Особенности планирования за рубежом

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ А.А. Паршин, студент Воронежский государственный технический университет

Центральным звеном организации любого дела является планирование. Оно позволяет выбрать наиболее рациональный и эффективный способ достижения целей. Проработанный и согласованный план является средством, с помощью которого можно контролировать, производить и управлять бизнесом. Конечно, бизнес-планы не дают полной гарантии успеха, но планирование позволяет подготовиться к различным неожиданностям. Бизнес-план это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей, анализирует все проблемы, с которыми придется столкнуться, определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно прибыль? Бизнес-план позволяет ошибаться только на бумаге, а не в деле, так как дает шанс предупредить ошибки путем продуманных действий. Бизнес-план систематически обновляется. В него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, на рынке, где действует фирма, так и в экономике в целом. Бизнес-план, как правило, составляет каждая фирма. Совсем молодая компания создает бизнес-план, чтобы встать на ноги и найти средства для развития дела. Небольшая компания нуждается в бизнес-плане, так как ей нужна уверенность, что она выживет в самые опасные первые два года своего существования. Крупной компании бизнес-план необходим для того, чтобы выработать единый взгляд на будущее. Бизнес-план увеличит шансы любой компании на успех.

Бизнес-планирование — явление новое в экономике России, несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь и практику наших предприятий (организаций).

Бизнес-планирование в России имеет свои особенности:

• меняющиеся экономические отношения ставят руководителей перед необходимостью самим просчитывать свои будущие шаги и учиться вести борьбу с конкурентами;

• появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг ожидающих их экономических проблем, особенно в рыночной экономике;

• российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что они могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Однако российские предприниматели часто не имеют необходимой профессиональной подготовки для написания бизнес-планов. У них большой опыт плановой и прогнозной работы, разработок ТЭО, оценок экономической эффективности проектов. Но современная ситуация требует смещения акцента с производственной стороны проектов на рыночную. Необходимы оценка платежеспособного спроса на продукцию, состояние конкуренции, анализ экономической и финансовой устойчивости и результативность.

Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, зачастую не позволяет им осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны.

Условия нарождающегося рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования. К сожалению, российская специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них ряда трудно предсказуемых факторов.

К ним можно отнести уровни инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес-плане показателей (например: общая инфляция, инфляция на сбыт, на себестоимость продукции, на заработную плату, на основные фонды и т.д., плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статических данных).

Вместе с тем зарубежный опыт и пока еще недостаточный опыт отечественных предприятий показывают, что даже в условиях переходного периода составить бизнес-планы заставляет сама жизнь, подвергающаяся экономическим и правовым воздействиям.

Функционирование в ней предполагает необходимость разработки бизнес-плана для получения финансирования проекта. В кризисных же условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен, прежде всего, решать задачи улучшения его финансо-

вого состояния или финансового оздоровления (санирования).

Многие бизнесмены, проштудировавшие много зарубежным книг по разработке бизнес-планов и смело следовавшие изложенным в них советам и рекомендациям, столкнулись с не указанными в них, да и не известными на Западе трудностями. Деловое планирование в России имеет ряд особенностей. Специальная литература, в которой рассматриваются различные методические вопросы разработки бизнес-проектов, бизнес-планов и бизнес-справок, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес-планирования применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. У отечественных предприятий пока нет большого опыта разработки вопросов бизнес-планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня. Условия, в которых работают российские предприятия, зачастую не позволяют им при составлении бизнес-планов напрямую использовать зарубежные методические разработки. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим ситуациям.

Американская специфика. Следует помнить, что при переносе любых зарубежных рекомендаций на российскую почву необходима их корректировка с учетом российских реалий. Наиболее существенными представляются следующие аспекты.

Первый аспект. Для американца предпринимательская деятельность ассоциируется с такими понятиями, как свобода, независимость, самореализация и, если угодно, честь. В Америке предпринимательство является, прежде всего, образом жизни и только затем способом зарабатывать деньги. В США для предпринимателя начало собственного дела означает резкое снижение уровня жизни в первый период по сравнению с уровнем при продолжении работы в чужой фирме.

Американский руководитель подвержен столь сильному давлению конкуренции и рыночных механизмов, что фактически постоянно находится под контролем. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить влияние этих факторов на его фирму, и в меньшей степени зависит от личных стремлений и симпатий.

Различно в США и России отношение к бухгалтерскому учету. В России учет — это, прежде всего, средство удовлетворить любопытство контролирующей инстанции, в США — инструмент для лучшего понимания своего бизнеса и поиска путей увеличения его доходности. Основным вопросом, волнующим западного предпринимателя, является живучесть бизнеса. Она определяется в первую очередь соотношением между стоимостью активов и суммарными обязательствами, т.е. балансом, что коренным образом

отличается от привычного нам баланса, как соотношения расходов и доходов.

Второй аспект — гарантия того, что в кассе всегда будут наличные средства (этот вопрос особенно волнует западных предпринимателей). Имеется в виду не противопоставление наличных и безналичных денег, которого в Америке нет, а различие между тем, что вам заплатили, и тем, что еще должны заплатить.

Третий аспект — отдача от капитала. Если деньги вложены в свое дело, американец не испытывает морального удовлетворения без уверенности в том, что они принесут больший доход, чем если бы они были помещены в банк, потрачены на акции или пущены в рост каким-либо другим из общедоступных способов. Поэтому скрупулезно подсчитывается возврат капиталовложений, причем вернувшимися считаются и те средства, которые приходится немедленно реинвестировать в дело.

Начинающий американский предприниматель находится в уникальных условиях в том смысле, что государство ему оказывает всемерную поддержку. Это в первую очередь информационное обслуживание и консультирование. В России необходимо компенсировать отсутствие государственных услуг собственной активностью.

Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш, следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Помимо интересов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансовоэкономических аспектах проблемы достижения успеха. В то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально. Более близок к бизнес-плану такой, привычный ранее, Российским предпринимателям документ как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главным его отличием от бизнес-плана является то, что ТЭО — это плановый документ развития промышленных объектов, поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производстве — это технические аспекты проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы остаются практически нераскрытыми. Кроме того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспекта деятельности на основе внутренних возмож-

ностей организации и внешнего окружения, следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом. Бизнес-план как форма обоснования предпринимательского проекта постепенно вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельности бизнеса.

Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Стратегическое планирование организации охватывает достаточно длительный срок, обычно 3-5 лет, иногда и более. Однако между бизнес-планом и стратегическим планированием существует ряд различий:

• В отличие от стратегического планирования бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созиданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегическое планирование может включать другие темы стратегий организаций.

• Стратегические планы — это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко, стратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет четкие очерченные временные рамки, по истечение которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены.

• Таким образом, бизнес-план по своей форме в отличие от стратегического плана фирмы тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью.

• В бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях рыночной экономики функции ТЭО все чаще выполняют инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложения материала. Понятие инвестиционного проекта может употребляться в 2-х случаях:

• «Инвестиционная деятельность» — реализация системы инвестиционных мероприятий, т.е. совокупность работ или деятельность по разработке новых или модернизации существующих изделий и созданию (техническому перевооружению, реконструкции, расширению) производству мощностей. По их выпуску, созданию, по производству работ или оказанию услуг.

• Как система организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для проведения соответствующих работ по реализа-

ции проекта, в том числе инженерного сопровождения инвестиций (инжиниринга).

Бизнес-план иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как документ, представляющий собой план разработки и реализации, соответствующей части инвестиционного проекта. К началу этапа разработки в бизнес-плане уже приведены все необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие принятию инвестиционного решения. Выполнен большой объем работ, связанный с разработкой концепции и ее структуризацией, осуществлен предпроектный анализ. Теперь вытекает необходимость в итоговом максимально компактном документе, который позволяет предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно бизнес-проекта. В этих целях составляется бизнес-план, который является документом для кредиторов и основным инструментом для предпринимателя. Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может заменить инвестиционный проект.

В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в прединвестиционной фазе делового планирования.

Может также существовать бизнес-план фирмы, включающий планируемые результаты реализации инвестиционного проекта. В этом случае инвестиционный проект может быть включен в бизнес-план предприятия, который реализует порядок использования свободных средств предприятия и заемных финансовых ресурсов в рамках инвестиционного проекта.

Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близки по структуре (структура бизнес-плана схожа со структурой инвестиционного проекта), особенно в той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла.

организационных проблем, сложившихся в системе дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. При этом прогнозируемое установление регламентации в краткосрочной перспективе разнообразных форм иных мероприятий по повышению профессионального развития государственных служащих свидетельствует о дальнейшем пересмотре системы мероприятий по профессиональному развитию служащих, поиску в ней нового места и значения дополнительного профессионального образования на государственной гражданской службе.

Список литературы

1. Мирошников С.Н., Чаркина Е.С. Совершенствование системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации // Управленческое консультирование, 2017. № 1 (97). С. 12-23.

5. Ковалев В.А. Система дополнительного профессионального образования: основные проблемы и перспективы развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 4 (16). С. 8-13.

6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 2004. № 31. Ст. 3215.

9. Прокофьев С.Е. Современные кадровые технологии в органах власти: монография. М.: «Юстицинформ», 2015. 662 с.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Пилипенко К.В.

Пилипенко Константин Владимирович — магистрант, направление: государственное и муниципальное управление, кафедра региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье представлен накопленный опыт стратегического планирования социально-экономического развития территорий в зарубежной практике государственного и муниципального управления. Так как система стратегического планирования в России находится на стадии становления, то анализ зарубежного опыта в данной сфере может служить ориентиром для её оптимизации.

Ключевые слова: анализ, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, государственное и муниципальное управление.

В современном мире критически остро возникает вопрос об управлении социально-экономическими процессами государства и его территориальных образований, поскольку возникает множество проблем в экономическом и социальном секторах общественной жизни в результате накопления противоречий в обществе и реформ, направленных на их разрешение. Также проблемы порождаются в связи с состоянием финансовых и иных материальных ресурсов государственно-

территориальных образований. Указанные факторы ограничивают возможности государств и его территориальных образований проводить активную социально-экономическую политику.

На сегодняшний день отечественная практика стратегического планирования менее эффективна по сравнению с некоторыми другими развитыми странами. Поэтому для наилучшего применения стратегического планирования социально-экономического развития территорий в нашей стране необходимо проанализировать опыт зарубежных стран.

Три вида территориальных стратегий выделяют в мировой практике стратегического планирования:

— стратегия развития территорий;

— стратегия развития человеческого потенциала;

— стратегия развития реальных секторов экономики .

Исходя из видов территориальных стратегий, можно выделить основные задачи, решаемые публичной властью в развитых странах:

— формирование оптимального соотношения механизмов рыночного и государственного регулирования развития экономики;

— согласование стратегий развития хозяйствующих субъектов со стратегией развития государственно-территориального образования;

— пространственное согласование планов землепользования граждан и организаций с планами жилищно-коммунального хозяйства;

— обеспечение конкурентоспособности государства на международной арене товаров, работ и услуг.

Система государственного регулирования экономики, включающая централизованное

планирование и прогнозирование социально-экономических процессов применяется наряду с рыночными регуляторами экономики . Нестабильность мировой экономики подталкивает к большему признанию в мире роли стратегического планирования, поскольку создает весомую опору и поддержку существующим общественным отношениям в экономической сфере.

Для стран, входящих в Европейский Союз, добавляются еще и задачи обеспечения компромисса между политикой федеральных властей и экономической политикой Евросоюза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ и обобщение опыта зарубежных стран в области стратегического планирования социально-экономического развития территорий показывают, что такое базовое содержание стратегического планирования включает определение видения желаемых изменений территории, выбор целей и направлений развития, выявление стратегии, повышающей привлекательность территории для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Стратегическое планирование преследует своей целью повышение качества жизни в городе при помощи использования возможностей экономического роста: создание рабочих мест, рост благосостояния за счет привлечения инвестиций и т.д.

Во многих зарубежных странах стратегическое планирование основано на децентрализации: сообщества «на местах» участвуют в этом процессе.

Например, в США принятие решений по данному вопросу делегировано местной общине и связано с разработкой стратегических планов развития территории, которые включают в себя:

— оценку допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду местной территории, занимаемой определенным сообществом людей;

— развитие системы местного самоуправления и добавление в нее новых работающих методов управления и развития;

— участие жителей местной общины в принятии решений по основополагающим вопросам социально-экономического развития территории;

— определение потребностей общины и доступных ресурсов для их обеспечения .

Таким образом, значительная часть вопросов планирования и прогнозирования лежит на местных общинах, которые более четко знают свои нужды, потребности и особенности региона, а потому смогут более точно спланировать направления развития и установить необходимую стратегию.

Также в США все органы исполнительной власти на уровне городов и штатов имеют агентства, специализирующиеся на вопросах экономического развития и подготовке целевых программ для повышения качества жизни общества .

Профессионализация деятельности по стратегическому планированию социально-экономического развития территорий в США позволяет повысить качество разрабатываемых стратегий развития, а отсутствие административной власти у специалистов по развитию снижает вероятность злоупотребления полномочиями.

Во Франции тоже поставлен акцент на работе структур, имеющих высококвалифицированные кадры и работающих над созданием и обоснованием программ и механизмов развития местных территорий.

В зарубежных странах стратегия развития направлена на повышение конкурентоспособности города или территории в области передовых и научных разработок, а также на поддержку инноваций в различных сферах общественной жизни.

Также в развитых странах, особенно это ярко выражено в США и Европе, одним из основных направлений развития является предпринимательство, взаимодействия бизнеса и обучения в высших учебных заведениях, формирование экономических кластеров, рост научных парков и агентств по передаче и развитию технологий.

Еще одним из наиболее актуальных направлений стратегического планирования социально-экономического развития территорий является внешне-государственная направленность. Внешняя экономика в условиях глобализации и всемирного разделения труда требует пристального внимания и контроля. При стремлении максимизировать выгоды глобализации и ограничить негативные последствия для территорий появилась повышенная необходимость включения в программные документы территорий раздела «международное сотрудничество».

Именно при грамотно организованном процессе прогнозирования становится возможным достижение положительного эффекта от стратегического планирования. Поэтому стратегическое планирование может использоваться как эффективный инструмент повышения качества жизни общества и увеличения потенциала территории, которые обеспечиваются проведением долгосрочной политики государства и регионов на основе преемственности публичной власти . Непрерывность достигается за счет согласования рекомендаций относительно муниципальных планов развития.

Основными аспектами, которые можно взять на более детальное изучение и внедрение в России являются: профессионализация деятельности по стратегическому планированию, делегирование большого количества вопросов по планированию в муниципалитеты, обеспечение обратной связи и мониторинга целей и направлений реализации проектов, преемственность стратегических документов.

Несомненно, что успешный опыт зарубежных стран может служить ориентиром для оптимизации процесса стратегического планирования в Российской Федерации, снизив тем самым негативные последствия нестабильности мировой экономики.

Список литературы

4. Сенчагов В.К. О формировании новой парадигмы бюджетной политики // Вопросы экономики, 2013. № 7. С. 152-158.

5. Щербакова Ю.В. Актуальные проблемы региональной экономики // Молодой ученый, 2015. № 14. С. 306-309.

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ

Пилипенко К.В.

Пилипенко Константин Владимирович — магистрант, направление: государственное и муниципальное управление, кафедра региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Аннотация: зарождение системы стратегического планирования социально-экономического развития в России обусловлено переходом от плановой к рыночной экономике. В настоящее время научно-теоретическая и практическая база стратегического планирования в России находится на стадии активного формирования. Однако, анализ уже существующей системы стратегического планирования в России позволяет выявить как ряд её достоинств, так и недостатков. Ключевые слова: анализ, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, стратегический менеджмент.