Ответственность за нарушение требований государственных стандартов

Ответственность за нарушение метрологических правил и норм установлена в одном из основных документов – Законе РФ от 27 апреля 1993 г. ‹Об обеспечении единства измерения›. В этом Законе заложены правовые основы обеспечения единства измерений на территории Российской Федерации, регулирования отношений государственных органов управления с физическими и юридическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Действие указанного Закона направлено на гарантированную защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от негативных последствий недостоверных результатов измерений.

Ст. 20 Закона устанавливает различные меры пресечения или предупреждения нарушений (запреты, обязательные предписания и др.).

Ст. 25 предусматривает возможность привлечения нарушителей к административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

Наряду с этим действует ст. 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, устанавливающая денежные штрафы или предупреждения в отношении виновных в допущенных нарушениях должностных лиц. При этом значительно повышен размер налагаемого штрафа, нижний предел которого варьируется в зависимости от допущенного правонарушения от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Осуществление деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений без соответствующей лицензии влечет наложение штрафа в размере от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда.

К уголовной ответственности нарушители метрологических требований привлекаются в тех случаях, когда имеются признаки состава преступления, предусмотренные Уголовным кодексом. К ним могут быть отнесены: халатность, нарушение правил метрологии, выпуск или продажа товаров (услуг), не отвечающих требованиям безопасности. Уголовное дело может возбуждаться также по инициативе органов госнадзора Госстандарта РФ при соответствующих результатах проведенных проверок.

Дисциплинарная ответственность за нарушение метрологических правил и норм определяется решением администрации предприятия (организации) на основании Кодекса законов о труде.

и требований государственных стандартов
Правовые нормы об ответственности за нарушения правил обязательной сертификации и обязательных требований государственных стандартов содержатся в Законе РФ «О сертификации
продукции и услуг», Законе РФ «О стандартизации», Федеральном законе «О защите прав потребителей», Кодексе РФ об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе РФ, которые предусматривают гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за правонарушения в данной области.
Закон о сертификации предполагает приостановку или прекращение продажи (реализации) сертифицированной продукции в случае несоответствия ее качества установленным требованиям или по формальным причинам (например, истек срок действия сертификата, его действие приостановлено или отменено решением органа по сертификации). Причем выбор меры ответственности принадлежит изготовителю (продавцу, исполнителю), что должно определяться характером причины несоответствия (обнаружившиеся конструктивные недостатки продукции или наличие исправимых дефектов в данной партии товаров). Отмена действия сертификата предопределяет обязательное прекращение реализации (продажи).
В случае, если несоответствие товаров требованиям государственных стандартов по безопасности влечет причинение вреда жизни, здоровью потребителя, его имуществу или окружающей среде либо может причинить такой вред, то согласно ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель должен немедленно приостановить или прекратить производство и принять меры по отзыву и изъятию таких товаров из оборота. При невыполнении этих обязанностей добровольно органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), выдают соответствующее предписание.
Новым КоАП РФ предусматривается административная ответственность за отдельные нарушения обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации:
» ст. 6.14 («Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам»);
ст. 8.23 («Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума»);
ст. 9.4 («Нарушение требований нормативных документов в области строительства»);
ч. 1 ст. 12.2 («Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков»);
ч. 2 ст. 13.4 («Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств»);
ст. 13.6 («Использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи»);
ст. 13.8 («Изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех»);
ст. 13.12 («Нарушение правил защиты информации»);
ч. 1 и 2 ст. 14.4 («Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил»);
ч. 2 ст. 14.16 («Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);
ст. 20.4 («Нарушение требований пожарной безопасности»);
ст. 20.14 («Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему»)
В отношении всех иных административных правонарушений в сфере стандартизации и сертификации действует ст. 19.19 КоАП РФ, согласно которой:
нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения;
нарушение правил обязательной сертификации, т.е. реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии) или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на
продукцию, подлежащую обязательной сертификации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.
УК РФ установлена уголовная ответственность за обман потребителей относительно потребительских свойств или качества товаров (услуг), реализуемых (оказываемых) населению (ст. 200), за выпуск или продажу товаров (работ, услуг), не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238), а также за преступления, связанные с нарушением требований об обязательном маркировании продукции марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок (ст. 171.1).
Резюмируя вышесказанное о важнейших рычагах регулирования качества продукции — сертификации и стандартизации, хотелось бы отметить, что объективной основой усиления государственного управления в данной сфере явилась необходимость защитить человека, его имущество и среду обитания от отрицательных последствий, связанных со становлением рыночных отношений в России. Между тем в середине прошлого века мир вступил в период, когда качественные параметры во многих сферах жизни пришли на смену количественным. Многие страны, занимающие сегодня лидирующие позиции в мировой экономике, не имеют ни обширных территорий, ни богатых природных ресурсов. Их главным оружием в сфере маркетинга для завоевания лидерства являются высокий технический уровень и качество товаров (работ, услуг).
Напомним в этой связи чрезвычайно злободневное для нашего времени высказывание известного философа и политического мыслителя И.А. Ильина (1883 — 1954): «…русскому народу есть только один исход и одно спасение — возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца».

Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций

(утв. постановлением Госстандарта РФ от 8 февраля 1994 г. № 8)

Настоящий документ устанавливает порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, и распространяется на органы государственной метрологической службы и государственных инспекторов по обеспечению единства измерений, а также на юридических и физических лиц, осуществляющих торговые операции с отчуждением товаров, количество которых должно определяться в результате измерений.

Общие положения

1.1. Объектами государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, являются торговые операции, при которых товары переходят из собственности одного юридического лица или физического лица в собственность другого юридического или физического лица, при этом количество товара определяется в результате измерений.

1.2. Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в форме проверок соблюдения установленных метрологических правил и норм.

1.3. Основной задачей проверок является контроль правильности определения количества отчуждаемых товаров.

1.4. Нарушениями метрологических правил и норм при определении количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, считаются:

а) отчуждение меньшего количества товара по сравнению с заявленным для продажи.

Заявлением является любое утверждение, как устное, так и письменное, относящееся к количеству товара, выраженное в единицах величин.

Расхождение между заявленным количеством товара и количеством, полученном при контрольном измерении, не должно превышать норм, установленных правилами торговли. В случае отсутствия этих норм расхождение не должно превышать суммы абсолютных значений пределов допускаемых погрешностей средств измерений, применяемых продавцом и государственным инспектором;

б) отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует заплаченной цене;

в) использование средств измерений, не соответствующих типу, неповеренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные показания.

1.5. Проверки соблюдения метрологических правил и норм осуществляют должностные лица Госстандарта России — главные государственные инспектора и государственные инспектора по обеспечению единства измерений Российской Федерации, соответствующих территорий (далее — государственные инспектора).

1.6. В соответствии со статьей 20 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» государственные инспектора имеют право беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения:

— посещать объекты, где осуществляются торговые операции с отчуждением товаров, количество которых должно определяться в результате процедуры измерений, независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

— проверять соответствие используемых величин, допущенным к применению;

— проверять средства измерений, их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу;

— отбирать образцы товаров для осуществления надзора;

— проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций путем выполнения измерений;

— использовать технические средства и привлекать персонал предприятия торговли, на котором осуществляется проверка.

1.7. Проверки могут быть самостоятельными, осуществляемыми только органами Государственной метрологической службы, и совместными, проводимыми совместно с другим (другими) контрольно-надзорным органом (Госторгинспекцией, Санэпидемнадзором и др.).

1.8. Проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.

Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метрологических правил и норм, составляемым органом Государственной метрологической службы.

Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологической службы.

Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки.

Порядок подготовки к проведению проверок

2.1. Орган Государственной метрологической службы, осуществляющий проверку, подготавливает Уведомление о проведении проверки (приложение 1), направленное на проверяемый объект, и информирует в случае необходимости представителей других контрольно-надзорных органов о календарных сроках ее проведения.

2.2. Участники проверки перед ее проведением знакомятся с материалами предыдущих проверок, проведенных на данном объекте органом Государственной метрологической службы или другими контрольно-надзорными органами.

Примечание: при отсутствии в органе Государственной метрологической службы материалов проверок, проведенных другими контрольно-надзорными органами, изучение этих материалов проводится на проверяемом объекте.

2.3. Орган Государственной метрологической службы, осуществляющий проверку количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, вправе проводить проверку без предварительного уведомления.

Порядок проведения проверок

3.1. При осуществлении государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, руководитель проверки предъявляет удостоверение государственного инспектора руководителю объекта, на котором осуществляется проверка.

3.2. Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в виде:

— проверки состояния средств измерений и соответствия условий их эксплуатации установленным требованиям;

— контроля за правильностью выполнения измерений, определяющих количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

— контроля за правильностью определения количества товара, отчуждаемого при совершении торговой операции, в том числе отобранного самим государственным инспектором;

— участия в осуществлении контрольных покупок при проведении совместных с Госторгинспекцией проверок;

— проверки количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, путем проведения контрольных измерений.

3.3. Контрольные измерения производятся на исправных, поверенных средствах измерений совместно с лицами, отпустившими товары. При составлении акта в нем указываются все реквизиты используемого средства измерений.

3.4. В случае обнаружения нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

— изымать из эксплуатации средства измерений, не соответствующие утвержденному типу, неповеренные или дающие неправильные показания;

— запрещать применение средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

— гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельства о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;

— давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;

— составлять протоколы о нарушениях метрологических правил и норм, которые направляются в компетентные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

3.5. Руководители проверок при предъявлении удостоверения государственного инспектора и уведомления о проведении проверки вправе требовать от руководителя объекта обеспечения условий, необходимых для проведения проверок, в том числе: предоставление участникам проверки необходимых для работы документов и материалов, технических средств.

Порядок оформления результатов проверки

4.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение 2). В акте должно быть отражено содержание проверки и ее результаты. Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет руководитель проверки.

4.2. Акт подписывают все участники проверки, после чего в него запрещается вносить изменения и дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает руководитель проверки.

Участники проверки, а также представители проверяемого предприятия, не согласные с принятым решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

4.3. Содержание акта доводят до сведения руководителя объекта, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая подписью руководителя проверки.

4.4. При обнаружении нарушений метрологических правил и норм на основании акта проверки государственный инспектор составляет предписания об устранении обнаруженных нарушений (приложение 3) и протокол о нарушениях метрологических правил и норм, который направляется в компетентные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

4.5. Не позднее пяти дней с момента подписания акт проверки с предписаниями направляют (передают) подвергнутому проверке объекту, копии акта — в соответствующий орган Государственной метрологической службы, организациям, принимавшим участие в проверке, а также иным заинтересованным организациям и учреждениям.

4.6. Руководитель объекта, подвергавшегося проверке, в соответствии с актом проверки и предписаниями принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений.

4.7. Контроль за выполнением предписаний орган Государственной метрологической службы осуществляет при проведении последующих проверок.

4.8. Юридические и физические лица, виновные в нарушениях метрологических правил и норм, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Ответственность государственных инспекторов, осуществляющих государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций

5.1. За невыполнение, ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспектора, осуществляющие государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при торговых операциях, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государственной метрологической службы, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы. Действия государственных инспекторов могут быть обжалованы в суд.

5.3. В соответствии со статьей 22 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 1994 г.

Регистрационный № 740

Приложение 1

Госстандарт России

(наименование органа Государственной метрологической службы)

Директору (руководителю)

Адрес

№№

Телефон __________________________ наименование объекта

«___» _____________________19__ г. (магазина, предприятия и т.д.)

(фамилия, инициалы)

(адрес)

Уведомление

В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений»

на вверенном вам объекте (предприятии, организации, учреждении) с ______ 19___ г. проводится проверка количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, что входит в сферу распространения государственного метрологического надзора.

Проверку поручено провести государственным инспекторам по обеспечению единства измерений (руководитель проверки

(фамилия, инициалы)

участники проверки:

(фамилии, инициалы)

В соответствии со статьей 22 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» прошу создать условия, необходимые для проведения проверки.

Главный государственный инспектор по обеспечению единства измерений

(наименование территории)

(подпись) (инициалы, фамилия)

Приложение 2

Госстандарт России

(наименование органа Государственной метрологической службы)

Акт

от _____________________

(дата)

Проверки соблюдения метрологических норм и правил при определении количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций на

(наименование объекта надзора, ведомственная подчиненность,

форма собственности)

Адрес

(место составления)

Руководитель объекта

(подпись) (инициалы, фамилия)

Основание: Исполнение ст. 18 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений».

Составлен

(фамилии, инициалы, должности участников проверки)

1. Исходные данные о проверяемом предприятии и виде товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.

2. Состояние используемых средств измерений

(удовлетворительное, неудовлетворительное)

Из проверенных средств измерений, составляющих _______________ проц.

(количество)

всех используемых средств измерений, признано непригодными к применению _________________ проц.

(количество)

В том числе

(перечень непригодных средств измерений,

с указанием характера нарушений)

Условия хранения и эксплуатации средств измерений

(соответствуют, не соответствуют)

требованиям документации на них.

3. Результаты проверки количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.

Наименование отобранного товара

Заявленное кол-во товара (ед. велич.) Вид заявления (устное, письменное)

Значение кол-ва товара, полученное в результате контрольного измерения (ед. вел.)

Цена (руб./ед. велич.)

Сумма, выплаченная за товар (руб.)

Фактическая стоимость товара (руб.)

Используемое ср-во измерений, его метрологические характеристики, состояние средства измерений

Вид нарушения

4. Выводы

5. Перечень приложений к акту

1)

2) и т.д.

Акт составлен на _____л. в _____ экз. и направлен (вручен):

1)

2)

Руководитель проверки

(подпись) (инициалы, фамилия)

С актом ознакомлен и один экземпляр получил

Руководитель объекта

(подпись) (инициалы, фамилия)

Приложение 3

Госстандарт России

(наименование органа Государственной метрологической службы)

Руководителю

(наименование объекта проверки)

(фамилия, инициалы)

(адрес объекта проверки)

Предписание

от ____________________ 19____ г.

№ _____________

Выдано на основании акта проверки

от ____________ 19____ г.

№ _____________

При проверке количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, были обнаружены следующие нарушения метрологических правил и норм:

(указываются факты нарушений)

На основании Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» запрещается применение средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных.

Подлежат изъятию из эксплуатации

(указываются конкретные

средства измерений, являющиеся причиной обнаруженных нарушений)

Предписывается устранить обнаруженные нарушения метрологических правил и норм в

(указывается срок)

Государственный инспектор по обеспечению единства измерений

(подпись) (инициалы, фамилия)

Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений

(утв. постановлением Госстандарта РФ от 8 февраля 1994 г. № 8)

Настоящий документ устанавливает порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», и распространяется на все юридические и физические лица, осуществляющие эту деятельность, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

1.Общие положения

1.1. Лицензирование деятельности юридических и физических лиц, по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений является одним из видов государственного метрологического контроля.

1.2. Лицензия на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений — документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом Государственной метрологической службы.

1.3. Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств, выданная органом Государственной метрологической службы, действительна на всей территории Российской Федерации.

1.4. Основанием для выдачи юридическому или физическому лицу лицензии является:

а) заявление юридического или физического лица (заявителя) на осуществление лицензируемого вида деятельности;

б) положительные результаты проверки органом Государственной метрологической службы условий осуществления лицензируемого вида деятельности на их соответствие требованиям нормативных документов по обеспечению единства измерений и требованиям, устанавливаемым настоящим документом.

Требования, предъявляемые к заявителю

2.1. Заявитель, претендующий на получение лицензии на изготовление средств измерений, должен:

— иметь комплект конструкторско-технологической документации на изготовление средства измерений, имеющего Сертификат об утверждении типа средства измерений, полученный в соответствии с Порядком проведения испытаний и утверждения типа средств измерений, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 08.02.1994 г. № 8 (зарегистрировано Минюстом РФ 13.07.94 г. № 634);

— обеспечить условия для изготовления средств измерений в соответствии с конструкторско-технологической документацией;

— обеспечить условия для проведения органом Государственной метрологической службы по месту расположения заявителя испытаний средства измерений на соответствие утвержденному типу;

— иметь аттестат аккредитации на право поверки средств измерений данного типа или договор на проведение поверки данных средств измерений с организацией, обладающей этим правом.

