Отбор сточных вод

Центральная лаборатория контролирует качество питьевой воды систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, находящихся в хозяйственном ведении МУП «Водоканал» г. Екатеринбурга.

Лаборатория аккредитована в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) на техническую компетентность (аттестат аккредитации № RA.RU.21A311) и имеет лицензию на работу с микроорганизмами 3-4 группы патогенности № 66.01.35.001.Л.000180.12.09.

Центральная лаборатория работает с момента основания Управления Свердловского городского водопровода в 1925 году. На сегодняшний день в центральной лаборатории квалифицированные специалисты на современном и высокоточном оборудовании проводят исследования питьевых, поверхностных и сточных вод по широкому перечню показателей состава и свойств в соответствии с областью аккредитации.

Задачи лабораторного контроля

На станциях водоподготовки специалисты оценивают качество исходной воды, контролируют качество водоподготовки на различных этапах, качество реагентов водоподготовки, проводят исследовательские работы по оптимизации технологических процессов и выбору высокоэффективных реагентов для водоподготовки, контролируют качество осадка промывных вод и качество питьевой воды на выходе с фильтровальных станций и в точках городской распределительной сети.

На станциях очистки сточных вод специалисты оценивают степень загрязнения поступающих сточных вод, работу очистных сооружений на различных этапах, на входе контролируют качество используемых реагентов, проводят исследовательские работы по оптимизации технологических процессов и выбору высокоэффективных реагентов для очистки сточных вод, контролируют качество осадка сточных вод, качество очищенной сточной воды и степень ее влияния на водоемы.

Информация по результатам исследований оперативно передается в подразделения, руководящему составу для своевременной корректировки технологических параметров на фильтровальных и аэрационных станциях.

Что проверяют в лаборатории

Внедрено 97 методик выполнения измерений на 118 показателей. Практически все внесены в область аккредитации.

Микробиологические: ОМЧ, ОКБ, ТКБ и пр.

Паразитологические: цисты лямблий, яйца гельминтов и пр.

Вирусологические: антигены гепатита А, ротавируса;

Органолептические: запах, привкус, цветность, мутность, и пр.

Общие химические (интегральные): ХПК, БПК, ТОС, перманганатная окисляемость, сухой и прокаленный остаток, взвешенные вещества, щелочность, жесткость, температура, жиры и прочие;

Неорганические: металлы, аммоний, хлор, анионы, сульфаты, бромиды, нитраты, карбонаты, сульфиты и прочие.

Органические: фенол, летучие галогенсодержащие вещества и проч.

Гидробиологические: фитопланктон, видовой состав

Радиологические: радон, альфа- и бета-активность.

В сутки по всем объектам контроля выполняется 2500 и более исследований по 80 показателям. Кроме того, каждые 2,5 минуты, питьевая вода фильтровальных станций перед подачей в распределительную сеть, контролируется на содержание хлора остаточного свободного и связанного автоматическими анализаторами.

Лаборатория контролирует качество холодной питьевой воды в распределительной сети города, до ввода в дом. Качество воды, поступающей в квартиры многоквартирных жилых домов, во многом зависит от состояния внутридомовых сетей, которые эксплуатируют организации, управляющие домом.

В рамках действия прямого договора с Водоканалом исследования питьевой воды в квартирах многоквартирных жилых домов проводятся по заявлению организации, эксплуатирующей строение. В случае, если житель квартиры недоволен качеством холодной водопроводной воды, он может подать претензию в УК или ТСЖ. Эксплуатирующая организация, в свою очередь, направляет в лабораторию запрос о совместном отборе проб. Аккредитованные специалисты лаборатории вместе с представителями УК или ТСЖ отбирают пробы холодной воды на магистральном водоводе, на вводе в дом (в подвале), а также в квартире жителя, у которого есть претензии. После исследования проб выявляется точка, в которой снизилось качество холодной питьевой воды. В случае, если снижение качества зафиксировано на сетях Водоканала (до ввода в дом), участок сетей промывают и отбирают повторные пробы. Это происходит до тех пор, пока пробы не начинают соответствовать требованиям нормативных документов. В случае, если устанавливается, что снижение качества холодной питьевой воды происходит во внутридомовых сетях, меры по исправлению ситуации предпринимает эксплуатирующая организация.

Без заключения прямого договора на поставку ресурсов воспользоваться услугами центральной лаборатории могут жители квартир в МКД, собственники частных домов, владельцы скважин, или организации, эксплуатирующие строения. Для выполнения таких исследований разработаны перечни показателей, по контролируется качество питьевой воды, а также стоимость услуг лаборатории.

Перечень и стоимость всех исследований, которые проводит центральная лаборатория МУП «Водоканал»

Принимая решение об исследовании проб воды, важно оценивать необходимость вызова специалиста к месту отбора. Дело в том, что процесс отбора проб требует знаний, навыков и использования специализированного оборудования. Для отбора проб сотрудники лаборатории получают специальные аккредитации. Пробы, которые заказчик отбирает самостоятельно, будут информативными и легитимными, но могут быть оспорены в надзорных и прочих органах.

Тару для самостоятельного отбора проб необходимо получить в лаборатории по предварительной заявке (заявка подается по телефону).

Центральная лаборатория

Старый Московский тракт, 11 километр

Телефон 231-18-76

Заявки на проведение исследований принимает Галина Борисовна Ницак (заместитель начальника центральной лаборатории)

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Постановление Президента Республики Узбекистан от 6 декабря 2006 года № ПП-525
О мерах по реализации инвестиционных проектов в рамках механизма чистого развития Киотского протокола

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.02.2009 г.)

В целях осуществления комплекса мер по сокращению выбросов парниковых газов, активизации привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий для практической реализации экологических и энергосберегающих проектов в отраслях экономики страны в рамках Механизма чистого развития Киотского Протокола:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1. Принять к сведению, что Республика Узбекистан ратифицировала Киотский Протокол к Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, в соответствии с которым в рамках Механизма чистого развития республика может привлекать инвестиции международных финансовых организаций, зарубежных стран и компаний, а также современные технологии для реализации инвестиционных проектов по ограничению и сокращению вредных выбросов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Создать при Кабинете Министров Межведомственный совет по Механизму чистого развития Киотского Протокола в составе согласно приложению № 1.

Образовать Секретариат Межведомственного совета, осуществляющего свою деятельность на общественных началах, в составе согласно приложению № 2.

Возложить на Межведомственный совет следующие основные функции:

определение приоритетных направлений использования Механизма чистого развития Киотского Протокола;

утверждение правил и процедур для отбора и одобрения проектов по Механизму чистого развития на национальном уровне;

одобрение проектов по Механизму чистого развития на национальном уровне по результатам проведенной экспертизы со стороны уполномоченных органов;

одобрение проектов Соглашений о покупке сокращения выбросов между участниками проектов по Механизму чистого развития.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3. Определить Министерство экономики Республики Узбекистан Национальным органом Республики Узбекистан по Механизму чистого развития Киотского Протокола, возложив на него решение следующих основных задач:

подготовку и отбор проектов для осуществления в рамках Механизма чистого развития с учетом экономических, экологических, социальных и технологических интересов Республики Узбекистан, формирование соответствующей базы данных по ним;

координацию деятельности уполномоченных министерств и ведомств по проведению экспертизы проектов, предлагаемых к реализации в рамках Механизма чистого развития, на соответствие их условиям и процедурам, определенным статьей 12 Киотского Протокола, международными договорами и законодательством Республики Узбекистан, а также международным и национальным критериям устойчивого развития;

внесение в Межведомственный совет на одобрение инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации по Механизму чистого развития;

представление в Исполнительный Совет Механизма чистого развития при Секретариате Рамочной Конвенции ООН об изменении климата инвестиционных проектов по Механизму чистого развития после их одобрения Межведомственным советом;

Результаты анализа сточной воды будут правильными только в том случае, если проба для анализа воды отобрана верно.

Способ отбора пробы для анализа сточной воды зависит от цели, которая ставится перед исследователем в каждом случае. Состав сточных вод обычно сильно колеблется и всецело зави­сит от технологического процесса производства. Если количество спускаемой воды более или менее постоянно, можно ограничиться только средними пробами. Средняя проба должна быть составлена из равных количеств жидкости, взятой через одинаковые промежутки времени. При нерегулярном спуске сточной воды составляют среднепропорциональные пробы, т. е. от­бирают порции, пропорциональные объемам спускаемой сточной воды.

И средние, и среднепропорциональные пробы для анализа воды обычно берут в те­чение суток, сливая отдельные порции в большие чисто вымытые бутыли. По истечении суток содержимое бутыли тщательно переме­шивают и для анализа отливают часть жидкости (1—3 л) в чисто вымытую посуду.

Для характеристики изменения состава воды отдельных сто­ков в различное время дня надо отбирать на анализ воды разовые пробы и оп­ределять в них отдельные компоненты, характерные для данного стока. Такие пробы следует брать через одинаковые промежутки времени.

При спуске сточных вод в водоемы нельзя ограничиваться ис­следованием только самих стоков, надо анализировать также и воду в водоеме выше и ниже впадения в него стока. Результаты таких анализов сточной воды покажут, насколько водоем загрязняется сточ­ными водами.

Если в воде присутствует свободный сероводород, на правильный отбор пробы должно быть обращено особое внимание. В та­ких случаях следует на месте отбирать специальные пробы воды только для анализа воды на сероводород. Каждую пробу отбирают в отдельный сосуд вместимостью 250 мл, в который предвари­тельно наливают 6—10 мл раствора ацетата кадмия или 1—2 мл 50%-ного раствора едкого натра. Воду надо наливать до пробки, чтобы в сосуде по возможности не оставалось пузырьков воздуха.

Посуда и пробки, применяемые для отбора проб, должны быть тщательно вымыты.Иногда, например, для определе­ния биохимического потребления кислорода, требуется особенно чистая посуда. Для этого посуду моют хромовой смесью и пропаривают. Перед отбором пробы посуду надо 2—3 раза ополоснуть исследуемой водой.

При длительном стоянии отобранной для анализа пробы могут произойти существенные изменения в составе предназначен­ной для анализа воды. Поэтому, если нельзя начать анализ воды сразу, или в крайнем случае через 12 ч после отбора пробы, нужно консервировать пробу для стабилизации ее химического состава. Универсального консервирующего вещества не сущест­вует. Для полного анализа воды обычно требуется отобрать пробу в несколько бутылей, в которых ее консервируют, добавляя различные вещества. Для определения содержания некоторых компонентов, например сульфидов, сульфитов, диоксида углерода, следует брать пробы в отдельные бутыли для каждого из этих определений.

Консервирование сточных вод весьма затруднительно, в осо­бенности при наличии в пробе нерастворимых веществ, так как консервирующее вещество может оказать мешающее действие. Консервирование сточных вод химическими реагентами допусти­мо только в том случае, если консервирующий реагент не пре­пятствует определению тех или иных компонентов сточной воды и если определение невозможно провести непосредственно после отбора пробы.

Пробы для определения всех видов связанного азота, окисляемости, пиридина и др. консервируют, прибавляя к ним серную кислоту: приливают по 2 мл разбавленной (1:3) серной кислоты на каждый литр исследуемой воды. Пробы для определения взвешенных веществ и сухого остатка консервируют, прибавляя к ним 2 мл хлороформа на каждый литр исследуемой воды. После прибавления хлороформа воду следует взболтать. Для определения фенолов сточную воду подщелачивают, добавляя к ней 5 г едкой щелочи на каждый литр воды. Пробы, содержащие менее 0,05 мг/л фенолов, надо анализировать сразу.

Пробы, предназначенные для определения БПК, консервиро­вать добавлением антисептиков нельзя. Эти пробы следует хра­нить при 3—4 °С и анализировать на месте отбора как можно скорее. На месте отбора пробы следует определять и кинетику осаждения грубодисперсных примесей.

Во многих случаях, например при исследовании изменений, которые произойдут в составе сточной воды во время пребыва­ния ее в отстойнике, добавлять консервирующие вещества недо­пустимо. В таких случаях проводят анализ воды как можно скорее после отбора пробы и затем повторяют анализ через определен­ные промежутки времени, сначала более короткие (через 1 — 2 дня), потом более продолжительные (недели). Разумеется, в этих случаях надо отбирать сначала достаточно большой объем воды, чтобы ее хватило на все исследования.

ПНД Ф 12.15.1-08 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОТБОРУ ПРОБ ДЛЯ АНАЛИЗА СТОЧНЫХ ВОД

Контроль за соблюдением абонентами установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения (далее – НДС), нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия (влияния) на работу централизованных систем водоотведения, осуществляется Сектором контроля и анализа абонентов Службы баланса загрязнений Дирекции водоотведения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в соответствии с:

— «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее – Правила №644);

— «Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167;

— «Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 №525 (далее – Правила №525);

— «Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга» (далее – Правила СПб), утвержденными Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению администрации Санкт-Петербурга от 01.06.2000 №11.

В соответствии с п. 148 Правил №644 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» уведомляет абонента о предстоящем отборе проб сточных вод не позднее, чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.

В соответствии с п.35 п.147 Правил №644 абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод. Из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение (п.60 Правил №644).

При отборе проб сточных вод абонент вправе одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. Обращаем Ваше внимание, что согласно п. 33 Правил №525 параллельные пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а так же веществ, не смешивающихся с водой (нефтепродукты, жиры, взвешенные вещества).

Для обеспечения присутствия представителей абонента при отборе проб сточных вод, необходимо направить в филиал «Водоотведение Водоканал Санкт-Петербурга» (факс: 388-75-88) список ответственных представителей, которые уполномочены присутствовать при отборе проб сточных вод, с указанием их контактных телефонов и указанием номера факса для отправки уведомлений.

Согласно п. 28 Правил № 525 в случае не выделения абонентом ответственного представителя или его неявки на отбор проб, представители ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» производят отбор проб и оформляют акт отбора проб с пометкой «ответственный представитель абонента на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». При этом отобранная проба считается действительной.

При не согласии абонента с актом отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. В случае отказа абонента от его подписания, акт вступает в силу в одностороннем порядке с отметкой «абонент от подписи отказался» (п. 28 Правил №525).

Консультации по вопросам связанным с отбором проб сточных вод, поиском источников сверхнормативного сброса загрязняющих веществ и доведением качества сточных до установленных нормативов Вы можете получить по телефону: 438-44-86.

Есть две группы нормативных документов, регламентирующих требования к очистным сооружениям. К первой группе относятся строительные нормы — СНиПы. Они определяют, как следует проектировать и строить очистные сооружения. Ко второй группе принадлежат документы, содержащие санитарно-гигиенические нормы и требования к водоотведению — СанПиНы. По ним в свою очередь осуществляется контроль.

Основной документ, которым руководствуются при строительстве очистных сооружений, — СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения». В частности, он устанавливает очень важный параметр — размер санитарно-защитной зоны, то есть минимально допустимое расстояние от очистных сооружений до жилой застройки.

В своей основе этот СНиП не пересматривался с 1985 года. Как известно, в СССР не было локальных очистных сооружений малой производительности, рассчитанных на индивидуальных пользователей, кроме выгребных ям, поэтому минимальный объем стоков, рассматриваемый в этом документе, составляет 200 кубометров в сутки. Столько способна произвести примерно тысяча человек. Поэтому в действующих нормах имеется «белое пятно» как раз для локальных очистных сооружений малой производительности.

Другой основополагающий документ федерального значения — СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий». В нем, помимо методик расчета и правил строительства сетей канализации внутри зданий, даны нормы расхода воды для различных потребителей. А ведь это — самый важный параметр при расчете необходимой производительности очистных сооружений.
В отдельных регионах существуют свои методические рекомендации по порядку водопользования и водоотведения. В Московской области это территориально-строительные нормы систем водоснабжения и водоотведения районов жилой малоэтажной застройки Московской области ТСН ВиВ-97 МО, ТСН 40-301-97.

Этот документ несколько более современен, чем указанные СНиПы, и содержит более детальную информацию по локальным очистным сооружениям малой производительности. Приведем некоторые наиболее важные выдержки:

«Интенсивное развитие в Подмосковье коттеджного строительства, фермерских и мелких подсобных хозяйств, поселков малоэтажной жилой застройки, не имеющих очистных сооружений, оказывает негативное влияние на состояние грунтовых вод и поверхностных водоемов. Это связано со спецификой водопользования индивидуальных жилых домов, когда водозаборное сооружение системы водоснабжения находится в непосредственной близости от системы водоотведения. Такого рода использование водных объектов противоречит ст. 133 и ст. 144 Водного кодекса Российской Федерации и СанПиН 2.1.4 027-95 в части создания надежных зон санитарной охраны водозаборных сооружений и запрещения сброса сточных вод в водные объекты в пределах зоны и округа санитарной охраны.
Настоящие территориальные строительные нормы устанавливают общий порядок проектирования, строительства и реконструкции систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и бытового водоотведения в районах малоэтажной жилой застройки Московской области, производства и монтажа установок очистки питьевых и сточных вод.

К объектам малоэтажной жилой застройки относятся:

  • — индивидуальные дома и фермы, личные подсобные хозяйства;
  • — отдельно стоящие 3-4-этажные дома, группы коттеджей;
  • — поселки с числом жителей до 5000 (в том числе коттеджные и дачные).

Проекты систем водоотведения необходимо разрабатывать одновременно с проектами водоснабжения, рассматривая при этом возможность использования очищенных сточных вод для целей полива территории и орошения.

Санитарно-защитные зоны очистных сооружений систем водоотведения малоэтажной жилой застройки в зависимости от производительности и типа сооружений в соответствии со СНиП 2.04.03-85 необходимо принимать:

  • — 15 м для полей подземной фильтрации, производительностью до 15 м3/сут.;
  • — для фильтрующих траншей и песчано-гравийных фильтров при производительности:
    • — 1 м3/сут — 8 м,
    • — 2 м3/сут — 10 м,
    • — 4 м3/сут — 15 м,
    • — 8 м3/сут — 20 м,
    • — 15 м3/сут — 25 м;
  • — 5 и 8 м для септиков и фильтрующих колодцев, соответственно;
  • — 100 м для сооружений биофильтрации, производительностью до 50 м3/сут.
  • — 150 м для сооружений биологической очистки производительностью до 200 м3/сут с подсушкой стабилизированного осадка на иловых площадках;
  • — 50 м для аэрационных установок на полное окисление, производительностью до 700 м3/сут.

Для индивидуальных и местных систем водоотведения в случае невозможности соблюдения нормативных санитарно-защитных зон размещение очистных установок должно быть согласовано с местными органами надзора».

Что касается санитарно-гигиенических и экологических норм, то тут необходимо сделать замечание: на сегодняшний день существует масса документов, которые частично противоречат друг другу. В частности, это касается определения санитарно-защитных зон для очистных сооружений малой производительности.

Заметим, что фактически речь может идти о двух разных зонах: первая — расстояние от очистных сооружений до жилой застройки, вторая — от точки сброса очищенной воды (водоотвода) до источников подземного и наземного водоснабжения и водопользования. СанПиНы регламентируют как первую, так и вторую.

Основной документ, которым руководствуются контролирующие органы и создатели очистных сооружений, — СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» из раздела «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов», принятый в 2000 году. Все гигиенические и экологические заключения и сертификаты выдаются именно на его основе. В нем устанавливаются гигиенические требования «к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов».

Эти требования «имеют целью обеспечить предотвращение и устранение загрязнения поверхностных вод, которое может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования населения».

Согласно этому документу, «строительство хозяйственных, промышленных и других объектов, в том числе очистных сооружений, допускается по проектам, имеющим заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии настоящим санитарным нормам и правилам». Здесь определяются нормативы качества воды водных объектов и, соответственно, водоотведения.

Нужно сказать, что эти нормативы весьма жесткие и по ряду показателей превышают европейские. Их значения приводятся в Приложении.
Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения — колодцев и каптажей родников — изложены в СанПиН 2.1.4.544-96 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» из раздела «Питьевая вода и водоснабжение населенных пунктов». В этих санитарных правилах устанавливаются гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. Кстати, ответственность за их соблюдение возлагается на «местные органы самоуправления, коллективных или индивидуальных владельцев, деятельность которых может привести к изменению свойств и качества воды источников нецентрализованного водоснабжения».

Здесь определяется, что «место расположения водозаборных сооружений следует выбирать на незагрязненном участке, удаленном не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от существующих или возможных источников загрязнения: выгребных туалетов и ям, мест захоронения людей и животных, складов удобрений и ядохимикатов, предприятий местной промышленности, канализационных сооружений и др. При невозможности соблюдения этого расстояния место расположения водозаборных сооружений в каждом конкретном случае согласуется с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора».

Также говорится, что «в радиусе ближе 20 метров от колодца (каптажа) не допускается мытье автомашин, водопой животных, стирка и полоскание белья, а также осуществление других видов деятельности, способствующих загрязнению воды». Логично предположить, что 20 метров — минимально допустимое расстояние от водозабора до ЛОС.

Третий важнейший документ — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» из раздела «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», принятый в 2003 году. Как следует из названия, он определяет размеры санитарно-защитных зон в зависимости от классов объектов. Несмотря на относительную новизну, в нем установлен все тот же весьма значительный размер санитарно-защитной зоны от очистных сооружений до жилой территории для ЛОС закрытого типа — 50 метров.

В заключение хочется отметить, что методики расчета всех санитарных параметров для ЛОС малой производительности давно существуют, но они пока еще не нашли отражения в нормативных документах.

Приложение

Общие требования к составу и свойствам воды водных объектов
в контрольных створах и местах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования

Показатели Категории водопользования
Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для водоснабжения пищевых предприятий Для рекреационного водопользования, а также в черте населенных мест
1 2 3 4
1 Взвешенные вещества* При сбросе сточных вод, производстве работ на водном объекте и в прибрежной зоне содержание взвешенных веществ в контрольном створе (пункте) не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на
0,25 мг/дм 3 0,75 мг/дм 3
Для водных объектов, содержащих в межень более 30 мг/дм 3 природных взвешенных веществ, допускается увеличение их содержания в воде в пределах 5 %.
Взвеси со скоростью выпадения более 0,4 мм/с для проточных водоемов и более 0,2 мм/с для водохранилищ к спуску запрещаются
2 Плавающие примеси На поверхности воды не должны обнаруживаться пленки нефтепродуктов, масел, жиров и скопление других примесей
3 Окраска Не должна обнаруживаться в столбике
20 см 10 см
4 Запахи Вода не должна приобретать запахи интенсивностью более 2 баллов, обнаруживаемые:
непосредственно или при последующем хлорировании или других способах обработки непосредственно
5 Температура Летняя температура воды в результате сброса сточных вод не должна повышаться более чем на 3°С по сравнению со среднемесячной температурой воды самого жаркого месяца года за последние 10 лет
6 Водородный показатель (рН) Не должен выходить за пределы 6,5-8,5
7 Минерализация воды Не более 1000 мг/дм 3 , в т. ч.:
хлоридов — 350;
сульфатов — 500 мг/дм 3
8 Растворенный кислород Не должен быть менее 4 мг/дм 3 в любой период года, в пробе, отобранной до 12 часов дня.
9 Биохимическое потребление кислорода (БПК 5 ) Не должно превышать при температуре 20 °С
2 мг 0 2 /дм 3 4 мг 0 2 /дм 3
10 Химическое потребление кислорода (бихроматная окисляемость), ХПК Не должно превышать:
15 мг 02/дм 3 30 мг 02/дм 3
11 Химические вещества Не должны содержаться в воде водных объектов в концентрациях, превышающих ПДК или ОДУ
12 Возбудители кишечных инфекций Вода не должна содержать возбудителей кишечных инфекций
13 Жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглав, токсокар, фасциол), онкосферы тениид и жизнеспособные цисты патогенных кишечных простейших Не должны содержаться в 25 л воды
14 Термотолерантные колиформные бактерии** Не более 100КОЕ/100мл** Не более 100 КОЕ/100мл
15 Общие колиформные бактерии ** Не более
1000 КОЕ/100 мл** 500 КОЕ/100 мл
16 Колифаги ** Не более
10БОЕ/100мл** 10БОЕ/100мл

Примечания

* Содержание в воде взвешенных веществ неприродного происхождения (хлопья гидроксидов металлов, образующихся при обработке сточных вод, частички асбеста, стекловолокна, базальта, капрона, лавсана и т. д.) не допускается.

** Для централизованного водоснабжения; при нецентрализованном питьевом водоснабжении вода подлежит обеззараживанию.