Педсовет в ДОУ

Новые задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку – занятие сложное и неэффективное.

В таких условиях важнейшим средством развития педагогического коллектива становится педагогический совет.

Проблема повышения качества подготовки и проведения Педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений.

Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев. Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, формами, методическим оснащением? Как превратить его в событие?

Важным условием при подготовке педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов.

Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости, вносятся дополнения и уточнения.

Педагогам интересны те вопросы, обсуждение которых дает практическое решение проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.

На заседаниях педагогического совета обсуждаются вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми; использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике; имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения, вопросы обмена опытом.

Темы для обсуждения на педагогическом совете должны быть конкретны и близки воспитателям.

Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, к нему необходимо тщательно готовиться.

Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее, чем за две-три недели до проведения педагогического совета.

В методическом кабинете оформляется выставка, например, «Готовимся к педагогическому совету».

В течение двух месяцев идет подготовка к педсовету, на это время рекомендуется создать рабочую группу, которая и будет осуществлять его организацию.

Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы:

  • чего добились и что не удалось в ходе обсуждения;
  • кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему;
  • какие уроки можно извлечь из полученного опыта;
  • как повлиять на отдельных пассивных педагогов.

В подготовке педсовета принимают участие различные службы ДОУ и педагогические работники.

Алгоритм подготовки педсовета

  • Определение целей и задач.
  • Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.
  • Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы.
  • Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме – за 2 месяца).
  • Разработка анкет и проведение анкетирования.
  • Посещение открытых просмотров педагогического процесса.
  • Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.
  • Систематизация и подготовка окончательного материала.
  • Семинарские занятия по теме педсовета.
  • Проведение творческих мастерских опытными педагогами (при необходимости);
  • Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.
  • Подготовка зала и всех необходимых технических средств.
  • Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах.
  • Подготовка проекта решения педсовета (могут быть использованы различные формы: заранее подготовлен проект, коллегиальное решение).
  • Анализ работы педсовета.
  • Оформление копилки с материалами педсовета.
  • Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения (здесь в обязательном порядке указываются сроки и ответственные).

Развернутый план подготовки к педсовету ответственных лиц

Недели Председатель
педагогического
совета
Старший воспитатель Специалисты Секретарь
1 Вырабатывает план подготовки и проведения педсовета.
Определяет тему семинара и назначает лектора.
Организует работу творческой группы
Определяет условия просмотра открытых занятий.
Подбирает вопросы анкетирования по теме.
Включается в работу творческой группы
Формулируют теоретические основы проблемы педсовета.
Определяют свою роль в подготовке педсовета
Подбирает методическую литературу и оформляет каталог
2 Проводит координационное совещание по работе творческой группы
(творческая группа может быть создана если например педагогический совет проводится в форме деловой игры)
Посещает и анализирует занятия по определенной схеме.
Анализирует результативность педагогической работы
с детьми
Принимают активное участие в подготовке и проведении открытых просмотров.
Анализируют уровень развития детей
Оформляет пакеты методических материалов (конспекты, планы, сценарии)
3 Организует теоретический семинар с приглашением специалистов Организует взаимное посещение занятий и других открытых мероприятий педагогами Проводят срезы уровня развития
детей
Формирует банк диагностических
материалов по проблеме педагогического совета
4 Обсуждает предварительные материалы педсовета с участниками группы.
Обсуждает форму проведения педсовета
Организует совместный открытый просмотр по определенной схеме Готовят педагогов
к открытым занятиям
Осуществляет сбор опросников, анкет, карточек анализа открытых мероприятий
5 Знакомится с итогами открытых просмотров Обрабатывает данные открытых занятий Готовят к выступлению педагогов.
Подготавливают собственные тезисы
Оформляет итоги просмотра открытых мероприятий
6 Организует работу творческой группы по теме Работа творческой группы по теме педагогического совета Готовит пакет методических материалов
7 Анализирует цифровой материал.
Готовит проект решения педсовета
Формируют банк творческих находок.
Определяют целостную структуру педагогического процесса и взаимодействия педагогов и специалистов
Готовит стенды
с цифровым материалом, графики, таблицы
8 Утверждает сценарий проведения педсовета Разрабатывают сценарий педсовета.
Готовят предложения
Готовит зал и оборудование к проведению педсовета
9 Творческая неделя: все члены педагогического коллектива, приглашенные (родители и др.) участвуют в работе педагогического совета

Проведение педагогических советов

Для проведения педагогических советов используют­ся различные методики, (коллективная мыслительная деятельности (КМД), коллективный способ обучения (КСО), деловые и ролевые игры) и различные форы организации.

В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой.

Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Примерная структура заседания педагогического совета может выглядеть следующим образом:

Вначале педсовета председатель объявляет вопросы, которые будут рассматриваться, в кратком вступительном слове определяет значимость проблемы и побуждает воспитателей активно участвовать в работе, поделиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме.

Далее следуют:

• отчет об исполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях;
• доклад по основной проблеме, выдвинутой на заседании, программы, годовой план, отчет по передовому педагогическому опыту;
• знакомство с нормативными документами, рекомендациями;
• обсуждение и утверждение решений;
• сообщение основных вопросов следующего заседания (утверждение докладчиков и выступлений участников, даты).

При обсуждении важных проблем, которые интересуют всех членов педагогического коллектива, может быть предложена следующая структура доклада:

1. Значение данной проблемы.
2. Чем вызвана необходимость рассмотрения этого вопроса на педсовете.
3. Какие достижения и недостатки по этому вопросу в ДОУ.
4. Предложения к совершенствованию работы по обсуждаемой проблеме.

Перед каждым руководителем в начале учебного года неоднократно возникают проблемы: с чего начать учебный год, как подготовить и провести первый педагогический совет, какие самые главные вопросы необходимо обсудить на первом («установочном») педагогическом совете?

Предлагаем начать или, наоборот, закончить учебный год с педагогического совета в форме «философского сто­ла». Это необычный педагогический совет – размышление всех работников образовательного учреждения перед но­вым учебным годом над главными проблемами данного учреждения.

Руководитель ДОУ, ведущий «философский стол», ко­нечно же, должен быть знаком с проблемой на очень высо­ком научном уровне. Вопросы, которые можно вынести на данный «философский стол», могут выглядеть следующим образом:

• Каково назначение образования в современном мире?
• Какую роль в обществе призвано выполнять до­школьное образование в настоящее время?
• Что, почему и как реально происходит в нашем до­школьном учреждении?
• Что мы умеем делать хорошо и даже лучше других?
• Что у нас пока не получается?
• Каким мы хотим видеть наше дошкольное учреж­дение?
• Как сегодня жить и работать?
• Во имя чего и как сегодня учить и воспитывать до­школьников?
• Какие ценности должны быть положены в основу деятельности воспитателя?
• Как сохранить целостность учебно-воспитательного процесса?
• Чего хотят от нашего дошкольного учреждения ро­дители?
• Как подготовить дошкольников к переходу в началь­ную школу в новых социально-экономических усло­виях?
• Личностно ориентированная педагогика и наша педагогика. Как каждому воспитателю овладеть личностным подходом?

Успех такого педсовета зависит от того, насколько тща­тельной и заинтересованной будет подготовка.
Есть смысл договориться с несколькими вос­питателями заранее о том, чтобы они выступили первы­ми по избранным вопросам. Некоторым следует предва­рительно дать несколько советов, а других подробно и обстоятельно проконсультировать.

Подбирается соответствующая литература, из которой черпаются мнения и суждения, аргументы и факты.
Не­пременно выдвигается условие: подобрать факты из жиз­ни детского сада, которые можно и нужно использовать в качестве иллюстрации отдельных суждений.

Чтобы облегчить воспитателю подготовку к педсовету, можно предложить педагогам объединиться в творческие группы для предварительного обсуждения одного вопроса, предоставить каждой творческой группе педагогов заранее подготовленные памятки с конкретным теоретическим ма­териалом.

При проведении последующих педагогических советов формирование творческих групп будет проходить произвольно: по интересам педагогов, по особенностям обсуждаемой проблемы, по уровню квалификации и т. д.

На «философском столе» исключено чтение докладов или заранее написанных выступлений. Желательно поль­зоваться планом выступления, записями, конспектами, цитатами.

Чрезвычайно важно поведение руководителя дошколь­ного образовательного учреждения, который выступает в качестве ведущего «философского стола». Вот почему не­обходимо четко и однозначно определить, зачем, с какой целью проводится педагогический совет, и во вступитель­ном слове ясно и предельно конкретно, обрисовав обсуж­даемую проблему, обратить внимание педагогического коллектива на конечный результат обсуждения (это может быть резолюция по итогам «философского стола», банк идей или просто рекомендаций).

Умело поставленные вопросы — залог успеха. Им необ­ходимо придать дискуссионную формулировку. Централь­ных, ключевых вопросов должно быть не более 3—5, в те­чение педсовета они у всех перед глазами, то ли в форме плакатов, то ли прописанные на доске.

Последний вопрос должен быть таким, чтобы ответы на него подвели итог всему разговору.

Важно выбрать наиболее целесообразную последователь­ность рассмотрения вопросов. При этом следует исходить из психологических соображений. Разговор начинают с ка­кого-нибудь несложного, но практически значимого воп­роса, который может породить оживленную дискуссию таким образом, чтобы простимулировать всех к участию в даль­нейшем обсуждении.

Вот здесь необходимо отметить важную деталь: требу­ется знание руководителем психологических особенностей каждого работника учебного заведения, каждого воспита­теля ДОУ. Эти знания помогут ему не только при подготовке к первому педагогическому совету, но и при проведении всех последующих педагогических советов.

Ежегодно в каждом педагогическом коллективе проводится педсовет по теме: «Подведение итогов работы за год».

Следует уделять серьезное внимание подготовке такого педсовета, чтобы весь коллектив включился в анализ того, что сделано за год, успехов и неудач.

Подготовка и проведение заключительного педсовета начинается задолго до его проведения, так как предстоит проанализировать выполнение программы по всем разделам (методикам), определить слабые места и обозначить основные направления (задачи) на следующий учебный год.

Механизм анализа работы за год может быть разный и включать: самоанализ результатов работы воспитателями, специалистами; выборочную диагностику; просмотр обобщающих, итоговых занятий в группах; анкетирование родителей.

Все материалы обрабатываются, анализируются и могут быть представлены как итоговая справка к сообщению на педсовете.

Желательно обеспечить конкретное участие в подготовке и проведении педсовета каждого педагога, специалиста.

Готовясь к проведению итогового педсовета, можно предложить анкету, в которую включить следующие вопросы:

  • Какие положительные моменты в работе нашего детского сада вы отмечаете?
  • В чем заключаются отрицательные моменты? Как, по-вашему, их можно изменить?
  • Решение каких проблем необходимо включить в план работы на следующий учебный год?
  • Укажите, в подготовке каких вопросов вы могли бы принять участие.
  • Какую тему самообразования вы намерены взять в следующем учебном году, чтобы совершенствовать свое профессиональное мастерство?

Родители воспитанников могут быть привлечены к оценке работы педагогического коллектива через анкетирование. Интересно, если первые два вопроса, обозначенные выше, будут предложены и родителям.
Попробуйте сравнить — как ответили на эти вопросы члены педагогического и родительского коллективов.
Регламентом педсовета должна быть предусмотрена возможность для каждого педагога высказать свое мнение по решению поставленных проблем: каждому есть что сказать, отчитаться, поделиться опытом, выделить проблему.

Важную роль в подготовке и проведении этого педсовета сыграет оформление выставки, например: «Как мы прожили этот учебный год». Здесь можно представить фотографии интересных моментов из жизни детского сада.

Руководители на таком педсовете получают полное представление о проблемах и путях их решения. Конструктивное и деловое обсуждение получится, если накануне провести индивидуальное собеседование с педагогами, специалистами.

Такая предварительная работа поможет сформулировать проект решения, который будет корректироваться в ходе педсовета.

Материалы итогового педсовета — это первый блок плана работы на следующий учебный год.

Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное размещение его участников. Каждый из присутствующих должен хорошо видеть и слышать выступающих.

Например, рабочие места можно расположить следующим образом:

  • фронтальное расположение (председатель против присутствующих) необходимо, когда совещание носит информативный характер;
  • «круглый стол» полезен при равноправном коллективном обсуждении насущных вопросов;
  • «треугольник» позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить всех в обсуждение проблемы;
  • работа в «малых группах», т. е. по 3–4 человека за отдельными столами (решение педагогических ситуаций);
  • для проведения дискуссии можно предусмотреть фронтальное расположение групп-участников, отстаивающих свои позиции.

Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

Рекомендуемая литература:

Кленова А.П., старший воспитатель, МБДОУ д/с N 81 г. Белгород.

Скачать образец протокола итогового педсовета в ДОУ

Скачать образец протокола установочного педсовета в ДОУ

Скачать образец протокола педсовета в ДОУ по ФГОС

Скачать образец протокола педсовета по познавательному развитию в ДОУ

Скачать образец протокола тематического педсовета в ДОУ

Зачем составлять протокол

Педсовет ДОУ представляет собой собрание коллектива педагогов дошкольного образовательного учреждения. В течение мероприятия идет поиск решений в отношении важных вопросов образовательного и воспитательного процессов, организационного характера и т. п.

Заседание в обязательном порядке нужно протоколировать. Потому что в дальнейшем протокол может быть использован в качестве:

  • первичного документа официального характера, используя который заведующий ДОУ требует от педагогического состава реализации целей и задач, принятых в процессе педсовета;
  • документа, носящего оправдательный характер и помогающего разрешить конфликтные ситуации и споры, связанные с возможными некорректными формулировками или искажениями положений, принятых в процессе педсовета.

Какие бывают протоколы

Протокол заседания педагогического совета в ДОУ, его виды и формы находятся в прямой зависимости от:

  • типа заседания;
  • уровня квалификации участвующих ответственных лиц;
  • применяемых в ДОУ норм документооборота.

Темы педсоветов устанавливаются в начале учебного года в плане работы организации. Перечень вопросов повестки для оформления протокола, докладчики, темы докладов определяются заблаговременно. Каждая организация оформляет протокол по-разному. Образец протокола совета ДОУ зависит от вида совещания:

  1. Краткий — ведется в процессе оперативного совещания, связанного с рассмотрением срочных проблем. Он отражает обсуждаемые темы, Ф.И.О. выступивших, принятые решения.
  2. Полный — ведется подробно с фиксацией всех озвученных предложений, замечаний, вопросов, содержания докладов, Ф.И.О. выступивших.

Кто и когда составляет

Протокол формирует секретарь. Ответственность за правильность включенной информации, а также за надлежащее оформление несут:

  • председатель педсовета;
  • секретарь.

Процедура оформления состоит из нескольких этапов:

  1. Составление текста, ответственный — секретарь.
  2. Подпись документа, ответственный — председатель педсовета.
  3. Контроль документооборота, ответственный — заведующий ДОУ.

Секретаря назначают из состава педработников. Назначить его может заведующий сроком на один год — это дает возможность адаптироваться к возложенному функционалу и выполнять его на высоком уровне. Секретарь ведет папку с протоколами и иными приложениями.

Протокол включает сведения обо всех процессах, идущих на педсовете:

  • обсуждение вопросов;
  • предложения, замечания, выступления;
  • принятые решения;
  • итоги деятельности за рассматриваемый период;
  • инновационные предложения, новые методики.

Как составлять протокол педсовета в ДОУ

Составляя документ, нужно отразить сведения о ходе педсовета. Информация излагается четко, объективно. Эмоциональная окраска не должна присутствовать. Протокол можно оформить с применением ГОСТ Р 7.0.97-2016, устанавливающего общие стандарты оформления.

Формат записи может выбрать секретарь: от руки, аудио, набор текста на компьютере. В процессе заседания составляется черновик документа. Как вариант, до начала педсовета можно оформить шаблон протокола и вносить в него данные по ходу процедуры.

Протокол педсовета можно оформить на листах формата А4, на котором указывают:

  • реквизиты организации;
  • дату, место педсовета;
  • номер документа по регистрации;
  • гриф утверждения бумаги;
  • наименование;
  • тема заседания.

Протокол педсовета включает:

  1. Вводную часть. Она включает информацию обязательного формата (Ф.И.О. секретаря, председателя) и дополнительные данные (список присутствующих и приглашенных). Как правило, при участии в педсовете более 10 человек секретарь указывает их общее количество, а перечень участников с Ф.И.О. можно приложить к документу дополнительно.

Блок сведений о присутствующих завершается повесткой со списком вопросов, подлежащих рассмотрению. После слов «Повестка дня» оформляется список вопросов для рассмотрения. Каждый вопрос формулируется конкретно, сопровождается указанием Ф.И.О. и должности выступающего по нему специалиста.

  1. Основную часть. Раздел оформляется в соответствии с повесткой. Каждый вопрос освещается по схеме:
  • слушали;
  • выступили;
  • решили.

В итоге количество вопросов повестки и пунктов основной части педсовета должно совпадать. В схеме часть «Слушали» включает Ф.И.О. докладчика, краткое содержание выступления от 3-го лица. Часть «Выступили» содержит вопросы, поступившие в адрес докладчика, с указанием Ф.И.О. спросившего, сути вопроса и ответа. Часть «Решили» включает решения, принятые в ходе заседания.

Если в ходе педсовета шло голосование, его результаты отражают в документе.

Образец протокола установочного педсовета

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Пегасик»»

Протокол №1

заседания Педагогического совета

«О готовности детского сада к новому учебному году»

29.08.2018

Председатель: Серебрякова Т.Ф.

Секретарь: Карташева В.Б.

Присутствовали — 5 человек.

  1. Иванова И.И.
  2. Петрова П.П.
  3. Сидорова С.С.
  4. Федорова Ф.Ф.
  5. Егорова Е.Е.

Отсутствуют — 1 человека

  1. Максимова М.М.

Повестка дня:

  1. Анализ работы за летний оздоровительный период 2020 года.
  2. Анализ готовности детского сада к учебному году (по итогам смотра готовности к учебному году).
  3. Обсуждение и утверждение плана учебно-воспитательной работы МБДОУ на 2020-2020 учебный год.
  4. Утверждение плана работы по взаимодействию с родителями на 2020-2020 уч. год.
  5. Утверждение планов работы специалистов, планов работы с семьей, школой, общественными организациями.
  6. План работы по повышению квалификации педагогов: аттестация, самообразование, курсовая переподготовка.
  7. Подготовка к проведению КМО.
  8. Выработка решения педагогического совета.

Ход педсовета:

1. Слушали:

И.И. Иванову. Поздравила педагогов с началом учебного года. Представила отчет о проведенной работе по благоустройству детского сада за летний период (см. приложение 1).

2. Слушали зам. зав. по УВР П.П. Петрову. Проанализировала выполнение решения предыдущего педсовета.

Выполнение задания на лето о подготовке планов у/ воспитательной работы на 2020-2020 учебный год в соответствии с требованиями ФГОС до 01.09.2019.

Отв. воспитатели групп. По результатам проверки эта работа не выполнена. Полная проверка планов состоится 15.09.2019.

3. Анализ работы за летне-оздоровительный период.

Отгремели веселые, озорные летние деньки, прошла пора отдыха.

Нами проведена с детьми большая летне-оздоровительная работа. Все запланированные мероприятия по работе с детьми выполнены. Отмечается достаточно хорошая посещаемость детей. Слушали:

С.С. Сидорова и Ф.Ф. Фролова — выступили с отчетами «Анализ работы за летний оздоровительный период» (см. приложение).

4. П.П. Петрова, зам. зав. по УВР, ознакомила с годовыми задачами и проектом плана работы на 2020-2020 учебный год. Дополнений и изменений в плане нет. Решение коллектива — принять план работы. Предложено утвердить годовой план на новый учебный год.

5. Слушали: П.П. Петрову — зам. зав. по УВР. О смотре готовности д/с к учебному году.

В связи с продолжительными ремонтными работами и отпусками педагогов предложила перенести смотр готовности к учебному году на 15.09.2019.

6. Слушали: И.И. Иванову — зав. д/с.

Ознакомила педагогов с проектом плана работы с родителями на учебный год. Дополнений и изменений в плане нет. Решение коллектива — принять план работы.

7. Слушали: Е.Е. Егорову — учителя-логопеда.

Она ознакомила педагогов с планом работы.

Решение педагогического совета:

1. Работу за летний оздоровительный период считать удовлетворительной.

2. Привести в соответствие всю рабочую документацию.

Срок до 15.09.2019, ответственные — воспитатели, зам. зав. по УВР.

3. Утвердить годовой план воспитательно-образовательной работы на 2020-2020 учебный год:

  • утвердить план работы с родителями на 2020-2020 учебный год;
  • утвердить учебный план-график, планы работы специалистов на 2020-2020 учебный год;
  • утвердить локальные планы работы МБДОУ с семьей, Рождественской средней школой, Батовской библиотекой и музеем «Дом станционного смотрителя» д. Выра;
  • перенести смотр готовности к учебному году на 15 сентября.

Председатель: И.И. Иванова

Секретарь: Ф.Ф. Фролова

Ознакомлены:

  1. Иванова И.И.
  2. Петрова П.П.
  3. Сидорова С.С.
  4. Федорова Ф.Ф.
  5. Егорова Е.Е.

Скачать

Как и сколько хранить

Документы нумеруют, брошюруют, сшивают. Указывают на титульном листе число страниц, а заведующий подписью скрепляет эти данные.

На протяжении учебного года документы хранятся у секретаря, по окончании года подлежат сшиванию в один блок, заверению печатью и подписью. В дальнейшем они формируются в отдельную папку.

Протокол педсовета можно хранить не только на бумаге, но и в электронном формате. Оба варианта могут находиться в сейфе заведующей ДОУ.

По окончании года документы передаются в архив. Книгу протоколов хранят 75 лет, затем уничтожают.

Воспитатель – основной наставник для малыша, делающего первые попытки адаптации в социуме. Поэтому трудно переоценить значение педагогов детского сада и их миссии в жизни ребенка. В своей работе они используют традиционные методы воспитания подрастающего поколения и осваивают современные педагогические методики. Профессиональному развитию и повышению уровня знаний воспитателей во многом содействуют педагогические советы, действующие при детских дошкольных организациях. Но это далеко не все, для чего они создаются и проводятся. В статье вы найдете информацию о целях, решаемых задачах, функциях и методах проведения педагогических советов в дошкольных учреждениях.

Быстрый переход по разделам:

  1. Организационная структура педагогического совета.
  2. Какие бывают педагогические советы в детском саду.
  3. Цели и задачи педагогических советов.
  4. Установочный педсовет.
  5. Тематический педсовет.
  6. Итоговый педсовет.

Организационная структура педагогического совета

Педагогический совет – орган самоуправления внутри образовательной организации, состоящий из административных и педагогических работников учреждения, чья деятельность осуществляется постоянно и на коллегиальной основе.

Педсоветы в ДОУ должны проводиться не реже одного раза в квартал. Это обусловлено необходимостью подведения промежуточных итогов и разработки новых образовательных программ. Внеплановые могут быть организованы в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Перед проведением самого мероприятия руководитель и методист детского сада составляют план педагогического совета. Также заблаговременно группа лиц, назначенных заведующим ответственными за подготовку, готовит проект решений.

Решения педсовета должны быть зафиксированы в протоколе, который ведет секретарь. Протокол представляет собой документ распорядительного назначения, имеющий определенную структуру, которая также зависит и от формы проведения. Протокол имеет статус локального акта организации, и на его основании заведующий ДОУ вправе требовать от подчиненных выполнения пунктов распоряжения.

Какие бывают педагогические советы в детском саду

Педагогические советы дошкольных организаций подразделяются на две категории: по целевому назначению и по формам их проведения. Виды по своему целевому назначению бывают следующими:

  • установочные;
  • тематические;
  • итоговые.

Формы педсоветов в ДОУ различаются методом их организации. Наиболее распространены такие формы, как:

  • традиционная;
  • игровая;
  • тренинговая;
  • интерактивная.

Как правило, установочный и итоговый проводятся в традиционной форме их организации. Для тематических будет приемлемой любая из перечисленных форм.

Цели и задачи педагогических советов

Главной целью организации педсоветов в ДОУ является совместная работа по объединению творческих усилий и знаний педагогов коллектива в целях улучшения качества пребывания воспитанников в детском саду и повышения уровня дошкольного образования.

Перечень основных задач, которые решает совет:

  • разработка плана мероприятий на учебный год;
  • определение форм и методов работы;
  • ознакомление педагогов с передовыми методиками;
  • разработка планов тематических педсоветов;
  • внутренний и внешний обмен опытом;
  • психологическая работа с педагогами внутри коллектива с участием собственных или приглашенных специалистов.

Установочный педсовет

Перед началом каждого учебного года, обычно в конце августа, в детском саду проводится педагогический совет, который именуется установочным. Для его подготовки по распоряжению заведующего создается группа, ответственная за разработку его программы. Как правило, эту тему в детском учреждении курирует методист в тесном взаимодействии с руководством. Работники детского сада должны иметь возможность подготовиться к заседанию, поэтому ответственным лицам следует заранее ознакомить участников с программой педсовета.

Одной из основных задач установочного совета является разработка тем педсоветов на год. Также по необходимости на нем происходит формирование его состава. По умолчанию председателем назначается заведующий детской дошкольной организацией, но эта функция может быть возложена на заместителя или другого опытного педагога. Установочный педсовет по ходу заседания выбирает секретаря, в чьи обязанности входит обеспечение документооборота совета.

Основными вопросами, решаемыми на совете, являются:

  • подведение итогов летней работы;
  • анализ готовности к началу учебного периода;
  • утверждение учебного плана;
  • разработка генеральных направлений и концепции развития учреждения;
  • утверждение тем педсоветов.

В ходе заседания принимаются решения, подлежащие обязательному исполнению коллективом организации.

Тематический педсовет

Эти мероприятия проводятся согласно плану, утвержденному установочным педагогическим советом в начале учебного года. Заседание проводит председатель, а секретарь ведет черновик протокола, на основании которого впоследствии оформляется протокол.

Сценарий педагогического совета в детском саду разрабатывается группой ответственных за его подготовку лиц. Педагоги должны заранее ознакомиться со сценарием, чтобы иметь возможность приготовиться к активному взаимодействию с коллегами в ходе заседания. Современным и прогрессивным способом проведения тематического совета является интерактивный метод его ведения. Приветствуется использование в ходе подготовки к мероприятию литературы на тему педсоветов в ДОУ. Темы и конспекты по проведению подобного рода советов можно найти в Сети на сайтах детских дошкольных учреждений.

Тематические советы организуются в обязательном порядке, когда детский сад готовится к праздничным событиям или проведению каких-либо крупных мероприятий. Это всего лишь один пример формата, предусматриваемого для проведения тематических педсоветов в ДОУ. На самом деле перечень тематических направлений гораздо шире. В детских дошкольных учреждениях он представлен в виде следующих форматов:

  • социальный;
  • методический;
  • воспитательный;
  • административный.

Социальные советы рассматривают задачи организации работы с детьми, направленной на развитие гармоничной личности в социуме. В работе участвуют психологи, специалисты по социальной реабилитации. Обсуждается круг задач для помощи социально неадаптированным детям. Предлагаются методы решения проблем как собственными силами, так и с привлечением родителей и психологов.

Методические советы посвящены разработке планов работы с воспитанниками. На них педагоги могут ознакомиться с передовыми методиками своих коллег и коллегиально обсудить возможность их применения в своем учреждении. Для знакомства с опытом на совете изучаются конспекты педсоветов в ДОУ специалистов других детских учреждений.

Педагогический совет с родителями в детском саду проводится в формате воспитательного семинара. Тесное взаимодействие с родителями дает возможность выявить скрытые от педагогов проблемы детей и их взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. По способу проведения такого семинара предпочтение отдается формату психологического тестирования. Заседание совета можно организовывать в нетрадиционной форме. Главное, чтобы при этом имело место эффективное взаимодействие преподавателей и родителей с психологом.

Административные советы проводятся для решения задач, связанных с соответствующей деятельностью дошкольной организации. Их регулярность может устанавливаться положением о педсовете в детском саду. Темами заседаний такого рода может быть повышение квалификации работников, улучшение медицинского обслуживания, расширение поля для дополнительного образования воспитанников.

Секретарь ведет конспект педагогического совета по ходу мероприятия, фиксирует темы выступлений участников и итоговые решения. По конспекту в дальнейшем оформляется протокол.

Итоговый педсовет

Как следует из названия, проведение итогового педсовета в детском саду приходится на окончание учебного года. Проводит его председатель или уполномоченный им представитель.

Тематика итоговых педсоветов может быть такой:

  • подведение итогов учебного года;
  • годовой анализ работы организации;
  • рассмотрение планов на летний период.

По итогам заседания принимаются решения, для оформления которых предусмотрена та же стандартная процедура, как и для вышеперечисленных форм.

Проведение регулярных заседаний педагогического совета помогает коллективу детского сада выработать направления деятельности в соответствии с ФГОС, выявить слабые стороны в работе учреждения и найти пути их устранения, произвести обмен опытом между педагогами, разработать совместные мероприятия, подвести итоги совместной работы с оценкой ее эффективности.

В разделе «Педсоветы» можно увидеть планы проведения педсоветов в стандартной и игровой форме, мастер классы, семинары, практикумы, деловые игры и мн.др. Родители и педагоги смогут найти для себя новые интересные формы занятий и игр с детьми.

Материалы для проведения педсоветов и семинаров.

Содержится в разделах:

  • Методические рекомендации и разработки

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 11280.
Все разделы | Педсоветы

Новое

Мастер-класс для воспитателей на тему «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий» Мастер-класс для воспитателей Тема: «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий». Выполнила: воспитатель 1кв. категории И. А. Азарскова Детский сад «Радуга», филиал МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанский район. Цель: знакомство педагогов с алгоритмом составления…

Мастер-класс для педагогов «Игры с водой для детей раннего возраста» Раннее детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее…

Педсоветы — Семинар-практикум с родителями «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста»

Публикация «Семинар-практикум с родителями «Опытно-экспериментальная деятельность…» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста» Форма проведения собрания. Семинар-практикум. Цель. Сформировать представления у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении. Оборудование. Пять прозрачных стаканов, гуашь…

Деловая игра для педагогов ДОУ Деловая игра «Интересное рядом» «На экране сказка оживает» Цель: Знакомство педагогов с технологией создания мультфильмов в качестве развития творческих умений, кругозора и правил поведения. Участники игры: воспитатели ДОУ. Место провидения: зал. Материал и оборудование:…

Деловая игра для педагогов «Что? Где? Когда?» Деление на команды. На стол предлагается коробка с записками. В каждой записке строчка из стихотворения. Педагоги разбирают записки и составляют стихотворение, у кого строчки из одного стихотворения образуют команду. Игра «Название команд» Подобрать название команды из слов…

Семинар-практикум для воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Тема: «Формирование у дошкольников духовно-нравственных отношений и чувства со причастности к семье, городу, стране, культурному наследию своего народа, природе род ного края». Цель — повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по…

Педсоветы — Сценарий итогового педагогического совета «Морское путешествие»

Статья «Сценарий итогового педагогического совета «Морское…» Сценарий итогового педагогического совета «Морское путешествие» Цель педагогического совета — подведение итогов деятельности дошкольного учреждения и результатов работы сотрудников за истекший год. Анализ работы педагогического коллектива в ходе введения ФГОС ДО. Объединение…

Педагогический совет «Формирование нравственных ценностей дошкольников во взаимодействии с взрослыми и сверстниками» Педагогический совет «Формирование нравственных ценностей дошкольников во взаимодействии с взрослыми и сверстниками» Цель педагогического совета – мотивировать педагогов изучать и применять технологию развития навыков сотрудничества для формирования социально-коммуникативной…

Мастер-класс для педагогов «Лепка в технике миллефиори» Цель: Расширить знания педагогов в вопросах использования методов нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности детей Задачи: -Познакомить педагогов с приемами нетрадиционной лепки на примере выполнения работы в технике «Миллефиори»; — донести до педагогов важность…

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Мастер-класс для педагогов. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Подготовила: воспитатель Иванченко Е.Н. Актуальность: на занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для…

Страницы: 2 3 4 … 1128

Профессионализм педагога становится более очевидным в ходе непрерывного процесса самообразования и повышения квалификации. Педсовет является хорошей возможностью в проявлении своих профессиональных качеств, а также в выявлении положительных и отрицательных сторон воспитательно-образовательного процесса в конкретном ДОУ.

Педсоветы являются необходимым организационным мероприятием, с помощью которого осуществляется управление развитием и обучением в ДОУ. Цель таких собраний педагогов ознакомление и решение с основных задач ДОУ. Годовым планом обозначается количество и темы педагогических собраний.

Главной задачей педагогического совета считают объединение усилий коллектива образовательного учреждения в повышении уровня воспитательно-образовательного процесса, и дальнейшее применение в практике достижений науки и опыта.

Основными функциями педсовета являются:

  • Определение воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.
  • Отбор программ для использования в дошкольном учреждении.
  • Обсуждение методов и форм воспитательного процесса.
  • Рассмотрение вопросов повышения квалификации педагогов.
  • Обобщение, распространение и внедрение педагогического опыта.
  • Заслушивание отчетов руководителя.

Педагогические советы бывают:

  1. Установочный проводимый в начале года.
  2. Тематический посвященный решению одной из задач педагогического коллектива.
  3. Итоговый, в котором подводятся итоги учебного года.

Педсовет – Деловая игра

Тема: «Особенности организации изобразительной деятельности в контексте ФГОС ДО»

Цель: Совершенствовать работу в МДОУ по художественно-эстетическому воспитанию.

Повестка дня:

1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета.

Вступительное слово «Особенности организации изобразительной деятельности в контексте ФГОС ДО».

отв: заведующий Подлыткина Э.Р.

2. «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада» (отчеты по Iгодовой задаче)

отв: воспитатели групп, муз. руководитель

3. Лекторий «Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности»

отв: старший воспитатель Латышева Я.Г.

4. Сообщение из опыта работы «Изобразительная деятельность в речевой коррекции»

отв: учитель-логопед Ковалева М.С.

5. Итоги тематического контроля «Изучение опыта работы педагогов ДОУ по использованию нетрадиционных техник рисования»

отв: старший воспитатель Латышева Я.Г.

6. Деловая игра – «Педагогический пробег» с использованием презентации.

отв: старший воспитатель Латышева Я.Г.

7. Обсуждение.

Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художестенно-творческих способностей дошкольников» (приложение 1 – презентация).

Заведующий: Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике (слайд).

Художественно-эстетическое воспитание —

  • Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

(Д.Б. Лихачёв)

  • Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

(В. Н. Шацкая)

  • Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве.

(Краткий словарь по эстетике)

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. (слайд)

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ — создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность. (слайд).

Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду? (слайд)

  • Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.

  • Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку.

Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? (ответы педагогов).

Основные средства художественно-эстетического воспитания – это (слайд):

Предметно-развивающая среда

Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Природа

Именно в ней можно увидеть основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной для ребенка.

Искусство

(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Вне всякого сомнения первый вид искусства, который воспринимает ребенок и реагирует на который — это музыка. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому у детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки. Не мене важны и изобразительное искусство, знакомство с художниками, их творчеством. Литература писатели, поэты их произведения.

Художественная деятельность

(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)

Воспитание ребенка в деятельности — одна из закономерностей воспитания. Деятельность, связанная непосредственно с видами искусства — художественная деятельность. (Художественный труд, изобразительная деятельность с помощью которой развивается у детей восприятие окружающего мира, природы, произведений изобразительного искусства. Формируются изобразительные навыки, с помощью которых дети могут передать свои впечатления в продуктивных видах деятельности).

Именно воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации (слайд):

Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества я придаю интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

Именно интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с моей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:

– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;

– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Все художественно-творческие виды деятельности выполняют психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия. Художественно-эстетическое развитие детей способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны), повышает познавательную активность.

О том, как развивать у дошкольников музыкально-творческие способности нам расскажет музыкальный руководитель Толмач Елена Викторовна (приложение 2 – презентация).

Музыкальный руководитель: Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроению. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.

Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они в последствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей. Способность – индивидуальная особенность личности.

Различают способности: лингвистические, интеллектуальные, творческие, музыкальные (слайд).

Музыкальные способности разделяют на специальные (композиторские, исполнительские) – качественное своеобразие специальных способностей, необходимых для выполнения любого вида музыкальной деятельности и общие (необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности) — способность эмоционально погружаться в музыкальные переживание, внимание, волевые особенности, т.е. то, что относится к процессам и свойствам личности.(слайд).

Специалисты – музыканты выделяют три вида музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма (слайд).

Ладовое чувство — способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения (слайд). Эту способность можно назвать эмоциональным компонентом музыкального слуха. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки.

Способность к слуховому представлению это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения (слайд). Эта способность у детей проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь – в пении.

Музыкально-ритмическое чувство или чувство ритма — способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его (слайд). В раннем возрасте чувство ритма проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки.

Важнейшим средством развития музыкально-творческих способностей является музыкальная предметно-развивающая среда, которая организуется в группах по 3 направлениям: восприятие музыки, воспроизведение музыки, музыкально творческая деятельность (слайд).

Немаловажна также роль музыкально дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей.

Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными.

Приведу примеры использования музыкально-дидактических игр в младшем и старшем дошкольном возрасте (слайды).

Считаю, что одними усилиями музыкального, без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также в развитии их музыкально-творческих способностей. Поэтому необходимо использование музыки в повседневной жизни группы, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству, ознакомлению с окружающим миро, на прогулке и т.д.

Заведующий: Хочется послушать и вас, педагоги. Предлагаю послушать отчеты педагогов по использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада (отчеты по Iгодовой задаче)

Учитель-логопед выступит с сообщение из опыта работы «Изобразительная деятельность в речевой коррекции»

Заведующий: Итоги тематического контроля «Изучение опыта работы педагогов ДОУ по использованию нетрадиционных техник рисования» озвучит старший воспитатель Латышева Я.Г.

Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, предлагаю вам вместе провести педагогический пробег по теме нашего педсовета (приложение 6) и актуализировать ваши знания по вопросам художественно-эстетического воспитания дошкольников. Для этого вам нужно разделиться на две команды (на столах разложены листочки с номером команды № 1, № 2, каждый педагог путем жребия определяет свою команду).

Мозговой штурм (слайд):

  • Назовите материалы, которые Вы используете в изобразительной НОД. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

  • Назовите методы и приемы в изобразительной деятельности. (Наглядные методы и приемы: наблюдение. Рассматривание (обследование) предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Словесные: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово. Практические: экспериментирвание с цветом, различными изобразительными средствами. Игровые)

  • Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. ((Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)

  • Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)

  • Что такое живопись? Назовите основные средства выразительности живописи. (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета. Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)

  • Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры). Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон)

  • Назовите способы лепки, основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Пластический и конструктивный. Скатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)

А теперь, предлагаю вам решить кроссворд по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми» (слайд).

По горизонтали:

1.Одно из главных качеств, присущих изделиям художественных народных промыслов.

2. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он?

3. Красочный наряд произведений художественных народных промыслов.

4. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Филимоново, Дымково, Каргополья.

5. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.

6. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так.

7. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду искусств их можно отнести?

По вертикали:

1.Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера?

2. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.

3. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полхов -Майдан.

4. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье.

5. Название русского праздника – торга, на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

6. Чем покрывают роспись по дереву?

Проверим, как хорошо вы знаете признанных мастеров живописи и музыки, и их творчество.

Художники, их произведения (слайд):

Найдите портрет художника В.М.Васнецова, И.И.Шишкина.

Найдите картину И.И.Шишкина, И.Э. Грабаря, И.И. Левитана

Выберите из представленных репродукций картины, написанные в теплых тонах.

Композиторы, их произведения:

Найдите портрет композитора П.И.Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова.

Узнайте автора произведения по прослушанному отрывку музыкального произведения: «Грустный дождик», «Вальс» Д.Кабалевского, «Вальс снежных хлопьев», «Новая кукла», «Болезнь куклы» П.И.Чайковский; «Белка», «Море», «Царевна-лебедь» Н.А. Римский-Корсаков.

Старший воспитатель подводит итоги педагогического пробега, оценивает активность и правильность ответов каждой команды.

Заведующий: Наш педсовет подходит к концу.

Заведующий: А теперь предлагаю вашему внимаю проект решения педагогического совета (проект обсуждается и принимается в окончательном варианте – приложение 7). Закончить сегодняшнюю встречу хочется словами Д.Б. Кабалевского «Видеть музыку, слышать живопись», которые на мой взгляд могут стать девизом совместной работы нашего педагогического коллектива по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.

Решение педсовета:

1. Продолжать систематически планировать различные формы, методы и приемы работы с детьми по художественно-эстетическому воспитанию, особое внимание уделяя целям и задачам.

Отв: воспитатели групп

Срок: постоянно

2. Разработать перспективное планирование по ознакомлению детей с искусством.

Отв: воспитатели групп, воспитатель по изобразительной деятельности

Срок: до ________ г.

3. Планировать индивидуальную работу по изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию согласно рекомендаций музыкальных руководителей, педагога по изобразительной деятельности.

Отв: воспитатели групп, указанные специалисты

Срок: ежедневно во вторую половину дня

4. Разработать рекомендации для планирования работы по развитию воображения дошкольников.

Отв: педагог-психолог

Срок: до ________ г.

5. Создать фонотеку музыкальных произведений для слушания с детьми, картотеку музыкально-дидактических игр.

Отв: музыкальные руководители

Срок: до ________ г.

6. Пополнить уголки изобразительной деятельности, музыкальные уголки.

Отв: воспитатели групп

Срок: до ________ г.

7. Оформить и оборудовать мини-музей в группе «Вишенка» по художественно-эстетическому направлению.

Отв: воспитатели Субботкина Т.Н., Султанова Н.Ф.

Срок: до _________ г.