Лицензия на изготовление средств измерений дает владельцу лицензии право на их продажу, ремонт и прокат.

2.2. Заявители, претендующие на получение лицензии на ремонт средств измерений для сторонних организаций, должны иметь:

— рабочие помещения, соответствующие требованиям к организации ремонта средств измерений и условиям хранения средств измерений;

— необходимое технологическое оборудование, средства измерений, ремонтную документацию;

— квалифицированные кадры, выполняющие работы по ремонту, юстировке, наладке средств измерений;

— аттестат аккредитации на право поверки средств измерений данного типа или договор на проведение поверки данных средств измерений с организацией, обладающей этим правом.

2.3. Заявители, претендующие на получение лицензии на продажу или прокат средств измерений, должны иметь:

— рабочие помещения, соответствующие требованиям к условиям хранения средств измерений;

— помещения, квалифицированные кадры и необходимое оборудование, обеспечивающее условия для демонстрации работоспособности средств измерений;

— аттестат аккредитации на право поверки средств измерений данного типа или договор на проведение поверки данных средств измерений с организацией, обладающей этим правом.

2.4. Соответствие установленным требованиям должно быть подтверждено Заявителем в виде обобщающих справок и копий соответствующих документов.

Порядок выдачи лицензии

3.1. Юридическое или физическое лицо (далее — Заявитель), изъявившее желание осуществлять один или несколько видов лицензируемой деятельности, подает заявление по установленной форме (приложение 1) в орган Государственной метрологической службы по месту расположения Заявителя (по месту регистрации юридических лиц).

3.2. Орган Государственной метрологической службы регистрирует заявление и направляет Заявителю подписанный им проект договора на выдачу лицензии (в двух экз.). Заявитель подписывает договор и возвращает один экземпляр органу Государственной метрологической службы.

Орган Государственной метрологической службы проводит лицензирование не позднее 30 дней со дня получения договора.

В случае обнаружения недостатков в организации выполнения лицензируемой деятельности, препятствующих выдаче лицензии, орган Государственной метрологической службы формулирует в акте проверки мотивированный отказ.

3.3. В выдаче лицензии Заявителю может быть отказано в случаях, если:

а) в представленных документах содержатся недостоверные сведения;

б) условия осуществления лицензируемой деятельности не соответствуют требованиям настоящих правил и нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Акт проверки (приложение 2) и лицензия (приложение 3) оформляются в двух экземплярах каждый. Один экземпляр (первый) остается у Заявителя, второй хранится в органе Государственной метрологической службы, выдавшем лицензию.

3.4. Лицензия выдается на срок не более 5 лет. Повторное лицензирование на основании заявления Заявителя может быть осуществлено по сокращенной или полной программе по решению органа Государственной метрологической службы.

Лицензия на право изготовления средств измерений выдается на срок действия сертификата об утверждении типа средства измерений.

3.5. Перерегистрация лицензии производится в случае реорганизации Заявителя.

Контроль за соблюдением условий осуществления лицензируемой деятельности

4.1. Контроль за соблюдением условий осуществления лицензируемой деятельности проводит орган Государственной метрологической службы, выдавший лицензию.

Порядок контроля устанавливается данным органом самостоятельно.

4.2. Если при проверке обнаружены нарушения в соблюдении условий осуществления лицензируемой деятельности, орган осуществлявший лицензирование, может:

а) приостановить действие лицензии на срок до устранения нарушений, что отражается в акте проверки;

б) прекратить действие лицензии путем ее аннулирования, что также отражается в акте проверки.

В этом случае соответствующая информация публикуется в официальных изданиях Госстандарта России или в средствах массовой информации.

4.3. Орган Государственной метрологической службы прекращает действие лицензии в случаях, указанных в п. 3.3 настоящего документа, а также при ликвидации юридического лица — владельца лицензии.

4.4. Владелец лицензии может обжаловать решение органа Государственной метрологической службы в арбитражном суде.

Плата за выдачу лицензии

5.1. Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений оплачивается заинтересованными лицами на условиях, предусмотренных заключенными договорами в соответствии с действующим законодательством.

5.2. В оплату за выдачу лицензий включаются затраты по проверке у Заявителя условий осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с разделом 2 настоящего документа, а также по оформлению лицензии и проведению контроля за соблюдением условий осуществления лицензируемой деятельности.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 1994 г.

Регистрационный № 741

(должность, фамилия, инициалы руководителя органа,

выдавшего лицензию)

(наименование органа, выдавшего лицензию)

от

(наименование юридического или физического лица, почтовый адрес, телефон)

Заявление

Прошу выдать лицензию на

(наименование вида (видов) деятельности: изготовление, ремонт, продажа, прокат средств измерений с указанием типа средств измерений)

Область лицензирования:

(указываются наименование и типы

средств измерений)

С условиями и требованиями лицензирования ознакомлен и обязуюсь соблюдать.

Перечень прилагаемых к заявлению документов (в соответствии с требованиями раздела 2 «Порядка лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений»).

__________ __________ _________________________________________

(Заявитель) (подпись) (инициалы, фамилия лица, приславшего заявку)

«_____» __________199__ г.

Акт
проверки условий осуществления лицензируемой деятельности

_________________ Адрес ___________________________

(дата проверки)

(наименование Заявителя) (фамилия, инициалы)

Составлен

(фамилии, инициалы, должности лиц, осуществляющих проверку)

Присутствовали

(фамилии, инициалы, должности ответственных лиц Заявителя)

В результате проверки требований, предъявляемых к субъектам хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность по

(наименование вида лицензируемой деятельности)

установлено:

1. Имеющееся оборудование соответствует (не соответствует) установленным требованиям и может (не может) обеспечить осуществление указанного вида деятельности.

Перечислить несоответствующие данные.

2. Рабочие помещения соответствуют (не соответствуют) требованиям, предъявляемым к помещениям, в которых осуществляется указанный вид деятельности.

Перечислить несоответствующие данные.

3. Все (не все) нормативные документы, необходимые для осуществления указанного вида деятельности, имеются.

Участники проверки считают (не считают) возможным выдать

(наименование Заявителя)

лицензию на осуществление

(наименование вида деятельности)

Область лицензирования

(указываются наименования и типы

средств измерений)

Лицензия не может быть выдана по следующим причинам:

(заполняется в случае отказа в выдаче лицензии)

Руководитель проверки

(подпись) (инициалы, фамилия)

С актом ознакомлен:

Заявитель

(подпись) (инициалы, фамилия)

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России)

наименование органа Государственной метрологической службы

Лицензия

на

наименование вида деятельности

Действительна до

«____» ____________ г.

Настоящая лицензия выдана

наименование юридического

(физического) лица и его адрес

Владелец лицензии несет ответственность за нарушение условий и требований лицензирования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Область лицензирования определена приложением к настоящей лицензии.

Руководитель органа

Государственной

метрологической службы «____» _________ 199__ г.

Продлена до

«____» _____________ 199__ г.

Руководитель органа

Государственной

метрологической службы «___» ___________ 199___ г.

Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. 1

1. Общие положения. 1

2. Порядок подготовки к проведению проверок. 2

3. Порядок проведения проверок. 2

4. Порядок оформления результатов проверки. 3

5. Ответственность государственных инспекторов, осуществляющих государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. 4

Приложение 1. 4

Приложение 2. 5

Приложение 3. 6

Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений. 7

1.Общие положения. 7

2. Требования, предъявляемые к заявителю.. 7

3. Порядок выдачи лицензии. 8

4. Контроль за соблюдением условий осуществления лицензируемой деятельности. 9

5. Плата за выдачу лицензии. 9

Приложение 1. 9

Приложение 2. 10

Приложение 3. 11