Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

Непроведение спецоценки – что грозит работодателю?

06.01.2017 10:17:00

На основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, причем КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение этой обязанности. ВС РФ в Постановлении от 09.08.2016 г. № 57-АД16-5 разъяснил, в каком случае работодатели могут быть привлечены к такой ответственности…

На основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, причем КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение этой обязанности. ВС РФ в Постановлении от 09.08.2016 г. № 57-АД16-5 разъяснил, в каком случае работодатели могут быть привлечены к такой ответственности.

 
Проведение спецоценки урегулировано Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке). Методика проведения спецоценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н.
 
На основании ч. 3 ст. 3 Закона о спецоценке оценке подлежат условия труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и трудящихся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
 
Периодичность спецоценки – раз в пять лет (ч.

Штраф за отсутствие СОУТ 2018

4 ст. 8 Закона о спецоценке). При этом ч. 4 ст. 27 Закона установлено, что если до дня его вступления в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
 
Отметим, что не все работодатели торопятся сделать спецоценку, включая и тех, кто не проводил аттестацию рабочих мест.

Они руководствуются ч. 6 ст. 27 Закона о спецоценке, согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 данного Закона <это места, работающим на которых полагаются гарантии и компенсации согласно спискам вредных и опасных работ, а также на которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия>,  специальная оценка может осуществляться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018.
 
Но на практика инспекторы ГИТ уже не раз накладывали штрафы на таких работодателей, причем немалые. Санкции Стаей 5.27.1 КоАП РФ установлены следующие санкции за нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение:


 

– для должностных лиц и предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб.           
– для юридических лиц – штраф от 60 000 до 80 000 руб.

 
Причем контролеры не рассматривают даже, имеются ли у работодателя рабочие места с вредными или опасными условиями труда, названные в ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке. Основание для применения санкций – непроведение аттестации.

Между тем ВС РФ в Постановлении № 57-АД16-5 указал, что при применении мер административной ответственности к работодателям, не проводившим спецоценку, ГИТ необходимо исследовать вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием организации рабочие места, относящиеся к названным в ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке, и есть ли основания для внеплановой спецоценки (например, организация нового рабочего места). Только при наличии первого или второго фактора наказание за непроведение спецоценки законно.

Таким образом, по мнению ВС РФ, спецоценка может осуществляться поэтапно до 31.12.2018. Причем в этот срок ее вправе провести даже те компании, которые ранее не проводили аттестацию рабочих мест.
В заключение скажем, что не стоит все-таки затягивать с проведением спецоценки, поскольку нужно установить фактические условия труда, внести их в трудовой договор (этого требует ст. 57 ТК РФ) и предоставлять гарантии и компенсации в случае необходимости. Но если к вам пришел инспектор и штрафует за непроведение спецоценки, а рабочие места в компании в основном предназначены для офисных работников, рекомендуем обжаловать решение контролера. Скорее всего, суд встанет на вашу сторону.
 

В.Д. Тарасов

Все публикации

Причины отсутствия аттестации рабочих мест

Главной причиной является сложность проведение данной процедуры. К тому же она обходиться в копеечку аттестуемому предприятию, что не редко приводит к отсутствию аттестации рабочих мест.

Штраф за непроведение специальной оценки условий труда

Для того чтобы самостоятельно подготовиться и провести ее, работодатель обязан хорошо ориентироваться и знать трудовой кодекс и другие нормативные акты, при отсутствии данных знаний, он может обратиться в специальные организации, где ему предоставят ряд требований с указаниями как их выполнить для того чтобы пройти аттестацию. К причинам непроведения аттестации рабочих мест так же можно отнести не высокие размеры взысканий, налагаемых на нарушителей.

Последствия непроведения аттестации рабочих мест

За непроведение аттестации рабочих мест на физические и юридические лица накладывается юридическая ответственность в виде:

  • дисциплинарной,
  • административной,
  • гражданско-правовой,
  • уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность наступает за ненадлежащее исполнение или вовсе отказ от исполнения трудовых обязанностей работников, действия которого могли привести к несчастному случаю.

Административная ответственность наступает, если работником и работодателем были нарушены условия охраны труда, прописанные в КоАП РФ.

Гражданско-правовая ответственность наступает в случаях предусмотренных Федеральным Законодательством.

Если же на предприятие, на котором отсутствует аттестация, происходит несчастный случай, и работник по вине работодателя получает увечье (худшим вариантом будет смерть сотрудника), то на работодателя возлагается уголовная ответственность. Плюс выплата полной материальной ответственности.

Аттестация рабочих мест штрафы и их размеры

За нарушение правил по охране труда должностные лица выплачивают административный штраф в размере от 1000 рублей до 5000 рублей. Если у лица осуществляющего деятельность без образования юридического лица отсутствует аттестация рабочих мест штрафы остаются те же, но с добавлением административного отстранения на сток до 90 суток. В то время как на юридическое лицо возлагается штраф от 30000 рублей до 50000 либо приостановление деятельности сроком на 90 суток. Если лицо, на которое ранее уже была наложена административная ответственность за отсутствие аттестации рабочих в виде штрафа, при обнаружение повторного нарушения административная дисквалификация может продлиться сроком до трех лет.

Данные взыскания можно считать незначительными для данных видов деятельности, возможно именно поэтому мы наблюдаем столь хладнокровное отношение к аттестации рабочих мест, состояние которых всегда должно соответствовать государственным нормам, для того чтобы исключить несчастные случаи на производстве. Если на данных руководителей невозможно повлиять даже юридической ответственностью, что тогда говорить об элементарных моральных нормах. Хотелось бы конечно что бы за отсутствие аттестации рабочих мест штрафы были гораздо выше, возможно тогда и эффекта будет больше.

Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам

Главная » Полезные статьи » Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году

Вернутья назад на Аттестация рабочих мест 2018

Размер штрафа за отсутствие СОУТ, или за ошибки при ее проведении, может достигнуть 80 000 р. Подробно расскажем, кто и за что может наложить штрафные санкции на организацию в 2018 году. Также выясним, кто несет ответственность за непроведение специальной оценки условий труда, и какая инстанция занимается её контролем.

Специальная проверка условий труда заменила аттестацию рабочих мест. Основным изменением стало то, что если ранее не все рабочие места подлежали аттестации, то сейчас СОУТ ждет всех.

Однако при таком объеме работы вероятны и нарушения, и ошибки. Узнаем, кто на предприятии несет ответственность в случае выявленных нарушений, какие санкции будут наложены на организацию.

СОУТ обязательна для всех, а нарушения влекут за собой привлечение к административной, а в некоторых случаях – и к уголовной ответственности.

Контролем и наложением штрафных санкций на предприятие, если обнаружится несоответствие требованиям закона, занимается Трудовая инспекция.

В проведении оценки УТ есть определенные сложности и «подводные камни». В первую очередь, это разное прочтение п. 6 ст. 27 426-ФЗ, в которой устанавливается, что спецоценка некоторых рабочих мест может проводиться поэтапно и должна быть закончена к 31.12.2018 года.

Кроме того, в 4 статье этого же закона говорится о возможности переходных положений: если на рабочих местах уже была проведена аттестация, можно отложить проведение СОУТ на 5 лет.

Некоторые работодатели читают эту статью закона как общее разрешение на отсрочку. Однако это заблуждение.

Дело в том, что в 27 статье говорится о конкретных специальностях, на которые распространяется отсрочка, а работодатели часто относят это правило на все учреждение, в том числе на рабочие места, которые раньше не подлежали аттестации. По их логике часть рабочих мест остается «в тени»: никогда не аттестовались, и пока вроде и не надо. Однако это не так.

Все рабочие места должны быть подвергнуты процедуре СОУТ, отсрочка возможна только для мест, которые уже проходили аттестацию ранее. То есть работодатель может до определенного момента пользоваться результатами прошедшей проверки, но все рабочие места в любом случае ждет спецоценка.

Еще один «подводный камень» заключен в 57 статье Трудового кодекса. Согласно ей, указание условий труда на рабочем месте является обязательным условием для трудового договора. И никаких отсрочек и переходных периодов законодательство не предусматривает!

Если трудовой договор в момент его заключения с работником не содержит обязательных условий, то необходимо внести добавления, оформив их, например, как приложение или соглашение сторон. В любом случае все должно быть зафиксировано письменно.

Некоторые рабочие места ранее не проходили аттестацию, и сотрудники, занятые на этих местах, не имеют обязательной соответствующей отметки в трудовом договоре. Добавим к этому разрешенную отсрочку проведения, о которой мы писали выше.

Получается, что если на рабочем месте ранее не проводилась аттестация, и СОУТ пока еще не проведена, то возникает противоречие с 57 статьей. Работодатель, не поторопившийся выполнить данную процедуру, нарушает требования ТК.

Если на вашем предприятии есть такие рабочие места, рекомендуем обратиться к Письму Роструда №2628-6-1 «Об условиях труда на рабочем месте». Оно однозначно трактует подобную ситуацию в пользу немедленного проведения СОУТ, в противном случае организация может быть оштрафована.

Штраф за отсутствие специальной оценки условий труда в 2018 году

Штраф за отсутствие СОУТ в 2018 составляет от 5 000 до 80 000 руб. Размер его зависит от того, на кого он наложен.

Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма составит, в зависимости от тяжести нарушения, от 5000 до 10000 р.

Непроведение специальной оценки условий труда юридическим лицом влечет за собой штраф ощутимо больший: от 60 000 до 80 000 руб.

Важно знать, что такие суммы штрафов взимаются лишь при первом нарушении. Если повторная проверка выявит нарушение снова, штрафы увеличатся практически вдвое! Возможно и приостановление деятельности компании.

Неправильно проведенная СОУТ может повлечь и уголовную ответственность: если в результате нарушений произойдет несчастный случай (травма, авария и т.д.), 143 статья Уголовного кодекса предусматривает лишение работодателя свободы на срок 2 и более лет. Помимо пребывания в «местах не столь отдаленных», придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.

Таким образом, чтобы избежать при специальной оценке условий труда штрафов и санкций, стоит внимательно изучить законодательство и выполнять все требуемые процедуры точно и в срок.

Согласно закону «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, проведение её – прямая и непосредственная обязанность работодателя. Все вопросы организации и оплаты предприятие должно брать на себя.

Это касается и ответственности за некорректно осуществленную оценку.

Проведение СОУТ регламентируют следующие документы, помимо закона «О спецоценке», упомянутого выше:

• Методика проведения;

• Классификатор ВОПФ.

Если на предприятии спецоценка была не проведена, или проведена в неправильные сроки, или были допущены иные нарушения, работодатель привлекается к административной ответственности. Это предписано в ст. 5.27.1 КоАП.

Штраф налагается Трудовой инспекцией, согласно ст. 23.12 КоАП.


Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году

Не все работодатели знакомы с процедурой аттестации рабочих мест. Это сложный регламентированный комплекс мер, обязательный для каждого предприятия. Исключение составляют ИП без наемных работников. Цель такой оценки — выявление негативных производственных факторов, и приведение условий труда в соответствие с государственными нормативами (ст. 209 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации

  1. Ст. 212 ТК РФ прописывает необходимость проведения специальной оценки условий труда. Регламент аттестации закреплен в ст. 8 гл. 2 Закона 426-ФЗ.

  2. Согласно п. 1 ст. 8. 426-ФЗ, расходы по организации и проведению мероприятий в рамках оценки условий труда берет на себя работодатель.

  3. В п. 2 ст.

    Ответственность за непроведение СОУТ

    8 указано, что аттестация проводится совместно представителями отдела охраны труда работодателя, и сертифицированными экспертами из сторонней уполномоченной организации, привлеченной на основании ГПД.

  4. Процедура проводится по утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н методике.

  5. Согласно п. 4 ст. 8, такая оценка должна проводиться с периодичностью в пять лет.

  6. Согласно ст. 11 426-ФЗ, по результатам проверки подается декларация о соответствии условий труда установленным нормам в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора.

  7. По результатам проверки, все рабочие места по условиям труда классифицируют по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ст. 14 426-ФЗ).

  8. По факту проверки составляется отчет по установленной форме. Форму и инструкцию по заполнению отчета можно скачать здесь.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест

Согласно ст. 220 ТК РФ, государство гарантирует работникам защиту их прав в части соответствия условий труда установленным нормам. Наличие аттестации рабочих мест проверяют такие государственные органы, как:

  • Трудовая инспекция

  • Роспотребнадзор

  • Ростехнадзор

  • Прокуратура

Ответственность работодателя, если места рабочих не аттестованы, определяется ст. 5.27.1 КоАП РФ. Согласно п. 2 ст. 5.27.1, штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году, а также за нарушение порядка аттестации, установленного законом, составит:

  • для должностных лиц — от 5000 до 10000 рублей;

  • для ИП — от 5000 до 10 000 рублей;

  • для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Статьей 143 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда. Если вследствие отсутствия проведения оценки условий труда пострадает сотрудник/сотрудники, и причинно-следственная связь несчастного случая с данным нарушением будет доказана, лицо, отвечающее за соблюдение условий труда, понесет соответствующее наказание.

В случае причинения тяжкого вреда здоровью — штраф до 400 000 рублей или в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательные работы на срок до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года, либо лишение свободы на тот же срок.

В случае смерти человека — принудительные работы на срок до 4 лет либо лишение свободы на тот же срок.

В случае смерти двух и более лиц — принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на тот же срок.

Незнание регламента аттестации рабочих мест не освобождает от ответственности за ее непроведение или некорректную организацию. Обратитесь за помощью к юристу, твердо знающему трудовой кодекс.

За нарушение трудового законодательства закона (№ 421-Ф3) и норм трудового права применяются штрафные санкции следующих размеров:

  • 1 000 – 1 500 руб. для должностных лиц, 30 000-50 000 руб. для юридических лиц (первое нарушение);
  • 10 000-20 000 руб. для должностных лиц, 50 000-70 000 руб. для юридических лиц (повторное аналогичное нарушение).

При отсутствии проведенной специальной оценки труда более крупные штрафы:

  • Не проведение СОУТ или нарушение работодателем установленного порядка ее проведения на рабочих местах должностному лицу штраф 5 000-10 000 руб., юридическим лицам 60 000-80 000 руб.
  • Допуск к выполнению трудовых обязанностей работника при отсутствии обязательного и периодического медосмотра штраф в сумме 10 000-20 000 руб. для должностных лиц, 80 000-100 000 руб. для юридических лиц.
  • Разрешение приступить к работе сотрудникам, не прошедшим в установленном порядке обучение и проверку знаний по ОТ, штраф 15 000-20 000 руб. для должностных лиц, 110 000-130 000 руб. для юридических лиц.
  • Отсутствие у сотрудников СИЗ по вине работодателя штраф санкции 20 000-30 000 руб. для должностных лиц, 130 000-150 000 руб. для юридических лиц.
  • Пренебрежение гос.

    Ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ

    нормативами по ОТ и обеспечению безопасности персонала в процессе эксплуатации сооружений, оборудования и т.д., штраф 5 000-10 000 руб. для должностных лиц, 50 000-70 000 руб. для юридических лиц.

Согласно ст.143 Уголовного кодекса РФ и ее положениям, пренебрежение действующими нормативами охраны труда лицом, отвечающим за их выполнение, обернувшееся причинением тяжелого вреда здоровью человека по неосторожности, предполагает:

  • Штрафы до 400 000 руб. или тюремное заключение сроком на 1 год с отсутствием возможности занимать конкретные должности.
  • Аналогичные причины, повлекшие смерть человека по неосторожности – тюремное заключение до 4 лет.
  • Аналогичные причины, повлекшие смерть двух лиц и более – тюремное заключение до 5 лет.

Штраф за несвоевременную подачу декларации соут

Сдать декларацию необходимо не позднее 30 дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки трудовых условий. В том случае, если декларация будет подана с опозданием, данной компании грозит административная ответственность. Данный факт подтверждает ФЗ под номером 421 от 2013 года.