Отмена аукциона 44 ФЗ

Понятие

Под отменой подразумевается прекращение процедуры закупки и информирование об этом решении всех участников, которые успели подать заявки. Если процедура открытая, необходимо также разместить в Единой информационной системе извещение об отказе проводить закупку.

Отмена электронного аукциона возможна в следующих случаях:

  1. Изменение существенных условий контракта, когда для их корректировки требуется большее время, чем позволяет срок подачи заявок.
  2. Сокращение лимитов бюджетных обязательств, т.е. отсутствие финансирования на оплату необходимых товаров, услуг.
  3. Отпала необходимость в поставке, в оказании услуг.
  4. Предписание антимонопольного органа.
  5. Решение по результатам общественных обсуждений.
  6. Форсмажорные обстоятельства.

Добавим, что 44-ФЗ не регламентирует случаи, вследствие которых возможна отмена извещения о проведении электронного аукциона, т.е. законом не предусмотрен закрытый перечень причин. Заказчику не обязательно придерживаться перечисленных оснований, он вправе сам определить разумность дальнейшего проведения процедуры и принять решение отказаться от нее.

Изменение объекта закупки при проведении электронного аукциона

Нет, нельзя.

Изменение объекта закупки при проведении электронного аукциона не допускается.

Подробно с возможностью и порядком внесения изменений можно ознакомиться в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Госзаказ».

О внесении изменения в извещение и документацию электронного аукциона

«Проблема:

Можно ли внести изменение в извещение и документацию добавив услугу, цену, при этом предмет аукциона и начальная цена контракта не меняется?

Решение:

Согласно ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается.* В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три млн. руб., не менее чем семь дней.

В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три млн. руб., не менее чем семь дней.

Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Учитывая изложенное, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом обращаем Ваше внимание, что изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. По нашему мнению, в Вашем случае вносятся изменения в объект закупки (то есть объект закупки расширяется на одну услугу), поэтому в случае внесения изменений в документацию об электронном аукционе, данные действия заказчика могут быть расценены контрольным органом, как нарушающие ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе и содержащие признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В случае форс-мажора заказчик может отменить аукцион прямо в день торгов

Рассмотрим, в каких случаях и в какие сроки может быть отменен электронный аукцион и запрос котировок — два наиболее массовых и интересных для малого и среднего бизнеса способах отбора поставщиков.

Старая норма: за 5-10 дней, не регламентирована отмена запроса котировок

В соответствии с 94-ФЗ, заказчик был вправе отказаться от проведения электронного аукциона не позднее чем за 10 дней до срока окончания подачи заявок на участие. Если начальная максимальная цена контракта не превышает 3 млн рублей, то отменить аукцион можно было не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок (ч. 6 ст. 41.5 94-ФЗ).

А вот нормы, позволяющей заказчику отказаться от размещения заказа путем запроса котировок, 94-ФЗ не предусматривал. Этим вызваны судебные разбирательства в тех случаях, когда заказчик по каким-то причинам был все же вынужден отказаться от проведения запроса котировок. При этом арбитражная практика в этом отношении расходится.

Например, Федеральный арбитражный суд Уральского округа встал на сторону заказчика (постановление от 07.12.2010 № Ф09-9946/10-С1). Суд признал, что заказчик правомерно решил отказаться от проведения запроса котировок до окончания срока подачи котировочных заявок, так как отказ от проведения процедуры вызван обнаружившимися ошибками в извещении.

В то же время решением УФАС по Новосибирской области было отменено решение заказчика об отказе от проведения процедуры, так как прав на отмену запроса котировок в соответствии законодательством о размещении заказов у заказчика нет.

44-ФЗ: за 2-5 дней или в любой момент в случае форс-мажора

В новом законе появилась единая статья, регламентирующая правила отмены определения поставщика для всех способов отбора, за исключением запроса предложений (ст. 36 44-ФЗ). Таким образом, отмена процедуры запроса котировок стала легитимна.

Второе важное изменение касается сокращения сроков, в которые заказчик может отказаться от определения поставщика. Отменить конкурс или электронный аукцион можно не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок, запрос котировок — не позднее чем за 2 дня (ч. 1 ст. 36 44-ФЗ).

Наконец, в 44-ФЗ появляется и совершенно новый момент: по истечении названных сроков и вплоть до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 2 ст. 36 44-ФЗ).

Напомним, что согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. «К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств» — говорится в законе (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Что значит отмена аукциона

Под отменой аукциона понимается отказ от его дальнейшего проведения. Если заявки уже поданы, то открыты они быть не могут. Если в аукционе выделены отдельные лоты, то отменить процедуру можно в отношении одного или нескольких из них.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Отказ от аукциона заказчик должен закрепить документально, то есть составить решение об отмене закупки. В этот же день оно подлежит размещению в ЕИС. С даты, когда такое решение размещено, закупка признается отмененной. Заказчику нужно внести изменения в план-график, поскольку он изменил свою закупочную деятельность.

Упомянутые правила распространяются не только на электронный аукцион, но и на все виды закупок, кроме запроса предложений. Эта процедура не предусматривает внесения исправлений в извещение и прочие документы, а также отмены закупки.

Процедура отмены

Отмена аукциона проходит в несколько этапов:

  1. Письменное оформление решения об отмене аукциона. А том, что в нем должно содержаться, читайте ниже.
  2. Составление приказа об отмене аукциона. Он должен включать реквизиты решения и мероприятия, которые последуют за отменой.
  3. Публикация информация об отмене аукциона в ЕИС. Когда она размещена, аукцион считается отмененным.
  4. Уведомление участников, подавших заявки. Это обязанность возложена на заказчика.
  5. Изменение плана-графика. Произвести его следует в течение следующего рабочего дня с момента принятия решения об отказе от аукциона. При этом в графе 14 плана-графика нужно указать причину, по которой аукцион отменен.

Решение об отмене аукциона

Когда заказчик решил отменить аукцион, свое решение он должен оформить в виде документа, содержащего следующие данные:

  • наименование заказчика;
  • дату составления;
  • предмет закупки;
  • номер извещения в ЕИС;
  • сведения о лице, ответственном за размещение решения об отмене аукциона и корректировке плана-графика (контрактном управляющем, сотруднике контрактной службы).

Примерная форма протокола об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и протокола подведения итогов электронного аукциона (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

ГАРАНТ:

Настоящая форма разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Протокол
об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и протокола подведения итогов электронного аукциона

Место составления протокола:

Дата составления протокола:

Время составления протокола:

Заказчик:

Предмет аукциона:

Состав единой комиссии по осуществлению закупок:

Председатель единой комиссии:

Члены единой комиссии:

Всего на заседании присутствовало членов комиссии, что составило % от общего количества членов комиссии.

Кворум имеется, заседание правомочно.

Единой комиссией по осуществлению закупок установлено:

Заказчиком в единой информационной системе были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения государственного/муниципального контракта на . Начальная (максимальная) цена государственного/муниципального контракта — рублей.

Рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе состоялось .

Электронный аукцион проведен на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении день.

в адрес Заказчика поступило решение N о признании жалобы обоснованной и выданное на основании этого решения предписание от N об устранении допущенных нарушений.

В целях исполнения предписания от N , единая комиссия по осуществлению закупок приняла решение:

1. Отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от N .

2. Отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от N .

Решение каждого члена единой комиссии:

Ф. И. О. членов комиссии