Ответственность по договору перевозки грузов

Отправители и получатели груза несут ответственность за несоблюдение условий договора перевозки груза.
В первую очередь они несут ответственность за несвоевременные расчеты с перевозчиком за перевозку груза, которая выражается в уплате процентов, — ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 13.07.2015, далее — ГК РФ) <1>.
———————————
<1> Российская газета. 06.02.1996. N 23; 07.02.1996. N 24; 08.02.1996. N 25; 10.02.1996. N 27.
Грузоотправитель отвечает:
— за неправильное указание в транспортном документе сведений о грузе, снижающее стоимость перевозки или влияющее на безопасность транспорта; за отправление запрещенных для перевозок грузов;
— за нарушение требований правил перевозок и таможенных правил, вызвавшее задержку транспортных средств органами государственного контроля;
— за повреждение им транспортных средств и т.д.
Данное подтверждается материалами судебной практики <2>.
———————————
<2> Постановление Тринадцатого апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8614/2015 по делу N А56-23682/2014 // www.consultant.ru/law/podborki/zhelezno-dorozhnyj_transport/.
Ответственность грузовладельцев в одних случаях ограничивается значительными штрафами, в других — предусматривается возмещение убытков перевозчику. С грузополучателя при несвоевременном вывозе грузов со станции (порта) назначения взыскивается повышенная плата за хранение.
Наиболее подробные правила об ответственности отправителя и получателя груза содержит Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в ред. от 06.04.2015, далее — УЖТ) <3>. Они также касаются нарушений, связанных: с превышением грузоподъемности (перегруз) вагонов и контейнеров, их простоем; несоблюдением условий по очистке и снятии с них креплений для грузов, сроков погрузки и выгрузки груза, когда данные операции осуществляются силами отправителя и получателя. Ответственность отправителей и получателей, установленная законом, во многих случаях возникает в рамках их обязательств (из принятой перевозчиком заявки на подачу транспортных средств, договоров об организации перевозок, на эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов и др.), а не договора перевозки.
———————————
<3> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.
Ответственность за невыполнение заявки (заказа) при перевозках грузов на транспорте, в отличие от общегражданской имущественной ответственности по принципу вины (ст. 401 ГК РФ), наступает не только за вину, но и за случай. Вина третьих лиц в невыполнении заявки (заказа) и другие возможные причины не снимают имущественной ответственности с грузоотправителя за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов.
Следует отметить, что ст. 94 УЖТ по размеру санкций, применяемых при невыполнении заявки (заказа) на перевозку грузов, ставит обе стороны — грузоотправителя и перевозчика — в равное положение. За совершенное правонарушение как к грузоотправителю, так и к перевозчику применяются равные санкции. Статьей 19 УЖТ предусмотрено, что грузоотправители (отправители), грузополучатели несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с происшедшими по их вине аварийными ситуациями.
Обстоятельства, освобождающие грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов, предусмотрены ст. 116 УЖТ. По характеру своего проявления в деятельности транспортной организации и грузоотправителя они могут быть разделены на три группы:
1) действия непреодолимой силы и военные действия. Непреодолимая сила является чрезвычайным и непредотвратимым в конкретных условиях событием (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.).
Для того чтобы грузоотправитель мог быть освобожден от ответственности, он должны доказать не только наличие непосредственной причинной связи между событием и утратой или повреждением груза, но и то, что им и его работниками были приняты все разумные меры к обеспечению сохранной перевозки;
2) погрузка и перевозка грузов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур;
3) иные случаи, предусмотренные УЖТ. К данным обстоятельствам относится неподача транспортных средств грузоотправителю в случае невнесения грузоотправителем провозной платы и иных причитающихся железной дороге платежей за осуществление перевозки грузов, т.е. за все состоявшиеся ранее перевозки, по которым грузоотправитель не рассчитался с железной дорогой.
