План действий правительства

Кабинет министров утвердил План приоритетных действий правительства на 2020 год, в который вошли 690 задач. Соответствующее решение было принято на сегодняшнем заседании.

Реклама

Также документ содержит обоснование, ответственных за выполнение, сроки, индикаторы и ожидаемые результаты. Премьер-министр Денис Шмыгаль в начале заседания правительства выделил важнейшие пункты:

  • промышленный безвиз с ЕС;
  • введение нулевой декларации – «амнистия капиталов»;
  • обновление Соглашения об ассоциации;
  • 30 евроинтеграционных проектов;
  • свободная экономическая зона для IT-сферы;
  • создание Фонда развития для сельских территорий;
  • помощь молодым семья, которые хотят заниматься фермерством;
  • онлайн-таможня;
  • ликвидация Государственной архитектурно-строительной инспекции;
  • онлайн-торги на разрешения пользование недрами.

Подробней о планах правительства до конца года вы может ознакомиться ниже в документе:

Как сообщали новости «Сегодня», в июне Верховная Рада провалила Программу деятельности Кабмина после того, как правительство доработало документ. Это была своего рода дорожная карта, реакция правительства на ряд проблем, которые сегодня стоят перед нашей страной в краткосрочной перспективе, а также план действий на средне- и долгосрочный период.

Реклама

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Источник: Сегодня

УДК 316.344.233

СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕДНОСТИ: АНАЛИЗ И ПУТИ РЕШЕНИЯ*

Р. И. ЧЕРНЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента E-mail:renden@mail. ги

Волжская государственная академия водного транспорта

Согласно данным статистики, с 2000 г. Россия вступила в период экономического подъема. Наблюдались темпы роста ВВП, рост уровня доходов и жизни населения. Реальные располагаемые доходы населения росли. Причем не только заработная плата, но и пенсии. Во многих секторах экономики улучшилась ситуация с оплатой труда, погашались задолженности, рос номинальный размер заработной платы (табл. 1).

Тем не менее проблема бедности остается одной из острейших проблем современной России. По-прежнему велика дифференциация доходов населения, среднедушевые денежные доходы 10 % населения с наибольшими доходами превышают доходы наименее обеспеченных 10 % почти в 14 раз, отмечается низкий уровень заработной платы в ряде отраслей, дифференциация же в оплате труда, вызванная в основном отраслевыми различиями, достигла нескольких десятков раз.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на 2009 г. по уровню бедности Россия обогнала США — 12,5 %, Италию — 13,1 и Чили 13,7 %. По данным статистической службы Европейского Союза, за чертой бедности в Евросоюзе 17 % населения. Наиболее высокие показатели бедности наблюдаются в Латвии — 26 %, Румынии -23 %, Болгарии — 21 %. Наилучшие показатели имеют Чехия — 9 %, Нидерланды и Словакия — по 11 %, Дания, Швейцария и Венгрия — по 12 %. Степень экономического расслоения населения также различна по странам (табл. 2).

* Статья подготовлена по материалам журнала «Экономический анализ: теория и практика». 2012. № 33 (288).

В России принят метод оценки бедности, осуществляемый на основе прожиточного минимума, составлявшего на II квартал 2011 г. 6 505 руб. на душу населения, для трудоспособного населения -. 7 023 руб., для пенсионеров — 5 141 руб., для детей — 6 294 руб. Соотношение этого показателя и минимальной оплаты труда трудоспособного населения в течение последних десяти лет имеет положительную динамику (табл. 3).

Статистика указывает в целом на положительные тенденции. Однако следует обратить внимание на то, что методики измерения бедности в России и за рубежом различны. Поэтому на деле Россия находится на совсем другом уровне благосостояния, чем США и европейские страны. Специалисты указывают на угрожающий, опасный характер ситуации бедности в нашей стране. Они отмечают, что в России практически отсутствует средний класс (20 % по отношению к 70 % за рубежом), супербогатых насчитывается 2 %, а всех остальных можно отнести к бедному и малоимущему населению.

Главными факторами, обеспечивающими массовую бедность в России эксперты считают низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализации как воспроизводственной, так и стимулирующей функции; низкий уровень минимальных социальных гарантий; неравенство в распределении расходов.

Причинами, вызвавшими обострение бедности еще в начальный период реформ признают гиперинфляцию и обесценивание основных видов доходов (заработной платы, пенсий, пособий, стипендий) и сбережений; рост безработицы, задержки и невы-

Таблица 1

Темпы роста валового внутреннего продукта и реальной заработной платы в Российской Федерации в 2002-2010 гг. в постоянных ценах*, %

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Валовой внутренний продукт, всего 110,1 118,1 126,6 134,7 145,6 158,1 166,3 153,2 159,3

Валовой внутренний продукт на 111,1 119,8 129,0 137,9 149,8 163,0 171,8 158,3 163,6

душу населения

Реальная заработная плата 139 155 171 193 218 256 285 275 289

* 2000 г. — 100 %.

Таблица 2

Степень экономического расслоения населения в 2009 г., %

Страна Удельный вес доходов (потребительских расходов) по 20 %-ным группам населения от общего объема доходов (потребительских расходов) Коэффициент Джини

1-я 2-я 3-я 4-я 5-я

Россия 5,1 9,8 14,8 22,5 47,8 42,2

Беларусь 9,6 13,9 17,1 22,1 37,3 26,8

Италия 6,5 12,0 16,8 22,8 42,0 36,0

Латвия 6,7 11,5 15,9 22,6 43,3 36,3

Финляндия 9,6 14,1 17,5 22,1 36,7 36,9

США 5,4 10,7 15,7 22,4 45,8 40,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чили 4,1 7,7 12,2 19,3 56,8 52,0

Таблица 3

Соотношение прожиточного минимума (для трудоспособного населения) и минимальной оплаты труда в 2000-2011 гг.*

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Величина прожиточного 1 320 1 629 1 968 2 304 2 602 3 255 3 695 4 159 4 671 5 572 6 138 7 023

минимума, руб.

Величина прожиточного минимума к 2000 г., % 100 123,4 149,0 174,6 197,1 246,6 279,9 315,1 353,9 422,1 465 532

Размер ежемесячной 132 200 450 600 600 720 1 100 1 100 2 300 4 330 4 330 4 610

минимальной. оплаты труда, руб.

Соотношение мини- 10 12,3 22,9 26,0 23,1 22,1 29,8 26,5 49,2 77,7 70,5 65,6

мальной оплаты труда и

величины прожиточного минимума трудоспособного населения, %

* Для расчетов взят показатель, действующий более длительный промежуток времени в течение года.

платы заработной платы; снижение объемов производства, закрытие предприятий и высвобождение работников; уменьшение возможностей государства по финансированию социальных расходов и перераспределению доходов; рост межрегиональной дифференциации по уровню экономического и социального развития в силу стартовых условий и специфики регионов.

Проблемы бедности должны решаться как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Отечественными авторами рассматриваются только вопросы формирования потребностей, систем оценки уровня и качества жизни, масштабов и проблем бедности, доходов населения, выявления и решения социальных проблем. В теоретическом же направлении представляется необходимой систематизация основных методов

оценки, концепций, уровней и сложности решения проблемы бедности, а также необходимы дальнейшая разработка и реализация направлений решения этих проблем.

Бедность свойственна любой экономической системе во все времена. Но острота ее в обществе резко различается в зависимости от объема произведенного продукта и накопленного богатства, производственного потенциала страны, благосостояния народа, способов распределения. Развитые страны, ориентирующиеся, как правило, на социальный мир и мощный средний класс, имеют незначительные различия в уровне доходов и небольшие слои бедных, тогда как многие другие страны социально крайне поляризованы. Динамика бедности в России за последние десять лет свидетельствует о низкой покупательной способности текущих доходов по

удовлетворению основных потребностей в пище, одежде, жилье.

В общепринятом смысле бедность — это неспособность человека или семьи при помощи текущих доходов удовлетворить основные потребности в пище, одежде, жилище. Такое определение бедности было сформулировано еще в конце XIX в. в Англии и преобладало в первой половине XX в. как в теории, так и в социальной политике. Развитие представлений о бедности породило различные методы ее оценки. Одной из важнейших причин, обусловливающих наличие разных оценок масштабов бедности, является различие в подходах к определению понятия бедности.

В мировой практике существует несколько методов оценки бедности:

— статистический, когда в качестве бедных рассматриваются либо 10-20 % населения в общем ряду его распределения по размерам получаемых душевых доходов, либо часть этого ряда;

— нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора), иначе — минимальной потребительской корзины, принятый в нашей стране;

— метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших продуктов;

— стратификационный, когда к бедным относятся люди, априорно ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, члены неполных и многодетных семей, дети без родителей, безработные и др.);

— эвристический, выявляющий, на основе оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;

— экономический, который определяет категорию бедных ресурсными возможностями государства, направленными на поддержание их материальной обеспеченности.

Существует значительное число концепций бедности, среди которых можно выделить три основные: абсолютная, относительная и субъективная.

В России и большинстве стран СНГ принято измерять абсолютный уровень бедности. Абсолютная концепция бедности основывается на сопоставлении минимальных потребностей, которые должны быть удовлетворены, и размера ресурсов, которые требуются для удовлетворения этих потребностей. К бедным относятся люди с доходом ниже стоимостной оценки минимальных потребностей, а также если основные жизненно

важные потребности не удовлетворяются в достаточной степени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение минимальных потребностей подвержено влиянию субъективного фактора: представления экспертов, ответственных за разработку определения минимальных потребностей. Так, европейская потребительская корзина существенно отличается от российской. Она включает не только необходимый минимум расходов на питание и покупку промтоваров, как в отечественном показателе, но и расходы на посещение кафе, ресторанов, театров, спортивных мероприятий и даже на косметику и цветы для дам. Как видно, во многом представления экспертов в области минимальных потребностей обусловлены уровнем жизни, сложившимся в обществе в данный момент.

Пороговое значение бедности в Российской Федерации устанавливается на уровне прожиточного минимума. Население с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума считается бедным. Если приблизить потребительскую корзину к европейским стандартам, она сильно вырастет в цене, и тогда за официальной чертой бедности окажется куда более значительная часть населения. Необходимо отметить и тот факт, что в стоимость отечественной потребительской корзины следует включить расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг, иначе получается, что граждане, имеющие доход, превышающий прожиточный минимум, и оплачивающие в полном объеме расходы на жилье, выпадают из статистики бедных, оставаясь при этом малоимущими.

Всемирный банк в качестве порога абсолютной бедности принял существование на уровне не менее 1,25 долл. в день. Если бы в развитых странах использовали для измерения названные ранее величины, то бедных там не было бы вообще.

В европейских странах принята относительная концепция бедности, которая определяет минимально необходимый доход как долю (от 40 до 60 %) от уровня медианы (или средней) распределения эквивалентного дохода домохозяйств. На определение уровня бедности при таком подходе сильно влияет выбор шкалы эквивалентности. В отличие от абсолютного уровня бедности относительный уровень повышается с ростом совокупных доходов, поэтому данный подход чаще используется для сравнения социально-экономического развития в различные периоды в одной и той же стране. При этом, если в некоторых случаях граница абсолютной бедности при проведении соответствующей государственной политики может быть преодолена, то концепция относительной бедности предполагает, что всегда

будет существовать некоторая часть населения, которая будет считаться относительно бедной.

Официальная статистика дает возможность определить долю бедных согласно относительной концепции бедности на основании публикуемых Федеральной службой государственной статистики рядов распределения населения Российской Федерации по размеру среднедушевого дохода. Например, в 2010 г. среднедушевой денежный доход в Российской Федерации составил 18 552,6 руб. Следовательно, 50 % среднедушевого денежного дохода составили бы 9 276,3 руб. С учетом распределения населения Российской Федерации по размеру среднедушевого дохода в 2010 г. можно было бы определить в качестве малоимущих около 34,5 % населения. Однако данный подход к определению бедности в России официально не используется.

Субъективная концепция бедности была разработана в 1970-е гг. экономистами и статистиками Лейденского университета в Нидерландах. Этот подход к определению бедности основывается на гипотезе, что сами люди, участвующие в социологических обследованиях, являются вполне квалифицированными судьями по поводу того, что считать бедностью, а что нет. В соответствии с лейденской методикой на основании выборочного обследования домохозяйств, представляющих все население страны в целом, устанавливается размер дохода, позволяющий, по мнению населения, сводить концы с концами.

Проводимые исследования показывают, что, с одной стороны, существует взаимосвязь между субъективным мнением людей и объективными параметрами уровня жизни (доход, потребности и т. д.). С другой стороны, может оказаться, что часть людей с доходом ниже черты бедности не считают себя бедными, а часть людей, считающих себя бедными, могут рассматриваться как обеспеченные, если сравнить их доход с чертой бедности, основанной, например, на прожиточном минимуме.

В международных исследованиях, проводимых ООН, применяется комбинированная методика исследования бедности, основанная на сочетании всех трех концепций. Статус бедных получают семьи, одновременно соответствующие трем подходам. Это семьи, имеющие доходы (расходы) ниже прожиточного минимума, испытывающие лишения в сфере потребления и ощущающие себя бедными.

Все перечисленные подходы к определению бедности основаны на оценке доходов. Но оценка уровня доходов признана в России ненадежным измерением бедности. Доля населения, имеющего доходы ниже официального прожиточного миниму-

ма, определяется на базе бюджетного обследования, на основе баланса доходов и расходов населения, с использованием метода дооценки доходов. По данным бюджетного обследования Федеральной службы государственной статистики, без проведения дооценки балансовым методом доля населения с доходами ниже прожиточного минимума достигала 25-30 % от всего населения. По данным социологических опросов, эта доля могла достигать 35 % домохозяйств и половины численности населения.

В тех случаях, когда для расчетов показателей бедности используются заявленные доходы населения, учитывается возможное занижение доходов домашними хозяйствами. Размеры этого занижения признаются значительными: в среднем по России отношение средних доходов домохозяйств к их расходам составляет около 80 %, т. е. около 20 % доходов домохозяйствами не декларируются.

В официальной статистике проблема оценки скрытых доходов решается следующим образом: скрытая оплата труда определяется балансовым методом как разница между формально зарегистрированными доходами и суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств.

С 1997 г. Госкомстат (ныне — Росстат), чтобы с большей точностью отражать доходы населения и основываясь на том, что расходы могут производиться домохозяйствами только за счет полученных ими доходов и привлеченных средств в виде займов, кредитов и собственных сбережений, перешел к расчету показателей доходов на основе расходов и привлеченных средств.

Проблема скрытых доходов делает все более актуальной концепцию определения уровня бедности по лишениям. Эта концепция основывается на отнесении к бедным тех домохозяйств, ресурсы которых уступают среднему для общества уровню настолько, что эти домохозяйства реально исключены из общепринятого уровня жизни, привычек и видов деятельности. Данный подход исходит из более широкого социального понимания бедности. Он получил название гражданско-правовой теории бедности, поскольку уровень доходов семьи и обеспеченность ее товарами и услугами анализируются с позиции того, дают ли средства, которыми люди располагают, возможность полноценно участвовать в жизни общества, к которому они принадлежат. Пища, например, не только поддерживает физическое здоровье, но и служит средой социального общения. Товары культурно-бытового назначения создают условия для образования и духовного развития, а их отсутствие сужает возможности полноценной жизнедеятельности человека. С позиций

оценки человеческого развития важно и то, что данная концепция бедности учитывает не только потоки доходов (величину денежных доходов за определенный период времени), но и запасы (уровень обеспеченности семей товарами длительного пользования, качество жилья), а также доступность услуг здравоохранения, образования, культурного развития.

Используются и другие характеристики бедности. В документах ООН зафиксировано понятие человеческой бедности как отсутствие возможностей и выбора для удовлетворения жизненно важных потребностей, таких, например, как прожить долгую, здоровую и созидательную жизнь, быть грамотным, нормально питаться, наслаждаться качеством жизни, свободой и уважением окружающих. Показателями здесь служат доля детей до пяти лет с пониженной массой тела, уровень неграмотности населения.

Бедность по доходам — отсутствие минимально необходимых доходов или расходов. Наиболее распространена бедность по доходам в Южной Азии -здесь ею охвачено 45 % населения. Чуть ниже (40 %) этот показатель для экваториальной Африки.

Крайняя бедность (нищета) определяется как неспособность удовлетворить даже минимальные потребности в пище.

Совокупная бедность — менее четкое понятие, определяемое как неспособность удовлетворить важные пищевые и прочие потребности, причем круг важных прочих потребностей сильно различается по странам.

Каковы категории населения, попадающие под определение бедных? Традиционно среди наиболее уязвимых категорий населения выделяют одиноких матерей, инвалидов, мигрантов, работников старших возрастов, молодежь, не способную найти работу после окончания учебного заведения, длительно безработных. Причем к группам с высоким риском бедности относятся, как правило, женщины. Имеет место феминизация бедности. К группам с высоким риском бедности относятся неполные семьи, возглавляемые, как правило, женщинами и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов, среди которых также преобладают женщины.

Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, среди которых выделяются:

— экономические (падение доходов населения, высокая дифференциация, низкая заработная плата, безработица);

— социальные (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);

— демографические (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);

— политические (распад страны, разрыв межрегиональных связей и нарушение властной вертикали, военные конфликты, вынужденная миграция);

— регионально-географические (депрессивные, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

Дополнительными факторами, связанными с риском бедности, являются низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус.

Если рассматривать половозрастной состав населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, то наиболее высокий удельный вес бедности (в процентах от общей численности соответствующей половозрастной группы) отмечается среди детей в возрасте от 7 до 15 лет (23,8 %), молодежи в возрасте от 16 до 30 лет (25,6 %) и женщин в возрасте от 31 до 54 лет (20,3 %).

Отличительной особенностью современного этапа развития России является то, что на фоне социальной бедности с традиционными категориями населения — многодетными, неполными семьями с детьми, семьями с высокой нагрузкой иждивенцев, одинокими пенсионерами, инвалидами — растет экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой. По оценкам экспертов, около 30 млн работающих получают зарплату в размере менее 10 тыс. руб. в месяц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение работы трудоактивным населением не может служить источником благосостояния вследствие следующих причин:

— отсутствия рынка труда в депрессивных регионах (особенно в малых городах и поселках), где экономика определяется небольших кругом предприятий (а зачастую одним — градообразующим) стагнирующих секторов промышленности;

— нормативно установленных минимальных рамок оплаты труда, которые не позволяют работникам официально получать достойное вознаграждение в зависимости от эффективности и качества труда.

Анализ показателей бедности указывает также на региональные и межрегиональные различия. Так, в 21 регионе России отмечена низкая покупательная способность денежных доходов населения (ниже двух бюджетов прожиточного минимума). В 8 субъектах Федерации население с доходами ниже бюджета прожиточного минимума превышает среднероссийский уровень в два и более раз (30 % и более). Доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума по РФ составляет 15,6 %. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, в 2010 г. доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, снизилась по сравнению с 2009 г. всего на 1,7 п.п. и составила 14 % населения области, или 465,9 тыс. чел. Доля населения, имеющего доходы ниже среднедушевого дохода в целом по региону по-прежнему составляет 64 %. Соотношение дохода по 10 %-ным группам составляет 13,22. Социально-экономическое неравенство (коэффициент Джини) в некоторых регионах ниже данного значения по РФ — 0,41. Из всего этого вытекает необходимость дальнейшего исследования проблем в области уровня и качества жизни и разработки эффективной экономической и социальной политики по отношению к неблагополучным регионам, а также преодоления угроз социальной безопасности в целом по стране.

Борьба с бедностью и ее профилактика являются приоритетными задачами любой социально ориентированной государственной политики. В мире известны два основных способа. Первый, используемый в развитых странах, направлен на обеспечение высоких социальных гарантий, достойных минимальных доходов (заработной платы и пенсий), обеспечивающих высокие стандарты потребления. Второй метод представляет собой систему адресной социальной помощи нуждающимся. В развитых странах этот метод применяется как дополнительный, исключительно для узкого круга лиц, попавших в экстремальную ситуацию. В развивающихся странах он является основным.

Подводя итог, можно выделить следующие направления решения проблем бедности в России: — необходимо определить содержание данного явления. В принятом в России способе оценки бедности ее границы подвижны и зависят от большого числа факторов: колебаний уровня инфляции и безработицы, динамики валового национального продукта, реальных доходов населения, изменений в методах расчетов и других институциональных решений, способ-

ных повлиять на поведение лиц, причисляемых к бедной части населения и т. д.;

— принятая методика расчета бедности в России не дает всестороннего учета реального положения граждан. Во всех странах, проводящих политику снижения бедности, применяют единые принципы установления прожиточного минимума, учитывающего не только такие основные потребности, как питание и одежда, но и жилище, медицинское обслуживание и образование. Однако до тех пор, пока не будет наблюдаться положительная динамика уровня жизни, эксперты рекомендуют воздержаться от принятия новых методологических принципов определения бедности, следствием которых в иных условиях будет рост численности бедных и затруднение доступа к социальной помощи самых уязвимых категорий граждан. Проблемы бедности должны решаться комплексно, а именно:

— необходимо создать условия, позволяющие работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности;

— необходимо создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (инвалидов, престарелых, беженцев, семей с высокой иждивенческой нагрузкой, лиц, находящихся в экстремальных ситуациях);

— необходимо противостоять дискриминации бедных при доступе к бесплатным и дотируемым социальным услугам.

Необходимо также обеспечить условия для самостоятельного выхода населения из бедности: обеспечить институциональное регулирование рынка труда (совершенствование механизмов практической реализации правовых норм о труде), обеспечить легализацию неформальных моделей поведения не только работников, но и работодателей, обеспечить достойную оплату труда (необходимо ликвидировать класс работающих бедных, что возможно как за счет экономического роста, так и за счет распределительных отношений), снизить реальную налоговую нагрузку на заработную плату, обеспечить содействие занятости (в том числе за счет общественных работ и создания временных рабочих мест) и помощь в случае безработицы.

Как показывает мировой опыт, эффективная борьба с бедностью возможна только в условиях оживления национального производства, роста предпринимательской активности, производительности и мотивации к труду. Все экономические,

финансовые и иные государственные меры должны быть направлены именно на это оживление. Дополнительно следует выбрать приоритетом социальной политики обеспечение приемлемого уровня жизни для тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни.

Нынешние показатели бедности в России самые высокие в Европе, что серьезно дестабилизирует российское общество. Фактически количество бедных существенно не изменилось и по-прежнему составляет 30-40 % населения. Официальный прожиточный минимум не включает ряд принятых в других странах потребительских позиций. Следует признать, что проблема бедности в России приобрела угрожающий, опасный характер. Прогнозы

также неоптимистичны. Тенденция сокращения численности бедных, даже за счет статистических методик, сходит на нет.

Список литературы

2. Бедность: взгляд ученых на проблему / под ред. М. А. Можиной. М.: ИСЭПН РАН. 1994.

3. Чернева Р. И. Уровень и качество жизни: монография. Н. Новгород: ВГАВТ, 2010.

4. Чернева Р. И. Качество труда и уровень жизни: монография. Н. Новгород: ВГАВТ, 2011.

и полиграфические работы

ф