Платежные обязательства

Разберемся, как создать, заполнить и выгрузить в банк оплату поставщикам за приобретенные предприятием товары и услуги в 1С 8.3. Оплата будет производиться с расчетного счета нашей организации.

Чтобы перевести средства на счет контрагента, потребуется:

  • перейти в программе к банковским документам;

  • сформировать платежное поручение на нужного контрагента;

  • выгрузить исходящие платежки в клиент-банк для проведения оплаты.

Узнать свою задолженность перед поставщиками можно из оборотно-сальдовой ведомости, сформированной по 60 счету за выбранный период:

Здесь отражены суммы, которые требуется перечислить для погашения задолженности. Для работы с банковскими платежными поручениями в 1С 8.3 предусмотрен раздел «Банки и касса», в котором выбирается пункт «Платежные поручения»:

В открывшейся форме кнопкой «Создать» формируем новый документ.

В нем заполняются следующие поля:

  • «Вид операции» — Оплата поставщику

  • «Получатель» — выбираем из списка контрагентов в разделе «Поставщики»

  • «Сумма платежа» — можно увидеть общую задолженность перед контрагентом в оборотно-сальдовой ведомости

Счет получателя, номер договора и назначение платежа подтянутся автоматически из реквизитов контрагента. Ставка НДС по умолчанию установлена из значения, выбранного для указанной организации.

Изменения в платежное поручение вносятся через кнопку «Настройки». В открывшейся панели есть 2 вкладки, которые позволяют менять настройки для контрагента и настройки для организации.

В «Настройках для контрагента» доступны изменения:

  • наименования организации (вместо OAO, например, можно написать «Открытое акционерное общество»);

  • порядка указания КПП контрагента;

  • назначения платежа (данный пункт можно заполнять автоматически или вносить данные вручную).

Во вкладке «Настройка для организации» к аналогичным настройкам добавлены поля для изменения формата вывода даты и суммы платежа:

После заполнения всех необходимых полей, полученный шаблон платежного поручения нужно провести. После этого документ выгружается в банк для оплаты поставщику на указанную сумму.

Следует учитывать, что платежное поручение является документом, на основании которого банк переводит платеж на счет клиента. При этом автоматически не формируется никаких проводок в 1С 8.3. Следовательно, требуется выполнить списание средств с расчетного счета, только после этого произведенная оплата отразится в учете, и появятся нужные проводки.

После получения банковской выписки об оплате документа, в платежном поручении ставится состояние «Оплачено», рядом с которой находится ссылка «Ввести документ списания с расчетного счета»:

Нажатие на гиперссылку открывает документ списания, поля которого уже заполнены данными из платежного поручения, менять их не требуется, можно проводить документ:

Проверить правильность заполнения бухгалтерских проводок можно по нажатию кнопки «Дт/Кт»:

Как видно, проводка Дт 60.01 – Кт 51 на введенную в платежное поручение сумму отразилась в учете.

В документе «Списание с расчетного счета» можно настроить способ погашения задолженности перед контрагентом:

  • автоматически (будет погашен первый незакрытый документ);

  • по документу (указывается конкретный документ, который требуется погасить);

  • не погашать (в этом случае денежные средства будут отнесены на авансовый счет 60.02).

Проверить правильность расчетов позволяет оборотно-сальдовая ведомость, в которой отразилось отсутствие задолженности перед выбранным контрагентом:

Банки по-разному определяют дату платежа по кредиту. Механизм установления даты платежа зависит от технологий, которые финансовая организация применяет. Поэтому некоторые банки предоставляют своим клиентам возможность самостоятельно выбрать эту дату, другие привязывают ее к моменту выдачи кредита.

Например, в Райффайзенбанке заемщик может выбрать любую удобную для него дату, но при этом первый платеж должен приходиться на рабочий день, а последний — на любой день недели, кроме воскресенья. Также первый платеж осуществляется не ранее 10 и не позднее 30 дней с даты выдачи кредита.

Более жесткая привязка к моменту выдачи кредита – у ВТБ 24: в качестве даты платежа берется день фактического оформления займа. Такая же система действует в ХКФ Банке и Альфа-Банке.

