Отказ от авторских прав, образец

В Москве был подписан и нотариально заверен авторский договор между Хаитом Аркадием Иосифовичем и Резниковым Анатолием Израиловичем, по которому автор передал режиссеру исключительные права на использование литературного произведения «Приключения кота Леопольда». Предметом договора была передача А.И. Хаитом А.И. Резникову исключительных авторских прав на: воспроизведение произведения; распространение любым способом; импорт; публичный показ; публичное исполнение; передачу в эфир; сообщение для всеобщего сведения по кабелю; перевод; аранжировку, переделку и другую переработку произведения.

Как установлено в договоре, вышеуказанные права были переданы без ограничения срока, на территорию всего мира и безвозмездно.

Аркадий Хаит умер в Германии. После его смерти, в декабре 2000 г., вдова и наследница знаменитого автора обратилась в Пресненский суд г. Москвы с иском о признании договора недействительным на основании ст. 168 Гражданского кодекса РФ, поскольку стороны не договорились о размере авторского вознаграждения за передачу прав и порядке его выплаты.

В судебном заседании ответчик иск не признал. Режиссер ссылался на свободу договора, полагая, что стороны вправе были договориться о любых условиях, в том числе о безвозмездной передаче прав. Нотариус, заверившая сделку, также поддерживала эту позицию.

Решением Пресненского суда г, Москвы от 19 ноября 2002 г. вдове Аркадия Хаита в удовлетворении исковых требований было отказано. Суд решил, что договор признанию недействительным не подлежит. В мотивировочной части решения было указано, что в договоре «соблюдены все необходимые условия в части авторского вознаграждения — безвозмездно, т. е. 0 рублей»

В соответствии с ФЗ «Об авторском договоре и смежных правах» авторский договор является возмездной сделкой. Как предусмотрено ГК РФ, безвозмездный порядок передачи прав возможен только по договору дарения.

Так или иначе, это означает, что в «оспариваемом договоре необходимо было определить размер вознаграждения, причитающегося автору за передачу прав, а также предусмотреть тот или иной порядок его выплаты. Авторское вознаграждение следовало установить в виде процента от дохода за каждый способ использования произведения «Приключения кота Леопольда», в том числе: конкретный процент за передачу права на воспроизведение произведения без ограничения тиража; конкретный процент за передачу права на публичное исполнение произведения и т. д.» При этом размер вознаграждения за некоторые способы использования произведения не может быть определен в договоре ниже, чем установлено минимальными ставками, например, за воспроизведение путем звукозаписи и публичное исполнение произведения.

Данное существенное условие авторского договора сторонами не было согласовано так, как этого требует ФЗ «Об авторском праве и смежных правах».

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна . Недействительная сделка не влечет юридических последствий .

Также в соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Следовательно, авторский договор от 22 января 1996 г. о передаче исключительных авторских прав безвозмездно, т. е. за 0 рублей, противоречит требованиям, предъявляемым Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», и поэтому, не может считаться заключённым.

«На наш взгляд, изложенная позиция надумана, поэтому вряд ли имеет смысл ее подробно комментировать. Порядок и сроки выплаты «никогда», размер гонорара «ноль процентов» -все это от лукавого и, разумеется, не есть требуемая законом договоренность сторон по существенному условию авторского договора.

К сожалению, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда оставила решение Пресненского суда г. Москвы в силе, а кассационную жалобу истца — без удовлетворения. Очень хотелось бы надеяться, что надзорная инстанция вынесет постановление об отмене и решения, и определения кассационной инстанции, основываясь на положениях п.1 ст. 167, ст. 168,432 ГК РФ, ст. 16 и 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218.»

Рассмотрим следующий пример из практики. Государственное предприятие обратилось в арбитражный суд с иском к частному издательству о взыскании с ответчика компенсации за нарушения исключительных прав на литературное произведение — учебник «Русский язык». В обоснование требования истец ссылался на то, что исключительные права на названное произведение он приобрел по авторскому договору, заключенному с физическим лицом, создавшим это произведение. Ответчик издал учебник тиражом 20 тысяч экземпляров без разрешения правообладателя, поэтому в соответствии со статьей 49 Закона ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» должен выплатить истцу компенсацию в сумме 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Между тем, Арбитражный суд прекратил производство по делу со ссылкой на не подведомственность дела арбитражному суду. Согласно условиям авторского договора о передаче исключительных прав от автора произведения к государственному предприятию, то есть истцу, стороны договорились, что «в случае нарушения прав автора и предприятия со стороны третьих лиц автор и предприятие обращаются в суд совместно и поровну делят судебные расходы». Поэтому истец не мог предъявлять названные требования без автора. Однако дела с участием физических лиц арбитражному суду неподведомственны. Определение о прекращении производства по делу обоснованно отменено, а исковые требования удовлетворены по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Закона «Об авторском праве и смежных правах» за защитой своего права обладатели исключительных авторских прав вправе обратиться в установленном порядке в арбитражный суд. Судом установлено, что истцу по авторскому договору в порядке, установленном статьей 30 названного ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», передавались исключительные права на произведение.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. При указанных обстоятельствах включение в договор условия, ограничивающего права обладателя исключительных прав на их защиту, противоречит нормам ФЗ «Об авторском праве и смежных правах».

Автор произведения согласно пункту 2 статьи 30 названного Закона может осуществлять право запрещать использование произведения другим лицам, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. Иных имущественных прав у автора произведения не имеется. Право на обращение в суд не может быть отнято, а отказ от права на обращение в суд недействителен в соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ. Кроме того, в соответствии со статьей 49 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» требовать от нарушителя выплаты компенсации предоставлено обладателю исключительных прав, то есть государственному предприятию, а не автору — физическому лицу. Учитывая изложенное, с нарушителя правомерно взыскана компенсация в пользу правообладателя, получившего исключительные права по договору с автором.

Интересный пример приводит Усольцева С.В.: «Истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчику, то есть государственной телерадиокомпании, о понуждении к исполнению обязательств по договору в части выпуска в эфир восьми созданных истцом телепрограмм. Условия договора, заключенного между сторонами, предусматривали обязанность истца подготовить восемь телепрограмм определенного цикла и передать их на определенных материальных носителях, а ответчика — принять и оплатить эти телепрограммы по согласованным ценам. Возражая против иска, ответчик указывал на то, что в связи с изменением концепции вещания у него не имеется возможности выпустить телепрограммы в эфир, а в договоре не предусмотрена такая обязанность пользователя. По условиям договора истец передал ответчику исключительные права на использование произведения, в том числе на воспроизведение, на распространение, на передачу в эфир и другие права. Суд первой инстанции обязал ответчика выпустить в эфир указанные телепрограммы, полагая, что при приобретении исключительных прав на эти произведения телерадиокомпания получила и обязанность использовать их определенным способом. Итак, суд кассационной инстанции отменил решение суда на основании анализа ст.30-31 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», указав, что вышеназванный закон не устанавливает обязанности пользователя по авторскому договору использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным п.2 ст.16, однако такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут его существенным. Поскольку в рассматриваемом договоре не содержалось условия об обязанности фактически использовать произведения, исключительные права на которые перешли к телерадиокомпании, в иске было отказано».

Как верно замечает автор, в указанном судебном деле, по существу, исследовался один вопрос: входит ли в обязанности пользователя фактическое использование произведения, в отношении которого заключен договор о передаче исключительных прав?

Авторский договор должен предусматривать: способ использования произведения, то есть конкретные права, передаваемые по данному договору, срок, на который передается право, то есть территорию, на которой может осуществляться использование, размер вознаграждения и порядок его определения за каждый способ использования, а также сроки выплаты вознаграждения и другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Согласимся с Усольцевой С.В., отмечающей, что «пользователь по авторскому договору получает право на использование произведения (например, посредством выпуска в эфир). Известно, что субъективное право как мера возможного поведения включает в себя и возможность воздержаться от реализации права. Следовательно, получив по договору право на использование произведения, пользователь вправе и не использовать фактически данный объект. Признавая возможность включения в авторский договор условия об обязанности фактического использования произведения, суд, по существу, признает за сторонами договора возможность менять природу исключительного права, трансформируя его в обязанность как меру должного поведения. Полагаем, что субъективное право не может одновременно являться обязанностью, как невозможно совмещение «+” и «-”. Возможны различные условия и последствия реализации или нереализации права, но природа его от этого не меняется».

Рассмотрим ещё один пример из практики. Издательство обратилось с иском к научному обществу о взыскании компенсации в сумме 50000 минимальных размеров оплаты труда на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 49 Закона «Об авторском праве и смежных правах». Истец ссылался на то, что он является обладателем исключительных прав на издание и распространение пяти научных статей, включенных ответчиком в юбилейный сборник общества, и их публикация нанесла ущерб его имущественным интересам.

Суд установил, что между издательством и научным обществом заключен договор, согласно которому первое передало второму дискету со статьями для их издания за счет общества и продажи тиража. За это правообладатель должен был получить половину стоимости реализованной научным обществом продукции. Обязательства по перечислению истцу денежных средств ответчик не выполнил.

Следует заметить, что при таких обстоятельствах суд обоснованно указал на то, что спор связан с неисполнением денежного обязательства по авторскому договору, но к ответчику не могут быть применены меры ответственности, предусмотренные статьей 49 Закона «Об авторском праве и смежных правах», как к нарушителю авторских прав, поскольку публикация статей осуществлялась с разрешения правообладателя. Так как истец отказался от рассмотрения его требования как меры ответственности, установленной статьями 15, 393 ГК РФ и статьей 34 Закона «Об авторском праве и смежных правах», в иске отказано.

За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в судебные органы в соответствии с их компетенцией.

Так, суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.

По требованию обладателя авторских или смежных прав контрафактные экземпляры и фонограммы могут быть ему переданы. Если такого требования нет, суд может вынести решение об их уничтожении.

Рассмотрим ещё несколько примеров из практики, связанные с применением закона российской федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Издательство обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о признании исключительных прав на использование в целом энциклопедического издания серии «Энциклопедия для детей». В заседании суда истец пояснил, что под использованием в целом имел в виду признание исключительных прав на использование книг этой серии как изданных, так и подлежащих изданию в будущем.

