Патент на грузоперевозки

Письмо Министерства финансов РФ
№03-11-12/15 от 07.02.2013

ПСН: услуги по перевозки грузов

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу применения патентной системы налогообложения сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

На основании подпункта 10 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.45 Кодекса документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Патент на грузоперевозки для ИП в 2018 году

Патент выдается индивидуальному предпринимателю налоговым органом по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения.

Патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте. Индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации.

В то же время, если договоры на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом заключаются в субъекте Российской Федерации, в котором получен патент, а в другом субъекте Российской Федерации находится только пункт назначения (отправления) груза в рамках указанных договоров, налогоплательщик вправе не подавать заявление на получение патента в другом субъекте Российской Федерации и, соответственно, вправе осуществлять указанный вид деятельности в рамках одного патента, полученного по месту постановки на учет в налоговых органах.

Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин

Комментарий эксперта

О применении ПСН по автотранспортным услугам

Патент на грузоперевозки

Предприниматель, оказывающий транспортные услуги, может оформить такой документ, как патент на грузоперевозки. Однако возникает вопрос его необходимости и количества преимуществ, которые он открывает. Он выдается на период до 1 года, и позволяет уменьшить налоговые выплаты, хотя данное утверждение касается не всех случаев.

Задаваясь вопросом, как получить патент на грузоперевозки, важно понимать, что патентная система налогообложения, рассчитана только для бизнеса с доходностью в пределах 3-30 тысяч долларов. В остальных случаях предприниматель является плательщиком ЕНВД. Для ИП, которые не применяют наемный труд, никаких проблем нет, поскольку ЕНВД для них является самым выгодным видом налога. Между тем, компании со штатом должны платить страховой взнос за каждого сотрудника по 30% при системе ЕНВД, и по 20% при патенте, поэтому в определенных случаях последняя система налогообложения оказывается более выгодной. Однако важно помнить, что в некоторых регионах ставки на патент на грузоперевозки могут быть более высокими, поэтому после просчета можно усомниться в его выгодности.

В среднем, стоимость патента на перевозку грузов составляет 6% от величины доходности бизнеса. Соответственно, учитывая денежные рамки, в которых реализуется данная система, можно сказать, что минимальная цена документа составляет 180$, а максимальная 1800$ за год. Однако при необходимости можно оформить патент на меньшее число месяцев. Тогда размер налога высчитывается, согласно уровню доходности и периода действия патента. Более точную информацию по цене на патент можно получить по месту учета в налоговой инспекции.

Решая вопрос, как оформить патент на грузоперевозки, некоторые перевозчики также терзаются сомнениями, касательно «дальности» его действия. Т.е. законодательством установлено, что действие патента распространяется в регионе, где он был получен, но касательно осуществления межрегиональных транспортировок остались невыясненные нюансы.

Как подобрать ОКВЭД для патента по автотранспортным услугам по перевозке грузов?

Между тем, в поправках указано, что можно получить больше одного патента, которые действуют в разных регионах. Однако в этом нет необходимости, если пункт отправки находится по месту получения документа, а пункт доставки – в другом регионе. На осуществление таких грузоперевозок распространяется действие одной бумаги.

Заявку на получение патента на грузоперевозки можно подавать сразу, параллельно со сбором документов для открытия статуса индивидуального предпринимателя или ООО. Ведь уменьшенная налоговая нагрузка и отсутствие необходимости в сдаче деклараций существенно упростит ведения бизнеса. Более того, сейчас разрешено использовать совместно с патентом и УСН, открывающую также множество дополнительных преимуществ. Так, например, ИП имеет право оформить на работу штат в числе пяти человек за один налоговый период. Конечно, для предпринимателя отпадает необходимость в сдаче налоговых деклараций, однако обязанность ведения учета остается.

Подписываясь на патентную УСН, важно четко понимать установленные ограничения. Ведь, если в период ее действия была получена меньшая или большая прибыль, или же превышено число наемных работников в штате, то бизнесмен утрачивает право на применение преимуществ, предлагаемых УСН. В данном случае происходит перерасчет налогов по общей схеме, которые необходимо оплатить, согласно установленному регламенту.

Материалы сайта

ПДД на перевозку длинномерных грузов

Перевозка длинномерных грузов автомобильным транспортом связана с множеством сложностей ввиду больших габаритов. Поэтому установлены специальные нормы, которым должно отвечать транспортное средство (ТС) и все присоединяемые прицепы. Максимальными размерами для длинномерного ТС…

Где получить допуск на перевозку опасных грузов

Надежной и безопасной доставке грузов, обладающих повышенными факторами экологической и другой угрозы, уделяется особое внимание в сфере автоперевозок. От того, насколько эффективно удастся минимизировать риск аварий, зависит здоровье людей и чистота внешней среды. Поскольку…

Быстрая навигация:Каталог статейПредпринимательские договорыДоговор перевозки Предприниматель-перевозчик (Потехина М.А.)

Предприниматель-перевозчик (Потехина М.А.)

Дата размещения статьи: 24.03.2013

В этой роли выступают многие участники рынка транспортных услуг — не случайно в уполномоченные органы поступают запросы о комментировании различных непростых ситуаций "предпринимательского" налогообложения. В небольшой заметке автор постарался осветить разъяснения начала 2013 г., которые адресованы предпринимателям, так или иначе связанным с оказанием транспортных услуг.

Заказчики транспортных услуг

Индивидуальный предприниматель оформил патент на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. Кто должен выступать заказчиком, чтобы предприниматель мог воспользоваться патентом: только физические лица (за наличный расчет) или также юридические лица (с применением безналичной формы расчета)? В Письме Минфина России от 21.01.2013 N 03-11-12/07 сказано, что патентная система налогообложения может применяться при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров. При этом нормами гл. 26.5 НК РФ не установлено ограничений, касающихся услуг по заказу юридических лиц. Поэтому предприниматель, перевозящий грузы и пассажиров автомобильным транспортом, имеет право предоставлять услуги как физическим, так и юридическим лицам, при этом использовать как наличную, так и безналичную форму расчетов, соблюдая требования действующего законодательства.

О расчетах предпринимателей

Продолжая разговор о применении патентной системы налогообложения, расскажем о том, как предпринимателям следует производить наличные расчеты. В силу п. 2.1 ст. 2 Закона о применении ККТ <1> предприниматели, применяющие данный спецрежим, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (например, товарного чека, квитанции), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). В Письме Минфина России от 21.01.2013 N 03-11-12/05 перечислены реквизиты документа, которым предприниматель вправе заменить кассовый чек. Однако не будем спешить описывать их, так как все сказанное о наличных расчетах справедливо только в том случае, если предприниматели не подпадают под действие п. 2 ст. 2 Закона о применении ККТ: согласно ему при оказании услуг населению предприниматели вправе производить расчеты без применения ККТ при условии выдачи бланка строгой отчетности. Поэтому если предприниматели оказывают транспортные услуги населению, то им следует отдать предпочтение бланкам строгой отчетности, используемым при перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом (городским наземным электрическим транспортом). Обязательные реквизиты таких документов установлены в Приложениях к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом <2>.
———————————
<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.

Аренда ТС с экипажем

Применение специальных налоговых режимов по данному виду деятельности перевозчиков всегда вызывало вопросы у налогоплательщиков, при этом финансовое ведомство не спешило и не спешит радовать последних. Очередное подтверждение тому — Письмо от 15.01.2013 N 03-11-12/02. В целях применения патентной системы налогообложения в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров индивидуальный предприниматель должен оказывать данные услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле, то есть в соответствии с нормами гл. 40 ГК РФ.
При этом предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и пользование транспортных средств с экипажем регулируется положениями гл. 34 "Аренда" ГК РФ об аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. Так, в силу ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель за плату предоставляет арендатору транспортное средство во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. В связи с тем что исходя из договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем на арендодателя не возлагается обязанность оказывать от своего имени услуги, связанные с перевозкой пассажиров и грузов, данный вид деятельности не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания "патентных" автотранспортных услуг и не подлежит переводу на данный режим налогообложения. Рассматриваемая деятельность должна облагаться налогами в соответствии с общим режимом или упрощенной системой налогообложения.

Исправные и неисправные авто

При предоставлении автотранспортных услуг в ситуации, подобной той, которая будет изложена ниже, оказываются не только предприниматели, но и организации, однако инициатором запроса, рассмотренного в Письме Минфина России от 23.01.2013 N 03-11-11/24, стал представитель малого бизнеса. Он имеет пять автомобилей, стоящих на государственном регистрационном учете, из них два исправных (три тягача, из них два находятся в ремонте (вышли из строя двигатели), и два бензовоза, на одном из которых вышел из строя двигатель).
На основании договора предприниматель оказывает юридическим и физическим лицам услуги по перевозке моторного топлива, при этом он лично работает водителем, заполняет путевые листы и товарно-транспортные накладные. В расчете суммы ЕНВД по данному виду деятельности участвует физический показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов". Показатель ИП определяет по сведениям товарно-транспортных накладных, подписанных уполномоченными представителями заказчиков. Правомерно ли при исчислении ЕНВД учитывать в качестве физического показателя количество непосредственно используемых в налоговом периоде транспортных средств? Чиновники дают отрицательный ответ.
Возможность применения ЕНВД зависит не от фактической эксплуатации транспортных средств, а от наличия их у лица на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения).

Может ли ИП получить патент на грузоперевозки, не имея машины в собственности?

Налоговой базой признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). При определении величины базовой доходности, используемой при расчете ЕНВД, представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) могут ее корректировать (умножать) на коэффициент К2. Его изменение в зависимости от фактического использования в предпринимательской деятельности физических показателей, применяемых при исчислении ЕНВД, в том числе исходя из фактического использования в течение налогового периода конкретных транспортных средств для перевозки грузов, подтвержденного путевыми листами, товарно-транспортными накладными и другими документами, не предусмотрено.
Возникает вопрос: как же предпринимателю избавиться от тех ТС, которые временно не используются и не приносят доход, но участвуют в расчете ЕНВД? В разъяснении дана только одна рекомендация на этот счет — перейти с "вмененки" на патентную систему налогообложения. Но потенциально возможный к получению годовой доход, учитываемый при расчете стоимости патента для предпринимателя, также может зависеть от количества транспортных средств, находящихся в распоряжении. Поэтому вряд ли данный совет поможет избавиться от ТС, обременяющих обязательствами, но при этом не приносящих доход.
В свою очередь, автор может посоветовать воспользоваться статусом предпринимателя, который, с одной стороны, вправе заниматься бизнесом, а с другой, как физическое лицо, — располагать имуществом, предназначенным для личного использования. Если предприниматель сам водит транспорт и планирует обходиться минимумом техники, то неиспользуемые автомобили целесообразно вывести из бизнеса. Правда, в таком случае нужно быть готовым подтвердить документально количество ТС, на которых оказываются облагаемые единым налогом транспортные услуги, и ТС, которые в этом не участвуют и применяются для личных нужд предпринимателя. Другое дело, что использование специальной техники (например, бензовозов) не для предпринимательской деятельности может быть обоснованно поставлено инспекторами под сомнение. При таком раскладе предпринимателю лучше иметь в распоряжении ту технику, которая эксплуатируется, а неиспользуемые ТС продать либо отремонтировать и продать (если предприниматель решил сократить перевозки).

Расширение бизнеса

Как показывает практика, наряду с транспортными услугами предприниматели могут заниматься иными видами деятельности, доходы от которых подпадают под "вмененное" налогообложение. В таком случае предприниматели обязаны рассчитать единый налог по новому "вмененному" бизнесу исходя из полных месяцев начиная с месяца, в котором они начали осуществлять предпринимательскую деятельность, подпадающую под уплату ЕНВД. Хотя размер вмененного дохода за квартал, в течение которого предприниматель проходил государственную регистрацию как налогоплательщик, рассчитывается начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации (Письмо Минфина России от 07.12.2012 N 03-11-11/367). Получается, что если предприниматель только встает на учет в качестве плательщика ЕНВД, то ему дается один месяц в качестве условной льготы при расчете единого налога, если же деятельность уже ведется и к ней прибавляется еще одно направление, то никаких преференций не предусматривается. Другой вопрос, что предприниматель может пойти на хитрость и получить дополнительные доходы раньше, чем начнет включать их в расчет ЕНВД, однако это уже напоминает незаконную налоговую минимизацию.

* * *

Итак, как и следовало ожидать, практически все рассмотренные в статье вопросы касаются применения предпринимателями специальных налоговых режимов. Хотя оказание транспортных услуг позволяет воспользоваться преимуществами и ставшей добровольной "вмененки", и "упрощенки", предпринимателям ближе патентная система налогообложения, а ее применение в 2013 г. вызовет новые вопросы и ответы.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).

Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Проблемы ответственности в трансграничных перевозках по внутренним водным путям международного значения (Ивашова Т.А., Иванова Т.Н.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

Деликтная ответственность перевозчика как субъекта малого и среднего бизнеса (Добровинская А.В.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

Предложения по совершенствованию понятийного аппарата Модельного закона о контрейлерных перевозках (Карпеев О.В.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

Нормативное регулирование ответственности грузоперевозчиков в гражданском и транспортном законодательстве (Трофимов С.В.)

Дата размещения статьи: 03.04.2017

Международные пассажирские перевозки: особенности правового регулирования (Баскакова И.В.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных