Отнесение земельного участка к определенной категории земель

Информация о предоставлении государственной услуги «Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории» («Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случаях, установленных законодательством»)
Согласно статье 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
При рассмотрении обращений и принятии решений об отнесении земельных участков к определенной категории, администрация руководствуется существующим положением, которое не должно предусматривать отнесение земельного участка к определенной категории земель, при том, что смежные с ним земельные участки отнесены к иной категории земель. Испрашиваемая категория земель земельного участка соответствует утвержденному генеральному плану (или проекту генерального плана, находящегося в стадии разработки).
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится исключительно в границах населенного пункта. В случае если земельный участок расположен в границах садоводческих, огороднических, дачных и иных некоммерческих товариществах, такой участок подлежит отнесению к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В целях отнесения земельного участка к определенной категории, заявитель (заявители), собирает(-ют) следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей);
— правоудостоверяющие документы на земельный участок;
Отсутствие указанных документов, а также пересечение границ земельного участка с границами другого земельного участка, с границами государственного лесного фонда, либо в случае, если границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, послужит основанием для отказа в оказании услуги.
В случае, если земельный участок находится в долевой собственности, необходимо согласие всех собственников земельного участка, либо совместное заявление.
Согласно статье 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Перевод земельного участка из установленной категории в категорию – «земли населенных пунктов», возможен путем включения земельного участка в границы населенного пункта. Таким образом, заявителю необходимо подать ходатайство о переводе и включении земельного участка в границы населенного пункта, в администрацию сельского (городского) поселения, в котором расположен данный населенный пункт на имя Главы местной администрации.

ской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контек-

сте 1991 г. и Протокола по стратегической экологической оценке к указанной Конвенции.

Библиографический список

Васильева М. И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2003.

Гиззатулин Р. Х. Экологическая функция государства: теория и практика реализации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014.

Гогаева М. Т. Правовой механизм принятия экологически значимых решений: дис. … канд. юрид. наук. М., 2011.

Голубкова М. Вопросы понимания // Российская газета. 2015. 26 окт.

Институты экологического права / под ред. С. А. Боголюбова. М., 2010.

Концепции развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова. М., 2010.

Копылов М. Н. К вопросу об эффективности норм «мягкого» международного экологического права // Экологическое право. 2006. № 6.

Международное и национальное регулирование экологической сферы общества / отв. ред. Ю. С. Шемшученко, С. А. Боголюбов. М., 2012.

Миняев А. О. Экологическое право: конституционные основы: учеб. пособие для вузов. М., 2004.

Право и экология: матер. Междунар. школы-практикума молодых ученых-юристов / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. А. Боголюбов. М., 2014.

Понятие «земельный участок» и его соотношение со схожими терминами

ТОТОЧЕНКО Денис Алексеевич, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России, кандидат юридических наук

644092, Россия, г. Омск, просп. Комарова, 7

E-mail: Den-omsk@mail.ru

В статье рассматриваются понятия «земельный участок», «земля», «почва», «угодье», «смежный земельный участок» и другие схожие термины. Автор анализирует характеристики земельного участка, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, предлагает дополнить перечень указанных характеристик природно-антропоген-ными. К последним отнесено наличие на земельном участке природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности, или объектов, созданных человеком, обладающих свойствами природных объектов и имеющих рекреационное и защитное значение. Определение понятия земельного участка и разграничение его от иных смежных терминов, применяющихся в земельном законодательстве, имеет важное практическое значение. Оно проявляется прежде всего в том, что налогообложение, совершение сделок, связанных с переходом прав, а также возможность пользоваться судебной защитой при возникновении споров в полной мере могут быть реализованы лишь в отношении земельного участка, отвечающего требованиям, содержащимся в законодательстве. Даны рекомендации по совершенствованию земельного законодательства в рассматриваемой сфере. По мнению автора, учет изложенных в статье положений в законотворческой деятельности позволит устранить имеющиеся в нормативных правовых актах недостатки, тем самым повысив эффективность правового регулирования земельных отношений.

Ключевые слова: земельный участок, земля, почва, угодье, смежный земельный участок.

The Concept of Land Lot and its Correspondence with Similar Terms

D. A. TOTOCHENKO, candidate of legal sciences

The Omsk Academy of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

7, Komarov ave., Omsk, Russia, 644092

E-mail: Den-omsk@mail.ru

Keywords: land, earth, soil, land, contiguous land.

DOI: 10.12737/22202

В теории земельного права неоднократно предпринимались попытки разграничить содержание таких терминологически схожих понятий, как «земельный участок», «земля», «почва», «угодье», что обусловлено в первую очередь их недостаточной законодательной урегулированно-стью. Для юридически грамотного применения этих понятий необходимо прежде всего разобраться, какое же значение законодатель заложил в их содержание.

Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Следует отметить, что действующее легальное определение земельного участка является не первым. В первоначальном варианте ЗК РФ (до 24 октября 2008 г.) содержалась следующая формулировка: земельным участком как объектом земельных отношений является часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установ-

ленном порядке. Легко заметить, что законодатель, внеся изменения, исключил из определения такой признак земельного участка, как «почвенный слой». Следовательно, в соответствии с указанными изменениями в земельном законодательстве «почва» больше не является обязательной составляющей земельного участка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, законодатель уточнил еще один признак земельного участка, а именно характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, в которые, конечно же, входят и границы земельного участка. По мнению С. Ю. Стародумовой, к таким характеристикам следует отнести природные, антропогенные и фактические (физические характеристики)1.

На наш взгляд, помимо вышеуказанных к подобным характеристикам следует также отнести природ-но-антропогенные, т. е. наличие на земельном участке природных объектов, измененных в результате хо-

1 См.: СтародумоваС. Ю. Понятие недвижимости в гражданском праве // Юридический мир. 2015. № 5. С. 42—45.

зяйственной и иной деятельности, или объектов, созданных человеком, обладающих свойствами природных объектов и имеющих рекреационное и защитное значение.

К природным характеристикам земельного участка можно отнести, к примеру, наличие на его поверхности водных объектов, имеющих естественное происхождение, деревьев и т. д. Антропогенные характеристики свидетельствуют о наличии зданий, сооружений и т. п. на земельном участке. К природно-антро-погенным характеристикам можно отнести, например, наличие искусственных водных объектов. В качестве фактических (физических) характеристик выступают площадь земельного участка, а также наличие установленных границ.

Подчеркнем, что в состав земельного участка не входят недра (часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения). Правовое регулирование отношений, связанных с охраной и использованием недр, осуществляется законодательством о недрах, в частности Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». При этом в Законе не говорится, что следует понимать под почвенным слоем, а его толщина не определяется. В связи с этим определение верхней и нижней границы недр вызывает споры и дискуссии.

Обратим внимание, что определение понятия земельного участка и разграничение его от иных смежных терминов, применяющихся в земельном законодательстве, имеет важное практическое значение. Оно проявляется прежде всего в том, что налогообложение, совершение сделок, связанных с переходом прав, а также возможность пользоваться судебной защитой при возникновении споров в полной мере могут быть реализованы лишь в отношении земельного

участка, отвечающего требованиям, содержащимся в законодательстве.

В отличие от термина «земельный участок» в ЗК РФ не раскрывается понятие «земля». Данный термин трактуется лишь в ГОСТ 2664085 «Земли. Термины и определения», в котором говорится, что земля — это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства.

Исследование нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, показало, что земля рассматривается законодателем с нескольких сторон. Во-первых, как основа жизни народов; во-вторых, как составная часть природы; в-третьих, как основа деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и использующих ее как природный ресурс — средство производства в сельском, лесном хозяйстве и иной хозяйственной деятельности; в-четвертых, как объект права собственности (других прав) и недвижимое имущество.

Вместе с тем анализ ЗК РФ показал, что понятие «земля» понимается в нем в двух значениях. Во-первых, как синоним земельного участка и, во-вторых, как совокупность земельных участков (в ст. 7 ЗК РФ содержится перечень категорий земель согласно их целевому назначению).

Согласимся с мнением Е. И. Давыдовой о том, что право собственности может существовать как в отношении отдельных земельных участков, так и их совокупности2. Так, анализ гл. 3 «Собственность на землю»

2 См.: Давыдова Е. И. Земельный участок.

К вопросу о разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Молодой ученый. 2012. № 12.

ЗК РФ показывает, что в частной собственности физических и юридических лиц могут находиться лишь земельные участки, в то время как государственная и муниципальная собственность включает совокупность земельных участков.

В отдельных случаях законодатель наряду с термином «земля» использует термин «земли», как, например, в ст. 77 ЗК РФ при раскрытии значения понятия «земель сельскохозяйственного назначения». Анализ правовых норм ЗК РФ показал, что термин «земли» является синонимом термина «земля» и используется в ЗК РФ для обозначения отдельных категорий земель, а также объектов права собственности. Более того, термин «земли» является родовым по отношению к термину «земельный участок».

По мнению Е. А. Конюха, в ЗК РФ обязательно должно быть дано понятие не только земельного участка, но и земли, для того, чтобы имелась возможность однозначного толкования и единообразного применения норм земельного и гражданского права, а также исключения возможных спорных ситуаций при определении объекта земельного правонарушения и в то же время фактического объекта гражданского правонарушения (имущественного блага).

В связи с этим исследователь предлагает следующую формулировку: земля — это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный (в том числе почвенный) слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особым органо-минеральным составом, строением, границами в пространстве и выполняющий необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека и окружающей среды функции3.

С. М. Сагитов и А. Э. Шараф полагают, что земля (земли) — это сово-

купность индивидуализированных земельных участков. По их мнению, когда конкретный участок земли не индивидуализируется, то можно употреблять понятие «земли» или «земля», также это понятие употребляется относительно земель, составляющих фонд природных ресурсов. А если возникают правовые отношения относительно определенного участка с указанием его характеристик, следует употреблять понятие «земельный участок»4.

Соглашаясь с мнением Е. А. Конюха о целесообразности включения понятия «земля» в ЗК РФ, полагаем, что данный термин можно сформулировать следующим образом: земля — это часть земной поверхности, состоящая из совокупности индивидуализированных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также участок земли, который не является индивидуально определенным.

Считаем, что приведенное определение отражает двойственную сущность, заложенную в понятие «земля» законодателем. Так, с одной стороны, под землей следует понимать часть земной поверхности, которая индивидуально не определена и, соответственно, в отличие от земельного участка не может быть объектом гражданских правоотношений. С другой стороны, в качестве объекта государственного и муниципального управления земля понимается как совокупность индивидуально определенных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Использование земельного участка в подавляющем большинстве случаев предполагает использование поверхностного почвенного слоя (почвы). Вместе с тем действующее земельное законодательство не разграничивают такие понятия как

4 Сагитов С. М., Шараф А. Э. О разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Вестник ТИСБИ. 2008. № 3.

«земля» и «почва». Зачастую эти понятия отождествляются и используются в качестве синонимов, что является ошибкой.

В России научное определение почвы впервые было предложено В. В. Докучаевым в 1886 г., который определил ее как самостоятельный естественно-исторический объект, являющийся продуктом совокупной деятельности материнской горной породы, климата, растительных и животных организмов, возраста и отчасти рельефа местности5.

По мнению Л. А. Мельника, почва — это поверхностный слой земли, являющийся природным образованием (компонентом природной среды), обладающий естественным или приобретенным в результате хозяйственной или иной деятельности плодородием, пространственно-качественными характеристиками и выполняющий экологические, санитарно-гигиенические и хозяйственные функции6.

Юридически значимой характеристикой почвы является то, что в отличие от земли почва может быть отделена от поверхности земной коры. В связи с этим почва не является недвижимым имуществом. При отделении почвенного слоя (почвы) от земельного участка и ее перемещении, например, в цветочный горшок с юридической точки зрения она не будет подпадать под понятие «земля», а отношения, объектом которых будет выступать перемещенная почва, содержащаяся в горшке, не будут относиться к земельным. Напротив, если почва будет перемещена на законных основаниях с целью последующего нанесения на другие земельные участки, например, для улучшения их плодородия, то данные отношения будут относиться к предмету земельного права, так как помимо перемещенной почвы их объектом бу-

5 Докучаев В. В. Избранные труды / под ред. Б. Б. Полынова. М., 1949.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Мельник Л. А. Правовая охрана почв:

дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 23.

дет являться земельный участок, для улучшения плодородия которого и был перемещен почвенный слой.

Следует также отметить, что в целях охраны почвы законодателем согласно ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы предусматривается административная ответственность. Помимо этого владелец пострадавшего земельного участка вправе требовать возмещения вреда, причиненного правонарушением.

Так, Ш. обратился в Саратовский районный суд с иском к ФГУП «ГУССТ № 5 при Спецстрое России», в котором просил взыскать убытки, причиненные изъятием земли с земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности. По данному факту прокуратурой Воскресенского района Саратовской области была проведена проверка. В результате установлено, что в отсутствие разрешительных и правоустанавливающих документов ответчиком велись работы по выемке грунта с указанного земельного участка. К административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ привлечен мастер строительно-монтажных работ филиала ФГУП «ГУССТ № 5 при Спецстрое России».

Свидетель Е. пояснил, что по просьбе Ш. он фотографировал его земельный участок, когда работники ответчика стали незаконно вывозить почву с этого участка. При этом он неоднократно обращал внимание указанных сотрудников на то, что участок принадлежит Ш., который не давал согласия на изъятие почвы.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что неправомерными действиями ответчика истцу причинен ущерб, поскольку без его ведома и согласия, при отсутствии разрешения на проведение земляных работ на территории земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, произведена выемка грунта7.

7 См. апелляционное определение Саратовского областного суда от 5 февраля 2014 г. по делу № 33-271/2014.

Самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы чаще всего происходит при строительстве, рытье карьеров и траншей, сооружении линейных объектов, а также в целях незаконной реализации. При этом вред, причиненный самовольным снятием и перемещением плодородного слоя почвы, является весьма значительным, поскольку плодородный слой восстанавливается очень медленно. Так, для образования 1 см чернозема при положительном балансе биогенных элементов и солнечной энергии требуется около 100 лет8.

Земельный участок можно рассматривать как главную вещь, а почву — как его принадлежность. Соответственно, юридическая судьба принадлежности (почвы) следует судьбе главной вещи (земельного участка).

Собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи не имеют права снимать и перемещать почвенный слой земельных участков без специального разрешения. Общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного слоя и рекультивацией земель, содержатся в Основных положениях о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы9.

В соответствии с п. 6, 11 данных Положений выдача разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливается органами, предоставляющими земельные участки в пользование

8 См.: Ахтырцев Б. П., Ахтырцев А. Б. Почвенный покров Среднерусского Черноземья. Воронеж, 1993.

9 Утв. приказом Минприроды РФ № 525 и Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 г.

и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Таким образом, отсутствие разрешения и проекта рекультивации земельного участка свидетельствует о самовольном снятии плодородного слоя почвы.

Наряду с понятиями «земельный участок», «земля», «почва» в российском законодательстве применяется термин «угодье». При этом выделяются различные виды угодий: сельскохозяйственные (ст. 77, 79 ЗК РФ); охотничьи (ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); промысловые (ст. 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»). Ранее, в Водном кодексе РФ 1995 г.10, выделялись также водно-болотные угодья.

Применительно к понятию «угодье» О. И. Крассов пишет, что в современном законодательстве этот термин отражает вид функционального использования земельного участка, обусловленный его естественными свойствами и наличием на нем определенных природных ресурсов. С помощью использования данного термина уточняется правовой режим отдельных участков земли11.

Подчеркнем, что угодья не являются самостоятельным объектом права собственности, они лишь составная часть земельного участка. Соответственно, угодья не индивидуализируются посредством определения местоположения и границ. Индивидуализация угодья может

10 Утратил силу с 1 января 2007 г.

11 См.: Крассов О. И. Юридическое понятие «земельный участок» // Экологическое право. 2004. № 2. С. 12.

осуществляться только путем индивидуализации всего земельного участка.

В законодательстве и юридической практике нередко употребляются такие понятия, как «смежный земельный участок» и «<соседний земельный участок». Зачастую, особенно в судебной практике, эти понятия даже употребляются как синонимы, что не совсем верно. В словаре С. И. Ожегова «смежный» означает находящийся непосредственно рядом, имеющий общую границу12. Значение понятия «соседний» в словаре трактуется как расположенный вблизи, рядом с кем или чем-нибудь13. Несложно заметить, что лексическое значение указанных терминов не одинаково и имеет свои особенности. Так, смежный земельный участок в отличие от соседнего земельного участка обладает обязательной общей границей с прилегающим земельным участком. Соседний же земельный участок, являясь более широким понятием, может и не обладать общей границей с расположенным вблизи земельным участком.

В земельном законодательстве термин «смежный земельный участок» употребляется применительно к земельному участку, обладающему общей границей с находящимся рядом земельным участком. Так, в ст. 116 «Объединение земельных участков» ЗК РФ указано, что при

12 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1999. С. 734.

13 Там же. С. 750.

объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок и существование таких смежных земельных участков прекращается. Таким образом, в Кодексе в отношении земельных участков, имеющих общую границу, законодатель использует термин «смежные земельные участки».

Вместе с тем в отдельных случаях данные термины используются без учета их специфики. Например, в соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Как видно, в указанной правовой норме законодатель не учитывает специфику рассматриваемых терминов. В связи с этим полагаем, что действующее законодательство, регулирующее земельные отношения, необходимо привести к единообразию, взяв за основу позицию законодателя, отраженную в ЗК РФ, согласно которой в отношении земельных участков, имеющих общую границу, применяется термин «смежные земельные участки».

Полагаем, что учет изложенных в статье положений в законотворческой деятельности позволит устранить имеющиеся в нормативных правовых актах недостатки и тем самым повысить эффективность правового регулирования земельных отношений.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ахтырцев Б. П., Ахтырцев А. Б. Почвенный покров Среднерусского Черноземья. Воронеж, 1993.

Давыдова Е. И. Земельный участок. К вопросу о разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Молодой ученый. 2012. № 12.

Докучаев В. В. Избранные труды / под ред. Б. Б. Полынова. М., 1949.

Крассов О. И. Юридическое понятие «земельный участок» // Экологическое право. 2004. № 2.

Мельник Л. А. Правовая охрана почв: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.

Стародумова С. Ю. Понятие недвижимости в гражданском праве // Юридический мир. 2015. № 5.

Структура земельных ресурсов Российской Федерации

Под земельными ресурсами понимается вся земля (т.е. вся территория) в пределах определенных границ. Земельные ресурсы Российской Федерации — это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны. Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов,

в целом они являются единым природным объектом. И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом, т.е. в народнохозяйственных целях.

С этой точки зрения земельные ресурсы подразделяются на семь целевых категорий, закрепленные в земельном законодательстве (ст. 7 ЗК РФ), а именно:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения.
  2. Земли населенных пунктов.
  3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения.
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения).
  5. Земли лесного фонда.
  6. Земли водного фонда.
  7. Земли запаса.

В соответствии с основным целевым назначением упомянутых частей земельных ресурсов земельным законодательством установлен и правовой режим их использования в народном хозяйстве.

К землям сельскохозяйственного назначения отнесены земельные участки, используемые или по своим природным качествам пригодные для использования в сельском хозяйстве, т.е. для производства сельскохозяйственной продукции.

Землями населенных пунктов считаются земли, расположенные в пределах административных границ различных поселений (городов, поселков, сельских населенных пунктов). Основное целевое назначение этих земель — удовлетворение градостроительных потребностей этих населенных пунктов.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения представляют собой участки земельного фонда, предоставленные юридическим или физическим лицам для осуществления специальных задач в промышленности, на транспорте, в энергетике и других отраслях народного хозяйства. Основное целевое назначение земли в этих сферах народного хозяйства — служить операционным базисом для размещения и функционирования промышленных и иных предприятий и объектов.

Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые им, но предоставленные или предназначенные для ведения лесного хозяйства. Лес представляет собой очень ценное природное сырье для промышленности, является энергетическим источником, местом отдыха граждан, играет роль «легких» для населенных пунктов и т.п. и нуждается в связи с этим в установлении особого правового режима его использования.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, водоохранными зонами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли по берегам водоемов (прибрежные полосы), необходимые для их обслуживания. Их основное целевое назначение — удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, природоохранных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.

К категории особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, имеющие статус особо охраняемых территорий, в силу их специфической роли и особого значения в жизни общества. Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан.

Землями запаса считаются все участки, не предоставленные в собственность или пользование физическим или юридическим лицам или изъятые у них по основаниям, предусмотренным законодательством, за исключением специально формируемого фонда перераспределения земель.

Целевая категория определяет лишь основное, общее целевое назначение отнесенных к ней земель. Конкретное использование земельных участков в пределах целевых категорий может существенно различаться в соответствии с практической целесообразностью.

Указанный признак разграничения земель целевых категорий конкретизируется в виде их разрешенного использования, под которым понимаются характер, виды и способы использования земель. При этом могут предусматриваться определенные ограничения или запреты, соблюдение которых является обязательным. Так, в пределах водоохранных зон и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается применять ядохимикаты, производить распашку почвы, выпас скота, а на землях, подверженных эрозийным процессам, ограничивается применение агротехники, стимулирующей развитие этих процессов, и т.д.

Законодательством (ст. 7 ЗК РФ) установлено, что правовой режим земель определяется их принадлежностью к той или иной целевой категории и разрешенным использованием в соответствии с территориальным зонированием. Территориальное зонирование — это установление границ территорий (зон), в пределах которых земли обладают свойствами и качествами, необходимыми и достаточными для определенной хозяйственной деятельности.

Другим классификационным признаком земельного фонда является естественно-историческое и хозяйственное состояние отдельных его частей, которое получило название земельных угодий. Под земельными угодьями понимаются участки земли (массивы), систематически используемые для определенных хозяйственных целей и имеющие качественные различия естественно-исторического характера. Все земельные угодья подразделяются на две группы: сельскохозяйственные, т.е. систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции (их еще называют продуктивными землями), и несельскохозяйственные, т.е. земли, не включенные в сельскохозяйственный оборот. К сельскохозяйственным угодьям относятся: пашня, сенокос, пастбище, участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями. Несельскохозяйственные угодья — все остальные (участки, занятые лесом, кустарником, болотом, постройками, дорогами и т.д.).

Как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья делятся на подвиды, чаще всего по их естественному состоянию или способу использования: пашня переувлажненная, орошаемая; сенокос заболоченный, закустаренный, закочкаренный; пастбище залесенное и т.п.

Качественное состояние продуктивных земель характеризуется уровнем их плодородия, который зависит от вида почв (черноземы, оподзоленные почвы и др.) и их физико-химического состава (глинистые, супесчаные, песчаные и т.п.). Показателем плодородия земель служат баллы экономической оценки, представляющие собой условные числа, выраженные в процентах к наивысшей продуктивности земель данной группы: 100, 90, 80 и т.д. баллов. Для оценки земель, участвующих в гражданском обороте, существует другой критерий — кадастровая стоимость земельных участков, представляющая собой их денежную оценку.

Первичное установление категории земельного фонда

В случае если категория земель указана не в документах государственного кадастра объектов недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в документы государственного кадастра объектов недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

В случае наличия противоречий между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра объектов недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

В случае если категория земель не указана в документах государственного кадастра объектов недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

До разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе:

1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд;

2) земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

До разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.

Изменение целевого назначения земельных участков

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путем перевода земель и земельных участков из одной категории в другую. Данные отношения регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:

  1. выписка из государственного кадастра объектов недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
  2. копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  3. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
  4. заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  5. согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
  6. расчеты потерь сельскохозяйственного производства.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

  1. с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
  2. к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:

  1. в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;
  2. в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

  1. установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  2. наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  3. установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа.

Изменение вида разрешенного использования земель

До вступления в силу Градостроительного кодекса РФ 1 января 2005 г. изменение вида разрешенного использования земельных участков находилось в ведении земельного законодательства.

После 1 января 2005 г. регулирование данных отношений перешло к градостроительному законодательству.

Градостроительный кодекс устанавливает, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

  1. основные виды разрешенного использования;
  2. условно разрешенные виды использования;
  3. вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В пределах населенных пунктов изменение разрешенного вида использования земельных участков напрямую связано с разработкой и применением материалов территориального планирования. В частности, собственник земельного участка вправе изменить разрешенный вид использования принадлежащего ему земельного участка в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов. Градостроительные регламенты могут быть утверждены уполномоченным органом местного самоуправления в качестве самостоятельного документа (например, схемы планировки квартала городского поселения), однако с 1 января 2010 г. предполагается, что градостроительные регламенты по общему правилу должны будут в обязательном порядке входить в состав специального нормативного правового акта — правил землепользования и застройки, утверждаемых представительными органами местного самоуправления по результатам публичных слушаний. С 1 января 2012 г. при отсутствии правил землепользования и застройки органы местного самоуправления будут не вправе осуществлять предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в неразграниченной государственной или муниципальной собственности.

Вне черты населенных пунктов разрешенный вид использования изменяется решением органа местного самоуправления на основании ходатайства собственника земельного участка. При этом необходимо проведение публичных слушаний, которые позволяют выявить отношение местного населения к предполагаемому изменению разрешенного вида использования земельного участка. О намечаемых публичных слушаниях, а также о результатах публичных слушаний размещается информация в местных СМИ, а также в сети Интернет. Результатом публичных слушаний является протокол, который имеет рекомендательный характер для органа местного самоуправления, управомоченного на изменение разрешенного вида использования. Традиционными формами проведения публичных слушаний являются сход и заседание комиссии.