В Бинбанке дата платежа определяется в отделение банка при подписании кредитного договора.

Клиент ЮниКредит Банка может выбрать для погашения платежа любой день месяца с 1 по 20 число.

Временные ограничения есть и у Промсвязьбанка — для погашения возможна любая дата с 3-го по 23-е число каждого месяца по всем программам потребительского кредитования.

Списание платежа производится банками в назначенную дату по графику, но многие кредитные организации рекомендуют вносить средства на счет немного заранее, хотя бы за день. Некоторые финучреждения предусматривают рекомендованные даты оплаты платежа: например, в ХКФ Банке и Московском Кредитном Банке такая дата устанавливается за десять календарных дней до даты списания. В МКБ при отказе клиента от условия по заблаговременному обеспечению наличия денежных средств на счете процентная ставка увеличивается на 2 п. п. В то же время, если клиент внесет сумму после рекомендованной даты, это не будет считаться просроченной задолженностью, которая бы негативно повлияла на кредитную историю клиента.

Эта мера связана с тем, что в случае, если клиент производит оплату через сторонние организации, например через отделения почтовой связи, срок поступления платежа может затянуться, и по кредиту возникнет просроченная задолженность.

Практически все банки, если дата платежа в определенные месяцы приходится на выходные или праздничные дни, переносят ее на первый ближайший рабочий день, а просрочка считается со следующего дня.

Некоторые финансовые учреждения дают своим клиентам возможность поменять установленную дату платежа. Право на бесплатное изменение платежного дня предусмотрено в кредитных договорах Промсвязьбанка, Райффайзенбанка и Альфа-Банка. В ХКФ Банке такая услуга предоставляется также бесплатно, однако дату платежа можно менять по всем действующим договорам не более одного раза в рамках одного кредита. В ВТБ 24, Бинбанке и ЮниКредит Банке подобная возможность отсутствует.

Как правило, банки меняют расчетный день только по потребительским кредитам. По ипотечным займам изменение даты платежа влечет необходимость перевыпуска и перерегистрации закладной – это достаточно трудоемкий процесс, поэтому данная услуга предлагается на рынке редко.

Многие кредитные организации напоминают о дате очередного платежа через СМС-сообщения, рассылая их обычно за пять дней до даты планового погашения. Некоторые банки уведомляют своих клиентов дважды. К примеру, в ХКФ Банке сообщения направляются за десять дней до даты списания платежа по кредиту, то есть в рекомендованный день оплаты, а затем за три дня до фактического списания. Услуга смс-информирования, чаще всего, бывает платной.

Согласно традиционному документарному аккредитиву банк обязан произвести оплату при условии фактического предоставления соответствующих документов. Согласно Банковскому платежному обязательству (БПО), банк аналогичным образом обязан произвести плату при условии предоставления соответствующих данных в электронном виде. БПО – это безотзывное обязательство, взятое на себя одним банком перед другим, что оплата будет произведена на указанную дату после совпадения электронных данных в соответствии с отраслевыми правилами, установленными Банковской комиссией Международной торговой палаты (МТП). Таким образом, БПО представляет собой гарантию оплаты, снижение риска для всех сторон и возможное использование в качестве обеспечения финансирования. В данном последнем случае, БПО можно рассматривать как альтернативный инструмент для расчетов по сделке.

Основная задача БПО – дублировать торговлю с открытого счета, которая уже доступна по традиционному документарному аккредитиву. За десятилетия документарный аккредитив стал универсальной коммерческой практикой, в основном, благодаря публикации и поддержке со стороны МТП Унифицированных правил и обычаев (UCP). Всеобщее принятие Унифицированных правил и обычаев специалистами-практиками в странах с неоднородными экономическими и судебными системами является свидетельством их успеха. БПО делает шаг вперед, так как не намерено создавать мир параллельный документарному аккредитиву, а нацелено на сочетание наилучших сторон обоих подходов: документарного аккредитива и открытого счета. Новые правила и стандарты передачи сообщений позволят банкам максимально использовать электронные данные, доступные из межкорпоративных коммерческих операций.

Используя данные, представленные в заказе на покупку, счете-фактуре, сертификатах и транспортных документах, банки могут ускорить глобальные процессы финансирования торговли, а также увеличить прозрачность сделок (напр., отдельных позиций), чтобы еще больше снизить риски и улучшить финансирование сделок.

Нацбанк Беларуси постановлением Правления от 9 октября текущего года № 455 утвердил инструкцию о порядке осуществления расчетов через банковское платежное обязательство, информировали в управлении информации и общественных связей Нацбанка.
Банковское платежное обязательство (БПО) — это новый способ безналичных расчетов в нашей стране. Оно является безотзывным обязательством банка плательщика (импортера) направить банку получателя (экспортера) деньги в соответствии с условиями обязательства, если сведения по операциям клиентов подходят под ранее установленные банками базовые условия.
Фото: .com
Ключевыми принципами применения БПО являются независимость и безотзывность обязательства. В то же время главное отличие БПО от аккредитива состоит в том, что сторонами обязательства являются банки. Это, с одной стороны, гарантирует контрагентам последующее осуществление платежа, с другой — формирует условия для организации оптимального финансирования как для покупателя, так и для продавца.
В БПО есть несколько преимуществ по сравнению с аккредитивом: электронное представление данных вместо бумажных документов, увеличение скорости процесса расчета, расширение возможностей для финансирования, исключение человеческого фактора при проверке документов, доступность, минимизация риска мошенничества со стороны любого из участников.
Введение БПО поможет повысить эффективность и скорость проведения международных расчетов и будет способствовать развитию международных торговых отношений.
Постановление вступает в силу с 29 октября.

Платежное поручение (платежка) – расчетный документ. Владелец счета (плательщик) посредством платежного поручения дает своему банку распоряжение перевести определенные денежные средства на счет получателя, открытый в этой или другой кредитной организации.

Платежными поручениями могут производиться:

— расчеты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

— перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

— перечисления денежных средств в целях возврата или размещения кредитов (займов) или депозитов и уплаты процентов по ним;

— перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором;

— предварительная оплата товаров, работ, услуг;

— осуществление периодических платежей.

Платежное поручение составляется клиентом на стандартном бланке формы 0401060. Стандарты платежного поручения, как и других расчетных документов, прописаны в «Положении о безналичных расчетах в РФ» ЦБ РФ № 2-П от 03 октября 2002 года, а с 9 июля 2012 года — в «Положении о правилах осуществления перевода денежных средств»; № 383-П от 19.06.2012 года.

Платежное поручение должно содержать следующие реквизиты:

— наименование и номер платежного поручения, число, месяц и год его выписки;

— код формы по ОКУД ОК 011-93;

— наименование плательщика и получателя средств и их номера счетов;

— ИНН плательщика и получателя;

— наименование и местонахождение банка плательщика и получателя, их банковские идентификационные коды (БИК), номера корреспондентских счетов или субсчетов;

— назначение, сумма и очередность платежа;

— вид операции;

— подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).

Банк не принимает к исполнению платежные поручения, не соответствующие требованиям, предусмотренным законом (ст. 864 ГК РФ). При оформлении платежного поручения нельзя допускать исправления и ошибки при заполнении реквизитов.

Количество оформляемых и предъявляемых в банк экземпляров платежного поручения определяется числом участников расчетов. На первом экземпляре, который остается в банке, наличие подписи и оттиска печати (при наличии) плательщика обязательно. На одном из экземпляров платежного поручения банк делает отметку об исполнении и возвращает его владельцу счета. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Банк полностью исполняет поручение, если на счете клиента достаточно денежных средств для осуществления платежа. При недостаточности средств на счете их списание происходит с соблюдением определенной в ст. 855 ГК РФ очередности. Такие платежные документы банк помещает в специальную картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Платежное поручение действительно к предъявлению в банк в течение 10 дней. Об исполнении поручения банк обязан проинформировать плательщика не позже следующего рабочего дня после его подачи в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета.

Платежное поручение может быть оформлено и в электронной форме через систему «Клиент-Банк». Для электронных платежных поручений, передаваемых по каналам связи, каждый банк самостоятельно определяет порядок оформления, приема и защиты.