Важно сказать, что свое требование издательство мотивировало тем, что им в названной серии с 1994 года выпущено уже пять книг. Во время подготовки издательством очередного тома акционерное общество начало выпускать в свет свою серию «Энциклопедия для детей и юношества», чем нарушило исключительные права издательства.
Ответчик ссылался на то, что не оспаривал и не нарушал прав издательства на вышедшие в свет пять книг серии «Энциклопедия для детей», но возражал против признания за издательством исключительных прав на произведения, которые могут быть созданы в будущем. Арбитражный суд обоснованно удовлетворил иск издательства лишь в части признания исключительных прав на использование уже изданных им книг серии «Энциклопедия для детей». Согласно требованиям статей 5, 6, 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах» объектом авторского права являются сборники, существующие в объективной форме.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 «Об авторском праве и смежных правах» издателю энциклопедий принадлежат исключительные права на использование таких изданий, существующих в объективной форме. Истец не представил доказательств, что новые сборники существуют в объективной форме и могут быть воспроизведены.

Исходя из этого требование о признании исключительных прав на использование предполагаемых к изданию в будущем сборников или другими словами энциклопедий обоснованно отклонены.

Таким образом требование о признании исключительных прав издателя энциклопедий на использование предполагаемых к изданию в будущем сборников не может быть удовлетворено. Другим примером является следующее: Товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о конфискации сборника рассказов, изданного ответчиком, и взыскании убытков.

Суд, признав истца обладателем исключительных прав на сборник и его распространение, установил факт нарушения этих прав и удовлетворил иск.
Обжалуя это решение, ответчик ссылался на пункт 4 статьи 30 Закона «Об авторском праве и смежных правах», предусматривающий, что права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Тем не менее, в авторском договоре нет прямого указания на передачу автором исключительных прав товариществу, следовательно, полученные товариществами права являются неисключительными, что лишает его возможности предъявить иск о защите этих прав к третьим лицам в соответствии со статьей 49 названного Закона.

Суд отклонил доводы ответчика, поскольку в тексте договора указано, что автором передаются товариществу права на опубликование и распространение рассказов, включенных в сборник, в течение четырех лет, а поэтому автор не имеет права использовать эти произведения двумя названными способами и разрешать такое использование третьим лицам.

То обстоятельство, что в договоре нет словосочетания «исключительные права» для обозначения предмета договора, не дает основания считать приобретенные права неисключительными. Буквальное значение содержащихся в договоре слов и выражений, сопоставление отдельных его условий между собой, смысл договора в целом и его цель, то есть толкование договора, проведенное судом в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, не оставляют сомнений в отношении характера полученных истцом прав как исключительных.

Таким образом, если в договоре о передаче авторских прав при обозначении предмета договора прямо не использовано словосочетание «исключительные права», то характер передаваемых прав определяется исходя из содержания всего договора.

ст. 168 Гражданский Кодекс РФ, Ч.1 с посл. изм. от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Там же п.1 ст. 167.

п.1 ст.31 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» от 19.07.95 N 110-ФЗ.

Усольцева С. В. Там же.

Багданов Т.С. Проблемы авторского договора // Мир права. – 2002. — №4 – С. 12

Мирошникова М. Авторский договор // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права — 2003 — №1 — С. 27.

Авторский договор — это соглашение, в соответствии с которым осуществляется передача автором имущественных прав на объекты своей интеллектуальной деятельности.

Глава 70 ГК РФ регламентирует особенности взаимоотношений в области авторских прав, определяемые как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства и охраняемые законом. Объектами охраны интеллектуальной собственности являются и компьютерные программы, которые охраняются как литературные произведения. В статье 1259 ГК перечисляются все объекты авторских прав, а ст. 1228 говорит о том, кто является автором.

Виды авторских договоров, их особенности

В ст. 1255 ГК перечислены права, которые принадлежат автору и которые являются предметом договорных отношений. В ГК четко не определено общее понятие авторского договора, но говорится, что по такому соглашению автор или другой правообладатель передает (или обязуется передать) свое имущественное право на определенный объект приобретателю. Ст. 1228 тоже объявляет право авторства как неотчуждаемое и непередаваемое. Отказ от любого такого права авторов при заключении авторских договоров с юридической точки зрения ничтожен.

Последующие статьи ГК выделяют несколько типов таких соглашений.

Лицензионный

В этом случае стороны соглашения — лицензиар (автор или иной правообладатель) и лицензиат — соглашаются на передачу последнему права на использование интеллектуальной собственности в любых законных (в т. ч. коммерческих) целях в устанавливаемых пределах, которые определяют:

  1. Перечень передаваемого.
  2. Срок действия.
  3. Территорию, на которую распространяется действие контракта.
  4. Способы использования объекта.

Типы лицензий:

  • простые — лицензиар вправе выдавать лицензии другим лицам;
  • исключительные — лицензиар делать это не вправе.

Эти типы и виды лицензионных соглашений регламентируются статьями 1234, 1235, 1285-1287 ГК. В частности, определяются особые условия, при которых допустимы безвозмездный авторский договор лицензии и заключение соглашения в устной форме.

Об отчуждении прав

Ст. 1285 оперирует термином «Договор об отчуждении исключительного права на произведение», а ст. 1233 и 1234 регламентируют порядок распоряжения результатом интеллектуальной деятельности и требования к контракту о его отчуждении. В этом случае содержание авторского договора должно предусматривать передачу правообладателем исключительного права приобретателю в полном объеме, а сам контракт заключаться только в письменной форме, несоблюдение чего влечет его недействительность.

Авторского заказа

Ст. 1288 и 1289 описывают такой тип контракта, по которому автор обязуется, в соответствии с требованиями другой стороны авторского договора, создать произведение науки, литературы или искусства и передать заказчику полностью или частично исключительное право на это произведение. Срок исполнения заказа — непременный атрибут этого соглашения, главные отличия которого от сходных с ним — подряда или предоставления услуг — состоят в том, что работа, которую автор обязан выполнить сам (без привлечения третьих лиц), носит творческий характер. Последнее подчеркивается тем, что закон, учитывая неформализуемые особенности творческого процесса, предоставляет дополнительный льготный срок выполнения заказа, не меньший одной четвертой срока, согласованного сторонами.

Издательский

Особенности контрактов этого типа отражены в ст. 1287 ГК, по которой издательский авторский договор — это лицензионное соглашение между автором, правообладателем, с издателем — лицом, обязующимся опубликовать произведение в оговоренные сроки. Главные отличия от других видов:

  1. Они не являются соглашениями о передаче интеллектуальной собственности.
  2. В случае нарушения издателем согласованных сроков автор вправе как отказаться от выполнения обязательств без возмещения издателю уже совершенных затрат, так и требовать выплаты предусмотренного вознаграждения.

Безвозмездный

Соглашение с автором может быть безвозмездным, но это требуется явным образом отразить в его тексте. Если такого положения нет и не указан размер вознаграждения и порядок выплаты, то контракт не признается заключенным. Закон не допускает безвозмездный договор об отчуждении исключительного права между коммерческими организациями.

Основные условия авторского договора

В любом контракте должно содержаться указание на конкретный объект интеллектуальной собственности, являющийся его предметом, и описание передаваемых прав на этот объект. Рекомендуется обговаривать сроки и территорию действия соглашения. Если это не сделано, то контракт признается действующим на всей территории РФ.

Все права на объект соглашения, не указанные в нем в явном виде (в том числе неизвестные на момент его заключения), считаются непереданными.

В тексте контракта определяют вознаграждение правообладателю: либо в виде фиксированной суммы, либо в виде процентных отчислений от дохода приобретателя, связанного с использованием передаваемого объекта. В первом случае, если по природе объекта это возможно, требуется оговаривать максимальный тираж издания (или аналог тиража).

Любые ограничения на создание автором новых произведений в будущем или на его права в связи с этим, устанавливаемые в контракте, считаются ничтожными.

Форма и структура документа

Как правило, авторский договор заключается в письменной форме. В случаях использования произведения в печатной периодике допускается и устная форма авторского договора. Если предметом соглашения является компьютерное программное обеспечение и(или) базы данных, в особенности при продаже их массовому пользователю, то допускается специальный порядок заключения соглашений, устанавливаемый Законом РФ № 3523I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

ГК не выдвигает жестких требований к структуре и не содержит пример авторского договора, в котором просто должны быть отражены упомянутые основные положения.

Правила расторжения

ГК не выделяет каких-либо существенных особенностей в порядке расторжения контрактов с авторами, поэтому типовой авторский договор должен содержать посвященные этому пункты, которые по форме и содержанию аналогичны соответствующим статьям других гражданских соглашений. Однако если срок действия явным образом не прописан в тексте контракта, то автор вправе расторгнуть его через пять лет после заключения в одностороннем порядке, направив другой стороне письменное уведомление за 6 месяцев до даты расторжения. Рекомендуется оговаривать возможность и условия расторжения договора заказа по причине творческой неудачи автора.

Ответственность сторон

Ст. 1290 ГК ограничивает ответственность по соглашениям, заключаемым автором произведения, суммой реального ущерба, причиненного другой стороне. Это значит, что с автора невозможно взыскать упущенную выгоду. В остальном ответственность сторон прописывается в контракте таким же образом, как и в других гражданско-правовых соглашениях.

Скачать образец авторского договора

Консультация по регистрации +7 495 921-2231; Задать вопрос

Регистрация авторских прав и официальное депонирование экземпляров произведений осуществляется Российским обществом по управлению авторскими правами Российским авторским обществом КОПИРУС. На основании ст. 1243 Гражданского кодекса РАО КОПИРУС формирует официальный Реестр, содержащий сведения о правообладателях и объектах авторских прав.

Тарифы и инструкция как оформить заявку на регистрацию авторских прав

Заполнить заявку на депонирование и регистрацию объекта авторских прав онлайн

1. Договор с автором (правообладателем). РАО КОПИРУС подтверждает, что на дату заключения договора знает об авторе и его творческой деятельности или об организации-правообладателе.

2. Международная регистрация имени и/или псевдонима автора и наименования организации с присвоением международного идентификатора ISNI.

3. Регистрация авторских прав на экземпляр произведения. Запись в официальном Реестре, который формируется на основании статьи 1243 Гражданского кодекса РФ, оформленное Свидетельство авторских прав и депонирование правильно оформленного экземпляра произведения подтверждают авторство на произведение с именем или псевдонимом автора.

4. Официальное депонирование произведения в фондохранилище отечественных изданий с присвоением международных стандартных номеров подтверждает обнародование экземпляра произведения с именем автора.

Свидетельство о регистрации прав и депонировании произведения, используется для доказательства на основании «презумпции авторства». Автор или правообладатель может предотвратить возникновение споров, а в случае претензии, или судебного разбирательства может доказать, что именно он является обладателем авторских прав на зарегистрированное произведение.

Таким образом, для подтверждения авторства всегда следует предоставлять авторское Свидетельство о регистрации и экземпляр произведения с точно установленной датой создания или депонирования. В суде, в качестве вещественного доказательства, должен предоставляться ОТДЕЛЬНЫЙ, КОНКРЕТНЫЙ, ОДНОЗНАЧНО ИДЕНТИФИЦИРУЕМЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЬНОМ НОСИТЕЛЕ. Цифровой файл, вне зависимости от того, каким образом он заверен и защищен, не может признаваться таким экземпляром.
В связи с этим обращаем Ваше внимание, что хранение произведений в виде файлов, без создания экземпляра на каком-либо материальном носителе, не позволит использовать презумпцию авторства для защиты прав на произведение, когда это может потребоваться.

Официальное депонирование и правила регистрации авторского права

Следующие объекты могут быть представлены для депонирования произведенияе и регистрации авторского права (оформленные в виде рукописи или печатного издания):

  • литературные произведения и издательские проекты; (книги, повести, романы, стихи и стихотворные произведения, статьи, брошюры …)
  • художественные и фотографические произведения,
  • сценарии кино, видео и телевизионных передач, сценарии телефильмов,
  • проекты и сценарии игр, викторин, лотерей, конкурсов,
  • научные работы, диссертации, рукописи научных разработок, учебников, пособий,
  • музыкальные произведения с текстом или без, например регистрация авторского права на музыку или песню,
  • интернет-сайты (контент и дизайн),
  • дизайн и произведения архитектуры,
  • аудиовизуальные произведения, например фильмы, видеоролики, телепередачи и т.п.

Полный список авторских произведений, подлежащих регистрации >>>

Обращаем внимание, что некоторые объекты интеллектуальной собственности могут быть зарегистрированы как товарный знак, изобретение, полезная модель и промышленный образец. После проведения процедуры регистрации авторского права можно разместить на произведении правильный копирайт.

Подробнее обо всех видах регистрации в разделе Регистрация прав

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Перечисленные объекты на депонирование и регистрацию не принимаются.

РАО КОПИРУС принимает на депонирование и регистрирует права на основе установленных правил регистраци прав через региональных партнеров и через портал Copyright.ru, который осуществляет прием и оформление документации на основе публичной оферты.

В городах и регионах России можно проконсультаироваться и подать заявку на регистрацию прав через региональных партнеров.

Оплата депонирования контента и регистрации осуществляется согласно утвержденным тарифам через отделения Сберегательного банка РФ, банковским переводом или непосредственно партнеру.

Для регистрации авторского права заявитель, которым может быть сам автор или иное заинтересованное лицо, должен направить в Отдел регистрации — в Отдел регистрации прав заказную корреспонденцию в составе:

1) подписанное Заявление на регистрацию, установленной формы;

2) подписанный договор, оформить в двух экземплярах (только при первом обращении)

Для правообладателей юридических лиц необходимо сделать запрос формы договора.

3) экземпляр произведения, распечатанный или cкопированный на листах формата А4 — с одной стороны каждого листа, к которому необходимо оформить титульный лист.

4) квитанцию об оплате услуг депонирования — заполните форму заказа и оплаты.

РАО КОПИРУС после получения всех указанных документов (включая документ, подтверждающий оплату):

1) принимает оформленный автором экземпляр произведения и официально передает на хранение в Национальном фондохранилище изданий Российской книжной палаты где экземпляр описывается и каталогизируется;

2) заносит сведения о произведении, авторах и регистрации авторского права в реестр РАО КОПИРУС;

3) оформляет Свидетельство о депонировании и регистрации авторских прав на произведение и высылает его по адресу, указанному в поданном Заявлении;

4) депонирует и регистрирует договор передачи авторских прав или договор между соавторами;

Депонирование и регистрация авторского права на произведение осуществляется на бумажных носителях — листах формата A4 (обычный размер бумаги для принтеров). При необходимости депонирования ранее изданного произведения оно может предоставляться в виде изданного экземпляра или может быть скопировано (включая обложку) на листах формата А4 (с одной стороны), которые и принимаются для депонирования.

Дополнительно к экземпляру произведения, оформленному на бумажном носителе депонируются произведения на цифровых носителях информации:

  • фонограммы (звукозаписи),
  • аудиовизуальные произведения
  • иные виды произведений, не представленные в виде распечатки на листах формата А4.

