Педагог библиотекарь

Предлагаем также скачать:
Должностную инструкцию заведующего библиотекой школы
Должностную инструкцию библиотекаря в школе

Должностная инструкция педагога-библиотекаря

Новая инструкция!
Должностная инструкция педагога-библиотекаря по Профстандарту
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-библиотекаря в школе разработана в соответствии требованиям ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 года; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г.; согласно Трудовому кодексу РФ и другим нормативным актам, регулирующим трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Разработанная должностная инструкция педагога-библиотекаря устанавливает должностные обязанности с учетом ФГОС, права и ответственность работника, занимающего в общеобразовательном учреждении должность педагога-библиотекаря.
1.3. Педагога-библиотекаря назначает и освобождает от должности директор школы в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации.
1.4. Педагогу-библиотекарю необходимо иметь высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы. Лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих необходимым практическим опытом и знаниями, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, можно назначать на соответствующие должности так же, как и лиц, имеющих специальную подготовку и стаж работы.
1.5. Педагог-библиотекарь находится в подчинении у директора школы, выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
1.6. Педагог-библиотекарь осуществляет свою деятельность согласно:

  • действующему законодательству РФ об образовании и библиотечном деле;
  • руководящим документам вышестоящих органов по вопросам работы библиотеки;
  • правилам организации библиотечного труда, учета, инвентаризации;
  • Уставу общеобразовательного учреждения;
  • Положению о библиотеке, приказам и распоряжениям директора общеобразовательного учреждения;
  • Правилам внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения.
  • данной должностной инструкции педагога-библиотекаря школы, правилам охраны труда и пожарной безопасности, трудовому договору;
  • инструкции по охране труда педагога-библиотекаря школы.

1.7. Педагогу-библиотекарю строго запрещено применять образовательную деятельность в целях политической агитации, принуждения учеников к принятию политических, религиозных или других убеждений или отказа от них, с целью разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе с помощью сообщения ученикам недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции РФ.
1.8. Педагог-библиотекарь должен знать:

  • главные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • Законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном ресурсе школы;
  • методологию проведения индивидуальных бесед, формы и техники проведения конференций, выставок;
  • основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;
  • отдельные особенности развития детей различного возраста; специфику развития интересов и потребностей учащихся, их творческой деятельности;
  • актуальные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), основы работы в сети Интернет, правила применения мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;
  • нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной деятельности;
  • вид деятельности, специализацию и структуру школы;
  • правила комплектования, хранения и учета библиотечного ресурса, поиска и выдачи книг из библиотечного ресурса;
  • условные сокращения и условные обозначения, используемые в библиографии на иностранных языках;
  • новейшие информационно-поисковые системы, используемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и принципы составления каталогов;
  • единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;
  • правила компенсации при потере читателями единиц библиотечного ресурса;
  • правила составления отчетных документов о работе библиотеки.

1.9. Педагогическому работнику запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.10. Педагог-библиотекарь в школе должен также знать и соблюдать свою должностную инструкцию с учетом ФГОС, правила охраны труда и пожарной безопасности, порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации, должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.


скачать: Должностные инструкции для Школы
69 инструкций с учетом законов на 24 марта 2020 г
2. Функции
К главным направлениям деятельности педагога-библиотекаря школы относятся:
2.1. Информационно-библиографическое сопровождение учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении (образовательная функция);
2.2. Помощь в самообразовании учащихся и педагогических работников образовательного учреждения посредством библиотечно-информационного обслуживания;
2.3. Пропаганда чтения как способа культурного досуга (культурная);
2.4. Обеспечение доступа к информации и информационным ресурсам, требуемым для реализации программы начального общего, основного общего, среднего общего (полного) образования (информационная функция).

3. Должностные обязанности
Педагог-библиотекарь в школе обязан:
3.1. Участвовать в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования согласно федеральным государственным стандартам (ФГОС) начального общего, основного общего, среднего общего образования.
3.2. Организовывать работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для учеников и педагогических работников к информации, относящейся к реализации основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в применении библиотечно-информационных ресурсов.
3.3. Осуществлять дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, способов и видов библиотечно-информационной деятельности.
3.4. С этой целью разрабатывать рабочую программу, обеспечивать ее выполнение, организовывать участие учащихся в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор видов, средств и методов работы детского объединения учитывая психофизиологическую и педагогическую целесообразности, применяя новейшие образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.
3.5. Применять педагогические теории и методы для решения информационно-образовательных задач.
3.6. Обеспечивать и анализировать достижения учащихся, выявлять их творческие способности, способствовать формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
3.7. Участвовать в обеспечении самообразования учащихся, педагогических работников школы средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.
3.8. Вносить предложения по совершенствованию образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении.
3.9. Участвовать в деятельности педагогических, методических советов, объединений, в иных видах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внешкольной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательной деятельностью.
3.10. Составлять планы комплектации библиотеки школы печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
3.11. Разрабатывать предложения по формированию в библиотеке школы ресурса дополнительной литературы, включающего в себя детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию главной учебной программы.
3.12. Проводить работу по учету и периодической инвентаризации библиотечного ресурса школы.
3.13. Обеспечивать тщательную обработку поступающей в школьную библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с использованием новейших информационно-поисковых систем.
3.14. Организовывать качественное обслуживание учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения.
3.15. Обеспечивать незамедлительное составление библиографических справок по поступающим запросам.
3.16. Обеспечивать полную сохранность библиотечного ресурса, ведение статистического учета по главным показателям деятельности библиотеки и подготовку необходимой отчетности.
3.17. Обеспечивать строгое выполнение должностной инструкции педагога-библиотекаря в школе, охрану жизни и здоровья учащихся во время обучения и нахождения в помещении школьной библиотеки.
3.18. Строго выполнять правила охраны труда и противопожарной защиты.


скачать: Инструкции по Охране труда для Школы
261 инструкция с учетом законов на 20 марта 2020 г
4. Права
Педагог-библиотекарь имеет полное право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные для выполнения указания пользователям библиотечного ресурса.
4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, нарушающие учебно-воспитательную деятельность, в порядке, предусмотренном Правилами о поощрениях и взысканиях в общеобразовательном учреждении.
4.3. Участвовать:

  • в разработке воспитательной политики и стратегии общеобразовательного учреждения, в создании соответствующих стратегических документов;
  • в подготовке разных управленческих решений, относящихся к работе школьной библиотеки;
  • в проведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-информационной деятельности;
  • в деятельности педсовета общеобразовательного учреждения.

4.4. Вносить предложения о начале, прекращении или приостановлении определенных проектов по деятельности библиотеки, а также по усовершенствованию воспитательной деятельности в школе.
4.5. Запрашивать у руководства школы, получать и применять информационные материалы и нормативно-правовые документы, требуемые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Самостоятельно подбирать формы, средства и методики библиотечно-информационного обслуживания образовательной деятельности согласно целям и задачам, приведенным в Положении о школьной библиотеке.
4.7. Требовать:

  • от учеников соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил пользования библиотечным ресурсом и Интернет-ресурсом;
  • от администрации школы – помощи в исполнении своих прав, должностных обязанностей и обеспечения условий для пользователей библиотеки.

4.8. Периодически повышать свою квалификацию, применяя разные виды и методы совершенствования.
4.9. Изымать документы из ресурсов школьной библиотеки согласно инструкции по учету библиотечного фонда.
4.10. Определять формы и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки, согласно Правилам пользования библиотекой школы, утвержденным директором школы.
4.11. Совмещать должности, получать доплату за увеличение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды согласно Коллективному договору общеобразовательного учреждения.
4.12. Быть представленным к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования.

5. Ответственность
5.1. За неисполнение или несоответствующее исполнение, без уважительных на то причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора общеобразовательного учреждения и других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией; а также за не использование прав, предусмотренных в приведенной инструкции, повлекшее за собой дезорганизацию обучающей деятельности, педагог — библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За любое виновное нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил работы библиотеки педагог-библиотекарь может привлекаться к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством.
5.3. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение другого аморального проступка педагог-библиотекарь может быть освобожден от занимаемой им должности согласно Трудовому законодательству РФ и ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за такой проступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания.
5.4. За любое виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательных отношений ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, педагог — библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности
Педагог-библиотекарь школы:
6.1. Осуществляет свою деятельность согласно графику, составленному с учетом 36-часовой рабочей недели за ставку, утвержденному директором школы;
6.2. Самостоятельно составляет план своей работы на каждый учебный год и месяц; план работы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения не позже тридцати дней до начала планируемого периода;
6.3. Может привлекаться по указанию директора или заместителя директора по учебно-воспитательной работе к срочной замене временно отсутствующих педагогов в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной ежечасной оплатой педагогической работы;
6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами, приказами, инструкциями;
6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией общеобразовательного учреждения и педагогическим персоналом школы;
6.6. Педагог-библиотекарь выполняет должностные обязанности заведующего библиотекой с дополнительной оплатой труда.

Должностную инструкцию разработал:
«___»____20___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ /______________________/


скачать: документы по Пожарной безопасности в Школе
38 документов с учетом приказов на 15 апреля 2020 г

скачать: Инструкции для Пришкольного лагеря
38 инструкций с учетом приказов на 25 марта 2020 г

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям по охране труда для школьной библиотеки

УДК 02

И. С. Пилко

д-р пед. наук, профессор, Кемеровский государственный институт культуры

E-mail: isp@kemguki.ru

О. В. Дворовенко

канд. пед. наук, доцент, Кемеровский государственный институт культуры E-mail: os.ui@kemguki.ru

ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ: СТАНДАРТНАЯ МОДЕЛЬ И НЕСТАНДАРТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Разработка и внедрение профессиональных стандартов является важным условием развития российской экономики и социальной сферы. Утвержден и реализуется правительственный план разработки профессиональных стандартов. В библиотечно-информационной сфере подготовлены проекты двух профессиональных стандартов: «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» и «Педагог-библиотекарь». Преподаватели Кемеровского государственного института культуры приняли участие в разработке этих документов.

В Челябинской государственной академии культуры и искусств состоялось обсуждение проектов профессиональных стандартов. Повышенный интерес аудитории вызвал профессиональный стандарт педагога-библиотекаря.

Разработка проекта профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь» исследовательским коллективом КемГИК осуществлена по заказу президента Русской школьной библиотечной ассоциации Т. Д. Жуковой. Проект учитывает традиции кемеровской библиотечной школы, отражает педагогическую деятельность педагога-библиотекаря, связанную с проектированием и реализацией образовательного процесса в общеобразовательных организациях и формированием основ информационной культуры личности.

В основу концепции профстандарта педагога-библиотекаря были положены следующие принципы: 1) системность, целостность; 2) технологический подход; 3) позиционирование школьной библиотеки как института социализации; 4) включенность в систему информационного образования; 5) совместимость с профессиональными стандартами в области библиотечной и педагогической деятельности.

Изучение нормативной документации, практического опыта работы, анализ трудовой деятельности педагогических работников различных уровней общего образования (дошкольное и начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее) и практической деятельности школьных библиотекарей позволили сформулировать обобщенные трудовые функции педагога-библиотекаря, которые в свою очередь состоят из трудовых функций, дифференцированных на трудовые действия и соответствующие им профессиональные умения и знания.

Состоялось широкое обсуждение проекта профессионального стандарта педагога-библиотекаря в профессиональной среде. В результате были уточнены некоторые трудовые функции и действия. Дискутируется вопрос по конкретизации трудовой функции «развивающая деятельность педагога-библиотекаря». Разработчики призывают заинтересованных представителей профессионального сообщества подключиться к обсуждению проекта профессионального стандарта педагога-библиотекаря.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагог-библиотекарь, опыт разработки, обсуждение, библиотечно-информационная деятельность

В Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) 20 ноября 2015 г. состоялся региональный научно-практический семинар «Профессиональный стандарт библиотечного специалиста: проблемы импле-ментации в библиотечную практику и образование». В его работе приняли участие представители образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов библиотечного профиля, руководители и ведущие специалисты публичных и вузовских библиотек, школьные библиотекари, руководители методических объединений школьных библиотек Челябинска и Челябинской области, студенты и аспиранты ЧГАКИ. Участники форума приехали из Челябинска, Уфы, Кургана, Златоуста, Кусы, Кемерово.

В рамках семинара был запланирован и при высокой активности присутствующих проведен круглый стол «Сферы применения профессионального стандарта специалиста в области биб-лиотечно -информационной деятельности».

