Отмена конкурса 44 ФЗ

Отмена открытого конкурса

2.3.3.7.1. Приказ об отмене открытого конкурса >>>

2.3.3.7.2. Возврат обеспечения заявок при отмене открытого конкурса >>>

Заказчик вправе принять решение об отмене открытого конкурса по своему усмотрению (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

При отмене открытого конкурса ему необходимо (ч. 3 ст. 36 Закона N 44-ФЗ):

1) издать приказ и разместить его в ЕИС (на официальном сайте);

2) известить участников закупки об отмене конкурса;

3) вернуть участникам закупки денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки (п. 2 ч. 6 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Открытый конкурс считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в ЕИС (на официальном сайте) (ч. 3 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

Срок: заказчик обязан:

— издать приказ об отмене открытого конкурса не позднее чем за пять календарных дней до даты окончания срока подачи заявок, установленного в конкурсной документации;

— разместить приказ в ЕИС (на официальном сайте) в день его подписания (ч. 3 ст. 36 Закона N 44-ФЗ);

— известить участников закупки об отмене конкурса незамедлительно после подписания приказа (ч. 3 ст. 36 Закона N 44-ФЗ);

— вернуть обеспечение заявок в срок не более чем пять рабочих дней с даты отмены открытого конкурса (п. 2 ч. 6 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Приказ об отмене открытого конкурса

См. образец приказа об отмене открытого конкурса.

На практике решение заказчика об отмене открытого конкурса оформляется приказом в целях определения ответственных лиц и сроков подготовки и размещения в ЕИС (на официальном сайте) информации об отмене открытого конкурса (ч. 3 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

Форма: произвольная.

Обязательно указать:

1) информацию о закупке.

Приводятся сведения о наименовании и предмете закупки, а также иные сведения о закупке, позволяющие ее идентифицировать (например, реквизиты приказа об осуществлении закупки);

2) сведения о лицах, ответственных за подготовку и размещение в ЕИС (на официальном сайте) информации об отмене открытого конкурса;

3) срок подготовки и размещения в ЕИС (на официальном сайте) информации об отмене открытого конкурса;

4) сведения о лице, ответственном за исполнение приказа.

Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Дата утверждения: не позднее чем за пять календарных дней до даты окончания срока подачи заявок.

Размещение: в ЕИС (на официальном сайте).

Дата размещения: в день утверждения.

Направление: участникам закупки, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе.

Дата направления: незамедлительно после принятия решения о его отмене.

>Открытый конкурс по 44‑ФЗ: как заказчик определяет победителя?

Можно объявить закупку в любом случае, за исключением этих:

  • Объект закупки входит в аукционный перечень,
  • Закупают технически сложные, инновационные, высокотехнологичные или другие специализированные товары,
  • Объект закупки — гостайна.

Процедура в среднем занимает 1–1,5 месяца. Но с 1 октября 2018 можно провести конкурс и в электронном виде — это немного быстрее.

Этап Сроки
Публикация закупки в ЕИС Не меньше, чем за 20 дней до вскрытия конверта с заявками
Прием, регистрация заявок Участник подает только одну заявку. Если нужно внести изменения, то старую заявку отзывают.
Вскрытие конвертов с заявками и составление протокола Время и место заказчик прописывает в конкурсной документации. Процедуру нужно провести в 1 рабочий день.
Оценка заявок Заказчик рассматривает заявки не дольше 20 дней со дня вскрытия конвертов. Если закупка на выполнение работ в сфере культуры, науки или искусства, то заказчик может рассматривать заявки до 30 дней. После этого публикует в ЕИС итоговый протокол.
Подведение итогов Победителем открытого конкурса становится участник, который предложил лучшие условия для исполнения контракта по критериям заказчика.
Заключение контракта с победителем Не раньше, чем через 10 дней, но и не позже чем через 20 дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок в ЕИС.

Как готовить и оформлять заявку?

Общие требования ко всем участникам закупок установлены в ст. 31, 44-ФЗ. Требовать от участника другие документы и информацию, кроме указанных в статье, заказчику нельзя. Посмотрим, какие документы нужно готовить, чтобы участвовать в конкурсе:

  • Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (оригинал или нотариально заверенная копия) не старше 6 месяцев.
  • Документ, который подтверждает полномочия руководителя юрлица (копия решения о назначении или об избрании, копия приказа о назначении физического лица на должность).
  • Решение об одобрении крупной сделки.
  • Копии учредительных документов.
  • Декларация соответствия.
  • Документы, которые подтверждают добросовестность участника открытого конкурса, если он снизил НМЦ на 25% и ниже.
  • Документы, которые подтверждают, что внесено обеспечения заявки: платежное поручение банка или включенная в реестр банковская гарантия.
  • Предложение участника открытого конкурса по критерию «Квалификация участников» и «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».
  • Другие документы, который поставщик может приложить по своему усмотрению.
  • Опись документов. Все листы «бумажной» заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы.

Подписанную заявку запечатывают в конверт, через который нельзя увидеть его содержание. На самом конверте можно не указывать сведения о своей компании — заказчик примет и зарегистрирует конверт и без этой информации.

Как заказчик оценивает заявки?

Общий порядок оценки есть в ст. 32, 44-ФЗ, а подробные критерии описаны в правилах из постановления правительства № 1085. Критерии делятся на две группы:

  • Стоимостные. К ним относятся цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт, стоимость жизненного цикла товара и расходы, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту.
  • Нестоимостные. Это качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация и опыт участника.

При выборе победителя заказчик обязан использовать не меньше двух критериев. Один из них — цена. Сумма значимости всех критериев — 100 процентов. Заказчик может сам указывать значимость критериев, но должен учитывать их максимальную и минимальную величину из постановления №1085.

Например, в постановлении прописан особый порядок оценки заявок при закупке строительных работ. Заказчик обязан предусмотреть показатель «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема». Доля этого показателя должна быть не меньше 50% от всех остальных нестоимостных критериев.

Комиссия не может применять критерии оценки заявок, которых нет в документах закупки (ч. 4 ст. 32 44-ФЗ).

Посмотрим пример конкурса, в котором выбрали оператора ЕИС на первую половину 2017 года с НМЦ закупки 82 500 000 рублей.

В постановлении №1085 указана предельная значимость критериев в закупках на обслуживание государственных информационных систем:

  • Цена контракта имеет «вес» 30%,
  • Квалификация участника — 70%.

Нестоимостный критерий, или квалификацию, заказчик разбил на две части:

  • «Качественные характеристики объекта закупки» — 25%,
  • «Квалификация специалистов и деловая репутация участников закупки» — 45%.

Требованиям соответствовали заявки от 5 компаний. Подробные параметры, по которым заказчик оценивал участников, можно посмотреть в протоколе рассмотрения и оценки заявок. Итог получился таким:

Участник Цена в рублях Баллы за цену (max 30) Качество услуги (max 25) Квалификация (max 45) Итоговый балл
1. Телемаркет 78 345 000 15,51 25 18 58,51
2. Систематика 66 000 000 18,41 25 10,44 53,85
3. Сбербанк-АСТ 80 000 000 15,19 25 18 58,19
4. МЦФЭР 80 000 000 15,19 25 45 85,19
5. Инфоколл 40 500 000 30 0 0 30

Из подробных параметров в протоколе видно, что решающую роль в победе МЦФЭР сыграл опыт выполнения подобных работ за последние три года. Так как у других поставщиков такого опыта нет, выиграть закупку кому-то другому получится, только если заказчик расставит другие приоритеты.

Принимая участие в конкурсах, смотрите, не перевесит ли один критерий, в котором вы не очень сильны, все остальные преимущества.

Условия для возможности отмены открытого конкурса

Требования 44-ФЗ для отмены открытой закупки отличаются в зависимости от того, было ли уже извещение о проведении. Когда оно еще не размещено в ЕИС, соблюсти закон легче. Если до размещения осталось больше 10 дней — заказчику достаточно внести изменения в планы закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

Возможность отмены закупки после того, как извещение о проведении было размещено, предусмотрена ст.36 44-ФЗ. Заказчик имеет право сообщить об отмене открытого конкурса (кроме запроса предложений, от которого отказаться нельзя) в следующие сроки до окончания законодательно установленного срока подачи заявок:

  • по аукционам или конкурсам – за 5 дней;
  • по запросу котировок – за 2 дня.

Когда можно нарушить сроки отмены закупки

44-ФЗ предусматривает возможность нарушить заказчику установленные сроки отмены закупки, но только при обстоятельствах непреодолимой силы. Но сам закон расшифровку этого понятия не даёт. Если опираться на нормы ГК РФ и расшифровку по Постановлению Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7, то это обстоятельства:

  • чрезвычайные – исключительные, наступление которых, в данной ситуации, не является обычным;
  • непредотвратимые — если любое лицо (физическое или юридическое), осуществляющее такую же деятельность, не могло бы избежать этого обстоятельства или его последствий. Например, эпидемия, военные действия, крупномасштабные забастовки.

По решениям судов к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся:

  • потеря целесообразности закупки;
  • выявление в ТЗ неучтённых услуг, отсутствие требования к исполнителю о наличии спецдопусков, выданных СРО;
  • отсутствие финансирования планируемого к заключению контракта.

Извещение об отмене открытого конкурса по лоту (лотам)

Конкурсная документация для проведения открытого конкурса

Процедура отмены открытого конкурса

Необходимое условие, для того, чтобы открытый конкурс считался отмененным – публикация заказчиком решения об отмене в ЕИС, причём непосредственно в день принятия. Также он должен сообщить об отмене всем участникам закупки, если есть их контактные данные.

После об отмене конкурса заказчик не может вскрыть конверты с заявками или, в случае электронного аукциона – открывать к ним доступ.

Не позднее следующего рабочего дня после принятия решения об отмене закупки заказчик должен соответственно изменить план-график. Если заказчик планирует объявить новую закупку, то с учётом того, что извещение об осуществлении новой закупки он сможет разместить не ранее, чем через 10 дней с момента корректировки.

Если в отменяемой закупке было предусмотрено обеспечение заявки, заказчик должен от дня принятия решения об отмене закупки (ч.6 ст.44 44-ФЗ):

  • по отмененному конкурсу — обеспечить возврат участникам внесённых денежных средств в течение 5 рабочих дней;
  • по электронному аукциону – разблокировать денежные средства в течение 1 рабочего дня.

Банковская гарантия заказчиком не возвращается (п.7 ст.44 44-ФЗ). Подробнее о банковской гарантии, читайте в

Ответственность заказчика за отмену конкурса

Заказчик может нести ответственность за отмену закупки только в случае причинения убытков участникам из-за недобросовестных действий. Главное, как отмену закупки интерпретирует её участник.

Например, если он для обеспечения участия взял кредит, а закупка была отменена (даже если и с нарушениями), заказчик не несёт ответственности за убытки в виде выплаченных процентов за использование заёмных средств, а также не должен возмещать проценты за пользование чужими денежными средствами.

А если участник пожалуется в ФАС на заказчика о нарушении сроков отмены закупки, то скорее всего будет вынесено предписание продолжить проведение закупки и заключить контракт с победителем тендера. Кроме того, КоАП предусматривает наложение штрафа на ответственное лицо за нарушение срока и порядка отмены определения поставщика в 30 тыс. рублей (ч.8 ст.7.30).

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Статья 36. Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
 

1. Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.