Основания продления выездной налоговой проверки

Когда составляется акт выездной проверки

Налоговые органы регулярно осуществляют выездные проверки. Результаты таких проверок они обязаны отражать в документе под названием акт выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Как правило, там представлены обнаруженные нарушения налоговых норм, а также выводы, сделанные на основании проверки.

Как самостоятельно оценить риск налоговой проверки, узнайте .

В письме ФНС России от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299 указывается, что акт выездной налоговой проверки обязан составляться и в том случае, если никаких нарушений не обнаружено (пп. 1, 3 ст. 100 НК РФ).

При несоставлении налоговиками акта решение по результатам проверки не может соответствовать нормам законодательства, поскольку оно выносится руководителем налогового органа (или другим уполномоченным лицом) лишь после рассмотрения всех материалов, относящихся к проведенной проверке, включая сам акт (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Что делать, если вы обнаружили нарушения или ошибки в акте выездной проверки? Ответ на данный вопрос доступен в Путеводителе по налогам КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе.

Какие лица составляют акт налоговой проверки и по какой форме

Акт выездной проверки составляют уполномоченные лица налоговых служб (п. 1 ст. 100 НК РФ). Таковыми являются инспекторы, проводившие проверку. Они же и подписывают данный документ (п. 2 ст. 100 НК РФ).

О том, в каких случаях может меняться период проведения выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Функции по утверждению формы акта выездной налоговой проверки и требований по его заполнению возложены на Федеральную налоговую службу (п. 1 положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства России от 30.09.2004 № 506). ФНС России своим приказом от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ утвердила форму акта (приложение 27 к указанному приказу) и требования к составлению акта налоговой проверки (приложение 24 к этому же приказу) (далее — Требования).

Скачать бесплатно форму акта можно на нашем сайте.

Скачать форму акта

Содержание акта выездной налоговой проверки регламентируется п. 3 ст. 100 НК РФ и Требованиями.

В соответствии с Требованиями акт выездной налоговой проверки должен включать 3 части:

  • вводную – с приведением общих положений;
  • описательную – с указанием фактов нарушения налогового законодательства;
  • итоговую – с изложением выводов и предложений налогового органа.

Возможно, вам необходима информация по возражениям на акт ВНП. Тогда читайте статью «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

На акте обязательно должны быть подписи обеих сторон.

Расписываться ли в случае, если вы не согласны с доводами проверяющих? Может ли подписать акт представитель компании? Ответы на эти и другие вопросы доступны в Готовом решении КонсультанПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно ознакомьтесь с авторитетным мнением.

Итоги

Акт по результатам выездной налоговой проверки оформляют налоговики, проводившие проверку. Он должен быть составлен по форме, утвержденной ФНС России в приказе от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (приложение 27), и содержать описание выявленных нарушений и принятого налоговиками решения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В среднем на одну выездную налоговую проверку организации за 2018 год пришлось примерно 24 млн рублей доначислений (доначисления при проверках ИП — 5,3 млн рублей, при проверках физлиц, не являющихся ИП, — 3,3 млн рублей). Отдельным вопросам проведения первоначальной и повторной выездной налоговой проверки посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
В чем предназначение выездной налоговой проверки?
Выездная налоговая проверка призвана выявить нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его стремлением уклониться от налогообложения. Причем на решение этой задачи налоговых органов ориентирует Конституционный суд (определение от 08.04.2010 № 441-о-о).
Проведение выездной проверки означает, что с вероятностью 98% по ее результатам будут доначислены налоги, пени, штрафы.
Размер налоговой задолженности, выявляемый по результатам налоговой проверки, может влечь риск уголовной ответственности, а также субсидиарной ответственности уполномоченных лиц налогоплательщика, причем как в процедуре банкротства, так и при предъявлении исков о возмещении ущерба, причиненного бюджету неуплатой налога.
Обязан ли налоговый орган проводить выездную проверку налогоплательщика с определенной периодичностью?
Нет. Общее количество зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков (организаций и предпринимателей) превышает 8 миллионов. Охват их всех выездным контролем (даже с периодичностью раз в три года) физически невозможен. В настоящее время проверки затрагивают 0,18%: проверяются две организации или ИП из тысячи.
При назначении налоговых проверок применяется риск-ориентированный подход.
Проверке предшествует предпроверочный анализ, проводимый в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Один из критериев оценки рисков при отборе на проверку – это уровень налоговой нагрузки ниже среднего уровня в конкретной отрасли. При отсутствии отраслевого значения нагрузки используется значение нагрузки в целом по России (письмо ФНС от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@).
ФНС разработана концепция Системы управления поведением налогоплательщика. Смысл данной системы – в переходе от проверки отдельного налогоплательщика к созданию прозрачной контрольной среды в отраслях и рынках.
Ожидается, что к 2020 году плановые выездные налоговые проверки будут на 90% формироваться с использованием автоматизированной информационной системы ФНС по управлению рисками.
Но одновременно нет и запрета для назначения внеплановых проверок. Сформированный годовой (с разбивкой по кварталам) план проведения выездных налоговых проверок может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств (письмо Минфина от 19.07.2012 № 03-02-08/62).
Положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяются на отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.
Количество выездных проверок снижается?
Тенденция снижения сохранялась все последние годы. В 2017 году было проведено немногим более 20 тысяч проверок. В 2018 году количество выездных проверок сократилось на 30%: до немногим более 14 тысяч.
Но влияние на эту цифру в большей степени оказывают возможности камерального контроля, которые есть у налогового органа, «отработка» применения статьи 54.1 НК РФ на отдельных налогоплательщиках.
К тому же на практике налогоплательщики подвергаются проверкам со стороны органов внутренних дел, которые формально не наделены функциями налогового контроля. Но проверка ими информации о преступлении, по сути, неотличима от осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности в отношении налогоплательщиков.
Конституционный суд считает, что защита нарушенных прав при проведении проверок органами внутренних дел и налоговыми органами возможна в судебном порядке, а изменение действующего порядка регулирования относится к компетенции законодателя (определение от 27.09.2016 № 2153-О).
Какие правила предусмотрены НК РФ для выездной проверки?
Проверка проводится на основании решения налогового органа (пункт 2 статьи 89 НК РФ). В отношении крупнейшего налогоплательщика это решение налогового органа, в котором первый поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации это решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.
Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.
Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) НК РФ предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.
Основанием проверки является решение о ее проведении. Что оно должно содержать?
Форма решения приведена в приложении № 5 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Решение должно содержать:
— номер решения и дату его вынесения,
— наименование налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка.
При назначении проверки филиала или представительства отдельно от проведения проверки организации, в решении указывается наименование филиала или представительства. В отношении обособленных подразделений, не оформленных в качестве филиала и представительства, проверка назначена быть не может.
Проверка филиалов и представительств возможна только по региональным, местным налогам и торговому сбору. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, не проводится (письмо Минфина от 28.03.2011 № 03-02-08/32).
Какой период может быть охвачен проверкой?
«Глубина» проверки — это период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. По общему правилу, проверкой может быть охвачен период, не превышающий срок в три календарных года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Правоприменительная практика исходит из того, что в данном случае указан предельный срок для истекших календарных лет, и не содержится запрета на включение в период проверки периодов текущего календарного года (определение Верховного Суда от 09.09.2014 № 304-КГ14-737).
При принятии решения в 2019 году, проверкой могут быть охвачены периоды 2016, 2017, 2018 годов и периоды 2019 года, истекшие до месяца принятия решения.
Следует иметь в виду, что налоговый орган в целях осуществления проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль в рамках периода, охваченного выездной проверкой, вправе проверить правильность формирования убытка.
