена для транспортировки грузов её основное применение в это погрузочные работы. Основное применение этой техники  для транспортировки небольших стройматериалов по территории строительной площадки,  а также данный вид техники нашёл своё широкое применение в логистических и транспортных компаниях, а также на складских территориях крупных компаний.

Строительная спецтехника — экскаваторы, самосвалы и т.д. очень широкий спектр специальной техники применяемый в строительстве и спецтехника для сноса зданий.

Виды погрузчиков

Сюда относится – погрузчики, экскаваторы, бетонная техника, самосвалы и такое дополнительное оборудование, как гидромолоты. Также при к строительной технике можно отнести краны манипуляторы, которые в последние время активно применяют на строительных плошадках одноэтажного строительства.

Коммунальная спецтехника —  основное направление и назанчение этой спецтехники уборка улиц от мусора, снега. Сегодня муниципальные организации или управляющие компании активно используют разную технику, например: каналопромывочные, илососные, подметально-уборочные, пескоразбрасывающие, поливомоечные машины.

Дорожная спецтехника — грейдеры, виброкатки, бетоноукладчики, ресайклеры, дорожные фрезы, асфальтоукладчики, асфальтовые катки для укладки асфальтного полотна. Спектр дорожной спецтехники велик и с каждым годом появляются новые машины и дополнительное оборудование которое облегчает жизнь строителям.

Сельскохозяйственная спецтехника

Здесь тоже применяются свои специализированные машины в виде: комбайнов, тракторов и т.д. В последние годы спецтехнику для сельскохозяйственных нужд делают универсальной, и выпускается много дополнительного оборудования которое можно устанавливать на подвижную основу для выполнения разного рада задач, таких как посев зерна и крупных саженцев, полив и орошение полей, вскапывание и прореживание земли и т.д.

Как мы видим вся существующая спецтехника разная. Каждая создана для  применения на отдельных видах работ. Ведь не было этой техники человеку пришлось бы всё делать своими руками, на что уходило много сил и времени.

Мы предлагаем взять в аренду спецтехнику с водителем, осной упор нашей компании сделан на строительство и транспортные перевозки. В нашем автопарке порядка 50 едениц спецтехники, самосвалы, бульдозеры, грейдеры, виброкатки, экскаваторы,  а также много автомобилей для транспортировки различных видов груза.

Позвоните Нам и мы подберём спецтехнику для Ваших нужд!

Существуют следующие виды погрузчиков. Погрузчики различаются по типу двигателя: электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания (может работать на бензине, дизеле, газе).

Электропогрузчики

Под контролем Гостехнадзора электропогрузчики и электрокары не находятся, т.е. права для управления или получать не требуется. Но каждый водитель должен иметь удостоверение водителя электропогрузчика с указанием типа машины, к управлению которой допущен: водитель аккумуляторного погрузчика, водитель электроштабелера и пр.

Погрузчики с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) или автопогрузчики

Погрузчики с ДВС (или «автопогрузчики») находятся под надзором Гостехнадзора и водитель погрузчика должен иметь права на управление самоходными машинами — «Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста)».

Cамоходные машины

Самоходная машина — это машина, оснащённая двигателем и предназначенная для выполнения работ, связанных с трудовой или любой другой деятельностью. В широком смысле это понятие охватывает любые машины, включая автомобили, тракторы, комбайны, погрузчики, экскаваторы, снегоуборочные машины и пр.

Категории самоходных машин

Cамоходные машины разделяются на категории по «Правилам допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796:

  • Категория «А»:
    Не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования мототранспортные средства;
  • Категория «В»:
    Гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью менее 25,7кВт;
  • Категория «С»:
    Колесные машины с двигателями мощностью от 25,7 до 77,2кВт;
  • Категория «D»:
    Колесные машины с двигателями мощностью более 77,2кВт;
  • Категория «Е»:
    Гусеничные машины с двигателями мощностью более 25,7кВт;
  • категория «F»:
    Самоходные сельскохозяйственные машины.

    Если транспорт не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования

К категориям В и С, как правило, относят автопогрузчики.

Гостехнадзором принято разделение самоходных машин как на категории, так и на виды техники. В связи с этим в Правах на погрузчик при допущенных категориях в разделе «Особые отметки» указывается тип машины. Например: E-трактор, С-погрузчик или B-трактор.

Если вы хотите управлять наиболее распространенными видами техники, то необходимо обучение по таким курсам:

  1. Р 03.6 Водитель погрузчика с правом работы на аккумуляторных и дизельных погрузчиках категории В (переподготовка) с аттестацией по электробезопасности на II группу.
  2. Р 03.23 Водитель погрузчика дополнительной категории С.
  3. Р 30.2 Переподготовка на тракториста категории С.

Возврат к списку

Автопогрузчик: как учесть расходы?

Практически ни одно предприятие пищевой промышленности не может обойтись без автопогрузчиков — специализированной складской техники, предназначенной для погрузочно-разгрузочных работ, штабелирования, перемещения грузов на короткие расстояния на складах и по прилегающей территории. По виду потребляемого топлива автопогрузчики делятся на три типа: дизельные, бензиновые и газовые.

Является ли автопогрузчик основным средством?

Согласно п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ имущество признается амортизируемым объектом основных средств, если:

  • находится у налогоплательщика на праве собственности;
  • используется для извлечения дохода в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией;
  • его стоимость погашается путем начисления амортизации;
  • срок его полезного использования составляет более 12 месяцев, а первоначальная стоимость — более 40 000 руб.

Автопогрузчик вполне соответствует перечисленным критериям. Возможность его отнесения к основным средствам подтверждается и тем фактом, что автопогрузчики являются объектом классификации в ОКОФ <1>. Они включены в подраздел "Машины и оборудование" (код 14 0000000) под кодом 14 2915540. Кроме того, в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы <2>, с учетом которой налогоплательщики определяют срок полезного использования объектов основных средств, автопогрузчики отнесены к четвертой амортизационной группе. В указанную группу включается имущество со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

<1> Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
<2> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Обратите внимание! Автопогрузчики не относятся к транспортным средствам, которые в ОКОФ выделены в отдельный подраздел "Средства транспортные" (код 15 0000000).

С какого момента начисляется амортизация?

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ в соответствии с установленными сроками полезного использования амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам. При этом срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию соответствующего объекта. Таким образом, автопогрузчик включается в четвертую амортизационную группу на дату его ввода в эксплуатацию. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (включен в соответствующую амортизационную группу), начинается начисление амортизации (п. 4 ст.

Бухгалтерский учет самоходной техники

259 НК РФ).

Отметим, что в отношении автопогрузчика не действует п. 11 ст. 258 НК РФ, согласно которому основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Речь идет о государственной регистрации прав на имущество. В силу ст. 131 ГК РФ госрегистрации подлежат права на недвижимое имущество. Что касается прав на движимое имущество, их регистрировать не надо, за исключением случаев, указанных в законе. Регистрировать сделку с автопогрузчиком закон не требует. В то же время необходимо помнить: сам автопогрузчик (рабочий объем двигателя внутреннего сгорания которого составляет более 50 куб. см (0,05 л)), несмотря на то что он не предназначен для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежит государственной регистрации в органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, требующих внесения изменений в регистрационные данные. Это требование установлено Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

О расходах на топливо

На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) относятся к учитываемым в целях налогообложения прибыли прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако автопогрузчик не является транспортом, поэтому эта норма в нашем случае не применяется. В то же время в п. 1 ст. 264 приведен открытый перечень затрат. Кроме того, согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов включаются затраты на приобретение материалов, используемых на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели). По мнению чиновников, расходы на приобретение ГСМ также могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ как затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, затраты на трансформацию и передачу энергии (Письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, ФНС России от 16.07.2010 N ШС-37-3/6848). Поэтому расходы на топливо для автопогрузчика вполне можно учесть в целях исчисления налога на прибыль, но только при условии соблюдения требований п. 1 ст. 252 НК РФ.

Напомним, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением указанных в ст. 270 НК РФ. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. К обоснованным относятся экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (другими словами, экономически оправдан должен быть размер расходов), а к документально подтвержденным — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Также документальным подтверждением признаются документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы (в том числе таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной в соответствии с договором работе).

Документальное подтверждение расходов

Что означает фраза "документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ"? В ст. 313 НК РФ сказано: налоговым учетом является система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. В качестве подтверждения данных налогового учета выступают в том числе первичные учетные документы. В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Отсюда Минфин сделал вывод: одни и те же первичные учетные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета (Письмо от 16.11.2010 N 03-03-06/1/726). Также финансисты напомнили, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а если соответствующая форма документа в альбоме не предусмотрена, документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 вышеуказанного Закона.

В то же время, например, ФАС ДВО с таким подходом не согласен. Налоговый кодекс не содержит перечня первичных документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных хозяйственных операций, и не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). Следовательно, налоговый учет расходов на приобретение ГСМ может осуществляться на основании как унифицированных, так и иных форм первичных документов (Постановление от 16.06.2010 N Ф03-3840/2010). Такой подход не чужд и чиновникам.

Как правило, для документального подтверждения расходов на приобретение топлива используются путевые листы. Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, они применяются юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, то есть в специализированных организациях. В то же время Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Этим документом, разработанным во исполнение требований п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", обязаны руководствоваться юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, а также автобусы, троллейбусы и трамваи. Без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство перевозки пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобилями запрещены. Финансисты признали: путевой лист, самостоятельно разработанный организацией, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, при наличии в нем Обязательных реквизитов, утвержденных Приказом Минтранса России N 152 (Письмо от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161). В то же время, по их мнению, организации, на которые положения данного Приказа не распространяются, могут использовать путевой лист в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения. Однако налогоплательщик вправе подтверждать произведенные расходы и другими документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (Письмо от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354).

Получается, предприятие пищевой промышленности, сотрудники которого работают на автопогрузчиках, не обязано использовать унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России N 78, а также соблюдать требования Приказа Минтранса России N 152. Поэтому в качестве документального подтверждения оно может использовать форму путевого листа, приведенную в Приложении 6 к Межотраслевым правилам по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденным Постановлением Минтруда России от 07.07.1999 N 18, включая в нее при необходимости дополнительные реквизиты. Указанные Правила распространяются на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию промышленного напольного безрельсового колесного транспорта (автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств, включая грузовые тележки), используемых в технологических транспортных операциях внутри организации (между корпусами, цехами, участками, отделениями, службами, складами, торговыми залами и другими объектами).

Например, путевой лист для автопогрузчика можно дополнить такими реквизитами, как:

  • дата составления документа;
  • показания счетчика моточасов при выезде автопогрузчика из "гаража" и его возвращении, другими словами, в путевом листе появятся сведения о времени работы автопогрузчика (данные о пробеге не фиксируются, поскольку автопогрузчик не оборудован одометром);
  • данные о движении топлива.

Экономическое оправдание расходов

Как экономически оправдать размер расходов на топливо для автопогрузчика? В случае с автомобильным транспортом чиновники настаивают на том, что при определении обоснованности затрат на приобретение топлива необходимо учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" <3> (Письма Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/157, УФНС по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268). Указанные Рекомендации предназначены для лиц, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ. Среди прочего в Рекомендациях приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения, а также специальных автомобилей. При этом базовая норма приводится в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства (л/100 км). Что касается автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, чиновники предлагают руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

<3> Введены в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

По мнению автора, предприятие пищевой промышленности в целях экономического обоснования расходов на топливо может воспользоваться технической документацией на автопогрузчик, если таковая содержит данные о предполагаемом расходе соответствующего топлива в час. Если таких сведений нет (либо по желанию), можно провести "испытания" и разработать свои нормы (специально созданной комиссией), утвердив их приказом руководителя.

А.Г.Снегирев

Эксперт журнала

"Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Код вида транспортного средства в 2016 году

Наша организация приобрела автопогрузчик для работы на территории склада. Вопрос: надо ли его регистрировать в автоинспекции и платить транспортный налог? 

Государственная регистрация.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:

  • подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Пункт 3 предусматривает, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях, или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно ст. 12.1 КоАП РФ, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до восьмисот рублей.

Согласно ст. 19.22 КоАП РФ, нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей; на должностных лиц — от ста до трехсот рублей; на юридических лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Вывод. Автопогрузчик, имеющий максимальную конструктивную скорость 50 км/час и более, а также предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежит регистрации в ГИБДД. В противном случае он подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. За отсутствие регистрации автопогрузчика на организацию и ее должностных лиц могут быть наложены штрафы.

Транспортный налог.

В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пункт 1 ст. 358 НК РФ предусматривает, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Отметим, что в п. 13 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утверждены Приказом МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177) сказано: из Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (утверждены Минсельхозпродом России от 16.01.95) следует, что автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см. не подлежат государственной регистрации на территории РФ. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

По нашему мнению, правомерность данного вывода вызывают сомнения на основании следующего:

  • вывод сделан на основании отраслевого нормативного документа, положения которого распространяются на организации, относящиеся к сельскому хозяйству;
  • в Правилах Минсельхозпрода применен дополнительный критерий – объем двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см., использование которого противоречит Постановления Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Отметим, что Налоговый кодекс не оговаривает, подлежат ли налогообложению только транспортные средства, передвигающиеся по дорогам общего пользования или нет, из чего можно сделать вывод, что данный критерий не играет роли в вопросе отнесения транспортного средства к объектам налогообложения.

Судебная практика по вопросам транспортного налога

Нередко суды высказывают позицию, что если транспортное средство, не предназначенное для движения по дорогам общего пользования, не было зарегистрировано, то оно не признается объектом налогообложения и соответственно, до момента регистрации транспортный налог можно не платить. Например, ФАС МО в Постановлении от 08.12.2008 № КА-А40/10120-08 сделал вывод, что транспортные средства (портальные краны, автоконтейнеровозы, специализированные автопогрузчики для контейнеров, козловой контейнерный кран на пневмоходу, специализированные портовые тягачи, легкие автопогрузчики, предназначенные для работы с грузом, прицепы, прочее вспомогательное оборудование) не имеют паспортов самоходной техники, не зарегистрированы в установленном порядке в органах Гостехнадзора и ГИБДД, не являются транспортными средствами, используемыми на дорогах общего пользования, поэтому они не могут быть признаны в силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектами налогообложения транспортными налогом.

Есть и другой подход, примером которого служит Постановление ФАС МО от 16.04.2009 № КА-А40/2929-09. Рассмотрена ситуация, когда организация не платила транспортный налог в отношении автопогрузчиков, которые не были зарегистрированы. Нижестоящие судебные инстанции поддержали налогоплательщика. Они исходили из того, что обязанность по уплате транспортного налога возникает с момента регистрации транспортного средства. Они сослались на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 № 451-О, в котором указано, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. И сделали вывод: так как, транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования, и автопогрузчики не были зарегистрированы в органах Гостехнадзора, использовались только в производственной деятельности общества на его территории, то экономических оснований для обложения такого транспортного средства транспортным налогом нет.

Но кассационная инстанция подержала налоговую инспекцию, основываясь на следующем. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники» собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их в органах Гостехнадзора в установленном порядке, т.е. в течение 5 дней со дня возникновения права. При этом обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения. Поскольку автопогрузчики являются транспортными средствами, Общество было обязано обеспечить их государственную регистрацию.

Учитывая, что в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации Общество необоснованно получило налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога, доначисление транспортного налога является правомерным. Кроме того, ст. 358 НК РФ не предусматривает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога.

Из Определения Конституционного Суда, на которое сослалась нижестоящая судебная инстанция, не следует, что субъект, имеющий право собственности на транспортное средство, освобождается от обязанности уплачивать налог, если не использует его на дорогах общего пользования. В указанном Определении содержится вывод о том, что от степени воздействия на состояние дорог зависит налоговая база, но не объект налогообложения.

Вывод. В отношении автопогрузчика нужно уплачивать транспортный налог независимо от факта его регистрации в органах Гостехнадзора или ГИБДД.

Вопрос: Просим разъяснить, что входит в понятие "транспортные средства" в целях применения гл.28 Налогового кодекса РФ?

Погрузчик это транспортное средство или оборудование

В частности, относятся ли к транспортным средствам и, соответственно, включаются ли в объект налогообложения бульдозеры, учитывая, что Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) бульдозеры отнесены к самоходным машинам? Правомерно ли применение ОКОФ для целей определения объекта налогообложения по транспортному налогу?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 августа 2004 г. N 03-06-04-04/01

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения положений гл.28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно положениям ст.11 Кодекса институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.

Понятие "транспортное средство" для целей применения гл.28 Кодекса определено ст.358 Кодекса. Согласно указанной статье Кодекса под транспортными средствами понимаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что понятие "транспортное средство", применяемое в гл.28 Кодекса, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код 15 0000000 "Средства транспортные"), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с п.2 ст.358 Кодекса из объекта налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с вышеназванным Классификатором учитываются по коду 14 0000000 "Машины и оборудование" (код 14 2918010). Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.

Таким образом ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных гл.28 Кодекса.

В соответствии с ОКОФ бульдозеры отнесены к самоходным машинам (код 14 2924020), что является основанием для признания бульдозеров для целей применения гл.28 Кодекса транспортными средствами и, соответственно, объектом налогообложения транспортным налогом.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

25.08.2004

————

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

Категории самоходной техники

автобус -автомобиль с числом мест для сидения более девяти, включая место водителя

автомобиль-механическое транспортное средство, имеющее не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, за исключением колесных тракторов и самоходных машин.

автопоезд – состав транспортных средств, состоящий из автомобиля (колесного трактора) и буксируемого им прицепа, прицепа–роспуска, полуприцепа.

велосипед, веломобиль — транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем.

гужевое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой животного (животных).

колесный трактор – механическое транспортное средство для выполнения разнообразных технологических операций с помощью навесных, полунавесных и прицепных машин или орудий, а также для привода стационарных машин или движения в составе с прицепом

маршрутное транспортное средство — механическое транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай, иное транспортное средство, осуществляющее движение в регулярном обычном, скоростном сообщении, в том числе экспрессном), движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами.

механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем.

мопед — механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров и имеющее максимальную конструктивную скорость движения не более
50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками.

мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом более 50 куб. сантиметров. К мотоциклам приравниваются трехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 килограммов, а также механические транспортные средства, оборудованные двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров, имеющие максимальную конструктивную скорость движения более 50 км/ч.

одноколейное транспортное средство — транспортное средство на колесах, которые размещены на одной линии одно за другим.

прицеп — транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством

тихоходное транспортное средство — механическое транспортное средство, которое по своей конструкции или по условиям обеспечения безопасности при перевозке груза не может двигаться со скоростью, превышающей 30 км/ч.

трамвай — механическое транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам, участвующее в дорожном движении и не являющееся железнодорожным транспортным средством.

транспортное средство — устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования.

транспортное средство оперативного назначения — транспортное средство, имеющее специальную цветографическую окраску и (или) световую и звуковую сигнализацию.

троллейбус – механи ческое транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем, питание которого обеспечивается по подвесной контактной сети от внешнего источника электрического тока