При этом принимаются только CD-R и DVD-R с финализированной записью, содержащие напечатанное на самом диске название произведения и имя автора/авторов на верхней части диска.

Авторы, желающие задепонировать большое количество произведений (например, фотографии, эскизы, стихи, песни, музыку и т.д.) могут объединять их по своему усмотрению в сборники с единым названием, в том числе распечатывать по несколько однотипных произведений на каждой странице.

Также возможна регистрация каждого произведения, входящего в сборник, при депонировании только одного экземпляра сборника.

Вышеперечисленные услуги регистрации интеллектуальной собственности можно получить через наших партнеров:

в Москве и регионах России

ДЕПОНИРОВАНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА

Депонирование и регистрация договора передачи исключительного права (договора отчуждения прав) осуществляются только при условии, что производится регистрация и депониование произведения или ранее были произведены регистрация и депонирование произведений, права / лицензии на которые предоставляются по такому договору.

Применяются два способа депонирования и регистрации договора:

1) без экспертизы условий договора,

2) с проведением предварительной проверки (экспертизы) условий договора на их соответствие действующему законодательству

Все подробности вы можете узнать у сотрудника бюро по авторскому праву.

КОНСУЛЬТАЦИЯ: +7 495 921-2231; Задать вопрос юристу

  • Правила регистрации прав и депонирования
  • Депонируемые объекты
  • Заявление о депонировании
  • Адрес Copyright офиса
  • Инструкция по оформлению авторских прав
  • Оформление титульного листа
  • Специальное предложение
  • Заявка на депонирование и регистрацию объекта интеллектуальной собственности

Статьи и новости по теме:

07.02.2019 Государственную регистрацию прав интеллектуальной собственности нужно сделать привлекательной

На мероприятиях Форума «Деловая Россия» присутствовал президент Российской Федерации Владимир Путин, который выступил за совершенствование регистрации

17.01.2019 В России стали больше регистрировать права интеллектуальной собственности?

На последней пресс-конференции представители Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) заявили

30.12.2018 Что решает суд когда авторские права не зарегистрированы?

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности

30.11.2018 Регистрация интеллектуальной собственности не пользуется спросом в России

В Санкт-Петербурге прошло мероприятие под названием «XI Петербургский Международный инновационный форум», где с докладами выступали многие представители

27.09.2018 В Казахстане улучшили регистрацию интеллектуальной собственности

Правительство Казахстана давно уже обеспокоено ситуацией в сфере защиты и сохранности авторских прав в стране >>

18.09.2018 Как «Союзмультфильм» регистрирует права на персонажи

Представители Федеральной службы по интеллектуальной собственности сообщили, что в ведомство поступили заявки от «Союзмультфильма» >>

08.08.2018 В России будут регистрироваться региональные бренды

Председатель СФ РФ Валентина Матвиенко стала инициатором рассмотрения законопроекта, который предусматривает введение нового объекта интеллектуальных прав – «географические указания»

29.06.2018 Казахстанцы намерены автоматизировать регистрацию интеллектуальной собственности

Согласно имеющейся информации, в Казахстане особо обеспокоились защитой авторских прав. Эта тема сейчас актуальна на всем постсоветском пространстве

07.06.2018 Частные компании помогут Роспатенту с регистрацией прав интеллектуальной собственности

Не исключено, что в ближайшем будущем будут приняты специальные изменения в 4-ой части Гражданского кодекса России >>

02.02.2017 Библиотека Конгресса США приглашает принять участие в исследовании регистрации авторских прав

Все заинтересованные в вопросе защиты авторских прав были приглашены к участию в онлайн-опросе Библиотеки Конгресса США

]]> ]]>

ОГЛАВЛЕНИЕ Гражданский Кодекс РФ 4 часть

ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ Глава 70 Авторское право

Статья 1265 Право авторства и право автора на имя

1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений

Статья 1267. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора

Статья 1268. Право на обнародование произведения

Статья 1269. Право на отзыв

Статья 1270. Исключительное право на произведение

Статья 1271. Знак охраны авторского права

Статья 1272. Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

Статья 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования

Статья 1276. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения

Статья 1277. Свободное публичное исполнение музыкального произведения

Статья 1278. Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения

Статья 1279. Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования

Статья 1280. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ

Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение

Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние

]]> ]]>

Статья 1283. Переход исключительного права на произведение по наследству

Статья 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии

Статья 1285. Договор об отчуждении исключительного права на произведение

Статья 1286. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения

Статья 1287. Особые условия издательского лицензионного договора

Статья 1288. Договор авторского заказа

Статья 1289. Срок исполнения договора авторского заказа

Статья 1290. Ответственность по договорам, заключаемым автором произведения

Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

Статья 1292. Право доступа

Статья 1293. Право следования

Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства

Статья 1295. Служебное произведение

Статья 1296. Программы для ЭВМ и базы данных, созданные по заказу

Статья 1297. Программы для ЭВМ и базы данных, созданные при выполнении работ по договору

Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту

Статья 1299. Технические средства защиты авторских прав

Статья 1300. Информация об авторском праве

Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

Статья 1302. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав

Гаврилов, Э.
1999 Аннотация: Опубликовано : Законодательство и практика масс-медиа. — 1999. — № 7 — 8. Полный текст документа:

Интервью и сходные с ним явления. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом, «бывалым человеком” и т.п.

Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, «направляет” беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.

Как на стороне интервьюера, так и на стороне интервьюируемого могут принимать участие два или большее число лиц – и тогда интервью плавно переходит в «круглые столы” или в ток-шоу (типа «Я сама”).

По своей сути все это разновидности интервью, ибо слова («голоса”) участников не сливаются воедино, а выражены (изложены) по отдельности.

От интервью следует, однако, отличать так называемые «литературные записи”, когда известная личность надиктовывает свои воспоминания, мнения, соображения, сообщает определенные факты, а писатель, журналист излагает этот материал в качестве единого текста, часто придавая этому материалу оригинальную форму.

В последнее время в некоторых изданиях (например, в газете «Аргументы и факты”) стали помещаться придуманные интервью, состоящие из задаваемых журналистом вопросов, в качестве ответов на которые приводятся цитаты из опубликованных выступлений, речей, произведений известных личностей, обычно – давно умерших (Сталин, Гитлер и т.п.). Это – по своей сути не интервью, а использование цитат в новом произведении.

К интервью нельзя относить пресс-конференции: во-первых, потому, что заявления на пресс-конференции носят публичный характер, а, во-вторых, потому что вопросы журналистов не согласованы друг с другом и не позволяют создать единого материала, составляющего литературное произведение. Что касается отдельных ответов, даваемых на пресс-конференции, то они должны считаться «сообщениями о событиях и фактах, имеющими информационный характер”, то есть материалами, которые в соответствии со статьей 8 закона об авторском праве не охраняются авторским правом.

Наконец, нельзя не отметить, что еще имеют место случаи, когда редакция газеты или журнала предлагает автору представить материал своей статьи в виде вопросов и ответов «для лучшего его восприятия”, причем при публикации выдает этот материал за интервью; иногда публикуемый материал сопровождается фразой: «На вопросы нашего корреспондента отвечает такой-то”. Это – типичное «лже-интервью”.

Признаки соавторства. Следует исходить из того, что лицо, дающее интервью (интервьюируемый), сообщает нечто новое, оригинальное, что его материал, вносимый в интервью, представляет собой результат творческой деятельности, который в соответствии с пунктом 1 статьи 6 закона от авторском праве охраняется авторским правом.

С другой стороны, следует исходить из того, что и журналист, интервьюер, проявляет творчество при постановке вопросов, определении направления беседы. Сразу же отметим, что творчество журналиста может проявляться и после завершения беседы, когда он придает более совершенную, оригинальную форму интервью: в газетах и журналах это внесение изменений, выходящих за пределы обычного редактирования, на радио и в телевидении – монтаж или дополнительное включение в материал беседы тех или иных вопросов, различные дополнения, комментарии.

Творческая работа обоих участников интервью сочетается с обоюдным согласием, направленным на создание и определенное использование интервью.

Таким образом, налицо два необходимых признака соавторства: творческий труд обоих соавторов и их соглашение о создании коллективного произведения.

Закон не предъявляет никаких иных требований к соавторским произведениям. Поэтому надо исходить из того, что авторами интервью являются журналист и интервьюируемый. Конечно, из этого общего правила есть некоторые исключения.

Одно из них касается тех случаев, когда вопросы или ответы настолько просты, что не несут в себе творческого начала, не являются оригинальными.

Например: «Зовут меня Кирилл; родился я 17 ноября 1986 года; живу с мамой, бабушкой и дедушкой” и т.п.

Иными словами, если одна из сторон в интервью не проявляет творчества, то вместо соавторского произведения получится произведение одного автора: либо монолог интервьюируемого, либо блестящие, остроумные и оригинальные вопросы журналиста с ответами типа «да – нет”.

Но так бывает довольно редко.

Форма и содержание интервью. Вопрос о форме и содержании любого авторского произведения довольно сложный, а в отношении произведений, созданных в соавторстве, например, интервью, этот вопрос еще более осложняется.

Известно, что авторское право охраняет только форму произведения: язык (языковые приемы), которым изложено произведение, художественные образы, последовательность изложения. Напротив, авторское право не охраняет элементы содержания произведения, то есть собственно идеи, факты, принципы, составляющие сюжет, тему произведения.

Отсюда вывод: лицо, которое сообщило только факты, идеи, принципы, использованные в произведении, не становится автором (соавтором) произведения, если форма выражения этих фактов, идей, принципов создана не этим, а другим лицом. А. С. Пушкин не стал соавтором «Ревизора”, несмотря на то, что именно он подсказал Н. В. Гоголю идею этого произведения. А. Катаев совершенно правильно отказался быть соавтором романа «12 стульев”, хотя именно он подсказал И. Ильфу и Е. Петрову идею этого плутовского романа, но не принимал участия в его написании.

В интервью дело обстоит иначе: оба участника интервью фактически принимают творческое участие в создании интервью, а потому оба участника должны считаться соавторами.