Вниманию участников представили непростую историю разработки двух новых регламентов библиотечной профессии: от инициативной идеи до проектов официальных документов. Речь идет о профессиональных стандартах «Специалист в области библиотечно-инфор-мационной деятельности» и «Педагог-библиотекарь», к проектированию которых авторы настоящей статьи имели непосредственное отношение. Повышенный интерес аудитории, чью значительную часть составили школьные библиотекари Южного Урала, вызвал проект профессионального стандарта педагога-библиотекаря. На характеристике моментов, получивших одобрение, а также вызвавших оживленную дискуссию в ходе публичного обсуждения документа, хотелось бы остановиться.

Профессиональные стандарты являют собой описательную модель профессии, построенную на основе компетентностного подхода. Это отличает их от профессио-грамм, квалификационных характеристик, должностных инструкций, технологической документации и других профессиографиче-

ских документов, предъявляющих требования к личности специалиста и его профессиональной деятельности.

Специфика профессионального стандарта обусловлена его двухуровневой структурой, которая формализована и включает характеристику:

— обобщенных трудовых функций (возможные наименования должностей, требования к уровню образования и к практическому опыту, особые условия допуска к работе);

— конкретных трудовых функций (трудовые действия, необходимые умения, знания, другие характеристики).

Профессиональный стандарт многоаспектно характеризует область профессиональной деятельности, связывая ее с должностной структурой работников, выполняемыми трудовыми функциями, необходимыми знаниями, умениями и другими характеристиками. Важным объектом регламентации являются уровни квалификации. Они применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и специальной подготовке, определяют уровень знаний и умений в зависимости от полномочий и ответственности работника. Национальной рамкой квалификаций предусмотрено 9 уровней профессиональной квалификации, детальная характеристика которых дана в монографии .

При всей жесткости структуры профессиональный стандарт задумывался как документ с вариативным набором атрибутов профессиональной деятельности. Так, раздел документа «Другие характеристики» позволяет включать требования к личностным качествам специалиста, соблюдению им этических норм, норм безопасности на производстве, условиям труда и т. д.

Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» установлены два варианта разработки проектов этих документов: 1) в инициативном порядке — за счет собственных средств разработчиков; 2) на основе государственных контрактов на выполнение

работ — за счет средств федерального бюджета. Разработка проекта профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь» осуществлялась на инициативной основе.

В июле 2014 г. в адрес ректора Кемеровского государственного университета культуры и искусств Е. Л. Кудриной поступило обращение президента Русской школьной библиотечной ассоциации Т. Д. Жуковой с предложением принять участие в разработке профессионального стандарта педагога-библиотекаря. К тому времени в библиотечном сообществе, на его контактных и виртуальных форумах, сайте РШБА и в профессиональной печати уже велось активное обсуждение авторского проекта этого документа, подготовленного доктором педагогических наук профессором А. В. Соколовым (http://rusla.ru/rsba/standart/). В статусе «Педагог-библиотекарь» А. В. Соколов увидел «не новую должность, как было указано в квалификационном справочнике, а новую профессию, в основе которой лежит библиотечная педагогика» . Направленный на гуманистическое воспитание личности учащихся средствами книги и чтения проект стандарта содержал целевую установку на библиотечно-педагогическое обеспечение основных общеобразовательных программ образовательных организаций и участие педагогов-библиотекарей в совершенствовании учебного процесса за счет мотивации преподавательского состава; был выполнен в гуманистической парадигме (его отличительная особенность — направленность на гуманизацию детей и взрослых и реализацию их творческого потенциала).

Сформированный в нашем вузе временный творческий коллектив (ВТК) по разработке проекта профстандарта «Педагог-библиотекарь», разделяя гуманистические взгляды на профессию А. В. Соколова, опирался на традиции кемеровской библиотечной школы, связывая педагогическую деятельность педагога-библиотекаря не только с проектированием и реализацией образовательного процесса в общеобразовательных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организациях, но и с формированием основ информационной культуры всех участников образовательных отношений. В основу концепции проектируемого документа были положены следующие принципы:

Системность, целостность — учет компетенций, отражающих педагогическую и библиотечную составляющие профессиональной деятельности.

Технологический подход к педагогической и библиотечно-информационной деятельности с акцентом на использование информационно-коммуникационных технологий.

Позиционирование школьной библиотеки как института социализации, приобщения к традиционным гуманистическим ценностям, продвижения чтения, формирования высококультурной творческой личности, способной адекватно реагировать на социальные и технологические изменения позитивного и негативного характера.

Включенность в систему информационного образования путем формирования информационной культуры как условия информационной безопасности личности в информационном обществе.

Совместимость с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)» и проектом профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности».

Выявление обобщенных трудовых функций проведено на основе изучения квалификационных характеристик, должностных инструкций, практического опыта, анализа и декомпозиции трудовой деятельности педагогических работников различных уровней общего образования (дошкольное и начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее) и практической деятельности школьных библиотекарей. Результатом проделанной работы стала функциональная карта профессиональной деятельности педагога-библиотекаря, включающая три основные функции (табл. 1).

Таблица 1

Обобщенные трудовые функции педагога-библиотекаря

Код Наименование функции Уровень квалификации

А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях 6

В Педагогическая деятельность по формированию основ информационной культуры и обеспечению информационной безопасности личности участников образовательных отношений 6

С Библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ общего образования 6

Дифференциация обобщенных трудовых функций Таблица 2

Обобщенная трудовая функция Трудовая функция

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Общепедагогическая функция. Обучение

Воспитательная деятельность

Развивающая деятельность

Педагогическая деятельность по формированию основ информационной культуры и обеспечению информационной безопасности личности участников образовательных отношений Педагогическая деятельность по реализации парциальной программы по основам информационной культуры личности в рамках познавательной области основной программы дошкольного образования

Педагогическая деятельность по реализации рабочих программ учебных курсов по основам информационной культуры личности в начальном общем, основном общем и среднем (полном) общем образовании

Педагогическая деятельность по реализации программ повышения профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательной организации по основам информационной культуры личности в условиях внутришкольной методической службы

Модуль «Внеурочная деятельность. Общеинтеллектуальное направление развития личности. Основы информационной культуры личности»

Библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ общего образования Выполнение работ по комплектованию учету, обработке, организации и сохранению фонда

Организация справочно-библиографического аппарата библиотеки общеобразовательной организации

Создание информационных продуктов и ресурсов библиотеки общеобразовательной организации

Организация обслуживания пользователей библиотеки общеобразовательной организации

Предоставление культурно-просветительных и досуговых услуг воспитанникам, учащимся, педагогическим работниками, родителям (законным представителям) и другим участникам образовательных отношений

Организация деятельности библиотеки общеобразовательной организации

Методика разработки профессионального стандарта предусматривает декомпозицию обобщенных трудовъа функций на трудовые функции, которые состоят из трудовых действий и соответствующих им профессиональных умений и знаний. На этом этапе предстояло принять решение об уровне дифференциации трудовых функций и действий, их содержательной характеристике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Состав обобщенных трудовых функций «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях» и «Педагогическая деятельность по формированию основ информационной культуры и обеспечению информационной безопасности личности участников образовательных отношений» был гармонизирован с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании (воспи-

татель, учитель)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н) и адаптирован к деятельности педагога-библиотекаря (табл. 2).

Содержание обобщенной трудовой функции «Библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ общего образования» согласовано с требованиями проекта профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» (табл. 2). Специфика функционального назначения библиотеки образовательной организации нашла выражение в описании трудовых действий, характеризующих работу с традиционными и электронными ресурсами, обслуживание различных категорий пользователей (руководители образовательной организации, учителя, учащиеся всех возрастов, их родители и законные представители), просветительскую и культурно-досуговую деятельность педагога-библиотекаря.

Проведя декомпозицию профессиональной деятельности, группа разработчиков профессионального стандарта приступила к трудозатратно-му и интеллектуально емкому процессу установления соответствий между трудовыми действиями и необходимыми для их реализации умениями, знаниями, личностными характеристиками специалиста и условиями его работы. К сожалению, формат стандарта не предусматривает формулирования требований к общекультурным и профессиональным компетенциям работника, что затруднит его использование при разработке образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования.

Проект профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь» был представлен для публичного обсуждения на официальном сайте РШБА и КемГИК, портале открытого голосования (http://www.vote.ruscenter.ru). Его обсуждение состоялось в рамках 43-й Ежегодной международной конференции Международной ассоциации школьных библиотек (ИАСЛ), 18-го международного форума по исследованиям в области школьных библиотек (25-30 августа

2014 г., Москва), ХХ конгресса РБА (17-22 мая

2015 г., Самара), IX Всероссийского форума школьных библиотекарей (29 июня -3 июля 2015 г., Пушкинские Горы), на многочисленных вебинарах и конференциях.

Участники этих форумов, школьные библиотекари, педагоги-библиотекари, выражая свое мнение, делали конструктивные замечания по содержательному наполнению профессионального стандарта. Многие из них были учтены при доработке документа. Особенно это касается формулировок трудовых функций, раскрывающих педагогическую деятельность по формированию основ информационной культуры и обеспечению информационной безопасности личности участников образовательных отношений.

По поступившим предложениям были внесены частные изменения в формулировки отдельных трудовых действий, например, из характеристики процесса комплектования библиотечного фонда школьной библиотеки исключено умение, связанное с проведением конкурсных процедур по закупке литературы.

Справедливой представляется критика трактовки развивающей деятельности исключительно в контексте работы с категориями обучающихся с особенностями развития, в частности, с ограниченными возможностями здоровья. Разработчики опирались на положения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)», где развивающая деятельность ориентирована на обучающихся, у которых выявлены поведенческие и личностные проблемы, связанные с особенностями их развития. При дальнейшей доработке профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь» это замечание, безусловно, должно быть учтено. Хотелось бы услышать от практикующих библиотечных специалистов, коллег-преподавателей их предложения по конкретизации трудовой функции «развивающая деятельность педагога-библиотекаря».

Было отвергнуто часто повторяющееся предложение переименовать должность «педагог-библиотекарь» в более «благозвучное», по мнению многих практиков, словосочетание «библиотекарь-педагог». Аргумент о преобладающей в деятельности библиотекаря общеобразовательной организации библиотечной составляющей может быть признан справедливым в отношении школьного библиотекаря. Однако не следует забывать, что в 2011 г. должность «педагог-библиотекарь» была введена в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». И в таком качестве специалист, занимающий данную должность, имеет основания претендовать на льготы, полагающиеся педагогическим работникам.

Ряд замечаний и предложений, поступивших в адрес обсуждаемого варианта профессионального стандарта, требует, на наш взгляд, дополнительной проработки. Например, это касается уровня квалификации, присвоенного трудовым функциям. В ранних редакциях документа существовала версия определения отдельным трудовым функциям 5-го, 6-го или 7-го уровней квали-

фикации. В ходе одного из обсуждений представители образовательных организаций среднего профессионального образования вышли с предложением «ограничиться» для всех трудовых функций 6-м уровнем квалификации, аргументируя это тем, что 1) в большинстве школьных библиотек работает один библиотекарь, который не может одновременно обладать разными квалификационными уровнями; 2) 6-й квалификационный уровень позволяет занимать должность педагога-библиотекаря лицам со средним профессиональным образованием. Этот аргумент был принят нами в качестве весомого.

Участники обсуждения проекта профессионального стандарта в ЧГАКИ единодушно высказались за присвоение педагогу-библиотекарю 7-го квалификационного уровня по всем трудовым функциям, полагая, что это поднимет престиж новой должности. Данное мнение тоже имеет право на существование, но такое решение резко сузит кадровую базу профессии.

Многочисленные комментарии поступили в отношении модуля «Внеурочная деятельность. Общеинтеллектуальное направление развития личности. Основы информационной культуры личности». Часть экспертов ратовала за создание федеральных учебных программ по этому модулю, забыв, вероятно, о существовании комплекта разноуровневых учебных программ «Основы информационной культуры школьника», разработанных Научно-исследовательским институтом информационных технологий социальной сферы КемГИК под руководством Н. И. Генди-ной и изданных при содействии РТТТБА Нередко звучали предложения возложить ответственность за разработку рабочих программ по информационной культуре на методиста образовательной организации либо ограничить содержание этой дисциплины библиотечно-библиографическими знаниями. Полагаем, содержание и масштабы деятельности по формированию информационной культуры различных групп участников образовательных отношений заслуживает дополнительного обсуждения.

Особенно оживленную дискуссию в любой аудитории вызывает педагогическая составляющая профессионального стандарта. Не-

которые практики предлагают не привязывать деятельность педагога-библиотекаря к учебной и направить всю работу на воспитание подрастающего поколения посредством традиционных для библиотечной практики форм (бесед, обзоров книг, уроков мужества, конференций).

Много вопросов и возражений вызвало трудовое действие «Осуществление объективной оценки знаний учащихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями с учетом специфики особых образовательных потребностей одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Практики отмечали, что формулировка требует уточнений, но пока мы не нашли достойной альтернативы предложенному варианту.

В отношении обобщенной трудовой функции «Библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ общего образования» сомнений и замечаний оказалось значительно меньше. Так, мы согласились с рекомендацией исключить из содержания профессионального стандарта умение, связанное с проведением конкурсных процедур в процессе комплектования библиотечного фонда, но не могли принять пожелание отказаться от ведения карточного и/или электронного каталога, исключить требование владения мультимедийными средствами при проведении учебных, просветительских, культур-но-досуговых мероприятий.

Острым и заслуживающим особого внимания остается вопрос о подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогов-библиотекарей, без решения которого трудно представить внедрение данного регламента в практику школьных библиотек. На рынке образовательных услуг появились первые предложения неизвестных профессиональному сообществу коммерческих фирм о реализуемых в дистанционной форме курсах повышения квалификации для педагогов-библиотекарей. Готова ли российская библиотечная школа противопоставить этой инициативе собственные образовательные проекты, в том числе в формате сетевого взаимодействия?

Полагаем, что у читателей данной статьи, у всех, кто заинтересован в том, чтобы профес-

сиональный стандарт педагога-библиотекаря как можно ближе соответствовал практической реальности, фиксируя ее современное состояние и задавая некоторый вектор развития этой уникальной профессии, есть собственное мне-

ние по ряду поднятых или не затронутых авторами вопросов. Будем признательны, если его выскажут на страницах журнала, на портале открытого голосования, в социальных сетях или в личной переписке.

3. Тихомирова, И. И. Мыслить гуманистично, действовать технологично / И. И. Тихомирова // Библиотечное дело. — 2014. — № 1. — С. 39-40.

Получено 01.02.2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Pilko

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Kemerovo State Institute of Culture E-mail: isp@kemguki.ru

O. Dvorovenko

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Kemerovo State Institute of Culture E-mail: os.ui@kemguki.ru

TEACHER-LIBRARIANS: STANDARD MODEL AND NON-STANDARD REALITY

Здравствуйте, Наталья.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников..

Педагог-библиотекарь
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, наличие соответствующего образования является обязательным для данной должности.

Однако, в этом же приказе содержится следующее положение:

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Поэтому все зависит от аттестационной комиссии и желания самого работодателя.

С уважением, Александр.

Должностная инструкция педагога-библиотекаря

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Общие положения

1.1. Педагог-библиотекарь относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность педагога-библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность педагога-библиотекаря в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Педагог-библиотекарь должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;

— Конвенцию о правах ребенка;

— содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательной организации;

— методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;

— основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;

— индивидуальные особенности развития детей разного возраста;

— специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности;

— современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;

— нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы;

— профиль деятельности, специализацию и структуру образовательной организации;

— правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда;

— условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках;

— современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании;

— систему классификации информации и правила составления каталогов;

— единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;

— порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда;

— порядок составления отчетности о работе библиотеки;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Педагогу-библиотекарю запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагога-библиотекаря;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Педагог-библиотекарь назначается на должность и освобождается от нее приказом .

Должностные обязанности

Педагог-библиотекарь:

2.1. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

2.2. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов.

2.3. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности.

2.4. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.5. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач.

2.6. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

2.7. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательной организации средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.

2.8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.

2.10. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательной организации печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательной организации языках обучения и воспитания.

2.11. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательной организации фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы.

2.12. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательной организации.

2.13. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем.

2.14. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательной организации.

2.15. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам.

2.16. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.

2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.20. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.21. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.22. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.23. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.24. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.25. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.26. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.27. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.28. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.29. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.30. .

Права

Педагог-библиотекарь имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства школы, касающимися его деятельности.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. .

Ответственность

Педагог-библиотекарь несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с .

Руководитель кадровой службы

Согласовано:

С инструкцией ознакомлен: