Отраслевой корректирующий коэффициент

Консультирование учредителей государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по вопросам реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ

Оценка эффективности деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и оптимизация сети в условиях экономического кризиса

Специалистами ЭККОНИС разработана методология оценки эффективности деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на основе анализа объемов оказания государственных услуг (выполнения работ), объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания и имеющегося у учреждения ресурсного потенциала.

Расчет нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), определение натуральных норм и нормативов использования ресурсов для оказания государственных услуг (выполнение работ) в рамках государственного (муниципального) задания

Специалисты ЭККОНИС являются разработчиками эффективной методологии определения единых базовых нормативных затрат для учреждений, оказывающих однотипные государственные услуги. Методология была апробирована и с 2012 года успешно применяется при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении вузов Минобрнауки России. С 2015 года методология внедряется в отношении всех вузов вне зависимости от ведомственной принадлежности.

Рекомендации по оптимизации объемов государственного (муниципального) задания в соответствии с ресурсной базой государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений

Применение разработанной специалистами ЭККОНИС методологии оценки эффективности деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений позволяет привести объемы оказания государственных услуг (работ) в соответствие с имеющимися у учреждений ресурсами и отраслевой потребностью, а также адекватно скорректировать объемы государственного задания.

Консультационное сопровождение перевода федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) в государственные бюджетные и автономные учреждения:

— разработка пакета документов, необходимых для регистрации ФГБУ, ФГАУ;

— разработка пакета проектов нормативных правовых документов, необходимых для обеспечения формирования государственного задания и расчёта финансового обеспечения его выполнения за счёт средств федерального бюджета;

— разработка проекта государственного задания на очередной финансовый год и плановый период;

— расчёт и обоснование расчёта финансового обеспечения выполнения государственного задания с учётом требований Минфина России;

— формирование предложений по возможностям получения бюджетного финансирования из иных источников, в частности за счёт субсидий на иные цели и(или) инвестиций (субсидий на капитальные вложения);

— сопровождение разработанных проектов нормативных правовых и расчётных документов в государственных органах Российской Федерации.

Расчет и обоснование бюджетной сметы расходов центрального аппарата министерств и ведомств, включая:

— формирование нормативных затрат на обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов с учетом требований к определению нормативных затрат, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 № 1084, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1047;

— разработку коллективных, формируемых по категориям или группам должностей, нормативы товаров, работ, услуг с учетом требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, и лимитов бюджетных ассигнований на обеспечение функций.

Расчет и обоснование бюджетной сметы расходов государственных казенных учреждений, включая:

— формирование и обоснование бюджетной сметы казенных учреждений исходя из норм и нормативов использования ресурсов, необходимых для выполнения функций;

— определение натуральных норм и нормативов использования ресурсов, необходимых для выполнения функций.

Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

Журнал «Руководитель автономного учреждения» № 9/2019

Нормативный подход к финансированию деятельности государственных и муниципальных учреждений – один из основных финансово-экономических принципов, провозглашенный в ходе реформирования бюджетной сети и противопоставленный прежнему принципу сметного финансирования. Предполагалось, что четкая привязка объема финансового обеспечения учреждений к объему их деятельности (норматив – по сути, стоимость оказания единицы услуги) позволит повысить прозрачность финансирования и его эффективность. Проанализируем практику применения базовых нормативов затрат на оказание услуг как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Правовая основа.

Прежде всего, остановимся на единых правилах применения нормативов затрат, установленных на общефедеральном уровне. В силу п. 4 ст. 69.2 БК РФ эти правила таковы.

  1. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, местной администрацией.

  2. Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в указанном выше порядке, с соблюдением общих требований, определенных отраслевыми федеральными органами исполнительной власти.

Иными словами, субъекты РФ и муниципальные образования, устанавливая собственные порядки финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий, должны руководствоваться общефедеральными правилами. Например, при разработке региональных правил расчета нормативных затрат на оказание услуг учреждениями культуры субъекта РФ надо опираться на общефедеральные правила расчета, установленные Минкультуры. В них, в частности, говорится, что нормативы затрат на государственные (муниципальные) услуги в сфере культуры на любом уровне (федеральном, региональном, муниципальном) должны определяться на основе базового норматива затрат на оказание услуги и корректирующих коэффициентов к нему.

Согласно общефедеральным требованиям базовые нормативы и названные коэффициенты устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по отношению к федеральным учреждениям культуры, исполнительными органами власти субъектов РФ по отношению к региональным учреждениям, муниципальными органами по отношению к муниципальным учреждениям.

Корректирующие коэффициенты могут быть территориальными и отраслевыми.

Территориальные призваны учитывать специфику учреждений, находящихся на разных территориях страны (очевидно, что затраты на оказание одной и той же услуги будут выше в районах Крайнего Севера по сравнению с условиями черноморского побережья) или на разных территориях больших регионов, в которых неодинаковы природные и иные условия. Также территориальные коэффициенты отражают социально-экономическую специфику территорий. Например, для федеральных образовательных учреждений, находящихся в Чукотском автономном округе, территориальный коэффициент, учитывающий средний уровень зарплаты в регионе, равен 4,595 (наибольшее значение), а для таких же учреждений в Республике Дагестан – 1 (наименьшее значение).

На местах должны утверждаться собственные нормативы и коэффициенты по отношению к подведомственным государственным и муниципальным учреждениям.

Территориальные коэффициенты могут разниться и в пределах одного субъекта РФ. Так, в Республике Коми в отношении государственных учреждений здравоохранения, находящихся в республиканской столице Сыктывкаре, применяются такие коэффициенты: на оплату труда – 1,7; на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества – 1. А в отношении учреждений здравоохранения, находящихся в Воркуте (территория, относящаяся к районам Крайнего Севера), значения коэффициентов выше – 2,4 и 1,25 соответственно. А вот на уровне муниципальных образований такие коэффициенты, как правило, не применяются (либо значение коэффициента просто равно 1) – в силу того, что каких-то значимых территориально обусловленных различий между учреждениями нет.

В свою очередь, отраслевые коэффициенты предназначены для учета организационно-содержательной специфики оказания услуг. К примеру, судя по таким коэффициентам, установленным для федеральных учреждений по услуге «Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта, вид спорта «Гольф», подготовка по минигольфу обходится дороже, чем по простому гольфу: применяется коэффициент 1,1 (см. сноску 2 к настоящей статье). А бывает и так, что к каждому отдельному учреждению применяется индивидуальный отраслевой корректирующий коэффициент. В частности, такая ситуация сложилась в отношении государственных учреждений здравоохранения в Республике Коми (см. сноску 3).

Практика установления значений.

На официальном сайте bus.gov.ru размещены базовые нормативы затрат и корректирующие коэффициенты к ним, которые федеральные ведомства утвердили по отношению к подведомственным федеральным учреждениям. Такая публикация осуществлена на основании правил финансового обеспечения выполнения государственных заданий федеральными учреждениями. (Отметим, что с формирования заданий на 2020 год и плановый период эти правила изменятся: публиковать базовые нормативы затрат и отраслевые коэффициенты нужно будет на едином портале бюджетной системы РФ.)

Федеральные нормативы и коэффициенты не являются обязательными для применения субъектами РФ и муниципальными образованиями. На местах должны утверждаться собственные нормативы и коэффициенты по отношению к подведомственным государственным и муниципальным учреждениям. На практике федеральные значения нормативов и коэффициентов, конечно, могут учитываться при определении региональных и муниципальных значений, но все же те нередко отличаются от федеральных. Скажем, если федеральный базовый норматив затрат по услуге «Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки (с учетом всех форм, в стационарных условиях)» составляет 340,67 руб. на 1 посещение (см. сноску 2), аналогичный базовый норматив в Самарской области равен 151,05 руб. на 1 посещение. Кроме того, в данном регионе применяются совсем иные корректирующие коэффициенты.

Снова сравним федеральные и региональные значения, но теперь для коэффициентов. В отношении федеральных учреждений к базовому нормативу применяется целый ряд отраслевых корректирующих коэффициентов (например, если указанную «библиотечную» услугу предоставляет учреждение, отнесенное к объектам особо ценного культурного наследия, норматив умножается на коэффициент 1,5, а если услуга рассчитана на детей и молодежь – на коэффициент 0,83). В то же самое время в Самарской области к аналогичной услуге применяется только один отраслевой коэффициент 2,5. Это происходит в том случае, когда услугу оказывает учреждение для незрячих и слабовидящих. А вот в городе Октябрьском (Республика Башкортостан) базовый норматив той же самой услуги составляет 26,83 руб. на 1 посещение, а значение корректирующих коэффициентов равно 1 (то есть фактически они не используются).

Недостаточная прозрачность расчетов и открытость информации об утвержденных базовых нормативах и корректирующих коэффициентах остается одной из проблем применения нормативного подхода.

Такая большая разница между нормативами финансирования одной и той же услуги объясняется тем, что на практике их размер, как правило, рассчитывается не «от потребности», а исходя из исторически сложившейся ситуации на той или иной территории. Нередко бывает, что нормативы и корректирующие коэффициенты просто «подгоняются» под бюджетные ресурсы, имеющиеся для финансирования деятельности учреждений. Более того, распространена практика, когда установленные нормативы меняются уже в ходе выполнения учреждениями государственных или муниципальных заданий, – данная возможность даже закрепляется в соответствующих нормативно-правовых актах.

Регионы и муниципалитеты самостоятельно решают вопрос о том, в каком информационном источнике должны размещаться сведения об их собственных базовых нормативах затрат и корректирующих коэффициентах. В частности, в Новосибирской области установили, что соответствующие сведения публикуются на официальных сайтах органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждений, а в Новомосковске (Тульская область) информация должна размещаться на сайте городской администрации.

Но, несмотря на наличие в региональных или муниципальных нормативно-правовых актах требования об опубликовании базовых нормативов и корректирующих коэффициентов, на практике зачастую невозможно обнаружить их в открытых источниках. Автору статьи приходилось сталкиваться с ситуациями, когда значения нормативов и коэффициентов, установленные финансовыми ведомствами, остаются неизвестными даже представителям отраслевых органов, выполняющих функции и полномочия учредителей. Недостаточная прозрачность расчетов и открытость информации об утвержденных базовых нормативах и корректирующих коэффициентах остается одной из проблем применения нормативного подхода. Во многих случаях это связано с тем, что сами чиновники понимают, что нормативы посчитаны, образно говоря, «от фонаря», и поэтому просто не склонны лишний раз их афишировать.

* * *

Практика применения нормативного подхода к финансированию государственных и муниципальных услуг учреждениями нуждается в серьезном совершенствовании. Основное направление такой работы – переход к расчету нормативов «от потребности», которая определяется полными и конкретными стандартами услуг, а не от сложившегося факта (объема финансирования).

Приказ Минкультуры РФ от 28.03.2019 № 357 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры и кинематографии, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением».

Источник – официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru.

Приказ минздрава Республики Коми от 20.12.2018 № 2507-р «Об утверждении значений базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг в сфере здравоохранения государственными учреждениями Республики Коми на 2019 – 2021 гг.».

Пункт 27 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Приказ министерства культуры Самарской области от 26.12.2018 № 58 «Об утверждении значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг, отраслевых корректирующих коэффициентов, нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат на выполнение работ учреждениями культуры, подведомственными министерству культуры Самарской области».

Постановление главы администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан от 29.12.2017 № 5938 «О нормативных затратах на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями, подведомственными отделу культуры Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан».

См., например, Постановление администрации г. Воткинска от 10.10.2013 № 2282 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений, подведомственных Управлению культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Воткинска».

Пункт 17 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Новосибирской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением правительства Новосибирской области от 23.11.2015 № 406-п.

Постановление администрации муниципального образования г. Новомосковск от 28.12.2018 № 4311 «Об утверждении базового норматива затрат на оказание муниципальными бюджетными учреждениями муниципальных услуг в сфере образования на 2019 год».

