Органы государственного жилищного надзора

Жилищным законодательством Российской Федерации установлен правовой статус общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, полномочия общего собрания собственников, компетенция, порядок проведения, фиксации решений, их оформление и т.д.

Согласно ст. 44, 45 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия.

При осуществлении проверок по вопросам соблюдения требований Жилищного кодекса РФ при проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома Госжилинспекцией определяется наличие либо отсутствие кворума, устанавливаются (в случае наличия) другие нарушения касающиеся процедуры проведения общего собрания. Также в Госжилинспекцию для дачи пояснений по вопросу проведенного общего собрания приглашается председатель (инициатор) общего собрания собственников помещений дома.

Из системного толкования положений п. 2 ч.5, ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ следует, что решение общего собрания о выборе управляющей компании может быть оспорено только в судебном порядке. Результаты проверки инспекцией законности принятия решения общего собрания собственников помещений о выборе управляющей компании не имеют силы решения суда о признании решения общего собрания собственников многоквартирного дома недействительным (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу № А14-2009/2013).

Следовательно, в случае выявления Госжилинспекцией при проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих о том, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей компании принято с нарушением требований Жилищного кодекса РФ, устранение такого нарушения не может производиться в административном порядке путем выдачи предписания.

Поэтому обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием нарушения требований Жилищного кодекса РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей компании подлежат проверке и установлению только в судебном порядке (решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.03.2014 № А36-5491/2013).

С учетом вышеизложенного, в случае установления по результатам проверки факта отсутствия кворума или получения от председателя (инициатора) общего собрания информации об отсутствии факта проведения общего собрания Госжилинспекция обращается в суд с иском о признании протокола общего собрания собственников помещений недействительным.

Рассмотрение вопроса фальсификации подписей собственников помещений многоквартирного дома при проведении общего собрания не входит в компетенцию Госжилинспекции.

За 2017 г. Госжилинспекцией Липецкой области подано 17 исковых заявлений о признании протоколов общих собраний недействительными, 11 протоколов общих собраний признаны недействительными, по 6 протоколам идет процесс судебного разбирательства.

ГУБЕРНАТОР КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2016 года № 286-пг

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре», постановлением Губернатора Курской области от 06.04.2010 № 91-пг «Об определении структуры исполнительных органов государственной власти Курской области»постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной жилищной инспекции Курской области.

2. Признать утратившими силу постановления Губернатора Курской области по перечню согласно приложению.

Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждено
постановлением
Губернатора Курской области
от 25 октября 2016 года № 286-пг

I. Общие положения

1. Государственная жилищная инспекция Курской области (далее — инспекция) является органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Курской области, и находится в непосредственном подчинении Губернатора Курской области.

2. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Курской области, законами и иными нормативными правовыми актами Курской области, указаниями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, настоящим Положением.

3. Инспекция взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Курской области и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам, отнесенным к компетенции инспекции, в порядке, установленном действующим законодательством.

4. Инспекция является юридическим лицом, имеет лицевые счета в комитете финансов Курской области и (или) Управлении Федерального казначейства по Курской области, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

5. Положение, структура, штатная численность инспекции утверждаются Губернатором Курской области.

6. Государственные жилищные инспекторы имеют служебные удостоверения единого образца.

7. Расходы на содержание инспекции осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных на содержание исполнительных органов государственной власти Курской области.

8. Инспекция для выполнения возложенных на нее задач и функций обеспечивается необходимыми помещениями, средствами связи, транспортом, техническими средствами контроля и другими материально-техническими ресурсами.

9. Место нахождения: 305000, г. Курск, Красная площадь, д. 6.

II. Основные задачи инспекции

2. Основными задачами инспекции являются:

2.1. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее — обязательные требования) посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений и деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2.2. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в инспекции.

2.3. Организация и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, работающих в инспекции.

III. Функции инспекции

3.1. Инспекция осуществляет следующие функции:

3.1.1. Осуществление регионального государственного жилищного надзора в Курской области в порядке, установленном Администрацией Курской области.

3.1.2. Осуществление приема и учета следующих документов, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством в инспекцию:

копии решений о создании товариществ собственников жилья;

копии реестров членов товариществ собственников жилья;

копии уставов товариществ собственников жилья;

выписки из протоколов общих собраний членов товариществ собственников жилья о принятии решений о внесении изменений в устав товарищества собственников жилья с копиями текстов соответствующих изменений;

уведомления о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Курской области предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

уведомления о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта (с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, справки банка об открытии специального счета);

сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах;

сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете;

уведомления о принятом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решении о смене способа управления многоквартирным домом с приложением копии этого решения;

копии актов приема-передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением многоквартирным домом документов, подписанных организацией, ранее управлявшей многоквартирным домом, и организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом.

3.1.3. Проведение обследования жилищного фонда при проведении проверок соблюдения обязательных требований в соответствии с действующим законодательством.

3.1.4. Выдача лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

3.1.5. Осуществление лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

3.1.6. Осуществление информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3.1.7. Ведение реестра лицензий Курской области и внесение в него изменений в соответствии с действующим законодательством.

3.1.8. Осуществление контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств.

3.1.9. Оказание бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции инспекции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан, категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

3.1.10. Обращение в суд с заявлениями:

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;

5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации;

6) об аннулировании лицензии на основании решения лицензионной комиссии.

3.1.11. Осуществление подготовки проектов актов Курской области, методических документов по вопросам своей компетенции, оказание консультационной помощи заинтересованным лицам в соответствии с предоставленными полномочиями.

3.1.12. Организация и обеспечение через соответствующий орган (работника) мобилизационной подготовки и мобилизации в инспекции.

3.1.13. Организация приема граждан, обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан по вопросам, относящимся к компетенции инспекции.

3.1.14. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности инспекции.

3.1.15. Обеспечение защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1.16. Обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными задачами и в пределах своей компетенции.

3.1.17. Организация и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, работающих в инспекции.

3.1.18. Осуществление контроля за деятельностью Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области».

3.1.19. Осуществление выдачи и аннулирования квалификационного аттестата.

3.1.20. Ведение реестра квалификационных аттестатов.

3.2. Должностные лица инспекции:

3.2.1. Выдают предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

3.2.2. Составляют протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривают дела об указанных административных правонарушениях и принимают меры по предотвращению таких нарушений.

3.2.3. Направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

IV. Права инспекции

4. Инспекция имеет право:

4.1. Запрашивать и получать на основании письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан справочные и информационные материалы, необходимые для реализации возложенных на нее функций и предоставления услуг.

4.2. Беспрепятственного доступа на все подконтрольные объекты, находящиеся на территории Курской области, при предъявлении должностным лицом инспекции служебного удостоверения и вручении копии распоряжения о проведении проверки.

4.3. Привлекать в установленном порядке представителей органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, иных органов, а также привлекать независимых экспертов, организации для оказания консультационных услуг и подготовки заключений по вопросам деятельности инспекции.

4.4. Участвовать в работе межведомственных комиссий по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и иных комиссий по вопросам деятельности инспекции.

4.5. Осуществлять взаимодействие с органами муниципального жилищного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

V. Организация деятельности

5.1. Руководство инспекцией осуществляет начальник инспекции — главный государственный жилищный инспектор Курской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Курской области по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

5.2. Начальник инспекции:

назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников инспекции (за исключением заместителей начальника инспекции);

применяет к работникам инспекции (за исключением заместителей начальника инспекции) поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с действующим законодательством;

несет персональную ответственность за организацию деятельности инспекции и выполнение возложенных на нее задач и функций, без доверенности действует от имени инспекции, представляет ее интересы во всех органах и организациях, заключает договоры и в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом инспекции;

издает в пределах своей компетенции приказы;

утверждает штатное расписание инспекции, положения о структурных подразделениях инспекции, должностные регламенты государственных гражданских служащих (за исключением заместителей начальника инспекции) и должностные инструкции работников инспекции в соответствии с действующим законодательством;

организует и обеспечивает исполнение полномочий, возложенных на инспекцию, согласно его должностному регламенту, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области.

Начальник инспекции, заместители начальника инспекции от имени инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Курской области от 4 января 2003 года N 1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области».

5.3. Начальник инспекции имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Курской области в установленном порядке.

Заместители начальника инспекции осуществляют отдельные полномочия начальника инспекции в соответствии с их должностными регламентами.

VII. Реорганизация и ликвидация инспекции

Реорганизация и ликвидация инспекции производятся в установленном действующим законодательством порядке.

Приложение. ПЕРЕЧЕНЬ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ГУБЕРНАТОРА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИЗНАННЫХ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

Приложение
к постановлению
Губернатора Курской области
от 25 октября 2016 года N 286-пг

1. Постановление Губернатора Курской области от 29.05.2000 № 333 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Курской области».

2. Постановление Губернатора Курской области от 07.10.2010 № 386-пг «О внесении изменений в Положение о государственной жилищной инспекции Курской области, утвержденное постановлением Губернатора Курской области от 29.05.2000 N 333 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Курской области».

3. Постановление Губернатора Курской области от 24.12.2010 № 477-пг «О внесении изменения в Положение о государственной жилищной инспекции Курской области».

4. Постановление Губернатора Курской области от 07.09.2011 № 377-пг «О внесении изменений в Положение о государственной жилищной инспекции Курской области».

5. Постановление Губернатора Курской области от 02.11.2011 № 448-пг «О внесении изменений в Положение о государственной жилищной инспекции Курской области».

В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

ЖК РФ проводит разграничение между контролем и надзором в жилищной сфере в зависимости от тех органов, которые осуществляют соответствующую деятельность. Согласно ст. 20 ЖК РФ жилищный надзор осуществляется исключительно органами исполнительной власти субъектов РФ, а жилищный контроль в принципе может производиться как государственными органами, так и органами местного самоуправления.

Из определений, закрепленных в ст. 20 ЖК РФ, понятий государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля следует, что деятельность по надзору предполагает проведение проверок соблюдения соответствующих обязательных требований применительно к жилищному фонду независимо от формы собственности, а муниципальный жилищный контроль касается лишь проверок соблюдения требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда.

Данная норма права предусматривает осуществление органами публичной власти и общественными организациями мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в жилищно-коммунальной сфере, в том числе в сфере создания и деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Соответственно, для реализации указанных мероприятий осуществляются государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль, а также общественный жилищный контроль.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Для регулирования вопросов, возникающих в сфере нарушения жилищных прав граждан, Правительством РФ было принято Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», устанавливающее порядок осуществления жилищного надзора, во исполнение которого были созданы соответствующие службы и инспекции.

Инспекция государственного жилищного надзора выполняет сразу несколько задач. Она может быть и органом надзора, и органом контроля. В соответствии с п. 2.3 ст. 20 ЖК РФ Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. В первую очередь деятельность службы направлена на выявление нарушений в работе юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют управление многоквартирными домами, отвечают за их содержание, ремонт и корректную эксплуатацию инженерного оборудования. Государственная жилищная инспекция как орган государственного контроля фактически формирует выбор собственниками той или иной управляющей организации посредством выдачи им лицензий и их аннулирования.

Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственного жилищного надзора производится в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных частями 4.1 – 4.3 ст.20 ЖК РФ.

Наряду с государственным жилищным надзором законодательством предусмотрен также муниципальный жилищный контроль, осуществляемый органами местного самоуправления, уполномоченными на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда.

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений; направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса; о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива; о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными и др.

В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров

в гражданском и арбитражном процессе З.А. Медведева

С 2013 года действует Закон Саратовской области от 13 ноября 2012 года № 167-ЗСО «О введении на территории Саратовской области патентной системы налогообложения».
С 1 января 2017 года в Законе установлена ежегодная индексация максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2016 года № 698 на 2017 год установлен коэффициент-дефлятор в размере 1,425.
Выгода:
патент выдается с любой даты, на период от 1 до 12 месяцев;
учет доходов от реализации ведется в книге учета доходов;
налоговая декларация в налоговые органы не предоставляется.
цена на патенты одна из самых низких в России;
64 вида предпринимательской деятельности;
цена патента зависит от места ведения предпринимательской деятельности — от муниципального образования.
С 1 июня 2015 года на территории Саратовской области действует Закон Саратовской области от 28 апреля 2015 года № 57-ЗСО «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной и (или) патентной систем (системы) налогообложения на территории Саратовской области». Законом установлены двухлетние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности (перечень установлен законом) в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере предоставления бытовых услуг населению.
С 1 января 2017 года Законом Саратовской области от 25 ноября 2016 года № 148-ЗСО «О внесении изменений в статью 1 Закона Саратовской области «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной и (или) патентной систем (системы) налогообложения на территории Саратовской области» увеличен предельный размер доходов c 18 млн. рублей до 36 млн. рублей (за налоговый период), позволяющих использовать налоговую ставку 0 процентов по упрощенной системе налогообложения.
Выгода:
налог 0%;
83 вида предпринимательской деятельности;
«налоговые каникулы» действуют в регионе до конца 2020 года.
Законом Саратовской области от 25 ноября 2015 года № 152-ЗСО «Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков на территории Саратовской области» установлена пониженная налоговая ставка в размере 2% вместо 6% для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы» и осуществляющих деятельность в области ремесел и народных художественных промыслов, научных исследований и разработок, в сферах дошкольного образования детей и дополнительного образования детей и взрослых, дневного ухода за детьми, предоставления социальных услуг.
Министерство экономического развития Саратовской области рекомендует организациям и индивидуальным предпринимателям, относящимся к субъектам малого предпринимательства, ознакомиться с принятыми законами по специальным налоговым режимам. По интересующим вопросам необходимо обращаться на телефон «горячей линии» министерства экономического развития Саратовской области 8 (8452) 26-45-50.
Кроме того, с условиями применения специальных налоговых режимов можно ознакомиться на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru (путь поиска: Налогообложение в РФ/ Действующие в РФ налоги и сборы/ Специальные налоговые режимы) или перейдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn64/taxation/taxes/.

Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

1. Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее — обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

1.1. Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

2. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее — органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.1. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

2.2. При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2.3. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, муниципального жилищного контроля, направление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.

4. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

4.1. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале осуществления указанной деятельности;

1.1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

4.2. Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе. Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

4.3. Проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.

4.4. Информация об указанных в части 4.2 настоящей статьи нарушениях, размещенная в системе для органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля, является официальной информацией, поступившей в данные органы, и основанием для проведения внеплановой проверки.

5. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 настоящего Кодекса, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

6. Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;

2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;

5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом.

7. Государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

8. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.