По договоренности между двумя руководителями ГУП Савельев

По договорённости между двумя руководителями государственных унитарных предприятий Медведев, с его согласия, был приглашён в порядке перевода в ГУП «Автобусный парк № 3» на должность мастера. В приказе о приёме на работу Медведева в «Автобусный парк № 3» было указано, что он принимается на работу с двухмесячным испытательным сроком. Медведев ознакомился с указанным приказом под роспись, не придав значения установленному испытательному сроку. Через месяц его уволили как не выдержавшего предварительное испытание.

Законно ли увольнение Медведева?

Статья 71. Результат испытания при приеме на работу

При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

в) в случае увольнения работника, являющегося членом профсоюза, по пункту 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Кодекса проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения, направлялись в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации; работодатель провел дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в тех случаях, когда выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника; был соблюден месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (статья 373 ТК РФ).

Решая вопрос о законности увольнения в тех случаях, когда оно произведено с согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа, необходимо иметь в виду, что работодатель, в частности, должен представить доказательства того, что профсоюзный орган дал согласие по тем основаниям, которые были указаны работодателем при обращении в профсоюзный орган, а затем в приказе об увольнении.

33. При разрешении споров лиц, уволенных по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено.

Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнение по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса, допустимо также, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания.

При этом необходимо иметь в виду, что работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание и тогда, когда он до совершения проступка подал заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, поскольку трудовые отношения в данном случае прекращаются лишь по истечении срока предупреждения об увольнении.

Если судом будет установлено, что дисциплинарное взыскание наложено с нарушением закона, этот вывод должен быть мотивирован в решении со ссылкой на конкретные нормы законодательства, которые нарушены.

Задача 2.Губанова была принята на должность начальника планово-экономического отдела ФГУП сроком на один год. В трудовом договоре не было

указано обстоятельство (причина), послужившее основанием для заключения с ней срочного трудового договора. По истечении годичного срока, указанного в трудовом договоре, Губанова была уволена по п. 2 ст. 77 Трудового

кодекса РФ (истечение срока трудового договора). После получения трудовой книжки и копии приказа об увольнении Губанова обратилась в суд с ис-

ком к ФГУП о восстановлении на работе, признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, оплате времени вынужденного

прогула и компенсации морального вреда.

Как должно быть решено это дело в суде? На какие обстоятельства суд следует обратить внимание при разрешении этого дела?

Согласно ст.58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения или по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок. Из этого следует, что договор является заключенным на неопределенный срок и увольнение по ст.77 не допускается.

Губанова имеет право на получение компенсации по причине вынужденного прекращения работы (статья 165), а также на компенсацию морального вреда по статье 237, поскольку действия работодателя являются неправомерными.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Задача 3.Карпова обратилась в суд с иском о восстановлении на работе,

оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Из материалов дела следует, что Карпова работала художественным руководителем ансамбля песни и танца с 1999 г., а в 2003 г. с ней был заключен срочный трудовой договор сроком на один год о назначении на ту же должность.

По окончании срока, указанного в трудовом договоре, она была уволена по

п. 2 ст. 77 Трудового кодекса РФ (истечение срока трудового договора).

Как должно быть решено это дело в суде? На какие обстоятельства суду

следует обратить внимание при разрешении этого дела?

Задача 5.По договоренности между двумя руководителями ГУП Савельев,

с его согласия, был приглашен в ГУП «Автобусный парк № 1» на должность

мастера. В приказе о приеме Савельева на работу в ГУП «Автобусный парк

№ 1″ было указано, что он зачисляется на должность мастера с трехмесячным испытательным сроком. Савельев был ознакомлен с изданным приказом

под роспись, не придав особого значения установленному ему испытатель-

ному сроку. Через месяц его уволили как не выдержавшего предварительное испытание.

Законно ли увольнение Савельева?

Задача 1 Темы 8 «Прекращение трудового договора»

Задача 1.Юрисконсульт Петров обратился к генеральному директору за-

крытого акционерного общества с заявлением об увольнении его по собственному желанию. В своем заявлении он указал лишь основание увольнения, поставил подпись и дату написания заявления. Генеральный директор принял решение уволить Петрова через два дня, что и было зафиксировано

им на заявлении Петрова в виде письменного указания для отдела по работе

с персоналом. После выхода приказа об увольнении по собственному желанию, получения трудовой книжки и полного расчета Петров обратился в суд с иском

о восстановлении его на работе, так как считал, что при его увольнении по собственному желанию работодатель нарушил требования ст. 80 Трудового

Оцените правомерность действий генерального директора. Подлежит ли

восстановлению на работе юрисконсульт Петров?

В кадровой практике сформировался подход, при котором прекращение трудового договора по инициативе работника производится по истечении двух недель (ч. 3 ст. 14 ТК РФ) со дня подачи заявления, поскольку именно такой срок предусмотрен ст. 80 ТК РФ на предупреждение работодателя работником о прекращении трудового договора.

Однако такой подход не является верным, поскольку ст. 80 ТК РФ устанавливает только то, что работник вправе расторгнуть договор, предупредив об этом работодателя не позднее чем за две недели (т.е. работник может уведомить работодателя и за месяц), но не указывает на право работодателя самому определять дату увольнения работника. Это означает, что при отсутствии в заявлении точной даты прекращения договора работодатель не вправе уволить работника по истечении двух недель после подачи заявления, поскольку работник не указал конкретную дату.