Налогоплательщик должен документально подтвердить обоснованность убытка за весь срок, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка (постановление Президиума ВАС от 24.07.2012 № 3546/12).
Поэтому действия инспекции по проверке заявленных в проверяемом периоде убытков прошлых лет, включая периоды его формирования, не охваченные решением о проверке, основаны на нормах налогового законодательства и являются правомерными (постановление АС Уральского округа от 07.09.2015 № Ф09-5869/15).
Отдельно обратим внимание, что трехлетний срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в котором было допущено правонарушение в виде неуплаты налога (пункт 15 постановления ВАС от 30.07.2013 № 57). Это означит, что поскольку сумма налога на прибыль, скажем, за 2018 год должна быть уплачена в 2019 году, срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога на прибыль за 2018 год по статье 122 НК РФ начнет исчисляться с 1 января 2020 года и закончится 1 января 2023 года.
Может ли решение о проверке охватывать месяцы того года, в котором принято решение о проверке?
Период проверки может включать месяцы того года, в котором принято решение о проверке, если речь идет, например, о проверке налогового агента по НДФЛ, чья обязанность в части удержания и перечисления налога не связана с окончанием налогового периода (постановление Президиума ВАС от 05.07.2011 № 1051/11). Тем самым возможно привлечение налогового агента к ответственности и по результатам проверки месяца еще не истекшего налогового периода.
Какое значение имеет перечисление в решении видов проверяемых налогов?
Виды налогов, по которым проводится проверка, составляют предмет проверки. Проверка может касаться одного, нескольких или всех налогов («по всем налогам, сборам, страховым взносам»).
НК РФ ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.
В решении о проведении проверки может быть указан, предположим, только налог на прибыль организаций. Если обнаружена ошибка по НДС, то по результатам проверки нельзя привлечь к ответственности в части НДС, поскольку НДС в решении о проверке указан не был. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверке.
В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.
Но данную ситуацию, по мнению судебных органов, следует отличать от ситуации, когда в решении были допущены ошибки или опечатки. К ним относится отсутствие в решении о проведении проверки перечня проверяемых налогов либо формулировки «по всем налогам». Само по себе это не означает несоответствие решения нормам налогового законодательства, если инспекция своевременно и самостоятельно устранила допущенную техническую ошибку, которая не повлияла каким-либо негативным образом на права и обязанности налогоплательщика и не повлекла для него каких-либо негативных последствий (постановление АС Московского округа от 18.01.2019 № Ф05-22585/2018).
Могут ли проводить проверочные мероприятия сотрудники, не указанные в решении?
В решении приводятся ФИО, должности проверяющих. Эти лица имеют право доступа на территорию проверяемого лица, проводят все необходимые контрольные мероприятия.
Если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки по ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении изменений в решение о проведении проверки (приложение № 5 к письму ФНС от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@).
Однако, согласно постановлению Президиума ВАС от 24.01.2012 № 12181/11, сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не может указывать на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть препятствия в реализации права подачи возражений, представления объяснений).
С чего начинается проверка?
Собственно проверка начинается с принятия решения. НК РФ не устанавливает срок для вручения налогоплательщику принятого решения о проведении выездной налоговой проверки (письмо ФНС от 10.03.2016 № ЕД-4-2/3936@).
При вручении решения налогоплательщик знакомится с ним под роспись. На экземпляре решения, который остается у налогового органа, проставляется отметка о получении решения представителем налогоплательщика. В определенных случаях решение направляется по почте заказным письмом или передается в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.
Если налогоплательщик предоставит в своем помещении место для работы проверяющих, то проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. О проведении проверки по месту нахождения налогового органа будет принято отдельное уведомление (форма приведена в приложении №1 к письму ФНС от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@).
В течение какого срока длится проверка?
В течение двух месяцев. Для целей исчисления срока проверки не имеет значение, находятся проверяющие на территории налогоплательщика или нет.
Срок исчисляется со дня вынесения решения и до последнего месяца срока.
Рассчитывается срок следующим образом. Сначала определяется общее количество календарных дней, которые включаются в период проверки. Если соответствующего последнего дня в месяце нет, то срок заканчивается в предшествующий день. Если последний день приходится на выходной, то срок заканчивается в ближайший следующий за ним рабочий день. Но проверка может быть продлена и приостановлена.
Какие основания для продления срока проверки?
Продление срока допускается до шести месяцев, то есть всего, с учетом продления, проверка не может продолжаться больше шести месяцев (письмо Минфина от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).
Перечень оснований для продления срока проверки установлен приложением № 6 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
Новая редакция данного перечня носит закрытый характер и включает восемь оснований, в частности, проверку крупнейшего налогоплательщика, проверку налогоплательщика, в составе которого имеются обособленные подразделения, наличие препятствий в проведении проверки как со стороны проверяемого лица, так и иных лиц (например, непредставление документов, воспрепятствование доступу, неявка свидетеля и т.п.).
Одно и то же основание может быть дважды использовано для продления проверки.
Налогоплательщику должно предъявляться решение о продлении срока проверки (форма приведена в приложении № 6 к письму ФНС от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@).
Проверка может быть приостановлена?
НК РФ предусматривает процедуру приостановления проверки.
Примеры приостановления проверки на срок до шести месяцев следующие:

  1. истребование документов (статья 93.1 НК РФ). Проверка может быть приостановлена столько раз, у скольких разных лиц истребуются документы;
  2. проведение экспертиз (статья 95 НК РФ);
  3. перевод документов на русский язык (статья 97 НК РФ).

По такому основанию, как получение информации от иностранных государственных органов, проверка приостанавливается на срок до 9 месяцев.
Налогоплательщику должно предъявляться решение о приостановлении и возобновлении проверки.
Какие мероприятия налогового контроля может проводить налоговый орган в период приостановления проверки?
Все, за исключением истребования у налогоплательщика документов и тех мероприятий, которые проводятся на территории налогоплательщика.
Например, налоговые органы вправе запрашивать пояснения у должностных лиц проверяемого налогоплательщика, вызывая их в налоговый орган (письма Минфина от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156, от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11).
Приостановление проведения выездной проверки не изменяет срок исполнения требования о представлении документов, направленного до принятия решения о приостановлении проверки (письмо Минфина от 28.06.2013 № 03-02-07/1/24644, пункт 26 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).
Когда налоговый орган может провести повторную проверку?
Специально запрещены повторные проверки – проверки правильности исчисления и уплаты тех же самых налогов за уже проверенный период. Исключения из этого запрета следующие:

  1. в связи с реорганизацией или ликвидацией организации;
  2. назначение повторной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную проверку. Таких проверок может быть несколько, учитывая централизованную структуру налоговых органов (инспекция – Управление – ФНС). Согласно позиции контролирующих органов, если организация сменит местонахождение, проверку сможет проводить вышестоящий налоговый орган по отношению к тому налоговому органу, который проводил первоначальную проверку;
  3. при представлении налогоплательщиком уточненной декларации, в которой заявлена сумма налога в меньшем размере, чем в первичной. Под данное основание назначения проверки подпадает представление уточненных деклараций, в которых увеличена сумма изначально заявленного убытка (постановление Президиума ВАС от 16.03.2010 № 8163/09).

С 4 сентября 2018 года об этом также сказано в новой редакции подпункта 2 пункта 10 статьи 89 НК РФ.
Обратите внимание, что при представлении уточненной декларации выездной налоговой проверкой как первоначальной, так и повторной, может быть проверен период, за который представлена декларация (пункт 4 статьи 89 НК РФ). То есть это может быть и больший срок, чем три года, предшествующие году принятия решения о проверке.
Есть ли специфика проведения повторной проверки, назначенной в связи с представлением уточненной декларации?
Проверка может быть назначена только по тому налогу и за тот период, за который представлена уточненная декларация (письмо Минфина от 21.12.2009 № 03-02-07/2-209).
По мнению судов, предметом такой повторной проверки могут быть те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. Данные, которые не изменялись, повторно проверены быть не могут (постановление Президиума ВАС от 16.03.2010 № 8163/09).
С 4 сентября 2018 года указанная позиция суда почти двадцатилетней давности включена в подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НК РФ.
Внесенное изменение потенциально сокращает объем истребуемых документов, предметы доказывания. Но случаи назначения повторных проверок достаточно редки.
Обращаю внимание, что представление налогоплательщиком уточненной декларации не может изменять обстоятельства, отраженные в судебном решении, вынесенном по результатам обжалования результатов первоначальной проверки.
Налогоплательщиком представлена уточненная декларация. В течение какого срока может быть назначена повторная проверка?
Решение о проверке в случае представления уточненной декларации может быть принято в течение установленного НК РФ срока хранения документов. По общему правилу, этот срок составляет 4 года и начинает исчисляться после налогового периода, в котором соответствующий документ использовался для подтверждения полученных доходов и произведенных расходов, исчисления и уплаты налога.
В судебной практике выработан подход, согласно которому срок назначения проверки не может быть значительным. Таковым, в частности, признан срок назначения повторной выездной налоговой проверки спустя 1 год и 10 месяцев после представления в налоговый орган налоговой декларации. При возникновении спора суд должен оценить обоснованность доводов налогового органа о сроке назначения проверки в подобных обстоятельствах (определение Верховного суда от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973).
Если налоговый орган не приведет доказательств разумности срока назначения выездной проверки, то решение о проверке будет отменено. К такому выводу пришел Арбитражный суд Северо-Западного округа, рассматривая дело, в котором проверка была назначена спустя 2 года и 11 месяцев после представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации (постановление от 20.08.2018 № Ф07-8502/2018).
Кто в ходе повторной проверки проверяется: налоговый орган или налогоплательщик?
Налогоплательщик. Но когда основанием проверки является решение вышестоящего налогового органа, то в акте повторной проверки, в решении по ее результатам должны быть указаны обстоятельства проверки деятельности налогового органа, проводившего проверку, анализ итогов первоначальной проверки, указаны нарушения, допущенные при первоначальной проверке (определение Верховного Суда от 16.09.2014 № 301-КГ14-1038, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.03.2015 № Ф08-10889/2014).
Есть примеры, когда повторная проверка признавалась недействительной, если она была осуществлена с целью доначисления налогов только по кругу тех обстоятельств и правонарушений, которые были выявлены в результате первоначальной проверки (постановление Президиума ВАС от 03.04.2012 № 15129/11). Названный судебный акт выступил установкой для вышестоящих налоговых органов устранять допущенные нижестоящим налоговым органом процедурные нарушения при рассмотрении апелляционной жалобы, а не назначать повторную проверку.
За исключением такого основания назначения повторной проверки, как представление уточненной декларации, при назначении повторных проверок сохраняется ограничение на период, который может быть охвачен проверкой: три года, предшествующие году принятия решения о ее проведении. Иными словами, чем позже назначается повторная проверка, тем меньший период ею может быть охвачен.
Повторная проверка может проводиться должностными лицами, являющимися сотрудниками любого налогового органа, в том числе того, который проводил первоначальную проверку.
Каких-либо отличий в объеме проводимых в отношении налогоплательщика мероприятий между первоначальной и повторной проверкой нет.
Может ли налогоплательщик быть привлечен к ответственности по итогам повторной проверки?
Применение налоговых санкций в ходе повторных проверок фактически исключено, так как предварительно должен быть в судебном порядке доказан сговор налогоплательщика и должностных лиц налогового органа, который не позволил выявить правонарушения в ходе первоначальной проверки (пункт 10 статьи 89 НК РФ).
Исключение – это повторная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией (пункт 11 статьи 89 НК РФ). В этом случае привлечение организации к ответственности не ставится в зависимость от факта установления сговора налогоплательщика и налогового органа при первоначальной проверке.

Выездная налоговая проверка при реорганизации юридического лица

В случае реорганизации налогоплательщика-организации в отношении неё налоговым органом может быть произведена так называемая внеплановая выездная налоговая проверка.

Такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной проверки. Проводится она независимо от времени проведения и предмета предыдущих выездных проверок. То есть на нее не распространяются установленные п. 5 ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок (не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период).

При этом в рамках данной проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Внимание

Проведение выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией организации является правом налоговых органов, а не обязанностью. То есть при реорганизации организации проверка может и не проводиться.

Необходимо учитывать, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ (п. 1 ст. 50 НК РФ).

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица в силу п. 2 ст. 50 НК РФ возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.

Поэтому проверку деятельности реорганизуемого лица налоговые органы могут провести как в рамках внеплановой выездной налоговой проверки этого лица в соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ, так и в рамках проверки деятельности налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица (письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-02-07/1-435, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2013 по делу N А56-75256/2012 (определением ВАС РФ от 23.12.2013 N ВАС-18603/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2008 N А82-4644/2007-14, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2008 N Ф04-2275/2008(3239-А27-15).

Специальные правила для проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица НК РФ не установлены (письмо Минфина России N 03-02-07/1-48 от 05.02.2009).

Не урегулированы нормами НК РФ и отношения, возникающие в случае осуществления реорганизации налогоплательщика в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Рекомендуемый порядок назначения выездной проверки в отношении налогоплательщика-правопреемника в случае реорганизации в форме присоединения приведен ФНС России в письмах от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ и от 29.12.2012 N АС-4-2/22690:

— в случае, если такое присоединение произошло до начала проверки, решение о назначении выездной налоговой проверки выносится в отношении проверяемого налогоплательщика-правопреемника с отдельным указанием наименования присоединившейся организации (п. 7 письма N АС-4-2/22690);

— в случае, если реорганизация произошла во время проведения проверки, то в решение о проведении выездной налоговой проверки может быть внесено изменение о проведении проверки налогоплательщика-правопреемника с учетом присоединившейся организации, если в отношении данной организации ранее не была проведена проверка по тем же налогам за проверяемый период и если оставшегося времени достаточно для качественного проведения проверки. Если реорганизация происходит в период незадолго до окончания выездной налоговой проверки, что ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля, то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика-правопреемника в части присоединившейся организации (п. 1.2 письма N АС-4-2/13622@, п. 7 письма N АС-4-2/22690).

При этом в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика-правопреемника проверяется деятельность реорганизованного юридического лица за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении такой проверки.

Согласно позиции ФНС России, НК РФ не содержит правовых норм, препятствующих проведению налоговой проверки в случае завершения реорганизации проверяемого юридического лица. Учитывая, что в силу ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником, с момента завершения реорганизации процессуальные документы по продолжающейся проверке оформляются в отношении правопреемника. Требования о представлении документов (информации), решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, акт налоговой проверки и др. оформляются на правопреемника с указанием после наименования лица, в отношении которого проводится (проведена) выездная налоговая проверка «(правопреемник организации _ (наименование))».

Например, в случае, если проверяемая организация до составления акта проверки реорганизована в форме присоединения к другой организации и в отношении этой организации также проводилась выездная налоговая проверка, в актах этих проверок, составляемых в отношении организации-правоприемника, указывается, что один акт составлен в части деятельности присоединенной организации, а второй акт составлен без учета деятельности присоединенной организации (п. 6.3 письма ФНС России N АС-4-2/13622@).

Арбитражная практика также подтверждает, что в обязанность инспекции не входит прекращение выездной налоговой проверки после присоединения проверяемой организации к другой. В связи с чем признают правомерность оформления акта выездной налоговой проверки и решения по ней в отношении правопреемника в случае, если на момент их составления реорганизация общества была завершена (см. постановления АС Северо-Западного округа от 18.02.2015 N Ф07-282/14, ФАС Поволжского округа от 02.07.2014 N Ф06-12043/13 (определением ВС РФ от 21.10.2014 N 306-КГ14-2915 отказано в пересмотре дела), ФАС Западно-Сибирского округа от 31.10.2013 N Ф04-5134/13 (определением ВАС РФ от 06.03.2014 N ВАС-1673/14 отказано в пересмотре дела)).

Более того, суды приходят к выводу, что уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами и требования о предоставлении документов, адресованные организации-правопредшественнику и не исполненные им, в силу НК РФ подлежат исполнению правопреемником и не требуют их повторного направления последнему (постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.11.2014 N Ф04-7885/14).

К аналогичным выводам приходят суды и в случае реорганизации в других формах, например:

— в форме слияния (постановление ФАС Московского округа от 29.07.2014 N Ф05-7868/14);

Отметим, что налогоплательщики попытались оспорить конституционность положения п. 1 ст. 50 НК РФ со ссылкой на то, что по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, допускается вынесение решения в отношении налогоплательщика-правопреемника по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика-правопредшественника. Однако КС РФ признал позицию налогоплательщиков неправомерной, указав, что такое правовое регулирование установлено с учетом возникающего в процессе реорганизации перехода обособленного имущества организации-правопредшественника, которым она должна отвечать по своим обязательствам, к организации-правопреемнику, что позволяет эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога (определения КС РФ от 23.12.2014 N 2885-О и от 29.01.2015 N 200-О).

Соответственно, реорганизация не является обстоятельством, в связи с которым юридическое лицо может избежать выездной проверки.

Стандартный срок для выездной налоговой проверки – два месяца. Если этого срока недостаточно, налоговики имеют право вынести решение о продлении или приостановлении налоговой проверки, и активно этим правом пользуются. Но для этого у них должны быть основания. В этой статье мы расскажем, на каких основаниях могут приостановить выездную проверку, на какой срок, и какие при этом есть права у налогоплательщика и проверяющих.

Что значит «приостановление проверки»

Вопреки названию, проверочные мероприятия на время паузы совсем не прекращаются. Они прекращаются лишь на территории налогоплательщика.

В это время проверяющие сотрудники налоговой инспекции не могут:

  • работать на территории налогоплательщика;
  • осматривать помещения организации и проводить выемку;
  • запрашивать документы у проверяемой компании;
  • опрашивать сотрудников на ее территории.

С того дня, как начинает действовать решение о приостановлении, проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и вернуть все оригиналы документов, которые запрашивали до этого. Но документы, которые получены в ходе выемки, не возвращают.

Внимание!

Если сотрудники налоговой инспекции успели запросить документы до приостановления, вы должны в положенные 10 дней подготовить и предоставить эти документы, даже если 10 дней истекут в то время, когда проверка будет уже «на паузе». Это прямо не прописано в Налоговом кодексе, но такие разъяснения дает Письмо ФНС России от 07.08.2015 № ЕД-4-2/13892@ Таким образом, если за день до приостановления вам выдадут требование, формально проверка прекратится, а по факту для вас продолжится, пока не подготовите нужные документы. Это не будет считаться нарушением со стороны ФНС.

1C-WiseAdvice использует уникальную запатентованную технологию обработки первичных документов («Процессинг»). Это позволяет обеспечить оперативный контроль за состоянием «первички» и в максимально сжатые сроки подготовить документы, которые требует ИФНС в рамках выездной налоговой проверки.

На своей территории продолжать проверочную работу налоговикам никто не запрещает. Они могут анализировать уже имеющуюся информацию, запрашивать документы у третьих лиц, опрашивать третьих лиц и бывших сотрудников организации, проводить экспертизы и т.д. К тому же, в законах нет запрета и на опрос сотрудников налогоплательщика вне его территории. Поэтому налоговики могут вызывать вас и ваших сотрудников к себе для дачи пояснений даже во время паузы.

Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?

По сути приостановить проверку – это значит просто не беспокоить налогоплательщика на его территории определенное время.

Основания для приостановления выездной налоговой проверки

Все основания для приостановления выездной проверки прописаны в п. 9 ст. 89 Налогового кодекса РФ.

Налоговики могут поставить проверку на паузу, если нужно:

  1. Запросить документы у контрагентов или других третьих лиц.
  2. Запросить информацию в иностранных госорганах.
  3. Провести экспертизу.
  4. Перевести полученную от налогоплательщика документацию, если она на иностранном языке.

Только эти основания могут стать поводом приостановить проверку. По другим причинам этого делать нельзя!

Причем по первому пункту есть и дополнительное ограничение: приостанавливать проверку для получения документов от контрагента можно только один раз по каждому контрагенту.

На какой срок можно прервать проверку

В Налоговом кодексе прописан только максимальный срок приостановки налоговой проверки – 6 месяцев. Кодекс не устанавливает ни минимальный срок приостановления выездной налоговой проверки, ни количество перерывов, допустимых для одной проверки. Из этого следует, что налоговики могут брать паузу любой продолжительности сколько угодно раз, главное не превысить общий лимит в 6 месяцев.

К этим шести месяцам налоговые органы могут прибавить еще три, но только в одном случае: если основанием для паузы была необходимость запросить документы в иностранных госорганах, но в положенный срок их получить не удалось.

Приостанавливать проверочные мероприятия можно и во время продления.

Продление налоговой проверки

Как оформляется приостановление проверки

Руководитель или заместитель проверяющей инспекции должны оформить решение о приостановлении по форме КНД 1160071, утвержденной Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Выглядит она так:

В решение ИФНС вписывает причину приостановления проверки. Если нужно запросить документы у контрагента, указывает этого контрагента. Но это не значит, что во время паузы налоговики не могут параллельно запрашивать документы и у других контрагентов. В нормативных документах нет таких ограничений, и суды не признают это нарушением со стороны налоговых органов. Более того, по мнению судей, нет нарушения даже в том, что в решении о приостановлении совсем не указаны контрагенты, у которых будут запрашивать документы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2010 № А05-4432/2010).

Налогоплательщики имеют право получать копии решений налоговых органов (пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ), поэтому налоговики должны сообщить ему о решении приостановить проверку. Но в какой срок – это в Кодексе не указано. Минфин России в письме от 07.07.2008 № 03-02-07/1-249 тоже говорит, что о приостановлении и возобновлении проверки нужно сообщать налогоплательщику, но сроков нет и в этом письме. Поэтому если налоговики вам вручат уведомление позже, чем начнётся перерыв в проверке, – это не будет нарушением с их стороны. Судебная практика в этом вопросе на стороне налоговых органов.

Когда налоговики решат возобновить проверку, они заполняют форму КНД 1160073.

Выглядит она так:

Со дня возобновления снова начинается отсчет времени, отведенного на выездную налоговую проверку.

Чем грозит приостановление проверки для налогоплательщика

На практике право приостановить проверку налоговые органы используют для того, чтобы затянуть проверку, выиграть время, копнуть глубже и «нарыть» побольше.

Например, сотрудники ИФНС получают от контрагента запрашиваемые документы, но проверку не возобновляют, а продолжают работать на своей территории, проводить опросы и т.д. В нормативных документах нет обязанности возобновить проверку сразу после того, как будут получены документы, и проверяющие этим пользуются. Суды в этом вопросе чаще встают на сторону ИФНС, мотивируя тем, что общий срок приостановления в шесть месяцев не нарушен.

Другими словами, для налоговиков приостановление – это еще один способ продлить выездную налоговую проверку. Это ставит налогоплательщика в невыгодное положение и дает налоговикам больше шансов найти повод для доначислений и штрафов.

Компании, которые находятся у нас на обслуживании, могут быть уверены в том, что мы не оставим их один на один с проверяющими. Мы подготовим ответы на запросы и требования, если нужно привлечем налогового адвоката и поможем пройти проверку с минимальными доначислениями.

Мы говорим «минимальными», потому что почти все выездные проверки заканчиваются доначислениями. По отчету ФНС за 9 месяцев 2018 года проверили 9 676 организаций, нарушения были выявлены в 9 524 организациях, т.е. у 98% проверенных.

Но можно свести к минимуму вероятность самой проверки.

Что для этого делаем мы:

  1. Ведем налоговый учет и формируем отчетность осознанно, с пониманием возможных рисков.
  2. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, там, где это возможно и не противоречит требованию законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.
  3. Анализируем и выдерживаем в отчетах сотни контрольных соотношений, на которые опирается ИФНС, когда принимает решение о более тщательной проверке налогоплательщика.

Связаться с экспертом