Именно поэтому оба участника интервью должны подписывать произведение в окончательном виде перед его использованием. Это не исключает того, что интервьюируемый может заранее дать согласие на внесение в интервью некоторых изменений журналистом; но такое согласие обязательно должно быть зарегистрировано.

Гонорар и порядок использования. Вопрос о гонораре за использование интервью имеет давнюю историю. Этот вопрос – один из самых «деликатных” для интервьюируемых и для журналистов.

Обычно, лицо, которое дает интервью, – это человек известный, добившийся определенного общественного положения. А тут еще к нему обращаются за интервью, интервью будет опубликовано, это – для него лишняя Слава, Почет, Реклама, возможность высказать личное мнение… В таких условиях, многие полагают, требовать за это гонорар – как-то нескромно и неприлично. А журналист думает: «Почему я с ним должен делиться своим гонораром?”

Что касается интервьюера, то у него может быть самое различное положение: это может быть и начинающий журналист, причем работающий в штате газеты, журнала, радиостанции и даже (иногда) не получающий особого вознаграждения за интервью: для него интервью может входить в «норму отработки” (статья 14 закона об авторском праве).

В других случаях интервьюер – это известный ведущий (какой-нибудь Урмас Отт), который, с одной стороны, получает за интервью определенные суммы, но, с другой стороны, «оказывает большую честь” лицу, приглашенному дать интервью; и опять сторонам «неловко” заговорить о гонораре.

В большинстве случаев, получается как-то «неловко”, «неудобно”.

Я точно знаю, что неудобно… надевать штаны через голову. Что касается выплаты гонорара за использование произведения, созданного в соавторстве, то пользователь обязан выплачивать гонорар обоим соавторам в равных долях, если только иное не предусмотрено законом, соглашением между соавторами и договором об использовании произведения.

Закон не устанавливает – и не может устанавливать, – что лицу, давшему интервью, гонорар не выплачивается. При возникновении конфликта о выплате такого гонорара не помогут никакие ссылки, типа

– надо было раньше договариваться;

– у нас такая практика;

– у нас никому гонорар не платится;

– у нас начисляется гонорар только в тех случаях, когда текст интервью был представлен письменно;

– весь гонорар начислен журналисту, к которому Вы можете обратиться и т.д.

С юридической точки зрения вопрос решается следующим образом: использование интервью есть использование произведения авторского права. Для такого использования организация обязана заключить авторский договор, который, как и любой другой гражданский договор, предполагается возмездным.

Лицо, дающее интервью, может отказаться от гонорара, лишь особо указав это в договоре с пользователем или в договоре с соавтором (журналистом).

Отказ от гонорара должен доказываться организацией-пользователем.

Итак, согласие записать интервью и согласие с тем, что интервью будет использоваться определенным образом, не влечет отказа от получения гонорара. Об отказе от получения гонорара лучше всего заранее попросить от интервьюера подпись на бланке.

Законодательное регулирование авторских прав на интервью. В ныне действующем законодательстве нет никаких специальных норм, относящихся к интервью. Это вполне объяснимо: интервью регулируются общими нормами авторского права и, строго говоря, специального регулирования не требуют. Равным образом, стихотворения особо не выделяются из общей категории литературных произведений, а произведения скульптуры не выделяются из общей категории произведений изобразительного искусства.

А вот в проекте третьей части Гражданского кодекса РФ, которая, как известно из печати, в марте 1999 года была внесена Министерством юстиции РФ в Администрацию Президента для последующего представления в Государственную Думу, включена одна норма, специально посвященная праву на интервью:

Статья 1129, пункт 4:

«Авторские права на интервью принадлежат лицу, давшему интервью, и лицу, проводившему интервью, как соавторам, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Использование интервью допускается лишь с согласия лица, давшего интервью”.

Целесообразность принятия этой нормы весьма сомнительна. Действительно, почему в Гражданском кодексе надо особо урегулировать вопрос о соавторстве на интервью, а не вопрос о соавторстве на песню, где тоже возникает соавторство между автором музыки и поэтом-песенником? А ведь число песен намного превышает число интервью, да и экономическое значение песен намного больше. Серьезной ошибкой выглядит содержащаяся в этой норме оговорка о том, что соглашением между участниками интервью может быть определено, кто является автором интервью. Это противоречит всем принципам авторского права: авторство не может быть предметом торга. Что касается второй фразы, которая устанавливает, что интервью может использоваться лишь с согласия лица, давшего интервью, то следует учитывать, что эта норма будет применяться в двух различных случаях: Первый случай – лицо, давшее интервью, «признано” соавтором по соглашению с лицом, проводившим интервью. В этом случае использование произведения, конечно, осуществляется с согласия автора, о чем упоминается в статьях 1110, 1117, 1127, 1139 проекта. Второй случай – лицо, давшее интервью, по соглашению с лицом, проводившим интервью, не «признано” соавтором. В этом случае предлагаемая норма совершенно непонятна: как и почему глава «Авторское право” закрепляет какие-то права за лицом, которое автором не является? Источник информации:
Ежемесячный журнал «Законодательство и практика масс-медиа». ( http://www.medialaw.ru/publications/zip/59-60/interview.htm )

Информация обновлена:01.01.2008