Кроме правовых норм, полностью освобождающих грузоотправителя при определенных обстоятельствах от ответственности за невыполнение заявок на перевозку грузов на железнодорожном транспорте, действует норма, которая частично освобождает грузоотправителя от ответственности. Так, при железнодорожных перевозках, если грузоотправитель предупредит станцию о неиспользовании транспортных средств не менее чем за двое суток до дня отгрузки, сумма штрафа уменьшается на одну треть (ст. 94 УЖТ).
Согласно ст. 100 УЖТ за каждый час простоя каждого вагона с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Например, ОАО (далее — истец) обратилось с иском о взыскании с ОАО (далее — ответчик) платы за доставку вагонов и платы за непроизводительный простой вагонов в размере 1647725 руб. на основании договора согласно ст. ст. 15, 309, 310 ГК РФ.
Истец (исполнитель) и ответчик (заказчик) заключили договор на оказание услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов.
Ответчик (заказчик) обязуется оплатить услуги истца (исполнителя) в порядке и объемах, которые предусмотрены настоящим договором.
В рамках заключенного договора истец (исполнитель) предоставил ответчику (заказчику) вагоны.
В январе — апреле 2010 года контрагент ответчика ЗАО допустил повреждения 83 вагонов на станции ДВЖД «Ванино», контрагент ответчика ООО «СК МП» допустил повреждения 6 вагонов на станции ДВЖД «Находка-Восточная», что не отрицается ответчиком.
Считая, что ответчик в нарушение принятых обязательств плату за доставку вагонов к месту ремонта и непроизводительный простой вагонов (п. 6.6 договора) на сумму 1647725 руб. 00 коп. не произвел, истец обратился в арбитражный суд.
Согласно исковому заявлению истец не указывал, что он взыскивает убытки по настоящему делу, в то же время ссылается на ст. 15 ГК РФ. Суды первой и апелляционной инстанций указали, что иск заявлен о взыскании убытков в указанной сумме. Из материалов дела и обжалуемых судебных актов не усматривается, что судом первой инстанции уточнялся у истца предмет спора, в то время как взыскана задолженность по договору и указано в решении на отсутствие оснований для применения ст. 333 ГК РФ при взыскании неустойки. Данное нарушение не было устранено судом апелляционной инстанции. При этом суд апелляционной инстанции указал, что понесенные истцом расходы, предусмотренные договором, это фактически убытки, в связи с чем судом первой инстанции правильно применены ст. ст. 309, 310 ГК РФ.
Однако взыскание убытков регулируется ст. ст. 15, 393 ГК РФ и убытки взыскиваются в части, не покрытой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ).
Вывод суда первой инстанции о том, что между сторонами при заключении указанного договора сложились отношения в сфере возмездного оказания услуг, регулируемые общими положениями гл. 39 ГК РФ, а не специальными нормами гл. 41 ГК РФ, сделан без учета положений ст. 431 ГК РФ и установления правовой природы фактически оказанных услуг, поскольку само по себе предоставление истцом собственных вагонов за плату во временное пользование ответчику не является услугой по смыслу ст. 779 ГК РФ.
В связи с чем при новом рассмотрении суду необходимо определить характер спорного правоотношения и в зависимости от этого применить законодательство, регулирующее спорное правоотношение.
Судами установлено, что истец не понес никаких дополнительных расходов (убытков), связанных с транспортировкой вагонов в ремонт и обратно, однако, как обоснованно указал ответчик в кассационной жалобе, требования об их взыскании были удовлетворены. При новом рассмотрении данное противоречие должно быть устранено судом.
Судами указано, что в соответствии с п. 6.6 договора на ответчике лежит обязанность по оплате пробега вагонов под погрузку третьим лицам.
Между тем п. 6.6 договора установлено, что в случаях повреждения вагонов на железнодорожных путях общего пользования по вине заказчика/грузоотправителя/грузополучателя, а также на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, не зависящим от исполнителя, заказчик возмещает платежи за перевозку вагонов к месту проведения подготовки к ремонту, к месту ремонта, а также за перевозку после осуществления ремонта на железнодорожную станцию, указанную исполнителем. Исполнитель (истец) представляет заказчику все необходимые документы, подтверждающие сумму расходов. Определение ремонтопригодности и объема восстановления вагонов производится специализированными предприятиями, имеющими соответствующую лицензию.
Из данного положения, как утверждает ответчик, не следует, что он взял на себя обязательство по оплате пробега вагонов под погрузку третьим лицам, а обязался возместить расходы, связанные с ремонтом вагонов, транспортировкой вагонов в ремонт и из ремонта.
По утверждению ответчика суды первой и апелляционной инстанций ошибочно пришли к выводу о том, что пробег вагонов после осуществления ремонта и предоставление вагонов под погрузку на станцию отправления являются разными операциями.
Так, из представленных в материалы дела железнодорожных накладных следует, что 19 вагонов после ремонта отправлялись под погрузку в адрес ответчика, на что обоснованно указал ответчик в кассационной жалобе.
Пунктом 2.2.1 договора установлено, что услуга истца по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов включает в себя предоставление вагонов под погрузку на станцию отправления в количестве, необходимом для обеспечения вывоза согласованного объема груза в заявках заказчика.
Согласно п. 4.2.10 договора заказчик обязан своевременно и в полном объеме, в соответствии с разделом 5 настоящего договора, производить оплату услуг исполнителя.
В силу п. 5.3 договора оплата услуг исполнителя производится заказчиком ежемесячно на условии 100% предварительной оплаты на основании счета исполнителя исходя из согласованного в заявке объема по услуге, указанной в пункте 2.2.1 на стоимость услуг исполнителя.
Довод ответчика о том, что пробег 19 вагонов с места ремонта (Ванино, Находка) в адрес ОАО входит в стоимость услуг исполнителя, которые были оплачены, не получил правовой оценки со стороны судов.
При новом рассмотрении суду необходимо проверить данный довод ответчика и в связи с этим установить фактические обстоятельства на основании представленных в материалы дела доказательств по данному вопросу, что имеет существенное значение для правильного разрешения спора, поскольку, как утверждает ответчик, суд повторно взыскал тариф за пробег указанных вагонов под погрузку, что противоречит условиям договора и компенсационному характеру гражданско-правовой ответственности.
При расчете суммы простоя вагонов в ремонте судами неполные сутки были засчитаны как полные, что, по утверждению ответчика, противоречит условиям заключенного соглашения.
Пунктом 6.6 договора предусмотрено, что размер простоя определяется из расчета 1200 руб. в сутки без учета НДС за вагон за каждые сутки нахождения его в ремонте. Время нахождения вагонов в ремонте определяется на основании данных, указанных в актах форм ВУ-23М и ВУ-36М.
Суд апелляционной инстанции указал, что договором не предусмотрена почасовая оплата непроизводительного простоя вагонов в ремонте, посуточное начисление платы за простой основано на условиях договора.
Между тем доводы о применении почасовой оплаты простоя ответчиком не заявлялись, а был представлен контррасчет (л.д. 17 т. 5), в котором отражено время, рассчитанное исходя из полных суток простоя согласно п. 6.6 договора, но данное доказательство не получило правовой оценки со стороны судов с учетом мнения истца.
При таких обстоятельствах принятые по делу решение и постановление не могут быть признаны законными, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции <4>.
———————————
<4> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2011 г. по делу N 40-8412/11-32-65 // Сборник судебной практики ФАС Московского округа от 29 марта 2012 г. С. 12 — 19.
Следует отметить, что ст. 104 УЖТ предусмотрена ответственность грузоотправителя, грузополучателя при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров. Субъекты, несущие ответственность, обязаны отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров. Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Принят Государственной Думой от 21 октября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. N 238 — 239.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принят Государственной Думой от 22 декабря 1995 г. N 14-ФЗ // Российская газета. 1996. N 23 — 27.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3. Принят Государственной Думой от 1 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // Российская газета. 2001. N 233.
4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.
5. Постановление Тринадцатого апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8614/2015 по делу N А56-23682/2014 // www.consultant.ru/law/podborki/zhelezno-dorozhnyj_transport/.
6. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2011 г. по делу N 40-8412/11-32-65 // Сборник судебной практики ФАС Московского округа от 29 марта 2012 г. С. 12 — 19.

Ответственность по обязательствам, вытекающим из договора перевозки груза автотранспортом, определена в Уставе автомобильного транспорта от 08.11.2007 (далее – УАТ) и в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждённых Правительством 15.04.2011 (далее – Правила), которые также предъявляют конкретные требования к составлению претензионных документов. Кроме того, ГК РФ запрещает соглашения, которые полностью устраняют законную ответственность или частично ограничивают её.

Ответственность перевозчика по договору перевозки груза автомобильным транспортом

Во-первых, стоит отметить те действия или бездействия, которые приводят к ответственности перевозчика по транспортному договору. Невывоз груза, представление контейнера для перевозки или транспортного средства с просрочкой, невыполнение обязанности по сохранности груза, доставка груза за пределами договорных сроков.

Нарушение (пункты ст. 34 УАТ) Санкция (размер)
Невывоз груза (п. 1) Штраф (20 % от платы за доставку груза) + возмещение убытков
Предоставление ТС или контейнера в неустановленный срок (п. 3) Штраф за каждый час просрочки (5% от платы в случае городского или пригородного сообщения; 1% от среднесуточной провозной платы при междугородней перевозке грузов) + возможно возмещение убытков
Нарушение обязанности по сохранности груза (п.п. 5, 7, 9) Возмещение ущерба (стоимость утерянного груза, сумма снижения стоимости груза, часть объявленной стоимости груза или объявленная стоимость полностью) + возврат провозной платы, не входящей в стоимость груза
Просрочка доставки груза (п. 11) Штраф (9% от платы за каждый сутки просрочки)

Размер установленных законом санкций (могут быть изменены сторонами в рамках договора перевозки грузов)

Ответственность грузоотправителя/грузополучателя при перевозке грузов

Во многом его ответственность зеркальна ответственности перевозчиков. Так, необходимо выделить непредъявление груза перевозчику, неуказание особых условий перевозки в транспортной накладной либо предоставление неточной информации о грузе, задержка ТС или контейнера перевозчика, поданного под выгрузку или погрузку. Также, как и в предыдущем случае, размер штрафов может быть изменён самими сторонами перевозки грузов.

Нарушение (пункты ст. 35 УАТ) Санкция (размер)
Непредъявление груза (п. 1) Штраф (20 % от платы за доставку груза) + возмещение убытков
Неуказание особой информации (п. 3) Штраф (20% от провозной платы) + возмещение убытков
Задержка или простой ТС (п. 4) или контейнера (п. 7):

Пригородное или городское сообщение:

Междугороднее сообщение
Специализированные ТС (п. 5):

5% от провозной платы

1% от среднесуточной платы

10% и 2% соответственно для городского и междугороднего сообщения

Составление претензионных документов при перевозке грузов

Составление претензионных документов урегулировано Правилами. Обстоятельства, влекущие за собой ответственность перевозчика или грузоотправителя/грузополучателя, должны быть отражены в актах или отмечены в накладной, путевом листе или сопроводительных документах. Сам акт должен быть составлен немедленно или в течение суток с момента обнаружения нарушения в количестве равном количеству сторон. При уклонении противоположной стороны необходимо уведомить её в письменном виде о составлении акта в одностороннем порядке. В свою очередь, в транспортной накладной должны быть кратко отмечены причины составления акта и сам факт его составления.

В спорах с перевозчиками грузов обязательно предварительное направление претензии до предъявления искового заявления. Претензия направляется в течение срока исковой давности (один год с момента возникновения спорных обстоятельств), а на ёё рассмотрение стороне предоставлено 30 дней.

