Подтверждение добросовестности поставщика, образец

Что такое добросовестность по 44-ФЗ

Когда предложение победителя аукциона или конкурса дешевле НМЦК на 25 % и более, в ход идут антидемпинговые меры. Это делается для того, чтобы не допустить ограничения конкуренции за счет чрезмерного занижения стоимости продукции, а также чтобы обезопасить заказчиков и, как следствие, конечных потребителей от некачественных результатов закупки.

Если при этом начальная цена тендера меньше 15 млн руб. (включительно), то у поставщика есть выбор. Он может предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5-кратном размере либо обычное обеспечение плюс документы, показывающие его деловую репутацию в контрактной системе.

С 01.01.2019 при начальной максимальной цене контракта до 15 млн. руб. толкование статьи 37 44-ФЗ перестало быть двусмысленным. По новым правилам, такие меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.

ВАЖНО! Только «добросовестности» без денег или банковской гарантии, как обеспечения исполнения госконтракта, теперь недостаточно!

С 01.07.2018 вступили в силу изменения в 44-ФЗ. В связи с этим конкретизировано, что антидемпинговые меры будут действовать при проведении:

  • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием;
  • двухэтапного конкурса;
  • закрытых конкурсных процедур.

А также они распространяются на новые электронные закупки:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме .

При этом сам порядок предоставления будет аналогичен электронному аукциону по действующему законодательству. Т. е. сведения о добросовестности будут предоставляться победителем при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ

Нужные сведения содержатся в ЕИС, а именно в реестре контрактов, которые были ранее заключены с госзаказчиками. Причем все сделки должны быть полностью закрыты, то есть быть в статусе «Исполнение завершено» или «Исполнение прекращено».

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки 44-ФЗ, может быть следующей (на выбор):

  1. Три и более исполненных контракта в течение одного года до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.
  2. Четыре и более исполненных контракта в течение двух лет до даты подачи заявки. 75 % из которых без штрафных санкций.
  3. Три и более исполненных контракта в течение трех лет до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.

Важно учесть, что в вышеперечисленных вариантах сумма хотя бы по одному из документов не должна быть ниже 20 % от предложенной участником цены в текущих торгах. Более того, предмет завершенных сделок законом не уточняется, то есть он может быть любым, от участника не требуется подтвердить факт исполнения аналогичных госконтрактов.

Для участия в конкурсе документы, свидетельствующие о честности победителя, прикладывают к конкурсной заявке. В случае их отсутствия заказчик может заключить сделку только после того, как получит увеличенное в 1,5 раза обеспечение, по сравнению с указанным в документации. Причем эта сумма должна быть не меньше размера аванса, если он предусмотрен документацией.

При демпинге цены на электронном аукционе поставщик обязан предоставить сведения, подтверждающие добросовестность, одновременно с подписанным контрактом по текущей закупке.

Конкурсная комиссия или непосредственно заказчик, в зависимости от вида процедуры, сверяют предоставленные сведения с реестром контрактов. Если обнаружатся поддельные или неточные сведения, заявка отклоняется (в конкурсе) либо участник признается уклонившимся от сделки (в аукционе). В последнем случае результаты публикуются в ЕИС в виде протокола, а право оформить сделку переходит ко второму по цене участнику. Если предложение последнего тоже снижено на 25 % и больше от НМЦК, то и к нему применяются все антидемпинговые меры.

Как правильно проверить контрагента на добросовестность?


Сотрудничество с недобросовестным контрагентом значительно повышает налоговые риски.
Узнать больше…

Налоговая проверка контрагента включает в себя запросы и анализ документации, а также сбор информации из открытых источников.

Проверка контрагента на добросовестность до начала сотрудничества может сэкономить компании время и деньги, потраченные на налоговые споры.
Где заказать проверку контрагента?

Современные консалтинговые агентства оказывают широкий перечень услуг по налоговому консалтингу.

Налоговый консалтинг может помочь снизить финансовые риски, которые угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке.

Критерии удачного выбора консалтинговой компании: репутация, опыт, надежность.
Как выбрать консалтинговое агентство?

Как избежать санкций со стороны налоговой службы и доказать проявление должной осмотрительности? Как не заключить невыгодную сделку? Как не допустить неисполнения заказа контрагентом? Решение есть: следует перед подписанием договора провести проверку контрагента для подтверждения его деловой репутации, правоспособности и финансово-материального обеспечения.

В каких случаях требуется проверка

В деятельности практически каждой компании может возникнуть неприятная ситуация, когда налоговые органы отказывают в вычете налога на добавленную стоимость или признают сделку сомнительной, расходы неподтвержденными, а налоговую выгоду необоснованной. Это может быть вызвано тем, что контрагент, казавшийся при заключении сделки вполне надежным, был признан налоговой службой недобросовестным. При этом компания или предприниматель не потрудились его проверить.

Российское законодательство не содержит требований об обязательном проведении проверки контрагента, но контролирующие организации немалое внимание уделяют проявлению налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента. Основным документом, которым руководствуются в этом случае налоговые и другие контролирующие органы, является постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Оно определяет основные критерии должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Другими рекомендательными документами являются письма Минфина РФ от 6 июля 2009 года № 03-02-07/1-340 и от 10 апреля 2009 года № 03-02-07/1-177, письмо ФНС России от 24 июля 2015 года № ЕД-4-2/13005@.

Важно!
В новом письме от 23 марта 2017 года № ЕД-5-9-547@ ФНС РФ указала, что неуплата налогов вторым и последующим контрагентом в цепочке не будет являться самостоятельным аргументом недобросовестности проверяемого налогоплательщика и возложения на него негативных последствий при условии реальности сделки. При этом налоговым органам рекомендовано уделять особое внимание оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента.

Проводить проверку контрагента рекомендуется перед любой сделкой, но особого внимания требуют следующие случаи:

  • заключение сделки с новым партнером;
  • заключение договора с предоплатой;
  • заключение договора с отсрочкой или рассрочкой платежа;
  • заключение договора с контрагентом, зарегистрированным в другом регионе.

На недобросовестность компании могут указывать некоторые признаки:

  • организация-контрагент зарегистрирована по адресу, по которому находится большое количество компаний;
  • обязанности директора и главного бухгалтера исполняет одно и то же лицо;
  • компания постоянно меняет виды деятельности;
  • у фирмы имеется крупная задолженность или кредитные обязательства;
  • государственная регистрация фирмы-контрагента проводится прямо перед процедурой заключения сделки.

Наличие хотя бы одного из этих признаков уже должно вызвать обоснованные подозрения. Хотя сама по себе проверка контрагентов и не может гарантировать отсутствия претензий к налогоплательщику со стороны налоговых органов, она все же снижает риски предъявления претензий и повышает вероятность их успешного обжалования в суде.

Чем грозит сотрудничество с непроверенным контрагентом

Существует несколько основных групп рисков, которыми чревато сотрудничество с непроверенными контрагентами:

  1. Законодательные риски. В результате признания контрагента недобросовестным, налогоплательщику обязательно доначислят налоговые обязательства и штрафы по налогу на прибыль, НДС, единому налогу при УСН и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей). Кроме того, его включат в план проведения выездных налоговых проверок, а в случае особо крупного нарушения против него могут возбудить административное или даже уголовное дело.
  2. Финансовые риски. В этом случае компании грозит неисполнение обязательств со стороны контрагента. Оно может быть полным — непоставка продукции, неоплата, невозврат предоплаты, или частичным — нарушение сроков поставок или исполнения других обязательств, требований к качеству продукции или работ.
  3. Риски претензий к должностным лицам компании. В результате заключения сделки с недобросовестным контрагентом с лица, ответственного за ее заключение, могут быть взысканы убытки как самой компанией, так и ее акционерами.
  4. Репутационные риски. Сотрудничество с недобросовестными контрагентами отрицательно скажется на имидже фирмы в глазах партнеров и клиентов.

Проверка при выборе контрагента должна стать нормой, ведь в большинстве случаев сегодня суды принимают сторону налоговых органов и доказать, что деятельность компании велась с должной осмотрительностью, бывает очень непросто. Специалисты рекомендуют закрепить процедуру проведения проверки во внутреннем документе компании.

Этапы и способы налоговой проверки контрагента

Чтобы обезопасить себя от всех возможных рисков при ведении хозяйственной деятельности и претензий со стороны налоговых органов, компании следует совершить несколько действий для проведения проверки контрагента. Проверку обычно проводят в четыре этапа:

Этап 1. Анализ данных с интернет-ресурсов официальных органов

С помощью интернет-сайтов официальных государственных структур можно получить всю основную информацию о потенциальном контрагенте.

  1. Прежде всего, нужно обратиться к сайту Федеральной налоговой службы России (https://www.nalog.ru/rn22/about_fts/el_usl/). С помощью специальных сервисов можно получить следующую информацию обо всех субъектах хозяйственной деятельности:
    • краткие сведения из Единого государственного реестра регистрации юридических лиц (ЕГРЮЛ) в онлайн-режиме: числится ли контрагент в ЕГРЮЛ, дата и место его регистрации, юридический адрес, сведения об уставном капитале, учредителях и о внесении в реестр изменений с указанием даты, а также коды ОКВЭД;
    • не имеется ли в отношении контрагента решения о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала, опубликованного в «Вестнике государственной регистрации»;
    • не принято ли в отношении него решение об исключении из ЕГРЮЛ как недействующего предпринимателя;
    • получить подтверждение того, что в состав руководства компании-контрагента не входят дисквалифицированные лица;
    • выяснить, не зарегистрирована ли она по адресу «массовой регистрации» и есть ли возможность с ней связаться по указанному в ЕГРЮЛ адресу;
    • проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя компании в реестре лиц, отказавшихся от участия в организации;
    • получить сведения о наличии или отсутствии задолженности по обязательным платежам;
    • получить информацию о том, имеется ли приостановка операций по счетам компании;
    • проверить контрагента по ИНН.
  2. Сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России (http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000). С его помощью можно получить сведения о том, не включен ли паспорт индивидуального предпринимателя или руководителя контрагента в список недействительных паспортов Российской Федерации.
  3. Реестр недобросовестных поставщиков системы закупок для государственных и муниципальных нужд, который ведется Федеральной антимонопольной службой России (http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html). Конечно, потенциальный контрагент не обязательно будет участником этой системы, но для минимизации рисков следует провести проверку и в этом реестре тоже.
  4. Сайт Федеральной службы судебных приставов (http://fssprus.ru/iss/ip). Здесь находится банк данных исполнительных производств, обратившись к которому, можно узнать, не открыто ли в отношении контрагента исполнительное производство, вне зависимости от того является контрагент индивидуальным предпринимателем или организацией.
  5. Картотека арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ (http://kad.arbitr.ru/) предоставляет возможность узнать, не участвует ли контрагент в судебных разбирательствах. Содержит информацию о судебных тяжбах и их содержании.
  6. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (http://www.fedresurs.ru/#/) предоставляет информацию о том, не находится ли контрагент на какой-либо стадии банкротства, а также о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.
  7. Сайты лицензирующих органов. На них можно проверить, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту (если его деятельность предполагает наличие такой лицензии). Для каждого вида деятельности существует свой лицензирующий орган, а, следовательно, и сайт.

После завершения проверки надежности контрагента с помощью интернет-ресурсов можно переходить ко второму этапу.

Этап 2. Анализ пакета документов

На этом этапе у потенциального контрагента нужно запросить пакет документов, заверенных надлежащим образом:

  1. Копии страниц устава организации, содержащие ее полное и сокращенное наименование, место нахождения, структуру и компетенцию органов управления организации и принятия ими решений.
  2. Копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица и копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ, статистические коды (ОКПО, ОКАТО, ОКВЭД и другие).
  4. Справки об отсутствии задолженности по обязательным налоговым платежам.
  5. Документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры, — нотариально заверенные доверенности, приказ о назначении директора или другие документы.
  6. Копии бухгалтерской отчетности. Годовая бухгалтерская отчетность всех организаций является открытой и получить ее можно либо в самой компании, либо в Росстате (http://www.gks.ru/accounting_report).
  7. Карточки фирм-контрагентов.
  8. Договоры аренды или права собственности на офисные и производственные помещения.

К сожалению, законодательно перечень необходимых бумаг для проверки не утвержден, поэтому контрагент вправе отказать в предоставлении данных. Такой отказ должен немедленно вызвать настороженность, поскольку у добросовестных компаний вся документация, как правило, находится в полном порядке.

Дополнительно рекомендуется сделать письменный запрос в налоговую инспекцию по месту нахождения контрагента. Судами такое обращение расценивается как проявление должной осмотрительности, кроме того, они обязывают налоговые органы предоставлять запрашиваемую информацию в пределах, ограниченных налоговой тайной.

Этап 3. Анализ неформальной информации о деятельности контрагента

Определенное представление о деловой репутации контрагента и его добросовестности дает и анализ неформальной информации. Ее источником может стать прежде всего сайт компании, сайты ее партнеров и сайты отраслевых союзов и ассоциаций, членом которых контрагент является. Минимум информации на этих сайтах может свидетельствовать о том, что компания не просто является недобросовестной, но и принадлежит к так называемым фирмам-однодневкам.

Хорошие результаты дает изучение отзывов о деятельности компании (если такие имеются в интернете) или личные беседы с партнерами контрагента. На сайтах серьезных компаний всегда можно найти список их клиентов.

Этап 4. Личная встреча с руководством контрагента

Для принятия окончательного решения о сотрудничестве, так же как и для подписания контракта или заключения сделки, лучше встретиться с руководством лично. Во-первых, это поможет убедиться в том, что руководитель компании реально существует и именно тот, который указан в документах, а во-вторых, сделки, заключенные заочно или по почте, взывают у налоговой службы обоснованные подозрения.

Оценка результатов проверки и возможные решения

После проведения проверки контрагента на добросовестность компания должна проанализировать полученную информацию. На основе анализа может быть принято три типа решений:

  • решение о заключении сделки (в случае получения сведений о добросовестности контрагента);
  • отказ в заключении сделки при наличии информации, которая свидетельствует о высоком риске неисполнения обязательств;
  • решение об изменении условий сделки для снижения рисков.

Проверка добросовестности контрагентов способна снизать риск возникновения просроченных долговых обязательств, уменьшить риск подписания договора с недобросовестными компаниями или компаниями-однодневками, сократить количество отказов налоговой инспекции по поводу возмещения НДС. Кроме этого, она минимизирует риск проведения встречных налоговых проверок и улучшает репутацию и имидж компании.

Услуги по налоговой проверке контрагентов

О том, где и как можно максимально эффективно и быстро проверить контрагента мы поинтересовались у Шишкина Романа, руководителя налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«В интернете существует множество ресурсов, на которых компания может самостоятельно провести необходимую проверку. Какие-то из них предоставляют один или несколько параметров, какие-то — обобщают информацию, например, «СПАРК», но все они имеют существенный недостаток — клиенту приходится самому решать, что он хочет получить, а потом и анализировать полученные сведения. Нередко на такую проверку уходит немало времени, а поскольку специальные подразделения есть далеко не во всех компаниях, то привлеченные к проверке сотрудники могут не обладать нужной компетентностью. К тому же общие параметры не всегда дают объективную картину по контрагенту, существует риск собрать данные по другому контрагенту с таким же названием. В результате принимается неправильное решение, чреватое санкциями со стороны налоговой инспекции и проблемами в деятельности организации.

При обращении в специализированную компанию клиент экономит свое время, поскольку все запросы и обработку информации берет на себя компания-исполнитель. КСК групп имеет разработанные механизмы проверки добросовестности контрагентов, включающие запросы и анализ необходимой документации, а также исследование интернет-среды. Мы гарантируем достоверность и точность собранной информации. В случае возникновения ситуаций, когда компании необходимо доказать, что при заключении сделки она проявила должную осмотрительность, мы предоставим полный комплект документов по проведенной проверке.

Отдельной услугой в КСК групп является разработка внутреннего Регламента по работе с новыми контрагентами — документа, содержащего полный алгоритм проверочных действий, которые необходимо совершить перед заключением, а также перечень документов и информации, запрашиваемых у контрагента в рамках проявления должной степени осмотрительности».

P.S. КСК групп — одна из крупнейших московских и российских аудиторско-консалтинговых компаний. Согласно данным агентства «Эксперт РА», в 2016 году КСК групп заняла 3-е место в России в рэнкинге «Налоговый консалтинг».

Заявление о добросовестности контрагента

Заявление о добросовестности контрагента

г. __________ дата ________

Настоящим «Поставщик/Исполнитель» ООО «Берег» (наименование компании), далее – Контрагент, в лице генерального директора ____________, действующего на основании устава, гарантирует и подтверждает, что на момент заключения договора между контрагентом и АО «Мэлон Фэшн Груп» (далее — Компания):

  1. Контрагент состоит на налоговом учете в ___________________________________ (указать ИФНС) с ___________________________ (указать дату) с присвоением ОГРН ____________________________________ (указать),

ИНН _____________________ (указать) КПП _______________________(указать).

  1. Контрагент подтверждает, что он своевременно и в полном объеме выполняет все установленные действующим НК РФ обязанности налогоплательщика, а также не является должником по платежам, подлежащим уплате в бюджет РФ.

  2. Контрагент подтверждает, что в отношении него не инициирована процедура банкротства, а также то, что он не находится в стадии ликвидации или реорганизации.

  3. Контрагент подтверждает, что в состав исполнительных органов организации-контрагента не входят дисквалифицированные лица.

  4. Место регистрации контрагента___________________________________________.

  5. Фактическое место нахождения исполнительного органа контрагента _______________________________________________________________________. Причина, по которой фактический адрес не совпадает с адресом, указанным при регистрации ___________________________________________________________________.

  6. Телефоны (с указанием должности и ФИО) контактных лиц контрагента:

главный бухгалтер__________________________________

генеральный директор _______________________________

___________________________________________________.

  1. Контрагент подтверждает наличие необходимых ресурсов и соответствующего опыта для исполнения договора:

Штатная численность работников контрагента составляет ______________________человек.

Общая стоимость собственных основных средств ____________________ тыс. руб.

Общая стоимость арендуемых основных средств _____________________ тыс. руб.

Иное ___________________________________________________________(наличие производственных мощностей, технологического оборудования и т.д.)

  1. Рекомендации, подтверждающие хорошую деловую репутацию контрагента можно получить от организаций: _________________________________________________ (наименование, контактный телефон).

  2. Адрес сайта контрагента: _________________________________________________

  3. Контрагент обязуется предпринять все необходимые действия для соблюдения гарантий, данных настоящим заявлением, в течение всего срока действия договора.

Документы запрашиваются Компанией в целях проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов. Основанием для запроса являются письма Минфина России от 10.04.2009 №03-02-07/1-177, ВАС РФ от 11.11.2004 №С5-7/уз-1355, определение Конституционного суда РФ от 04.11.2004 №324-О.

Генеральный директор ООО «Берег» ____________ Расшифровка подписи

Главный бухгалтер ООО «Берег» ____________ Расшифровка подписи

М.П.

Образец письма о подтверждении добросовестности поставщика

образец письма о подтверждении добросовестности поставщика

Образец письма о подтверждении добросовестности поставщика
НА БЛАНКЕ

исх № от ______

Информационное письмо

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (далее Общество), в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, подтверждает добросовестность Общества в соответствии с требованиями ч.1, 2, 3 ст. 37 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и предоставляет информацию по исполненным контрактам:


п/п

Реестровый номер записи контракта

Заказчик (наименование, ИНН)

Предмет контракта

Дата заключения

Срок исполнения

Цена контракта

Применение штрафов, пеней, неустоек

2011 год

2012 год

2013 год

Вся информация представлена из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов на сайте www.zakupki.gov.ru. Достоверность сведений подтверждаю.

С уважением,
Генеральный директор ________________ Иванов И.И.
(на основании Устава)

Добросовестность по 44-ФЗ — это характеристика участника закупки, которая позволяет заказчику принять решение о заключении с ним государственного контракта даже в случаях, когда участник значительно снижает его стоимость относительно НМЦК. Подтвержденная добросовестность свидетельствует, что потенциальный подрядчик надежен и у него есть необходимый опыт.

Когда нужно подтверждать добросовестность

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает несколько способов определения начальной цены, которыми госзаказчики пользуются, подготавливая закупку. Каждый из этих способов ориентирован на то, чтобы установить адекватную цену закупаемого товара, работы или услуги, которая соответствует рыночным условиям. Если в ходе процедуры потенциальный контрагент существенно, на 25 % и более, снижает заявленную НМЦК, это вызывает сомнение в его надежности.

Законодатель требует от госзаказчика применять в таких ситуациях антидемпинговые меры: если НМЦК превышает 15 млн рублей, участник закупки обязан предоставить обеспечение контракта, в полтора раза превышающее установленный документацией о закупке размер. Если НМЦК не превышает 15 млн рублей, у участника есть выбор:

  • предоставить обычное обеспечение, одновременно доказав добросовестность участника закупки по 44-ФЗ;
  • предоставить полуторное обеспечение исполнения своих обязательств по будущей сделке с заказчиком.

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки 44-ФЗ, должна быть истребована заказчиком в случае сильного снижения цены закупки при проведении: конкурсных процедур, в том числе в электронной форме и аукционов.

Как оформить подтверждение добросовестности

Говоря об обосновании надежности подрядчика, законодатель указывает на предоставление информации, которая содержится в реестре контрактов. Это общедоступный информационный источник. От поставщика не требуются какие-либо специальные документы, необходимо только обобщить и предоставить заказчику сведения из реестра.

Форма такого обобщения законодательно не установлена: оно может быть подано в виде декларации, гарантийного или информационного письма в произвольном виде.

Каким бы документом подрядчик ни оформлял информацию о своих опыте и надежности, в нем следует указать:

  • реестровый номер исполненного контракта;
  • наименование и ИНН заказчика;
  • цену;
  • предмет;
  • срок заключения и срок исполнения обязательств;
  • указание на наложенные неустойки, если таковые имели место.

Как образец подтверждения добросовестности можно использовать форму информационного письма.

Информация, предоставленная участником закупки, проверяется заказчиком. Если в ходе проверки заказчик выявит недостоверность предоставленных сведений, в случае бумажного конкурса заявка участника будет отклонена, а если речь идет об электронном конкурсе или аукционе — контракт подписан не будет, а подрядчика признают уклонившимся от заключения.