Ответственность за правонарушения

Содержание

  1. Налоговая ответственность

  2. Статья 122 НК

  3. Комментарий к статье 122 Налогового кодекса РФ

    • Срок давности привлечения к ответственности

    • Уклонение от уплаты налогов

    • Отсутствие состава правонарушения

  4. Уголовная ответственность

  5. Порядок взыскания недоимки по налогам (пеням, штрафам)

Налоговая ответственность

Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ установлено, что физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы. Неисполнение обязанностей по уплате налога является правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность.

Указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом. Поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, т.к. санкции в такой ситуации накладываются на разных лиц. К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить вред, причиненный «неплательщиками» общественным отношениям.

Единственное, что объединяет указанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения: уклонение от уплаты налогов с организации или физического лица, либо неисполнение обязанностей налогового агента.

Следовательно, если должностное лицо организации (руководитель, главный бухгалтер, учредитель, менеджер) привлекается к уголовной ответственности, то для налоговых органов это не является препятствием по взысканию с организации налоговых санкций (штрафов) в соответствии с нормами НК. Об этом прямо сказано в п. 4 ст. 108 НК: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством. Поэтому направляя в правоохранительные органы собранный на налогоплательщика-организацию «компромат», налоговый орган не станет приостанавливать действия по взысканию с данной организации суммы налогов, штрафов и пени, отраженные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом привлечь индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и к уголовной ответственности невозможно, т.к. в соответствии со статьей 9 НК, индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях рассматриваются как налогоплательщики – физические лица, а на одно и то же физическое лицо не может быть возложена и налоговая и уголовная ответственность.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах действие (или бездействие) лица, за которое налоговым законодательством предусмотрена ответственность (статья 106 НК РФ). Согласно п. 5 статьи 108 НК Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Из этой нормы есть исключение для налоговых агентов, который обязан перечислить сумму налога в бюджет только в том случае, если он был им удержан у налогоплательщика. Если налог не был удержан, его взыскание с налогового агента не допускается, так как налоговым законодательством не установлена обязанность налогового агента уплатить не удержанные с налогоплательщика налоги за счет собственных средств.

С 01.05.2017 в 14 регионах (Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Амурская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Ярославская области и Москва) будут начисляться пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за неуплату налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.

Статья 122 Налогового кодекса РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

(по состоянию на 04.05.2017)

  1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 129.5 настоящего Кодекса
    влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

  2. Утратил силу (основание — Закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)

  3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,
    влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

  4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.
    (п. 4 введен Законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ)

Комментарий к статье 122 Налогового кодекса РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

Как видно из формулировки статьи, сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.
Неверное указание кода бюджетной классификации (КБК), как и неверное указание статуса лица, осуществляющего платеж, не приводит к задолженности налогоплательщика перед бюджетом, так как платеж можно идентифицировать по «косвенным» данным, а налоговый орган может самостоятельно относить поступившие денежные средства при невозможности однозначно определить платеж. Следовательно, не образуется состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ.

Встречаются споры о праве налогового органа вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, на основании данных о движении денежных средств по счету налогоплательщика, полученных от банка, в котором у организации (ИП) открыт расчетный счет.

На мой взгляд, в данном случае налоговики сами нарушают законы т.к. при отсутствии представленной в налоговые органы декларации (т.е. только на основании иных документов и сведений) является неправомерным, так как проверка, проведенная с нарушением законов, не влечет правовых последствий.

Бывают случаи, когда налогоплательщик уплатил сумму налога по уточненной декларации, а пеню — не уплатил. Единого мнения по вопросу правомерности применения ответственности нет: одни специалисты считают, что штрафные санкции правомерны, другие — что штраф может быть наложен только за неуплату сумм налога, а не пеней. Нет единого мнения по этому вопросу и в арбитражной практике.

Надо иметь в виду, что указанной статьей налоговая ответственность не ограничивается, т.к. статьей 75 НК предусмотрена еще и пеня за просрочку уплаты налога.

Срок давности привлечения к ответственности

Согласно статье 113 НК срок давности привлечения лица к налоговой ответственности составляет 3 года. Именно в течение трех лет налоговым органом может быть вынесено решение о привлечении лица, совершившего налоговое правонарушение, к ответственности.

Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем окончания налогового периода, по итогам которого выявлена неуплата или неполная уплата сумм налога. Например, для имущественных налогов физических лиц срок давности исчисляется со 2 ноября, а с 2015 года — до 2 октября.

В отношении налоговых агентов срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня совершения налогового правонарушения.

Уклонение от уплаты налогов

Одним из неправомерных деяний, за которые статьей 122 НК предусмотрена налоговая ответственность, относится неуплата (неполная уплата) сумм налога (сбора) в результате:

  • занижения налоговой базы;

  • иного неправильного исчисления налога (сбора);

  • других неправомерных действий (бездействия).

Размер ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога (сбора) зависит от формы вины при совершении правонарушения. Так, если налоговое правонарушение совершенно по неосторожности (п. 3 ст. 110 НК), то сумма штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК). А если то же правонарушение совершено умышленно (п. 2 ст. 110 НК), то сумма штрафа возрастает в два раза и составляет 40% (п. 3 ст. 122 НК).

Примером умышленного уклонения от уплаты налогов является сотрудничество с фирмами-однодневками.

Отсутствие состава правонарушения

Пунктом 1 статьи 109 НК предусмотрено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если отсутствует событие налогового правонарушения.

Неуплата налога приводит к возникновению задолженности налогоплательщика перед соответствующим бюджетом. Но если у налогоплательщика имеется переплата по этому же налогу, которая может быть зачтена в счет уплаты недоимки, то такая неуплата (занижение суммы налога, перечисленной в бюджет) не приводит к образованию задолженности перед бюджетом.

Также не является налоговым правонарушением начисление и выплата заработной платы в размере меньшем, чем законодательно установленный МРОТ (письмо ФНС России от 19.03.2009 № 3-6-04/66). В этом случае нарушается трудовое, а не налоговое законодательство.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

Правом проводить налоговые проверки, в ходе которых может быть выявлено налоговое правонарушение в виде неуплаты налогов, обладают только налоговые органы, о чем прямо указано в статье 31 НК. Но надо иметь в виду, то статья 13 Закона «О полиции» и и статья 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» наделяет правоохранительные органы обширными полномочиями, по сбору и проверке сведений о совершенном или готовящемся преступлении.

Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах содержит признаки преступления. В этом случае налоговые органы обязаны направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Основанием является пункт 3 статьи 32 НК.

В соответствии с п. 3 ст. 32 НК, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Признаки преступления при нарушении законодательства о налогах и сборах предусмотрены статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.

Признаками преступления являются:

  • непредставление физическим лицом налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) физическим лицом в крупном или особо крупном размерах (ст. 198 УК РФ).

  • Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее 16 лет, на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и сборов;

  • непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) с организации в крупном или особо крупном размерах (ст. 199 УК).

  • Субъектами преступления могут быть руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий, как подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов (сборов);

  • неисполнение налоговым агентом в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов, подлежащих в соответствии с законодательством о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет в крупном или особо крупном размерах (ст. 199.1 УК РФ).

  • Субъектом преступления может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов;

  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов в крупном размере (ст. 199.2 УК РФ).

  • Субъектом преступления в подобном случае может быть собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель.

Крупным размером признается:

  • в отношении физических лиц — сумма налогов и (или) сборов, составляющая более 600 000 рублей (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 800 000 рублей;

  • в отношении юридических лиц — задолженность более 2 000 000 рублей (за период — три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо свыше 6 000 000 рублей.

Особо крупным размером:

  • в отношении физических лиц — сумма налогов и (или) сборов, составляющая более 3 000 000 рублей (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 000 000 рублей;

  • в отношении юридических лиц — задолженность более 10 000 000 рублей (за период — три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо свыше 30 000 000 рублей.

При исчислении размера уклонения от уплаты налогов надлежит сложить суммы всех неуплаченных не только налогов, но и сборов. Вместе с тем преступлением может быть признано уклонение от уплаты единственного налога (сбора). Исчисление доли неуплаченных налогов необходимо осуществлять исходя из суммы всех налогов (сборов), подлежащих уплате за период в пределах 3 финансовых лет подряд, а не по каждому налоговому периоду или финансовому году, даже если доля уклонения не превышает пороговых значений в каждом из периодов.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.

Из всего этого следует, что:

  1. Прежде всего должна быть проведена налоговая проверка, по результатам которой будет установлена неуплата налогов в необходимой для возбуждения уголовного дела сумме.

  2. По факту проверки должен быть составляен акт, а на основании акта — решение, которым фиксируются доначисления налогов, пени, и которым лицо привлекается к налоговой ответственности.

  3. После вступления решения в силу, лицу привлекаемому к ответственности должно быть направлено требование об уплате налогов, с указанием суммы и сроков уплаты. Если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Статья написана и размещена в 2010 году. Дополнена — 26.03.2013, 04.10.2014, 04.05.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

Полезные ссылки по теме «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)»

  1. Налог на проценты по вкладам

  2. Налоговый контроль счетов

  3. Почему льготы носят заявительный характер

  4. НДФЛ с наследства

  5. Налоговая ответственность за непредставление документов

  6. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

  7. Подтверждение статуса налогового резидента РФ

  8. Что такое налоговое правонарушение, порядок привлечения, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность

  9. Как получить отсрочку (рассрочку) по уплтае налогов

  10. Узнать адрес вашей налоговой инспекции:

  • в Санкт-Петербурге (адреса, телефоны, интернет сайты, режим работы районных ФНС);

  • в Москве (адреса, телефоны, интернет сайты, режим работы районных ФНС);

  • другие города России

  • Налоговые проверки

  • Налоговая ответственность за не сданную налоговую декларацию

  • Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков

  • Справочник штрафов Налогового кодекса РФ

  • Tags (ключевые слова): ответственность за неуплату налога, ответственность за неполную уплату налога, ответственность за неуплату налогов, уголовная ответственность

    В результате изучения данной главы студент должен:

    знать

    • содержание, признаки и виды нарушений законодательства о налогах и сборах, процедуру и применение санкций к нарушителям законодательства о налогах и сборах;

    уметь

    • • уважать честь и достоинство личности;
    • • соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
    • • выявлять, предупреждать и пресекать нарушения законодательства о налогах и сборах;
    • • правильно составлять и оформлять юридические документы;

    владеть навыками

    • • работы с законодательством о налог ах и сборах;
    • • сбора и обработки информации в области нарушения законодательства о налогах и сборах;
    • • квалификации и разграничения различных видов правонарушений.

    Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах

    Известно, что любые правонарушения причиняют вред тем или иным охраняемым общественным отношениям. В интересующей нас связи отдельные авторы в своих работах обращают внимание на значительный вред такого явления, как нарушение законодательства о налогах и сборах, с позиций обеспечения налоговой безопасности государства. Налоговая безопасность, по мнению И. И. Кучерова, определяется как некое состояние налоговой системы, при котором обеспечивается непрерывное и достаточное финансирование государства и муниципальных образований посредством взимания налогов и сборов даже при наличии имеющихся в отношении нее угроз и негативных воздействий со стороны нарушителей налогового законодательства.

    Действующее законодательство не предусматривает общего легального понятия «нарушения законодательства о налогах и сборах». Тем не менее обнаруживается большое число научных работ, посвященных изучению этого правового феномена, с позиций науки финансового (налогового), административного и уголовного права. Используя общеправовой подход к определению понятия правонарушение, позволим дать следующее определение. Нарушение законодательства о налогах и сборах – есть неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей, за которые установлена юридическая ответственность.

    Из этого общего определения следует, что нарушение законодательства о налогах и сборах характеризуется наличием совокупности признаков:

    • – противоправное и виновное действие;
    • – направлено на нарушение налогово-правовых норм;
    • – за его совершение предусмотрена ответственность налоговым, административным и уголовным законодательством.

    В ст. 106 НК РФ закреплено определение понятия «налоговое правонарушение», а также осуществлено разграничение понятий «налоговое правонарушение» и «нарушения законодательства о налогах и сборах». Статья 10 НК РФ, предусматривая различные порядки производств по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, упоминает о «нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления», причем ответственность за их совершение наступает в соответствии с законодательством об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством.

    Таким образом, среди нарушений законодательства о налогах и сборах выделяются:

    • 1) налоговые правонарушения (гл. 16 и 18 НК РФ);
    • 2) нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки) (ст. 15.3–15.9 КоАП РФ);
    • 3) нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления) (ст. 198-199.2 УК РФ).

    В юридической литературе отмечается, что в совокупности все виды нарушений законодательства о налогах и сборах образуют понятие «налоговая деликтность». При этом последняя понимается, как совокупность всех деяний, запрещенных действующим законодательством о налогах и сборах, совершаемых в государстве, отдельном регионе, городе, за определенный отрезок времени.

    Для разграничения видов рассматриваемых нарушений (налоговых правонарушений, административных поступков в сфере налогов и сборов и преступлений в сфере налогов и сборов) и разрешения вопроса о наличии или отсутствии в поведении конкретного субъекта соответствующих признаков используется конструкция состава правонарушения. Под составом правонарушения понимается совокупность внешних (объективных) и внутренних (субъективных) признаков правонарушения, необходимых и достаточных для признания деяния тем или иным правонарушением и применения мер юридической ответственности. Состав правонарушения включает объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону правонарушения.

    Общим объектом посягательства рассматриваемого круга правонарушений являются публичные интересы всех членов общества, обеспеченные конституционно-правовой обязанностью каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

    Объективная сторона – противоправное действие либо бездействие субъекта правонарушения, за которое установлена ответственность, а также юридически нежелательные последствия, возникшие в результате такого деяния и нанесения вреда публичному правопорядку в сфере налогообложения, и юридически значимая причинная связь между деянием и последствием. Налоговые преступления в отличие от налоговых правонарушений и административных проступков характеризуются повышенной степенью общественной опасности. В составе налогового преступления это проявляется путем указания на совершение деяния в крупном размере или особо крупном размере.

    Субъект – деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение. Субъектами налоговых правонарушений могут быть как физические лица, так и организации, субъектами же административных проступков в области налогов и сборов могут быть только должностные лица (специальный субъект), а субъектами преступления – только физические лица.

    Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Различен подход к определению вины в совершении налогового правонарушения, административного проступка и налогового преступления. Так, совершение лицом деяния во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения исключает преступность деяния (ст. 42 УК РФ). В то же время это обстоятельство не исключает наличие состава налогового правонарушения или административного проступка. Различны обстоятельства, признаваемые в качестве смягчающих (отягчающих) ответственность за совершение налогового правонарушения, административного проступка и налогового преступления (ст. 112 НК РФ, ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, ст. 61, 62 УК РФ).

    На этом основывается разграничение налоговых правонарушений, нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений и налоговых преступлений.

    Итак, конкретные виды налоговых правонарушений прописаны в гл. 16 и 18 НК РФ. Первая из них устанавливает виды нарушений налогоплательщиков, налоговых агентов, а также лиц, содействующих осуществлению налогового контроля (свидетели, эксперты и др.), вторая же предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей банками.

    По своему характеру и направленности все налоговые правонарушения могут быть условно подразделены на несколько обособленных групп:

    • – нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи учетом в налоговых органах (ст. 116, 118 НК РФ);
    • – нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119, 120 НК РФ);
    • – нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ);

    нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности органов налогового администрирования (ст. 125, 126, 128-129.2 НК РФ).

    Банки в налоговых правоотношениях играют двоякую роль: с одной стороны, они выступают в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), с другой – выполняют ряд публично-правовых функций (открытие и ведение счетов налогоплательщиков, проведение расчетов). Неисполнение банками обязанностей, возложенных на них актами законодательства о налогах и сборах, является одной из разновидностей налоговых правонарушений.

    Все эти нарушения законодательства о налогах и сборах по характеру и содержанию противоправных деяний также условно можно подразделить па четыре группы:

    • – нарушения банками обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков (ст. 132 НК РФ);
    • – нарушения банками обязанностей по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений налоговых органов, принятых в отношении счетов налогоплательщиков (статьи 133–135 НК РФ);
    • – нарушения банками обязанностей по предоставлению сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков (ст. 135.1 НК РФ);
    • – нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами (ст. 135.2 НК РФ).

    Административные правонарушения в области налогов и сборов сведены в гл. 15 КоАП РФ. Эти правонарушения могут быть условно разделены на следующие группы:

    • 1) административные правонарушения, заключающиеся в неисполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К данной группе следует отнести следующие составы:
      • – нарушение срока постановки па учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ);
      • – нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ);
      • – нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ);
      • – непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ);
      • – грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ);
    • 2) административные правонарушения, заключающиеся в неисполнении банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

    К данной группе следует отнести следующие составы:

    • – нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ);
    • – нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 15.7 КоАП РФ);
    • – нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст. 15.8 КоАП РФ);
    • – неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 15.9 КоАП РФ).

    Следует отметить, что аналогичные составы налоговых правонарушений объединены законодателем в гл. 18 НК РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение». Выделение и рассмотрение указанной группы правонарушений в составе административных правонарушений в области налогов и сборов, тем не менее, является целесообразным ввиду особого субъектного состава указанной группы, а именно должностных лиц банков, не исполняющих либо исполняющих ненадлежащим образом обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

    К налоговым преступлениям относятся следующие деяния, предусмотренные следующими статьями УК РФ:

    • – уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);
    • – уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ);
    • – неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);
    • – сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

    Более подробно составы указанных выше нарушений законодательства о налогах и сборах будут рассмотрены в последующем изложении.

    • Кучеров И. И. Общественная опасность нарушений законодательства о налогах и сборах. Налоговая безопасность государства // Налоговое право России: учебник для вузов / отв. ред. Ю. Л. Крохина. М.: Норма, 2003. С. 334-318.
    • См.: Кинсбурская В. А. Налоговая и финансовая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: разграничение понятий // Право и экономика. 2010. № 6; Зрелое А. П. Административное расследование нарушений законодательства в области налогов и сборов (научно-практический комментарий к статье 28.7 КоАП РФ) // СПС КонсультантПлюс. 2004; Александров А. Прекращение уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах (ст. 28.1 УПК) // Уголовное право. 2010. № 2.
    • Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
    • Кобзарь-Фролова М. Н. Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии: монография. М.: ВГНА, 2009.

    Важной мерой воздействия государства на поведение участников общественных отношений является не только установление обязательных норм и правил ведения деятельности, но также установление мер юридической ответственности за нарушение таких норм и правил.

    Юридическая ответственность в этом смысле является важной частью правовой системы, и ей посвящено большое количество работ в науке административного права. Вопрос о понятии юридической ответственности остается дискуссионным. Не существует единого понятия в юридической литературе. Различные авторы используют в качестве основы для разработки варианта этого определения, различные аспекты данной правовой категории.

    При определении юридической ответственности часто акцентируется внимание на обязанности правонарушителя претерпеть негативные последствия или санкции правовой нормы, применяемые компетентными органами за совершение незаконных действий.

    Признаки юридической ответственности

    К признакам юридической ответственности в науке административного права относятся:

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Ответственность за правонарушения 420 руб.
    • Реферат Ответственность за правонарушения 220 руб.
    • Контрольная работа Ответственность за правонарушения 200 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    • государственное принуждение и порицание нарушителя;
    • наступает после совершения нарушения;
    • наступление неблагоприятных последствий для нарушителя;
    • четко установленная процессуальная форма.

    Замечание 1

    Понятие административная ответственность отсутствует в действующем законодательстве.

    Меры ответственности

    Законодатель в статье 3.2. КоАП РФ определил следующий закрытый перечень мер ответственности за правонарушения:

    • штраф;
    • предупреждение;
    • арест;
    • конфискация орудия;
    • запрет на посещение мест проведения соревнований, в день их проведения;
    • выдворение нарушителя за пределы РФ;
    • лишение специального права;
    • дисквалификация;
    • приостановление деятельности;
    • обязательные работы.

    Определение 1

    Подводя итог можно сказать, что административная ответственность за правонарушения – это употребление органами государственной власти определенных законодательством мер по наказанию и воздействию на лиц, по вине которых наступили негативные последствия.

    Законодательное отражение данных мер находится в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
    Следует отметить, что административная ответственность за правонарушения имеет подвиды. К ним относятся: налоговая, финансовая и т.п. ответственности.

    То есть юридическая ответственность существует и реализуется в рамках правонарушений, виды которых соотносятся с видами совершенных правонарушений.

    Участниками отношений выступают:

    • государство в лице своих органов или наделяемых специальными правоприменительными полномочиями должностных лиц;
    • правонарушители, в качестве которых в установленном законом порядке могут быть признаны граждане или юридические лица.

    КоАП РФ определяет, что административной ответственности подлежат физические и юридические лица, должностные лица, несовершеннолетние граждане (возраст наступления ответственности – 16 лет), военнослужащие и иные лица, на которые действует сфера уставов дисциплины, а также иностранные граждане.

    Замечание 2

    Основанием для увольнения с работы не является привлечение к административной ответственности, также нарушитель не становится судимым.

    По сравнению с уголовной ответственностью у административной ответственности более простой процессуальный порядок. Он характеризуется экономичностью, простотой и оперативностью. Ответственность за административное правонарушение возможно только перед государством, которое регламентирует деятельность органов государственной власти по их рассмотрению и назначению соответствующего наказания. В этом состоит некое сходство с уголовной ответственностью.

    Налоговое преступление — это нарушение (действие или бездействие), которое может совершить каждый налогоплательщик. Большинство уверены, что виды нарушений налогового законодательства ограничиваются неуплатой обязательных сборов и отказом своевременно сдавать отчеты. Но это не так. Только в НК РФ введены 2 отдельные главы, которые описывают возможные налоговые преступления и ответственность за их совершение, а некоторые фискальные правонарушения и санкции за них содержатся еще в УК РФ. О том, за что имеют право наказать налоговики, читайте в статье.

    Понятие и виды налоговых правонарушений

    Четкий термин, что такое налоговое правонарушение, дается в ст. 106 НК РФ. Из этой нормы следует, что любое деяние, виновно совершенное в разрез с нормами фискального законодательства, за которое предусмотрено наказание, и является правонарушением. Одним из ключевых слов в данном случае является слово «виновно», то есть должна быть доказана вина нарушителя, иначе он освобождается от ответственности.

    Если говорить про виды нарушений законодательства о налогах и сборах, то их насчитывается свыше 30. Они перечислены в главах 16 и 18 НК РФ. При этом классификация составов налоговых правонарушений может быть различной — в зависимости от выбранных критериев.

    Например, можно разделить преступления по типам налогоплательщиков. Классификация налоговых правонарушений будет следующей:

    • совершаемые только юридическими лицами. В качестве примера можно привести неплательщиков налога на прибыль, поскольку его уплачивают только организации;
    • совершаемые только физическими лицами. К примеру, гражданин не уплатил НДФЛ с доходов, полученных при продаже имущества, которым он владел менее 3 лет;
    • совершаемые организациями и индивидуальными предпринимателями. Допустим, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность на территории Москвы, несвоевременно уплатили торговый сбор, обязательный и для ИП, и для юрлиц;
    • совершаемые и организациями, и ИП, и гражданами. В качестве примера можно привести несвоевременную сдачу деклараций, когда их обязательное предоставление предусмотрено законом.

    Если же классифицировать действия и бездействия налогоплательщиков по характеру, то получим следующие разновидности правонарушений:

    • препятствуют налоговому контролю (например, статьи 116 НК РФ, 119 НК РФ, 126 НК РФ);
    • нарушают порядок ведения и предоставления фискальной отчетности (статьи 119.1 НК РФ, 129.4 НК РФ);
    • не соответствуют обязанности по уплате налогов, страховых взносов и обязательных сборов (статьи 122 НК РФ, 123 НК РФ);
    • допускаются в ходе процесса по делу о налоговых правонарушениях (статьи 128 НК РФ, 129 НК РФ);
    • нарушают правила исполнительного производства по делам о фискальных правонарушениях (ст. 125 НК РФ).

    Существует также классификация налоговых правоотношений. Один из наиболее часто используемых критериев — по характеру фискальных норм. В этом случае правоотношения делятся на материальные и процессуальные. Под материальными подразумевают отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов. А процессуальные отношения — это взаимодействие во время проверок, в ходе привлечения нарушителей к ответственности, в иных ситуациях.

    Какая предусмотрена ответственность за налоговые преступления

    Если исходить только из норм НК РФ, то для налогоплательщиков, нарушающих фискальные нормы, предусмотрены только денежные санкции: штраф в конкретном размере или в процентном соотношении от суммы, которую бюджет недополучил.

    Для наглядности предлагаем таблицу, в которой собраны наиболее распространенные фискальные нарушения и ответственность, предусмотренная в случае их выявления.

    Наименование правонарушения и номер статьи НК РФ

    Предусмотренная ответственность

    Ведение деятельности без постановки на учет в ИФНС (ст. 116 НК РФ)

    10 % доходов, полученных за время деятельности, но не менее 40 000 руб.

    Непредоставление в срок декларации или расчета по страховым взносам (ст. 119 НК РФ)

    5–30 процентов неперечисленной суммы, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки, но не менее 1000 руб.

    Неуплата либо неполная уплата обязательного платежа в результате неправильного исчисления, занижения базы, других незаконных действий (бездействия) (ст. 122 НК РФ)

    20–40 процентов неуплаченной суммы

    Непредоставление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для контроля (ст. 126 НК РФ)

    200 руб. за каждый непредоставленный документ

    Предоставление налоговым агентом недостоверных документов (ст. 126.1 НК РФ)

    500 руб. за каждый документ

    Обращаем внимание, что в таблице представлены только те преступления, за которые предусмотрено наказание в НК РФ. Уголовное преследование возможно за уклонение от уплаты обязательных платежей в крупном и особо крупном размерах — свыше 900 000 руб., а также за сокрытие средств или имущества, за счет которых можно взыскать недоимку.

    Человека, который попался первый раз и раскаялся, накажут по совершенно новой схеме: суд подберет ему подходящую санкцию, но при этом закроет его дело. В итоге анкета подсудимого останется чистой, но ему придется заплатить штраф, потрудиться какое-то время на общественных работах или побыть ограниченно свободным.

    Инициатива была разработана Верховным судом России. Именно ее поддержал в своем Послании глава государства. Эксперты предполагают, что новые подходы позволят сократить на 300 тысяч ежегодное число осужденных. Когда инициатива была только одобрена в Верховном суде, некоторые скептики-правоведы, в большинстве своем проект не читавшие, а узнавшие о нем в кратком пересказе СМИ, обрушились на документ с критикой.

    Мол, воришкам и хулиганам дается карт-бланш, делай что хочу, своего рода лицензия на воровство. «Еще ближе к «гуманности», еще дальше от справедливости», отозвался, например, один из экспертов. На самом деле все не совсем так. Число уголовных дел вовсе не сократится, изменится только число осужденных. Из цепочки «преступление-судимость-наказание» исключается только одно звено — «судимость». И то — только на первый раз, и только при определенных условиях. Наказание остается. Конечно, в тюрьму человека не посадят. Однако новая система коснется тех случаев, когда осужденного и при нынешних законах за решетку скорее всего бы не отправили, а наказали по-иному — штрафом, обязательными работами, ограничением свободы. Или дали бы условный срок. Так что по сути мало что изменится, кроме одного: один большой проступок не испортит человеку биографию, у него будет шанс в жизни.

    Число статей, которые законопроектом переводятся из Уголовного кодекса в Кодекс об административных правонарушениях, можно посчитать по пальцам одной руки, причем, останутся свободные пальцы. Предлагается убрать из УК, например, статью «побои». Точнее, ее предлагается изменить, отделив какие-то совсем уж мелкие случаи от более серьезных. Преступлением останутся побои, «совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». За это накажут в уголовном порядке с первого же раза.

    Остальные побои, если человека привлекают впервые, будут считаться административным правонарушением. Если человек второй раз даст волю кулакам, то уже пойдет по уголовному делу. При такой схеме привлечь обидчика к ответу за побои, кстати, станет легче. Затевать сложное уголовное дело за один удар по лицу не каждый решится, зато в рамках дела об административном правонарушении все гораздо проще. Ударил — заплатил.

    Правда, некоторые правоведы сомневаются в правильности конструкции «первое дело административное, второе — уголовное», так как это, по их мнению, противоречит канонам классического права. Если говорить просто, одно и то же деяние не может быть одновременно и преступлением, и административным правонарушением. Но это дискуссионный вопрос, который никак не ставит под сомнение весь законопроект. Еще одна норма проекта расширяет применение процедуры примирения. Прекращать дело за примирением сторон можно будет на любой стадии, даже перед удалением апелляции в совещательную комнату. А следователи во время допроса по делам, где возможно примирение, будут обязаны предлагать подследственному раскаяться и помириться.

    Главное же предложение проекта — именно в новой схеме наказания за незначительные преступление. «РГ» приводит три ключевые звена предлагаемой системы.

    Гуманные подходы не означают, что вор может безнаказанно заглядываться на чужое добро. Фото: PHOTOXPRESS

    1. Обязательные условия. Для освобождения от уголовной ответственности за незначительные преступления есть три обязательные условия. Первое: преступление совершено первый раз. Второе: человек признал вину и раскаялся. Третье: возмещен ущерб или иным образом заглажен вред, причиненный преступлением.

    2. Освобождение. Если все условия совпали, суд (если дело уже поступило в суд) или следователь с согласия своего руководства (если дело расследуется) вправе прекратить уголовное дело человека с применением мер уголовно-правового характера. В графе «судимость» в анкете человека остается прочерк.

    3. Наказание. После освобождения от уголовной ответственности судья назначает человеку меры уголовно-правового характера. Это могут быть штраф, обязательные работы, ограничение свободы или другие альтернативные наказания. Срок и размер мер уголовно-правового характера не могут превышать половину срока и размера соответствующего вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

    Прямая речь

    Павел Крашенинников, председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:

    — У нас в уголовном процессе, в Уголовном кодексе было предложено декриминализировать комплекс статей. Мне представляется, что здесь два пути. Первый — это перевод в административные правонарушения целого ряда нетяжких статей. Второе — это по экономическим статьям. На мой взгляд, по ним нужно карать экономически, а не посадкой в тюрьму. Значительная часть преступлений в сфере бизнеса должна караться именно экономически — штрафами, кратными нанесенному ущербу.

    УК перегружен статьями, связанными с лишением свободы. Должна быть проведена кропотливая работа по отбору таких статей. Что касается незначительных составов, то здесь по кражам можно кое-что перевести в КоАП, а что-то оставить в виде уголовных штрафов и исправительных работ, не связанных с лишением свободы.

    Прямая речь

    Юрий Пилипенко, президент Федеральной палаты адвокатов РФ:

    — Все, что в нашей стране направлено на гуманизацию, на защиту прав человека и гражданина, надо приветствовать. Первое впечатление от проекта исключительно положительное, и мы, естественно, поддерживаем это начинание. Другое дело, что необходимо еще более детально обсудить эту инициативу на научно-консультативном совете ФПА, высказать более взвешенную аргументированную позицию.

    Также хочу сказать несколько слов о предлагаемой реформе суда присяжных. Нам понятно, что при существующем финансировании расширять компетенцию суда присяжных при том количестве членов коллегии присяжных, которая существует сейчас, проблематично. Но очень бы хотелось, чтобы Послание было услышано правильно всеми. Если сокращается количество присяжных, то тогда надо обязательно расширять компетенцию суда присяжных, а не ограничиваться численным сокращением коллегий. Нужно увеличить количество составов преступлений, рассматриваемых судами присяжных, от этого авторитет правосудия вырастет.