Организация грузовых перевозок — это сложный комплексный процесс, включающий в себя подбор транспортного средства, составление оптимального маршрута следования, контроль ведение погрузочно-разгрузочных работ, оформление документации, расчет расхода топлива, и другие важные процедуры. Впрочем, клиенту вовсе не обязательно знать все эти тонкости, ведь, доверяя организацию перевозок грузов транспортному подразделению компании «Профкомплект» вы снимаете с себя все заботы о доставке и сохранности груза.
Транспортное подразделение нашей компании успешно работает на рынке грузоперевозок уже на протяжении многих лет, и за прошедшее время выработала четкий алгоритм сотрудничества с клиентами. На сегодняшний день организация грузовых перевозок в нашей компании состоит из следующих этапов:
— Консультации специалистов. Первым этапом организации грузовых перевозок является выбор транспортного средства в соответствии с типом груза, его объемом и весом. Также наши специалисты произведут расчет перевозки груза и ответят на все интересующие вопросы — оформление документации, маршрут и время в пути, экспедирование и организация грузовых перевозок в целом.
— Составление договора на организацию грузовых перевозок. На данном этапе сотрудничества мы составляем договор, где указываются перечень услуг нашей компании, сроки их выполнения и стоимость работ. Договор на организацию грузовых перевозок выступает гарантией качества выполнения оказываемых услуг, сохранности груза и соблюдения сроков.
— Подготовка необходимой документации. Это один из наиболее ответственных этапов организации грузовых перевозок, особенно при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Наши специалисты, по дополнительному соглашению, осуществляют контроль за правильным оформлением необходимых для перевозки груза документов как на этапе погрузки так и , что более важно, на этапе выгрузки.
— Перевозка груза до места назначения. На данном этапе организация грузовых перевозок включает в себя загрузку товара, его перевозку до места назначения и выгрузку. Возможно ведение погрузочно-разгрузочных работ посредством нашей спецтехники, однако, это требует дополнительно согласования.
— Отчетность. Финальный этап организации грузовых перевозок — это предоставление отчетов о проделано работе, подтверждающих соблюдение сроков поставки, указанных в договоре и сохранности груза.
Профессиональный подход к организации грузовых перевозок позволяет уладить все формальности без лишней траты времени и сил. Все что вам требуется, это связаться с нашими специалистами и обсудить детали соглашения. Определение оптимального маршрута, расчет тарифа на перевозку груза, оформление документации, экспедирование груза и все остальные заботы по организации грузовых перевозок возьмут на себя специалисты нашей компании..
Сотрудничество с транспортным подразделением компании «Профкомплект» — это не только удобно, но и выгодно. Организация грузовых перевозок осуществляется таким образом, чтобы максимально сократить издержки клиентов. В зависимости от типа и веса груза, мы подбираем наиболее подходящий для данной грузоперевозки вид транспорта имеющийся у нас в наличии, а также оптимальный маршрут до места назначения. Кроме того, для постоянных клиентов предусмотрены скидки, что делает сотрудничество с нами еще более выгодным и доступным.

По вопросам грузоперевозки обращайтесь Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

За выполнение договора перевозки груза отвечают обе стороны — и перевозчик, и отправитель. Следовательно, в случае нарушения условий договора они будут наказаны. А о том, что конкретно могут взыскать друг с друга стороны договора и в каких случаях, мы расскажем в этой статье.

Согласно ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским и транспортными кодексами и уставами, а также соглашением сторон. При этом соглашения организаций-перевозчиков с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перемещении товара предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Эти общие правила касаются всех видов доставки имущества любым видом транспорта.

Что такое договор перевозки и чем регулируется ответственность по нему

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенное ему отправителем имущество в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за осуществление доставки установленную плату (ст.785 ГК РФ). Но доставить какой-либо объект из одного пункта в другой можно различными способами. Поэтому, с учетом особенностей различных способов доставки грузов, наряду с Гражданским кодексом, ответственность сторон по договору перевозки регулируется и иными нормативными актами:

  • Воздушным кодексом РФ;
  • Кодексом внутреннего водного транспорта РФ;
  • Кодексом торгового мореплавания РФ;
  • Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
  • Уставом железнодорожного транспорта РФ.

Пример формулировок:

Полный текст документа вы можете скачать в конце статьи.

За что отвечает перевозчик

В соответствии с ГК РФ перевозчик несет следующую ответственность за нарушение договора перевозки груза:

  • за неподачу транспортного средства;
  • за нарушение установленного срока доставки;
  • за утрату, недостачу и повреждение (порчу) имущества.

Наказание перевозчику за неподачу транспортных средств устанавливается в виде штрафа. На железнодорожном транспорте штраф за невыполнение принятой заявки взыскивается независимо от платы за пользование вагонами или контейнерами. Размеры штрафных санкций устанавливаются транспортными уставами и кодексами либо соглашением сторон.

Мерой гражданско-правовой ответственности за просрочку в доставке груза также являются штраф или пени. Кроме того, если товар не был выдан грузополучателю в течение срока, установленного нормативным актом или договором, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать имущество утраченным и потребовать за него возмещения ущерба.

В случае утраты или недостачи груза перевозчиком возмещается ущерб в размере стоимости утраченного или недостающего товара, а в случае его повреждения или порчи — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

За что отвечает отправитель

Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов является взаимной. Грузоотправитель несет ее перед перевозчиком в следующих случаях:

  • за невыполнение принятой заявки;
  • за искажение в транспортной накладной наименования и иных сведений о товаре;
  • за задержку транспортного средства при погрузке;
  • за отправление запрещенного для транспортировки товара;
  • за просрочку внесения провозной платы и иных причитающихся перевозчику платежей.

Ответственность отправителя по договору перевозки, в зависимости от вида нарушения договорных обязательств, может выражаться в уплате штрафных санкций либо в виде возмещения убытков. Конкретные размеры штрафа или неустойки также устанавливаются транспортными уставами и кодексами либо соглашением сторон.

Грузы и способы их перевозки могут быть разными. Российские организации могут перевозить по стране и из-за границы целые железнодорожные составы товара, а могут отправлять мелкие пакеты авиатранспортом. Все зависит от того, какую деятельность осуществляет организация и какие у нее потребности в грузопервезках. Во всем этом многообразии есть только одно общее — любая сделка, а перевозка товаров, материалов или документов — это именно сделка, должна быть оформлена документально. В соответствии с требованием статьи 785 Гражданского кодекса РФ между отправителем или получателем груза и перевозчиком должен быть заключен письменный договор.

Договор о перевозке грузов: особенности и условия

Любой договор грузоперевозки предполагает обязанность перевозчика доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю. При этом оплачивать услуги перевозчика может как отправитель, так и получатель. Кроме того, любая из сторон может совмещать свои функции с функциями перевозчика, например, продавец может доставить его своими силами покупателю. При заключении договора грузоперевозки большую роль играют отраслевые нормативные акты в сфере перевозчика. Именно они влияют на общие условия, а также на ответственность сторон по договору перевозки.

Так, к примеру, при транспортировке на автомобиле необходимо при заключении договора обратить внимание на требования Устава автомобильного транспорта от 08.11.2007 (УАТ) и Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. Железнодорожная перевозка регулируется Уставом железнодорожного транспорта (УЖТ), а в воздушной — самую важную роль играют требования Воздушного кодекса. Поэтому, при составлении договора и определении, какая предусмотрена ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов, важно не противоречить требованиям этих документов. Об этом же сказано в статье 784 ГК РФ, что:

Существенные условия для конкретных видов перевозки определяются уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Отсутствие договора ответственности не помеха

Иногда для перевозки грузов стороны не составляют единый письменный договор.В этом случае его просто заменяет транспортная накладная (коносамент или другой документ, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом. В таком документе нельзя прописать ответственность за нарушение договора перевозки груза, поэтому в таких случая она определяется по нормам Гражданского кодекса и ведомственных нормативно-правовых актов.

Общие требования к ответственности

Итак, все условия сделки, а значит и ответственность сторон по нормам статьи 784 ГК РФ должны быть прописаны в договоре (если уставами и кодексами, иными законами и НПА не определено иное). При их определении особенно важно обратить внимание на статью 796 ГК РФ. Ведь в соответствии с ней ответственность по договору строится по принципу вины — действует презумпция вины обязанной стороны. Это значит, что в любом происшествии с грузом, пока не доказано обратное, виноват перевозчик. Правда, его ответственность, как правило, ограничена пределами стоимости груза. Но если стороны смогут доказать в суде причинно-следственную связь между тем, что произошло с грузом и виной перевозчика, они также могут требовать возмещения убытков.

Какие именно ситуации приводят к возникновению ответственности? Их может быть несколько:

  • нарушение сроков доставки груза;
  • утрата груза;
  • недостача, порча или повреждение.

При этом, полной утратой груза считается невозможность выдать его получателю в течение сроков, установленных договором или действующими НПА. Для разных типов перевозки эти сроки отличаются:

  • на железной дороге груз признается утраченным, если он не выдан получателю в течение 30 дней с момента истечения оговоренных сроков доставки (ст. 12 ТУЖД);
  • при авиадоставке утрата наступает в течение 10 дней с момента истечения оговоренных сроков доставки (ст. 126 Воздушного кодекса РФ);
  • при использовании автомобильного транспорта предусмотрен срок 10 дней, исчисляемый с момента принятия груза к перевозке (ст. 139 УАТ).

Порчей или повреждением груза является ухудшение его качества из-за изменения физических, химических и других свойств, делающее невозможным использование товара или материалов по назначению. Если ситуация привела к полной невозможности использования, то в силу статьи 796 ГК РФ такая порча принравнивается к утрате.

Последствия для виновного лица

Таким образом перевозчик отвечает за необеспечение сохранности груза в случае:

  • неисполнение им (утрата груза) или ненадлежащее исполнение (недостача, порча, повреждение груза) обязательств по перевозке;
  • возникновения убытков у отправителя или получателя из-за недобросовестного исполнения обязательств перевозчиком.

При этом, грузоотправитель или грузополучатель обязаны доказать наличие убытков и причинную связь между нарушением договорного обязательства и их возникновением, а перевозчик — отсутствие своей вины. Если ему этого не удалось, то он может быть наказан:

За нарушение сроков доставки или невывоз со склада

Штрафом и возмещением причиненных убытков (размер штрафа обычно прописан в НПА, но может быть уменьшен или увеличен по соглашению сторон). Обычно сумма взыскания зависит от времени просрочки и исчисляется в процентах от стоимости товара либо суммы оплаты по договору.

Повреждение либо утрата

Возмещение суммы ущерба, причиненного заказчику в сумме полной либо частичной стоимости товара.

Форс-мажор и другие условия освобождения от ответственности

Практически во всех кодексах и НПА содержится перечень обстоятельств, наступление которых освобождает перевозчика от последствий утраты или порчи груза, а также нарушения условий его перевозки. Такие обстоятельства делятся на форс-мажорные, т.е. такие в которох не виновны стороноы договора из-за действия непреодолимой силы, и на те, в которох виноваты другие лица. К ним, в частности, относится:

  • вина грузоотправителя или получателя;
  • недостатки тары или упаковки, незаметные для перевозчика по наружному виду при приеме товара;
  • особые естественные свойства товара, неизвестные перевозчику;
  • сдача груза к перевозке без указания в транспортных документах их особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности;
  • сдача товара, влажность которого превышает установленные нормы;
  • сдача хрупкого товара, без извещения об этом перевозчика;
  • другие действия сторон договора.

Вину с себя в этом случае перевозчик может снять только при условии, что он сможет доказать наличие таких обстоятельств, а также причинную связь между ними и порчей либо утратой груза. (ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ, ст. 160 Кодекса торгового мореплавания, ст. 132 УАТ).

К форс-мажорным обстоятельствам обычно относят :

  • любую природную непреодолимую силу (цунами, извержения вулкана, ураган, землетрясение, наводнение);
  • опасности и случайности, воздействие которых, можно предотвратить, но нельзя предвидеть их наступление (например, посадка судна на мель, не обозначенную в лоции, падение воздушного судна);
  • пожар, возникший не по вине перевозчика;
  • военные действия и народные волнения.