Отсрочка по налогам

При наличии у вас уважительных причин, препятствующих полной и своевременной уплате налогов, вы имеете право обратиться в налоговый орган в целях изменения установленного срока уплаты налогов на более поздний. В том числе можно просить о переносе срока, указанного в направленном вам по результатам налоговой проверки требовании об уплате налога, пеней, штрафа. Перечень таких причин установлен налоговым законодательством (п. 1 ст. 61 НК РФ).

Формы изменения срока уплаты налогов

Изменение срока уплаты налога физическими лицами возможно в форме отсрочки или рассрочки. Отсрочка по уплате налога — это установление более позднего срока уплаты всей суммы задолженности, при наступлении которого вам придется единовременно и полностью погасить как сумму задолженности, так и начисленную за период отсрочки сумму пеней.

Рассрочка предполагает, что погашение задолженности и пеней будет производиться вами поэтапно в течение определенного периода (п. 3 ст. 61, п. 1 ст. 64 НК РФ).

Порядок получения отсрочки или рассрочки по уплате налога

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена в отношении уплаты одного или нескольких налогов из числа уплачиваемых физическими лицами (п. 3 ст. 64 НК РФ):

  • налога на доходы физических лиц;
  • налога на имущество физических лиц;
  • транспортного налога;
  • земельного налога.

Вы можете претендовать на получение отсрочки (рассрочки) на срок, не превышающий один год (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налога рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1.

Образец заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога

Убедитесь в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность получения отсрочки или рассрочки по уплате налога

В частности, срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении вас (п. 1 ст. 62 НК РФ):

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • проводится производство по делу о налоговом или административном правонарушении в области налогов и сборов;
  • у налоговых органов имеются достаточные основания полагать, что вы можете воспользоваться изменением срока уплаты налога для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо имеются основания предполагать, что вы собираетесь выехать за пределы РФ на постоянное жительство;
  • в течение трех лет, предшествующих дню подачи вами заявления об изменении срока уплаты налога, налоговым органом было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога.

Шаг 2.

Определите, имеете ли вы право на предоставление отсрочки (рассрочки)

Вы можете рассчитывать на получение отсрочки/рассрочки в следующих случаях (пп. 1, 3, 4, 7 п. 2, п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • вам причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • имеется угроза возникновения у вас признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога;
  • ваше имущественное положение (без учета имущества, на которое не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • единовременная уплата сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения соответствующего требования невозможна ввиду наличия определенных условий (далее — невозможность единовременной уплаты налога по требованию).

В последнем из перечисленных случаев изменение срока уплаты налога возможно только в форме рассрочки (п. 3 ст. 61 НК РФ).

Обратите внимание!

Если отсрочка (рассрочка) по уплате налога предоставлена по указанным выше основаниям, кроме первого, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования, действовавшей за период отсрочки/рассрочки. Если отсрочка (рассрочка) предоставлена по первому основанию, на сумму задолженности проценты не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).

Шаг 3. Подготовьте необходимые документы

К числу обязательных документов относятся (п. 5 ст. 64 НК РФ; п. 3 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@):

  • заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки.

В заявлении укажите Ф.И.О., ИНН (если имеется), адрес места жительства, а также вид и сумму налога, желательный период рассрочки и основания для ее получения;

  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц (из предшествующих подаче заявления шести месяцев) и об остатках денежных средств на всех ваших счетах в банках;
  • обязательство о соблюдении вами условий, на которых будет предоставлена отсрочка или рассрочка, а также предполагаемый график погашения задолженности.

Кроме этого, в зависимости от оснований для получения отсрочки (рассрочки) к заявлению потребуется приложить, в частности, следующие дополнительные документы (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для вашего обращения за отсрочкой или рассрочкой по уплате налога, а также акт оценки причиненного вам ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органами исполнительной власти или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • сведения о движимом и недвижимом имуществе, принадлежащем вам на праве собственности (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание), — если основанием для обращения за отсрочкой или рассрочкой является не позволяющее своевременно и полностью уплатить налог ваше имущественное положение.

В ряде случаев налоговые органы в целях обеспечения возврата задолженности могут потребовать предоставления налогоплательщиком банковской гарантии, поручительства либо оформления залога имущества. Для получения рассрочки в связи с невозможностью единовременной уплаты налога по требованию предоставление банковской гарантии является обязательным (п. 5.3 ст. 64 НК РФ; п. п. 12, 19 Порядка).

Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов (п. 12 ст. 64 НК РФ).

Шаг 4. Представьте документы в налоговый орган по месту жительства и дождитесь соответствующего решения

Полномочия по принятию решения о предоставлении налоговой отсрочки или рассрочки возложены на налоговые органы. В отношении НДФЛ, региональных и местных налогов такое решение принимает управление ФНС России вашего региона, которое в свою очередь вправе передать данное полномочие налоговой инспекции по месту вашего жительства (пп. 2, 6 п. 1 ст. 63 НК РФ; п. 17 Порядка).

Вы можете представить документы в налоговый орган как лично, так и через представителя. Его полномочия должны подтверждаться выданной вами доверенностью (п. 1 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ).

Заявление будет рассмотрено налоговым органом в течение 30 рабочих дней (п. 6 ст. 64 НК РФ; п. 15 Порядка).

Если инспекция откажет в предоставлении отсрочки или рассрочки, то вы можете обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган или суд (п. 9 ст. 64 НК РФ).

Главная — Статьи

Условия получения отсрочки уплаты налога на прибыль

При любом положении дел на рынках (как отдельных, так и глобальных) всегда находятся игроки, готовые обращаться к государству с просьбой об отсрочке в уплате налогов. Особо ярко вопрос для бизнеса встает в годы финансовой турбулентности. Порой все зависит от политики конкретного государства. Перенос оплаты даже части налога или совокупности налогов помогает стабилизировать состояние отдельной компании, а иногда и отрасли в целом. Это дает в ситуации кризиса уверенность, что компании в любом случае удастся избежать банкротства и ликвидации. В условиях рынка это дорогого стоит.

В соответствии с п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка (или рассрочка) по уплате налога есть всего лишь отложенный платеж, отсроченный максимум на год, с последующей единовременной оплатой или поэтапными выплатами налоговой задолженности, как она определена в редакции Федеральных законов от 26.11.2008 N 224-ФЗ и от 27.07.2010 N 229-ФЗ. По решению Правительства РФ рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть продлена на срок более одного года, но не превышающий три года. А согласно ст. 64.1 НК РФ министр финансов может отсрочить уплату налоговой задолженности на срок до пяти лет. Правда, последнее относится только к федеральным налогам и вряд ли коснется субъектов малого и среднего бизнеса, поскольку рассрочка (отсрочка) от министра финансов может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о ее предоставлении превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Между тем надо сразу пояснить: обращаться за отсрочкой по уплате налогов стоит лишь тем, кто точно сможет доказать свою потенциальную платежеспособность и возможность вернуть бизнес к хорошим результатам, т.е. рассчитаться с государством по налоговым долгам. Побудить вас воспользоваться отсрочкой уплаты налогов могут:

— полученный вред в силу произошедшего стихийного бедствия, техногенной катастрофы либо иных обстоятельств непреодолимой силы, описываемых обычно в полисах страхования как форс-мажор;

— недополучение, несвоевременность получения, неперечисление, недоведение, непредставление положенных бюджетных ассигнований или лимитов средств бюджетных обязательств, покрывающих размеры налогового долга их получателем. Сюда же относят и недополучение из бюджета денежных средств, в т.ч. в счет оплаты оказанных этим лицом работ (услуг, поставки) товара по государственному и муниципальным заказам;

— вероятность наступления первых признаков банкротства, т.е. несостоятельности в случае фактического единовременного исполнения обязательств по уплате налога.

Напомним, что ранее отсрочка могла быть выдана по решению арбитражного суда при мировом соглашении или утверждении графика погашения задолженности в ходе реализации плана по финансовому оздоровлению бизнеса.

Вступили в силу послабления для разных полезных для государства организаций с принципом ведения сезонного бизнеса (например, буровики-изыскатели). Список компаний, чья деятельность носит сезонный характер, т.е. обладает временным бездействием, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 677).

Рассматривая обновленный список отраслей, можно четко отследить тренд на защиту интересов как компании из числа стратегических отраслей для государства, так и тех, кто представляет интерес для государственных холдингов и монополий, например в связи с появлением Объединенной судостроительной корпорацией;

— если есть основания, базирующиеся на уплате налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и, соответственно, установленных российским таможенным законодательством.

С 1 января 2011 г. вступает в силу следующее положение: согласно пп. 1, 3 — 6 п. 2 ст. 64 НК РФ "отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание" (Закон N 229-ФЗ).

В НК РФ сейчас сказано, что "отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам". Кроме того, установлено: если отсрочка или рассрочка по уплате налога "предоставлена по основаниям, указанным в пп. 3, 4, 5 п. 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в течение периода отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Если же отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в п. п. 1 и 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности проценты не начисляются".

Заявитель должен обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заявителем — заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приложены следующие документы:

— справка налогового органа по месту учета обращающегося лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

— справка налогового органа по месту учета обращающегося лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

— справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам обращающегося лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

— справки банков об остатках денежных средств на всех счетах обращающегося лица в банках;

— перечень контрагентов — дебиторов обращающегося лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами-дебиторами, размеров иных обязательств и оснований их возникновения, сроков их исполнения, а также копии соответствующих договоров, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства;

— обязательство обращающегося лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности.

Решение ВАС РФ от 21.01.2008 N 14430/07 с требованием справки налогового органа по месту учета об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, признано не соответствующим НК РФ и, соответственно, недействующим.

Решения о предоставлении отсрочки, рассрочки или отказе в этом принимаются уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления. По ходатайству заинтересованного лица орган также вправе принять решение о временном приостановлении уплаты суммы задолженности. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным. Оно может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный орган обязан направить копию решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении в течение трех дней после вынесения решения собственно лицу и в налоговый орган по месту его нахождения.

Необходимо помнить: в решении о предоставлении отсрочки должны быть указаны сумма задолженности, сам налог, время и суммы задолженности, а также проценты. При необходимости перечисляются документы об имуществе, которое стало предметом залога или поручительства.

Кроме того, при отсрочке под залог имущества решение по рассрочке вступает в силу лишь по факту заключения договора о залоге имущества.

С 1 января 2011 г. вводится в силу п. 5.1 ст. 64 НК РФ. В соответствии с данной нормой к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу — получателю (а скорее, недополучателю) бюджетных средств необходимо будет представить документ финансового органа и (или) главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены заинтересованному лицу. Там также должна указываться сумма предельных объемов финансирования произведенных расходов, полученных этим лицом в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога. Аналогичная ситуация и с получателями средств по государственным и муниципальным контрактам, которые в случае неисполнения обязательств контрагентов должны представить документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, не перечисленной заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, не перечисленной либо несвоевременно перечисленной в необходимом объеме.

В случае возникновения угрозы несостоятельности предприятия вследствие единовременного погашения налога данное состояние устанавливается по результатам анализа финансового положения хозяйствующего субъекта, проведенного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

При рассмотрении варианта с недвижимым имуществом физического лица им самим или его представителями прилагаются необходимые сведения о его движимом и недвижимом имуществе, кроме того, на которое по законодательству Российской Федерации не может быть наложено взыскание.

"Сезонщики" также должны представить документ, подтверждающий, что доля сезонных работ приносит им не менее 50% общего дохода от реализации. Пункт 5.1, который внес такую новеллу в НК РФ, введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ и вступает в силу с 1 января 2011 г.

Подписывая заявление на отсрочку уплаты налога, вы принимаете обязательство платить проценты, начисленные на сумму задолженности, а по первому требованию уполномоченного органа обязаны представить необходимые документы об имуществе, которое может выступать предметом залога или поручительства.

Нужно отметить, что эти нововведения облегчают жизнь неплательщиков: ранее для защиты своей позиции кроме постановления арбитражного суда требовалось как минимум представить в вышеперечисленном порядке пояснительную записку "как все было", в т.ч. определение арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления и одобренного графика погашения задолженности в результате финансового оздоровления, или аналогичные бумаги по мировому соглашению.

В НК РФ появилась ст. 64.1, рассматривающая случаи, когда рассрочка предоставляется по личному решению министра финансов РФ.

Предоставление отсрочки (рассрочки) по налогам

По мнению законодателей, министр может помочь в рассрочке уплаты одного или нескольких налогов, когда их объемы на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении рассрочки больше 10 млрд руб., а погашение налогов создаст угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Организациям, претендующим на такую рассрочку, при обращении в Минфин России стоит запастись следующими документами:

— справкой налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам.

— потенциально-реализуемым графиком погашения задолженности;

— документами, сведениями, всей информацией, свидетельствующей о возможности наступления "негативных социально-экономических последствий" в случае единовременного погашения задолженности;

— письменным согласием организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением ее заявления;

— копией заявления в налоговый орган по месту учета организации.

Срок рассмотрения и вынесения решения — один месяц со дня получения заявления.

В соответствии со ст. 64.1 НК РФ решение об отсрочке или рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта и (или) муниципального образования. А на сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, по-прежнему начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. При этом самый важный пункт указан в самом конце статьи: для предприятий, соответствующих требованиям ст. 64.1 НК РФ, предусмотрено, что "отсрочка может представляться без способов ее обеспечения".

Оптимизация налога на прибыль, Налог на прибыль

ФНС изменила формы документов, связанные с предоставлением отсрочки по уплате налогов