Планирование перевозок грузов

4.1. Основные положения

Перевозка грузов по железным дорогам осуществляется по плану. Предприятия и организации, министерства и ведомства-грузоотправители, а также органы железнодорожного транспорта обязаны строго соблюдать плановую дисциплину и государственные интересы при составлении и выполнении планов перевозок. Закон РК о железнодорожном транспорте обязывает грузоотправителей не допускать завышенных заявок на перевозку груза, своевременно и ритмично предъявлять грузы к перевозке в размерах, предусмотренных планом. Дороги должны обеспечивать своевременную и ритмичную подачу вагонов под погрузку в соответствии с планом перевозок.

На железнодорожном транспорте разрабатываются следующие виды планов перевозок:

перспективные на 5 лет и более длительные периоды;

текущие — годовые с разбивкой на кварталы;

оперативные, составляемые на основе годового плана.

В перспективных и годовых планах размеры перевозок планируют в тоннах. В оперативных планах перевозки большинства грузов планируются в тоннах и вагонах и только небольшая часть — в вагонах (например, автомобилей, сельскохозяйственных машин, металлических изделий, промышленных товаров).

Планы перевозок (отправления грузов) разрабатываются на основе планов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения и товарооборота.

Эти планы должны обеспечить: наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках грузов с наименьшими транспортными затратами; рациональные транспортно-экономические связи, экономически целесообразное распределение перевозок грузов между различными видами транспорта; эффективное использование технических средств всех видов транспорта; максимальное уменьшение неравномерности перевозок с учетом сезонных потребностей отдельных отраслей; ритмичную погрузку с учетом перевозок грузов маршрутами.

В целях сокращения транспортных затрат, устранения встречных, излишне дальних, повторных и других нерациональных перевозок планы перевозок разрабатываются в соответствии со схемами нормальных направлений грузопотоков, которые определяются на основе материальных балансов и балансовых расчетов по железнодорожному транспорту.

4.2. Виды оперативных планов и порядок их составления

Министерство транспорта и коммуникаций на основе заявок, представляемых министерствами и ведомствами, плановыми органами, фирмами и дорогами, разрабатывает годовые планы перевозок и утверждает их. В годовом плане предусматриваются объемы перевозок с поквартальной разбивкой (в тоннах) и выделением следующих важнейших грузов: каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, руды железной, марганцевой, цветной и серного сырья, флюсов огнеупоров, черных металлов, леса, химических и минеральных удобрений, хлебных, цемента, гранулированных шлаков, промышленного сырья и формовочных материалов.

На основе утвержденного годового плана перевозок грузов Министерство транспорта утверждает для каждой дороги годовой план перевозок по общему объему с выделением перечисленных грузов, а начальники дорог устанавливают годовой план перевозок (отправления) грузов по отделениям дорог с выделением важнейших грузов без распределения по кварталам.

К оперативным планам относятся квартальные и месячные планы перевозок грузов. Квартальный план содержит размеры среднесуточной погрузки в тоннах и вагонах на квартал с распределением по месяцам и дорогам отправления, а также задания на перевозку грузов отправительскими маршрутами. Квартальное (с распределением по месяцам) планирование перевозок грузов осуществляется в централизованном порядке (Министерством транспорта и отраслевыми министерствами и ведомствами) и на местах (управлениями дорог и соответствующими организациями) по установленной правилами планирования перевозок грузов номенклатуре.

Заявки на перевозку грузов на квартал представляются соответствующими министерствами и ведомствами в Министерство транспорта не позднее чем за 40 дней до начала планируемого квартала. Управлениям дорог заявки представляются планирующими организациями не позднее чем за 45 дней.

Не позднее чем за 16 дней до начала планируемого квартала Министерство транспорта сообщает управлениям дорог план перевозок грузов, планируемых централизованным порядком на квартал с распределением по месяцам, министерствам и ведомствам-грузоотправителям — в тоннах и вагонах в среднем в сутки.

Министерства и ведомства и другие организации, планирующие перевозки в централизованном порядке и на местах, за 20 дней до начала месяца объявляют подведомственным предприятиям и организациям планы перевозок на каждый месяц квартала по родам грузов в тоннах и вагонах в среднем в сутки, а копии этих планов направляют управлениям дорог.

Развернутые планы перевозок предприятия и организации-грузоотправители не позднее чем за 14 дней до начала планируемого месяца представляют в управления дорог на утверждение.

Одновременно они представляют по форме ГУ-12 планы перевозок грузов маршрутами с указанием станций назначения и распыления их. Форма бланка развернутого плана перевозок предусматривает возможность механизированной обработки данных плана на ЭВМ и является единой для всех предприятий и организаций.

В случае если грузоотправитель по грузам, перевозка которых планируется централизованно, представил развернутый план перевозок грузов в тоннах или в вагонах в меньшем объеме, чем это установлено для данного грузоотправителя, Управление дороги по согласованию с Министерством транспорта передает освободившуюся норму вагонов другим грузоотправителям с одновременным внесением поправок в планы перевозок соответствующих грузоотправителей.

Министерство транспорта и управления дорог на основе тщательного изучения междудорожных корреспонденции грузов обязаны проверять представляемые министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями-грузоотправителями заявки к плану и развернутые планы перевозок и исключать из них перевозки, вызывающие нерациональное использование транспортных средств.

Управления дорог на основе развернутых планов перевозок разрабатывают и представляют в Министерство транспорта в установленные правилами сроки уточненные размеры погрузки на планируемый месяц для составления сводного месячного плана перевозок по сети дорог.

Министерство транспорта одновременно с объявлением месячного плана перевозок устанавливает дорогам план на перевозки грузов маршрутами в целом по дороге и основным родам грузов в вагонах в среднем в сутки.

Начальники дорог утверждают месячные планы перевозок грузов по каждому отделению дороги и объявляют их начальникам отделений дороги, а начальники отделений дороги утверждают планы перевозок грузов по каждой станции и объявляют начальникам станций.

4.3. Организация выполнения плана перевозок

Одним из важнейших условий оптимальной организации перевозочного процесса является не только полное, но и ритмичное в течение всего месяца выполнение плана перевозок по всем станциям, всеми грузоотправителями, по каждому роду грузов и по всем назначениям.

Для этого грузоотправители обязаны своевременно и ритмично предъявлять грузы к перевозке, а дороги — таким же порядком подавать вагоны.

Для достижения наибольшей слаженности в работе по выполнению плана перевозок между грузоотправителями и дорогой начальник отделения дороги до наступления планового месяца устанавливает по согласованию с грузоотправителями порядок выполнения плана перевозок, обеспечивающий равномерность и ритмичность погрузки в течение месяца и суток, а также укрупнения перевозок и выполнения заданий по перевозкам грузов отправительскими маршрутами. Для этого на отделениях планируется погрузка грузов на каждую декаду.

Грузоотправители обязаны за три дня до начала декады представить начальнику отделения через начальника станции заявку на погрузку с календарным распределением размеров погрузки по дням декады (форма ГУ-11). Как правило, в заявке указывается количество вагонов не менее 1/3 месячного плана.

В соответствии с планом перевозок и заявками грузоотправителей начальник отделения устанавливает и за двое суток до наступления декады объявляет станциям декадные задания на подачу вагонов с тем, чтобы обеспечить равномерную погрузку по отделению в целом и отдельным грузам и по направлениям. Начальник станции на основе задания начальника отделения дороги уведомляет каждого грузоотправителя за сутки до наступления декады о размерах подачи вагонов по дням декады, по родам грузов и дорогам назначения и заносит их в учетные карточки.

Для обеспечения выполнения планов перевозок управление и отделения дороги составляют оперативные суточные и сменные планы работы, в которых предусматривается порядок выполнения плана погрузки и маршрутизации, выгрузки, обеспечения порожними вагонами по родам подвижного состава отдельных станций, и план поездной работы.

Изменения в месячные планы перевозок по дорогам отправления я родам грузов могут вноситься Министерством транспорта по ходатайствам планирующих министерств, ведомств и организаций, подаваемым не позднее чем за 18 дней до окончания соответствующего месяца. Изменять предусмотренную планом станцию отправления груза имеют право в пределах; железной дороги — начальник дороги; отделения дороги — начальник отделения.

Замену одного рода груза другим в пределах отдельных групп грузов имеет право разрешить начальник станции.

Изменение предусмотренных планом перевозок дорог и станций назначения может разрешать начальник станции в размерах, установленных правилами.

Начальники дорог и начальники отделений дорог имеют право в необходимых случаях разрешать изменение плана перевозок по дорогам назначения в размерах, превышающих установленные правилами с учетом фактического выполнения плана погрузки по дорогам назначения, а по грузоотправителям, имеющим план перевозок до 100 вагонов в месяц, — независимо от установленных выше размеров, но не более 30 вагонов.

Изменение плана перевозок по станциям назначения в местном сообщении сверх размеров, установленных в правилах, имеют право разрешать начальники дорог. При изменениях плана перевозок по отдельным грузам необходимо руководствоваться схемами нормальных направлений грузопотоков, если таковые установлены. Железная дорога по согласованию с грузоотправителем может сгущать подачу вагонов и контейнеров под погрузку.

Сгущение погрузки может осуществляться для создания маршрутов или укрупнения погрузки, а также для восполнения недогрузов, допущенных по каким-либо причинам за предыдущие дни.

4.4. Маршрутизация перевозок

Одной из наиболее рациональных форм выполнения плана перевозок, ускорения оборота вагонов и доставки грузов является маршрутизация перевозок с мест погрузки. Она основывается на укрупнении погрузки, заадресовке грузов в определенные дни по назначениям и рациональном использовании технических средств отправителей, получателей и дорог. Маршруты подразделяются на отправительские, которые грузит на одной станции один отправитель, и ступенчатые, загружаемые на нескольких станциях или на одной станции несколькими отправителями. Они могут быть прямыми, т.е. составленными из вагонов на одну станцию назначения, или следующими в распыление — подлежащими расформированию (распылению) на разные станции назначения. Закон РК о железнодорожном транспорте обязывает отправителей предъявлять к перевозке каменный уголь, кокс, руду, нефть, зерновые хлебные грузы, лес, минеральные, строительные материалы и другие массовые грузы, как правило, отправительскими маршрутами. Размеры погрузки грузов маршрутами грузоотправители предусматривают в развернутых планах в соответствии с полученными ими от своих министерств заданиями по маршрутизации, согласованными с Министерством транспорта.

При непредоставлении грузоотправителем плана перевозок грузов маршрутами в установленный срок или представлении плана в заниженных (по сравнению с заданиями квартального плана) размерах обязательное для грузоотправителя количество маршрутов устанавливает начальник дороги, исходя из развернутого плана перевозок.

Управления железных дорог не позднее чем за 12 дней до начала планируемого месяца представляют в Министерство транспорта проект плана перевозок грузов маршрутами на планируемый месяц в целом по дороге, по родам грузов в вагонах и среднем в сутки.

Министерство транспорта одновременно с объявлением до-огам плана перевозок на месяц устанавливает им план на перевозки грузов маршрутами в целом по дороге и основным родам грузов в вагонах в среднем в сутки.

План перевозки маршрутами в целом по дороге по родам грузов утверждается начальником дороги и объявляется начальникам отделений дороги вместе с развернутыми планами перевозок. Начальники отделений дорог объявляют план перевозок маршрутами начальникам станций. На основе утвержденного плана погрузки грузов маршрутами и развернутых планов начальники отделений дорог разрабатывают и согласовывают с грузоотправителями календарный план погрузки маршрутов по числам месяца.

Отправительские маршруты грузят по календарному плану и формируют с обязательным соблюдением весовой нормы или длины маршрута, установленных Министерством транспорта, а для внутридорожных назначений – начальником дороги.

4.5. Учет выполнения плана перевозок

Учет выполнения плана перевозок ведут работники товарных контор станций в учетных карточках (форма ГУ-1), которые составляются в одном или (по требованию грузоотправителя) в двух экземплярах отдельно для каждого отправителя и по каждому грузу номенклатуры плана. Один из экземпляров карточки находится на станции, другой — у отправителя.

Порядок составления учетной карточки изложен в Правилах перевозок грузов, утвержденных МТК (раздел 2).

