Пассажир перевозки 2018

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Статья 1

1)часть 2 статьи 1 изложить в следующей редакции:

«2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом (автобусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов), а также городским наземным электрическим транспортом (трамваями, троллейбусами).»;

2)в статье 2:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:»;

б) пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11) остановочный пункт — место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств, на котором допускается оборудование пропускного пункта;»;

в) дополнить пунктами 23-26 следующего содержания:

«23) пропускной пункт – пункт прохода пассажира через автоматическое или иное устройство, обеспечивающее контроль оплаты пассажиром перевозки и провоза ручной клади и проход в транспортное средство;

24) регулярные перевозки по регулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

25) регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком;

26) участники договора простого товарищества – юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся сторонами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), заключенного для совместного осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.»;

г) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. При отсутствии пропускных пунктов на остановочных пунктах, в которых пассажир входит в транспортное средство и выходит из него, под перевозкой понимается период, установленный частью 18 статьи 34 настоящего Федерального закона.

В случае если пассажир для входа в транспортное средство и (или) выхода из него использует остановочный пункт, оборудованный пропускным пунктом, то в период перевозки помимо периода, установленного частью 18 статьи 34 настоящего Федерального закона, включается нахождение пассажира на остановочном пункте после прохода через пропускной пункт и (или) до выхода через пропускной пункт.».

3) в статье 19:

а) первый абзац части 3 изложить в следующей редакции:

«3. В зависимости от установленного порядка посадки и высадки пассажиров регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:»;

б) дополнить частями 51-53 следующего содержания:

«51. В зависимости от установленного порядка тарифного регулирования регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки по регулируемым тарифам;

2) регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

52. Регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира, заключаемого с пассажирами от имени уполномоченных на осуществление функций по организации транспортного обслуживания населения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. В целях исполнения обязательств по указанному публичному договору орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления либо иной государственный или муниципальный заказчик заключают с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственные или муниципальные контракты, предусматривающие выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам в соответствии с условиями этого публичного договора, с использованием транспортных средств, которыми владеют данные юридические лица, индивидуальные предприниматели на праве собственности или ином законном основании.

53. Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира, заключаемого с пассажирами от имени перевозчика.»;

4) часть 5 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«5. В случае невозможности осуществить перевозку пассажира и багажа по маршруту регулярных перевозок предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие данным транспортным средством, обязаны предоставить пассажирам на замену другое транспортное средство. Выданные пассажиру билет, багажная квитанция, квитанция на провоз ручной клади действительны для соответственно проезда, перевозки багажа и провоза ручной клади по данному маршруту в транспортном средстве, предоставленном на замену.»;

5) в статье 34:

а) в части 18 слова «период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства» заменить словами «момент входа пассажира в транспортное средство и момент выхода пассажира из транспортного средства»;

б) дополнить частью 19 следующего содержания:

«19. Установленную настоящей статьей ответственность перевозчика в отношении регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам несут юридические лица, индивидуальные предприниматели, с которыми заключены государственные или муниципальные контракты, на выполнение работ, связанных с осуществлением таких перевозок.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4346; 2018, № 1, ст. 64) следующие изменения:

1) в статью 3:

а) в части 1 пункты 17 и 18 исключить;

б) в части 2 после слов «»регулярные перевозки»,» дополнить словами «»регулярные перевозки по регулируемым тарифам», «регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам»,»;

2) в статью 14:

а) части 2-7 изложить в следующей редакции:

«2. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком (далее – заказчик) государственных или муниципальных контрактов (далее – контракт)
‎в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

3. Предметом контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен контракт (далее — подрядчик), работ (исчисляемых в километрах пробега транспортных средств и (или) часов работы транспортных средств), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком.

4. При осуществлении предусмотренных контрактом регулярных перевозок по регулируемым тарифам перевозочные документы (билеты, багажные квитанции, квитанции на перевозку ручной клади) выдаются пассажирам от имени заказчика. Допускается использование билетов, подтверждающих право проезда пассажиров по всем или части маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в отношении которых заказчик заключил государственные или муниципальные контракты. Подрядчик представляет заказчику отчеты о выданных пассажирам проездных документах в порядке, установленном заказчиком.

5. Контрактом устанавливается порядок распределения платы за проезд, провоз багажа и ручной клади (поступление данной платы в распоряжение заказчика или в распоряжение подрядчика).