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра образования
и науки Российской Федерации
И.В.Кузнецова
от 21 декабря 2016 года N ИК-41/18вн

Методика определения коэффициента платной деятельности при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказывающих государственные услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания

(с изменениями на 25 декабря 2017 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Изменениями от 25 декабря 2017 года N ВП-305/18вн.
____________________________________________________________________

1. Настоящая методика определения коэффициента платной деятельности при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказывающими государственные услуги (работы), относящиеся к их основным видам деятельности, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, разработана во исполнение пунктов 33 и 35 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее соответственно — Методика, постановление N 640).

2. Целью методики является формирование единых методических подходов к определению значений коэффициента платной деятельности для корректировки затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, и затрат на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества федерального бюджетного или автономного учреждения, в том числе:
_______________
С учетом положений переходного периода в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст.4226)

а) на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;

б) на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.

3. Настоящая Методика устанавливает правила определения коэффициента платной деятельности при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказывающими государственные услуги (работы), относящиеся к их основным видам деятельности, сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (далее соответственно — коэффициент платной деятельности, государственное задание, учреждения).

4. Действие Методики распространяется на правоотношения, возникшие при формировании государственного задания и расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания начиная с государственного задания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

II. Расчет значения коэффициента платной деятельности

5. Источниками информации для расчета значения коэффициента платной деятельности являются показатели формы по ОКУД N 0503737 «Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» за отчетный финансовый год, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее — форма N 0503737), в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности), а также показатели отчета о результатах деятельности федерального государственного учреждения, находящегося в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и об использовании закрепленного за ним имущества, предоставляемого учреждением за отчетный финансовый год по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2016 г. N 904 (далее — отчет о результатах деятельности учреждения).
(Пункт в редакции, введенной в действие Изменениями от 25 декабря 2017 года N ВП-305/18вн.

6. Расчет коэффициента платной деятельности осуществляется по следующей формуле:

(1)

где:
— коэффициент платной деятельности;
— показатель раздела «1. Доходы учреждения» Формы N 0503737 за отчетный финансовый год по виду финансового обеспечения (деятельности) — «Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (код вида — 4)» по строке 101 «Субсидии», по столбцу 9 «Итого»;
Rплатные — разность между значением показателя «Поступления от доходов, всего» (код строки 004) по столбцу 9 «Поступления от оказания услуг (выполнения работ» на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, Всего» отчета о результатах деятельности учреждения за вычетом значения, отраженного по столбцу 10 «Из них гранты», и значением показателя «из них: от использования имущества, находящегося в государственной собственности и переданного в аренду» (код строки 006) по столбцу 9 «Всего» отчета о результатах деятельности учреждения.
(Абзац в редакции, введенной в действие Изменениями от 25 декабря 2017 года N ВП-305/18вн.

7. В случае если в течение текущего финансового года в отношении учреждений осуществлены реорганизационные или ликвидационные мероприятия, для расчета коэффициента платной деятельности на очередной финансовый год значения показателей формулы (1) для данных учреждений суммируются в соответствии с условиями осуществления указанных мероприятий.

8. Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее 31 декабря текущего финансового года утверждает значения коэффициентов платной деятельности учреждениям, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Типовые вопросы и ответы в части оплаты труда работников сферы образования.

Разъяснения по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда (письмо Минпросвещения России от 22.05.2020 №ВБ-1107/08)

1. Каким категориям работников образовательных организаций предусмотрено повышение оплаты труда в соответствии с «майскими» указами Президента?

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:

  • педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе;

  • педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение средней заработной платы до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе;

  • преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% от средней заработной платы в регионе.

2. Кто отвечает за повышение оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (администрация Владимирской области) и органов местного самоуправления.

3. Какие сроки для выплаты заработной платы установлены действующим законодательством?

В соответствии со статьей 136 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).

4. Что делать, если мне задерживают выплату заработной платы?

В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

5. Почему моя заработная плата ниже показателя, закрепленного в указах Президента?

Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом.

При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации для соответствующей категории работников.

6. Какими нормативными правовыми актами регулируется размер заработной платы работников организаций сферы «Образование»?

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда, определяющей порядок и условия ее выплат.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждено положение о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования во Владимирской области.

Аналогичные положения о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений отрасли образования утверждаются каждым муниципальным образованием самостоятельно.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» средняя заработная плата педагогических работников должна быть доведена:

— в дошкольных образовательных организациях – до уровня средней заработной платы в сфере общего образования Владимирской области;

— в общеобразовательных организациях – до уровня средней заработной платы во Владимирской области.

Ежемесячная заработная плата работников включает в себя как должностной оклад, так и выплаты компенсационного и стимулирующего характера, начисляемые и выплачиваемые в соответствии с действующими в учреждениях коллективными договорами, положениями об оплате труда и стимулировании работников.

При этом следует отметить, что в настоящее время заработная плата педагогических работников образовательных организаций напрямую зависит от квалификации, творческой активности в работе.

7. Как рассчитывается должностной оклад воспитателя?
(пример для воспитателя государственного учреждения, не имеющего квалификационной категории, со стажем работы 12 лет)

Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждены базовые оклады педагогических работников государственных учреждений отрасли «Образование».

На основании п. 1.6.3. Положения о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования, утвержденного вышеуказанным постановлением, размер базового должностного оклада педагогических работников составляет 6 373 рубля.

Должностной оклад, ставка заработной платы педагогических работников учреждения состоит из базового должностного оклада, базовой ставки заработной платы, последовательно умноженной на повышающие коэффициенты:

— по занимаемой должности, по уровню образования, стажа работы, специфики для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории;

— по занимаемой должности, за квалификационную категорию, специфики для педагогических работников, имеющих квалификационную категорию на период действия квалификационной категории.

На основании указанного порядка должностной оклад воспитателя без категории, имеющего стаж 12 лет, работающего на 1 ставку, составит (руб.):

6 373*1,05*1,07*1,15 = 8 234,07 , где

1,05 – коэффициент в зависимости от занимаемой должности (должность воспитателя отнесена к 4 квалификационному уровню);

1,07 – коэффициент уровня образования, установленный педагогам, имеющим высшее профессиональное образование;

1,15 – коэффициент стажа работы, установленный педагогу со стажем работы от 10 до 15 лет.

Также при расчете должностного оклада воспитателю может быть установлен повышающий коэффициент специфики. Перечень условий применения повышающего коэффициента специфики утвержден п. 5 приложения № 1 к Положению о системе оплаты труда работников.

8. Как рассчитывается должностной оклад учителя?
(пример для учителя государственного учреждения, с высшим образованием, не имеющего квалификационной категории и являющегося молодым специалистом)

Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждены базовые оклады работников государственных учреждений отрасли «Образование».

На основании п. 1.6.3. Положения о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования, утвержденного вышеуказанным постановлением, размер базового должностного оклада педагогических работников составляет 6 373 рубля.

Должностной оклад, ставка заработной платы педагогических работников учреждения состоит из базового должностного оклада, базовой ставки заработной платы, последовательно умноженной на повышающие коэффициенты:

— по занимаемой должности, по уровню образования, стажа работы, специфики для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории;

— по занимаемой должности, за квалификационную категорию, специфики для педагогических работников, имеющих квалификационную категорию на период действия квалификационной категории.

На основании указанного порядка должностной оклад учителя без категории, работающего на 1 ставку, в случае если учитель имеет высшее образование и является молодым специалистом, составит (руб.):

6 373*1,05*1,07*1,0*1,7 = 12 172,11 , где

1,05 – коэффициент в зависимости от занимаемой должности (должность учителя отнесена к 4 квалификационному уровню);

1,07 – коэффициент уровня образования, установленный педагогам, имеющим высшее профессиональное образование;

1,0 – коэффициент стажа работы, установленный педагогу со стажем работы от 0 до 2 лет;

1,7 – повышающий коэффициент специфики, установленный выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обучавшимся по очной форме, поступившим на работу в образовательные организации до прохождения ими аттестации. Указанный коэффициент применяется не более 2 лет, за исключением времени нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Также при расчете должностного оклада учителю могут быть установлены другие повышающие коэффициенты специфики. Перечень условий применения повышающего коэффициента специфики утвержден п. 5 приложения № 1 к Положению о системе оплаты труда работников.