Отмена судебного приказа по кас РФ

Производство по административным делам о вынесении судебного приказа

(согласно тематическому плану проведения занятий на 2017 год)

С 6 мая 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), а именно в него введен институт приказного административного судопроизводства. Федеральным законом от 05.04.2016 N 103-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» раздел III КАС РФ был дополнен главой 11 «Производство по административным делам о вынесении судебного приказа», состоящей из 8 статей (123.1 — 123.8).

Данное изменение законодательства особенно актуально именно для мировых судей в связи со следующим. Ранее административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций подлежали рассмотрению в порядке главы 32 КАС РФ районными судами. Указанным Федеральным законом в КАС РФ введена такая упрощенная форма производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, как выносимый исключительно мировыми судьями судебный приказ (часть 3.1 статьи 1 КАС РФ). При этом в части 1 статьи 123.1 КАС РФ содержится определение судебного приказа как судебного акта, вынесенного судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.

Таким образом, во-первых, судебный приказ в административном судопроизводстве по своей правовой природе является судебным актом, разрешающим дело по существу, и, соответственно, аналогом судебного решения по делам приказного административного судопроизводства, которое характеризуется упрощенной процессуальной процедурой.

Во-вторых, он выносится мировым судьей единолично, без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств. Это объясняется тем, что в приказном производстве презюмируется отсутствие спора по заявленным требованиям. Стороны административного приказного производства соответственно именуются «взыскатель» и «должник», что подчеркивает определенность (бесспорность) в отношениях между ними.

В-третьих, вынесение судебного приказа в рамках КАС РФ возможно только по одному виду требований, а именно о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 3.1 статьи 1, глава 32 КАС РФ).

Необходимость данной законодательной новеллы была обусловлена значительным увеличением количества обращений в суды налоговых и таможенных органов, а также государственных внебюджетных фондов, которые в большинстве случаев имеют бесспорный характер и не требуют проведения полноценного судебного разбирательства.

Часть 2 статьи 123.1 КАС РФ предусматривает распространение на вступивший в законную силу судебный приказ положений статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных актов. Таким образом, вступившие в законную силу судебные приказы по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебных приказов, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим КАС, или ответственность, установленную федеральными законами.

Судебный приказ является одновременно исполнительным документом (на это также указано и в пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Указанное свойство является существенным признаком судебного приказа, отличающим его от иных судебных актов. Соответственно, для принудительного исполнения судебного приказа не требуется выдачи исполнительного листа, а к исполнению предъявляется сам судебный приказ. Исключением из данного правила является правовая ситуация, изложенная в части 2 статьи 123.8 КАС РФ.

Так, согласно ч.2 ст.123.8 КАС РФ в случае взыскания государственной пошлины с должника в доход соответствующего бюджета на основании судебного приказа выдается исполнительный лист, который заверяется гербовой печатью суда и направляется судом для исполнения в этой части судебному приставу-исполнителю. Исполнительный лист может быть направлен для исполнения судебному приставу-исполнителю в виде электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Заявление о вынесении судебного приказа, как указано в части 1 статьи 123.3 КАС РФ, должно быть подано, с учетом исключительной подсудности, компетентному мировому судье (независимо от размера подлежащей взысканию денежной суммы) в письменной форме (в том числе способами, установленными частью 2 статьи 45 КАС РФ) и содержать определенные сведения (реквизиты), которые во многом аналогичны требованиям к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 125 и часть 1 статьи 287 КАС РФ).

Что касается территориальной подсудности такого рода заявлений, то следует руководствоваться общими положениями части 3 статьи 22 КАС РФ, предусматривающей, что административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено КАС РФ.