Получив развернутый план перевозок из отделения дороги, товарный кассир или другой работник товарной конторы станции заводит учетные карточки по каждому отправителю, по каждому грузу номен­клатуры плана, т. е. на каждый развернутый план отдельную учетную карточку, и заносит в них плановые данные на месяц.

Дополнительные задания на погрузку записывают в отдельную учетную карточку с указанием в заглавии вместо номера плана номера распоряжения на внеплановую и сверхплановую перевозку. Размеры погрузки за каждый день месяца указывают в соответствии с установленным порядком выполнения плана, а если он не был определен, то в соответствии с декадными заданиями начальника отделения дороги. Количество тонн отмечают только для грузов, перевозки которых планируют в вагонах и тоннах.

В учетной карточке каждый день указывают причины недогрузов по вине грузоотправителя или железной дороги. Учетная карточка подписывается грузоотправителем и начальником станции по окончании каждых отчетных суток.

4.6. Ответственность железных дорог и грузоотправителей за невыполнение плана перевозок

За невыполнение перевозок дорога и грузоотправитель несут материальную ответственность. Дорога несет ответственность за неподачу вагонов и контейнеров в отдельные дни, если она не была восполнена в течение той же календарной декады. Грузоотправитель отвечает за невыполнение плана перевозок по дорогам назначения, неиспользование поданных вагонов и контейнеров или отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров, если недогруз не был восполнен в другие дни декады.

Виновная сторона несет материальную ответственность в форме штрафа за невыполнение плана перевозок в пользу другой стороны в размерах.

Дорога и грузоотправитель освобождаются от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок:

— из-за явлений стихийного характера (заносы, наводнения и т. д.), при которых невозможно подать вагоны и контейнеры под погрузку или запрещены погрузочно-разгрузочные работы, а также из-за аварии на предприятии, в результате которой прекращено производство продукции на срок не менее трех суток;

— при запрещении, прекращении или ограничении погрузки в соответствии со статьей Закона РК о железнодорожном транспорте, а также двухсторонних договоров.

Кроме того, грузоотправитель освобождается от штрафа при неиспользовании вагонов (контейнеров), поданных без предварительного его согласия сверх плановой нормы в порядке сгущения погрузки, а также при выполнении плана в тоннах по грузам, перевозка которых планируется в тоннах и вагонах.

Система организации доставки с оптимизированным движением грузоперевозочных средств это обработка заявок на перевозку, оформление документального сопровождения, составление маршрута и контроль прибытия в конечную точку.


Перемещение любых объектов на автосредствах, оперативное реагирование

Планирование доставки грузов больших масс и крупных объемов – процесс довольно объемный. Для его облегчения наша компания «СТОУН-ЛОГИСТИКА» занимается перемещением любых объектов на своих автосредствах из имеющегося парка спецтехники.

Это:
· тралы с разными платформами;
· спецтехника для погрузок (краны, манипуляторы);
· экскаваторы;
· бульдозеры;
· автовышки;
· бортовые машины;
· навесное оборудование.

Но выбор техники для перевозки далеко не все в ее организации.

Нужно:

· определить параметры груза;
· знать характеристику, конструкционные особенности подлежащего транспортировке объекта;
· установить соответствие его параметров для размещения на том или ином трале;
· иметь доступ к информации о дорожной сети;
· оптимизировать маршрут.

Облегчить или вообще не участвовать в процессе, именуемом организация оперативного планирования перевозок грузов на маршруте, можно, если обратиться к нам в транспортную компанию. Мы загружаем, размещаем, закрепляем, доставляем и выгружаем. На этих этапах существует множество организационных вопросов, которые решаем оперативно и профессионально.

А именно:

· по состоянию груза определяем способ погрузки и тип размещения;
· оформляем документальное сопровождение;
· выбираем автосредство, вид фиксации груза и закрепляем;
· составляем маршрут для перевозки, для междугородних и областных рейсов;
· координируем движение и контролируем целостность объектов в пути.

Все что предшествует действиям сотрудников компании «СТОУН-ЛОГИСТИКА», грамотно взвешено и обдумано. Предвидим сложные ситуации и избегаем их. Можем помогать в координации действий поставщика, если в этом есть необходимость.

Оперативное планирование перевозки:

В компании «СТОУН-ЛОГИСТИКА» планирование и координация основываются на правилах перевозки. Достигаем максимального результата при минимальных затратах. Сокращаем временной период на выполнение заказа. Для всего этого проводим оперативное планирование перевозок грузов и сразу приступаем к выполнению. Наши действия сокращают время процесса перевозки.

Предлагаем еще включить в планирование перевозок грузов:

· дополнительное сопровождение и охрану доставляемого груза;

· обследование маршрута;
· профессиональные такелажные работы;
· страхование.

Как видите организация оперативного планирования перевозок грузов на маршруте это целый алгоритм действий нашей профессиональной команды. А еще нужно добавить оформление документального сопровождения, состоящего из целого пакета, без которого ни одно автосредство не выйдет на дорогу. Причем к разным вариантам перевозки необходимы определенные подтверждения на согласование маршрута. Получать их нужно в разных инстанциях, в том числе, и в государственных. Если необходимо забрать имущество со склада или собрать из других мест, все это также планируется. На все это будет экономный расчет на любые услуги. Вы убедитесь, если обратитесь к нам.

Почему с нами можно быстро оформить заявку и начать ее исполнять раньше:

Оперативное планирование нашими сотрудниками помогает развозить заказы в срок, даже во время повышенного спроса. Объясняется это взвешенными решениями, полученными на основании изучения объекта и пути следствия. Решение всегда принимается выполнимое и рациональное. Загрузка происходит эффективнее и быстрее, благодаря имеющейся спецтехнике и профессионалам в этом направлении.

Кроме этого:

· у нас надежный автотранспорт;
· хорошая репутация;
· опыт сложного оперативного планирования и перевозок.

Обращайтесь, звоните, поможем в любых вопросах, связанных с грузовыми перевозками и их планированием. Ведь, куда бы вы ни переезжали или не транспортировали объекты разного назначения, вам не обойтись без основных этапов, которые как раз и входят в процесс планирования.

Экономьте свое время на эти тонкости, тем более часто бывает так, что вы даже не осведомлены о некоторых моментах. А заниматься ими нужно обязательно. Для этого потребуются профессионалы в замерах, классификации, составлении схемы погрузки и со знанием экспедиционных особенностей движения в пути.

Мы оптимизируем расходы на весь процесс и уменьшим время, которое нужно потратить на указанные этапы. Совершенствуем контроль за доставкой грузов. Оцениваем реально сумму заказа. Вы можете находиться отдаленно, мы осведомим вас о ходе заказа. Работаем над повышением уровня транспортного обслуживания. Всегда готовы к новому заказу.

Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.

В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам. Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая – при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.

При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном маршруте – перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут. Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.

Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.

При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ:

  • порядок обеспечения тарой;

  • оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;

  • закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.

Планирование перевозок состоит из трех этапов:

  1. технико-экономическое планирование;

  2. календарное планирование;

  3. диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.

Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.

Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений.

2.5.4. Терминальные перевозки

Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные функции этих терминалов:

  • маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;

  • оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;

  • сбор и развоз грузов;

  • краткосрочное хранение;

  • консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;

  • информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.

В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов.

Специализированные терминалы осуществляют операции транпортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.

Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов: завоз грузов на терминал и развоз их с терминала; грузопереработка на терминале; линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

Планирование является важнейшим элементом системного управления, поэтому и в современных условиях этот элемент необходимо совершенствовать и укреплять.

Переход к рыночным принципам управления вызвал существенные изменения в формировании планов, хотя и не снизил значимости этого процесса.

Принципиальные изменения связаны с тем, что хозяйствующий субъект стал независимым, он на свой страх и риск формирует планы при значительном снижении государственного регулирования.

Существенные изменения в планировании перевозок произошли после создания транспортной корпоративной компании ОАО «РЖД». Железные дороги получили значительную хозяйственную самостоятельность в формировании спроса и планирования продаж своей продукции, работ, услуг. На транспортном рынке увеличилось количество посреднических экспедиторских фирм, появились новые перевозчики – операторские компании, собственники грузовых и пассажирских вагонов. Возрастает конкуренция не только между видами транспорта, но и внутри железнодорожного транспорта между операторами-перевозчиками.

Основные задачи планирования перевозок грузов заключаются:

– в формировании платежеспособного спроса на перевозки по объемам, структуре и направлениям перевозок, обеспечивающего максимальное удовлетворение потребностей в перевозках с конкурентных позиций транспортной компании;

– обеспечении эффективности планов перевозок;

– учете перспектив развития грузообразующих отраслей экономики;

– обеспечении рационального использования транспортных ресурсов;

– во взаимодействии с пользователями транспортных услуг, а также в улучшении качества транспортного обслуживания;

– в вариантности и адаптивности планов-прогнозов по перевозкам путем своевременной их корректировки и перехода на другие варианты плана в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса на транспортные услуги.

Основные методы планирования перевозок грузов – маркетинговые, логистические, балансовые и оптимизационные с использованием современных компьютерных информационных технологий. При разработке планов перевозок широко используются экономико-математические методы планирования и прогнозирования.

На железнодорожном транспорте разрабатываются следующие виды планов перевозок грузов:

– стратегические (перспективные, долгосрочные) на 5–10 и более лет;

– среднесрочные на 3–5 лет;

– текущие (годовые);

– оперативные (квартальные и месячные).

Стратегические, среднесрочные и текущие планы разрабатываются по сети в целом и по железным дорогам, а оперативные – по филиалам компаний: железным дорогам и их структурным подразделениям.

Номенклатура планируемых грузов и степень детализации планов существенно различаются по видам планов, так как цели, для которых они составляются, различны. Имеются особенности и в методике разработки планов, вытекающие из различий в сроках разработки и характере исходных данных.

Особенностью нового порядка планирования перевозок является то, что он предусматривает тесную увязку плана перевозок с финансово-экономическими показателями работы железных дорог в процессе бюджетирования (составления бюджета). На основе плана перевозок формируются бюджеты продаж и производства, баланс доходов, расходов, прибыли и другие показатели.

Особенностями современной системы планирования грузовых перевозок являются:

– переход к разработке в основном планов-прогнозов на основе маркетинговых обследований районов тяготения железных дорог, проектов развития грузообразующих отраслей и анализа статистической информации;

– разработка вариантов плана перевозок: оптимистического, пессимистического и базового;

– применение практики непрерывного планирования с учетом изменения спроса на перевозки грузов и конъюнктуры транспортного рынка;

– использование индикативного (рекомендательного) подхода к запланированным размерам перевозок и другим показателям плана, особенно при стратегическом планировании.

Планирование грузовых перевозок

Железные дороги с момента своего появления – один из основных видов транспорта при перевозке грузов в нашей стране, поскольку перемещение достаточно больших объемов грузов на значительные расстояния другими видами транспорта в России было практически невозможно да и экономически нецелесообразно. Поэтому на протяжении всей истории они удерживали первенство по объему грузооборота среди других видов транспорта .

Основными показателями грузовых перевозок являются:

– количество отправок;

– количество перевезенных тонн груза;

– грузооборот;

– густота перевозок;

– средняя дальность перевозки;

– неравномерность перевозок.

Количество отправок – специфический показатель железнодорожного транспорта. Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документов (дорожной ведомостью). Одной отправкой может быть целый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю, а может быть и ящик с домашними вещами. В первом случае мы имеем дело с маршрутной отправкой, во втором – с мелкой.

Количество перевезенных тонн груза – более общий показатель. Измеряется объем перевозок, как правило, на момент отправления, хотя более логично измерять перевозку в момент прибытия. Разница между этими показателями может быть до 10%.

Показатели грузовых перевозок несколько разнятся на сети железных дорог в целом и в ее подразделениях – на отдельных железных дорогах, в отделениях дорог и линейных подразделениях. Это объясняется тем, что железнодорожный транспорт работает как единый механизм, и выделение отдельных его частей в самостоятельные хозяйственные единицы носит несколько условный характер. Так, общий объем перевозок на сети дорог ( ) складывается из отправления грузов всеми 17 дорогами, приема грузов с зарубежных дорог и с других видов транспорта:

.

На дороге объем перевозок грузов определяется как сумма отправлений со всех станций дороги и приема грузов с соседних дорог и других видов транспорта:

.

Объем перевозок по дорогам распределяется на прибытие груза в пределах данного подразделения и сдачу в другие подразделения или на иной вид транспорта:

Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по видам сообщения (рис. 8.1).

Прямое сообщение

Транзит

Ввоз Вывоз

Местное сообщение

Рис. 8.1. Распределение объема перевозок по видам сообщения

К местному сообщению относятся перевозки в пределах одной и той же дороги, а к прямому сообщению – перевозки на участках двух и более дорог. В прямом сообщении выделяют:

– в в о з, т.е. прибытие грузов со станций других дорог на данную дорогу;

– в ы в о з, т.е. отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;

– т р а н з и т, т.е. перевозку грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.

Таким образом, объем перевозок по дороге равен:

Прием груза можно рассматривать как сумму ввоза и транзита:

,

а сдачу груза – как сумму вывоза и транзита:

Отправление груза, в свою очередь, равно сумме вывоза грузов и грузов в местном сообщении:

,

а прибытие – сумме ввозимых грузов и грузов в местном сообщении:

Распределение перевозок по видам сообщения необходимо для правильного определения доходов и расходов дороги, т.к. только при перевозке в местном сообщении выполняется весь цикл перевозочной операции, тогда как при ввозе дорога не производит начальной операции, при вывозе – конечной, а при транзите – ни начальной, ни конечной. Следовательно, трудо- и фондоемкость перевозки в местном сообщении значительно выше, чем при ввозе, вывозе и особенно при транзите.

По крупным грузовым станциям определяются размеры отправления и прибытия грузов в тоннах и в вагонах. Отправление в вагонах называется погрузкой, а прибытие – выгрузкой.

На узловых железнодорожных станциях производят развязку грузопотоков в виде так называемой косой таблицы, из которой видно, откуда, куда и сколько проследует грузов через данный узел.

Грузооборотом на транспорте называется работа по перемещению груза, определяемая как произведение массы груза и расстояния перевозки. Измеряется грузооборот в тонно-километрах. Различают грузооборот нетто – это работа транспорта, учитывающая только перемещение груза, а грузооборот брутто учитывает перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава. Соотношение грузооборота нетто и грузооборота брутто можно охарактеризовать коэффициентом полезного действия железнодорожного транспорта:

Грузооборот нетто может быть тарифным и эксплуатационным.

Т а р и ф н ы й грузооборот рассчитывается по так называемым тарифным расстояниям в перевозочных документах (накладная и дорожная ведомость с учетом фактически пройденных междудорожных переходных пунктов).

Э к с п л у а т а ц и о н н ы й грузооборот определяется по фактическому пробегу груза из маршрута машиниста.

На объем перевозок и грузооборот влияют:

– объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции;

– размещение производительных сил на территории страны;

– структура перевозимых грузов;

– степень специализации производства;

– организация сбыта продукции и др.

Составляющие факторы

Грузооборот и определяющие его факторы можно представить формулой:

,

где – объем продукции;

– структура грузов;

– размещение производительных сил;

– специализация и кооперация;

– организация снабжения.

Для планирования грузовых перевозок немаловажное значение имеет их динамика. В табл. 8.1 представлена динамика грузовых перевозок на железных дорогах Российской Федерации.

Из табл. 8.1 видно, что с начала 90-х годов ХХ в. произошло резкое падение объема грузовых перевозок и «пик» падения приходится на 1998 г. В последующие годы наблюдалось увеличение объемов перевозок, однако к 2005 г. перевозка грузов еще не достигла уровня 1991 г.

Густота перевозок – количество тонн груза, перевезенного через 1 км транспортной сети за единицу времени (например, год). Средняя грузонапряженность грузовых перевозок по направлению, дороге или сети железных дорог в целом, т-км/км, определяется как частное от деления грузооборота на соответствующую эксплуатационную длину :

Кроме общей густоты перевозок всех грузов, определяется густота перевозок важнейших из них: каменного угля, кокса, нефтяных грузов, руды всякой, черных металлов, лесных грузов, минеральных и строительных материалов, химических и минеральных удобрений, хлебных и прочих грузов.

Средняя дальность перевозок – это расстояние, на которое перевозится каждая тонна груза в среднем, т.е. протяженность железной дороги от станции отправления до станции назначения груза. Средняя дальность перевозки, км, определяется как отношение грузооборота нетто к объему перевозок :

Средняя дальность перевозок, км, по сети железных дорог в целом:

Средняя дальность перевозок для отдельной железной дороги, км, отражает перемещение груза в ее пределах и определяется несколько по-иному:

,

где – прием груза с соседних участков железной дороги.

От средней дальности перевозок во многом зависит грузооборот, поскольку при прочих равных условиях он находится от нее в прямо пропорциональной зависимости.

В табл. 8.2 представлена динамика средней дальности перевозки грузов.

Т а б л и ц а 8.1

Одним из самых важных процессов, предшествующих грузоперевозкам, является планирование грузовых автомобильных перевозок. План перевозок грузов автомобильным транспортом позволяет более рационально распределить ресурсы, лучше скоординировать действия поставщика и потребителя.

Планирование автомобильных перевозок, как и сами грузоперевозки, осуществляет фирма «РусИмпорТрейд». С помощью автомобильного транспорта мы перевозим различные грузы, в том числе опасные, негабаритные, ценные.

Автомобильные перевозки из Европы от 2200 евро за 90 кубометров и от 550 евро за кубометр в сборной партии. Делайте заказ по телефону +7(495)133-8780

Планирование перевозок

За планирование перевозок отвечает логистика. К планированию транспортировки грузов относят такие действия, как:

  1. Разработка маршрута.
  2. Выбор марки машины в зависимости от характеристик груза.
  3. Расчёт времени на перевозку.
  4. Снижение затрат на транспортировку.

Основой планирования является анализ заявок, которые поступили от клиентов, осуществление исследований основных маршрутов, по которым проходят грузопотоки, а также составление самого лучшего графика движения автотранспорта в соответствии с полученными данными.

Существуют такие виды исследований грузопотоков:

  1. Выборочное исследование – то, которое проводят только на определенных маршрутах.
  2. Сплошное исследование – то, при котором все маршруты изучают параллельно.

Обычно для исследования потоков грузов используют отчетно-статистический метод сбора информации.

Одним из важных показателей при организации автомобильных грузоперевозок является эффективность планирования. Если грузоперевозки непрерывно проходят по одним и тем же маршрутам, эффективность достаточно высока. Непрерывность обеспечивается своевременностью выхода автотранспорта в рейс (без задержек), а также своевременной доставкой груза. Во время прибытия и движения автомобиля могут быть небольшие отклонения в процессе перевозки. Они должны соответствовать предписанным нормам.

При осуществлении планирования, нужно предусматривать резервные автомобили (около 5% от общего количества машин, которые отправляют в рейс). Это нужно для того, чтобы не откладывать перевозку в случае поломки транспортного средства.

Кроме планирования перевозок, нужно составлять планы на случай форс-мажорных обстоятельств, а также того, что ситуация на рынке услуг может измениться.

Услуги фирмы «РусИмпорТрейд»

Мы грамотно спланируем перевозку вашего груза, осуществим организацию грузоперевозки и подготовим ряд необходимых для транспортировки груза документов.

Фирма «РусИмпорТрейд» перевозит товары:

  1. Авиалиниями.
  2. По автомобильным дорогам.
  3. По морю.
  4. По железной дороге.

«РусИмпорТрейд» перевозит сборные грузы и осуществляет мультимодальные перевозки с доставкой типа «дверь—дверь». Мы можем временно хранить ваш груз на складе, если это потребуется. Наши специалисты быстро и грамотно осуществят таможенное оформление вашего груза. Мы гарантируем, что ваш груз не арестуют, и вам не придется платить штраф в случае неправильно заполненной документации. Мы тщательно оформим все документы сами.

Фирма «РусИмпорТрейд» перевезет ваш груз в любое место на планете.

Для более точного расчета стоимости грузовых перевозок звоните по телефону +7(495)133-8780