ПДН обязанности

Сведения об авторах: Мишланова Светлана Леонидовна,

доктор филологических наук, профессор, заведующий, кафедра лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация. Ктай: mishlanovas@mail.ru

Филиппова Анастасия Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация. Е-таИ: flore2004@list.ru

Заседателева Марина Геннадьевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: zassedateleva@mail.ru

Information about the authors: Mishlanova Svetlana Leonidovna,

E-mail: mishlanovas@mail.ru

Filippova Anastasia Anatolevna,

Candidate of Sciences (Philology),

Associate Professor,

Department of Linguistics,

Perm State National Research University,

Perm, Russia.

E-mail: flore2004@list.ru

Zasedateleva Marina Gennadevna,

Candidate of Sciences (Philology),

Associate Professor,

Department of German Language

and German Language Teaching Methods,

Chelyabinsk State Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: zassedateleva@mail.ru

УДК 34c33.371.01 ББК 67.628.408:74.200.41

Р.Ф. Рамкулов, А.Л. Худобородов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

Целью настоящей статьи является исследование и оценка педагогических аспектов деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, основной целью которых является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность, девиантное поведение, делинк-вентное поведение, нормативное оформление деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, инспектор по делам несовершеннолетних.

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го !_ _

° È X ф

15 s

ц, Ф

0 s

1 *

I ° ф «

3 I

ф Р g»

о

ф £ I

щ

s s *

0 ï-k » ч о

S &

s о

1 5 c

ф ° , -r ^ о

t* s

5 a Q-■û S-i

if I ro

I I m m

5 x» ë

Ü * Ê im S ь

£ Q.S I— С

>>o I о ca m

R F. Ramkulov, A.L. Khudoborodov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATIONAL

WORK WITH TEENAGERS

о

О ^

о ю о

t <

S го CL

ё □l

Наряду с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав одним из важнейших институтов системы профилактики и безнадзорности являются подразделения органов внутренних дел РФ по делам несовершеннолетних.

Современные исследования показывают, что за последнее десятилетие наметилась негативная тенденция по росту правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Растет и число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними либо с их участием .

В этой связи возрастает роль органов внутренних дел РФ в вопросах охраны детства, профилактики безнадзорности, преступности, а также в воспитательной работе с подростками. Усиливается и значение педагогических аспектов в деятельности органов внутренних дел.

До конца XIX века российское общество и государство достаточно жестко реагировали на совершаемые несовершеннолетними правонарушения, при этом складывалась определенная юридическая практика, в которой правосудие по отношению к несовершеннолетним было исключительно карающим. Правовое положение детей с точки зрения юриспруденции того времени ничем не отличалось от правового положения взрослого, таким образом, ответственность и наказание, которые нес несовершеннолетний за совершенные проступки и преступления, были максимально строгими, без учета возрастных и психофизиологических особенностей подростка .

С начала ХХ века гуманизация общества, развитие педагогической мысли создали предпосылки для выделения детства в особую категорию охраняемых законом институтов.

22 января 1910 года в Санкт-Петербурге был открыт первый суд по делам несовершеннолетних. До 70 % подростков, уличенных в совершении правонарушений, эти суды направляли теперь не в исправительные казенные учреждения, а под надзор попечителей, которые должны были наблюдать за их поведением. Позднее, в 1913 году, в компетенцию таких судов были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу гражданского и опекунского судопроизводства.

Декретом Совнаркома РСФСР от 17 января 1918 года «О комиссиях о несовершеннолетних» внесены существенные изменения в российское правосудие: отменены тюремное заключение и суды для несовершеннолетних. В сентябре 1921 года учреждаются детские социальные инспекции, задачей которых стала в том числе и борьба с детской безнадзорностью, нищенством и правонарушениями.

31 мая 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) было принято специальное постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». На основании этого постановления в составе милиции выделялись специализированные звенья и работники, которые занимались проблемой предупреждения подростковой преступности .

В современной России опыт реализации возложенных на подразделения по делам несовершеннолетних функций в советский период был позитивно оценен, и данные подразделения не прекратили свою деятельность, а наоборот стали одним из основных органов, осуществляющих профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Подразделения органов внутренних дел РФ по делам несовершеннолетних в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Законом «О полиции» , Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , а также Приказом МВД № 845 от 13 октября 2013 года , которым утверждена инструкция по организации деятельности данных подразделений и др.

Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, непосредственно осуществляющие работу по профилактике и предупреждению детской преступности и девиантного поведения, согласно перечню должностей федеральной государственной службы занимают должности инспекторов по делам несовершеннолетних и старших инспекторов по делам несовершеннолетних, им присваиваются специальные звания в соответствии с занимаемой должностью и выслугой лет.

По заказу Министерства внутренних дел по Республике Тыва в 2012 году был проведен социологический опрос населения республики, в ходе которого весомая часть опрошенных респондентов при определении отрицательных составляющих имиджа полицейского охарактеризовали полицию в целом, как «карательный орган, который скорее не помогает людям, а наказывает».

Мы считаем несправедливым данное утверждение, однако стоит признать, что в российском обществе такое мнение достаточно распространено.

Тем более не обоснованным выглядит применение данного утверждения относительно деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в структуре органов внутренних дел РФ.

В связи с реформированием МВД России, начатом в 2011 году, в целях по-

вышения уровня компетентности сотрудников правоохранительных органов, Законом от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены квалификационные требования для лиц, изъявивших желание занять должности в системе органов внутренних дел. Так, большинство должностей среднего и начальствующего состава могут занимать лица, имеющие исключительно высшее юридическое образование. Однако данным Законом предусмотрено, что лица, имеющие иное высшее образование, соответствующее направлению деятельности, также могут занимать определенные должности .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи неслучайно, что сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних может стать лицо, имеющее высшее педагогическое образование. Наличие данного образовательного ценза обусловлено пониманием законодателя того, что сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних, прежде всего педагог, способный понимать проблемные вопросы детства и умеющий находить эффективный подход к решению этих проблем.

Как уже было отмечено выше, сотрудники структурных подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ в своей деятельности руководствуются инструкцией, установленной Приказом МВД № 845 от 13 октября 2013 года. Положения данной инструкции имеют повседневное практическое применение.

Содержание инструкции наглядно демонстрирует педагогическую направленность деятельности инспектора по делам несовершеннолетних.

Так, в соответствии с п. 2.2 инструкции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в пределах своей компетенции в отношении несовершеннолетних.

Действительно, особенно сложной частью профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних является работа с несовершеннолетни-

ш о

га

!_ _

ф

с

о

го ф

¡£

о ф

т

£ с; о

ф

ф Р

§5

ф £

¡И

ф го » о

» Чо

Я а.

ф °

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г о

1*5

5 ою

£ ££ Б х £

хго £ £ Ё

X о Щю ш

ш о Ч

о ^

о ю

1 <

со

го о.

ё

ми, доставленными в органы внутренних дел за совершение административных правонарушений либо по иным основаниям.

Согласно Закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более 3-х часов. Работа с таким специфичным контингентом требует наличия у инспектора высокого уровня психолого-педагогических качеств и умения эффективно применять на практике приемы воспитания в сжатые сроки.

За очень короткое время сотрудники органов внутренних дел должны установить личность несовершеннолетнего, получить сведения о его родителях, опекунах и (или) иных законных представителях. Также инспектор должен выяснить условия проживания несовершеннолетнего, мотивы и обстоятельства, при которых несовершеннолетним совершено правонарушение. Инспектор по делам несовершеннолетних должен расположить к себе подростка, наладить коммуникативный контакт и объяснить подростку, что сотрудник полиции может помочь разобраться в сложной жизненной ситуации и принять правильное решение.

При этом в своей работе сотрудник органов внутренних дел, с учетом психофизиологических особенностей подростка, осуществляет выбор методов педагогического воздействия. Строгой классификации этих методов не существует, однако практический опыт указывает на наиболее широкое применение сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних методов убеждения, поощрения и наказания.

Метод убеждения — основной метод воспитательного воздействия на подростка. С помощью этого метода инспектор воздействует на формирование сознания несовершеннолетнего, оперативно решает воспитательные задачи. Как и любой метод воспитательного воздействия, метод убеждения имеет свои приемы, такие как разъяснение, доказательство и опровержение. Эти приемы используются, в основном, при прове-

дении профилактической беседы с подростком. При этом важно отметить, что положительный воспитательный эффект от применения этих приемов зависит от многих факторов, таких как содержание, актуальность и способы передачи воспитательного материала. Характерно, что при приведении примеров в профилактической беседе, тех или иных ситуаций, инспектор по делам несовершеннолетних может чередовать и положительные и отрицательные примеры. Такая потребность возникает ввиду необходимости обоснования подростку отсутствия положительного в тех ситуациях, когда несовершеннолетним, либо иными лицами, демонстрируются аморальное поведение, либо совершаются правонарушения. Главным условием эффективности и действенности применения метода убеждения является умение инспектора по делам несовершеннолетних донести до подростка и полностью раскрыть содержание воспитательного материала, а также его педагогические навыки .

Метод поощрения является также одним из методов, используемых в работе инспектора по делам несовершеннолетних. При проведении профилактической беседы поощряемый подросток получает удовлетворение от выводов, которые ему удалось вместе с инспекторов извлечь из проблемной ситуации. Эти чувства одобрения и удовлетворения, испытываемые поощренным подростком, вызывают у него уверенность в своих силах, позитивный настрой и желание в дальнейшем быть более старательным. Однако самый главный эффект, которого должен добиться инспектор, поощряя ребенка — это возникновение и дальнейшая устойчивость у подростка желания вести себя так, чтобы возникшее при поощрении чувство комфорта стало основным результатом всех действий, совершаемых несовершеннолетним. Как и метод убеждения, метод поощрения имеет свои приемы: одобрение, похвалу, призыв действовать чьему-то положительному примеру. При этом следует поощрять только тех подростков, кто проявляет искреннюю заинтересованность в дальнейшем недопущении для себя неблагоприятных

последствий, вытекающих из нарушения норм морали и законов .

Метод наказания также является действенным и довольно часто применяемым методом при работе с несовершеннолетними, доставленными в ОВД. При этом наказание, как метод педагогического воздействия, должно в будущем предупредить неодобряемые поступки, вызвать чувство вины подростка перед самим собой и другими членами общества. Сутью наказания является переживание подростком чувства раскаяния за совершение неодобряемых поступков, самоанализ подростком своего поведения. При этом, используя метод наказания, инспектор по делам несовершеннолетних применяет не только приемы осуждения и морального порицания. Основной целью использования данного метода является помощь подростку в формировании собственных взглядов и мотивировании его на дальнейшее совершение только одобряемых обществом поступков. Таким образом, используя приемы метода наказания, инспектор должен не только осудить отрицательные поступки несовершеннолетнего, но и максимально применить воспитательные навыки в целях дальнейшего предотвращения противоправного либо аморального поведения несовершеннолетнего. Применение инспектором приемов метода наказания позволяет и самому несовершеннолетнему осознать негативные последствия его поступков, понять причины их неодобрения в обществе, а также сделать выводы о том, как в будущем избежать повторения таких поступков .

Воспитание — это процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие ребенка. Но как эффективно оказать воспитательное воздействие на ребенка в столь сжатые сроки? Очевидно, что эффективность про-

филактической работы инспектора с подростком зависит от правильности выбора средств воспитания. Подбор и использование средств, с помощью которых производится воспитательное воздействие, должны осуществляться с учетом особенностей восприятия несовершеннолетнего, жизненной ситуации, в которой в настоящий момент времени находится подросток. Для определенной группы подростков более действенный воспитательный эффект будет иметь, совместный с инспектором, просмотр фильма об осуждении какого-либо негативного социального явления. Другая категория подростков может быть больше подвержена позитивному влиянию примеров ситуаций из жизни, приводимых инспектором.

Таким образом, начиная профилактическую работу, инспектор должен не только в кратчайшие сроки оперативно определить, применение каких методов воспитательного воздействия принесет наиболее положительный эффект, но и выбрать те средства, которыми воспитательное воздействие методов, ис-пользуемыхинспектором,можноусилить.

Таким образом, работа сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних многообразна и позволяет говорить о важном месте этих сотрудников в системе органов внутренних дел и профилактики девиантного и делинквентно-го поведения среди несовершеннолетних, так как работа с подростками постоянно требует глубокого профессионализма, знания оперативной обстановки и умения использовать в работе не только карательные средства, но и, прежде всего, педагогические навыки. А это предполагает активную работу руководящего состава органов внутренних дел по формированию и совершенствованию у своих сотрудников педагогических знаний, умений и навыков.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш о х га !_ _

° Ё X ф

| 5

ш Ф о ^

X * X °

Ф <и 3 I

Ф Р

§5

ф £

ф ГО Я

» Чо с Ф £

«-в-ч

1 5 с

ф °

Г о

5 ою §.о го

6 х £

1 Н

х го £ £ £

X о Щю ш

3. Мещерякова, Е.И. Особенности применения методов и средств воспитания при индивидуальной работе с несовершеннолетними сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних / Е.И. Мещерякова // Вестник Воронежского института МВД России. — 2014. — № 2. — С. 82-87.

4. Приказ МВД России от 15 октября 2013 года № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

6. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

7. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Melnikova E.B. Juvenile justice: Problems of criminal law, criminal trial and criminology. M.: Delo. 2000. P. 272. .

5. Federal law № 3, dated 07 Feb. 2011, «About police». .

6. Federal law № 120, dated 24 June 1999, «About bases of prophylaxis of neglect and offenses of minors». .

Сведения об авторах: Рамкулов Руслан Фаритович,

аспирант, кафедра отечественной истории и права, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: ruslan_ramkulov@mail.ru

Information about the authors: Ramkulov Ruslan Faritovich,

Postgraduate student,

Department of History,

Chelyabinsk State Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: ruslan_ramkulov@mail.ru

m о ч о

о ю о

3 <

со о

Ü s го CL

é □l

Худобородов Александр Леонидович,

доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной истории и права, Челябинский государственный педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: hudoborodov@cspu.ru

Чем занимаются инспекторы по делам несовершеннолетних

Инспекторы по делам несовершеннолетних проводят профилактические беседы с ребенком, с семьей. Беседуют с родителями, разъясняют статьи Административного и Уголовного кодексов РФ, по которым они могут быть привлечены к ответственности за жестокое обращение с детьми и лишены родительских прав.

Рекомендуют обратиться к врачу-наркологу, если есть необходимость, дают направление к семейному психологу. Если ситуация безысходная и малолетний ребенок находится в социально опасном положении, его изымают из семьи и помещают в приют на полгода. С родителями продолжают вести работу, дают возможность исправиться.

Родительские права могут быть ограничены совместно с комиссией по делам несовершеннолетних. Но ограничение – это не лишение: если родители за полгода исправятся, ребенка можно вернуть в семью. Большинство родителей перестают злоупотреблять алкогольными напитками, и дети к ним возвращаются.

Если родители не исправляются, ребенок остается в приюте, и его опекают сотрудники приюта.

Если родители не работают и злоупотребляют алкогольными напитками, вопрос о профилактической работе не рассматривается, совместно с органами опеки ребенок изымается из семьи. Если ребенка вовремя не изъять, он в этой семье не выживет. Иногда о таких семьях в полицию сообщают соседи, неравнодушные граждане.

Неблагополучной можно считать и ту семью, где только один родитель. Например, отца нет, мать одна воспитывает ребенка, много работает, времени заниматься ребенком у нее нет, ребенок постоянно находится один дома. Таким семьям рекомендуется определить ребенка в спортивную секцию, какой-либо кружок, чтобы в отсутствие родителей он не находился на улице и не попал в плохую компанию

На профилактический учет подростка могут поставить за самовольные уходы из образовательных учреждений, за привлечение к административной ответственности, за употребление спиртных напитков, наркотических, токсических веществ, за антиобщественное поведение, за преступления (чаще всего это кражи мобильных телефонов, драки).

Также родителей и детей могут поставить на учет, если спустя неделю после начала учебного года ребенок не приступил к учебе. Бывает, что семья не вернулась еще с летнего отдыха в город, но иногда таким образом выявляется неблагополучная семья.

В случае если подростка задержали на митинге в первый раз, то протокол не составляют, проводят профилактическую беседу (выясняют, как он оказался на митинге и что делал). Таких детей берут на контроль. В случае их повторного задержания – ставят на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних минимум на 6 месяцев. Данный факт имеет значение при поступлении в учебное заведение. Поскольку сведения о состоящих на учете содержатся в отдельной картотеке ПДН и направляются в учебные заведения по их запросам.

В рамках профилактики конфликтов, возникающих на межнациональной почве, инспекторы ПДН читают лекции старшеклассникам о толерантности, уважении друг к другу.

УДК 342.9

ОБ ОСНОВНЫХ ВИДАХ ПОЛНОМОЧИЙ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

№12, 06.04.2018

Юридические науки

Пискотин Владимир Александрович
Прищепа Виктор Владимирович

Ключевые слова: ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ; ПОЛНОМОЧИЯ ПДН; ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПДН; JUVENILE INSPECTOR; POWERS OF THE DEPARTMENT FOR JUVENILE AFFAIRS; BODIES OF INTERNAL AFFAIRS; THE ORGANIZATION OF ACTIVITIES OF THE UNIT FOR JUVENILE AFFAIRS.

Аннотация: Статья посвящена основным видам полномочий инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.

В связи с перманентным реформированием органов внутренних дел непрерывно актуализируются проблемы совершенствования деятельности каждого подразделения МВД России в отдельности. Особое внимание в последнее время и со стороны руководства страны, и со стороны представителей гражданского общества привлечено к деятельности подразделений по делам несовершеннолетних. Это и не удивительно, учитывая тот факт, что 2018-2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства .

Проанализировав нормативно-правовые акты, регламентирующие права и обязанности инспектора ПДН, можно выделить следующие основные виды его полномочий:
— полномочия по осуществлению административной деятельности;
— полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях;
— уголовно-процессуальные полномочия;
— организационные полномочия.

Первая разновидность полномочий включает в себя деятельность инспектора ПДН:
— по предупреждению детской безнадзорности, беспризорности, правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, а также противоправных деяний, совершаемых в отношении последних;
— по организации индивидуально-профилактической работы с категориями подростков, перечисленными в пункте 2.1.1 Инструкции по организации деятельности ПДН ОВД РФ (далее – Инструкция) ;
— по организации индивидуально-профилактической работы с родителями (законными представителями) при неисполнении ими своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо если они отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними;
— по организации индивидуально-профилактической работы с иными категориями граждан при наличии необходимости осуществления профилактики совершения последними противоправных деяний либо в целях оказания социальной помощи и (или) реабилитации лиц, не достигших совершеннолетия;
— по выявлению лиц, вовлекающих детей и подростков в совершение противоправных или антиобщественных деяний;
— по выявлению лиц, совершающих в отношение детей и подростков противоправные действия (бездействие), а также родителей (законных представителей) несовершеннолетних и должностных лиц, которые не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию лиц, не достигших совершеннолетия;
— по выявлению детей и подростков, объявленных в розыск, а также лиц, не достигших совершеннолетия, нуждающихся в помощи государства;
— по рассмотрению в установленном законом порядке сообщений и заявлений об административных правонарушениях лиц, не достигших совершеннолетия, общественно опасных деяниях лиц, которые не достигли возраста уголовной ответственности, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями (законными представителями) либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию лиц, не достигших совершеннолетия;
— по подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения лиц, не достигших совершеннолетия, в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
— по участию в подготовке материалов, которые необходимы для внесения в суд предложений о применении к лицам, не достигшим совершеннолетия, их родителям (законным представителям) мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ или региональными законодательствами;
— по внесению в уголовно-исполнительные инспекции ФСИН предложений о применении к лицам, не достигшим совершеннолетия, контроль за поведением которых осуществляют упомянутые инспекции, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ или региональными законодательствами;
— по своевременному информированию заинтересованных органов и учреждений о безнадзорности, противоправных и антиобщественных действиях лиц, не достигших совершеннолетия, о причинах и условиях, которые этому способствовали;
— по внесению в соответствующие органы и учреждения предложений об устранении причин и условий, которые способствовали противоправным и антиобщественным действиям лиц, не достигших совершеннолетия;
— по учету противоправных и антиобщественных деяний, совершивших их детей и подростков, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию лиц, не достигших совершеннолетия, или отрицательно влияющих на поведение последних либо жестоко с ними обращающихся;
— по обеспечению в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц, не достигших совершеннолетия;
— по анализу состояния оперативной обстановки на обслуживаемой территории по линии несовершеннолетних;
— по выявлению лиц, не достигших совершеннолетия, которые допускают употребление спиртных напитков, немедицинское потребление наркотических средств, мест их концентрации, мест возможного сбыта, потребления и приобретения наркотических средств и психотропных веществ, а также лиц, вовлекающих детей и подростков в потребление таких средств и веществ;
— по выявлению в период проведения профилактических мероприятий принадлежности лиц, не достигших совершеннолетия, к группам антиобщественного и экстремистского характера, лидеров и активных участников таких групп, мест их концентрации, а также лиц, вовлекающих детей и подростков в совершение противоправных и антиобщественных деяний;
— по проведению встреч с населением, которое проживает на обслуживаемой территории, выступлению в СМИ и образовательных учреждениях по вопросам профилактики правонарушений, совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетия, по формированию положительного общественного мнения о деятельности полиции.

Полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях определены ст. 28.3. КоАП РФ и п. 3.5 Приказа МВД России от 05.05.2012 г. №403 .

К ним, в частности, относятся полномочия:
— по возбуждению производства по делу об административном правонарушении в отношении лица, не достигшего совершеннолетия либо его родителя (законного представителя), виновных в совершении противоправного деяния;
— по применению мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, закрепленных в главе 27 КоАП РФ;
— по получению объяснений от лиц, не достигших совершеннолетия, их родителей (законных представителей), а также иных лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении несовершеннолетнего;
— по удалению несовершеннолетнего лица, в отношение которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, на период рассмотрения обстоятельств указанного дела, обсуждение которых способно оказать отрицательное влияние на подростка.

Инспектор по делам несовершеннолетних в связи с осуществлением производства по делу об административном правонарушении обязан:
— уведомить родителей (законных представителей) об административном задержании лица, не достигшего совершеннолетия (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ, п. 8 ст. 14 ФЗ «О полиции») ;
— при опросе свидетеля, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, обеспечить присутствие психолога или педагога, а при необходимости – пригласить его законного представителя;
— вручить под расписку лицу, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ), а также протоколов о применении тех или иных мер обеспечения производства по делу.

Уголовно-процессуальные полномочия инспектора ПДН также весьма обширны. В пределах своей компетенции и в соответствии с нормами, закрепленными в ст.ст. 38-41 УПК РФ , он исполняет поручения руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, дознавателя о производстве отдельных следственных действий, а также осуществляет обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, после чего представляет инициатору поручения акт обследования семейно-бытовых условий жизни лица, не достигшего совершеннолетия, характеристику с места его работы или учебы, а также справку, в которой отражаются перечисленные в п.п. 2.16.1-2.16.8 Инструкции сведения (данные о личности подростка, когда и какие противоправные деяния совершал, с кем и где проводит досуг, отношение к работе, учебе, данные о лицах, которые отрицательным образом влияют на поведение лица, не достигшего совершеннолетия, об отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетнего к его обучению, воспитанию или содержанию и прочее).

Помимо этого, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних осуществляют взаимодействие с должностными лицами органов предварительного расследования для установления факта причастности подростка к совершению преступления либо в целях недопущения совершения преступления лицом, не достигшим совершеннолетия.

По письменному поручению должностных лиц органов предварительного расследования сотрудники ПДН оказывают содействие в приглашении педагога для участия в проводимых с несовершеннолетним следственных действиях.

В рамках организационных полномочий инспекторы по делам несовершеннолетних:
— занимаются изучением специфики обслуживаемой территории;
— взаимодействуют с другими субъектами, которые занимаются обучением и воспитанием лиц, не достигших совершеннолетия, защитой их прав и законных интересов, а также субъектами, организующими культурно-просветительскую, спортивную и прочую работу с детьми и подростками;
— ежемесячно анализируют оперативную обстановку на обслуживаемой территории;
— участвуют в анализе причин совершения лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, правонарушений;
— изучают соответствующие материалы, размещённые в средствах массовой информации и сети «Интернет»;
— участвуют в подготовке обзорной информации и конструктивных предложений в органы государственной власти и органы МСУ;
— участвуют в организации и проведении целевых мероприятий профилактического характера, в том числе во взаимодействии с учреждениями и органами системы профилактики, которые расположены на закрепленной территории;
— оказывают содействие руководству образовательных учреждений в организации и проведении юридической пропаганды;
— оказывают содействие органам опеки и попечительства в выявлении лиц, не достигших совершеннолетия, оставшихся без попечения родителей;
— оказывают содействие подразделениям ГИБДД МВД России в организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;
— обеспечивают взаимообмен информацией с другими субъектами профилактики.

Подводя итог сказанному, хотелось особо отметить, что деятельность инспектора по делам несовершеннолетних многопланова и многофункциональна, а, значит, требует особого подхода к подготовке будущих специалистов соответствующего профиля.

Список литературы

Приложение N 5
к Инструкции по организации
деятельности подразделений по
делам несовершеннолетних
органов внутренних дел
Российской Федерации
(с изменениями от 28 июня 2018 г.)

Учетно-профилактическая карточка N ______ на несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних 1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________ 2. Дата и место рождения ______________________________________________ 3. Адрес места жительства и телефон ____________________________________ ________________________________________________________________________ (регистрация, фактическое проживание) 4. Место работы, учебы _________________________________________________ 5. Дата постановки на профилактический учет _______________________ 6. Основание постановки на профилактический учет _______________________ ________________________________________________________________________ 7. Кем выявлен _________________________________________________________ 8. Должностные лица органа внутренних дел, осуществляющие работу с несовершеннолетним: Сотрудник ПДН __________________________________________________________ участковый уполномоченный полиции _______________________________ оперуполномоченный уголовного розыска _______________________________ 9. Дата снятия с профилактического учета _______________________________ 10. Основание снятия с профилактического учета _________________________ Карточка составлена ____________________________________________________ (должность, специальное звание, Ф.И.О.) (Оборотная сторона первого листа) 11. Паспорт или свидетельство о рождении _______________________________ (серия, номер, кем и когда выдан) 12. Кличка _____________________________________________________ 13. Особые приметы _____________________________________________________ 14. Наблюдается у психиатра, нарколога _________________________________ 15. Сведения о родителях (иных законных представителях): ________________________________________________________________________ (Ф.И.О., место работы, телефон) ________________________________________________________________________ (Ф.И.О., место работы, телефон) 16. Характеристика семьи _______________________________________________ (материальное положение, взаимоотношения ________________________________________________________________________ между членами семьи, наличие отрицательного воздействия на детей) 17. Семейно-бытовые условия ____________________________________________ (состояние жилого помещения, имеются ли ________________________________________________________________________ условия для занятий и отдыха) 18. Досуг ______________________________________________________________

Примечания:

1. Результаты проведения профилактической работы с несовершеннолетним отражаются сотрудником ПДН ежемесячно, сотрудниками других подразделений — ежеквартально.

2. К учетно-профилактической карточке на несовершеннолетнего приобщаются:

2.1. Заключение о постановке на профилактический учет, утвержденное начальником (заместителем начальника) территориального органа МВД России.

2.2. Объяснения несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей, полученные при постановке несовершеннолетнего на профилактический учет.

2.3. Акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, составляемый при постановке на профилактический учет, в дальнейшем — не реже одного раза в год.

2.4. Лист сведений о. лицах, с которыми общается несовершеннолетний, характер их влияния.

2.5. Копии сведений, направленных в другие подразделения органа внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, иные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2.6. Характеристики с места учебы, работы, жительства несовершеннолетнего (запрашиваются при постановке на профилактический учет, в дальнейшем — ежегодно и при решении вопроса о снятии с профилактического учета ПДН).

2.7. Лист учета профилактических мероприятий.

2.8. Лист ежемесячных проверок по информационно-справочным учетам о совершении несовершеннолетним административных правонарушений (с момента достижения несовершеннолетним 16-летнего возраста).

2.9. Объяснения несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей по фактам совершения несовершеннолетним правонарушений.

Информация об изменениях:

Подпункт 2.10 изменен с 26 ноября 2018 г. — Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

См. предыдущую редакцию

2.10. Материалы о мерах, принятых в связи с совершением правонарушения несовершеннолетним (постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, выписки из решений педагогических советов, советов профилактики образовательных организаций, копии информации в заинтересованные органы).

2.11. На несовершеннолетнего, освобожденного от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, — справка о беседе, проведенной начальником (заместителем начальника) территориального органа МВД России при постановке на профилактический учет.

2.12. Материалы о проводимой работе с родителями или иными законными представителями (в случае их постановки на профилактический учет). При снятии несовершеннолетнего с профилактического учета и сохранении необходимости проведения дальнейшей профилактической работы с его родителями или иными законными представителями документы, подтверждающие совершение указанными лицами правонарушений и принятие к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации, приобщаются к учетно-профилактической карточке на родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего, сведения о проведенной работе оформляются обзорной справкой, также приобщаемой к учетно-профилактической карточке на родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего.

Приложение N 3
к Инструкции по организации
деятельности подразделений по
делам несовершеннолетних
органов внутренних дел
Российской Федерации

_____________________________________________________ (наименование территориального органа МВД России) Учетно-профилактическое дело N ______ на несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних ________________________________________________________________________ (Ф.И.О., дата и место рождения, адрес, телефон, ________________________________________________________________________ место работы, учебы) Сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних ___________________ ________________________________________________________________________ Участковый уполномоченный полиции __________________________________ Оперуполномоченный уголовного розыска __________________________________ Заведено «___» _________ 20___ г. Прекращено «___» _________ 20___ г.

Примечание. К учетно-профилактическому делу на несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних, приобщаются:

1. Постановление о заведении дела.

2. Документы, содержащие сведения, послужившие основанием для постановки на профилактический учет несовершеннолетнего правонарушителя.

3. Справка об установочных данных несовершеннолетнего.

4. Акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего (составляется при постановке на профилактический учет, в дальнейшем — не реже чем раз в год).

5. Ежеквартальные планы индивидуальной профилактической работы.

6. Объяснения несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, полученные при постановке на профилактический учет, а также по фактам совершения подучетным правонарушений или неисполнения обязанностей, возложенных судом.

7. Справка о первичной беседе начальника (заместителя начальника) территориального органа МВД России с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями.

8. Лист связей, в котором указываются сведения о лицах, с которыми общается несовершеннолетний, характер их влияния.

9. Лист ежемесячных проверок по информационно-справочным учетам о совершенных административных правонарушениях (с момента достижения несовершеннолетним 16-летнего возраста).

10. Информация (не реже 2 раз в год) из информационного центра о наличии судимостей.

11. Характеризующие материалы (характеристики с места жительства, работы, учебы) — (запрашиваются при постановке на профилактический учет, в дальнейшем — не реже одного раза в год).

12. Копии информации, направленных в другие подразделения органа внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, иные субъекты системы профилактики в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

13. Лист учета профилактических мероприятий.

14. Результаты проведения профилактической работы с несовершеннолетним отражаются в листе учета профилактических мероприятий сотрудником ПДН ежемесячно, участковым уполномоченным полиции и оперуполномоченным уголовного розыска — ежеквартально.

15. Копии информации, направляемых в уголовно-исполнительную инспекцию.

16. Постановление о прекращении ведения учетно-профилактического дела.