6. Если по условиям контракта плата за проезд, провоз багажа и ручной клади поступает в распоряжение подрядчика, то сумма, подлежащая оплате заказчиком за выполнение предусмотренных контрактом (этапом исполнения контракта) работ, определяется исходя из цены контракта (этапа исполнения контракта) за вычетом этой платы. В случае, если поступившая в распоряжение подрядчика плата за проезд, провоз багажа и ручной клади превышает цену контракта (этапа исполнения контракта), разница между этой платой и ценой контракта (этапа исполнения контракта) подлежит возврату заказчику.

7. Допускается оплата контракта исходя из фактически выполненного объема работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.»;

б) дополнить частями 71 и 72 следующего содержания:

«71. Дополнительные расходы подрядчика, обусловленные принятым после заключения контракта законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации либо муниципальным нормативным правовым актом, компенсируются заказчиком, но не более чем в пределах цены контракта за вычетом поступившей в распоряжение подрядчика платы за проезд, провоз багажа и ручной клади, суммой удержанных из цены контракта неустоек (штрафов, пени), если такое удержание предусмотрено условиями контракта, и суммой фактически оплаченных Заказчиком работ.

72. Если нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд по муниципальным маршрутам, в отношении которых заключен муниципальный контракт, начальная (максимальная) цена муниципального контракта, цена муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, уменьшаются на планируемую сумму указанных субсидий.»;

в) в части 8 слова «Государственный или муниципальный заказчик» заменить словом «Заказчик».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Настоящим проектом федерального закона (далее – Законопроект) вносятся изменения в Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав), Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об организации перевозок).

В соответствии с Уставом регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – регулярные перевозки) осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира.

В то же время Законом об организации перевозок установлен порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам, предусматривающий заключение государственных и муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением таких перевозок (далее – контракт).

В этой связи возникла правовая неопределенность относительно того, кто является сторонами публичного договора регулярных перевозок по регулируемым тарифам и кто при осуществлении таких перевозок несет обязанности и ответственность, установленные Уставом в отношении перевозчика.

В целях устранения этой неопределенности Законопроектом устанавливается норма, согласно которой публичный договор перевозки пассажира, на основании которого осуществляются регулярные перевозки по регулируемым тарифам, должен заключаться от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, на которые законодательством Российской Федерации возложено осуществление функций по организации транспортного обслуживания населения. При этом в целях исполнения обязательств по этому договору органы власти (далее – заказчики) заключают с хозяйствующими субъектами государственные или муниципальные контракты, предусматривающие предоставление транспортных средств для выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам в соответствии с условиями договора.

Внесение изменений в Закон об организации перевозок обусловлено необходимостью исключения правовой неопределенности, проявившейся в процессе внедрения контрактной системы в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Поскольку собранная с пассажиров плата фактически является доходами бюджета, то, как это предусмотрено Законом об организации перевозок, заказчик вправе распоряжаться этой платой: оставлять ее в распоряжении подрядчика или обязать подрядчика перечислять ее заказчику. В соответствии с указанным законом в случае, если собранная с пассажиров плата остается в распоряжении подрядчика, то начальная цена контракта должна определяться как разница между планируемой стоимостью предусмотренных контрактом работ и планируемой суммой сбора платы с пассажиров, остающейся в распоряжении подрядчика.

Однако, как показывает опыт реализации Закона об организации перевозок, применение данного порядка приводит к следующим проблемам:

1) в случаях, когда собранная с пассажиров плата оказывается сопоставимой со стоимостью предусмотренных контрактом работ, начальная цена соответствующих контрактов устанавливается вблизи нулевых значений (Красноярск, Томск, Ростов-на-Дону, Биробиджан и др.). В результате в ходе торгов за право заключения контракта (в форме аукциона или открытого конкурса) победители торгов представляют, как правило, отрицательные ценовые предложения. В этом случае возникает правовая неопределенность в части установления окончательной цены контракта, а также в части применения положений пункта 11 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.082017 № 1042, согласно которым общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта;

2) значительная часть контрактов заключается на срок 3-5 лет. При этом в соответствии с многолетней практикой тарифы на регулярные перевозки пересматриваются ежегодно, исходя из складывающихся социально- экономических условий. В то же время, если по условиям контракта собранная с пассажиров плата остается в распоряжении подрядчика, то возникает необходимость в планировании этой платы на весь срок действия контракта, в том числе в установлении тарифов на перевозки на каждый год действия контракта или порядка индексации этих тарифов по годам действия контракта. В условиях постоянно меняющихся социально-экономических условий принятие соответствующих решений является весьма затруднительным;

3) в ряде случаев оказывается, что собранная с пассажиров плата от пассажиров, которая по условиям контракта, остается в распоряжении подрядчика, превышает стоимость предусмотренных контрактом работ. В результате подрядчики получают сверхдоходы, которые не могут быть возвращены в бюджет;

4) если контракт заключается в отношении нового маршрута, то спрос на соответствующие перевозки заранее неизвестен, и, следовательно, невозможно прогнозировать плату от пассажиров, которая поступит в распоряжение подрядчика в течение срока действия контракта;

5) в ряде случаев в течение срока действия контракта органы власти принимают решения об установлении новых маршрутов, частично или полностью дублирующих маршруты, предусмотренные контрактом. В результате фактическая плата от пассажиров оказывается ниже той, которая учитывалась при расчете начальной цены контракта. В результате подрядчик несет убытки, обусловленные действиями органов власти, компенсация которых законодательством о контрактной системе не предусматривается.

Для решения данных проблем предлагается установить, что:

1) ценой контракта является стоимость предусмотренных контрактом работ;

2) если в соответствии с условием контракта собранная с пассажиров плата остается в распоряжении подрядчика, то сумма, подлежащая оплате заказчиком за выполнение предусмотренных контрактом работ, определяется исходя из цены контракта за вычетом этой платы;

3) если фактическая полученная подрядчиком сумма собранной с пассажиров платы превысит цену контракта (цену этапа контракта), то разница между этой суммой и ценой контракта должна возвращаться заказчику.

В ряде случаев льготы по оплате проезда, установленные субъектом Российской Федерации, в том числе в отношении перевозок по муниципальным маршрутам, предусмотренным муниципальными контрактами, компенсируются посредством предоставления подрядчикам субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Поскольку предоставление таких субсидий регулируется в отдельном порядке, то во избежание конфликта интересов (в случае неисполнения данных бюджетных обязательств) в этих случаях целесообразно определять начальную (максимальную) цену муниципального контракта, муниципального контракта, заключенного с единственным поставщиком с учетом планируемой суммы данных субсидий. Возможность установление данных особенностей определения начальной (максимальной) цены контракта предусмотрена частью 21.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В связи с многочисленными обращениями по поводу неопределенности понятия «работы, связанные с организацией регулярных перевозок по регулируемым тарифам» в Закон об организации перевозок предлагается внести соответствующие уточнения.

Кроме того в Закон об организации перевозок предлагается внести норму, обязывающую заказчиков частично или полностью компенсировать подрядчикам дополнительные расходы, обусловленные принятием после заключения контракта решений, не учтенных при расчете начальной цены контракта (например, увеличение акцизов на топливо, обязанность оборудования транспортных средств тахографами, обязанность сертификации раннее установленных технических средств обеспечения транспортной безопасности транспортных средств и т.п.). В противном случае риски принятия таких решений будут нести исключительно подрядчики. В то же время в целях защиты региональных и местных бюджетов предлагается ограничить сумму таких субсидий разницей между ценой контракта, поступившей в распоряжение подрядчика платой с пассажиров, суммой удержанных из цены контракта неустоек (если такое удержание предусмотрено условиями контракта) и суммой фактически оплаченных Заказчиком работ.

Кроме того, положения законопроекта направлены на урегулирование вопросов, связанных с осуществлением перевозок пассажиров трамваями в городе Волгограде, которые обслуживают маршруты, проходящие в том числе по подземным участкам. Пассажиры, начинающие свою поездку от подземной станции, должны компостировать талон на проезд не в трамвае, а перед спуском на платформу.

С целью учета указанной особенности законопроектом предусматривается расширение понятия «остановочного пункта», одновременно вводится определение «пропускного пункта». Также путем внесения изменений в Устав конкретизируется определение перевозки в соответствии с особенностью трамвая в Волгограде:

При отсутствии пропускных пунктов на остановочных пунктах, в которых пассажир входит в транспортное средство и выходит из него, под перевозкой понимается период, установленный частью 18 статьи 34 настоящего Федерального закона.

В случае если пассажир для входа в транспортное средство и (или) выхода из него использует остановочный пункт, оборудованный пропускным пунктом, то в период перевозки помимо периода, установленного частью 18 статьи 34 настоящего Федерального закона, включается нахождение пассажира на остановочном пункте после прохода через пропускной пункт и (или) до выхода через пропускной пункт.

Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

ПЕРЕЧЕНЬ

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием

проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Вступление в силу проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Выполнение заказных автобусных перевозок вновь потребует получения лицензии, соответствующие изменения в законодательстве вступили в силу в пятницу. На получение лицензий у перевозчиков есть 120 дней, по истечении которых деятельность без разрешающих документов станет незаконной.

1 марта вступают в силу положения федерального закона 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

Согласно документу, вводится лицензирование любых перевозок людей автобусами, даже если это делается по заказам или для собственных нужд.

Исключение будут составлять перевозки по дорогам необщего пользования (например, по закрытой территории предприятия), а также перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, ФСБ, ФСО, Вооруженных сил РФ, Росгвардии, Следственного комитета РФ.

Как сообщили ТАСС в Минтрансе РФ, для получения лицензии необходимо обращаться в соответствующие территориальные органы Ространснадзора. Также в ведомстве напомнили, что законом установлен период в 120 дней, в течении которых необходимо получить лицензии. По истечении этого срока перевозки пассажиров без лицензии станут незаконными.

Также закон закрепляет понятие «тахограф» и обязывает водителей устанавливать и использовать их. Но требования этих статей вступят в силу только с 1 ноября 2019 года.

Обоснование для принятия

Вопрос ужесточения законодательства в сфере пассажирских перевозок был поднят в правительстве в июне 2017 года после ДТП с автобусом в Забайкальском крае, в котором погибли 14 человек и пострадали 34. 11 июня в районе поселка Хохотуй Петровск-Забайкальского района автобус, в котором находился 51 человек, съехал в кювет и перевернулся.

В июле 2017 года президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства выразил обеспокоенность увеличением числа аварий с участием автобусов. Занимавший тогда пост главы Минтранса Максим Соколов сообщил о подготовке законопроекта, который возвращает лицензирование в сфере пассажирских автоперевозок.

По действующему законодательству, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковое обязательно, влечет административный штраф для граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Должностным лицам грозит штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией, юридическим лицам — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей также с возможной конфискацией.

За 2018 год Компания перевезла 1,157 млрд пассажиров. Это лучший показатель за последние 10 лет. Рост к уровню 2017 года составил 3,5 %. Перевозки росли как в пригородном сообщении, так и в дальнем следовании.

В 2018 году пассажирооборот по инфраструктуре ОАО «РЖД» в дальнем следовании составил 96,3 млрд пасс.-км, или 105,7 % к уровню 2017 года.

Пассажирооборот по инфраструктуре ОАО «РЖД» в пригородном сообщении вырос на 3,9 % по сравнению с 2017 годом, до 33,1 млрд пасс.-км. Услугами железнодорожного транспорта в пригородном сообщении воспользовались 1 046,9 млн человек, что на 3,1 % больше, чем в 2017 году. При этом количество пассажиров, полностью оплативших свой проезд, выросло по отношению к 2017 году на 0,7 %, учащихся – на 0,8 %, региональных льготников – на 32,6 %.

Количество отправленных пассажиров в пригородном сообщении также выросло за счет развития перевозок по Московскому центральному кольцу (МЦК). В 2018 году на МЦК перевезено 129,6 млн пассажиров (на 17 % больше, чем в 2017 году).

Пассажирооборот железнодорожного транспорта, млрд пасс.-км
Количество пассажиров, отправленных железнодорожным транспортом, млн человек Основные показатели пассажирских перевозок по инфраструктуре ОАО «РЖД»

Обновление парка подвижного состава

Одна из ключевых задач в пригородном комплексе – обновление парка подвижного состава. В рамках утвержденной инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2018 год приобретено 180 вагонов «Ласточка» (35 составов).

Для повышения комфорта перевозок предусматривается обновление парка подвижного состава:

  • приобретение пассажирского подвижного состава в дальнем следовании АО «ФПК» для восполнения выбытия вагонного парка;
  • закупка подвижного состава «Ласточка» для использования как в пригородном сообщении, так и в дальнем следовании для организации движения поездов между крупнейшими городами в режиме «Дневной экспресс»»Дневной экспресс» – поезда, которые следуют в дневное время суток с маршрутной скоростью более 100 км/ч.. Это приведет к привлечению дополнительного пассажиропотока, созданию принципиально нового транспортного продукта с учетом сокращения продолжительности поездок, внедрению инновационного комфортабельного подвижного состава с местами для сидения;
  • проведение капитального ремонта электропоездов.

Юридическое лицо (общество) использует в своей деятельности только легковые автомобили для перевозки своих сотрудников.
Обязано ли такое общество проводить предрейсовый (предсменный) контроль технического состояния транспортных средств и делать об этом отметку в путевом листе?

30 августа 2019

Приказом Минтранса от 08.08.2018 N 296 утвержден Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств. Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что он является обязательным:
— для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки);
— для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).
Из буквального толкования указанной нормы следует, что и в случае осуществления перевозок сотрудников для собственных нужд легковыми автомобилями организации необходимо обеспечить проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
Однако, на наш взгляд, такое требование приказа является неправомерным. Дело в том, что в соответствии с преамбулой данного документа он принят во исполнение п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а этот нормативный акт в свою очередь содержит формулировку, существенно отличающуюся от использованной в приказе: так, при осуществлении перевозок для собственных нужд контроль технического состояния требуется осуществлять только в случае использования для этих целей автобусов и грузовых автомобилей. Соответственно, приказ Минтранса от 08.08.2018 N 296 существенно (и необоснованно, поскольку федеральный закон имеет большую юридическую силу) расширяет сферу применения Порядка. Отметим, что Конституционный Суд РФ в определении от 29.01.2019 N 234-О использовал формулировку п. 2 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения: «…из действующего правового регулирования следует, что требования, касающиеся… проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, обязательны как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями и в связи с этим обязанных организовать проведение указанных осмотров водителей и транспортных средств, так и для водителей…».
На основании изложенного полагаем, что в случае попыток привлечения юридического лица к административной ответственности в связи с несоблюдением требований Порядка судебные перспективы для организации благоприятны. Вместе с тем, если ставится задача не допустить самой возможности предъявления подобных претензий со стороны контролирующих органов, юридическое лицо может принять меры для организации проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств. В этом случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

В соответствии с нормами действующего законодательства лицензированию подлежит деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек

Госдума на пленарном заседании в пятницу рассмотрит в первом чтении правительственный законопроект, которым предусматривается введение лицензирования всех заказных перевозок пассажиров, а также перевозок для собственных нужд свыше восьми человек.

«Законопроектом предлагается распространить лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, на случаи ее осуществления по заказам или для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», — отмечают авторы в сопроводительных материалах.

В соответствии с нормами действующего законодательства лицензированию подлежит деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. В то же время начало ведения предпринимательской деятельности по заказным перевозкам носит уведомительный характер.

Таким образом, представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон № 99-ФЗ и Федеральный закон № 294-ФЗ в части исключения обстоятельства, при котором перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом могут осуществляться в уведомительном порядке без получения лицензии (перевозки по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

При обязательном лицензировании заказных перевозок водители должны будут проходить каждый день медицинское обследование, соблюдать график движения, предоставлять все необходимые документы на транспортное средство.

Глава профильного комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев ранее сообщал ТАСС, что закон о лицензировании всех видов пассажирских перевозок планируется в целом принять в декабре. «Речь идет о безопасности наших граждан», — подчеркивал он.

Вопрос ужесточения законодательства в сфере пассажирских перевозок был поднят в правительстве в июне этого года после ДТП с автобусом в Забайкальском крае, в котором погибли 14 человек и пострадали 34. В Минтрансе РФ указывали, что лицензирование заказных перевозок позволит снизить число аварий с участием автобусов сообщает ТАСС.

Законопроект №262341-7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек

Это очень актуальный законопроект. Так как под видом заказных перевозок от контроля уходила большая группа перевозчиков. Такие перевозчики ничем по сути не отличались от легальных, разве что табличкой ЗАКАЗНОЙ.

Они при этом уходили от массы процедур и расходов, направленных на безопасность дорожного движения, имели возможность уклоняться от налогов. А еще, в нарушение ФЗ-67 перевозчик не страховал свою ответственность за возможный ущерб жизни и здоровью пассажиров, и как следствие государство вынуждено было за бюджетные деньги (за наши с вами деньги) компенсировать такие ущербы.

И как результат- мы являемся свидетелями множества ДТП с автобусами, перевозящими туристов и детей во время школьных каникул, на соревнования и на другие мероприятия. Водители не проходили предрейсовый и послерейсовый контроль, контроль за техническим состоянием транспортных средств перед выходом их на линию никем не осуществлялся, аналогично и с тахографическим контролем.

Вопрос безопасности перевозок туристов будет предметом дискуссии в рамках конференции — семинара 17 ноября 2017 года в Крыму.