Особенности труда

Новая редакция Ст. 54 СК РФ

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 54 СК РФ

1. По вопросу, касающемуся применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

В СК впервые в нашей стране появились специальные нормы, посвященные правам ребенка, которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Аналогичная норма содержится в Конвенции о правах ребенка (ст. 1). Основным законом, конкретизирующим меры по защите прав ребенка, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.

2. Хотя в названии комментируемой статьи говорится только о праве ребенка жить и воспитываться в семье, в п. 2 этой статьи также говорится о таких правах, как право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается приоритетное право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Указанная норма предполагает его проживание, прежде всего, в собственной семье, которую составляют его родители. В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств. В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя), патронат и др. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения. В последнем случае приоритет также отдается детским домам семейного типа.

При отсутствии родителей, лишении родительских прав или в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в соответствии с принципом приоритетного семейного воспитания. Среди форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, приоритетной является усыновление (удочерение).

Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка). Это право ограничено, прежде всего, тем, что в некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был подкинут. Спорным является вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной репродукции человека. Наконец, следует учитывать, что для обеспечения тайны усыновления от ребенка могут скрывать имя его настоящих родителей.

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особые защиту и помощь. Принцип приоритетного воспитания, кроме всего прочего, предполагает необходимость должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Право детей на заботу со стороны родителей заключается не только в получении содержания, но и в оказании моральной поддержки (например, в случае возникновении конфликтной ситуации).

Право на совместное проживание заключается в том, что ребенок должен жить вместе с обоими или одним из родителей. Это право конкретизируется в ряде других правовых актов. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания. Так, в соответствии с п. 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта. При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется.

Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 Семейного кодекса РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Вместе с тем не всегда совместное проживание с родителями является благом для ребенка. Поэтому право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарии к ст. 69, 73).

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями. Это право ребенка одновременно является правом и обязанностью его родителей (см. комментарий к ст. 63).

Кроме того, ребенок имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В чем конкретно заключаются эти права, законодатель не указывает. Эти нормы носят декларативный характер, поскольку уважение человеческого достоинства ребенка не исключает применения наказаний.

Другой комментарий к Ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации

1. В п.1 ст.54 СК РФ сформулировано определение ребенка. Единственным критерием квалификации лица в качестве ребенка является возраст.Лицо утрачивает статус ребенка по достижении восемнадцати лет. Приобретение полной гражданской дееспособности в связи со вступлением в брак (п.2 ст.21 ГК РФ) или в порядке эмансипации (ст.27 ГК РФ) не влияют на его статус ребенка в смысле СК РФ.

2. Право ребенка жить и воспитываться в семье включает в себя его право знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

3. Об обеспечении права ребенка на воспитание в семье в случае утраты им родительского попечения см. главу 18 СК РФ.

Главой 42 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ закреплены особенности регулирования труда лиц в возрасте до 18 лет.

Трудовым кодексом Российской Федерации определен возраст, с которого несовершеннолетние могут осуществлять трудовую деятельность — 16 лет.

Допускается применение труда лиц, не достигших 16-летнего возраста, при соблюдении ряда условий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Так, у работодателя есть возможность принять на работу несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет, получивших или получающих общее образование, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

Кроме того, заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, могут несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лег с согласия одного из родителей (опекунов).

До достижения 14 лет несовершеннолетний может осуществлять трудовую деятельность в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

При заключении трудового договора с несовершеннолетним работодатель обязан оформить приказ о приеме на работу, ознакомить с ним работника под роспись, провести инструктаж по охране труда, ознакомить с правилами внутреннего распорядка, иными локальными актами организации.

Необходимо учитывать следующие условия при заключении трудового договора с несовершеннолетним:
— работодатель не имеет право устанавливать для несовершеннолетнего работника испытательный срок;
— лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения совершеннолетия, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру за счет средств работодателя;
— если трудовой договор с несовершеннолетним заключается впервые, то работодатель обязан оформить несовершеннолетнему трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования;
— не допускается заключение договора с несовершеннолетним о полной материальной ответственности;
— работники до 15 лет не могут направляться в служебные командировки;
— запрещается привлекать несовершеннолетнего для осуществления трудовой деятельности в выходные и нерабочие праздничные дни;
— не допускается работа в ночное время, то есть с 22 часов вечера до 6 часов утра;
— не допускается привлечение несовершеннолетнего к сверхурочной
работе;
— не допускается привлечение к работам, выполняемым вахтовым методом и по совместительству.

В качестве исключения трудовым законодательством работодателю разрешается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни несовершеннолетних, которые являются творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, теле — и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 252.

Трудовым законодательством регламентируются вопросы норм выработки для несовершеннолетних.
Продолжительность рабочего времени должна быть сокращенной:
— для работников в возрасте до 16 лет — не более 24 часов в неделю;
— для работников в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины норм, установленных для лиц соответствующего возраста (для работников в возрасте до 16 лет — не более 12 часов в неделю; для работников в возрасте от 16 до 18 лет — не более 17,5 часов в неделю).

Кроме того, трудовым законодательством для несовершеннолетних устанавливается максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены):
— для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от 14 до 15 лет — 4 часа, в возрасте от 15 до 16 лет — 5 часов, в возрасте от 16 до 18лет — 7 часов.
для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от 14 до 16 лет — 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет — 4 часа.

Заработная плата несовершеннолетним работникам выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы (пропорционально отработанному времени). Трудовым законодательством установлено право работодателя за счет собственных средств производить таким работникам доплаты до уровня оплаты труда при полной продолжительности ежедневной работы.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. По заявлению несовершеннолетнего работника оплачиваемый отпуск за первый рабочий год должен быть предоставлен и до истечения шести месяцев непрерывной работы. Трудовым законодательством запрещается непредставление несовершеннолетнему работнику ежегодного оплачиваемого отпуска, а также недопустимы замена отпуска денежной компенсацией, отзыв из отпуска, перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий год.

Статьей 265 Трудового кодекса Российской Федерации вводятся ограничения в отношении применения труда лиц в возрасте до 18 лет. Не допускается прием лиц в возрасте до 18 лет на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Несовершеннолетние не могут быть заняты: на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания). Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Запрещается переноска и передвижение несовершеннолетними работниками тяжестей, превышающих предельные нормы. Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 163. Кроме того, применяются санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2009 № 58.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) с лицом, не достигшим возраста 18 лет, допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.

2011 Экономика №4(16)

УДК 331

М.В. Герман

ОСОБЕННОСТИ ТРУДА И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ

ОБЩЕСТВЕ

Автором на основе анализа ключевых теорий современного общественного развития обозначены особенности труда и роль человека. Даны обоснования того, что труд в контексте парадигмы развития современного общества обретает особый характер, так как его экономическую природу составляет не только материальная, но и духовная форма общественного богатства, в структуре которого постоянно возрастает значимость личностной составляющей. Поэтому приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватных способов ее реализации.

Ключевые слова: труд, личность, инновация, образование.

Анализ основных концепций, определяющих парадигму современного развития общества, позволил сделать следующие выводы:

Во-первых, волнообразная циклическая природа развития человечества определяет свою характерную парадигму бытия общества и личности.

Во-вторых, парадигма современного развития общества прежде всего сочетает и характеристики сложной организации крупных статусных сообществ, и указание на качественно новый тип социально-экономической системы и культуры, и отнесение явления к исторической современности.

В-третьих, позитивные аспекты перехода к новому этапу развития выражаются в тенденциях гуманизации и социализации экономики, проявляющиеся в сочетании объективных потребностей общества с интересами человека и развитием его творческой, созидательной активности.

В-четвертых, парадигма современного развития общества находится на начальном этапе формирования, однако сегодня утвердительно можно сказать, что современное общество — это интегральное, социально ориентированное гуманистическое общество, основанное на взаимодействии с природой, определяющими факторами которого являются коллективный разум и разумная человеческая деятельность.

Системное осмысление концептуальных подходов, определяющих парадигму современного общества, показывает, что изменение труда и роли человека обнаруживается в силу использования в качестве концептуальнометодологических основ теории информационного общества, теории гуманизации, теории сетевого общества и теории инноваций в единстве с теорией циклов и кризисов. Поэтому, опираясь на вышеобозначенные теории, определим характер труда и роль человека в свете тенденций развития человечества.

Теория информационного общества, представленная в концепциях Э. Тоффлера, Д. Белла, В. Иноземцева и др., отображает эмпирическую реальность социума, сущность которой заключается в том, что современный труд носит преимущественно интеллектуальный характер. Э. Тоффлер отме-

чает, что примерно с середины 50-х гг. промышленное производство стало приобретать новые черты. Во множестве областей технологии все более обнаруживается разнообразие типов техники, образцов товаров, типов услуг. Все большее дробление получает специализация труда. Расширяются организационные формы управления. Возрастает объем публикаций. По мнению ученого, все это привело к чрезвычайной дробности экономических показателей, что и обусловило появление информатики. Возникающая цивилизация пишет для нас новые правила поведения и ведет нас за пределы стандартизации, синхронизации и централизации… Она могла бы превратиться в первую — за весь известный нам период истории — истинно человеческую цивилизацию .

Дэниел Белл в работе «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» вводит понятие «постиндустриальное общество» (postindustrial society) и характеризует трансформации, происходящие во второй половине ХХ в., как третью технологическую революцию. Д. Белл отметил, что постиндустриальное общество — это «новый принцип социально-технологической организации и новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему… Это общество, основанное на услугах и прежде всего услугах образования, здравоохранения, анализа и планирования, программирования и т. п. Это начало вступления в информационную эру: «Новая информационная эра базируется не на механической технике, а на «интеллектуальной технологии», что позволяет нам говорить о новом принципе общественной организации и социальных перемен. Это также ставит во главу угла теоретическое знание в качестве источника обновления и изменяет природу технического прогресса. Равным образом это делает значимой и идею глобализации, которая меняет условия прогресса» .

Тем самым сторонники теории постиндустриального общества доказывают, что современное общество не может существовать без теоретического знания. Знание, передача и хранение информации оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность человека. Собственно знание, а не труд является фундаментом современного развития общества . Однако динамичной составляющей производственных сил являются интеллектуалы, которые создают и владеют информацией и знаниями.

Теория гуманизации основывается на экологической ноосферной характеристике. Один из основоположников данной теории Н.Н. Моисеев, как и многие ученые, обращает внимание на информационные технологии, вместе с тем полагает, что стремительное развитие информационных технологий является одним из революционизирующих новшеств, но оно порождает и новые угрозы. Он рассматривает развитие современного общества в контексте общества, основанного на Коллективном Разуме: «Лавинообразное развитие средств связи, накопления и обработки информации и компьютерных технологий создает совершенно новые возможности для развития Коллективного Разума… Вот почему информационным мне хочется называть такое общество, в котором Коллективный Разум… играет такую же роль в общественном организме, какую играет индивидуальный разум в организме человека, т. е. помогает всему обществу справляться с трудностями обеспечения его

гомеостаза, сохранения его целостности вместе с биосферой. Однако Коллективный Разум развивался значительно быстрее разума индивидуального и по мере усложнения жизни начинает играть в судьбах сообществ все большую и большую роль» . Н.Н. Моисеев обращает наше внимание и на то, что «техническое развитие абсолютно необходимо, но его недостаточно: иной должна стать цивилизация, иным — духовный мир человека, его потребности, его ментальность» .

Это имеет особое значение потому, что в трудовой деятельности современного человека все чаще используются информационные цифровые технологии, появляются виртуальные рабочие места и офисы, что ведет к росту потребности в обмене информацией и принятии коллективных решений. Вместе с тем новое общество требует от людей утверждения нового образа мыслей и новой структуры ценностей. Тем самым гуманизация труда обусловливается двумя основными обстоятельствами: во-первых, возникают новые параметры протекания производственного процесса, обеспечивающего рост производительности труда и высокое качество продукции; во-вторых, потребность в творческом труде, стремление к повышению профессионального мастерства, потребность в безопасных условиях труда занимают значительное место в системе потребностей человека. Соответственно гуманизация труда приводит к повышению качества трудовой жизни, предопределяется улучшением нормирования труда, связана с совершенствованием организации рабочего места, повышением его ценности из-за повышения фактора морально-психического удовлетворения условиями труда. Следовательно, труд приобретает характер разумной коллективной деятельности, способствующей формированию нового образа мыслей и структуры ценностей каждого отдельного человека и обеспечивающей тем самым автономность и стабильность в обществе.

Теория сетевого общества. Согласно теории сетевого общества М. Кас-тельса и К. Келли деловое предприятие, включенное в сетевые обмены, становится фактором информациональной экономики. Однако в соответствии с данной теорией информация является сырьем для технологии и именно технология воздействует на информацию, а не наоборот. «Власть заключена в человеческом сознании, в информационных кодах и репрезентативных образах, вокруг которых общества организуют свои учреждения, а люди строят свою жизнь и определяют свое поведение. Новая элита возникает как мери-тократия, членами которой становятся ученые, математики, экономисты и представители новой интеллектуальной технологии, образующие в совокупности технократический класс — доминирующую группу постиндустриального общества» .

Теория сетевого общества меняет представление о времени и скорости труда, нормировании и организации. С помощью сети человек как субъект труда получает возможность быстро и безошибочно решать сложные и неоднозначные вопросы, что оказывает значительное влияние на эффективность труда. Существенной особенностью, которую придает сеть феномену труда и вызывает его изменение, является обеспечиваемая сетью свобода, необходимая для поиска знаний, информации и обучения.

Теория инноваций. Фундаментальные основы теории инноваций были заложены еще в первой половине ХХ в., однако с середины 70-х гг. инновации, приобретая статус механизма социально-экономических изменений, становятся предметом научного исследования, повышается интерес исследования теории в ритме циклическо-генетических закономерностей развития общества. Исходные положения теории инноваций были сформулированы Н.Д. Кондратьевым и Й. Шумпетером. Циклическую природу социальных и технологических изменений отмечал и Питирим Сорокин. Он один из первых обозначил путь трансформации индустриального общества и заложил основы теории инновации в социокультурной сфере. П. Сорокин выдвинул тезис, согласно которому в современном обществе происходит появление и постепенный рост компонентов нового социокультурного строя. В книге «The Basic Trends of Times» (1964) отчетливо сформулирована перспектива трансформации в интегральное общество капиталистического и социалистического типов индустриального общества. П. Сорокин высказал предположение о том, что реформирование общества должно исходить из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам. Для этого как минимум необходимо: чтобы сущности человека соответствовала форма производства и распределение благ; чтобы функции государства в конечном счете стимулировали творческую активность населения; чтобы утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и населения.

В данном ключе сформулированы и концепции будущего мира и путей восхождения к нему современной школой русского циклизма, лидерами которой являются Ю.В. Яковец, С.Ю. Глазьев, Б.Н. Кузык и И.В. Бестужев-Лада. Концепция школы основывается на циклично-генетических закономерностях динамики общества, а также цивилизационном подходе к прошлому, настоящему и будущему человечества. Ю. В. Яковец, исследуя эпохальные и базовые нововведения по историческим эпохам и инновационным полям, определил понятие «инновация» как «внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности» . При этом инновации нарушают привычный образ жизни и часто влекут непредсказуемые последствия. Однако сегодня «инновации — это общесоциологическая закономерность, двигатель и побудительный мотив прогресса общества во всей его многогранности» .

За рубежом предпринимались попытки выйти на единую теорию инновационного процесса. Были сделаны выводы о том, что мир нововведений не сводится только к технологии и технике. П. Дракер полагал, что инновации -это действие, которое наделяет ресурсы новой способностью производить материальные ценности. В области инновационных изменений на примере изменений условий труда он выделяет следующие результаты : социальные результаты, проявляющиеся, в частности, в виде исключения тяжелых, вредных для здоровья работ, улучшения условий безопасности и гигиены труда, исключения профзаболеваний и несчастных случаев на производстве; экономические результаты, следствием которых является рост производи-

тельности труда, увеличение прибыли, прирост продукции; технические результаты в виде улучшения технических параметров машин, оборудования, изделий или же улучшение организации труда и протекания технологического процесса.

Тем самым в широком смысле инновации рассматриваются как всеобщий механизм развития современной человеческой цивилизации, в узком — инновации являются специфическим механизмом экономических, социальных, технологических, организационных и т.п. изменений. Формируются инновации в результате научно-теоретической и предметно-практической деятельности. Новые формы кооперации научного и инженерного труда, установление деловых связей между объектами научной и производственной сферами способствуют появлению новых форм труда.

Следовательно, инновационная деятельность выступает средством преодоления противоречий, возникающих как между социальным субъектом и внешней средой, формирующей новые общественные потребности, так и в процессе развития собственно общественного производства. Вместе с тем ее развитие ведет к формированию инновационной институциональной системы, основой которой является особая форма приложения труда в рамках взаимодействия науки и производства.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Каждая теория выделяет специфическую совокупность признаков, которая изменяет вектор критериев эффективности развития общества и соответственно изменяет представления о труде и роли человека.

Труд в контексте парадигмы развития современного общества обретает особый характер ввиду того, что его объект, предмет и субъект, являясь взаимозависимыми и взаимодополняемыми субстанциями, приобретают новые очертания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объект труда — это прежде всего интеллектуальная инновационная деятельность, обеспечивающая формирование новых форм организации и приложения труда в рамках непосредственного взаимодействия науки и производства.

Предмет труда — это информация и знания, от качества и уровня которых в совокупности зависит материальное и духовное благосостояние человека и общества в целом.

Субъект труда — это человек (индивид)-интеллектуал, который обладает знаниями и способностью создавать и владеть информацией. Кроме того, доля элементов, формирующих профессиональные компетенции современного человека, кроме знаний дополняется такими характеристиками, как культура, гуманистические ценности, духовность, интегрируется, превращаясь в своеобразный интеллектуальный капитал, от качества которого зависит характер общественного воспроизводства.

Однако труд в данном контексте позволяет обеспечить непрерывное интегральное, социально ориентированное гуманистическое развитие общества ввиду того, что его экономическую природу составляет не только материальная, но и духовная форма общественного богатства, в структуре которого постоянно возрастает значимость личностной составляющей. Вследствие

этого индивид перестает выступать в роли фактора, лишь обслуживающего экономический рост.

Приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватных способов ее реализации. Тем не менее, признавая важность личности, не следует забывать, что, являясь автономной структурой современной человеческой цивилизации, она не может быть изолирована. Бытие личности заключается в признании «другим», считал Г. Гегель. «Современный человек обречен действовать и как социальный индивид и как личность, и не всегда векторы этих действий совпадают. К. Юнг утверждал, что поведение человека обусловлено влиянием культуры, языка, истории (традиций), общения, свободного выбора, трансценден-тарных ценностей. Существует точка зрения, согласно которой «личность -характеристика человека в его социальных чертах» .

Личность отражает меру овладения социокультурной средой, а это означает, что современный человек — активный творец экономической и социальной действительности, генератор и проводник новых идей. «Человек — это прежде всего конкретно-единичный, всеобще-индивидуальный субъект, основополагающими неотъемлемыми качествами которого выступают духовность, творчество, свобода, смысло-ценностное самоутверждение. Духовность, творчество, свобода, смысло-ценностное самоутверждение, взятые в их единстве и взаимосвязи, свидетельствуют о том, что каждому человеку свойственен огромный, по существу беспредельный потенциал. Этот потенциал есть то зерно, то качество, которое делает человека в чем-то равным обществу, придает его жизнедеятельности огромный общественно-преобразующий масштаб. Благодаря нему человек вступает в отношение с обществом не только как субъект, формируемый обществом, адаптирующийся к нему, но и как человек, деятельно преобразующий и себя и общество» .

Тем самым взаимодействие человека и общества можно охарактеризовать как «трехвекторное органичное неразрывное взаимодействие», в котором он проявляет себя как : объект общества — в процессе усвоения его норм и ценностей; субъект общества — как отражение норм и ценностей; интегральная личность — носитель норм и ценностей общества.

Поэтому потенциал современного человека должен быть достаточен для адекватной реакции на изменяющееся информационное пространство, систематизировать которое и заставить работать в нужном для общества направлении возможно лишь при условии перевода информации в знания. Самым ценным знанием становится осознанное знание, позволяющее выбирать и синтезировать необходимую ему информацию из множества предложенных средой вариантов. Однако знания человека, способные реализовывать экономические, культурно-социальные программы будущего, формируются прежде всего в рамках системы образования. М. Кастельс называл человека современного общества «информационным работником». «Для таких людей конкретная специализация менее важна, чем способность к адаптации. Это люди самопрограммируемые, умеющие обучаться и самообучаться по мере необходимости» .

Следовательно, парадигма современного образования заключается в том, что образование начинает сопровождать человека в течение всей жизни, переставая быть только подготовительным этапом для профессиональной деятельности, выполняя качественно новую роль в обществе, становясь одним из ведущих факторов его воспроизводства и динамичного развития.

Литература

1. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. 261 с.

2. Белл Дэниел. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.

4. МоисеевН.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: МНЭПУ, 1998.

6. ЯковецЮ.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2005.

7. Drucker P. Innovation and entrepreneurship. Practice and principles. New York: HarperBusi-ness, 1985. 26 p.

8. Бергстон А. Творческая эволюция. Материя и память: Пер. с фр. М.: Кучково поле. 2002. 480 с.

9. Барулин В.С. Российский человек в ХХ веке. Потери и обретения себя. СПб.: Алетейя. 2000. 432 с.

10. Струк Е.Н. Инновационная парадигма развития общества и изменение современного человека. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007. 180 с.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ

В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ

Глава 42 Трудового кодекса РФ регулирует труд работников в возрасте до 18 лет. В ней содержится комплекс специальных норм по труду несовершеннолетних работников, образующий особую охрану их труда с учетом психофизиологических особенностей неокрепшего подросткового организма и необходимости для многих несовершеннолетних продолжения образования.

Трудовые льготы направлены на охрану здоровья несовершеннолетних от производственных факторов и предусмотрены ст.ст. 265-272 Трудового кодекса. Все другие права ( на труд, оплату по трудовому вкладу, социальное страхование по болезни и др.) они имеют наравне с совершеннолетними.

Часть первая ст. 265 ТК запрещает применять труд несовершеннолетних работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.02.2000г. № 163.

В случае, если подросток просит использовать его труд на этих видах работ, администрация не имеет права это делать, иначе она несет ответственность за нарушение трудового законодательства (дисциплинарную, административную, а при тяжелых для подростка последствиях – и уголовную).

Кроме работ, запрещенных ст. 265 ТК РФ для несовершеннолетних, они не могут привлекаться к работам: по совместительству (ч.6 ст. 282 ТК), по письменному договору о полной материальной ответственности ( ст. 244 ТК), по вахтовому методу, поскольку эти работы связаны с отъездом в другую местность и с длительным рабочими сменами, что запрещается несовершеннолетним ( ст. 298 ТК).

Лица до 18 лет не могут использоваться при погрузочно-разгрузочных работах.

Статьей 92 Трудового кодекса ля работников в возрасте до 18 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени для лиц в возрасте до 16 лет не должна превышать 24 часа в неделю, 36 часов в неделю – для работников в возрасте от 16 до 18 лет.

Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и работающие в течение учебного года в свободное от учебы время, устанавливается сокращенное рабочее время продолжительностью: в возрасте от 16 до 18 лет – не более 18 часов, в возрасте от 14 до 16 лет – не более 12 часов в неделю.

При повременной оплате труда заработная плата работника в возрасте до 18 лет при сокращенном рабочем дне выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а при сдельной оплате труда по установленным сдельным расценкам.

При приеме на работу лиц моложе 18 лет ст. 266 устанавливает обязательные предварительные медицинские осмотры. Эти осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Установленные трудовым законодательством ежегодный отпуск продолжительностью в 31 календарный день предоставляется всем несовершеннолетним работникам, в том числе занятым неполное рабочее время.

Статья 269 ТК предусматривает гарантию при увольнении работников моложе 18 лет. Увольнение помимо общего порядка увольнения производится лишь с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Буянова, Анастасия Владимировна, 2005 год

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 1.

6. Семейный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от2912.1995 г. № 223-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от1306.1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

9. Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3702.

10. Федеральный закон от 1.10.2003 г. № 127-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №40. Ст. 3818.

11. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.

12. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52., Ст. 5880.

13. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4135.

14. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 182-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4564.

15. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Утверждены Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 № 5487-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1318.

17. Закон Российской Федерации от 2.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» //

18. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 33. Ст. 1913.

19. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1915.

20. Гражданский кодекс РСФСР от 11.06.1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст.406.

21. Кодекс законов о труде Российской Федерации 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.

22. Кодекс законов о труде 1922 г. // Кодекс законов о труде 1922 года. М., 1925.

23. Кодекс законов о труде 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 87-88. Ст. 905.

24. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде // Ведомости Верховного Совета СССР. 1970. № 29. Ст.265.

25. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о занятости населения // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. № 5. Ст. 111.

26. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 18. Ст. 1716.

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. № 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4583.

28. Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 3016.

29. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2000 г. № 78 «О федеральной инспекции труда» // Собрании законодательства Российской Федерации. 2000. № 6. Ст. 760.

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 г. № 1323 «Об утверждении Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденного» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 49. Ст. 6006.

31. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1940 г. // Сборник законов СССР. 1938 г.-1961 г. М., 1961.

32. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М., 1968.

33. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.05.1956 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 12. Ст. 242.

34. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13.12.1956 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 24. Ст. 529.

35. Указ Президиума Верховного Совета РСФР от 16.05.1985 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1985. № 21. Ст. 138.

36. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23.06.1933 г. // СЗ СССР. 1933. №40.

37. Постановление ЦИК и СНК СССР от 15.03.1933 г. «Об улучшении использования молодых специалистов» // СЗ СССР. 1933. № 59. Ст. 356.

38. Постановление СНК СССР от 12.07.1940 г. // СП СССР. 1940. № 18. Ст. 438.

40. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13.04.1942 г. «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» // СП СССР. 1942. №4. Ст. 60.

41. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.05.1956 г. «О мерах по обеспечению рабочей силой важнейших строек и предприятий, расположенных в восточных и северных районах страны и Донбасса» // КПСС в резолюциях и решениях. Т. 9. 1956-1960.

42. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.09.1957 г. «О вовлечении в промышленное и сельскохозяйственное производство молодежи, окончившей средние общеобразовательные школы» // СП СССР. 1957. № 13. Ст. 123.

43. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2.02.1966 г. «О мероприятиях по расширению обучения и устройству на работу в народное хозяйство молодежи, оканчивающей общеобразовательные школы в 1966 году» // СП СССР. 1966. № 3. Ст. 26.

44. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 22.12.1966 г. «О мерах по обеспечению дальнейшего роста производительности труда в промышленности и строительстве» // СП СССР, 1967, № 1, ст. 1.

45. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.09.1984 г. // СП СССР. Отд. 1. 1984. № 35. Ст. 190.

46. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.12.1987 г. № 1457 «Об обеспечении эффективной занятости населения, совершенствовании системы трудоустройства и усиления социальных гарантий трудящихся» // СП СССР. 1988. № 5. Ст. 35.

47. Постановление Совета Министров СССР от 23.10.1990. № 1071 «О Государственной службе занятости» // Бюллетень труда и занятости. 1990. Октябрь.

48. Постановление Минтруда РФ от 30.11.2000 г. № 86 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации» // Бюллетень Минтруда РФ. 2000. № 12.

49. Постановление Госкомстата РФ от 6.04.2001 г. № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» // Бюллетень Минтруда РФ. 2001. № 6.

50. Постановлению Наркомата труда СССР от 13 октября 1932 г. № 186 // Известия НКТ. 1932. № 28-29.

51. Приказ Минтруда РФ от 29.02.2000 г. № 65 «Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской

52. Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 28 марта 2000 г., регистрационный № 2171) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 15.

53. Приказ Минобразования РФ от 22.05.1998 г. № 1327 «Об утверждении положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений» (зарегистрирован в Минюсте

54. РФ 14.08.1998 г. № 1589) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.1998. № 21.

55. Методические указания МУ 2.4.6.665-97 «Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков». Утверждены Минздравом РФ от 14.04.1997 г. № 7 // Правовая система «Гарант».

57. Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.05.1985 г. //Бюллетень Госкомтруда СССР. 1985. № 11.

58. Постановление НКТ РСФСР от 12.06.1933 г. «Об условиях труда малолетних и подростков, занятых на киносъемках» // Бюллетень финансового и хозяйственного законодательства. 1933. № 14.

59. Правила об охране труда работников цирка.Утверждены постановлением Наркомтруда СССР от 5.06.1929 г. // Известия НКТ. 1929. №31.

60. Типовое положение о профессиональном обучении рабочих и служащих на производстве. Утверждено Постановлением ГКТ СССР, Госкомитета по профобразованию СССР и ВЦСПС 4.03.1980 г. // Бюллетень ГКТ СССР. 1980. № 5.

61. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков. Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 4.04.1997 г. № 5 // Официальные документы в образовании. 2001. № 33.

62. Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (утверждены Госкомсанэпиднадзором

63. РФ 12.07.1994 г.)//Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство. Р 2.2.013-94. М., 1994.

64. Разъяснение Министерства культуры СССР и ЦК профсоюзов работников культуры от 12.04.1952 г. // Справочник по вопросам оплаты и охраны труда работников культуры и искусства. М., 1964.

65. Письмо Минобразования РФ от 1.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09 о методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования // Официальные документы в образовании. 2002. № 32.

66. Письмо Госкомстата РФ от 4.06.2002 г. № ВГ-07-23/2603 // <http://forum.bankir.ru/archive/index.php/t-30161>.

67. Письмо Фонда социального страхования РФ от 11.06.2003 г. № 0218/05-3937 «Об ученических договорах» // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. 2003. № 9.

68. Положение о рабочем времени и времени, отдыха работников плавающего состава судов морского флота (утверждено постановлением Минтруда РФ от 20.02.1996 г. № 11)// Российские вести. 1996. 28 мая.

69. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота (утверждено постановлением Минтруда РФ от 25.05.1998. г. № 18) // Бюллетень нормативных актов Российской Федерации. 1998. № 16.

70. Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено постановлением Минтруда РФ от 25.06.1999 г. № 16) // Бюллетень нормативных актов Российской Федерации. 1999. № 36.

71. Закон г. Москвы от 27.04.2001 г. № 20 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Ведомости Московской городской Дум. 2001. № 6.

72. Закон г. Москвы от 12.11.1997 № 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве» // Ведомости Московской Думы. 1998. № 2. С. 27

73. Закон Московской области от 25.12.2001 № 237/2001-03 «Об областной целевой программе «Содействие занятости населения в Московской области на 2002-2005 годы» // Вестник Московской областной Думы. 2002. № 4.

74. Положение о Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав // Утверждено распоряжением Мэра Москвы от 1.09.2000 г. № 945-РМ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

75. Постановление Губернатора МО от 24.06.1999 N 217-ПГ «Об утверждении положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области» // Информационный вестник Администрации МО. 1999. № 9.

76. Всеобщая декларация прав человека // Права человека. Сборник международных договоров. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. 1978.

77. Декларации прав ребенка от 20.11.1959 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.

78. Конвенция № 30 Международной организации труда «О регламентации рабочего времени в торговле и в учреждениях» //

79. Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991.

80. Конвенции № 47 Международной организации труда «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 13. Ст. 280.

81. Конвенция № 51 Международной организации труда «О сокращении продолжительности рабочего времени на общественных работах» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991.

82. Конвенция № 61 Международной организации труда «О сокращении рабочего времени в текстильной промышленности» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991.

83. Конвенцией № 90 Международной организации труда «Относительно ночного труда подростков в промышленности» // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX.-М., 1960.

84. Конвенция № 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1 ноября 1961 г. N 44. Ст. 447.

85. Конвенция № 117 Международной организации труда «Об основных целях и нормах социальной политики» // Конвенции ирекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 -1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.

86. Конвенция № 138 Международной организации труда «О минимальном возрасте для приема на работу» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 -1990. Т. II. Женева, Международное бюро труда. 1991.

87. Рекомендации № 30 Международной организации труда «О применении процедуры установления минимальной заработной платы» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991.

88. Рекомендации № 111 Международной организации труда «О дискриминации в области труда и занятий» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 1990. Т. П.Женева: Международное бюро труда, 1991.

89. Рекомендации МОТ № 116 «О сокращении продолжительности рабочего времени» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.

90. Рекомендации № 146 Международной организации труда «О минимальном возрасте для приема на работу» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. И. Женева, Международное бюро труда. 1991.

91. Абрамова A.A. Дисциплина труда в СССР. M., 1969.

92. Абрамова A.A. Дисциплина труда в СССР: Правовые вопросы. М., 1976.

94. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948.

95. Александрова З.О., Куренной A.M. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М., 2002.

96. Алексеев С.С. Механизм правового регулировании в социалистической государстве. М., 1966.

97. Андреева JI.A., Медведев О.М. Трудовой договор ( контракт) в российской Федерации. Учебник. М.1998

98. Артемова В.Н. Право советских граждан на профессиональную подготовку и повышение квалификации. Минск, 1981.

100. Баринов О.В. Юридические факты в советском трудовом праве.

101. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Л., 1980.

102. Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.

103. Безина А.К. Вопросы теории трудового права и судебная практика. Казань. 1976.

104. Бондаренко Э.Н. Трудовая правоспособность, дееспособность и юридические факты // Журнал российского права. 2003. № 1.

105. Бондаренко Э.Н. Основания возникновения трудовых правоотношений. Автореф. Дис.докт.юрид.наук М.2004

106. Бондарь А.Ю. Правовое регулирование образовательно-трудовых отношений в условиях перехода к рыночной экономике. Дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург. 1999.

107. Бочарникова М.А. Время отдыха: Постатейный комментарий к разделу V Трудового кодекса Российской Федерации. М., 2002.

108. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000.

109. Венедиктов В.С. Рабочее время и время отдыха. Харьков. 1987.

110. Витрук Н.В. О категориях правового положения личности и социалистическом обществе // Советское государство и право. 1974. № 12.

111. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.

112. Викторов И.С. Защита трудовых прав несовершеннолетних средствами государственного надзора и контроля // Трудовое право 2004, №2

113. Владимирова Ю.В. Значение возраста в трудовом праве России. Дисс. канд. юрид. наук. Пермь, 2002.

114. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

115. Волков В.Д., Лапай А.П. Правовое регулирование охраны здоровья и безопасности труда рабочих и служащих. Донецк. 1981.

116. Вольдман Ю. Увольнение работника по инициативе работодателя // Законность. 2002. № 6.

117. Гейц И.В. Нормирование и регламент (режимы) рабочего времени. М., 2002.

118. Гессен В.Ю. История законодательства о труде рабочей молодежи в России. Д., 1927.

119. Гинцбург Л.Я. Регулирование рабочего времени в СССР. М., 1966.

120. Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1977.

121. Глазырин В.В. Рабочее время и время отдыха иностранного гражданина // Право и экономика. 1998. № 5.

122. Глисков А.Г. Труд несовершеннолетних // Трудовое право 2004 №1

123. Голованова Е.А., Трошин А.Ф. Трудовые права подростков в СССР. М., 1960.

124. Горбачева Ж.А. Правовое регулирование трудоустройства в Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1997.

125. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972.

126. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовой договор (комментарий к Трудовому кодексу РФ). М., 2002.

127. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России : Учеб. для студентов вузов. М., 2003.

128. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2004.

129. Джамбакиев Б. Правовое регулирование производственного ученичества на предприятиях государственной промышленности: (на материалах Узбекской ССР). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Л., 1981.

130. Драчук М.А. Субъекты трудового права. Дисс. канд. юрид.наук. Омск, 2002.

131. Ершов В.В., Ершова Е.А. Трудовой договор. М., 2000.

132. Захаренко E.H., Комарова J1.H., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов. М., 2003.

133. Захаров M.JI., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2001.

134. Иванкина Т.В. Проблемы регулирования рабочего времени // Правоведение. 1997. №2.

135. Иванов А.П. Гарантии конституционных прав и обязанностей // Ученые записки Саратовского юридического института. 1968.

136. Иванов В.Г. Правовое регулирование труда подростков в СССР. Автореф. дисс,. канд. юрид. наук. М., 1968.

137. Иванов С.А., Лившиц Р.З. Личность в советском трудовом праве. М., 1982.

138. Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории. М., 1982

139. Керимов Д.А. Обеспечение законности в СССР. М., 1956.

140. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958.

141. Кирсанов Р.В. Особенности правового регулирования труда лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите. Дисс. канд. юрид. наук. Омск, 2000.

142. Кобзарь И.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних по новому уголовному законодательству. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.

143. Коршунов Ю.Н., Макаров Г.П. Имущественные и трудовые права несовершеннолетних граждан М2000.

144. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный) / отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004.

145. Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации, /отв. ред. О.В. Смирнов. М., 1997.

146. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.П. Орловского. М., 2002

147. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. С.А. Панина. М., 2002.

148. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. О.В. Смирнова. М., 2003.

149. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. В.И. Шкатуллы. М., 2004.

150. Крутова JI.A. Работодатель как субъект трудового права. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2000.

151. Кручинин А.А. Юридические факты и их составы, обуславливающие возникновение индивидуальных трудовых правоотношений в Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. Пермь. 2003.

152. Кулакова C.B. Некоторые правовые вопросы трудоустройства в Российской Федерации. Дисс. Канд.юрид. наук М.2002

153. Курс российского трудового права: В 3 т. Т. 1 : Общая часть / под ред. Е.Б.Хохлова. СПб., 1996.

155. Кучинский В.А. Законные интересы личности: от конституции к правореализующей деятельности // Теоретические вопросы реализации Конституции СССР. М., 1982.

156. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. Минск, 1969.

157. Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы общей части. Томск, 1998.

158. Левиант Ф.М. Виды трудового договора. М., 1966.

160. Макроэкономика Учебник ( A.C. Селищев) Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск.200 1

161. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. М., 1973.

162. Михальченко А. Квалифицированные кадры без головной боли // Московский бухгалтер. 2003. № 2.

163. Монастырский Е.А., Карпенко Д.А. Правовое регулирование труда молодежи в СССР. Киев, 1984.

164. Народное образование в СССР. 1917-1967 / под ред. М. А. Прокофьева и др. М., 1967.

165. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М., 1999.

166. Несовершеннолетние: право на имущество и на труд // Библиотека журнала Социальная защита М.2001

167. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Т. 1 / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2002.

168. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Т. 2 / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2002.

169. Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.

170. Орловский Ю.П. Молодежь: трудовые права и обязанности. М., 1985.

171. Орловский Ю.П. Труд молодежи в СССР. М., 1974.

172. Орлова Е.Е. Правовые гарантии обеспечения занятости граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке. Дис. Канд. Юрид.наук1. M.2004

173. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М., 2003.

174. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974.

175. Пашерстник А.Е. Право на труд. М., 1951.

176. Пашков A.C. Правовые формы обеспечения производства кадрами в СССР. М., 1961.

177. Пашков A.C. Правовое регулирование подготовки и распределения кадров. JL, 1966.

178. Плюхин Н.В. Виды дисциплинарной ответственности по советскому трудовому праву // Советское государство и право. 1977. № 2.

179. Полозов В., Ионова Е. Нельзя подменять трудовой договор гражданско правовым // Российская юстиция. 2002. № 7.

181. Правовое регулирование содействия занятости населения в Российской Федерации. Учебное пособие // под ред. В.Ш. Шайхатдинова Екатеринбург 2003г

182. Примаченок A.A. Совершенствование уголовно-правовой системы мер борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. Минск, 1990.

183. Проблемы обшей теории правя и государства / под обшей ред. B.C. Нерсесянца. М., 1999.

184. Провоторов C.B. Как обучить сотрудника, но не потерять его? Применение трудового права в вопросах развития персонала // Акционерный вестник. 2004. № 1 (7).

185. Пузыревский С.А. правовое регулирование государственной политики в области занятости населения в Российской Федерации. Дисс. Канд. юрид. наук М.2001

186. Регулирование трудаб несовершеннолетние, женщины, инвалиды// Библиотека журнала Социальная защита М.2001

187. Рожников J1.B. Трудовые договоры специальных субъектов трудового права. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1999.

188. Российское трудовое право /отв. ред. А.Д. Зайкин. М., 1998.

189. Саакян JI.X. Правовое положение рабочих и служащих в сфере трудовых отношений. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1982.

191. Ситковская О. Д. Психологические основы уголовной ответственности. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1996.

192. Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. М., 1999.

193. Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1982.

194. Смирнов В.Н. Внутренний трудовой распорядок. Д., 1980.

195. Смирнов В.Н. Дисциплина труда в СССР. J1. 1972.

196. Смирнов В.Н. Понятие правонарушения в сфере трудовых отношений и его виды // Правоведение, 1968. № 2.

197. Смирнов О.В. Правовое регулирование подготовки новых рабочих на производстве // Ученые записки Туркменского государственного университета им. A.M. Горького. Вып. VIII. Ашхабад. 1956.

198. Смирнов О.В. Природа и сущность права на труд в СССР. М., 1964.

199. Снигирева И.О. Рабочее время и время отдыха. М., 2000.

200. Советское трудовое право: Учебник / под ред. B.C. Андреева, В.Н. Толкуновой. М., 1987.

201. Советское трудовое право: Учебник / под ред. Б.К.Бегичева,1. A.Д.Зайкина. М., 1985.

202. Советское трудовое право / под ред. Пашкова A.C., Смирнова О.В. М. 1982.

203. Ставцева А.И. Разрешение трудовых споров. М., 1998.

204. ИЗ. Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1958.

205. Сыроватская JI.A. Ответственность за нарушение трудового законодательства. М., 1990.

206. Сыроватская JI.A. Ответственность по советскому трудовому праву. М., 1974.

207. Сыроватская Л.А. Трудовое право. М., 1995.

208. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. М., 1998.

209. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. Т. II. М., 1995.

210. Тихомиров М.Ю. Прием на работу, переводы, увольнения: Практическое пособие для работодателей и работников. М., 2002.

211. Толкунова В.Н. Право женщин на труд в СССР. М., 1980.

212. Трудовое право России /отв. ред. Р.З. Лившиц и Ю.П. Орловский. М., 1999.

213. Трудовое право России: Учебник / под ред. С. П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М., 2002.

214. Трудовое право России / под ред. A.C. Пашкова. СПб., 1994.

215. Трудовое право /отв. ред. О.В. Смирнов. М., 1998.

216. Трудовое право: Учебник / под ред. О. В. Смирнова. М., 2004.

217. Трудовые ресурсы. Социально-экономический анализ. // под ред.1. B.Г. Костакова М. 1976

218. Уржинский К.П. Гарантии права на труд. М., 1984.

219. Уржинский К.П. Трудоустройство граждан СССР. М., 1967.

220. Федин В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003.

222. Хохлов Е.Б. Субъекты трудового права // Правоведение. 1996. № 3.

224. Цветков С.Б. Правовое регулирование охраны труда. Волгоград. 2001.

225. Цепин А.И. Профсоюзы и трудовые права рабочих и служащих. М., 1980.

226. Циндяйкина Е.П. Перевод в трудовом праве. Учебно-практическое пособие .М.,2003.

227. Чолпонбаев М.М. Законодательство о дисциплине труда: (Историко-правовой анализ). Екатеринбург. 1994.

228. Шебанова А.И. Право на труд молодежи. М., 1973.

229. Шептулина H.H. Российское законодательство об охране труда. М. 2001.