Отчет о реализации инвестиционного проекта

Подкопаев М., редактор журнала

Журнал «Бухгалтер Крыма» № 9/2019

Прошло более пяти лет со дня вхождения Республики Крым и Севастополя в состав РФ. Но еще до 18.03.2014 у российских предприятий и предпринимателей из других регионов появилась обязанность сообщать в ПФ РФ все необходимые данные для определения пенсионных обязательств по их работникам.

Естественно, в отношении физических лиц, проживавших на территории крымского полуострова до указанной даты, такие сведения в ПФ РФ отсутствовали.

Чтобы избежать нарушения пенсионных прав граждан Республики Крым и Севастополя, принят Федеральный закон от 02.08.2019 № 306-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Он установил новые отчетные обязанности для работодателей Республики Крым и Севастополя.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 208-ФЗ были установлены особенности пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя. Часть 1 ст. 2 данного закона предусматривала, что пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в этих регионах осуществляется в соответствии с законодательством РФ с 01.01.2015.

Для назначения пенсии ПФ РФ должен иметь сведения о заработке работника за все время его работы и его стаже, в том числе льготном. Порядок получения таких сведений с 03.07.2016 был установлен ст. 5.1 Федерального закона № 208-ФЗ.

Теперь в ПФ РФ решили эти сведения уточнить. Предполагается, что территориальные органы фонда смогут устанавливать право граждан на страховую пенсию и ее размер на основании сведений, содержащихся в их лицевых счетах, без иного документального подтверждения периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж.

Если, конечно, не возникнет спор между фондом и гражданином. В этом случае последний все равно имеет право предъявить подтверждающие документы, если не согласен с данными, которые имеются в лицевом счете.

Новые обязанности возлагаются на страхователей (работодателей), осуществляющих свою деятельность на территории Республики Крым и города Севастополя. То есть, по нашему мнению, это требование касается, например, и обособленных подразделений предприятий, если они находятся в этих регионах, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, ведущих деятельность в них и имеющих работников из Республики Крым и Севастополя.

Всем им нужно не позднее 31.12.2021 представить в соответствующий территориальный орган ПФ РФ сведения обо всех включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности в отношении всех работающих у них граждан, указанных в ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 208-ФЗ.

Имеются в виду граждане РФ, постоянно проживавшие по состоянию на 18.03.2014 территории Республики Крым или на территории Севастополя. Указанные сведения должны касаться периодов до регистрации этих граждан в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с законодательством РФ. Надо иметь в виду, что даты такой регистрации у граждан, на которых следует передать сведения, могут быть разными.

При этом нужно учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 208-ФЗ открытие индивидуального лицевого счета застрахованного лица гражданам Крыма и Севастополя осуществлялось на основании сведений, предоставляемых ответственными территориальными государственными органами в этих регионах.

Не все граждане могут оказаться работающими у страхователей Республики Крым и Севастополя в период до 31.12.2021. Но если это граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), они обязаны представить в соответствующий территориальный орган ПФ РФ в отношении самих себя аналогичные сведения, то есть о включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности. Сделать это они должны в тот же срок, то есть до 31.12.2021.

Но непонятно, что делать гражданам, которые до 31.12.2021 не окажутся не работающими по найму или самостоятельно обеспечивающими себя работой. Ведь Федеральный закон № 306-ФЗ прямо устанавливает обязанность предоставлять сведения только для тех страхователей, которые являются работодателями.

В статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» говорится, что к понятию «страхователь» приравниваются органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду. Но эти страхователи не являются работодателями.

И совсем непонятно, что делать гражданам, которые в данное время не работают по найму, не обеспечивают себя работой самостоятельно, но при этом не имеют официального статуса безработного. Вероятно, позднее им дадут возможность каким-то образом сообщить о себе сведения в ПФ РФ, но пока в Федеральном законе № 306-ФЗ ничего не говорится об этом.

Обратите внимание:

Кстати, новый закон сформулирован так, что сведения надо сообщать не только о работающих на какую-то определенную дату. Получается, что эти сведения надо передать о любом гражданине, принятом на работу в период до 31.12.2021.

Отметим, что хотя Федеральный закон № 306-ФЗ вступил в силу через десять дней после публикации (опубликован на портале www.pravo.gov.ru 02.08.2019), но сразу исполнять его не получится. Вначале ПФ РФ должен определить формы и форматы названных сведений, а также порядок их представления. Сведения надо будет представлять в соответствии с утвержденным порядком и никак иначе.