Ответственность оценщика

Основополагающим нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (ст. 3 указанного закона).

Для надлежащего оформления правоотношений необходимо заключить договор оказания услуг оценщика. Основные требования к такому договору содержатся в ст. 10 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Такой договор заключается в простой письменной форме и должен содержать:

цель оценки;

описание объекта или объектов оценки, позволяющее осуществить их идентификацию;

вид определяемой стоимости объекта оценки;

размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

дату определения стоимости объекта оценки;

сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;

указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;

указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством и ст. 24.6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор;

сведения о договоре страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за нарушение требований договора на проведение оценки и договора страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности;

сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В договоре на проведение оценки, заключенном заказчиком с юридическим лицом, должны быть указаны сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе фамилия, имя, отчество оценщика или оценщиков.

Датой определения стоимости объекта оценки (датой проведения оценки, датой оценки) является дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки.

Приведем примерную форму договора оказания услуг оценщика.

Договор

оказания услуг оценщика N _____

г. _____________

«___»__________ ____ г.

______________________, именуем___ в дальнейшем «Заказчик», в лице ______________________, действующ___ на основании ______________________, с одной стороны, и

1. Предмет Договора

1.1.1. Объект оценки: ________________________________________________.

(описание объекта оценки, позволяющее его идентифицировать)

1.1.2. Вид определяемой стоимости объекта оценки: __________________________.

1.1.3. Цель оценки: ____________________________________.

1.3. Услуги по настоящему Договору оказываются Исполнителем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

1.4. Результатом оказания Услуг по настоящему Договору является отчет об оценке, который оформляется Исполнителем и передается Заказчику в письменной форме на материальном носителе на русском языке в одном экземпляре и должен соответствовать положениям действующего законодательства Российской Федерации и требованиям, установленным настоящим Договором.

1.5. Услуги по настоящему Договору оказываются в следующие сроки:

1.5.1. Начало оказания Услуг: «___»_________ ____ г.

1.5.2. Конец оказания Услуг: «___»_________ _____ г.

1.6. Датой определения стоимости объекта оценки является дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки. Датой определения стоимости объекта оценки по настоящему Договору является дата составления отчета об оценке объекта.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Исполнитель обязан:

2.1.1. Оказать Услуги Заказчику качественно и в срок в соответствии с требованиями настоящего Договора.

2.1.2. В случае утраты полученных от Заказчика оригиналов документов восстановить их за свой счет.

2.1.3. Соблюдать при проведении оценки требования законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик.

2.1.4. По окончании оказания Услуг представить Заказчику отчет об оценке и Акт оказанных услуг (Приложение N ____).

2.1.5. Хранить копию составленного отчета об оценке в течение общего срока исковой давности, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

2.2. Исполнитель вправе:

2.2.1. Получать от Заказчика любую информацию и документы, необходимые для выполнения своих обязательств по настоящему Договору.

2.2.2. Самостоятельно определять формы и методы оказания Услуг по настоящему Договору исходя из требований действующего законодательства Российской Федерации.

2.2.3. Отказаться от исполнения обязательств по настоящему Договору при условии полного возмещения Заказчику убытков, причиненных таким отказом.

2.3. Заказчик обязан:

2.3.1. Предоставить Исполнителю всю необходимую информацию и (или) документы в течение ____ рабочих дней с момента подписания настоящего Договора.

2.3.2. Оплатить услуги Исполнителя в порядке и сроки, установленные настоящим Договором.

2.3.3. Принять результаты оказанных Услуг у Исполнителя путем подписания Акта оказанных услуг (Приложение N ____).

2.4. Заказчик вправе:

2.4.1. Осуществлять контроль за ходом оказания Услуг, не вмешиваясь при этом в деятельность Исполнителя.

2.4.2. Получать от Исполнителя устные и письменные консультации и разъяснения, связанные с оказанием Услуг, в течение _____ рабочих дней с момента предъявления соответствующего требования.

2.4.3. Отказаться от исполнения настоящего Договора при условии оплаты Исполнителю фактически оказанных им Заказчику Услуг на момент такого отказа.

3. Вознаграждение исполнителя и порядок его выплаты

3.1. За проведение оценки объекта по настоящему Договору Исполнителю выплачивается вознаграждение в размере ______ (_____________) рублей.

3.2. Выплата вознаграждения осуществляется на основании выставляемого Исполнителем счета в течение _____ дней с момента подписания Сторонами Акта оказанных услуг (Приложение N ____).

3.3. Выплата вознаграждения Исполнителю осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в настоящем Договоре, или же путем внесения наличных денежных средств в кассу Исполнителя.

4. Ответственность Сторон и форс-мажорные обстоятельства

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

4.2. Исполнитель несет имущественную ответственность за ненадлежащее оказание Услуг по настоящему Договору. В случае если Услуги оказаны Исполнителем с отступлениями от условий настоящего Договора по вине Исполнителя, Заказчик вправе потребовать от Исполнителя безвозмездного устранения недостатков в разумный срок либо соразмерного уменьшения стоимости Услуг.

4.3. В случае нарушения сроков оказания Услуг Заказчик вправе потребовать уплаты штрафа (пени) в размере ____% от стоимости Услуг за каждый день просрочки.

4.4. В случае несвоевременной оплаты Заказчиком Услуг Исполнителя Исполнитель вправе потребовать уплаты штрафа (пени) в размере ____% от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

4.5. Уплата штрафов (пени) не освобождает Стороны от исполнения своих обязательств по настоящему Договору.

4.6. Убытки, причиненные Заказчику вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном Исполнителем, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества Исполнителя, причинившего своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности.

4.7. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить.

4.8. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 4.7 настоящего Договора, каждая Сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую Сторону.

4.9. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему Договору.

4.10. В случае наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 4.7 настоящего Договора, срок выполнения Стороной обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.

4.11. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 4.7 настоящего Договора, и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Договора.

5. Разрешение споров

5.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего Договора, Стороны будут стремиться разрешать путем переговоров.

5.2. Споры, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в судебном порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

6. Срок действия Договора. Порядок изменения и расторжения Договора

6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и действует до момента исполнения Сторонами всех взятых на себя обязательств.

6.2. Условия настоящего Договора могут быть изменены по взаимному согласию Сторон путем подписания письменного соглашения.

7. Конфиденциальность

7.1. Любая информация, передаваемая Сторонами друг другу в период действия настоящего Договора, разглашение которой может нанести убытки любой из Сторон, является конфиденциальной и не подлежит разглашению третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

8. Заключительные положения

8.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон.

8.2. Стороны обязуются письменно извещать друг друга о смене реквизитов, адресов и иных существенных изменениях.

8.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

8.4. Ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему Договору третьим лицам без письменного согласия другой Стороны.

8.5. Во всем остальном, что не урегулировано настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

9. Приложение

Неотъемлемой частью настоящего Договора являются:

9.1. Страховой полис Исполнителя (Приложение N ___).

9.2. Отчет оценщика (Приложение N ___).

9.3. Акт оказанных услуг (Приложение N ___).

9.4. _________________________________.

10. Подписи Сторон

Исполнитель: Заказчик:

Результатом проведения оценки объекта недвижимости является официальный отчет.

Согласно ст. 11. Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В отчете должны быть указаны:

дата составления и порядковый номер отчета;

основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;

сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

цель оценки;

точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки;

стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата;

дата определения стоимости объекта оценки;

перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки. Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если заказчиком оценки жилого помещения является гражданин, то данные правоотношения попадают под действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В рамках судебного разбирательства в суде общей юрисдикции оценка объектов недвижимости проводится с привлечением квалифицированных оценщиков.

О проведении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости суд выносит определение, в котором содержится перечень вопросов эксперту, наименование экспертного учреждения, а также сведения о стороне, за счет которой проводится оценка. На время проведения оценки производство по делу приостанавливается. После вступления определения в законную силу (15 дней со дня вынесения) суд направляет дело в экспертное учреждение. Экспертное учреждение связывается с плательщиком, после оплаты эксперт приступает к оценке. По завершении работ дело вместе с экспертным заключением возвращается в суд, после чего производство по делу возобновляется.

Оценка ущерба проводится аналогичным образом.

Работа оценщика достаточно сложная. Специалист должен знать все особенности и нюансы оценочной деятельности, разбираться в юридических вопросах и ответственно относиться к своей работе. Эксперт оценщик, безусловно, несет ответственность за свою работу, и сегодня мы разберемся, чем грозит оценщику безответственный подход к своим обязанностям.

Российское уголовное законодательство не содержит прямого состава преступления относительно действий оценщика или его бездействия, которые были совершены им при оценочной деятельности.

Чтоб определить, под какую категорию попадает преступная халатность в работе оценщиков, важно понимать, какая статья вменяется. К примеру, это может быть статья за мошенничество, заведомо ложные показания эксперта, халатность и прочие.

Также важно отметить, что в рамках существующего в России законодательства, оценщики несут гражданско-правовую, то есть материальную ответственность за действие или бездействие, которые были совершены им во время проведения оценочной деятельности.

Согласно ФЗ-135, ущерб, причиненный заказчику, который заключал договор относительно проведения оценки или имущественный вред, который был причинен третьими лицами при применении финального размера рыночной цены или другой стоимости оценочного объекта, которая была указана в акте об оценке и была подписана оценщиком, подлежит возмещению. Такой ущерб возмещается в полном объеме имуществом самого оценщика, компанией по проведению оценки, которые причинили своими действиями или бездействием убыток или нанесли вред имуществу при оценке.

Также человек, чьи права нарушены, может потребовать возмещения убытков в полном объеме, если в договоре не предусматривается возмещение убытков в меньших размерах.

Каждый оценщик несет ответственность за свои действия, поэтому, если в результате действий или бездействия оценщиков Вы понесли ущерб, не бойтесь требовать возмещения ущерба. А чтоб таких неприятностей избежать, обращайтесь в надежные оценочные компании, где опытные и квалифицированные оценщики качественно и добросовестно произведут оценку зданий, незавершенного строительства и других объектов недвижимости.

Статьи

Оставить комментарий | Читать комментарии

Курбатов Алексей,
кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права
Государственного университета — Высшей школы экономики.

Анализируя изменения, внесенные в законодательство об оценочной деятельности, автор статьи приходит к следующему выводу: необходимо либо полностью запретить деятельность оценщиков как работников юридического лица и сделать ее исключительно самостоятельной, либо признать юридических лиц субъектами оценочной деятельности, которые полностью отвечают за своих работников, проводящих оценку.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) были внесены дополнения, касающиеся имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности, которые применительно к случаям, когда оценщики действуют на основании договора с юридическим лицом, поражают своей нелепостью. В подтверждение можно привести следующие положения.

1. Согласно ст. 4 Закона об оценочной деятельности ее субъектами (оценщиками) признаются только физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков, застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями этого Закона. При этом оценщики могут осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, либо на основании трудового договора, заключенного с юридическим лицом. В любом случае страхователем по договору обязательного страхования ответственности является оценщик — физическое лицо (ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности).

В то же время согласно ч. 1 ст. 9 Закона об оценочной деятельности основанием для проведения оценки служит договор на ее проведение, заключенный между заказчиком и оценщиком или между заказчиком и юридическим лицом, с которым у него заключен трудовой договор.

Во-первых, применительно к оценщикам, работающим по трудовому договору, указанные изменения создали юридически абсурдную конструкцию. Договор на проведение оценки заключает юридическое лицо, и оно же соответственно берет на себя обязанности по выполнению этого договора перед заказчиком, а оценку осуществляет оценщик — физическое лицо, которое отвечает перед заказчиком и третьими лицами за проведение этой оценки и обязано страховать такую ответственность. При этом договорными отношениями оценщик связан только с юридическим лицом.

Получается, что ответственность оценщика даже перед заказчиком наступает из факта проведения оценки, т.е. является внедоговорной, а договор на проведение оценки имеет смысл только для возможного принятия на себя юридическим лицом дополнительной ответственности по обязательствам оценщика. Причем это касается только заказчика как стороны договора. Принять на себя дополнительную ответственность перед третьими лицами юридическое лицо не может (обязательство, возникающее из договора, носит относительный характер, т.е. существует в отношении конкретного должника).

Во-вторых, эти положения как специальные исключают возможность применения к данным случаям положений ГК РФ об ответственности юридического лица за действия своих работников. На основании общей ст. 402 ГК РФ действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Именно он отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Применительно к обязательствам по возмещению вреда ст. 1068 ГК РФ закрепляет тот же подход. Согласно ей юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если они действуют или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина под его контролем на предмет безопасности ведения работ.

2. Согласно ч. 1 ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, нанесенный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной либо иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Во-первых, авторы изменений умудрились разделить убытки (которые причиняются заказчику) и имущественный вред (который причиняется третьим лицам). А ведь убытки — это денежное выражение имущественного вреда (см., например, ст. 1082 ГК РФ). Они представляют собой универсальную меру имущественной ответственности, включающую реальный ущерб и упущенную выгоду, и взыскиваются не только в договорных и внедоговорных, но и в публичных отношениях (ст. 15 и 16 ГК РФ). Причем, как уже указывалось, получается, что ответственность оценщика, действующего на основании договора с юридическим лицом, всегда носит внедоговорный характер.

Во-вторых, указанное положение является юридически бессмысленным, поскольку не только не закрепляет никаких конкретных правил соотношения ответственности оценщика и юридического лица, но еще и порождает путаницу.

Исходя из того что субъектом ответственности признается оценщик, указание на ответственность юридического лица может иметь значение только для тех случаев, когда оно добровольно приняло на себя дополнительную ответственность перед заказчиком как стороной договора, что, в частности, подтверждается положениями ч. 2 ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности.

3. В соответствии с ч. 2 ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, может указать в нем условия принятия на себя обязательства по дополнительному обеспечению обязанности оценщика возместить убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или возместить имущественный вред, нанесенный третьим лицам (ч. 2 ст. 24.6).

Во-первых, удивляет диспозитивный характер этого положения. Например, в отсутствие установленных дополнительных обязанностей юридического лица этот договор вообще теряет какое-либо юридическое значение, поскольку юридическое лицо не несет ответственности за его несоблюдение. Кроме того, если оценка вообще не проводится, то нельзя привлечь к ответственности и оценщика, поскольку он не является стороной договора и соответственно у него нет никаких обязанностей перед заказчиком до проведения оценки.

Во-вторых, не совсем понятно, что в данном контексте означает понятие «обязательства по дополнительному обеспечению обязанности оценщика возместить убытки». Логически это должно быть поручительство по обязательству возмещения убытков.

Согласно ст. 361 ГК РФ договор поручительства может быть заключен для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем. Это касается как договорных, так и внедоговорных обязательств (п. 2 ст. 307 ГК РФ). При этом в силу п. 1 ст. 363 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Однако поручительство может касаться только лица, участвующего в договоре, т.е. заказчика.

4. В соответствии с абз. 8 ч. 2 ст. 10 Закона об оценочной деятельности договор на проведение оценки должен содержать указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством и ст. 24.6 этого Закона, оценщика или юридического лица, с которым он заключил трудовой договор. Данная статья является общей и касается всех договоров на проведение оценки, заключенных как самостоятельно оценщиками, так и юридическими лицами, у которых они работают.

Указанное положение также представляет собой юридический нонсенс, поскольку устанавливает императивную обязанность, которую невозможно исполнить.

Во-первых, из него вытекает, что речь идет о некоем третьем лице, не являющемся ни оценщиком, ни юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор. Это доказывается следующим:

  • по гражданскому законодательству юридическое лицо и так несет ответственность за вред, причиненный его работником. Если брать упоминаемую конструкцию поручительства, то поручитель по общему правилу несет солидарную ответственность с должником. Поэтому о дополнительной ответственности в данном случае можно говорить только в отношении третьего лица;
  • ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности решает вопрос о дополнительной ответственности юридического лица, у которого работает оценщик, и придает этому вопросу диспозитивный характер. Игнорировать данное положение нельзя, поскольку оно является специальным по отношению к ч. 2 ст. 10 Закона об оценочной деятельности.

Вопрос о том, кто может выступить в качестве этого третьего лица и как обеспечить его обязательное участие в отношениях, остается открытым. К тому же возникает логически абсурдная ситуация: ответственность юридического лица, у которого работает оценщик, носит диспозитивный характер, но при этом необходима ответственность некоего третьего лица.

То, что речь здесь не идет о страховщике, доказывается отдельным упоминанием в ч. 2 ст. 10 Закона об оценочной деятельности сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика, которые должны содержаться в договоре на проведение оценки. То, что в данном случае не имеются в виду саморегулируемые организации оценщиков, подтверждается отнесением к их функциям только обязанностей по разработке и утверждению дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности (ч. 1 ст. 22.1 Закона об оценочной деятельности), информацию о которых они должны размещать на своем официальном сайте (ч. 1 ст. 22.3 Закона об оценочной деятельности). При этом до сих пор остается загадкой, как им исполнять эту обязанность.

Снова возникает юридически парадоксальная ситуация. Саморегулируемые организации оценщиков должны отразить в своих локальных актах то, что потом юридические лица, где работают оценщики, на которых эти акты не распространяются, будут включать в договоры на проведение оценки.

Во-вторых, непонятно, зачем тогда нужны требования об обязательном страховании ответственности оценщиков и о формировании компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков (ч. 3 ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности), если оценщики и юридические лица, у которых они работают, все равно должны искать дополнительное обеспечение исполнения обязательств оценщиков по возмещению убытков.

В-третьих, упоминается гражданское законодательство, применение которого в данном случае исключено установлением иной конструкции ответственности юридического лица за действия своих работников, носящей специальный характер. Это порождает замкнутый круг: сначала установили специальные правила, а затем сделали отсылку к общим.

В-четвертых, самым главным является то, что подобная императивная формулировка позволяет отнести данные условия к существенным условиям договора на проведение оценки, предусмотренным законом. Соответственно их отсутствие должно влечь признание договора незаключенным (ст. 432 ГК РФ). Наверное, авторы данных изменений будут сильно удивлены, узнав, что создали правовые основания для признания незаключенными всех договоров на проведение оценки в РФ.

В качестве примера попытки исполнить требование абз. 8 ч. 2 ст. 10 Закона об оценочной деятельности в юридической литературе приводится следующее условие договора: «Исполнитель (юридическое лицо) в соответствии с абз. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ полностью принимает на себя ответственность за возмещение убытков, причиненных Заказчику, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, составленном и подписанном Оценщиком во исполнение настоящего Договора. Стороны по настоящему Договору определили, что Исполнитель по настоящему Договору несет ответственность в соответствии с законодательством РФ и ст. 24.6 Федерального закона, указанного выше, в связи с чем размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности отсутствуют» <1>.

Однако отметим по данному условию следующее:

  1. оно не снимает проблемы применения абз. 8 ч. 1 ст. 10 Закона об оценочной деятельности в предложенной трактовке, поскольку говорит об ответственности юридического лица — работодателя, а не третьего лица. Иными словами, требование закона все равно не выполнено;
  2. остается загадкой, что это за правовая конструкция, когда в договоре с одним лицом (заказчиком) его контрагент (юридическое лицо, где работает оценщик) принимает на себя обязанность (по возмещению убытков) перед другим абстрактным лицом;
  3. оно основано на логическом противоречии: сначала приняли на себя дополнительную ответственность, затем установили, что основания для нее отсутствуют. Ответственность юридического лица, где работает оценщик, всегда дополнительная, поскольку оно не является субъектом оценочной деятельности и субъектом ответственности по возмещению убытков;
  4. конструкции ответственности по гражданскому законодательству и по ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности взаимоисключающие. Если в первом случае — это ответственность в силу закона и в полном объеме, то во втором случае — это договорная ответственность, само наличие и размер которой носят диспозитивный характер.

С учетом изложенного назвать правовое регулирование ответственности оценщиков, работающих по трудовому договору, иначе как юридическим абсурдом нельзя, поскольку оно осуществлено с пренебрежением по отношению к сложившейся системе правовых понятий и правовым конструкциям, установленным гражданским законодательством, к приемам юридической техники и с нарушением формальной логики.

Самое страшное в этой ситуации то, что под предлогом усиления ответственности оценщиков в целях защиты прав заказчиков (клиентов) эта ответственность фактически устранена, поскольку любой спор о ее применении неизбежно увязнет в вопросах, не имеющих однозначного решения.

Несколько снимает остроту проблемы наличие страхования этой ответственности, хотя и страховые организации при желании могут воспользоваться некоторыми из указанных нелепостей для отказа в выплате страхового возмещения. Причем нельзя не отметить, что эффективное применение конструкции страхования ответственности оценщиков тоже под большим вопросом, поскольку правовое регулирование и здесь противоречиво до абсурдности.

Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности является установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда (а если спор арбитражным судам неподведомственен?) или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика (т.е. страховщик должен разрешать спор между оценщиком и лицом, которому причинен вред?). При этом в ч. 3 указанной статьи в качестве основания выплаты страхового возмещения упоминается уже только решение арбитражного суда и говорится только о выплате в размере реального ущерба.

По мнению автора, необходимо либо полностью запретить деятельность оценщиков как работников юридического лица, сделав ее исключительно самостоятельной, либо возвратиться к нормальной конструкции ответственности юридических лиц за своих работников, т.е. признать юридических лиц субъектами оценочной деятельности, которые несут полную ответственность за своих работников, проводящих оценку.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Главная / Библиотека KazPrice / Закон Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в РК»

Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года № 109-II

Об оценочной деятельности в Республике Казахстан

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.)

Глава 1. Общие положения (статьи 1 — 6-1)

Глава 2. Основания и условия осуществления оценочной деятельности (статьи 7 — 10)

Глава 3. Права и обязанности оценщика (статьи 11 — 13)

Глава 3-1. Палаты оценщиков (статьи 13-1 — 13-3)

Глава 4. Права и обязанности заказчика (статьи 14 — 17)

Глава 5. Государственное регулирование оценочной деятельности (статьи 18 — 21)

Глава 6. Заключительные положения (статья 22)

В оригинале оглавление отсутствует

В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II (см. стар. ред.)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности с целью установления рыночной или иной стоимости объектов оценки, определяет права и обязанности субъектов оценочной деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1 изложена в редакции Закона РК от 14.02.03 г. № 388-II (см. стар. ред.); Закона РК от 01.03.11 г. № 414-IV (см. стар. ред.)

Статья 1. Законодательство Республики Казахстан об оценочной деятельности

1. Законодательство Республики Казахстан об оценочной деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Особенности организации оценки государственного имущества, случаи и особенности оценки имущества при его поступлении в состав государственного имущества, передаче государственного имущества в пользование физическим лицам и негосударственным юридическим лицам, а также при отчуждении государственного имущества устанавливаются главой 16 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе».

3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) оценка — определение возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки;

2) подход к оценке — способ определения возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки с использованием одного или нескольких методов оценки;

3) метод оценки — совокупность действий юридического, финансово-экономического и организационно-технического характера, используемых для установления рыночной и иной стоимости объекта оценки;

4) дата оценки — день или период времени, на который определяется возможная рыночная или иная стоимость объекта оценки;

5) оценочная деятельность — предпринимательская деятельность, осуществляемая оценщиками, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости на определенную дату, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан;

6) нормативные правовые акты в области оценочной деятельности — акты, устанавливающие требования к проведению оценки, используемым подходам и методам, содержанию и форме отчетов об оценке;

7) стандарты оценки — нормативный документ, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, принципы и характеристики в области оценочной деятельности;

8) отчет об оценке — передаваемое заказчику письменное сообщение оценщика о результатах работы по оценке, соответствующее требованиям настоящего Закона;

9) оценщик — физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление оценочной деятельности и обязательно являющееся членом одной из палат оценщиков;

10) палата оценщиков — самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемая для защиты прав и законных интересов оценщиков;

11) недостоверная оценка — оценка, осуществленная на несуществующий объект или с нарушением требований нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, стандартов оценки, с использованием в отчете об оценке недостоверных данных, приводящих к искажению рыночной или иной стоимости объекта оценки;

12) повторная оценка — определение рыночной или иной стоимости объекта вследствие возникающих споров по результатам оценки между субъектами оценочной деятельности;

13) рыночная стоимость — расчетная денежная сумма, по которой данный объект может быть отчужден на основании сделки в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют, располагая всей доступной информацией об объекте оценки, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана приобретать;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

цена сделки представляет собой эквивалент денежного вознаграждения за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

14) иная стоимость — иная, кроме рыночной, стоимость объекта оценки, виды которой устанавливаются стандартами оценки;

15) заказчик — физическое или юридическое лицо, потребитель услуг оценщика;

16) уполномоченный орган — государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области оценочной деятельности;

17) третьи лица — лица, не входящие в число оценщиков и заказчиков, имеющие определенное отношение к оцениваемому имуществу, оценочной деятельности оценщика и заказу заказчика.

Статья 3 изложена в редакции Закона РК от 14.02.03 г. № 388-II (см. стар. ред.)

Статья 3. Основные принципы оценочной деятельности

Основными принципами оценочной деятельности являются объективность и достоверность.

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

1. Субъектами оценочной деятельности являются оценщики, заказчики и третьи лица.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.)

2. Оценщики — физические лица вправе заниматься оценочной деятельностью в соответствии с настоящим Законом на основании трудового договора с юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность, либо самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя на основании лицензии, предусмотренной Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.)

3. Оценщики — юридические лица вправе заниматься оценочной деятельностью на основании лицензии, предусмотренной Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II (см. стар. ред.)

Статья 5. Объекты оценки

К объектам оценки относятся:

1) отдельные материальные объекты (вещи), в том числе бесхозяйное, выморочное имущество;

2) совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое);

3) право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

4) право требования обязательства (долги);

5) работы, услуги, информация;

6) объекты права интеллектуальной собственности;

7) иные объекты гражданских прав.

Статья 6. Виды оценки

1. Видами оценки являются обязательная и инициативная.

2. Обязательная оценка в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан проводится:

1) для налогообложения объектов недвижимости физических лиц, не используемых в предпринимательской деятельности, а также для определения кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков крестьянских или фермерских хозяйств;

2) для приватизации, передачи в доверительное управление либо в аренду (аренду с последующим выкупом);

3) для ипотечного кредитования: при предоставлении ипотечного займа, а также при необходимости реализации залогового имущества;

См.: Письмо Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное Агентство) от 12 января 2010 года № 03-4/9474

4) для выкупа и изъятия имущества у собственника для государственных нужд;

5) для определения стоимости имущества должника, когда он или взыскатель возражают против произведенной судебным исполнителем оценки;

6) для определения стоимости имущества, поступившего в государственную собственность;

7) в иных случаях.

2-1. Исключен в соответствии с Законом РК от 01.03.11 г. № 414-IV (см. стар. ред.)

2-2. Исключен в соответствии с Законом РК от 01.03.11 г. № 414-IV (см. стар. ред.)

3. Инициативная оценка проводится на основании волеизъявления заказчика по проведению оценщиком оценки любого объекта оценки в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством порядка осуществления бухгалтерского учета и отчетности.

Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки.

Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.

Примечание. Заказчиком услуг по оценке имущества физических лиц для налогообложения, не используемого в предпринимательской деятельности, являются местные исполнительные органы города республиканского значения, столицы района (города областного значения).

Статья 6-1. Государственная монополия в сфере определения стоимости объектов налогообложения

1. Деятельность по определению стоимости объектов налогообложения (жилища, дачной постройки, объекта незавершенного строительства, холодной пристройки, хозяйственной (служебной) постройки, цокольного этажа, подвала жилища, гаража) относится к государственной монополии и осуществляется республиканским государственным предприятием и его филиалами, созданными по решению Правительства Республики Казахстан, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Цены на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые субъектом государственной монополии, устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с антимонопольным органом.

Глава 2. Основания и условия осуществления оценочной деятельности

Статья 7. Основания проведения оценки

1. Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный между оценщиком и заказчиком в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

По договору на проведение оценки оценщик обязуется выполнить услуги для установления рыночной или иной стоимости объектов оценки, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

2. В случаях, предусмотренных законодательными актами, оценка объекта, в том числе повторная, должна быть произведена на основании решения суда или уполномоченного органа.

3. Суд и уполномоченный орган самостоятельны в выборе оценщика.

Статья 8. Обязательные требования к договору на проведение оценки

1. К договору на проведение оценки применяются нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан о договоре возмездного оказания услуг.

2. Договор на проведение оценки должен содержать:

1) реквизиты заказчика и оценщика: для физического лица — фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства; для юридического лица — наименование, место нахождения (почтовый адрес), банковские реквизиты;

2) наименование и (или) место нахождения объекта (объектов) оценки, вид определяемой стоимости;

3) вид оценки;

4) вид объекта оценки;

5) сроки проведения оценки;

5-1) указание на стандарты оценки, которые будут применяться при проведении оценки;

6) условия, порядок и размер оплаты за оказываемые услуги;

7) права, обязанности и ответственность сторон;

8) реквизиты документа, подтверждающего право собственности заказчика на объект оценки, либо иные основания, предоставляющие право заказчику на заключение договора об оценке;

9) реквизиты лицензии на право осуществления деятельности по оценке имущества (номер и дату выдачи лицензии с указанием органа, выдавшего ее).

В договоре на проведение оценки могут быть и другие условия, не предусмотренные настоящим пунктом.

Статья 9. Требования к содержанию отчета об оценке

1. По результатам проведенной оценки составляется отчет об оценке в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика, второй — у оценщика. Требования к форме и содержанию отчета об оценке устанавливаются уполномоченным органом.

2. Отчет, составленный оценщиком, являющимся индивидуальным предпринимателем, подписывается им и заверяется его личной печатью.

Отчет юридического лица, имеющего лицензию на осуществление оценочной деятельности, подписывается оценщиком — физическим лицом, утверждается руководителем юридического лица либо уполномоченным им лицом и заверяется печатью.

3. В случае, если оценка проводилась несколькими оценщиками по разным объектам оценки, входящим в состав оцениваемого объекта оценки, отчет подписывается каждым оценщиком с указанием объектов оценки, по которым он проводил оценку.

4. В отчете об оценке должны быть указаны:

1) наименование (фамилия, имя, отчество (при его наличии) оценщика;

2) номер и дата выдачи лицензии на право осуществления деятельности по оценке имущества;

3) вид определяемой стоимости;

4) дата составления отчета и дата оценки;

5) наименование и (или) место нахождения и описание объекта (объектов) оценки;

6) подходы к оценке и методы оценки, используемые при проведении оценки;

7) стандарты оценки, используемые при проведении оценки;

8) фактические данные, используемые при проведении оценки, с указанием источника их получения;

9) обоснование расчета;

10) результат оценки;

11) иные сведения, необходимые для полного и однозначного толкования результата проведенной оценки.

В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.05.03 г. № 414-II; Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

Статья 10. Независимость оценщика

1. Оценка не может проводиться оценщиком, если:

в отношении объекта оценки оценщик имеет либо приобретает вещные или обязательственные права вне договора;

оценщик является акционером, учредителем, работником, собственником, участником, кредитором, дебитором, спонсором юридического лица — заказчика, либо оценщик — физическое лицо является близким родственником или свойственником с заказчиком — физическим лицом;

оценщик — юридическое лицо, в котором руководитель либо уполномоченное им лицо состоит в близких родственных или свойственных связях с заказчиком — физическим лицом и (или) руководителем либо уполномоченным им лицом юридического лица.

См.: Письмо заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 9 апреля 2010 года № 04-01-14/416/6351-И «Банкам, при проведении процедуры оценки залогового имущества в обязательном порядке необходимо принимать во внимание требование законодательства к оценщикам»

2. Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении оценки.

3. Размер оплаты оценщику за проведение оценки не может выражаться в процентном отношении к определяемой стоимости объекта оценки и устанавливается по соглашению сторон до выполнения работ.

Закон дополнен статьей 10-1 в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II

Статья 10-1. Страхование гражданско-правовой ответственности оценщика

Страхование гражданско-правовой ответственности оценщика является одним из условий, обеспечивающих защиту интересов потребителей услуг оценщика.

Страхование гражданско-правовой ответственности оценщика, возникающей вследствие причинения вреда в результате проведения оценки, осуществляется в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 10-2. Стандарты оценки

1. Стандартами оценки в Республике Казахстан признаются стандарты оценки, разработанные в соответствии с законодательством Республики Казахстан и утвержденные уполномоченным органом.

Оценщики при осуществлении оценочной деятельности имеют право использовать международные стандарты в области оценочной деятельности, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

2. Стандарты оценки являются общеобязательными для всех субъектов оценочной деятельности и распространяют свое действие на всей территории Республики Казахстан.

3. Стандарты оценки не относятся к нормативным документам по стандартизации, принятие которых осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании.

Глава 3. Права и обязанности оценщика

Статья 11. Права оценщика

1. Оценщик имеет право:

1) самостоятельно применять методы оценки и подходы к оценке в соответствии со стандартами оценки и (или) с международными стандартами с указанием источника;

2) требовать от заказчика при проведении оценки обеспечения доступа к объекту, а также в полном объеме к документации, необходимой для осуществления оценки;

3) получать у заказчика разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления оценки;

4) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки иных оценщиков либо других специалистов;

5) отказаться от проведения оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки;

6) запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

В случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность результатов оценки, оценщик указывает это в отчете.

2. Исключен в соответствии с Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

Закон дополнен статьей 11-1 в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II

Статья 11-1. Исключена в соответствии с Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

Закон дополнен статьей 11-2 в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II

Статья 11-2. Исключена в соответствии с Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

Статья 12. Обязанности оценщика

Оценщик обязан:

1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Закона, стандартов оценки, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;

1-1) соблюдать правила деловой и профессиональной этики, утвержденные палатой оценщиков, членом которой он является;

1-2) состоять членом только одной палаты оценщиков;

2) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;

3) обеспечивать сохранность и конфиденциальность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;

4) предоставлять по требованию представителя уполномоченного органа и заказчика лицензию на осуществление деятельности по оценке имущества;

5) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

6) осуществлять непосредственное обследование объекта и представлять заказчику отчет об оценке;

7) вести книгу отчетов проведения оценки с указанием нумерации договоров на проведение оценки в хронологическом порядке;

8) хранить составленные отчеты об оценке в течение 5 лет;

9) в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, предоставлять копии хранящихся отчетов об оценке или информацию государственным органам по их законному требованию.

Статья 13. Ответственность оценщика

Оценщик несет ответственность за:

1) нарушение требований нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, а также стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики;

2) разглашение сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую тайну;

3) недостоверную оценку;

4) сохранность и целостность документов и другой информации, предоставляемой ему для проведения оценки;

5) не предоставление копий отчетов об оценке или информации государственным органам в случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Закон дополнен главой 3-1 в соответствии с Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования)

Глава 3-1. Палаты оценщиков

Статья 13-1. Палата оценщиков

1. Палата оценщиков является некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией, объединяющей в своем составе оценщиков.

2. Деятельность палаты оценщиков регулируется законодательством Республики Казахстан, учредительным договором и уставом. На территории соответствующей области, города республиканского значения, столицы может быть создана и действовать только одна палата оценщиков.

3. Оценщику не может быть отказано в приеме в члены палаты оценщиков при признании им учредительного договора и устава палаты и выполнении условий вступления в членство палаты оценщиков. Отказ в приеме в членство палаты оценщиков может быть обжалован в судебном порядке.

4. Палаты оценщиков вправе объединяться в Республиканскую палату оценщиков в форме ассоциации (союза) и вступать в международные объединения оценщиков.

Статья 13-2. Функции палаты оценщиков

Функциями палаты оценщиков являются:

1) разработка и утверждение правил деловой и профессиональной этики оценщика;

2) обучение и переподготовка оценщиков;

3) разработка и утверждение правил и условий приема в члены палаты оценщиков с указанием оснований приема и исключения из членов палаты;

4) представление интересов своих членов в их отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;

5) обеспечение соблюдения своими членами требований законодательства об оценочной деятельности, стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики;

6) ведение реестра членов палаты оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным органом;

7) организация информационного и методического обеспечения своих членов;

8) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб оценщиков палаты, потребителей услуг в области оценочной деятельности на оценщика палаты;

9) представление в уполномоченный орган ходатайства о возбуждении дела об административном правонарушении по приостановлению или лишению лицензии члена палаты оценщиков в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

10) делегирование представителей для включения в состав квалификационной комиссии.

Статья 13-3. Республиканская палата оценщиков

1. Республиканская палата оценщиков является некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией, объединяющей в своем составе более половины от общего числа палат оценщиков, зарегистрированных на территории Республики Казахстан.

Наименование юридического лица, не зарегистрированного в качестве Республиканской палаты оценщиков в соответствии с законодательством Республики Казахстан, не может включать в себя слова «Республиканская палата оценщиков».

2. Деятельность Республиканской палаты оценщиков регулируется настоящим Законом, учредительным договором и уставом.

3. На территории Республики Казахстан образуется одна Республиканская палата оценщиков.

4. Функциями Республиканской палаты оценщиков являются:

1) разработка предложений по совершенствованию государственной политики в области оценочной деятельности;

2) представление интересов палат оценщиков в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в международных профессиональных организациях оценщиков;

3) защита прав и законных интересов палат оценщиков;

4) участие в разработке стандартов оценки;

5) участие в разработке программ профессиональной переподготовки оценщиков;

6) разработка рекомендаций о порядке прохождения стажировки;

7) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб палат оценщиков, потребителей услуг в области оценочной деятельности на палаты оценщиков;

8) ведение реестра членов Республиканской палаты оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным органом.

Глава 4. Права и обязанности заказчика

В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II (см. стар. ред.)

Статья 14. Права заказчика

Заказчик имеет право:

1) получать от оценщика исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения оценки;

2) знакомиться с нормативными правовыми актами, на которых основываются отчет об оценке и выводы оценщика;

3) получать от оценщика необходимую информацию о методах проведения оценки;

4) отказаться от услуг оценщика в случае нарушения им условий договора.

В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II (см. стар. ред.)

Статья 15. Обязанности заказчика

Заказчик обязан:

1) создавать условия оценщику для своевременного и качественного проведения оценки в соответствии с договором;

2) предоставлять оценщику необходимую для проведения оценки документацию, полную и достоверную информацию, а также давать необходимые разъяснения, обеспечить доступ оценщика к объекту оценки;

3) не вмешиваться в деятельность оценщика, если это негативно повлияет на достоверность оценки;

4) направлять по требованию оценщика письменный запрос от своего имени в адрес третьих лиц для получения необходимой для проведения оценки информации.

Статья 16. Исключена в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II (см. стар. ред.)

Статья 17 изложена в редакции Закона РК от 14.02.03 г. № 388-II (см. стар. ред.)

Статья 17. Рассмотрение споров

Споры, возникающие между оценщиком и заказчиком при осуществлении оценочной деятельности, разрешаются в судебном порядке.

Глава 5. Государственное регулирование оценочной деятельности

Статья 18. Контроль за деятельностью палат оценщиков

1. Уполномоченный орган осуществляет контроль за исполнением палатами оценщиков требований настоящего Закона.

2. Контроль осуществляется в форме проверки и иных формах контроля.

Проверка осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».

Иные формы контроля осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом. См.: Постановление Правительства РК от 27 мая 2002 года № 572 О мерах по реализации Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»

Статья 19. Компетенция уполномоченного органа в области оценочной деятельности

К компетенции уполномоченного органа относятся:

1) реализация государственной политики в области оценочной деятельности;

2) разработка и утверждение в пределах своей компетенции нормативных правовых актов;

3) разработка стандартов оценки;

4) лицензирование оценочной деятельности;

5) проведение квалификационного экзамена лиц, претендующих на занятие оценочной деятельностью;

6) утверждение программ профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности;

7) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V(см. стар. ред.)

8) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V(см. стар. ред.)

9) осуществление государственного контроля в области оценочной деятельности;

9-1) Исключен в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (см. стар. ред.)

10) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 20. Лицензирование оценочной деятельности в Республике Казахстан

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.)

1. Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии сзаконодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

2. Физические лица, претендующие на право занятия оценочной деятельностью, проходят квалификационный экзамен в целях выявления их квалификационного уровня.

Для приема квалификационного экзамена образуется квалификационная комиссия, в состав которой должно входить нечетное число членов, в составе не менее пяти человек.

В обязательном порядке в состав квалификационной комиссии включаются представители палат оценщиков, численность которых должна составлять не менее одной второй от общей численности состава комиссии.

К экзамену допускаются лица, имеющие высшее образование по специальности «оценка» и (или) высшее техническое или экономическое образование.

Лица, прошедшие экзамен, в течение трех рабочих дней со дня его сдачи получают решение уполномоченного органа о прохождении квалификационного экзамена.

Правила проведения квалификационного экзамена лиц, претендующих на право занятия оценочной деятельностью, утверждаются уполномоченным органом.

Статья 21. Исключена в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II(см. стар. ред.)

Глава 6. Заключительные положения

В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II (см. стар. ред.)

Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства об оценочной деятельности

Лица, нарушившие законодательство об оценочной деятельности, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Рекомендации для оценщиков

УТВЕРЖДЕНО

Решением Совета
СРО Ассоциации оценщиков «СПО»
Протокол №46 от 19 декабря 2017 года
вступает в силу с 1 января 2018 года

Изменения внесены
Решением Совета СРО Ассоциации оценщиков «СПО»
Протокол №60 от 06 декабря 2018 года

Рекомендации для оценщиков

1. Общая характеристика отчета об оценке

Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 года № 135-ФЗ (далее – ФЗ «Об оценочной деятельности») отчет об оценке объекта оценки – это итоговый документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости. В отчете обязательно должны быть указаны:

1. дата составления и порядковый номер отчета;

2. основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

3. сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;

4. сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об оценочной деятельности»;

5. цель оценки;

6. точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки;

7. стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

8. последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата;

9. дата определения стоимости объекта оценки;

10. перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки. Отчет об оценке объекта в обязательном порядке должен соответствовать требованиям ФСО «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утв. Приказом Минэкономразвития от 20.05.2015 года № 299.

Отчет признается юридически значимым документом с даты его составления. В случае если отчет не соответствует требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности», ФСО или иным нормативно-правовых актов, заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков за ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств по договору на проведение оценки объекта.

Достоверность сведений, указанных в отчете:

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если не установлено иное.

Из п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 года № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» следует, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица). Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).

В связи с тем, что признание отчета об оценке недействительным возможно только в судебном порядке, отсутствие подписи заказчика в договоре на проведения оценки само по себе не влечет недействительности составленного отчета. В силу того, что согласно ст. 9 ФЗ «Об оценочной деятельности» основанием для проведения оценки и составления отчета является договор на проведение оценки, у исполнителя возникнут сложности, связанные с доказыванием, что такой договор вообще был заключен между сторонами. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта, т.е. когда заказчик выразил согласие на заключение договора. Отсутствие оплаты по договору на проведение оценки также не влечет недействительность отчета об оценке. В данном случае заказчик несет ответственность за просрочку оплаты услуг по договору в соответствии с его условиями либо, если такое условие договором не предусмотрено, заказчик несет ответственность по ст. 395 ГК РФ.

В случае если заказчик не подписал или отказался подписывать Акт сдачи-приемки работ/услуг по договору, отчет об оценке считается действительным. При этом срок, порядок принятия и ответственность за отказ в принятии заказчиком выполненных работ/услуг по договору, как правило, отдельно предусматривается в договоре.

Для осуществления контроля за деятельностью оценщиков ст. 15 ФЗ «Об оценочной деятельности» предусматривает обязанность оценщиков представлять ежеквартально в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, информацию о своей профессиональной деятельности за истекший квартал. Согласно п. 4.3.2 Положения о раскрытии информации Саморегулируемой организации Ассоциации оценщиков «Сообщество профессионалов оценки» член Ассоциации обязан по истечении каждого квартала не позднее чем в тридцатидневный срок представлять в адрес Ассоциации Ежеквартальный отчет (форма утверждается Советом Ассоциации), содержащий следующие данные:

— общее количество подписанных членом Ассоциации отчетов об оценке за истекший квартал; сведения по каждому отчету, с указанием даты составления отчета и его порядкового номера, объекта оценки, в том числе адреса объекта оценки (при наличии), вида определенной стоимости, даты проведения оценки, цели оценки;

— информацию о фактах наступления страховых случаев, размерах страховой выплаты по договорам страхования ответственности члена Ассоциации, договорам страхования ответственности организаций, с которыми член Ассоциации заключил трудовой договор, а также выплат из компенсационного фонда Ассоциации в связи с причинением членом Ассоциации ущерба;

— сведения об участии члена Ассоциации в судебных разбирательствах по вопросам осуществления им оценочной деятельности с приложением копий судебных актов;

— наименование организаций, в которых аккредитован оценщик или юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор;

— уведомление о том, что сведения о члене Ассоциации, содержащиеся в Реестре членов Ассоциации, достоверны и действительны на дату представления Ежеквартального отчета, либо уведомление об изменении сведений о члене Ассоциации, содержащихся в Реестре членов Ассоциации, с приложением подтверждающих изменения документов (их копий) к Ежеквартальному отчету на бумажном носителе и электронных образов документов, подтверждающих такие изменения, к Ежеквартальному отчету в электронной форме.

Ежеквартальные отчеты представляются в Ассоциацию на бумажных и электронных носителях. Ежеквартальный отчет, предоставляемый на бумажном носителе, должен быть подписан членом Ассоциации, прошит и пронумерован. Ежеквартальный отчет в электронном виде должен быть предоставлен на компакт-диске (CD) с сопроводительным письмом либо направлен в Ассоциацию по электронной почте в форме электронного документа.

Непредставление Ежеквартального отчета или нарушение срока его представления влечет дисциплинарную ответственность в установленном Ассоциацией порядке.

2. Основания и процедура отзыва отчета об оценке объекта оценки

Причинами отзыва отчета могут быть выявленные в отчете любые недостатки на усмотрение сторон (то есть ошибки (опечатки, неточности), в том числе арифметические, логические, грамматические и иные), которые нарушают требования законодательства, в том числе федеральных стандартов оценки, предъявляемые к оформлению и(или) содержанию отчета, либо приводят к некорректному определению величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете.

Исполнитель обладает правом отозвать отчет об оценке объекта, если такое право, прямо предусмотрено в договоре или дополнительно согласовано сторонами в письменной форме, и не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. В противном случае исполнитель не может отозвать отчет об оценки по собственной инициативе.

Процедура отзыва отчета включает в себя следующие этапы:

• В порядке и в сроки, указанные в договоре, исполнитель направляет заказчику заявление об отзыве отчета об оценке.

Как правило, в заявлении указываются:

1) Индивидуализирующие признаки отчета и договора (номер, дата, объект оценки и т.п.).

2) Перечень выявленных в отчете ошибок/недостатков.

3) Вывод о влиянии ошибок на величину рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете.

4) Предложение исполнителя относительно порядка и сроков устранения ошибок.

5) Иные сведения по усмотрению исполнителя.

• В порядке и в сроки, предусмотренные договором, заказчик рассматривает заявление об отзыве отчета исполнителя и сообщает о своем решении.

• В случае согласия, заказчик предоставляет исполнителю отчет об оценке, после чего исполнитель вносит соответствующие исправления и направляет новый вариант отчета об оценке заказчику.

Обращаем внимание! В отредактированном отчете об оценке указываются новый номер и дата составления отчета об оценке.

Отзыв отчета об оценке объекта возможен также по инициативе заказчика, если такой порядок предусмотрен в договоре на проведение оценки.

Возможность отзыва отчета об оценке, а также особенности его процедуры в случаях, когда отчет был предоставлен заказчиком в качестве документа третьим лицам до/после совершения сделки (в том числе купли-продажи, аренды, ипотеке и пр.) определяется в договоре в индивидуальном порядке.

3. Возможные формулировки условий договора на проведение оценки объекта оценки

1. Право исполнителя на отзыв отчета об оценке объекта оценки.

1. Исполнитель вправе отозвать отчет об оценке в случае обнаружения нарушений требований, предъявляемых к отчету ФЗ «Об оценочной деятельности» № 135 от 29.07.1998 г., ФСО, а также иных положений действующего законодательства в области оценочной деятельности, в случае выявления арифметических, логических, грамматических ошибок и опечаток, в порядке, предусмотренном п. ___ Договора.

2. Право заказчика требовать от исполнителя устранения нарушений, содержащихся в отчете об оценке.

2. При обнаружении заказчиком нарушений требований, предъявляемых к отчету ФЗ «Об оценочной деятельности» № 135 от 29.07.1998 г., ФСО, и иных положений действующего законодательства в области оценочной деятельности, а также в случае выявления арифметических, логических, грамматических ошибок и опечаток, в составленном исполнителем отчете, заказчик вправе обратиться к исполнителю в письменной форме с предложением отозвать отчет об оценке для устранения выявленных нарушений/ошибок в порядке, предусмотренном п. ___ Договора.

3. Порядок отзыва отчета об оценке объекта оценки по инициативе исполнителя.

3.1. Исполнитель вправе отозвать отчет об оценке, направив заказчику заявление об отзыве отчета с в течение ____ дней с момента его составления/с даты подписания сторонами Акта приема-передачи работ/услуг по договору.

3.2 В заявлении об отзыве отчета об оценке исполнитель указывает:

1) Номер, дату составления отчета, объект оценки.

2) Перечень выявленных в отчете нарушений и ошибок/ недостатков.

3) Разъяснения исполнителя о влиянии нарушений/ошибок на величину рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете.

4) Срок, в течение которого будут устранены нарушения.

5) Способ передачи измененной редакции отчета об оценке

6) И иные сведения, связанные с отзывом отчета об оценке.

3.3. Заказчик рассматривает заявление об отзыве отчета об оценке и направляет письменный ответ в течение ____ дней с момента получения заявления. Заказчик вправе дополнить перечень нарушений и недостатков, которые были выявлены в отчете об оценке, а также предложить иные сроки устранения нарушений.

В случае если заказчик не согласен на отзыв отчета об оценке, то заказчик предоставляет исполнителю мотивированный отказ в сроки, предусмотренные для рассмотрения заявления об отзыве отчета об оценке и направления ответа.

4. Порядок отзыва отчета об оценке объекта оценки по инициативе заказчика

4.1. Заказчик вправе направить исполнителю в письменной форме предложение об отзыве отчета об оценке объекта для устранения выявленных нарушений/ошибок в течение ___ дней с момента составления отчета об оценке/с даты подписания сторонами Акта приема-передачи работ/услуг по Договору.

4.2. Исполнитель рассматривает предложение заказчика об отзыве отчета об оценке и направляет письменный ответ в течение ____ дней с момента получения указанного предложения. Если исполнитель согласен с предложением заказчика на отзыв отчета об оценке, исполнитель направляет вместе с ответом на предложение заявление об отзыве отчета об оценке в соответствии с п. ___ (3.2.) настоящего Договора.

Заказчик рассматривает заявление об отзыве отчета об оценке и направляет письменный ответ в течение ____ дней с момента получения заявления. Заказчик вправе дополнить перечень нарушений и недостатков, которые были выявлены в отчете об оценке, а также предложить иные сроки устранения нарушений.

4.3. В случае если исполнитель не согласен на отзыв отчета об оценке, исполнитель предоставляет заказчику мотивированный отказ в сроки, предусмотренные для рассмотрения предложения заказчика об отзыве отчета об оценке и направления ответа.

5. Иные положения

5.1 При передаче измененной редакции отчета об оценке стороны подписывают новый Акт приема-передачи работ/услуг по договору. / новый Акт приема-передачи работ/услуг по договору не составляется.

* По соглашению заказчика и исполнителя, вместо подписания Акта приема-передачи работ/услуг по договору, стороны могут выполнить на всех подлинных экземплярах отозванного отчета запись о его отзыве и передаче измененной редакции отчета вместо отозванного. Такая запись должна быть скреплена подписями и печатями (при наличии) заказчика и исполнителя.

5.2. Заказчик, принимая измененную редакцию отчета об оценке, передает/ не возвращает исполнителю все подлинные экземпляры отозванного отчета.