Особо ценное имущество учреждения

Содержание

В казенное учреждение от бюджетного учреждения поступило особо ценное движимое имущество после ликвидации последнего. Оба учреждения одного уровня бюджета. Подскажите: какие проводки необходимо сделать в казенном учреждении и на основании каких нормативных документов?

Ю. Ершов,

эксперт журнала «Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 8, август 2015 г.

При получении казенным учреждением в оперативное управление от бюджетного учреждения особо ценного движимого имущества (далее — ОЦДИ) делаются следующие бухгалтерские записи (п. 7, 12, 19, 23 Инструкции N 162н):

Дебет

Кредит

Отражено безвозмездное получение от бюджетного учреждения:

— основных средств

1 101 30 310

1 401 10 180

1 401 10 180

1 104 30 410

— нематериальных активов

1 102 30 320

1 401 10 180

1 401 10 180

1 104 39 420

— материальных запасов

1 105 30 310

1 401 10 180

* Одновременно к учету принимается сумма ранее начисленной амортизации.

Обоснование. Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Порядок отнесения имущества к категории ОЦДИ установлен Постановлением Правительства РФ N 538*(1). Виды ОЦДИ определяют соответствующие органы власти и местного самоуправления, а перечни такого имущества предусматриваются учредителем.

Без согласия собственника распоряжаться ОЦДИ бюджетное учреждение не вправе (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Поэтому безвозмездная передача имущества казенному учреждению должна производиться на основании распорядительного акта учредителя, предусматривающего прекращение права оперативного управления имуществом у бюджетного учреждения и закрепления его за казенным учреждением. В свою очередь, получение ОЦДИ от бюджетного учреждения должно быть согласовано с главным распорядителем бюджетных средств казенного учреждения.

Передача (получение) ОЦДИ в связи с прекращением (закреплением) права оперативного управления осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации (п. 29 Инструкции N 157н).

Оформлять передачу ОЦДИ следует в порядке, предусмотренном Приказом Минфина РФ N 52н, актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и извещением (ф. 0504805) в двух экземплярах.

При этом заметим, что согласно Инструкции N 162н в учете казенного учреждения ОЦДИ не выделяется. Его следует учитывать на соответствующих счетах счета:

— 1 101 30 000 «Основные средства — иное движимое имущество учреждения»;

— 1 102 30 000 «Нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения»;

— 1 104 30 000 «Амортизация иного движимого имущества учреждения»;

— 1 105 30 000 «Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

Анна Сергеевна КАРАСЕВА, руководитель юридической службы Центра исследований бюджетных отношений

Светлана Александровна ЛАНОВАЯ, старший аналитик Центра исследований бюджетных отношений

Принятие Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) явилось логическим продолжением процесса реформирования бюджетного сектора. Предлагаемая Законом № 83-ФЗсистема поправок в том числе уточняет правовой статус бюджетных учреждений, предусмотрев для них некоторые элементы прав и обязанностей, ранее доступных лишь для автономных учреждений. Одним из таких элементов является выделение с 1 января 2011 года в составе имущества бюджетного учреждения специальной группы — особо ценного движимого имущества (далее — ОЦДИ). Кроме того, некоторые положения Закона № 83-ФЗ направлены на совершенствование правового регулирования процедуры определения перечня ОЦДИ автономных учреждений.

Распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2010 г. № 296-р (далее — Распоряжение № 296-р) был утвержден План мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений, в числе прочего предусматривающий осуществление федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя:

1. Видов ОЦДИ в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений (срок — декабрь 2010 г.);

2. Перечней ОЦДИ (срок — 1 марта 2011 г.).

Кроме того, постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» (далее — Постановление № 537) предписывает федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 года разработать и утвердить порядок согласования распоряжения ОЦДИ, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением учредителем либо приобретенным федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Стоит напомнить, что категория ОЦДИ не является новеллой федерального законодательства. Еще в 2006 году с принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) и введением нового типа государственного (муниципального) учреждения — автономного появилась и такая категория, как ОЦДИ. В ч. 3 ст. 3 Закона № 174-ФЗ ОЦДИ определяется как имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Подобное определение можно расценивать как недостаточно четкое и допускающее очень широкое толкование со стороны учредителя. К ОЦДИ не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также имущество, приобретенное федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