В заявлении о вынесении судебного приказа должно быть указано (ст.123.3 КАС):

— наименование суда, в который подается заявление;

— наименование взыскателя (указывается полное либо официальное сокращенное наименование органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, другого органа, наделенного в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (часть 1 статьи 286 КАС РФ));

— контактные данные взыскателя, к которым относится его место нахождения, номера телефона, факса, адрес электронной почты;

— реквизиты банковского счета взыскателя (необходимо указать не данные о банковском счете непосредственно самого заявителя, а реквизиты счета для перечисления обязательных платежей и санкций, подлежащих взысканию);

— документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления о вынесении судебного приказа (к таковым относятся, в частности, документы о назначении руководителя соответствующего контрольного органа, подписавшего заявление, на должность, а в случае подписания заявления представителем — соответствующая доверенность). Следует также принимать во внимание, что право на подписание заявления о вынесении судебного приказа должно быть специально оговорено в доверенности, с учетом того, что заявление о выдаче судебного приказа, равно как и административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 56 КАС РФ), также является формой обращения в суд с материально-правовым требованием о защите права, но в рамках иного (приказного) производства. При этом право на подписание административного искового заявления предполагает и право на подписание заявления о выдаче судебного приказа;

— фамилия, имя и отчество должника;

— место жительства или место пребывания должника (статья 96 КАС РФ);

— один из идентификаторов должника (ИНН, СНИЛС и т.д.);

— дата и место рождения должника;

— факультативные сведения, которые указываются при наличии соответствующей информации (место работы, номера телефона, факса, адрес электронной почты);

— наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию (налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы и т.п.), размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет (например, суммы налога, подлежащего взысканию по итогам нескольких налоговых периодов);

— положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа (например, НК, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»);

— сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке (в частности, направление такого требования предусмотрено положениями гл. 10, ст. ст. 48 и 104 НК, ст. ст. 21 и 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»);

— размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер (например, суммы пени, начисленной на недоимку по налоговым платежам), и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию;

— иные документы, подтверждающие обоснованность требований взыскателя (к таковым, в частности, могут быть отнесены данные лицевого счета должника, реестры платежей, акты сверки и т.п.);

— перечень прилагаемых к заявлению документов.

Часть 3 статьи 123.3 КАС РФ содержит требования к документам, прилагаемым к заявлению о вынесении судебного приказа.

В частности, к рассматриваемому заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о направлении должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении, либо документы, подтверждающие передачу должнику указанных копий заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом (часть 7 статьи 125 КАС).

Таким образом, обязанность по направлению должнику копии заявления о вынесении судебного приказа КАС РФ возложена именно на заявителя (контрольный орган).

Указанная норма является важнейшей гарантией соблюдения прав должника в приказном производстве, поскольку предоставляет ему право заявить возражения еще до вынесения судебного приказа, а суду, соответственно, установить, что требования не являются бесспорными.

Должник вправе направить в суд возражения относительно требований взыскателя непосредственно после получения копии заявления о его вынесении. Поступление таких возражений в суд до истечения предусмотренного частью 5 статьи 123.4 и частью 1 статьи 123.5 пятидневного срока влечет отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с отсутствием бесспорности заявленного требования (пункт 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ), а после вынесения судебного приказа — его отмену (часть 1 статьи 123.7 КАС РФ). Данное регулирование в полной мере отвечает принципу процессуальной экономии.

После поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд судья вправе совершить одно из следующих процессуальных действий: вынести определение о возвращении заявления, об отказе в его принятии либо вынести судебный приказ. Процессуальной возможности для оставления заявления о вынесении судебного приказа без движения либо отказа в выдаче судебного приказа КАС РФ не предусмотрено.

КАС РФ предусматривает различные основания для возвращения заявления о вынесении судебного приказа или отказа в его принятии. При этом перечень оснований как для возвращения рассматриваемого заявления, так и для отказа в его выдаче является исчерпывающим.

Применительно к возвращению заявления о вынесении судебного приказа можно выделить две группы оснований.

К первой относятся общие основания для возвращения административного искового заявления административному истцу, содержащиеся в статье 129 КАС РФ.

Вторую (специальную) группу составляют следующие два основания:

— не представлены документы, подтверждающие заявленное требование. Следует принимать во внимание, что, поскольку при вынесении судебного приказа суд основывается на представленных взыскателем документах, их отсутствие является препятствием для вынесения судебного приказа. Соответственно, под документами в данном случае понимаются любые письменные доказательства, подтверждающие заявленные требования о взыскании обязательных платежей и санкций, которые являются необходимыми и достаточными для вынесения судебного приказа. Перечень таких документов зависит от обстоятельств конкретного дела и в том числе вида обязательного платежа и санкций, подлежащих взысканию. В случае если суд, исследовав представленные взыскателем документы, придет к выводу об их недостаточности для выдачи судебного приказа, он возвращает соответствующее заявление;

— не соблюдены требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа, установленные статьей 123.3 КАС РФ. Представляется, что заявление о вынесении судебного приказа подлежит возвращению и в случае несоблюдения положений указанной статьи КАС РФ о документах, прилагаемых к соответствующему заявлению (ч. ч. 3 и 5), например: если к нему не приложены документы, свидетельствующие о направлении должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов, либо заявленное требование не оплачено государственной пошлиной (не представлены доказательства, подтверждающие уплату государственной пошлины, когда ее уплата предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах).

Часть 2 статьи 123.4 КАС РФ устанавливает, что возвращение заявления о вынесении судебного приказа не является препятствием для повторного обращения взыскателя в суд с заявлением к тому же должнику, с тем же требованием и по тем же основаниям, то есть с тождественным заявлением (по аналогии с частью 3 статьи 129 КАС РФ). В качестве условия для такого обращения указано на необходимость устранения допущенных нарушений.

Судья также вправе отказать в принятии заявления о вынесении судебного приказа (часть 3 статьи 123.4 КАС РФ). Основания для такого отказа также подразделяются на две группы.

К первой относятся общие основания для отказа в принятии административного искового заявления, содержащиеся в ст. 128 КАС РФ.

Вторую (специальную) группу составляют следующие основания:

— заявлено требование, не предусмотренное частью 3.1 статьи 1 КАС РФ, а именно о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций;

— место жительства или место пребывания должника (статья 96 КАС РФ) находится вне пределов Российской Федерации. При этом не имеет правового значения, в каком именно иностранном государстве оно расположено, является ли должник гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно или временно он проживает или пребывает за рубежом;

— из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным. Данное основание для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа ключевое, поскольку бесспорность требований является основной предпосылкой приказного производства как такового. В частности, судья должен проверить, имеется ли у взыскателя право требования заявленных сумм обязательных платежей и санкций, является ли должник их плательщиком, наступил ли срок для исполнения обязанности по их уплате должником, и, в случае наличия обоснованных сомнений в бесспорности заявленного требования, отказать в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Если на момент обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа истек срок на взыскание в судебном порядке истребуемых сумм обязательных платежей и санкций, в принятии заявления о вынесении судебного приказа также должно быть отказано, поскольку вопрос о восстановлении такого срока должен решаться судом в судебном заседании с учетом мнения должника.

В отличие от возвращения заявления о вынесении судебного приказа, отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа препятствует повторному обращению в суд с таким же заявлением (по аналогии с частью 3 статьи 128 КАС РФ).

На решение вопроса о возвращении заявления о вынесении судебного приказа или об отказе в его принятии суду отводится пять дней со дня поступления заявления в суд (часть 5 статьи 123.4 КАС РФ).

Определения о возвращении заявления о вынесении судебного приказа или об отказе в его принятии могут быть обжалованы в порядке части 1 статьи 202 КАС РФ, как препятствующие дальнейшему движению административного дела.

Часть 3 статьи 123.5 КАС РФ посвящена особому порядку обжалования судебного приказа, который заключается в том, что должник, получивший направленную ему в течение трех дней со дня вынесения судебного приказа его копию, вправе в течение двадцати дней со дня ее направления представить возражения относительно исполнения судебного приказа.

Принимая во внимание бесспорность требований в рамках приказного производства, важно иметь в виду, что судья не вправе каким-либо образом корректировать требования заявителя, в частности удовлетворить их частично. В случае выявления такой необходимости судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ). С учетом положений части 3 статьи 123.5 КАС РФ в резолютивной части судебного приказа также должно содержаться разъяснение права должника в течение двадцати дней после направления его копии представить суду возражения относительно исполнения судебного приказа.

Поскольку судебный приказ одновременно является исполнительным документом, он составляется на специальном бланке в двух подлинных экземплярах, которые подписываются судьей. При этом один экземпляр остается в материалах дела, а второй выдается заявителю в случае, предусмотренном частью 1 статьи 123.8 КАС РФ.

Для должника предусмотрено изготовление копии судебного приказа, которая ему направляется в порядке части 3 статьи 123.5 КАС РФ.

Как следует из положений части 1 статьи 123.7 КАС РФ, поступление от должника возражений относительно исполнения судебного приказа в срок, установленный частью 3 статьи 123.5 КАС РФ (в течение двадцати дней со дня направления ему копии судебного приказа), является необходимым и достаточным основанием для его отмены.

Судья обязан отменить вынесенный им судебный приказ независимо от доводов, которые приводит должник в своих возражениях, более того, подобное возражение вообще может быть немотивированным.

Об отмене судебного приказа выносится определение, в котором в том числе должно быть указано, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ. Отмена судебного приказа не лишает взыскателя права на судебную защиту в общем порядке административного судопроизводства путем предъявления административного искового заявления к должнику. Определение об отмене судебного приказа обжалованию не подлежит, поскольку оно не отвечает требованиям части 1 статьи 313 КАС РФ.

В случае отмены судебного приказа, предъявленного к исполнению, суд, отменивший судебный приказ, прекращает по нему исполнительное производство. Если был отменен приведенный в исполнение судебный приказ, по нему должен быть произведен поворот его исполнения в соответствии со статьями 361 — 362 КАС РФ.

До 15 сентября 2015 года обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке – согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса. Теперь практически все подобные иски попадают под действие Кодекса об административных правонарушениях. В то же время, по правилам гражданского судопроизводства, суд оценивает те акты, из которых возникают гражданские права и обязанности – например, когда лицо получает право на какое-либо имущество. Такие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ».

Сложный выбор

Правила сформулированы очень абстрактно, а конкретизирующих постановлений со стороны ВС немного, говорит партнер юрфирмы «Шаймарданов и партнеры» Айнур Ялилов. Поэтому судьи могут сомневаться, в каком порядке рассмотреть дело. Спорные ситуации возникают тогда, когда в одном деле есть и административный, и гражданско-правовой компоненты, делится управляющий партнер АБ «Юг» Юрий Пустовит. «Например, по распоряжению местной администрации снесли здание, которое она считала самостроем, – здесь нарушено гражданско-правовое право собственности, но нарушено согласно властно-распорядительному акту органа власти, – приводит примеры Пустовит. – Или площадь участка уменьшилась из-за незаконных поправок Росреестра: тоже нарушено право собственности, но суд должен будет оценить законность действий чиновников».

По словам Ялилова, каждый судья пытается истолковать разъяснения Верховного суда самостоятельно, чтобы применить их в конкретном деле. В итоге по аналогичным вопросам двое судей могут вынести разные процессуальные решения. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер, отмечает адвокат «Инфралекса» Михаил Гусев.

Если суд придет к выводу, что требования поданы в неправильном порядке, он выносит определение об отказе в принятии иска или административного иска. Если судья сомневается, ему удобнее отказать: в этом случае по спорному вопросу может высказаться апелляция. Ведь отмены определений, как правило, не влияют на общую статистику судьи, рассказывает Ялилов. Если же судья принял к рассмотрению спор, который был разрешен в неправильном судопроизводстве, то это уже очень грубое нарушение, объясняет юрист.

Возможно и такое, что ошибка не исправлена, а спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а госоргану больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского – значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Ошибки здесь ведут и к тому, что дело рассматривает другой суд, говорит Ялилов. Если дело касается земельных участков, то, вынужденно подавая иск в гражданском судопроизводстве, нужно будет адресовать его по месту нахождения участка, рассказывает юрист, в то время как административный иск подается по месту нахождения органа власти.

Нельзя спорить бесконечно

Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Жилин так и сделал: подал гражданский иск. Сургутский горсуд его удовлетворил, но суд ХМАО-Югры вопреки своей же позиции в предыдущем деле прекратил производство. Он объяснил, что вопрос надо решать, наоборот, в административном порядке. С этим не согласился Верховный суд, который отменил этот акт. Если Жилину нельзя обратиться в суд ни в гражданском, ни в административном порядке – получается, у него вообще отняли право на судебную защиту, гласит определение ВС № 69-КГ17-17. В итоге дело направили на новое рассмотрение в апелляцию.

Как определить подведомственность спора

Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер – то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.

По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:

  • договоры и другие сделки;
  • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
  • причинение вреда;
  • неосновательное обогащение.

В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.

Какие дела разрешаются в порядке КАС: мнение Верховного суда

  • Гражданин оспаривает отказ местных властей выделить ему бесплатно садовый участок (определение № 20-КГ17-17, 20-КГ17-16).
  • Гражданин оспаривает акт местных властей о порядке демонтажа самовольных построек (определение № 11-АПГ17-9).
  • Гражданин оспаривает бездействие местной администрации, которая не подключает его дом к сети водоснабжения (определение № 45-КГ17-4).
  • ТСЖ обжалует постановление муниципальных властей, которые наложили сервитут на ее участок (определение № 11-КГ17-18).
  • Казенное предприятие хочет признать незаконными предписания Государственной инспекции труда (определение № 29-КГ17-5).

Какие дела разрешаются в порядке ГПК: мнение Верховного суда

  • Прокурор оспаривает акты местной власти, в результате которых ряд граждан получили участки, а затем некоторые из них были проданы третьим лицам (№ 27-КГ17-11).
  • Бывшая военнослужащая, не согласная с полученной характеристикой, подала иск о защите чести и достоинства (№ 201-КГ17-35).
  • Гражданка решила обязать местные власти выдать ей звание «Ветеран труда» (№ 53-КГ17-8).

Разрушить процессуальный барьер

Если истец ошибся и подал неправильное заявление – это не должно тормозить процесс, убежден Пустовит. Вместо того, чтобы отказывать в принятии иска, возвращать его или оставлять без движения, суд должен сам определить верный вид судопроизводства, информировать об этом участников процесса и рассмотреть дело по закону, считает адвокат. Такое разъяснение он предлагает включить в закон или закрепить в судебной практике.

Подобный подход применила административная коллегия Верховного суда в одном из недавних споров, где истица заявила в административном иске сразу несколько требований к Министерству социальной политики Красноярского края. Суд принял часть требований, а другую часть отклонил, потому что их надо рассматривать в другом – гражданском – судопроизводстве. Вместо этого их надо было самостоятельно принять и разрешить по правилам ГПК, указал ВС. Это согласуется с постановлением КС № 28-П от 11 ноября 2014 года, где говорится о том, что правосудие должно быть процессуально эффективным, без неоправданных задержек при рассмотрении дел, уточняется в определении № 53-КГ17-8.

Еще более детальные разъяснения Верховный суд дал в свежем определении № 81-КГ17-27:

Вид судопроизводства (гражданское или административное) выбирает суд. Он должен передать заявление для рассмотрения в тот же суд, но в другом порядке, а не прекращать дело.

*Имя и фамилия изменены редакцией.

  • Верховный суд РФ

Требования к отзыву на административный иск

Отзыв — это возражение, объяснение ответчика или мнение заинтересованных лиц по заявленным истцом требованиям, облаченное в письменную форму (п. 2 ч. 2 ст. 135 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС РФ).

Конкретных требований к такому виду процессуального действия законодательством не установлено, однако, судя по всему, его форма сходна с формой административного иска.

Соответственно, согласно ст. 125 КАС РФ в отзыве должны содержаться следующие сведения:

  • наименование суда, в который был подан иск;
  • наименование сторон, их реквизиты;
  • возражения, пояснения и позиция стороны по существу заявленных требований;
  • перечень прилагаемых документов, обосновывающих позицию.

Важно! По аналогии с исковым заявлением (ст. 126, п. 1 ч. 3 ст. 135 КАС РФ) возражения должны быть направлены всем лицам, участвующим в споре, либо предоставлены в суд в количестве экземпляров, соответствующем числу участников процесса.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Содержание отзыва ответчика, заинтересованных лиц на административное заявление

Обратите внимание! В возражениях указываются требования истца с последующим изложением своей позиции в отношении них (признаются ли заявленные требования либо сторона просит в удовлетворении иска отказать). Разъясняются обстоятельства дела, приводятся доводы, подкрепляемые обосновывающими их документами и ссылками на нормы права.

Так, участвующим в деле лицам судом предлагается представить все имеющиеся у них доказательства (ч. 2 ст. 97 КАС РФ).

Законом также может быть установлена прямая обязанность стороны по делу доказать определенную совокупность обстоятельств. Например, по делам о пересмотре кадастровой стоимости (п. 19 постановление пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 № 28), если ответчик возражает против удовлетворения заявления, он должен обосновать:

  • достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем;
  • иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Ходатайства, прилагаемые к отзыву

К возражению/отзыву на административное исковое заявление стороной могут быть приобщены ходатайства о (об):

  • рассмотрении спора в закрытом судебном заседании;
  • рассмотрении (отказе в рассмотрении) дела в упрощенном порядке;
  • передаче административного дела в суд по месту жительства или нахождения ответчика;
  • получении копии судебных документов в электронном виде;
  • привлечении к участию в деле заинтересованных лиц;
  • истребовании доказательств;
  • исключении доказательств ввиду их недопустимости;
  • вызове свидетеля и пр.

Возможно также их включение в текст возражения.

При этом по каждому ходатайству необходимо обосновать свою позицию, доказать обстоятельства, изложенные в нем.

Обратите внимание! При ходатайстве о вызове свидетеля лицо должно указать, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, может подтвердить свидетель, сообщить суду его данные и иные необходимые для вызова в суд сведения (ст. 69 КАС РФ).

***

Итак, изложив письменно свою позицию и признав обстоятельства по заявленным требованиям, сторона лишается возможности впоследствии отказаться от них. Поэтому очень важно при составлении возражений учитывать риск возникновения последствий. Одновременно с этим при четком, последовательном и обосновывающем изложении своей позиции отзыв служит важным основанием для использования механизма обжалования решения.

МОСКВА, 19 мая – РАПСИ. Отсутствие или неполнота аудиопротокола не является основанием для отмены решения суда по административному делу, если аудиозапись не была осуществлена из-за технических сбоев, о возникновении которых не было известно до начала судебного заседания, следует из проекта постановления пленума Верховного суда (ВС) РФ.

«Решение суда не подлежит отмене на основании пункта 6 части 1 статьи 310 КАС РФ, если установленные судом апелляционной инстанции причины неполноты или отсутствия записи судебного заседания не связаны с нарушением правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования, то есть имели место вследствие технических причин (сбоев), о возникновении которых не было известно до начала проведения судебного заседания и в ходе его проведения», – говорится в тексте документа.

Такими техническими причинами могут стать неисправность оборудования или отключение электроэнергии. Информация о них указывается в протоколе судебного заседания и в приложенных к нему документах, например, в справке об отключении электроэнергии либо акте об отсутствии аудиозаписи, содержащем сведения о времени начала записи, времени перерыва, причинах возникшего перерыва. Соответствующий акт должен быть подписан председательствующим, секретарем судебного заседания и техническим специалистом.

Вместе с тем высшая инстанция напоминает, что во всех остальных случаях несоблюдение правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования судебного заседания по административным делам является безусловным основанием для отмены решения суда.

«Судам апелляционной инстанции необходимо учитывать, что протокол судебного заседания, составленный в письменной форме и содержащий все сведения, предусмотренные частью 3 статьи 205 КАС РФ, не может заменить аудиопротоколирование, ведение которого обязательно, поэтому при нарушении процессуальных правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования судебного заседания решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене», – подчеркивает ВС.

Несоблюдение подсудности

В проекте постановления пленум также затронул вопросы, связанные с отменой судебного решения по административному делу в случае его рассмотрения с нарушением правил подсудности.

Так, ВС разъяснил, что нарушение судом норм процессуального права, определяющих правила подсудности административного дела, не является безусловным основанием для отмены судебного акта.

«Решение не может быть отменено по мотиву нарушения правил подсудности, если дело рассмотрено судом, которому оно не подсудно, при условии, что иные суды, к компетенции которых может быть отнесено рассмотрение дела, возвратили административное исковое заявление или оставили его без рассмотрения со ссылкой на неподсудность данного дела», – говорится в тексте документа.

Во вторник пленум ВС отправил на доработку проект постановления «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».