Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности

В Российской Федерации существует три меры пресечения нарушений в области ПБ – это дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Мы предлагаем разобраться: кто и за какие деяния может понести то или иное наказание.

И так, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на предприятии – это правовой аспект обеспечения ПБ в организациях и на производстве. Он предусматривает привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной или же уголовной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований ПБ. Иными словами, нести ответственность за халатное отношение к мерам предосторожности в области пожарной безопасности может, как любой сотрудник организации, так и ее руководитель.

Дисциплинарное взыскание за нарушение соответствующих требований пожарной безопасности возлагается на работника (на должностное лицо) работодателем, на котором лежали обязанности по соблюдению этих требований в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение (в случае, если имеются соответствующие основания).

Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от 30 декабря 2010г. №195-ФЗ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. Такому виду ответственности подлежит должностное лицо в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

За совершение таких правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор могут привлекаться к административной ответственности в таких случаях:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека;

2. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен;

3. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия;

4. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники;

5. Разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

6. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;

7. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;

8. Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора;

9. Реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации.

Уголовное наказание должностных лиц за нарушение правил пожарной безопасности, присуждается, согласно постановлениям Статьи 219. Нарушение требований пожарной безопасности:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека;

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что на сегодняшний день, к сожалению, нарушения правил пожарной безопасности на предприятии – это не редкость. Зачастую это минимальные нарушения, однако, следует помнить, что даже незначительные несоответствия требованиям ПБ могут стать причиной масштабного пожара, который влечет за собой потерю имущества, а иногда и человеческие жертвы.

В случае выявления в ходе плановых или внеплановых проверок нарушений требований пожарной безопасности должностным лицом органа ГПН составляется протокол об административном правонарушении и оформляется предписание об устранении нарушений.

Органы Госпожнадзора принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок объектов здравоохранения в отношении:

§ лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;

§ лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

§ должностных лиц в пределах их компетенции;

§ собственников имущества.

§ граждан

Указанные лица в соответствии с действующим законодательством могут быть привлечены к трём видамответственности за нарушения в области пожарной безопасности:

§ дисциплинарной;

§ административной;

§ уголовной.

Дисциплинарная ответственность за нарушение пожарной безопасности

Дисциплинарное взыскание за нарушение пожарной безопасности налагается на работника (должностное лицо) работодателем. При этом обязанности по соблюдению этих требований возлагаются на работника в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий за нарушение пожарной безопасности:

§ замечание;

§ выговор;

§ увольнение по соответствующим основаниям.

Административная ответственность за нарушение пожарной безопасности

Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.

Должностные лица органов ГПН имеют право возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности.

Причины для наступления административной ответственности в области пожарной безопасности можно условно разделить на две группы:

  1. ответственность за собственно нарушения требований пожарной безопасности и их последствия;
  2. ответственность за невыполнение предписания органов ГПН.

Первая группа, то есть нарушения требований пожарной безопасности, подпадает под статью 20.4 КоАП РФ. Рассмотрим ее подробнее.

Так, согласно этой статье, в общем случае нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

Более строгое наказание за нарушение пожарной безопасности предусмотрено за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, который устанавливается в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления. Особый противопожарный режим на соответствующих территориях может устанавливаться федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

Размеры штрафов за нарушения пожарной безопасности для различных категорий лиц и условий представлены ниже в таблице.

Величина административного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности,

не повлекшее повреждение имущества, вред здоровью или смерть человека

(ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ)

Категории лиц

Отсутствие особого противопожарного режима

Особый противопожарный режим

Граждане

от 2 000 до 3 000 рублей

от 2 000 до 4 000 рублей

Должностные лица

от 6 000 до 15 000 рублей

от 15 000 до 30 000 рублей

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр. лица

от 20 000 до 30 000 рублей

от 30 000 до 40 000 рублей

Юр. лица

от 150 000 до 200 000 рублей

от 200 000 до 400 000 рублей

Более строгое наказание за нарушение требований пожарной безопасности, в виде увеличенных административных штрафов предусмотрено за нарушение, повлекшее повреждение имущества, вред здоровью или смерть человека. Кроме того, отдельно стоит отметить такой вид наказания как административное приостановление деятельности в отношении юридических лиц. Более подробно виды наказаний для таких нарушений представлены в таблице ниже.

Виды административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности,

повлекшее повреждение имущества, вред здоровью или смерть человека

Категории лиц

возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

(ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ)

возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человек

(ч. 6_1 ст. 20.4 КоАП РФ)

Граждане

от 4 000 до 5 000 рублей

(Уголовная ответственность)

Должностные лица

от 40 000 до 50 000 рублей

(Уголовная ответственность)

юр. лица

от 350 000 до 400 000 рублей

от 600 000 до 1 млн. рублей или

административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Вторая группа нарушений пожарной безопасности – невыполнение в предписания органа ГПН, подпадает под части 12, 13, и 14 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно этой статье невыполнение в установленный срок законного предписания Госпожнадзора на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания для различных категорий лиц влечет наложение административного штрафа, дисквалификацию или административное приостановление деятельности. Полный перечень возможных наказаний по данной статье представлен ниже в таблице.

Виды административных наказаний за невыполнения предписания Госпожнадзора

Категории лиц

Однократное совершение административного правонарушения

(ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ)

Повторное совершение административного правонарушения

(ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ)

Граждане

от 2 000 до 3 000 рублей

от 4 000 до 5 000 рублей

Должностные лица

от 5 000 до 6 000 рублей или дисквалификация до 3-х лет

от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификация до 3-х лет

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр. лица

от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Юр. лица

от 90 000 до 100 000 рублей

от 150 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять управление юридическим лицом. Дисквалификация заключается в том числе и в лишении физического лица права осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

Дисквалификация за нарушение пожарной безопасности может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица. Дисквалификация может быть применена также к медицинским и фармацевтическим работникам.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности назначается судьей и только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Информация предоставлена: справка01.рф

Граждане, постарайтесь сами не причинять лесу серьезного ущерба. Будьте предельно осторожны с огнем в лесу — никогда не оставляйте не затушенные костры, не поджигайте сухую траву, не используйте в бесснежный период петарды, бенгальские огни и другую пиротехнику, не въезжайте в лес на мотоцикле, из глушителя которого могут сыпаться искры, никогда не разводите огня на торфяниках.

Разведение костров допускается только на площадках, окаймленных полосой шириной не менее 0,5 м, очищенной от горючих материалов. По истечении надобности, костер должен быть тщательно засыпан землёй или залит водой, до полного прекращения тления. В сухую и ветреную погоду разведение костров не допускается.

Помните, что за нарушение правил пожарной безопасности в лесу лица привлекаются к административной и уголовной ответственности.

За нарушение правил пожарной безопасности в лесу лица привлекаются к административной ответственности в соответствии со статьей 8.32 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации:

Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

За уничтожение или повреждение лесных насаждений лица подлежат уголовной ответственности в соответствии со статьей 261 Уголовного кодекса Российской Федерации:

1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия — наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового.

Если вы обнаружили начинающийся пожар — например, небольшой травяной пал или тлеющую лесную подстилку у брошенного кем-то костра, постарайтесь затушить его сами. Если вы не можете потушить его своими силами — по возможности как можно быстрее сообщите о найденном очаге возгорания в лесхоз, лесничество, в ближайшее поселение, или по телефону — 01 (сотовая связь -112).

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ!

Отдел надзорной деятельности Центрального района

УНДПР ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу

2 июля 2018

Об обеспечении доступа пожарных подразделений, проезда и подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям

Письмом руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 июля 2018 года

№ 43-5040-19 Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) требует взять под личный контроль организацию работы органов местного самоуправления, экспертизы проектов и строительного надзора в части обеспечения доступа пожарно-спасательных подразделении, проезда и подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям, содержанию разворотных и специальных площадок, предназначенных для работы пожарных и спасателей.

Предлагаем обзор требований пожарной безопасности обеспечивающих выполнение поставленных задач.

В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности включает с себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии со статьей 63, 90 технического регламента в качестве первичных мер обеспечения системы противопожарной защиты предусматривается обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, устройство к зданиям и сооружениям пожарных проездов, подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Требования к устройству проездов и подъездов к зданиям и сооружениям регламентируются разделом 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

«

8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;

— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.

Класс функциональной пожарной опасности определяется в соответствии со статьей 32 технического регламента.

8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;

— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:

— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;

— двусторонней ориентации квартир или помещений;

— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.

8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.

8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:

для зданий высотой до 28 метров включительно — 5 — 8 метров;

для зданий высотой более 28 метров — 8 — 10 метров.

8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.

8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.

8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.

«

Обращаем внимание, что Правилами противопожарного режима в Российской федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственность за исправное состояние дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам возложена на руководителя организации.

При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

У въездов на территорию строительных площадок, гаражных кооперативов, а также садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан вывешиваются схемы с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.

Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов.

Назад к списку