Отсутствие письменного подтверждения волеизъявления работника относительно даты расторжения договора не позволяет признать, что увольнение состоялось именно по его желанию. Поэтому во избежание недоразумений и конфликтов лучше в этой ситуации письменно попросить работника уточнить дату прекращения трудового договора.

Согласно ч. 1 ст. 80 ТК РФ, Петров вправе расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели. Иными словами, для того, чтобы уволиться, нужно только подать заявление, получать же подпись работодателя не обязательно. Заявление должно содержать четкую формулировку, из которой следует, что работник желает прекратить трудовые отношения («прошу уволить», «прошу расторгнуть трудовой договор» и т.п.); должен быть указан последний день работы, заявление должно быть подписано работником. В данной ситуации эти требования не полностью соблюдены.

Согласно ст.80 ТК РФ (см. текст в предыдущей редакции)

по соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении, т.е. до истечения 2х недель, что и было сделано в данном случае. Однако не было заключено указанное соглашение

(см. текст в предыдущей редакции)

.
Таким образом, работодатель поступил неправомерно, уволив Петрова. Он не получал согласия уволить Петрова до истечения 2х недель, а Петров не указывал в заявлении даты увольнения. Также работник в течение 2х недель мог воспользоваться правом отзыва заявления. Это позволяет сделать вывод, что было нарушено основание увольнения по собственному желанию, т.е. волеизъявления Петрова не было подтверждено.

Задача 2 Темы 8 «Прекращение трудового договора»

Задача 2.Смирнов обратился к генеральному директору акционерного общества с заявлением об увольнении по собственному желанию. По истечении

двух недель после подачи заявления Смирнов практически не прекращал работу, а еще через неделю работы обратился с заявлением к генеральному директору о предоставлении ему трех нерабочих дней в счет ежегодного оплачиваемого отпуска. Однако генеральный директор отказался удовлетворить его просьбу и издал приказ об увольнении Смирнова по собственному желанию на основании ранее поданного им заявления, выплатив ему заработную плату с учетом последнего дня работы. Смирнов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе.

Сформулируйте решение суда.

Трудовой договор прекращается в связи с истечением срока его действия, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала его прекращения (ст. 58, п. 2 ч. 1 ст. 77, ст. 79 ТК РФ). В этой ситуации трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Трудовым законодательством не предусмотрена возможность продления срочного трудового договора. Исключения установлены для беременных женщин (ч. 2 ст. 261 ТК РФ), работников высших учебных заведений (ч. 8 ст. 332 ТК РФ), спортсменов (ч. 7 ст. 348.4 ТК РФ).

Вместе с тем Роструд в Письме от 31.10.2007 N 4413-6 допускает возможность внесения изменений в трудовой договор, в том числе в части изменения срока его окончания. Для этого следует подписать дополнительное соглашение к договору.

Если работник полагает, что в связи с продлением срочного трудового договора его следует считать заключенным на неопределенный срок, увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ может стать причиной спора. Его разрешение будет зависеть от того, относится ли работник к кругу лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 59 ТК РФ, и от представленных работодателем доказательств, подтверждающих наличие добровольного согласия работника продлить трудовой договор на оговоренный срок.

В кадровой практике сформировался подход, при котором прекращение трудового договора по инициативе работника производится по истечении двух недель (ч. 3 ст. 14 ТК РФ) со дня подачи заявления, поскольку именно такой срок предусмотрен ст. 80 ТК РФ на предупреждение работодателя работником о прекращении трудового договора.

Однако такой подход не является верным, поскольку ст. 80 ТК РФ устанавливает только то, что работник вправе расторгнуть договор, предупредив об этом работодателя не позднее чем за две недели (т.е. работник может уведомить работодателя и за месяц), но не указывает на право работодателя самому определять дату увольнения работника. Это означает, что при отсутствии в заявлении точной даты прекращения договора работодатель не вправе уволить работника по истечении двух недель после подачи заявления, поскольку работник не указал конкретную дату.

Отсутствие письменного подтверждения волеизъявления работника относительно даты расторжения договора не позволяет признать, что увольнение состоялось именно по его желанию. Поэтому во избежание недоразумений и конфликтов лучше в этой ситуации письменно попросить работника уточнить дату прекращения трудового договора

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)

Контрольная работа
заказать, на заказ
Задачи по курсу: Трудовое право

Задача 1. Иванов был принят на работу страшим продавцом магазина «Детское питание» с двухмесячным испытательным сроком. После истечения этого двухмесячного срока, с согласия Иванова, испытательный срок был продлен еще на один месяц. В течение этого месяца Иванов дважды опоздал на работу, за что и был уволен по ст. ТК РФ,
Иванов обратился в суд с иском о восстановлении на работе.
Сформулируйте решение суда.
Задача 2. В процессе проведения реструктуризации в ГУП «ТЭК» штатные должности инженера 2 категории и машиниста крана ТЭЦ №1, занимаемые, соответственно, Буравчиком и Руденко, были сокращены. Однако между руководителями ТЭЦ №1 и ТЭЦ №3 было достигнуто письменное соглашение о переводе указанных работников на работу в ТЭЦ №3. Через несколько дней руководитель ТЭЦ №3 отказался от достигнутого соглашения. Работники обратились к генеральному директору ГУП «ТЭК» с требованием оплатить время простоя и разрешить возникшую ситуацию.
Дайте заключение по данному спору.
Задача 3. Работник совершил прогул 2 марта 2004 г. В соответствии с приказом генерального директора организации он был уволен 2 апреля 2004 г. по подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ. В день увольнения работник не вышел на работу по причине болезни и находился на больничном по 16 мая. В день выхода работника на работу 17 мая в отделе кадров его ознакомили с приказом об увольнении его 2 апреля и предложили получить трудовую книжку и полный расчет.
Однако работник с таким увольнением не согласился и обратился в суд с иском, считая, что работодатель нарушил ст. 81 и ст. 193 ТК РФ.
Какое решение должен вынести суд?
Задача 4. Уволенному в запас Савельеву было отказано в приеме на работу в качестве проводника на том основании, что по решению начальника отделения железной дороги на эти должности принимаются только женщины. Суд, куда обратился Савельев, отказал ему в приеме заявления и рекомендовал обратиться в управление железной дороги. В управлении кадров железной дороги подтвердили правильность решения начальника отдела железной дороги и его обоснованность.
Разрешите дело по существу.
Задача 5. ЗАО нанимало работников сторожевой охраны для работы в режиме «рабочие сутки – 3 выходных». Один из принятых на работу настаивал на включении в текст договора условия о дополнительной оплате каждого ночного часа в размере 40% часовой тарифной ставки. Работодатель возражал, ссылаясь на то, что предложенная изначально оплата труда уже учитывает компенсацию за неблагоприятный режим работы, не говоря о том, что она выше средней заработной платы работников государственного сектора экономики.
Насколько соответствуют законодательству о труде РФ позиции каждой из сторон?
Задача 6. Лебедева работала телефонным диспетчером на дому ежедневно с 22.00 до 24.00. Ее должностной оклад вместе с доплатой за работу в ночное время был установлен в размере, равном МРОТ. Лебедева обратилась с просьбой пересмотреть размер ее должностного оклада, считая, что в данном случае нарушена ч. 2 ст. 154 ТК РФ,
Обоснована ли просьба Лебедевой?
Задача 7. При обсуждении проекта коллективного договора между представителями работодателя и профсоюза возникли разногласия. Представитель профсоюза настаивал на включении в коллективный договор положения о МРОТ работников предприятия, в три раза превышающем установленный МРОТ, на предоставлении дополнительного свободного от работы и оплачиваемого в размере среднего заработка для лиц, успешно обучающихся на двух последних курсах учебных заведений среднего и высшего профессионального образования по профессии их работы. Представитель работодателя возражал, указывая, что МРОТ устанавливается Законом РФ, а льготы для работников, совмещающих работу с обучением, содержатся в главе 2в ТК РФ.
Как разрешить возникшие разногласия?
Задача 8. Петров работал грузчиком на заводе железобетонных изделий. По заключению МСЭК Петрову было рекомендовано работа без поднятия тяжестей.. Администрацией завода Петров был переведен подсобным рабочим, от которой он отказался, ссылаясь на то, что работа подсобного рабочего связана с подъемом тяжестей, а поэтому не отличается от работы грузчика. В связи с отказом от работы Петров был уволен по п. 8 ст. 77 ТК РФ. В судебном заседании, где рассматривалось заявление Петрова о восстановлении на работе, Народный Суд затребовал данные о наличии на заводе вакантных должностей стожа, вахтера, диспетчера. Из справки отдела кадров следовало, что такие вакансии были на день увольнения Петрова, однако в дальнейшем были заняты вновь принятыми работниками.
Какое решение должен вынести суд?
Задача 9. Высотин был принят на работу страшим продавцом магазина ООО «Спектр» с месячным испытательным сроком. По истечении месяца, с согласия Высотина, испытательный срок был продлен еще на один месяц. В течение этого месяца Высотин дважды опоздал на работу, за что был уволен по ст. 23 КЗОТ РФ. Высотин обратился в суд с иском о восстановлении на работе.
Сформулируйте решение ссуда?
Задача 10. Объявление о приеме на работу: «Требуется рабочий мужского пола в возрасте не старше 30 лет, не имеющий вредных привычек. Необходимо предъявить справки: о состоянии здоровья вообще и психического, в частности; об отсутствии препятствий для работы с продуктами питания; о регистрации в данной местности».
Соответствуют ли требования, изложенные в объявлении, законодательству о труде?
Задача 11. В коллективный договор ОАО «Ферро» были включены такие положения, кА сокращение лицам, совершившим прогул, очередного отпуска на число дней прогула и перенос им отпуска на зимнее время. В связи с тем, что Велиханова совершила в январе два прогула по два дня каждый, генеральный директор издал приказ о предоставлении ей отпуска в феврале месяце, хотя по графику отпуск ей должен быть предоставлен в августе. Отпуск Велихановой был предоставлен продолжительностью пять рабочих дней за длительный стаж работы. Велиханова не согласилась с приказом генерального директора и обратилась к адвокату за разъяснением.
Прав ли генеральный директор и как ей следует поступать в данном случае? Какой ответ ей должен дать адвокат?
Задача 12. Предприятие дало в газету объявление о том, что ему требуется курьер с собственной машиной. Смирнова такая работа устраивала, и он написал заявление о приеме на работу, указав, что просит установить ему компенсацию за использование автомашины. Директор предприятия поставил резолюцию: «Согласен. В приказ». При получении заработной платы Смирнов обнаружил, что компенсация ему не начислена, и обратился за разъяснением в бухгалтерию, где ему сказали, что поскольку размер компенсации не был согласован, она ему не положена.
Правомерно ли разъяснение бухгалтерии?
Задача 13. Строительное управление №6 (СУ-6) было присоединено к строительному управлению №3 (СУ-3) того же треста. Все работники СУ-6 были переведены в штат СУ-3. Однако Жуков, работавший в СУ-6, не захотел работать в СУ-3, к работе так и не приступил и в последующем был уволен работодателем за прогул. Жуков с таким увольнением не соглашается и обращается в суд с иском об изменении формулировки увольнения п. 2 ст. 81 ТК РФ.
Сформулируйте решение суда.
Задача 14. По договоренности между двумя руководителями государственных унитарных предприятий (ГУП) Медведев, с его согласия, был приглашен в ГУП «Автобусный парк №3» на должность мастера. В приказе о приеме на работу Медведева в «Автобусный приказ №3» было указано, что он принимается на работу с двухмесячным испытательным сроком. Медведев прочитал приказ и расписался на приказе, не придав значения установленному испытательному сроку. Через месяц его уволили, как не выдержавшего предварительное испытание.
Законно ли увольнение Медведева?
Задача 15. Электромонтер Булавин работал на подстанции пригородных электрических сетей. В соответствии с листком нетрудоспособности с 17.04.03 по 14.05.03 Булавин находился в отпуске по временной нетрудоспособности, при этом с 12.05.03 по 14.05.03 проходил внеочередное медицинское освидетельствование. 15.05.03 Булавин представил заключение МСЭК от 14.05.03 , в котором значилось, что по результатам медицинского освидетельствования он признан полностью нетрудоспособным с установлением 2 группы инвалидности. На основании заключения МСЭК работодатель издал приказ от 15.05.03 об увольнении Булавина по п.5 ст. 83 ТК РФ с 01.05.03, т.е. с последнего дня работы. Однако Булавин обратился к работодателю с заявлением об изменении даты увольнения на 15.05.03.
Оцените правовую ситуацию и решите вопрос о дате увольнения Булавина.
Задача 16. При заключении трудового договора с Петровым, генеральный директор настоял на том, чтобы с ним был заключен срочный трудовой договор на один год. В трудовом договоре Петрова не была указана причина заключения срочного трудового договора. По истечении года Петров был уволен по п. 2 ст. 77 ТК ПФ. Петров обратился в суд с иском о восстановлении на работе, ссылаясь на то, что работа, которую он выполняет, носит постоянный характер, а годичный срок был установлен без его согласия, хотя в момент заключения трудового договора он не завял об этом.
Как должно быть решено это дело в суде? На какие обстоятельства следует обратить внимание суду при разрешении этого дела?
Задача 17. Данилов работал сторожем на хлебозаводе. В связи с производственной необходимостью он был переведен рабочим в бригаду по приемке готовой продукции, при этом его заработная плата увеличилась в два раза. Однако Данилов отказался от перевода. Директор хлебозавода предложил ему написать заявление об увольнении по собственному желанию. Данилов такое заявление написал и был уволен через две недели. Через неделю после увольнения он решил вернуться на работу, но в приеме на работу ему было отказано. Данилов обратился в суд с иском о восстановлении на работе.
Как должно быть решено это дело в суде?
Задача 18. В ходе рассмотрения судебного иска Марковой о восстановлении на работе было установлено, что ее увольнение по подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ вызвано тем, что она отсутствовала на работе 3 дня, объяснив это болезнью. В медицинское учреждение она не обращалась и в качестве доказательства своих слов просила вызвать свидетелей, соседей по коммунальной квартире. Суд не принял во внимание просьбу Марковой, указав на то, что единственным доказательством болезни является больничный лист.
Дайте обоснованное заключение данному спору.
Задача 19. Колывановой С.П. дирекцией детского дошкольного учреждения была объявлена благодарность и вручен ценный подарок за успехи в работе.
Определите, нарушила ли дирекция законодательство о труде и могут ли быть совмещены материальные и моральные поощрения.
Задача 20. Гражданину Иванову, зарегистрированному как безработный, в органах федеральной государственной службы занятости (ФГСЗ), предложили должность водителя категории «С» в одной коммерческой организации. Так как гр. Иванов имел водительские права, разрешающие управлять транспортным средством категорий «А» и «В», то ему необходимо было пройти переподготовку. С просьбой оплатить переподготовку он обратился в органы ФГСЗ, но получил отказ.
Определите, правильное ли решение приняли сотрудники ФСГЗ.
Задача 21. Гражданину Сергееву в органах ФГСЗ предложили работу в другом (относительно места проживания) регионе. Сергеев согласился на переезд в связи с предоставлением работы.
Определите, будут ли компенсированы Сергееву материальные затраты, связанные с переездом.
Задача 22. Гражданину Сидоренко, зарегистрированному в органах ФГСЗ, предложили работу с полным рабочим днем пятидневной недели. Сидоренко отказался, объяснив, что по семейным обстоятельством ему необходима работа с неполным рабочим днем. Сотрудник ФГСЗ Петров предупредил Сидоренко, что он не имеет права отказываться от этого варианта, т.к. предлагаемая работа соответствует его специальности.
Определите, прав ли сотрудник ФГСЗ Петров.
Задача 23. Начальник отдела кадров организации «С» вызвал к себе сотрудника Васькина и предупредил его, что в данной организации в течение месяца планируется сокращение Шатов, и Васькин под него. Через 1 месяц и 3 дня Васькин был уволен по сокращению штатов. Районный народный суд, куда обратился Васькин, признал увольнение незаконным.
Определите, правомерное ли решение принял суд.
Задача 24. На предприятии «Энерго» в связи с возникшими проблемами экономического характера было принято решение о сокращении численности сотрудников на 20%. Сокращение планировалось провести в ближайшие 2-3 месяца. Руководитель предприятия дал указание начальнику отдела кадров информацию о принятом решении не разглашать.
Определите, правомерны ли действия руководителя предприятия.
Задача 25. Гражданин Гаврилов был уволен по сокращению штатов из учреждения «С». Через 3 месяца он самостоятельно устроился на работу в другую организацию, после чего он обратился с требованием выплатить ему зарплату за третий месяц к руководителю учреждения «С». Учреждение «С» после увольнения Гаврилова выплатило ему выходное пособие и выплачивало среднюю заработную плату на период трудоустройства в течение двух месяцев со дня увольнения, поэтому требование Гаврилова администрация не удовлетворила.
Определите, правомерен ли отказ администрации предприятия «С».

Доля государства в российской экономике составляет 33%. Такие данные привел Международный валютный фонд (МВФ) в своем недавнем исследовании. По подсчетам экспертов фонда, всего треть добавочной стоимости в РФ генерирует государственный сектор, остальные две трети производятся частными компаниями и предпринимателями.

Вместе с тем, у российских экономистов другие данные. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) полагают, что на долю государства приходится 70% производимого добавочного продукта, в Центре стратегических разработок (ЦСР) – 46%. При этом компании с госучастием получают максимум госфинансирования, льгот и субсидий, что ухудшает конкуренцию и замедляет рост ВВП. По мнению экспертов, для повышения экономической активности в стране необходимо возобновить приватизацию госактивов и снизить уровень госмонополизма.

Елена Александрова

Госмонополизм наступает

Больше всего государственной собственности наблюдается в таких отраслях российской экономики, как коммунальное хозяйство, добыча полезных ископаемых, транспорт, финансы, производство электроники и оборудования. Частными отраслями остаются сельское хозяйство, пищевая промышленность, обрабатывающие производства, за исключением переработки нефти и газа, а также торговля.

Как отмечают эксперты МВФ, 33% ВВП в 2016 году обеспечило госуправление – 13,5% и госпредприятия – 19,3%. Примечательно, что еще в 2014 году МВФ оценивал долю госсектора в российской экономике на уровне 70%, однако в последнем обзоре фонд изменил методику оценки и построил свои выводы на основе официальных данных об объемах реализации в различных отраслях промышленности, а также занятости в бюджетном секторе.

Официальная статистика относит дочерние предприятия крупных корпораций, таких как «Газпром» и «Роснефть», к частному сектору, а большинство исследователей полагают, что это госсектор.

В финансовом секторе долю государства в добавленной стоимости МВФ оценил не по выручке, а по активам. В итоге получились прежние 70% – отношение активов государственных банков к совокупным активам банковского сектора.

По данным МВФ, доминирование государства в финансовом секторе является особенностью России. Добавим, что за счет банковской чистки, проводимой ЦБ РФ, эта цифра быстро увеличивается, так как процедура санации обанкротившихся банков предполагает, что после избавления от токсичных активов они должны быть проданы. Однако частные финансовые организации не готовы их покупать, и Центробанк бесплатно передает банкротов госбанкам.

По мнению доцента кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Сергея Хестанова, доля государства в банковском секторе на уровне 70% примерно соответствует показателю огосударствления экономики в целом, то есть структура собственности отражает структуру капитала.

По подсчетам ЦСР, с 2006 по 2016 год доля государственного сектора в ВВП выросла с 39,6% до 46% (см. рисунок 1. Доля госсектора в ВВП РФ), при этом увеличилось количество предприятий, прямо или косвенно контролируемых государством.

Рис. 1. Доля госсектора в ВВП РФ, %.

Источник: ЦСР.

По оценкам ФАС, с 2005 по 2015 год вклад государства и госкомпаний в ВВП вырос с 35% до 70%, а в последнее время на фоне санкций госсектор еще больше укрепился, особенно в банковском секторе и промышленности. По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, увеличение количества предприятий с госучастием в капитале обусловлено санкционным давлением на Россию. «Чем больше санкций действует, тем активнее происходит огосударствление», – заявил он в интервью газете «Коммерсантъ» в сентябре 2018 года.

Аналитики международного рейтингового агентства Moody’s отмечают, что доминирование государственного сектора, составляющего от 40% до 50% российской экономики, а также монополизация рынков препятствуют росту инвестиций и производительности труда в России.

С ними согласен заведующий отделом рынков капитала Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова (ИМЭМО) РАН Яков Миркин, который сравнивает долю государства в экономике и банках на уровне 70% со свинцовым грузом, тянущим экономику вниз. Ухудшает ситуацию, по его мнению, тот факт, что, забирая в бюджет до 40% ВВП, государство мало тратит на социальные нужды. Россия занимает 118 место в мире по расходам на здравоохранение (5,6% ВВП), практически вдвое отставая от лидера – Норвегии (10% ВВП). На образование тратится 3,8% ВВП – это 88 место в мире, отмечает эксперт. При этом лидеры – Израиль и Норвегия – расходуют 5,7% и 7,7% ВВП соответственно.

Миллиарды для ГУПов

Эксперты ЦСР обращают внимание на то, что объем госзакупок в России превышает 6 трлн рублей в год (6% ВВП) и правила, которые устанавливает государство в этом секторе, определяют многие экономические процессы в стране.

По их подсчетам, в 2017 году около 11% госзаказа составляли контракты с организациями госсектора экономики, еще 16% – с госкорпорациями и 73% – c частными компаниями, к которым относятся и «дочки» госкомпаний (см. рисунок 2. Структура контрактов по трем секторам). При этом более половины стоимости контрактов госсектора и компаний с государственным участием (КГУ) – крупные и сверхкрупные контракты с ценой от 100 млн рублей.

Рис. 2. Структура контрактов по трем секторам (в среднем по году, 2016-2017 гг., %).

В исследовании ЦСР отмечается, что в сегменте «государство для государства» доминируют крупные поставщики: 17 ГУПов и 17 бюджетных учреждений (казенных предприятий) забирают в год около 40% всех контрактов (см. таблицу 1. Поставщики госсектора, работающие в форме ГУП, в 2017 г.). Речь идет о представителях космической отрасли, организации оборонно-промышленного комплекса, научно-исследовательских институтах и операторе российской государственной почтовой связи ФГУП «Почта России». Также госкомпании являются поставщиками услуг в сфере организации коммунальной инфраструктуры, благоустройства территорий и электроэнергетики.

Табл. 1. Поставщики госсектора, работающие в форме ГУП, в 2017 г. (млн руб.).

Наименование поставщика

Стоимость контрактов

ФГУП «Ремонтно-строительное управление» Управления делами Президента РФ

47 132

ФГУП «Почта России»

26 428

ФГУП «Управление ведомственной охраны» Министерства транспорта РФ

14 727

ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры»

11 533

Государственное предприятие Нижегородской области «Нижегородская областная фармация»

8 377

ГУП города Москвы «Автокомбинат санитарного транспорта «Мосавтосантранс» Департамента здравоохранения города Москвы

8 122

ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда РФ

7 863

Источник: ЦСР

Кроме того, к государственному сектору экономики в России относятся охранные предприятия, ремонтно-строительные фирмы, организации автодорожной отрасли, дилеры медтехники и фармации, торговые посредники. Госпредприятия в этих секторах составляют конкуренцию частным компаниям.

«Что касается инфраструктурных предприятий сферы коммунальных услуг, то их устойчивое присутствие в списке крупнейших поставщиков говорит о том, что в экономике сложился особый уклад их работы. В его основе — государственная собственность и бюджетные средства. Фактически речь идет о госсекторе, где превалируют административные отношения, а взаимодействие строится по принципу «задание – выполнение», – отмечается в исследовании ЦСР. Из этого можно сделать вывод, что именно государство является бенефициаром высоких тарифов на коммунальные услуги и ему выгодно держать их на максимальном уровне.

Среди организаций госсектора, поставляющих товары, оказывающих услуги и выполняющих работы по госзаказу, много тех, на которые возложены функции в области строительства зданий и сооружений, дорожного строительства и дорожного хозяйства, оборота лекарственных препаратов и медицинских изделий. В нормальных рыночных условиях они являются объектами частного предпринимательства. В России доля таких госорганизаций составляет до 60%. И это при том, что в расчете ЦСР учитывались только лидеры, занимающие крупные доли рынка.

Следствием такого огосударствления экономики является монополизм и низкое качество услуг при высоких ценах. «В ряде сфер госзакупок и, как следствие, отраслей экономики контрактные отношения привели к кристаллизации государственных структур, замыкающих на себе производство продукции и создание общественных благ, которыми, как правило, занимается частный бизнес», – отмечается в исследовании.

Высока доля государственных структур в оказании услуг здравоохранения, образования, научных исследований и экспериментальных разработок. Интересно, что в России в отличие от других стран мира у государственных организаций крупные доли присутствия на рынках услуг оптовой торговли, розничной торговли автотранспортными средствами, складирования и вспомогательных транспортных услуг. В нормальных рыночных условиях эти коммерчески привлекательные сферы обслуживаются бизнесом.

«Действительно, государство в лице административных структур активно проникает в традиционно рыночные сферы. Административная система теснит бизнес в поставках продукции пищевой промышленности и в общественном питании, в обслуживании зданий и инженерных услугах, в поставках разнообразной готовой продукции, на транспорте и в иных традиционно рыночных областях. Госсектор соперничает с бизнесом в сфере информационных технологий и услуг, в информационном бизнесе и массовых коммуникациях», – полагают эксперты ЦСР.

В конечном итоге это приводит к снижению эффективности функционирования рыночных механизмов – нарушаются принципы равенства компаний во взаимоотношениях с государством. Возникает конфликт интересов собственника и государства, которое должно обеспечить для всех государственных и частных компаний равные правила ведения бизнеса. Конкурентные механизмы (конкуренция через повышение эффективности или улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции) замещаются в данном случае административным ресурсом и лоббистскими возможностями. Как следствие, экономика начинает пробуксовывать, что выражается в снижении темпов роста и усиливающемся технологическом отставании от более успешных стран на макроуровне.

Повышение размера прямой государственной собственности ведет к снижению производительности труда и показателей рентабельности, а также к росту долговой нагрузки, отмечается в исследовании ЦСР.

Прогнозы и перспективы

По мнению главы Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, в ближайшие три года доля государства в экономике России не изменится. При этом снижение доли государства в рыночных сферах деятельности – это один из фундаментальных факторов экономического роста.

«Однако мы видим, что вопрос приватизации пока поставлен на паузу. За три года всего 24 млрд рублей запланировано получить от приватизации. Так мало никогда еще не планировалось», – отметил А.Кудрин на недавно прошедшем Гайдаровском форуме.

Напомним, что еще три года назад правительство собиралось к 2019 году продать 8% акций АЛРОСА, 35% – ВТБ, 25% – РЖД, а также доли в «Совкомфлоте», НМТП, ОЗК, ГТЛК и других компаниях с госучастием. Но этим планам мешали то плохая конъюнктура рынка, то санкции, то смена частных собственников (в НМТП и ОЗК), и в целом – отсутствие стратегических инвесторов, готовых купить государственные пакеты акций по хорошей цене.

Правительство не отказывалось от приватизации, оно ведет непубличный поиск инвесторов и готово рассмотреть продажу активов, если на них будет спрос, говорил глава Минэкономразвития Максим Орешкин в декабре 2018 года.

Вместе с тем, для снижения доли государства в экономике ведомство предлагает ограничить создание унитарных предприятий на конкурентных рынках, запретить государству приобретать акции компаний, работающих на конкурентных рынках, а также разработать план выхода Банка России из капитала санируемых банков.

Морские порты №2 (2019)

67

Глава 7. Управление государственными и муниципальными предприятиями.

7.1 Особенности унитарных и казенных предприятий.

Унитарное предприятие — это государственное или му­ниципальное предприятие, являющееся коммерческой организаци­ей, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним имуществом (имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам). Собственником имущества такого предприятия явля­ется общество (государство) в лице Правительства РФ либо прави­тельства субъекта Российской Федерации или орган самоуправле­ния в лице муниципалитета. Существуют две подформы унитарных предприятий:

  • на праве хозяйственного ведения;

  • на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Имущество унитарного предприятия на праве хозяйственного веде­ния находится в государственной или муниципальной собственно­сти. Оно создается по решению уполномоченного на то государст­венного (муниципального) органа1.

Собственник не отвечает по обязательствам такого предприя­тия. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не отвечает по обязательствам собственника.

Такое унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжа­ется (по согласованию с собственником) имуществом, может созда­вать дочернее унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение.

Собственник такого предприятия имеет право на получение части прибыли унитарного предприятия, решает вопросы создания, реорга­низации и ликвидации предприятия, определение предмета его дея­тельности, контроля за использованием и сохранностью имущества.

Уставный фонд такого унитарного предприятия полностью опла­чивается собственником до государственной регистрации. Размер ус­тавного фонда унитарного предприятия регулируется законодательст­вом. Если стоимость чистых активов по окончании финансового го­да меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обя­зан уменьшить уставный фонд, о чем извещаются кредиторы.

Имущество унитарного предприятия на праве оперативного управ­ления находится в государственной собственности Российской Фе­дерации. Такое предприятие создается Правительством РФ. Прави­тельство РФ несет субсидиарную (дополнительную) ответствен­ность по обязательствам такого предприятия (его называют феде­ральным казенным предприятием).

Унитарное казенное предприятие, основанное на праве опера­тивного управления, самостоятельно лишь владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и задани­ями собственника. Распоряжаться же имуществом оно может лишь с согласия собственника (Правительства РФ). Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое оборудова­ние такого унитарного предприятия.

Казенное предприятие самостоятельно реализирует свою продукцию.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Термин «предприятие» необходимо отличать от термина «учреждение». Предприятие – это, как правило, организация, которая ведет предпринимательскую деятельность с целью получения дохода. Учреждение – это организация, которая, как правило, осуществляет социальные функции (государственное учреждения, образовательные, функции здравоохранения, культурные и др.).

Учреждения не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенных за счет средств, выделенных ему по смете собственником (в нашем случае, государством или муниципалитетом). Если в соответствии с учредительными документами учреждению представлено право осуществлять приносящую доход деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенные за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжения учреждения и учитывается как отдельный баланс.

Государственное и муниципальное имущество находятся в учреждении на праве оперативного управления.

При переходе прав собственности на государственное и муниципальное предприятие к другому лицу, права хозяйственного ведения и оперативного ведения сохраняются2.

7.2 Условия участия федеральных, региональных и муниципальных образований в хозяйственных обществах.

Хозяйственным обществом является коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (частников), а так же производственное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности принадлежит ему на праве собственности.

В случаях, предусмотренных законодательством, общество может быть создано одним лицом.

Функции по управлению унитарными и казенными предприятиями четко не разделены между федеральными органами власти.

Росимущество наделяет государственные предприятия имуществом, относящиеся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимости имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы их реорганизации, осуществляет контроль за эффективностью использования государственного имущества, закрепленного за унитарным предприятием.

Отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают уставом унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий.

Широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствии действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:

  1. переводу части финансовых потоков в фирмы-спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков; в результате большая часть чистой прибыли этих унитарных предприятий оседает в фирмах, а не перечисляется государству;

  2. заключению сделок, в которых лично заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции и к хищению федерального имущества (т.е. «уводу капитала»);

  3. отсутствие у федеральных органов исполнительной власти достоверной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;

  4. невозможности предотвратить негативные последствия противоречивой деятельности руководителей;

  5. росту количества неплатежеспособных унитарных предприятий (особенно в период финансового кризиса);

Существующая система управления унитарными предприятиями не эффективна и нуждается в реформировании.

Целями и задачами управления унитарными предприятиями является:

  1. повышение эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений;

  2. создание системы мониторинга их финансово-экономического состояния и ужесточение системы контроля;

  3. реформирование унитарных предприятий.

Достижение этих целей и решение задач управления унитарными предприятиями связаны с построением системы взаимоотношений с их руководителями, повышением эффективности унитарных предприятий в интересах государства.

Хозяйствования общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Участники хозяйственных обществ могут быть и физические и юридические лица.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учреждение одним или нескольким лицами общество, уставным капиталом которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его (общества) обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Акционерным обществом признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества не несут обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Государственные и муниципальные органы управления могут создавать государственные унитарные и казенные предприятия и учреждения и передавать в них государственное и муниципальное имущество. Доля государства или муниципалитета в них не должна быть менее 50%. Государственное и муниципальное имущество, не закрепленное за этими предприятиями, составляет казну (государственную или муниципальную).

Казенное предприятие не вправе приобретать имущество, не соответствующее цели и предмету деятельности, содержащимся в его учредительных документах.

Государственное и муниципальное учреждение не вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом, за исключением распоряжение денежными средствами в соответствии с утвержденной вышестоящей организацией сметой расходов. Государственное и муниципальное учреждение также не вправе приобретать имущество, не соответствующее цели и предмету деятельности. Это имущество изымается.

В случае несоответствии деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений определенным целям и задачам осуществляется:

  • преобразование ликвидация их.

  • их в акционерное общество;

  • приватизация их государственного и муниципального имущества этих предприятий;

  • реструктурирование их;

Повышение эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями должно привести к снижению цен на товары и услуги, поступлению дополнительных доходов в бюджет.

Должны ли мы проводить закупки по 223 ФЗ

Федеральный закон № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» должен помочь создать эффективную закупочную деятельность. Закон 223 ФЗ распространяется на определенный список организаций. Так как же определить подпадает ли под действие закона именно ваша организация. Для этого закон ФЗ 223 приписывает, какие организации попадают в этот список.

223 ФЗ вступает в силу поэтапно для разного рода юридических лиц. Для каждого рода организаций – свой этап. Давайте рассмотрим эти этапы.

В первую очередь закон вступил в силу 1 января 2012 года для:

  • Государственных компаний и корпораций;
  • Естественных монополии и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности с выручкой более 10%;
  • Автономных учреждений.

Отдельные положения 223 ФЗ будут распространяться на иных лиц в последующие сроки.

Второй этап начал действовать с 1 января 2013 года для:

  • Естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности с выручкой менее 10%;
  • Дочерних компании организаций, перечисленных в первом этапе.

Третий этап распространяется с 1 января 2014 года на:

  • Муниципальные унитарные предприятия (МУП);
  • Автономные учреждения муниципального уровня.

Так же 223 ФЗ не обойдет стороной и дочерние компании третьего этапа.

Особенности по 223 ФЗ

Однако есть и затруднения при определении принадлежности своей компании к одному из трех этапов вступления в силу 223 ФЗ. И у каждой компании могут возникнуть сомнения, относительно того, распространяется ли закон ФЗ 223.

Разберем этот вопрос на примере МУП «Водоканал». Можно полагать, что под действие 223-го Федерального закона данная организация подпадает с 2014 года, но поскольку компания осуществляет регулируемый вид деятельности, то работать с 223 ФЗ компания начнет с 2012 или 2013 в зависимости от общего процента выручки с данного рода деятельности.

Рассмотрим еще один пример ОАО Строительная компания «Стройтрастмастер». Строительная компания осуществляет строительство жилых домов и на первый взгляд к 223 ФЗ не имеет никакого отношения, но во владении компании находится котельная осуществляющая подачу тепла жилых домов. В данном примере компания должна проводить закупки по 223 ФЗ даже если процент выручки от котельной составляет 0,1% от дохода компании в целом.

223 ФЗ регулирует регулирует всю закупочную деятельность компаний, подпадающих под его действие вне зависимости от источника их финансирования. Собственно, закон ФЗ 223 и создавался для того, чтобы урегулировать государственные закупки, чтобы этот процесс стал более открытым, прозрачным и, самое главное, честным. Но и здесь есть исключения, под действие закона не подпадает:

  • Купля-продажа валютных ценностей и ценных бумаг;
  • Закупки в сфере военно-технического сотрудничества;
  • Приобретение на товарной бирже биржевых товаров;
  • Закупки по 44-ФЗ вступающие в силу в случаях не размещения положения о закупках, получение целевого финансирования и в договоре предоставления прямо указано использование средств по 44-ФЗ;
  • Международные договоры РФ;
  • Обязательный аудит 307-ФЗ (распространяется на компании с долей государственной собственности более 25% и осуществление аудита производится открытым конкурсом в соответствии с 44-ФЗ).

Всем компаниям, относящимся к 223 ФЗ необходимо разработать и разместить план закупок, положение о закупках и произвести регистрацию на Общероссийском официальном сайте (www.zakupki.gov.ru). Все это, опять-таки согласно закону 223 ФЗ, как уже было сказано выше. Способствует тому, что бы торги государственного масштаба были более открытыми, а весь процесс их осуществления был доступен каждому желающему. Ведь ни для кого не секрет, что махинации в сфере государственных закупок самые частые. Закон 223 ФЗ был издан для того, чтобы бороться с коррупцией и упорядочить процесс государственных закупок, сделать конкуренцию честной, справедливой и открытой. Закон ФЗ 223 прописывает все основные положения, касающиеся всех этапов проведения госзакупок: начиная от планирования и заканчивая непосредственно их осуществлением.