В развитие положений ч. 3 ст. 3 Закона № 174-ФЗ о режиме ОЦДИ Правительство РФ приняло постановление от 31 мая 2007 г. № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» (далее — Постановление № 337). Отнесение имущества, переданного учредителем федеральному автономному учреждению, к ОЦДИ в настоящее время определяется совместным решением соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, и федерального органа исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом (п. 1 Постановления № 337). Согласно действующим до конца 2010 года правилам (п. 2 Постановления № 337) в состав ОЦДИ федеральных автономных учреждений подлежит включению в обязательном порядке:

  • движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. руб.;
  • иное движимое имущество, балансовая стоимость которого не превышает 500 тыс. руб., без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;
  • имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ.
  • Следует отметить, что перечисленные виды имущества не имеют единого критерия классификации, согласно которому они отнесены к ОЦДИ, поскольку первое причислено к таковому по количественному (стоимостному) признаку (более 500 тыс. руб.); второе носит скорее оценочный характер, поскольку существенность в каждом конкретном случае будет своя; третье — по порядку отчуждения (нормативному). ОЦДИ относится к имуществу, которым автономное учреждение не имеет права распоряжаться самостоятельно. В связи с этим можно отметить, что оценочный критерий в силу своей субъективности означает, что учредитель может при желании запретить учреждению самостоятельно распоряжаться любым закрепляемым за ним движимым имуществом, сочтя его таким, без которого выполнение учреждением своей деятельности существенно затруднится.

    Пунктом 4 Постановления № 337 установлено, что порядок определения видов ОЦДИ автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления с учетом требований Постановления № 337 в части определения видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений.

    НОВАЦИИ ЗАКОНА № 83-ФЗ

    В связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений и принятием Закона № 83-ФЗ с 1 января 2011 года в составе имущества бюджетных учреждений также будет выделяться ОЦДИ. Кроме того, подход по выделению в составе имущества учреждения ОЦДИ сохранится и в отношении автономных учреждений. Для определения ОЦДИ законодатель выбрал существующий вариант, поэтому ОЦДИ бюджетного и автономного учреждения определяется одинаково, то есть как имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Распоряжение ОЦДИ, как и в настоящее время, будет возможно только с согласия собственника.

    С 1 января 2011 года изменятся правила отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории ОЦДИ. Для всех уровней государственной власти и местного самоуправления Правительство РФ установило новый порядок отнесения имущества к категории ОЦДИ. Во-первых, из п. 1 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного денежного имущества» (далее — Постановление № 538), устанавливающего такой порядок, следует, что определение видов ОЦДИ не будет обязательным, так как в отношении процесса по определению видов ОЦДИ используется формулировка «могут определяться». Кроме того, из п. 10.1 Плана мероприятий, утвержденного Распоряжением № 296-р, прямо вытекает, что определение видов ОЦДИ бюджетного учреждения является правом, но не обязанностью соответствующих федеральных органов государственной власти.

    Во-вторых, из Постановления № 538 и п. 10.2 Плана мероприятий, утвержденного Распоряжением № 296-р, следует, что на федеральном уровне в обязательном порядке до 1 марта 2011 года органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, должны быть определены перечни ОЦДИ для автономных и бюджетных учреждений. В свою очередь на региональном и муниципальном уровнях перечни ОЦДИ для бюджетных учреждений должны определяться учредителем, а для автономных учреждений в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении региональных автономных учреждений и в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных автономных учреждений.

    При определении перечня ОЦДИ необходимо руководствоваться критериями, установленными п. 4 Постановления № 538, исходя из содержания которого к ОЦДИ должны быть отнесены:

    1 движимое имущество, балансовая стоимость которого должна быть установлена учредителем федерального учреждения или собственником имущества регионального или муниципального учреждения в пределах установленных Постановлением № 538 диапазонов. Так, в отношении федеральных учреждений этот диапазон составляет от 200 тыс. до 500 тыс. руб., в отношении учреждений, созданных субъектом РФ, — от 50 тыс. до 500 тыс. руб., в отношении муниципальных учреждений — от 50 тыс. до 200 тыс. руб. Например, к ОЦДИ на федеральном уровне относится федеральное имущество учреждений, балансовая стоимость которого превышает величину Х. Величина Х может находиться в пределах от 200 до 500 тыс. руб. Если величина Х, установленная учредителем, равна 200 тыс. руб., то все имущество учреждения дороже 200 тыс. руб. должно быть отнесено к ОЦДИ;

    2 иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

    3 имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

    При этом Постановление № 538 не содержит запрета (в отличие от действующего Постановления № 337) на отнесение имущества, приобретенного федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности, к категории ОЦДИ.

    Несмотря на то что перечень критериев для отнесения имущества учреждений к категории ОЦДИ является исчерпывающим, возникает вопрос: должны эти критерии (или часть из них) применяться в совокупности или для отнесения имущества к ОЦДИ достаточно, чтобы имущество отвечало хотя бы одному из вышеприведенных критериев? Действующий порядок отнесения имущества к категории ОЦДИ, утвержденный Постановлением № 337, утратит силу с 1 января 2011 года.

    В целом можно отметить, что законодатель распространил все вышеописанные существующие негативные моменты по определению ОЦДИ для автономных учреждений и на бюджетные учреждения. Кроме того, нововведения не слишком упростили процедуру отнесения имущества к ОЦДИ. Хотя федеральный орган государственной власти, на который возложено управление федеральным имуществом, больше не будет участвовать в определении его видов.

    Закон № 83-ФЗ уточняет также следующий момент. Действующая редакция Закона № 174-ФЗне регламентирует, какое именно имущество автономное учреждение может вносить в уставный (складочный) капитал других юридических лиц. С 1 января 2011 года автономному учреждению с согласия своего учредителя разрешено вносить недвижимое имущество и ОЦДИ в уставный (складочный) капитал других юридический лиц. В свою очередь бюджетное учреждение, исходя из содержания новой редакции ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ»О некоммерческих организациях» (делее — Закон № 7-ФЗ), вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением ОЦДИ, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

    ВЕДЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ОЦДИ — ПРОБЛЕМА?

    Несомненно, что полноценная реализация положений федерального законодательства относительно ОЦДИ невозможна без нормативного закрепления четких и ясных процедур по ведению перечня ОЦДИ. Законодатель, четко установив, кто определяет перечни ОЦДИ (п. 12 ст. 9.2. Закона № 7-ФЗ,ч. 3.1. ст. 3 Закона № 174-ФЗ, п. 2 Постановления № 538), не урегулировал вопрос о том, в каком порядке должны вестись перечни ОЦДИ и кто такой порядок должен (может) устанавливать. Нет какой-либо ясности и в вопросе о формате перечня ОЦДИ и периодичности его обновления. Не урегулирована процедура внесения изменений в перечень ОЦДИ, например при выбытии имущества, непригодного для дальнейшего использования вследствие морального или физического износа, гибели или уничтожения, а также и по включению новых объектов в состав ОЦДИ.

    Для практической деятельности учреждений и своевременного учета изменений, происходящих с составом государственного (муниципального) имущества, важен вопрос о том, в какой момент имуществу учреждений присваивается статус ОЦДИ. Обозначенный вопрос важен и с точки зрения финансирования государственного (муниципального) задания, учитывая, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям должно осуществляться с учетом расходов на содержание в том числе и ОЦДИ (п. 6 ст. 9.2. новой редакции Закона № 7-ФЗ и новой редакции ч. 3 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

    Единственной имеющейся на сегодняшний день нормой, регламентирующей отдельные вопросы ведения перечня ОЦДИ, является следующее положение п. 5 Постановления № 538: «Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии)». Очевидно, что наличие такой нормы не только не снимает всех вышеобозначенных вопросов по ведению перечня ОЦДИ, но и порождает новые. В заключение необходимо отметить, что вопрос о ведении перечня вызвал много дискуссий, основной смысл которых сводился к необходимости упрощения процедуры ведения и внесения изменений в перечень ОЦДИ. В сложившейся ситуации представляется целесообразным подготовка методических рекомендаций Минфина России по вопросу выбора учредителями и/или учреждениями оптимальной схемы ведения перечня ОЦДИ.

    9 (321) — 2013

    Мнения, комментарии, рекомендации специалистов

    ПОНЯТИЕ «ОСОБО ЦЕННОЕ ИМУЩЕСТВО» В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    Д. А. БЕССОНОВ, кандидат экономических наук, аудитор, начальник отдела ревизии, аудита и методического обеспечения Уральский федеральный университет

    Понятие «особо ценное имущество» впервые было введено в лексикон законодательства в 2007 г. для негосударственных организаций, а именно для автономных учреждений с целью выделения имущества, распоряжение которым ограничено (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях»), а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений.

    С 2011 г. данное понятие было распространено и на бюджетные учреждения (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»). Но до сих пор определение того, относится ли имущество к особо ценному или нет, на практике вызывает множество вопросов. Попытаемся систематизировать требования законодательства.

    Основные положения. В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) имущество в оперативное управление учреждению может поступать либо путем его закрепления собственником, либо путем его приобретения (создания, получения дара и пр.) (п. 2 ст. 299 ГК РФ). То есть во втором случае решение собственника имущества

    о закреплении его за учреждением не требуется, а имущество поступает в оперативное управление на основании сделок купли-продажи, дарения и др.

    При этом учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом (далее — особо ценное имущество), закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (пп. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ).

    Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

    Отметим, что для бюджетных учреждений аналогичной нормы нет. Но логично предположить, что решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества также должно приниматься одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за бюджетным учреждением или о выделении средств на его приобретение, так как в противном случае становится невозможным корректное отражение операции на счетах бухгалтерского учета

    (для учета операций с особо ценным имуществом в соответствии с приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» предусмотрены отдельные счета).

    Важно понимать, что указанные решения учредитель может принимать не каждый раз при закреплении имущества или выделении средств, а разово, путем опубликования своего решения об установлении критериев отнесения движимого имущества к особо ценному.

    Таким образом, автономные и бюджетные учреждения ограничены в распоряжении особо ценным имуществом, которое:

    1) либо закрепляется за ними собственниками;

    2) либо приобретается за счет средств, выделенных собственниками для приобретения данного имущества.

    Критерии отнесения к особо ценному имуществу. В качестве критериев определения имущества, в распоряжении которым ограничены учреждения, можно выделить:

    — факт закрепления имущества собственником за учреждением. О факте закрепления имущества обязательно должно свидетельствовать решение собственника в лице учредителя. Причем в случае закрепления движимого имущества за учреждением данное решение должно содержать прямое указание на то, что имущество закрепляется в качестве особо ценного, или данный вывод должен следовать из решения учредителя, опубликованного ранее и содержащего критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу;

    — имущество приобретено за счет целевых средств, выделенных собственником на приобретение имущества (причем в любой форме: субсидии, инвестиции и др.).

    В случае приобретения движимого имущества учреждением, как и в случае выше, может присутствовать отдельное решение учредителя о том, что имущество, приобретаемое за счет выделяемых средств, является особо ценным движимым имуществом, или данный вывод может следовать из решения учредителя, опубликованного ранее и содержащего критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу.

    Учредители при принятии решения об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества обязаны руководствоваться критериями, установленными постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538), а именно:

    1) превышение первоначальной стоимости объекта некоторого предела, установленного учредителем;

    2) имущество относится к имуществу, без которого осуществление деятельности учреждения будет существенно затруднено (определяется учредителем);

    3) имущество относится к виду имущества, определенному учредителем в качестве особо ценного имущества;

    4) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке (музейные коллекции, документы архивного фонда и т. п.).

    Порядок определения принадлежности имущества. Алгоритм определения того, является ли поступившее в учреждение имущество особо ценным, можно представить в виде схемы, содержащей последовательность вопросов, на которые нужно ответить в порядке очередности (см. рисунок).

    Заключение. Если недвижимое имущество закрепляется за учреждением или приобретается за счет средств, выделенных на его приобретение, то данное имущество автоматически приобретает статус особо ценного имущества, и какого-либо дополнительного подтверждения того, что это имущество является особо ценным, учреждение от учредителя получать не обязано.

    Если же движимое имущество поступает в учреждение путем его закрепления или приобретается за счет целевых средств собственника, то в данном случае возможны следующие варианты:

    1) если имеется ранее опубликованное решение учредителя, содержащее критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу, то обращаться к учредителю за дополнительным подтверждением статуса данного имущества не следует (если иное не установлено учредителем). Данный статус учреждение определяет самостоятельно на основании решения учредителя, а перечень особо ценного движимого имущества ведет на основании данных бухгалтерского учета (п. 5 Постановления № 538);

    2) при отсутствии ранее опубликованного решения учредителя, содержащего критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу, имущество будет признаваться особо ценным движимым только в случае, если при принятии решения о закреплении указанного имущества за учреждением или о выделении средств на его приобретение учредитель также принял решение об отнесении данного имущества к категории особо ценного движимого имущества.

    Список литературы

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

    2. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений: Федеральный закон от 03.11.2006 № 175-ФЗ.

    3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

    4. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо

    Порядок определения принадлежности имущества

    ценного движимого имущества: постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

    5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

    6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

    09.12.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2015 N 344-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом», устанавливающий административную ответственность за нарушение требований к порядку совершения сделок с государственным или муниципальным имуществом. Подробнее о данном Законе расскажем в статье.
    Федеральный закон N 344-ФЗ дополняет нормы КоАП РФ новыми составами административных правонарушений, связанных с нарушением установленного порядка:
    — совершения сделок государственными (муниципальными) унитарными предприятиями или государственными (муниципальными) учреждениями;
    — представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.
    Напомним, что все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними собственником на праве оперативного управления. В соответствии с ч. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, это учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
    Бюджетное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, это учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 3 ст. 298 ГК РФ).
    Согласно ч. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не может отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия собственника имущества.
    С учетом вышеизложенного без согласования с учредителем:
    — автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, а также иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения;
    — бюджетное учреждение — самостоятельно распоряжаться особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, и иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения.
    У казенного учреждения аналогичное право отсутствует.
    Порядок согласования распоряжения имуществом устанавливается его собственником: например, порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537.
    Согласование распоряжения недвижимым имуществом отнесено к компетенции учредителя бюджетного учреждения. Вместе с тем следует учитывать, что решение о предоставлении объектов недвижимости в аренду должно приниматься учредителем учреждения по согласованию с Росимуществом путем направления ему проекта решения. Указанное правило не применяется при принятии решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных им федеральных бюджетных учреждений, за которыми в оперативном управлении закреплено имущество, расположенное в границах морских портов).
    Как мы уже отмечали, государственные (муниципальные) учреждения вправе распоряжаться имуществом в пределах делегированного им права оперативного управления. Порядок согласования распоряжения (в том числе списания) имуществом устанавливается его собственником. Например, особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, установлены в Положении о списании имущества, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834. В силу п. 2 указанного Положения под списанием имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием его непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
    Решение о списании федерального имущества принимается, если:
    — данное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
    — названное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
    В случае списания особо ценного и недвижимого имущества (а для казенных учреждений — любого имущества) учреждению необходимо получить согласие собственника на списание.
    Напомним, что согласно п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
    Под крупной сделкой понимаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Аналогичные нормы установлены для автономных учреждений.
    Порядок предварительного согласования совершения федеральными учреждениями крупных сделок определяется соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
    Несмотря на то что законодательством установлена обязанность государственного учреждения согласовывать сделки по распоряжению имуществом с учредителем, ответственность за несоблюдение установленных требований не предусмотрена. Данное обстоятельство зачастую приводит к отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности в результате незаконных действий со стороны руководителей государственных (муниципальных) учреждений.
    В связи с этим в целях обеспечения более эффективного управления государственным и муниципальным имуществом Федеральным законом N 344-ФЗ вводится ответственность руководителей государственных (муниципальных) унитарных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений, а также самих государственных (муниципальных) унитарных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений за нарушение установленного порядка распоряжения указанным имуществом.
    Так, в силу ст. 7.35 КоАП РФ нарушение государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 до 10% цены совершенной сделки или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет, а на само учреждение (предприятие) — наложение административного штрафа в размере от 10 до 20% цены совершенной сделки.
    Поскольку ответственность за указанное правонарушение устанавливается в том числе путем наложения административного штрафа, Федеральным законом N 344-ФЗ вносятся корреспондирующие изменения в ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ.
    Реализация норм Федерального закона N 344-ФЗ будет осуществляться уполномоченным органом на управление государственным (муниципальным) имуществом. Напомним, что на федеральном уровне этим органом является Росимущество.
    Также Федеральным законом N 344-ФЗ предлагается дополнить нормы КоАП РФ новым составом административного правонарушения, связанным с нарушением установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.
    Напомним, что все имущество государственных (муниципальных) учреждений подлежит учету в соответствующем реестре. Так, порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
    В соответствии с п. 14 этого Положения учреждения для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном ими по договорам или иным основаниям, поступающем в их оперативное управление, в двухнедельный срок со дня приобретения имущества представляют в Росимущество (его территориальный орган) надлежащим образом заверенные правообладателем:
    — карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества;
    — копии документов, подтверждающих приобретение им объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии иных документов, которыми подтверждаются сведения об объекте учета и реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.
    Отметим, что под копиями документов, заверенными надлежащим образом, понимаются:
    — нотариально заверенные копии документов;
    — копии документов, заверенные выдавшим их органом.
    Кроме того, с учетом сложившейся судебной практики, а также практики, применяемой в налоговых органах и органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, к заверенным надлежащим образом можно отнести копии документов, заверенные правообладателями, с одной стороны, и должностным лицом Росимущества, с другой. При этом правообладатель наряду с заверенными со своей стороны копиями документов, подтверждающих сведения, указанные в карте сведений об объекте учета, представляет оригиналы данных документов.
    При изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них, государственное (муниципальное) учреждение в двухнедельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством РФ о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новые сведения об объекте учета и о соответствующем лице (п. 15 Положения об учете федерального имущества):
    — делает запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на него либо сведениями о нем, в соответствующей карте сведений об объекте учета или о таком лице и заверяет ее надлежащим образом. Если изменившаяся информация содержится в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на него либо сведениями о нем, то правообладатель представляет запись по каждой из них;
    — подает копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.
    На основании п. 42 Положения об учете федерального имущества на правообладателей возложена ответственность в соответствии с законодательством РФ за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем.
    Вместе с тем до недавнего времени отсутствовал механизм воздействия на руководителей федеральных государственных учреждений в части соблюдения указанных требований. Все изменилось с момента вступления в силу Федерального закона N 344-ФЗ, дополнившего нормы КоАП РФ новым составом административного правонарушения, связанным с нарушением установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.
    В силу ст. 19.7.12 КоАП РФ непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, влечет наложение на граждан административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб., на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб., на само учреждение — от 70 000 до 100 000 руб.
    При этом во избежание неоднозначного толкования в новой ст. 19.7.12 КоАП РФ предусмотрено разъяснение термина «ненадлежащее представление сведений (информации)», под которым понимается несвоевременное представление сведений (информации) либо представление недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений (информации).
    * * *
    В заключение еще раз отметим, что начиная с 09.12.2015 действуют новые составы административных правонарушений, связанных с нарушением установленного порядка:
    — совершения сделок государственными (муниципальными) унитарными предприятиями или государственными (муниципальными) учреждениями;
    — представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.

    Государственному бюджетному учреждению по распоряжению Министерства имущества передается оборудование из казны (особо ценное движимое имущество, далее — ОЦДИ), а также от государственного бюджетного учреждения, подведомственного одному учредителю, передается иное движимое имущество, в том числе числящееся на забалансовом счете.
    Какими бухгалтерскими проводками отразить в учете принимающей стороны получение данного имущества, если ОЦДИ, балансовая стоимость которого больше 40 000 руб. и менее 100 000 руб., принято к учету передающей стороной до 01.01.2018 (соответственно, у передающей стороны по нему не полностью начислена амортизация)? Нужно ли доначислить амортизацию сразу при вводе в эксплуатацию, или нужно продолжать начислять постепенно, отталкиваясь от первоначального ввода в эксплуатацию? Какими бухгалтерскими проводками отразить в учете принимающей стороны получение иного движимого имущества, стоимость которого больше 3000 руб. и менее 10 000 руб., принятого к учету передающей стороной до 01.01.2018 и числящегося на счете 101 (амортизация учитывается на счете 104)? Нужно ли списать имущество при вводе в эксплуатацию сразу на забалансовый счет 21, или нужно продолжать учитывать на счетах 101, 104, отталкиваясь от даты первоначального ввода в эксплуатацию? Необходимо ли имущество, числящееся на забалансовом учете на счете 21, принять на дебет счета 21 без применения балансовых счетов?

    15 июня 2020

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Принятие к учету безвозмездно полученных объектов основных средств от организаций бюджетной сферы отражается в корреспонденции со счетом 0 401 10 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора».
    Принятие к учету безвозмездно переданного ОЦДИ стоимостью от 40 000 до 100 000 рублей включительно осуществляется с использованием счетов 101 20 «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», 104 20 «Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения» с дальнейшим доначислением амортизации в 100% размере от балансовой стоимости.
    Принятие к учету безвозмездно переданного иного движимого имущества стоимостью от 3000 до 10 000 рублей включительно, введенного в эксплуатацию передающей стороной, осуществляется с использованием счетов 101 30 «Основные средства — иное движимое имущество учреждения», 104 30 «Амортизация иного движимого имущества учреждения» с дальнейшим списанием со счета 101 30 «Основные средства — иное движимое имущество учреждения» и одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».
    Принятие к учету имущества, учитываемого передающей стороной на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации», в учете бюджетного учреждения может осуществляться сразу на забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» при согласовании данной записи с учредителем.

    Обоснование вывода:
    Принятие к учету объектов основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (п. 34 Инструкции N 157н).
    Безвозмездная передача имущества между организациями бюджетной сферы, как правило, сопровождается Извещением (ф. 0504805), оформленным в двух экземплярах, с указанием суммы и наименования переданного имущества. К Извещению прикладываются документы, подтверждающие факт приемки-передачи имущества. При этом принимающая сторона из анализа полученных документов четко должна понимать, какое именно имущество ей передается. Кроме того, при заполнении Извещения (ф. 0504805), принимающая сторона указывает номера счетов (в своей части), с использованием которых принимаются к учету объекты основных средств.
    В соответствии с п. 9.9 Порядка 209н безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора относятся на подстатью 191 КОСГУ, а безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора относятся на подстатью 195 КОСГУ.
    В свою очередь, принятие к бухгалтерскому учету полученного безвозмездно имущества в составе основных средств при закреплении права оперативного управления отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 4 101 00 310 «Основные средства» и кредиту счета 4 401 10 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» (п. 9 Инструкции N 174н).
    Получение объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, государственными (муниципальными) учреждениями в связи с закреплением имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения)) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременным принятием к учету, в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации (п. 29 Инструкции N 157н).
    Так, при наличии амортизации по принимаемому имуществу в учете бюджетного учреждения суммы амортизации при получении объектов основных средств отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 411 «Амортизация» и дебету счета 0 401 10 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» (п. 27 Инструкции N 174н).
    Кроме того, следует отметить, что при принятии к учету безвозмездно поступившего особо ценного движимого имущества (далее — ОЦДИ) от организации бюджетной сферы в учете бюджетного учреждения необходимо отразить корректировку показателя в сумме балансовой стоимости принятого к учету оборудования по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 0 210 06 661 «Уменьшение расчетов с учредителем» (п. 116 Инструкции N 174н).
    Вместе с тем данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность должны быть сопоставимы у субъектов учета вне зависимости от типов государственных (муниципальных) учреждений, уровня бюджета бюджетной системы РФ, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности (абзац 4 п. 19 Стандарта «Концептуальные основы», абзац 10 п. 3 Инструкции N 157н). Соответственно, если передающая сторона передает имущество, учтенное на балансовых счетах, то в таком случае считаем возможным и принимающей стороне отразить данное имущество на балансовых счетах. Аналогичным образом может быть отражено принятие к учету имущества, учтенного у передающей стороны на забалансовых счетах.
    Таким образом, если ОЦДИ, балансовая стоимость которого от 40 000 до 100 000 рублей, передавалась с не полностью начисленной амортизацией, то и бюджетное учреждение — принимающая сторона может отразить данное имущество с такими же показателями, как и у передающей стороны. Если иное движимое имущество, стоимость которого от 3000 до 10 000 рублей, учитывалась у передающей стороны на счетах 101 30 «Основные средства — иное движимое имущество учреждения» и 104 30 «Амортизация иного движимого имущества учреждения», то и бюджетное учреждение — принимающая сторона, может отразить данное имущество на аналогичных счетах бухгалтерского учета.
    В то же время с 01.01.2018 изменился стоимостной критерий начисления амортизации на объекты основных средств. Так, на объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей включительно амортизации начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию (подпункт «г» п. 39 Стандарта «Основные средства»), тогда как на объект основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость по таким активам, являющимся объектами движимого имущества (за исключением библиотечного фонда), при вводе в эксплуатацию списывается с бухгалтерского учета, с одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» (подпункт «б» п. 39 Стандарта «Основные средства»).
    В разделе 7 «Амортизация основных средств» Методических рекомендаций по применению Стандарта «Основные средства» указано, что в отношении объектов основных средств, принятых к учету до перехода на применение Стандарта «Основные средства» (до 1 января 2018 года), перерасчет амортизации (изменение способа начисления амортизации, определенного на момент признания объекта к учету) не производится.
    Однако в данной ситуации бюджетное учреждение — принимающая сторона в качестве нового балансодержателя осуществляет и принятие объекта к учету и ввод в эксплуатацию, руководствуясь при этом правилами организации бухгалтерского учета, действующими на момент принятия объекта к учету. Именно с этого момента у учреждения возникает необходимость определить способ начисления амортизации. Учитывая, что начиная с 01.01.2018 следует руководствоваться нормами Стандарта «Основные средства», амортизация на объекты основных средств от 10 000 до 100 000 рублей включительно начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию, а на объекты основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно начисляться не должна.
    Поэтому считаем, что, несмотря на то, что объекты основных средств были приобретены и введены в эксплуатацию до начала действия Стандарта «Основные средства», на момент принятия их к учету новым балансодержателем следует применять стоимостные критерии, введенные с 01.01.2018. Следовательно, на объекты основных средств стоимостью от 40 000 до 100 000 включительно, введенные в эксплуатацию до 2018 года другим балансодержателем, амортизация при получении такого актива должна начисляться по действующим правилам, то есть в 100% размере. Вместе с тем амортизация на объекты от 3000 до 10 000 рублей включительно не начисляется, а их дальнейший учет следует осуществлять с использованием забалансового счета 21 «Основные средства в эксплуатации».
    Вместе с тем порядок организации бухгалтерского учета основных средств, бывших в эксплуатации и полученных от организации бюджетной сферы в части начисления амортизации, в настоящее время не урегулирован. Бухгалтерские записи по отражению списания объекта основных средств для целей дальнейшего отражения их на забалансовом счете 21 в случаях, когда по ним ранее была начислена амортизация, Инструкция N 174н также не содержит.
    В такой ситуации учреждению следует самостоятельно разработать корреспонденции счетов, закрепив их в своей учетной политике и согласовав с учредителем (п. 4 Инструкции N 174н). При этом корректировка начисленной ранее амортизации может быть отражена по дебету счета 104 00 «Амортизация» в корреспонденции с кредитом счета 101 00 «Основные средства» в сумме начисленной амортизации по объекту основного средства, равной сумме балансовой стоимости имущества (смотрите, например, методику, предложенную Минфином РФ, по аналогичной ситуации изменения критерия оценки неамортизируемого имущества, п. 3.1 Методических указаний по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету, доведенных письмом от 10.04.2009 N 02-06-07/1505).
    Кроме того, действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами порядок отражения хозяйственных операций, связанных с передачей объектов основных средств, учтенных на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации», не урегулирован. Вместе с тем забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» предназначен для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества (п. 373 Инструкции N 157н). Соответственно, бюджетное учреждение получает в рассматриваемой ситуации уже введенные в эксплуатацию объекты, ранее в установленном порядке учтенные и списанные с балансового счета 101 00 «Основные средства». Однако на данном счете учитываются основные средства, находящиеся в эксплуатации учреждения. Таким образом, считаем, что для осуществления передачи другой организации бюджетной сферы такие объекты прежде всего необходимо было вывести из эксплуатации, а следовательно, восстановить их на соответствующем балансовом счете.
    Вместе с тем в рассматриваемой ситуации передающая сторона не восстанавливала объекты основных средств, учтенные на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» на соответствующий балансовый счет. Таким образом, считаем, что в связи с необходимостью сопоставления показателей данных бухгалтерского учета между субъектами учета указанные объекты могут быть сразу отражены на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации». Однако, учитывая неурегулированность данного вопроса, принятый порядок учета передачи имущества, учтенного на забалансовых счетах, следует закрепить в учетной политике учреждения и согласовать с учредителем в порядке п. 4 Инструкции N 174н.
    Таким образом, в учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие записи:
    1.1. Дебет Х 101 24 310 Кредит Х 401 10 195
    — отражено принятие к учету безвозмездно полученного оборудования — ОЦДИ;
    1.2. Дебет Х 401 10 195 Кредит Х 104 24 411
    — отражена сумма начисленной амортизации по безвозмездно полученному оборудованию — ОЦДИ;
    1.3 Дебет Х 109 ХХ 271 (Х 401 20 271) Кредит Х 104 24 271
    — отражено доначисление амортизации на безвозмездно полученное оборудование — ОЦДИ стоимость от 40 000 до 100 000 включительно;
    1.4. Дебет Х 401 10 172 Кредит Х 210 06 661
    — отражена корректировка показателя в учете бюджетного учреждения при принятии к учету безвозмездно полученного ОЦДИ;
    2.1. Дебет Х 101 34 310 Кредит Х 401 10 195
    — отражено принятие к учету безвозмездно полученного оборудования — иного движимого имущества;
    2.2. Дебет Х 401 10 195 Кредит Х 104 34 411
    — отражена сумма начисленной амортизации по безвозмездно полученному оборудованию — иному движимому имуществу;
    2.3. Дебет Х 104 34 411 Кредит Х 101 34 410,
    с одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации»
    — отражено списание оборудования — иного движимого имущества с балансового счета, стоимость которого от 3000 до 10 000 включительно, в сумме начисленной амортизации по объекту основного средства, равной сумме балансовой стоимости имущества;
    3. Увеличение забалансового счета 21 «Основные средства в эксплуатации»
    — отражено принятие к забалансовому учету имущества, отраженного в учете передающей стороны на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Панина Кристина

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина