Переселение с крайнего севера

Переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закон №125-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с ст. 1 Закона №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

На основании ст. 2 Закона №125-ФЗ в первую очередь государственные жилищные сертификаты (далее — сертификат) предоставляются инвалидам I и II групп а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), во вторую очередь – пенсионерам, в третью очередь — гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в четвертую очередь — работающим гражданам.

При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» уточнены отдельные требования к гражданам при определении их права на получение жилищной субсидии Федеральный закон №228-ФЗ.pdf.

В частности, граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены их семей не должны являться собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являться собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены их семей не должны быть получателями в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:

— жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») или по договору социального найма;

— бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

— земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Право на получение жилищной субсидии подтверждается сертификатом.

Письменный отказ гражданина от получения государственного жилищного сертификата является основанием для снятия его с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и влечет утрату таким гражданином права на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, если гражданин не имеет возможности получить и реализовать государственный жилищный сертификат по состоянию своего здоровья и (или) по состоянию здоровья членов своей семьи.

Размер жилищной субсидии определяется исходя из:

  • состава семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • норматива общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере 42 квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека;
  • норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
  • норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размер жилищной субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2020 года по Российской Федерации утвержден Приказом Минстроя России от 29.06.2020 № 351/пр и составляет 48 634 рублей.

Согласно ст. 6 Закона №125-ФЗ условием выдачи сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Условием выдачи сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

В случае если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

В случае принятия гражданином решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, расположенное в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее 18 квадратных метров.

Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее — социальная выплата).

Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно. Государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения. При недостаточности суммы социальной выплаты, гражданин вправе использовать дополнительные денежные средства — собственные или заемные.

Гражданин, которому предоставляется социальной выплаты, должен приобрести жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения.

Напоминаем, что в период с 01.01.2021 по 01.07.2021 года Министерство от граждан, состоящих на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и включенных в состав участников ведомственной целевой программы, будет принимать заявления о включении в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2022 году.

Заявление об участии в ведомственной целевой программе в 2022 году пишется в произвольной форме с указанием состава семьи и субъекта Российской Федерации, выбранного для постоянного проживания за пределами Камчатского края.

Формы документов для оформления жилищной субсидии:
1.Бланк заявления и перечень документов для постановки на учет.

2. Бланк заявления и перечень документов для признания граждан участниками ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
3.Бланк заявления и перечень документов для получения государственного жилищного сертификата.

Административный регламент предоставления Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края государственной услуги по включению граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

Административный регламент предоставления Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края государственной услуги по выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Административный регламент предоставления Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края государственной услуги по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Cевера и приравненных к ним местностей

На территории Томской области осуществляется обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Порядок реализации Федеральных законов от 17.08.1996 № 116-ФЗ, от 25.07.1998 №131-ФЗ и от 25.10.2002 № 125-ФЗ, постановления Правительства РФ 10.12.2002 № 879, Закона Томской области от 13.04.2006 № 73-ОЗ и постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153

Постановление Администрации района от 5.18.2018 г. № 245

ЗАЯВЛЕНИЯ

СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных

ФОРМИРОВАНИЕ списков граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Кто имеет право на получение жилищных субсидий и категории граждан

Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют следующие категории граждан:

  1. инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет;
  2. инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет;
  3. пенсионеры;
  4. граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящими не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  5. работающие граждане.

С 01.01.2012 внесены изменения в законодательство, где в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет умершего гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

До 01.01.2012 в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на получение жилищной субсидии за членами его семьи (с учетом даты постановки на учет умершего гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) не сохранялось.

Документы для участия в программе по переселению из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей

1. Для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, граждане предоставляют в Администрацию Александровского района Томской области по адресу: с. Александровское, ул. Ленина, 8, кабинет № 9 следующие документы:

  • заявление;
  • копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи (членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке);
  • копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи (свидетельства о браке (свидетельства о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельства о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельства об усыновлении);
  • документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (копия трудовой книжки либо документ, выданный Пенсионным фондом Российской Федерации);
  • копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, — для пенсионеров;
  • справка об инвалидности — для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;
  • справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным — для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания;
  • копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

2. Для участия в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» граждане предоставляют в Администрацию Александровского района Томской области следующие документы:

  • заявление (рапорт) об участии,
  • документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе
  • документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г. (паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная органом по контролю в сфере миграции);
  • справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — для пенсионеров;
  • копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения.

Членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

3. Ежегодно граждане – участники основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля предоставляют в Администрацию Александровского района Томской области заявление на получение жилищного сертификата на плановый год.

Формирование очереди

Существует 4 категории граждан при формировании списка граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии:

  • инвалиды;
  • пенсионеры;
  • безработные граждане;
  • работающие граждане.

В соответствии с действующим законодательством очередность предоставления жилищных субсидий в каждой категории устанавливается следующим образом:

Для граждан, вставших на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до 01.01.2003 года, очередность устанавливается согласно продолжительности стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Российской Федерации. При этом для работающих, безработных и инвалидов I, II групп, инвалидов с детства стаж работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях учитывается на дату подачи заявления.

Для пенсионеров на дату подачи заявления учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до назначения пенсии и время нахождения на пенсии. При этом время нахождения на пенсии учитывается как 0,5 года за каждый год нахождения на пенсии (например, стаж на Севере до назначения пенсии 20 лет, а время нахождения на пенсии на дату подачи заявления – 10 лет, таким образом, стаж работы для формирования очереди будет составлять 25 лет (20 лет + 10лет/2).

Для граждан, вставших на учет после 01.01.2003 года, очередность определяется по дате подачи заявления для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае, когда даты совпадают, — по номеру, за которым зарегистрировано заявление.

В случае перехода граждан из одной категории в другую (например, гражданин из категории «работающие» перешел в категорию «пенсионеры» в связи с выходом на пенсию) происходит изменение очередности в отношении этих граждан следующим образом:

а) если граждане встали на учет до 01.01.2012 года и основания изменились до 01.01.2012 и заявление о смене категории подано до 01.01.2012 – они переводятся в другую категорию в соответствии с изменившимися условиями по номеру и дате подачи первоначального заявления либо подлежат снятию с учета (например, постановка на учет в категорию «работающие» была 01.01.2000, а дата назначения пенсии 01.01.2005 и заявление о смене категории написано до 2012 года, то переход гражданина в категорию «пенсионеры» будет от 01.01.2000 – по дате первоначального заявления);

б) если граждане встали на учет до и после 01.01.2012 года и основания изменились после 01.01.2012 года и заявление о смене категории подано после 01.01.2012 – они переводятся в другую категорию в соответствии с изменившимися условиями с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, (с 18.06.2017) — а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории. (например, постановка на учет в категорию «работающие» была 01.01.2002, а дата назначения пенсии 01.01.2010, заявление о смене категории написано после 01.01.2012, то переход граждан в категорию «пенсионеры» будет от 01.01.2010 – по дате возникновения права, то есть назначения пенсии).

В 2016 году произошла инвентаризация списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в целях приведения его в соответствии с действующим законодательством. В результате произошло изменение очереди в категории «пенсионеры» в связи с постановкой граждан, перешедших из категории «работающих» в категорию «пенсионеры» до 01.01.2012, по дате первоначального заявления, а не по стажу работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Списки граждан

Списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, ежегодно обновляются и формируются в Администрации Александровского района в срок до 1 февраля, и направляются в Департамент архитектуры и строительства Томской области для формирования единой очереди по Томской области, куда включены все муниципальные образования области, являющимися районами Крайнего Севера и приравненными в ним местностями.

На 01.01.2020 в списках по Александровскому району числится 175 заявителей, из них: в категории инвалиды – 13 заявителей, в категории пенсионеры – 134 заявителя, в категории работающие – 28 заявителей, в категории безработных – 0. Ежегодно численность граждан в списках уменьшается в связи с получением сертификата, выездом из района, смертью заявителей, снятием на основании заявлений, выявления факта наличия жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей у заявителей. Кроме того, ежегодно с 1 января по 1 июля граждане — участники подпрограммы, желающие получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, пишут заявления на получение сертификата в планируемом году и предоставляют его в Администрацию района, о чем ежегодно сообщается в газете «Северянка» и размещено на официальном сайте Александровского района. Список граждан на получение сертификата в планируемом году ежегодно до 1 августа направляется в Департамент архитектуры и строительства Томской области для формирования единого списка по области, из которого выбирают претендентов на получение государственного жилищного сертификата.

Очередность в данном списке ежегодно меняется в большую или меньшую сторону в зависимости от числа граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году. В 2019 году написали заявление на получение жилищного сертификата в 2020 году 54 заявителя или 31%.

Жилищная субсидия

В первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).

Во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам.

В третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Государственный жилищный сертификат

Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения в населенных пунктах субъектов Российской Федерации, находящихся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Участники программы получают государственный жилищный сертификат, действующий в течение 7 месяцев.

Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, а также на праве собственности является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения в течение 2 месяцев после приобретения жилья за счет социальной выплаты.

Социальная выплата рассчитывается исходя из:

  • количества выезжающих с заявителем членов семьи;
  • норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на момент выдачи жилищного сертификата (при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения);
  • норматива стоимости 1 кв.м. жилья на территории Российской Федерации;
  • применения повышающего коэффициента 1,1 к нормативу стоимости 1 кв. м. общей площади по Российской Федерации.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

33 кв. м — для одиноко проживающего гражданина;
42 кв. м — на семью из 2 человек;
по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Жилищная субсидия предоставляется за счет средств федерального бюджета. При недостаточности средств субсидии, получатели жилищных сертификатов добавляют собственные средства для приобретения жилья. Норматив предоставления жилищных субсидий определяется исходя из категорий граждан и их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях следующим образом:

Категории граждан и их стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Норматив предоставления жилищных субсидий (в процентах)

Граждане, имеющие стаж работы:

свыше 35 лет

100

от 30 до 35 лет

95

от 25 до 30 лет

90

от 20 до 25 лет

85

от 15 до 20 лет

80

от 10 до 15 лет

75

Инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет

75

Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения. В 2016 году государственный жилищный сертификат получили 2 человека на приобретение жилья на территории г. Томска. В 2017 году жилищную субсидию получили 4 человека на приобретение жилья на территории г. Томска, Томского района. В 2018 году выдано 3 государственных жилищных сертификата, планируется выделить еще 1 сертификат.

В случае отказа гражданина от получения государственного жилищного сертификата в текущем году, очередь на получение сертификата переходит следующему по очереди Томской области гражданину. Следующий по очереди претендент на получение жилищной субсидии может быть из другого муниципального образования Томской области.

Состав комиссии по рассмотрению заявлений и документов от граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для постановки их на учет

Мумбер В.П. – первый заместитель Главы района, председатель комиссии;
Бобрешева Л.Н. – руководитель финансового отдела Администрации района, заместитель председателя комиссии;
Ковалева О.Г. – ведущий специалист по поддержке предпринимательства и муниципальному заказу Администрации района, секретарь комиссии;
Пыхтина Ю.В. – начальник отдела имущественных и земельных отношений Администрации района;
Климова А.А. – главный специалист – юрист Администрации района.

Краткая характеристика проблемы

В настоящее время ситуация в районах Крайнего Севера Российской Федерации характеризуется наличием большого количества серьезных социально-экономических проблем. К важнейшим из них относятся:

  • спад экономической активности в большинстве северных районов,

  • существенная дифференциация по уровню жизни населения между экономически благополучными (в основном, ресурсодобывающими) регионами и большей частью северных территорий,

  • концентрация в северных регионах значительного количества нетрудоспособных и безработных граждан, повышенные затраты на их содержание, отсутствие эффективных механизмов ротации трудовых ресурсов в соответствии с потребностями рынка труда.

Государственная политика в отношении Крайнего Севера России недостаточно нацелена на стимулирование приспособления экономики региона к рыночным условиям. Акцент сделан на государственный протекционизм, на обеспечение государственных гарантий и компенсаций населению северных территорий. Сложившаяся в прошлом модель освоения и развития Крайнего Севера привела к созданию на этих территориях дорогостоящей и неэффективной жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры.

Повышенные затраты на жизнеобеспечение людей в условиях тяжелого климата и транспортной удаленности, а также многочисленные северные льготы приводят к дополнительной нагрузке на бюджеты всех уровней. Бюджетные расходы на поддержание жизнедеятельности северных территорий значительно превышают аналогичные расходы в центральных регионах России. Так, затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению в районах Крайнего Севера выше, чем в центральных регионах России в 4-5 раз. По экспертным оценкам, переселение одного неработающего гражданина из районов Крайнего Севера на «материк» даёт чистую экономию бюджетных расходов в размере 530 — 830 долларов США в год.

Спад экономической активности вызвал массовый отток трудоспособного населения из районов Крайнего Севера. Вместе с тем это привело к концентрации в районах Крайнего Севера значительного количества нетрудоспособного и безработного населения, пребывание которых в экстремально суровых природно-климатических условиях не обусловлено реальными экономическими потребностями освоения Севера. Значительная часть избыточного населения северных регионов не имеет возможности самостоятельно осуществить переезд в центральные районы России.

Реальный процесс переселения из северных регионов в климатически более благоприятные районы идет крайне медленно. В настоящее время, после прекращения финансирования Федеральной целевой программы ”Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 700 от 10 июля 1995 г., предоставление жилищных субсидий по Федеральному закону от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту Федеральный закон № 125-ФЗ) остается единственной формой решения данной проблемы на федеральном уровне.

Механизм содействия переселенцам по Федеральному закону № 125-ФЗ базируется на полном покрытии затрат по переселению за счет бюджетных средств и сопровождается длительным ожиданием в очередях. При этом система оказания содействия гражданам на переселение из районов Крайнего Севера по Федеральному закону № 125-ФЗ построена таким образом, что до переселения первой приоритетной категории (граждане неперспективных закрывающихся населенных пунктов) остальные категории переселенцев (в т.ч. наиболее многочисленная – пенсионеры) имеют весьма ограниченный доступ к содействию. При сохранении объемов финансирования переселения в рамках Федерального закона № 125-ФЗ на нынешнем уровне ассигнований условный расчетный срок на переселение только уже зарегистрированных на получение субсидий граждан (порядка 690 тыс. чел.) составляет несколько десятков лет.

В принципе миграционная политика применительно к северным территориям должна ориентироваться на решение следующих задач:

  • содействие переселению в первую очередь нетрудоспособным гражданам на целевой (адресной) основе;

  • создание механизмов сохранения на Севере трудоспособного населения, достаточного для освоения соответствующих природных ресурсов и развития северных территорий;

  • создание механизма ротации кадров в целях обеспечения трудовой мобильности.

В целях решения перечисленных проблем и выработки экономически эффективных механизмов реструктурирования районов Крайнего Севера подготовлен и с 15 августа 2002 г. на средства займа Международного банка реконструкции и развития (далее – МБРР) реализуется Пилотный проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера (далее – Пилотный проект). Предусмотренный Соглашением о займе размер кредита МБРР составляет 80 млн. долларов США.

В рамках Пилотного проекта на примере 3 пилотных территорий (г. Воркута, г. Норильск, Сусуманский район Магаданской области) разрабатывается и тестируется экономически эффективная схема содействия переселению из районов Крайнего Севера в сочетании с мероприятиями по социально-экономическому реструктурированию на местном уровне, а в более широком плане – с разработкой инновационных направлений государственной северной политики.

Основные задачи проекта

Основными целями Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера (Пилотный проект) являются повышение эффективности государственной северной политики и отработка эффективных методов экономического реструктурирования муниципалитетов на Крайнем Севере, связанного с оттоком социально уязвимых категорий населения.

Пилотный проект направлен на решение следующих задач:

  • Тестирование новых альтернативных механизмов переселения из районов Крайнего Севера, обеспечивающих максимальную экономическую эффективность и социальную направленность.

  • Отработка взаимосвязи процесса переселения с местным реструктурированием.

  • Поддержка отработки конкретных инструментов и механизмов реструктурирования муниципальной политики и муниципального хозяйства, наиболее эффективных в условиях Севера.

  • Поддержка разработки инновационных направлений государственной северной политики и соответствующей информационной инфраструктуры, способствующих реструктуризации Крайнего Севера.

Реализация Пилотного проекта начата с 15 августа 2002 г.

Регионы — участники проекта

Реализация Пилотного проекта осуществляется в трех пилотных территориях, где тестируются различные модели реструктурирования::

  • В г. Воркуте пилотируется консолидация неперспективного поселка и содействие выезду отдельных социально уязвимых категорий населения из в целом жизнеспособного населенного пункта.

  • В г. Норильске пилотируется оптимизация размера крупного, экономически перспективного города путем консолидации жилищного фонда, находящегося в аварийном состоянии, в результате содействия выезду социально уязвимых категорий населения.

  • В Сусуманском районе пилотируется поддержка выезда широкого круга социально уязвимых категорий населения с целью сохранения жизнеспособности поселений золотодобытчиков и снятия с местного бюджета расходов на финансирование жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры.

Компоненты Пилотного проекта

Пилотный проект состоит из 5 основных компонентов:

  1. Компонент содействия переселению — разработка и тестирование новых экономически эффективных механизмов государственной поддержки выезда нетрудоспособного населения из районов Севера с помощью жилищных сертификатов.

  2. Компонент местного реструктурирования — повышение эффективности муниципального хозяйства и муниципальной политики путем проведения структурных реформ в муниципальных образованиях.

  3. Федеральный компонент — оказание содействия в реализации федеральной северной политики (совершенствование нормативно-правовой базы, проработка новых подходов к решению отдельных вопросов развития Севера, создание информационной инфраструктуры по рынку жилья в России).

  4. Компонент мониторинга и оценки результатов Пилотного проекта — контроль за ходом реализации Пилотного проекта, оценка его экономических и социальных результатов.

  5. Компонент управления Пилотным проектом — организационное и техническое обеспечение реализации Пилотного проекта на федеральном и местном уровнях. Центральной группой реализации Пилотного проекта (ЦГРП) является Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов.

Основными звеньями управленческой структуры проекта являются:

  1. Межведомственная рабочая группа по координации подготовки и реализации проекта (МРГ);

  2. Центральная группа реализации проекта (ЦГРП);

  3. Координационные / Наблюдательные советы в каждой из пилотных территорий;

  4. Местные группы реализации проекта (МГРП) в каждой из пилотных территорий;

  5. Местные (муниципальные) администрации на каждой из пилотных территорий.

  • МРГ является правительственным органом, осуществляющим общее руководство и контроль за ходом подготовки и реализации проекта на федеральном уровне. МРГ возглавляется старшим должностным лицом (Директором Департамента) Министерства экономического развития и торговли РФ и включает старших должностных лиц Минфина России, Росстроя, Роструда, Минрегиона России, Федерального центра проектного финансирования.

  • ЦГРП является организацией, осуществляющей оперативное управление реализацией проекта.

  • Координационный / Наблюдательный совет образуется на каждой пилотной территории для осуществления общего руководства и контроля за реализацией проекта на местном уровне. В его состав входят представители местной администрации, местных законодательных органов, основных работодателей, основных профсоюзных и других общественных организаций, представители общественности.

  • МГРП осуществляет организацию процесса миграции на соответствующей пилотной территории и подчиняется Координационному / Наблюдательному совету и ЦГРП. МГРП создается как самостоятельное юридическое лицо либо как отдел местной администрации.

  • Местные (муниципальные) администрации пилотных территорий оказывают содействие и поддержку реализации проекта на местном уровне.

Результаты, достигнутые в ходе реализации Пилотного проекта

В рамках Пилотного проекта на примере 3 пилотных территорий (г. Воркута, г. Норильск, Сусуманский район Магаданской области) разработана и тестируется экономически эффективная схема содействия переселению из районов Крайнего Севера в сочетании с мероприятиями по социально-экономическому реструктурированию на местном уровне, а в более широком плане – с разработкой инновационных направлений государственной северной политики.

Социальные результаты Пилотного проекта

В ходе реализации Пилотного проекта переселено 4527 семей (10028 чел.), в том числе:

Участники Пилотного проекта осуществляли переселение в 75 регионов Российской Федерации, среди которых наиболее популярными регионами вселения являются:

  • Белгородская область (вселилось 437 домохозяйств),

  • Кировская область (вселилось 292 домохозяйства),

  • Краснодарский край (вселилось 262 домохозяйства),

  • Тульская область (вселилось 199 домохозяйств),

  • Ростовская область (вселилось 193 домохозяйства).

Финансово-экономические результаты Пилотного проекта

  • cреднегодовой эффект от переселения участников Пилотного проекта составил 10,8 млн. долл. США (284,4 млн. руб.);

  • экономия средств консолидированного бюджета при переселении граждан из районов Крайнего Севера (накопленная) составила 9,5 млн. долл. США (260,3 млн. руб.);

  • экономия средств местного бюджета от консолидации объектов жилищного фонда и социальной инфраструктуры, от реализации предусмотренных Пилотным проектом Планов местного реструктурирования (накопленная) составила 12,6 млн. долл. США (344 млн. руб.);

  • снижение обязательств федерального бюджета по переселению северян (в сравнении с возможными затратами по Федеральному закону № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей») составило приблизительно 46,9 млн. долл. США (1326 млн. руб.) .

  • суммарный накопленный эффект от реализации Пилотного проекта составил 21,2 млн. долл. США (604,3 млн. руб.);

  • по данным администраций пилотных территорий, за счет выезда участников Пилотного проекта муниципалитетам пилотных территорий передано порядка 93 тыс. кв. метров высвободившегося жилья (2 тыс. квартир оценочной стоимостью порядка 13,5 млн. долл. США), пригодного для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье и неперспективных поселках. Это позволяет получить в результате их сноса и консолидации дополнительные экономические эффекты, изначально не предусмотренные в Пилотном проекте;

  • срок окупаемости Пилотного проекта оценивается примерно в 5 лет от момента начала инвестиций; т.е. фактически расходы Пилотного проекта к настоящему времени уже окупились.

Институциональные результаты Пилотного проекта

  • отработан новый механизм поддержки переселения из районов Крайнего Севера, дополняющий действующие программы при сокращении соответствующих расходов и позволяющий осуществлять переселение граждан в климатически благоприятные районы без длительного ожидания в очередях. При этом основной акцент сделан на переселении пенсионеров — значительной части северян, имеющих право на содействие в переселении по Федеральному закону № 125-ФЗ, но не имеющих реальных перспектив в ближайшие годы реализовать это право;

  • отлажено применение сертификатной схемы, которая продемонстрировала работоспособность и пригодность к дальнейшему использованию (впервые системно в рыночных условиях сертификатная схема применяется для содействия переселению из районов Крайнего Севера);

  • разработаны инструменты, обеспечивающие бюджетную экономию на местном уровне за счет сокращения численности населения и сжатия высвобождающейся жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, поддержки институциональных реформ в управлении бюджетом и ЖКХ, проведения малозатратных мероприятий по энергосбережению;

  • созданы основы комплексной системы информационного обеспечения переселенцев (не имеет аналогов в практике переселения северян):

    • Информационная система по рынку жилья в Российской Федерации (сайт www.gilfond.ru) — позволяет обеспечить участникам Пилотного проекта обширную информацию о состоянии рынков жилья в потенциальных регионах вселения и более активно задействовать для целей переселения из районов Крайнего Севера рынки жилья в небольших городах, районных центрах, сельской местности;

    • Информационно-поисковая система «Миграция» (сайт www.migratio.ru) — представляет для переселенцев развернутую тематическую информацию по всем регионам, городам и другим населенным пунктам России;

  • налажен механизм организационного и юридического содействия в приобретении жилья в регионах вселения наиболее социально незащищенным участникам Пилотного проекта, не имеющим возможности самостоятельно выехать в регионы вселения для подбора и приобретения жилья;

  • оказано техническое содействие государственным органам власти в разработке ряда актуальных направлений северной политики, в т.ч. по устойчивому социально-экономического развитию Севера.

Основные уроки реализации Пилотного проекта

Реализация Пилотного проекта продемонстрировала следующее:

1. Концентрация средств на содействие переселению граждан в конкретных муниципальных образованиях и населенных пунктах приводит к формированию синергетического эффекта:

  • получение реальной экономии муниципальными образованиями в результате сокращения расходов на излишнюю (высвобождаемую и подлежащую сносу) жилищно-коммунальную и социальную инфраструктуру и перераспределения средств на поддержание действующей инфраструктуры жизнеобеспечения;

  • появление в распоряжении муниципальных образований дополнительного жилищного фонда для переселения граждан, проживающих в ветхом жилье и неперспективных поселках (при сносе ветхого и аварийного жилья и ликвидации неперспективных поселков возникает последующая экономия расходов муниципальных образований).

2. Предоставление содействия переселению граждан, не являющихся первоочередными получателями содействия по государственным программам переселения, но готовых получать его в меньшем размере без длительного ожидания в очередях приводит к следующим эффектам:

  • ориентирование переселенцев на рынок недорогого жилья в областных, районных центрах и сельской местности;

  • привлечение средств доплаты к жилищной субсидии со стороны самих переселенцев;

  • средств администраций муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и крупных работодателей для содействия переселению.

3. Расходы на выплату жилищных субсидий по Пилотному проекту более чем в 2 раза ниже соответствующих расходов по Закону 125-ФЗ, что ускоряет выполнение социальных обязательств государства перед гражданами при сокращении расходов.

4. Максимальный экономический и социальный результат при реализации переселенческих программ из районов Крайнего Севера может быть получен при функционировании эффективной организационно-управленческой системы, включающей следующие элементы:

  • PR- и информационная работа на местах;

  • индивидуальная работа с переселенцами;

  • организационное, информационное, нормативно-методическое и юридическое обеспечение процесса переселения;

  • сочетание переселенческой программы с комплексным социально-экономическим реструктурированием на местном уровне.

5. Содействие переселению из районов Крайнего Севера с использованием жилищных сертификатов является современным социально ориентированным инструментом, позволяющим:

  • внедрить эффективный и экономичный механизм переселения с Севера;

  • обеспечить адресную направленность содействия переселению в необходимых северных территориях и конкретных населенных пунктах на наиболее уязвимые социальные группы;

  • предоставлять средства на содействие переселению непосредственно гражданам;

  • осуществлять свободный выбор региона вселения и жилья владельцем жилищного сертификата;

  • обеспечить целевой характер использования средств на содействие переселению и эффективный контроль за движением документов и денежных средств.

Перспективы расширения Пилотного проекта

Принимая во внимание в целом позитивные результаты Пилотного проекта, в целях распространения его опыта на другие субъекты Российской Федерации, полностью или частично относящиеся к районам Крайнего Севера, а также продолжения работ по содействию в развитии федеральной северной политики и реализации миграционных программ, в Соглашение о займе на реализацию Пилотного проекта были внесены изменения, связанные с расширением Пилотного проекта на дополнительные северные территории и продлением срока его реализации до 30 сентября 2009 г.

Основная задача реализации Пилотного проекта на этапе его расширения будет заключаться во внедрении в соответствующую законодательно-нормативную базу и практику реализации миграционных программ технологий и системных элементов, отработанных в ходе реализации 3 очередей Пилотного проекта:

  • различные виды и варианты содействия гражданам в рамках миграционных программ, в т.ч. возможности предоставления государственного содействия на переселение гражданам, согласным на получение его в меньшем размере без длительного ожидания в очередях;

  • организационная модель работы с мигрантами в регионах выезда и в регионах вселения;

  • системы информационного обеспечения миграционных процессов сведениями по рынку жилья в РФ, регионам и населенным пунктам Российской Федерации;

  • взаимосвязь содействия переселению и институциональных преобразований в области ЖКХ и муниципального управления на местном уровне.

Предполагаемые суммарные финансово-экономические результаты Пилотного проекта при его расширениии

  • переселение 6,8 тыс. семей (15,1 тыс. чел.);

  • экономия средств консолидированного бюджета при переселении граждан из регионов Крайнего Севера (накопленная) составит 36,9 млн. долл. США (972,3 млн. руб.);

  • экономия средств местного бюджета от консолидации объектов жилищного фонда и социальной инфраструктуры, от реализации Планов местного реструктурирования составит 20,9 млн. долл. США (550,4 млн. руб.);

  • снижение обязательств федерального бюджета (по сравнению с возможными затратами согласно Федеральному закону № 125-ФЗ) составит прогнозно 74 млн. долл. США (2037 млн. руб.) ;

  • суммарный накопленный эффект от реализации Пилотного проекта составит 56,3 млн. долл. США (1522,7 млн. руб.).

Предполагаемые социальные эффекты расширения Пилотного проекта

  • ускорение оттока нетрудоспособного и трудоизбыточного населения из районов Крайнего Севера;

  • нормализация ситуации на рынках труда в районах Крайнего Севера, участвующих в Пилотном проекте, и, как следствие, улучшение в них социального климата в целом;

  • оптимизация социально-демографической структуры населения в регионах Крайнего Севера;

  • улучшение, наряду с климатическими условиями проживания участников Пилотного проекта, также и их уровня жизни за счёт более низкой стоимости «потребительской корзины” в южных и центральных регионах России.

Переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей реализуется в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закон № 125-ФЗ).

На основании ст. 1 Закона № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

  • инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
  • инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Согласно ст. 2 Закона 125-ФЗ в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), во вторую очередь – пенсионерам, в третью — гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в четвертую — работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.

Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению Заявителем:

— заявление по форме согласно Приложению № 1 к Постановлению Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

— копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;

— копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи (свидетельства о браке (свидетельства о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельства о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельства об усыновлении);

— документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в северных районах (копия трудовой книжки либо документ, выданный Пенсионным фондом);

— копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, — для пенсионеров;

— справка об инвалидности — для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

— справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным — для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания;

— копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

— документы, содержащие сведения о проживании заявителя в северных районах в период с 31 декабря 1991 г. до 01 января 2015 г. (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная миграционной службой;

— документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя (в случае, если заявление подается представителем заявителя).

Документом, подтверждающим полномочия представителя, является доверенность.

Полномочия законных представителей подтверждаются представленными документами, удостоверяющими их статус и полномочия.

Копии документов, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника.

Для оказания государственной услуги уполномоченный орган самостоятельно запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия в государственных органах следующие документы:

1) в Пенсионном фонде — страховые номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования Заявителя и членов его семьи;

2) в Росреестре — выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах заявителя и членов его семьи на имеющиеся (имевшиеся) у них жилые помещения;

3) в миграционной службе:

— документ, содержащий сведения о регистрации граждан по месту жительства в жилом помещении совместно с Заявителем;

— документ, содержащий сведения о состоявшейся после 01 января 2015 г. регистрации по месту жительства в северных районах Заявителя.

Указанные документы заявитель вправе предоставить по собственной инициативе.

Результатом предоставления государственной услуги является:

— решение о постановке гражданина на учет, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в связи с переселением из северных районов, с направлением уведомления о принятом решении;

— решение об отказе в постановке на учет с направлением уведомления о принятом решении.

Обжалование действий

Заявитель вправе в досудебном (внесудебном) порядке обжаловать действия (бездействие) и решения уполномоченного органа, должностных лиц уполномоченного органа, принятые (осуществленные) ими в ходе предоставления государственной услуги.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в уполномоченный орган – Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре.

Нормативные документы

— Федеральный закон от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

— Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

— Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

— Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

— Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

— Закон Хабаровского края от 26.10.2005 г. № 306 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

— Приказ министерства строительства Хабаровского края от 29.01.2019 г. № 2 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами местного самоуправления Хабаровского края, осуществляющими переданные полномочия Хабаровского края, государственной услуги «Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Условия программы могут меняться. Рекомендуем уточнять информацию по программе у специалистов Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре,по адресу:

пр. Мира, 22, каб. 14, часы приема: понедельник, среда с 1615 до 1800

Контактный телефон: 8 (4217) 52-25-27

Главная » Документы » Программы » Переселение » Переселение граждан из районов Крайнего Севера 125 ФЗ
45.5 Кб
скачать

25 октября 2002 года N 125-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов

крайнего севера и приравненных к ним местностей

Принят

Государственной Думой

27 сентября 2002 года

Одобрен

Советом Федерации

16 октября 2002 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее — граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Статья 1. Установить, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

Статья 2. Устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статья 3. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Государственный жилищный сертификат — именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.

Статья 5. Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:

состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи;

средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.

Норматив предоставления жилищных субсидий определяется следующим образом:

┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

│Категории граждан и стаж работы │ Норматив предоставления │

│ в районах Крайнего Севера и │ жилищных субсидий (процент от │

│ приравненных к ним местностях │ средней рыночной стоимости │

│ │одного квадратного метра общей │

│ │ площади жилья) │

├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤

│Граждане, выезжающие из │ │

│закрывающихся городов, поселков,│ │

│с полярных станций │ 100 │

│ │ │

│Остальные категории граждан, │ │

│имеющих стаж работы: │ │

│ │ │

│свыше 35 лет │ 100 │

│ │ │

│от 30 до 35 лет │ 95 │

│ │ │

│от 25 до 30 лет │ 90 │

│ │ │

│от 20 до 25 лет │ 85 │

│ │ │

│от 15 до 20 лет │ 80 │

│ │ │

│от 10 до 15 лет │ 75 │

│ │ │

│Инвалиды I и II групп, │ │

│инвалидность которых наступила │ │

│вследствие трудового увечья и │ │

│стаж работы которых составляет │ │

│менее 15 календарных лет │ 75 │

└────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘

Статья 6. Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.

Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии.

Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли — продажи.

Статья 7. Средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 8. Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 9. Гражданин, которому предоставляется жилищная субсидия, должен приобрести жилье, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилья, общая площадь которого меньше социальной нормы площади жилья на семью, но не меньше площади, установленной в регионе вселения для постановки на учет в целях улучшения жилищных условий.

Статья 10. Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Признать утратившим силу с 1 января 2003 года Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль